Мотивация семейной жизни доклад

Обновлено: 18.05.2024

Изучение этого вопроса является прерогативой социальных психологов. В нем выделяются следующие аспекты: мотивы поиска брачного партнера, мотивы семейной жизни, мотивы разводов.

Среди мотивов поиска брачного партнера, по данным Н. Ф. Федотовой и Л. А Филипповой (1977), наиболее часто указытаются: стремление к половой близости, желание проявлять заботу (эти мотивы чаще отмечаются мужчинами), желание испытывать заботу (чаще отмечается женщинами), желание любить и быть любимым (чаще — у женщин), стремление найти подобного себе человека, желание быть понятым. Мотивация на организацию семьи сильнее выражена у женщин, чем у мужчин (Н. Г. Юркевич, 1970).

3. И. Файнбург (1970) сводит мотивацию брака к трем основным причинам: биологической, социально-культурной и экономической.

Эстонским социологом Э. Тийт (1975) выделено три группы целей вступления в брак: совместное воспитание детей, развитие супругов как личностей (включая увлечения на досуге и интенсивное и содержательное внутрисемейное общение) и создание своего домашнего очага с приданием ему своеобразия и уюта.

Эта домостроевская форма взаимоотношений супругов с развитием цивилизации и эмансипации женщин все больше заменяется другой, при которой жена ведет самостоятельную трудовую и общественную жизнь, сама зарабатывает и обеспечвр вает свое существование. Отсюда и появление в последние годы большого количества гражданских браков, семей без отцов.

В сложном комплексе причин, вызывающих распад семьи, одно из первых мест занимает неудовлетворение имеющихся у супругов потребностей и ожиданий. Каждый из супругов, к моменту вступления в брак, под влиянием родителей и личного опыта имеет сложившееся представление об оптимальном, с его точки зрения, образе жизни семьи. Нередко эти представления, связанные с имеющимися у них потребностями, привычками, интересами, оказываются противоречивыми. Так, поданным С. И. Голода (1984), главным фактором стабильности семьи у мужчин и женщин являются дети. Однако по значимости других факторов наблюдается некоторое расхождение. У мужчин далее идут секусуальная гармония, дружеская расположенность и взаимная общность, а у женщин — духовная общность, дружеская расположенность и лишь после этого — сексуальная гармония.

Противоречивыми могут оказаться и потребности супругов в сфере исполнения семейных ролей (например, кто должен быть лидером). Выделяют четыре основные супружеские роли: сексуальный партнер, друг, опекун, покровитель. При их выполнении реализуются четыре соответствующие потребности: сексуальная, потреб

ность в эмоциональной связи и теплоте в отношениях, потребность в опеке и бытовые потребности. Характер супружеских отношений определяется тогда либо взаимозаменяемостью этих ролей либо присутствием всех этих четырех ролевых позиций (хотя какая-то из них может главенствовать), иначе супружество становится ущербным.

Эти данные нашли подтверждение в работе А. Аугустинавичюте (1981), которая показала, что в 17 из 19 благополучных пар супруги дополняли друг друга: если один из них относился к мыслительному типу, то другой — к эмоциональному; если один — к сенсорному, то другой — к интуитивному, если один был экстравертом, то другой — интровертом.

Несовпадения могут быть и по потребностям общения, проведения досуга, наличия детей, удовлетворения материальных'запросов и т. д. Так, большинство мужей хотят иметь только одного ребенка, а 40% жен — больше. Расходятся мнения мужей и жен по вопросу, когда лучше обзавестись ребенком.

Независимо от прочности брака у мужчин ведущей остается профессиональная деятельность, в то время как у женщин преобладает ориентация на специфические семейные ценности (Н. Ф. Федотова и Л. А. Филиппова). Совместная жизнь требует готовности супругов к компромиссу, умения считаться с потребностями другого, подавляя часто свои собственные. Неумение найти правильную линию поведения приводит к такому обострению противоречий, при котором удовлетворение потребностей каждого из супругов в данной семье становится трудным или же вообще невозможным. Это приводит к конфликтам и, через некоторое время, к распаду семьи.

В. Е. Семенов (1973), проанализировавший литературные произведения о любви и браке, написанные мужчинами и женщинами. Оказалось, что в зависимости от пола автора меняется видение им семейной жизни.

Авторы-мужчины воссоздают в своих произведениях стереотипный образ мужа как яркой, оригинальной, творческой личности, а жены — как скромной, заботливой подруги, не блещущей своими способностями. Жена не способна разделить высокие интересы и занятия мужа, если же живет его интересами, то лишь в роли помощницы, секретаря. В свою очередь женщины-писательницы создают эмансипированный образ жены, более яркой и творческой, чем ее заурядный, самоуспокоенный и самодовольный муж. Брак в их описании обычно неудачен и кончается разводом.

Значительное место в создании психологического климата в семье занимает удовлетворение ролевый потребностей супругов: матери — отца, мужа — жены, хозяина — хозяйки, женщины — мужчины, главы семьи. Важно и удовлетворение потребности в информированности супругов о различных сторонах жизни партнера. Высокий уровень взаимной информированности супругов создает основу для формирования в семье доверительный отношений. Нежелание супругов.информировать друг друга о своих делах, намерениях, планах порождает подозрительность, взаимное недоверие, эмоциональное напряжение, снижает уровень удовлетворенности браком, провоцирует возникновение конфликтов.

Говоря о мотивации семейной жизни, нельзя обойти вопрос о планировании численности семьи, т. е. о рождении детей. К сожалению, чаще всего изучаются только мотивы отказа супругов от многодетности. Среди них на первом месте стоит фактор возраста: большинство семей считает, что рожать надо в возрасте 24-26 лет. В связи с этим количество детей, рожаемых в более позднем возрасте, резко уменьшается, и тем сильнее, чем старше супруги. Второй мотив — это плохие материальные и жилищные условия.

В то же время мотивы рождения детей в многодетных семьях остаются вне поля внимания исследователей.

Изучение этого вопроса является прерогативой социальных психологов. В нем выделяются следующие аспекты: мотивы поиска брачного партнера, мотивы семейной жизни, мотивы разводов.

Среди мотивов поиска брачного партнера, по данным Н. Ф. Федотовой и Л. А. Филипповой (1977), наиболее часто указываются: стремление к половой близости, желание проявлять заботу (эти мотивы чаще отмечаются мужчинами), желание испытывать заботу (чаще отмечается женщинами), желание любить и быть любимым (чаще — у женщин), стремление найти подобного себе человека, желание быть понятым. Мотивация на организацию семьи сильнее выражена у женщин, чем у мужчин (Н. Г. Юркевич, 1970).

З.И. Файнбург (1970) сводит мотивацию брака к трем основным причинам: биологической, социально-культурной и экономической.

Эстонским социологом Э. Тийт (1975) выделено три группы целей вступления в брак: совместное воспитание детей, развитие супругов как личностей (включая увлечения на досуге и интенсивное и содержательное внутрисемейное общение) и создание своего домашнего очага с приданием ему своеобразия и уюта.

В сложном комплексе причин, вызывающих распад семьи, одно из первых мест занимает неудовлетворение имеющихся у супругов потребностей и ожиданий. Каждый из супругов, к моменту вступления в брак, под влиянием родителей и личного опыта имеет сложившееся представление об оптимальном, с его точки зрения, образе жизни семьи. Нередко эти представления, связанные с имеющимися у них потребностями, привычками, интересами, оказываются противоречивыми. Так, по данным С. И. Голода (1984), главным фактором стабильности семьи у мужчин и женщин являются дети. Однако по значимости других факторов наблюдается некоторое расхождение. У мужчин далее идут сексуальная гармония, дружеская расположенность и взаимная общность, а у женщин — духовная общность, дружеская расположенность и лишь после этого — сексуальная гармония.

Противоречивыми могут оказаться и потребности супругов в сфере исполнения семейных ролей (например, кто должен быть лидером). Выделяют четыре основные супружеские роли: сексуальный партнер, друг, опекун, покровитель. При их выполнении реализуются четыре соответствующие потребности: сексуальная, потребность в эмоциональной связи и теплоте в отношениях, потребность в опеке и бытовые потребности. Характер супружеских отношений определяется тогда либо взаимозаменяемостью этих ролей либо присутствием всех этих четырех ролевых позиций (хотя какая-то из них может главенствовать), иначе супружество становится ущербным.

Эти данные нашли подтверждение в работе А. Аугустинавичюте (1981), которая показала, что в 17 из 19 благополучных пар супруги дополняли друг друга: если один из них относился к мыслительному типу, то другой — к эмоциональному; если один — к сенсорному, то другой — к интуитивному, если один был экстравертом, то другой — интровертом. Подобного дополнения в 20 разведенных парах не было.

Несовпадения могут быть и по потребностям общения, проведения досуга, наличия детей, удовлетворения материальных запросов и т. д. Так, большинство мужей хотят иметь только одного ребенка, а 40 % жен — больше. Расходятся мнения мужей и жен по вопросу, когда лучше обзавестись ребенком.

Независимо от прочности брака у мужчин ведущей остается профессиональная деятельность, в то время как у женщин преобладает ориентация на специфические семейные ценности (Н. Ф. Федотова и Л. А. Филиппова). Совместная жизнь требует готовности супругов к компромиссу, умения считаться с потребностями другого, подавляя часто свои собственные. Неумение найти правильную линию поведения приводит к такому обострению противоречий, при котором удовлетворение потребностей каждого из супругов в данной семье становится трудным или же вообще невозможным. Это приводит к конфликтам и, через некоторое время, к распаду семьи.

Значительное место в создании психологического климата в семье занимает удовлетворение ролевых потребностей супругов: матери — отца, мужа — жены, хозяина — хозяйки, женщины — мужчины, главы семьи. Важно и удовлетворение потребности в информированности супругов о различных сторонах жизни партнера. Высокий уровень взаимной информированности супругов создает основу для формирования в семье доверительных отношений. Нежелание супругов информировать друг друга о своих делах, намерениях, планах порождает подозрительность, взаимное недоверие, эмоциональное напряжение, снижает уровень удовлетворенности браком, провоцирует возникновение конфликтов.

Говоря о мотивации семейной жизни, нельзя обойти вопрос о планировании численности семьи, т. е. о рождении детей. К сожалению, чаще всего изучаются только мотивы отказа супругов от многодетности. Среди них на первом месте стоит фактор возраста: большинство семей считает, что рожать надо в возрасте 24–26 лет. В связи с этим количество детей, рожаемых в более позднем возрасте, резко уменьшается, и тем сильнее, чем старше супруги. Второй мотив — это плохие материальные и жилищные условия.

В то же время мотивы рождения детей в многодетных семьях остаются вне поля внимания исследователей.

Каждый человек уникален и неповторим, оборотной стороной этой уникальности является фатальное одиночество. Осознание уникальности своего бытия и неповторимости личностных качеств и проявлений толкает человека к преодолению одиночества. Нужно, чтобы кто-то понял, принял его, необходимо стать кому-то нужным. Человек жаждет любить и быть любимым. Найти это он предполагает в браке.

Семья – это ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак – легитимное признание тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства и партнерства, которые сопровождаются рождением детей.

Брачно-семейные отношения формируются и развиваются как отражение многообразных и многовариантных межличностных контактов, а также системы ценностей супругов. Последние играют ключевую роль в мотивации вступления в брак. А мотивы вступления в брак в значительной мере определяют успешность будущих семейных отношений. Поэтому рассмотрение мотивов вступления в брак у мужчин и женщин является актуальным.

В психологической парадигме понимание данной проблемы нашло свое отражение в работах таких ученых-психологов, как: Голод С. И, Андреева Т. В., Шнейдер Л. Б., Добрович А. Б., Федорова Т. А., Самоукина Н.В., Шапиро Б. Ю., Волкова А. Н., Штильбанс В. И., Гозман Л. Я., Панкова Л. П., Сысенко В. А., Абалакина М. А. и другие.

Объектом реферативной работы является брак (супружеские отношения).

Предметом – мотивы вступления в брак у мужчин и женщин.

Цель работы: изучить мотивы вступления в брак у мужчин и женщин.

Для достижения цели и доказательства гипотезы выдвинуто ряд задач:

· сформулировать определение брака, выявить значение брака в жизни человека;

· формулировка основных мотивов вступления в брак;

· узнать, как же подготовиться к браку, чтобы он был удачным.

1. Понятие брака, его значение в жизни человека

Брак представляет собой одну из важнейших сфер действия морали, выступающей наряду с правом, в качестве основного регулятора взаимоотношений супругов. Брак и семья присущи каждой общественно – экономической формации. С течением времени эти отношения изменяются, но не исчезают.

Любой брак начинается со знакомства. В прошлые века эту обязанность на себя брали родители. Брак был великим событием не только для молодых, но и для всего рода. В настоящее время проблема знакомства и последующего заключения брака – дело исключительно молодых людей. Но это не значит, что в этом нет своих недостатков, молодежь зачастую недостаточно образована в вопросах брака и семьи. Поэтому часто вступление в брак – это не до конца осознанный шаг, в результате которого возникают проблемы в семье, и статистика безжалостно констатирует большое количество разводов.

В качестве такого института брак функционирует в двух направлениях:

1. Регулирование личных половых отношений.

2. Регулирование передачи и получения наследства, правопреемства и общественного порядка, что является его более древней и изначальной функцией.

Создаваемая в браке семья сама укрепляет институт брака, наряду с нравами, регулирующими отношения собственности. К другим потенциальным факторам устойчивости брака относятся достоинство, тщеславие, рыцарский дух, долг и религиозные убеждения.

Однако, хотя браки могут одобряться или не одобряться свыше, они едва ли заключаются на небесах. Человеческая семья является явно выраженным человеческим институтом, эволюционным обретением. Брак есть общественный, а не религиозный институт. Конечно, религия должна оказывать ощутимое воздействие на брак, однако ей не следует пытаться подчинить его своему исключительному управлению и контролю.

Говоря об отношениях на уровне социальных общностей, то можно отметить, что брак и брачные отношения рассматриваются как организм, способный существовать и функционировать даже, если его составляющие (члены) находятся на большом расстоянии друг от друга, способный подчиняться закону развития, то есть облик семьи претерпевает со временем изменения: семья может перестроиться, разделиться, дать начало другой.

Брак основа и ядро семьи – это санкционированная обществом (как правило, закрепленная законодательным актом или религиозным обрядом), социально и личностно целесообразная форма половых отношений.

Существуют различные формы брака. Эндогамный брак – это брак между мужчиной и женщиной, принадлежащих к одной социальной групе. Экзогамный брак – брак между мужчиной и женщиной, принадлежащих разным социальным группам.

Другим критерием типологии браков и супружества может служить численность партнеров, вступающих в семейно-родственные отношения. По этому критерию различают моногамный брак, заключаемый между одним мужчиной и одной женщиной, и полигамный брак, состоящий из нескольких партнеров. Последний тип подразделяется на два отдельных вида: полигиния - брак одного мужчины с двумя и более женщинами, и полиандрия - брак нескольких мужчин с одной женщиной.

Гостевой брак. Этот термин пришел из Франции. Супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2-3 раза в неделю: и женаты, и свободны одновременно.

Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку – общественному положению, возрасту, доходу и т. д.

Почему брак так важен? Многие испытали в жизни по два, а то и по три брака. Но идеалом брака является прожить всю жизнь с одним человеком, которому можно полностью посвятить себя. Брак обеспечивает возможность для максимального духовного роста. Очень важно сохранить взаимную преданность, чтобы вместе преодолевать все невзгоды, которые могут встретиться на пути. Совместное преодоление супругами трудностей крепит союз двух сердец. В наше время развод стал общедоступным, к нему прибегают чтобы отмахнуться от сложностей.

Дает ли брак преимущества? Он благоприятен для здоровья – как духовного, так и физического. Исследования показали, что у людей, состоящих в браке, увеличивается продолжительность жизни. По сравнению с женатыми, у одиноких мужчин в 3 раза выше вероятность смерти от алкоголизма. Замечено, что люди, состоящие в браке меньше подвержены заболеваниям, реже становятся жертвами несчастных случаев, а если и болеют, то выздоравливают быстрее.

Какова польза брака для духовного здоровья? Доказано, что люди, состоящие в браке легче преодолевают стрессовые ситуации, меньше страдают от одиночества. Неправильно было бы сказать, что брак не сопряжен с проблемами. Проблемы существуют, и их несложно заметить в своей семье или в семье друзей. Но в любом случае, если сравнить жизнь супружеских пар и людей одиноких, супруги, безусловно находятся в лучшем положении, и материально и духовно.

В конечном итоге брак несет в себе преимущества для общества. Общество одиночек проигрывает обществу, состоящему из супружеских пар. Последнее - более законопослушно, потому что каждый член семьи привык заботиться о других. Напротив, люди, вышедшие из неполных семей, более склонны к совершению преступлений. 90% тяжких преступлений совершается одинокими людьми. 75% молодых людей, находящихся в наркологических клиниках и в тюрьмах, выросли в неполных семьях. Это веское доказательство преимуществ брака и семьи. Лучший способ победить преступность, наркоманию и алкоголизм - это укрепление семьи.

Мы вступаем в брак не ради себя, а ради блага своего партнера. Выбирая будущего спутника жизни, нельзя ориентироваться лишь на привлекательную внешность или финансовое благосостояние. Люди должны жить друг ради друга, и этот же принцип применим и к браку. Не имеет значения, насколько необразован или неказист ваш будущий супруг; вступая с ним в брак, вы должны чувствовать, что будете любить его больше, чем если бы он был блестяще образован и ослепительно красив. Нам следует осознать бесценность брака, привести свою семейную жизнь в соответствие с истинной любовью и создать истинные семьи.

2. Мотивы вступления в брак

Создание семьи - одно из самых важных событий в жизни любого человека. Каковы же психологические предпосылки принятия подобного решения? Каковы мотивы вступления в брак у женщины и мужчины? Попробую ответить на эти вопросы, разобрав различные варианты взаимоотношений между людьми, собирающимися сочетаться браком.

Взаимная любовь

Обстоятельства.

Улучшение материального положения.

Традиции.

Безысходность.

Одиночество.

Подражание.

Амбиции.

Совеем другое дело - амбиции. Амбициозные люди решаются на брак только после того, как достигнут цели, которую поставили перед собой сами или которую определил для них любимый человек. Причем иногда процесс достижения цели так увлекает их, что сама цель в результате становится неинтересной.

Упрямство.

Если в человеке силен дух противоречия и он с детства делает все наперекор родителям и друзьям, то и в зрелом возрасте он будет принимать решение вопреки чьим-то советам.

Безрассудство.

Обида.

После ссоры с любимым (любимой), назло ему или от обиды, человек может решиться на брак с кем-то другим. Но злость на любимого человека может обернуться ненавистью к супругу (супруге) и иметь трагические последствия. Нередко после примирения любящих сторон или осознания ошибки подобные помолвки или браки расторгаются.

Жалость.

Самоутверждение.

Порой, создавая семью, человек движим желанием самоутвердиться. Он считает, что только такое решение избавит его от психологического (физического) давления окружающих. После вступления в брак для него возможны три варианта:

Экстремалы.

Есть люди, которым в жизни постоянно не хватает впечатлений, как положительных, так и отрицательных. Для них вступление в брак может быть сродни очередному приключению. По той же причине они могут принять и решение о разводе.

Собственники.

Также по Л.Б. Шнейдеру существуют следующие три вида мотивации на брак:

· Мотивация на определенный тип брака. В этом случае люди ориентируются на такого партнера, который способен осуществить их мечты, который соответствует некому представлению о престижном варианте брачных отношений. Сам по себе этот факт также не несет отрицательной окраски. Дай бог, как говорится, дожить в любви и согласии. Проблемы опять таки возникают, если в жизни встречается другой или другая.

· Мотивация на определенного человека. В этом случае избранник воспринимается как конкретный реальный человек, со всеми слабостями и недостатками. Конечно, могут встретиться и лучше и красивее, но это ничего не меняет. Это сознательный выбор с установкой на принятие определенного человека и с вытекающей отсюда личной ответственностью за свои чувства.

Существуют множество и другие мотиваций на брак. В ходе работы мною было проведено небольшое исследование: был опрошен круг парней и девушек 20-22 лет - какой же мотив вступления в брак по их мнению преобладает. Результаты исследования приведены в нижеследующей таблице:

Мотивация семейных отношений в период поздней взрослости, включая любые отношения с родственниками, определяется несколькими аспектами, среди которых наиболее значимыми являются супружеские отношения, отношения с детьми и внуками, с братьями и сестрами.

Мотивация супружеских отношений

В среднем пожилые супружеские пары сообщают о большей удовлетворенности браком и его гармонии после того, как их выросшие дети начинают жить отдельно. Однако первое время во взаимоотношениях между супругами могут возникать некоторые сложности. Это связано с тем, что наступило время, когда не отвлекают уже ни дети, ни работа, и людям необходимо заново учиться жить вдвоем, учитывая интересы друг друга и находя общие занятия.

Брак начинает в большей степени, чем раньше, определять круг общения супругов, направленность их деятельности, служить источником утешения, поддержки и душевной близости. Супруги чаще оказывают помощь друг другу. При этом в выигрыше находятся оба партнера, потому что оба приобретают любовь, поддержку, статус, получают деньги и информацию (Крайг Г., 2000).

В преклонном возрасте люди нечасто расходятся, понимая, насколько они нуждаются друг в друге. Одиночество – пугающая перспектива, которую пожилые люди редко выбирают добровольно. Обычно оно бывает связано с уходом близкого человека из жизни и сопровождается горем, чувством утраты, а затем долгим периодом адаптации, который может заканчиваться поиском нового партнера или жизнью в супружеском одиночестве.


В преклонном возрасте люди нечасто расходятся, понимая, насколько они нуждаются в поддержке друг друга

Основным мотивом поиска нового партнера в период поздней взрослости является желание совместно, а не в одиночку, решать возникающие социальные и психологические проблемы. Вместе, оказывая друг другу помощь, легче преодолевать бытовые трудности, поддерживать социальные контакты, принимать финансовые решения, обеспечивать себя материально. В то же время многие (особенно женщины) так и предпочитают жить одни до конца жизни.

Половые различия

Несмотря на то что женщины в несколько раз чаще остаются вдовами, чем мужчины – вдовцами, после смерти мужа, как и после развода, они примерно в 8 раз реже мужчин снова выходят замуж. Вероятно, это связано с тем, что женщины в течение всей жизни посвящают себя уходу за другими членами семьи, неся на себе основной груз бытовых проблем. Вряд ли в старости им хочется снова обременять себя новыми проблемами, тем более что и выбранный партнер, скорее всего, окажется немолодым и имеющим проблемы со здоровьем. Значительная часть женщин предпочитают посвятить себя уходу за собой или помощи детям и внукам.

Отношения с внуками

Внуки и правнуки обычно являются одной из самых больших радостей этого возрастного периода. У многих бабушек и дедушек возникают с ними близкие и любящие отношения. В результате эти отношения часто начинают играть доминирующую роль в мотивационной системе пожилого человека, которая дает им ощущение личного и семейного обновления, вносит разнообразие в их жизнь, придает жизни смысл и одновременно является признаком долголетия, которым можно гордиться.

В. Л. Бенгстон (Bengston, 1985) предположил, что у дедушек и бабушек существуют четыре важные, пусть даже иногда чисто символические роли, имеющие различную мотивационную направленность.

1. Присутствие, которое обусловливает стремление бабушки и дедушки создать спокойную обстановку, особенно при наличии угрозы распада семьи или внешней катастрофы. Они хотят сохранить стабильность в семье, а иногда послужить сдерживающим фактором при разладе внутри нее.

3. Арбитры. Действия бабушек и дедушек направляются стремлением сохранять семейные ценности, поддерживать нерушимость семьи, помогать сохранять связь между поколениями. Хотя у разных поколений бывают различные ценности, некоторые пожилые люди считают, что им легче уладить конфликты между своими взрослыми детьми и внуками, так как они имеют больше опыта и могут посмотреть на конфликт со стороны.

4. Сохранение семейной истории побуждает бабушек и дедушек к различным действиям, поддерживающим преемственность между поколениями и передающим внукам семейное наследие и традиции.

Каждая из упомянутых ролей может быть реальной или символической.

Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное .

Читайте также: