Доклад коммуникативные и организаторские способности

Обновлено: 08.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Подготовила

преподаватель: Василенко Л.Г.

Суджа - 2017 год

В постоянно изменяющемся мире современное общество характеризуется социальной нестабильностью. Исходя из этого, актуализируется проблема способности общества и личности к самоорганизации. Образование является тем социальным институтом, который может внести упорядоченность в жизнь общества, создавая условия для воспитания личности, характерологическими признаками которой являются высокая организованность, инициативность в принятии решений, умений работать в проектном режиме и управлять собственной жизнедеятельностью и деятельностью других.

Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования ориентирует учебно-воспитательный процесс в целом на активное включение студентов в разные виды деятельности, что предполагает освоение ими структуры деятельности, умений правильно её организовывать: ставить стратегические цели, определять оперативные задачи, планировать, отбирать средства, анализировать результаты.

Обозначенные умения составляют комплекс организаторских умений, входящих в перечень инструментальных и коммуникативных компетентностей, которые представляют совокупность личностных качеств, обеспечивающих успешность в процессе жизнедеятельности.

Способности, в том числе и организаторские, являются элементом структуры личности, подчеркивают её взаимосвязь с внешним миром через приобретение и совершенствование социокультурного опыта, содействуют активному раскрытию, проявлению потенциала и творческому использованию знаний с учетом особенностей ситуации.

Предпосылками проблемы формирования организаторских способностей являются: возрастание конкуренции в сфере профессиональных отношений, содержание государственных документов по модернизации российского образования, научные исследования критериев качества подготовки будущих специалистов, в которых признается необходимость формирования конкурентоспособного (востребованного, мобильного) специалиста. Одним из базовых качеств такого специалиста ученые называют организаторские способности.

эффективно выстраивать межличностное общение и взаимодействие; успешным воздействием на личность и коллектив в образовательной сфере и побуждением её к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию.

Под организаторскими способностями понимаются качества личности, которые позволяют эффективно включать людей в определенный вид социальной или профессиональной деятельности, успешно корректировать действия внутри неё, а также изменять деятельность в соответствии с поставленными целями и условиями, в которых она протекает.

Структура организаторских способностей состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных блоков:

1) знаниево-действенный блок (знания и умения, обеспечивающие:

а) понимание внутреннего состояния и поведения людей;

б) построение общения;

в) организацию дела);

2) личностный блок (мотивация; ценностное отношение; личностные качества; способность к самообразованию).

Исследователи указывают, что формирование способностей, в том числе и организаторских, происходит на основе деятельностного и личностно-деятельностного подходов.

Основные требования к формирующей деятельности:

- целенаправленность; наличие интереса к деятельности;

- учет индивидуальных возможностей и направленности личности; общественная значимость;

-разнообразие форм осуществления деятельности.

Особое значение в формировании организаторских способностей студентов придается содержанию деятельности и целенаправленному педагогическому сопровождению.

Критерии сформированности организаторских способностей, в качестве которых выступают структурные компоненты организаторских способностей (знания, умения, мотивация, ценностное отношение, личностные качества, способность к самообразованию), и уровни сформированности организаторских способностей: элементарный, средний, достаточный и высокий.

Потребность современного общества и производства в кадрах высокого уровня и различной квалификации реализуется в объективных требованиях, предъявляемых к подготовке, в том числе и организаторской, у студентов.

Организаторские способности студентов как динамическое образование, формируются под влиянием ряда факторов, одним из которых является внеаудиторная деятельность.

Организаторские способности включают коммуникативные способности, практический ум, способность заражать и активизировать других, критичность, тактичность, инициативность, требовательность к себе и другим, самообладание, настойчивость.

Под организаторскими способностями с моей точки зрения понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.

Для определения таких способностей у студентов я, как классный руководитель, первым делом изучаю его личное дело, характеристику из школы и медицинскую справку. Изучая личные дела, у меня имеется возможность получить первоначальное представление о составе группы и решить, кому в первую очередь необходимо уделить внимание, найти из числа студентов наиболее способных и активных.

Затем я представляю для студентов тестирование, используя такие вопросы:

а) быстрота ориентации в сложных ситуациях;

б) находчивость, настойчивость, требовательность;

в) склонность к организаторской деятельности;

г) самостоятельность, самокритичность;

е) отношение к общественной работе, общительность.

Если при обследовании студента обнаруживается не очень высокий уровень развития организаторских склонностей, то это вовсе не означает, что они останутся неизменными в процессе дальнейшего развития личности. При наличии положительной мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться.

Чтобы не быть голословной, можно сказать, что это тестирование апробировано и следствием этого явилось то, что старостой группы была избрана Деменина Лена, набравшая наибольшее количество баллов и имеющая самый высокий уровень развития организаторских способностей.

Авторитетом в группе уже второй год является Деменина Е. Меня она, как староста вполне устраивает, да и студенты группы относятся серьезно к ее мнению, решениям, тактике. Она неплохой помощник для группы, как организатор, контролер, пример для подражания.

Цель исследования: выявление взаимосвязи коммуникативных и организаторских способностей с конфликтным поведением у учащихся аграрно-технического колледжа.
Объект исследования: коммуникативные и организаторские способности, конфликтное поведение.
Предмет исследования: коммуникативные и организаторские способности во взаимосвязи с конфликтным поведением у учащихся колледжа.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
Подобрать диагностический инструментарий на выявление коммуникативных и организаторских способностей и конфликтного поведения.

Содержание

Введение..……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования…………………….7
1.1 Коммуникативные и организаторские способности в юношеском возрасте………………………………………………………………………………………7
1.2 Понятия конфликта и конфликтного поведения……………………………..18
Выводы …………………………………………………………………………. 33
Глава 2. Эмпирическое исследование коммуникативных и организаторских способностей во взаимосвязи с конфликтным поведением у учащихся колледжа. 34
2.1 Характеристика испытуемых и методики исследования…………………….34
2.2 Качественно-количественный анализ результатов.………………………….38
2.3 Коммуникативные и организаторские способности во взаимосвязи с конфликтным поведением у учащихся колледжа……………………………………42
2.4 Практические рекомендации…………………………………………………..45
Выводы.…………………………………………………………………………. 47
Заключение………………………………………………………………………. 48
Список использованных источников…………………………….

Прикрепленные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

Кафедра психологии профессионального образования

Допущена к защите

Коммуникативные и организаторские способности во взаимосвязи с конфликтным поведением у учащихся колледжа

слушатель группы 973-1-09 Зенькова Алеся Петровна

ст. преподаватель Пашкевич Ольга Ивановна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..…………………………………………………… ………………………3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования…………………….7

1.1 Коммуникативные и организаторские способности в юношеском возрасте………………………………………………………… ……………………………7

1.2 Понятия конфликта и конфликтного поведения……………………………..18

Глава 2. Эмпирическое исследование коммуникативных и организаторских способностей во взаимосвязи с конфликтным поведением у учащихся колледжа. . . . . 34

2.1 Характеристика испытуемых и методики исследования…………………….34

2.2 Качественно-количественный анализ результатов.………………………….38

2.3 Коммуникативные и организаторские способности во взаимосвязи с конфликтным поведением у учащихся колледжа……………………………………42

2.4 Практические рекомендации…………… ……………………………………..45

Список использованных источников……………………………. . 51

В связи с быстрым увеличением темпов развития производства, науки и культуры перед современной профессиональной школой стоит задача подготовки специалистов, ориентированных на будущее, способных предвидеть тенденции развития современного общества, умеющих принимать разумные решения в новых условиях, проявляющих творческое отношение к действительности. Специфика профессионального образования, по сравнению с общеобразовательной школой, определяется иным социальным статусом обучающегося (будущий рабочий, специалист); новым типом взаимоотношений со сверстниками и с ближайшим социальным окружением; перспективой профессионального и жизненного самоопределения.

Происходящие изменения в социально-экономической, политической и культурно-образовательной сферах отразились на морали, сознании, ценностной ориентации, поведении молодежи, осложнили процесс взаимоотношений подрастающего поколения. В этих условиях большое значение приобретает коммуникативная и конфликтная компетентность, а также организационно-управленческие навыки учащейся молодежи в учреждениях профессионального образования, что, в свою очередь, может содействовать развитию системы отношений обучающихся, стимулировать их саморазвитие, личностное становление, рефлексию и оценочную деятельность. В едином педагогическом процессе коммуникативные и организаторские навыки, умения, знания занимают ключевую позицию и подчинены идее подготовки подрастающего поколения к жизни и труду. Современное общество и производство требуют от человека труда особых качеств, определяющих его конкурентоспособность и развивающих ответственность за свое профессиональное и социальное будущее. Поэтому в этих условиях важно, чтобы будущий специалист обладал высоким уровнем коммуникативных и организаторских способностей, был устойчив к разного рода конфликтам.

Коммуникация является частью учебно-воспитательного процесса и организации жизнедеятельности коллектива. Качество коммуникативного процесса определяет характер взаимоотношений в учреждении образования, оказывает влияние на личностное, профессиональное и социальное становление учащихся как будущих специалистов. Следовательно, возникает необходимость систематизации учебно-воспитательной деятельности, которая основывалась бы на общих принципах построения коммуникативного процесса учреждения образования.

В связи с этим актуальным и значимым видится проведение в рамках данной дипломной работы исследования реального состояния коммуникативных и организаторских способностей, а также соответствующего поведения в конфликте учащихся юношеского возраста аграрно-технического колледжа. Кроме того, особый интерес представляет изучение коммуникативной и организаторской деятельности учащихся во взаимосвязи с их конфликтным поведением. Полученные результаты будут способствовать дальнейшему совершенствованию технологии формирования коммуникативной и организаторской культуры будущего специалиста с учетом их стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Цель исследования: выявление взаимосвязи коммуникативных и организаторских способностей с конфликтным поведением у учащихся аграрно-технического колледжа.

Объект исследования: коммуникативные и организаторские способности, конфликтное поведение.

Предмет исследования: коммуникативные и организаторские способности во взаимосвязи с конфликтным поведением у учащихся колледжа.

  1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
  2. Подобрать диагностический инструментарий на выявление коммуникативных и организаторских способностей и конфликтного поведения.
  3. Провести качественно-количественный анализ результатов диагностики.
  4. Выявить взаимосвязь между коммуникативными и организаторскими способностями и конфликтным поведением у учащихся колледжа.
  5. Разработать практические рекомендации руководству, преподавателям, аграрно-технического колледжа, способствующие повышению эффективности процесса формирования коммуникативных и организаторских способностей, а также конфликтной компетентности.

Общая гипотеза исследования: существует взаимосвязь между коммуникативными и организаторскими способностями и конфликтным поведением у учащихся колледжа.

  1. Теоретический анализ литературы;
  2. Констатирующий эксперимент;
  3. Опрос;
  4. Качественный и количественный анализ.

Методики исследования: 1) методика оценки коммуникативных и организаторских способностей (КОС), 2) изучение поведения в конфликтных ситуациях (тест К.Томаса).

Способы статистической обработки данных: ранговая корреляция Спирмена.

Теоретическая значимость: проведены обобщение и систематизация теоретических знаний по проблеме коммуникативных и организаторских способностей, а также конфликтного поведения на примере учащихся колледжа.

Практическая значимость: на основе результатов эмпирического исследования разработаны рекомендации для преподавателей по повышению уровня коммуникативных и организаторских способностей, а также конфликтной компетентности у учащихся аграрно-технического колледжа.

Структура дипломной работы:

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов из глав, практических рекомендаций, списка использованных источников из 50 наименований, приложений. Работа иллюстрирована четырьмя таблицами и шестью рисунками. Объем дипломной работы составляет 50 страниц (без списка литературы и приложений).

Глава 1.Теоретический анализ проблемы исследования

1.1. Коммуникативные и организаторские способности в юношеском возрасте

Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим. Что же такое способности?

В отечественной психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе последнего подхода.

Существует очень много способностей. В науке известны попытки их классификации. В большинстве этих классификаций различают в первую очередь природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфически человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.

Природные способности непосредственно связаны с врожденными задатками. У человека на базе этих задатков формируются способности. Это происходит при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения и т. п. В процессе развития человека, данные биологические способности способствуют формированию целого ряда других, специфически человеческих способностей.

Эти специфически человеческие способности принято разделять на общие и специальные высшие интеллектуальные способности. В свою очередь, они могут подразделяться на теоретические и практические, предметные и межличностные, учебные и творческие и др.

Коммуникативные способности относятся к общим способностям. Эти способности являются социально обусловленными. Они формируются у человека в процессе его жизни в обществе. Без данной группы способностей человеку очень трудно жить среди себе подобных [26].

Современное общество предъявляет всё более сложные требования к коллективной деятельности людей. В связи с этим возникает необходимость изучения и развития коммуникативных и организаторских способностей учащихся юношеского возраста. Это период становления личности. Вместе с тем, это самый ответственный период, поскольку здесь закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, — это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Данный возраст является сензитивным периодом развития коммуникативных способностей.

Для учащегося юношеского возраста очень значимо, чтобы его считали взрослым, а это влечет за собой соответствующие отношения со стороны других людей. На этом этапе немаловажным условием являются коммуникативные способности [38].

В процессе обмена информацией у учащихся могут возникнуть препятствия – коммуникативные барьеры, искажающие эту информацию, либо вообще блокирующие поступление к субъекту общения, в результате чего возникают трудности во взаимопонимании. Причина возникновения коммуникативных барьеров – отсутствие единой или сходной системы кодификации и декодификации вербальной и невербальной коммуникации в процессе общения, т. е. различия в мировоззрении, мироощущении и мировосприятии обучающихся. Трудности могут возникнуть вследствие неумения человека раскрыться, поверхностности контакта, отсутствия потребности в общении.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Коммуникативные и организаторские способности. Их значение в выборе профиля. Презентация на заданную тему содержит 9 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500

Коммуникативные и организаторские способности. Их значение в выборе профиля обучения и будущей профессии " Технология 8 класс

Основные характеристики позитивного общения Общительность как легкость вступление в общение Эмпатия – способность к сопереживанию Социальный интеллект – чистота, четкость, эмоциональная выразительность Речь - чистота, четкость, эмоциональная выразительность Внешность – экспрессия лица и поведения Умение управлять собой и другими людьми

Коммуникативность Коммуникативность человека проявляется в стремлении к общению, сопереживании другому человеку, интересе к людям. А организаторские склонности проявляются в способности к самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуациях, в инициативности в деятельности и общении, в планировании деятельности. Коммуникативные особенности проявляются в своеобразии взаимодействия личности с другими людьми. У каждого человека оно свое и зависит от индивидуального стиля общения в процессе совместной деятельности, принятия групповых решений и т.д.

Выделяются следующие классические стили общения: Авторитарный - характеризуется преобладанием неконформных тенденций, склонностью к конфликтным проявлениям, большей независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию. Демократический - характеризуется направленностью на общественные цели деятельности, поддержку коллективных интересов, наличием устойчивых моральных, эстетических, интеллектуальных ценностных ориентаций. Либеральный - характеризуется преобладанием конформных установок, согласованностью в контактах с окружающими, неуверенностью в себе, своих силах, податливостью, желанием быть опекаемым. Для них важно социальное одобрение.

Инструкция: С помощью приведенной ниже анкеты определите свою способность к общению (коммуникативные способности). Для этого быстро и точно ответьте на все вопросы. Ответы могут быть только утвердительными (да) или отрицательными (нет).

Вопросы для повторения: Что такое общение? Каковы составляющие позитивного общения? Назовите и охарактеризуйте стили межличностного общения? Подумайте, какой стиль наиболее часто встречается в общении между подростками? Предложите свои варианты развития организаторских и коммуникативных способностей.

Процесс зарождения и становления коммуникативной деятельности активно происходит в первые семь лет жизни ребенка. Наиболее важная идея отечественного психолога Л. С. Выготского в этом отношении состоит в том, что источник психического развития находится не во внутреннем мире ребенка, а в его взаимоотношениях со значимыми взрослыми [6].

Изучение коммуникативных и организаторских способностей ребенка представлено в работах Л. С. Выготского [6], М. И. Лисиной [24], Д. Б. Эльконина [40] и др.

В отечественной науке изучение проблемы организаторских способностей в русле теории лидерства началось в 1920-1930-е годы. Исследования происходили на материале детских групп (как специально организованных, так и создавшихся стихийно). В этих исследованиях изучалась функционал вожака в коллективе детей, как именно ребенок выдвигается в вожаки, какие типы вожаков бывают. Исследования прошлого столетия в целом описывали социально-политическую ситуацию в обществе. Затем наступил период продолжительного застоя в изучении темы лидерства, после чего отечественные психологи вернулись к исследованию данной проблемы только в 1960-х годах [21].

Относительно формирования коммуникативных способностей, Л. С. Выготский подчеркивал, что окружающий мир не должен противостоять ребенку, перестраивать его природу, а напротив, должен являться гармоничным условием его развития. Ребенок не способен развиваться вне социума, поскольку изначально включен в общественные отношения; при этом, чем меньше возраст ребенка, тем в большей степени он зависит от отношения к нему окружающих людей [6].

М. И. Лисина привнесла в отечественную психологию новую область – общение ребенка со взрослым, рассматривая данное взаимодействие как основу формирования коммуникативных и организаторских способностей в русле онтогенеза [24].

Под руководством М. И. Лисиной проводились экспериментальные исследования общения детей и взрослых в контексте влияния данного взаимодействия на развитие психики ребенка, что продолжает развитие традиций Л. С. Выготского [24].

Стиль отношений родителей с детьми является не только средством общения, но и методом воспитания взаимоотношениями. Ребенок будет относиться к окружающему миру таким образом, каким он видел его в своей семье – будет видеть мир безопасным или небезопасным, доброжелательным или агрессивным. Таким образом у ребенка формируется базовое доверие/недоверие миру, на основании которого формируются коммуникативные и организаторские способности ребенка в дальнейшей жизни.

Как считает В. М. Целуйко, детско-родительские отношения могут определяться следующими параметрами [38] :

характер эмоциональной связи: со стороны родителя – эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь, со стороны ребенка – привязанность и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностного взаимодействия, является высокая степень значимости как для ребенка, так и для родителя;

– стиль родительского взаимодействия с ребенком, особенности межличностного контакта.

Родители выступают для ребенка источником эмоционального тепла и поддержки, защиты. Это и власть, высшая инстанция, распорядители благ, и образец, пример для подражания. Исходя из этого, важным является создание в семье благоприятной психологической атмосферы – залога физического и духовного здоровья личности ребенка [18].

Заинтересованные в успешном воспитании своего ребенка родители, выбирают авторитетный стиль воспитания (достаточный уровень контроля, теплые отношения с детьми). Авторитетные родители открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменение своих требований в разумных пределах; дети хорошо адаптированы; уверены в себе; у них сформирован самоконтроль и социальные навыки; им свойственна адекватная самооценка и хорошая успеваемость в школе [10].

Н. Е. Жидкова выделяет три стратегии взаимодействия родителей и детей в семьях [15] :

2) утверждение силы (включает такие действия родителей, как физические наказания; лишение удовольствий; ограничение материальных благ, привычных для ребенка; словесное выражение угрозы. Эта стратегия обычно тоже быстро дает свои результаты. Казалось бы, такими минимальными средствами, достигается нужное поведение ребенка и комфорт родителей, но изменить свое поведение ребенка заставляет страх наказания. А это значит, что его действия вызваны не осознанием своего поступка (то есть не внутренними причинами, а преимущественно внешними условиями. Данные особенности родительского стиля воспитания ведут к задержке морального развития ребенка. Таким образом, комфорт родителей, полученный методом утверждения силы, вряд ли может быть оправдан теми последствиями, которые он несет для развития ребенка);

3) разъяснение (данная стратегия является более мягкой, чем предыдущие способы, а соответственно, ее воспитательный результат не так быстро проявляется и не всегда одинаков. Родители пользуются данной стратегией, в случае спокойного объяснения ребенку последствий его поступков, особенностей поведения в обществе; пробуют донести до ребенка необходимость соблюдения социальных норм и правил. Плюсы данной стратегии очевидны: хорошие отношения родителей с ребенком даже при возникновении дисциплинарных трудностей; своевременное развитие у ребенка совести, как регулятора поведения; стремление ребенка к взрослению, его принятие взглядов родителей) [15].

Следует отметить, что стратегия разъяснения требует от родителей особых педагогических способностей. Ведь для того, чтобы объяснить ребенку причины и следствия его поведения, требуется терпение и умение понять состояние ребенка и причины его поступков; умение доступно возрасту ребенка излагать свои мысли; знание индивидуальных особенностей сына/дочери и умение их использовать (например, создавая у ребенка ту или иную мотивацию поведения).

Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис составили перечень устойчивых типов негармоничного воспитания, которые способствуют возникновению нарушений коммуникативного поведения ребенка в его дальнейшей жизни [39].

1. Потворствующая гиперпротекция (родители максимально делают за ребенка то, что он может уже сам, в связи с чем ребенок растет демонстративным, требовательным).

2. Доминирующая гиперпротекция (родители тоже уделяют много времени ребенку, но при этом ставят многочисленные ограничения и запреты, подавляя его активность и самостоятельность; ребенок может вырасти либо тревожно-боязливым, астеничным, либо агрессивным).

3. Эмоциональное отвержение (родители всем своим видом показывают, что ребенок им мешает; они устанавливают эмоциональную дистанцию, холодны по отношению к ребенку, в результате чего он чувствует себя брошенным, оставленным, далее в его жизни может легко проявляться эмоциональная лабильность, неуверенность в себе, ощущение своей ненужности миру).

4. Гипопротекция (родителям неинтересно, как и чем живет их ребенок, в результате чего он растет эмоционально неустойчивым, озлобленным, тревожным) [39].

А. Я. Варга выделяет следующие особенности родительского отношения к ребенку, влияющие на особенности формирования коммуникативных и организаторских способностей ребенка [3].

1. Принятие-отвержение. На одном полюсе это такие характеристики, как эмоциональное принятие ребенка родителем, поддержка, симпатия к ребенку, доверие в отношениях, уважение индивидуальности ребенка, желание проводить много времени вместе с ребенком, одобрение его интересов и планов. На другом полюсе – восприятие родителем своего ребенка как плохого, неприспособленного, неудачливого, глупого. Родитель в большей степени испытывает раздражение, злость, досаду, не доверяет ребенку.

2. Кооперация (родитель интересуется делами и планами ребенка, старается при необходимости ему помочь, высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, гордится им, поощряет его самостоятельность, доверяет, старается посмотреть глазами ребенка на спорные вопросы, возникающие в отношениях, чтобы понять его точку зрения, его переживания).

3. Симбиоз (стремление родителя сокращать дистанцию в отношениях с ребенком, желание постоянно заботиться, контролировать, удовлетворять все потребности ребенка, ограждать его от трудностей жизни; родитель постоянно тревожится за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным).

4. Авторитарная гиперсоциализация (родитель авторитарен в отношениях с ребенком, навязывает свою волю без обсуждений, требуя безоговорочного послушания; при данном стиле распространены частые наказания, сильный контроль ребенка, его чувств, мыслей, действий).

Таким образом, основой родительского отношения, состоящего из установок, позиции, эмоционального восприятия отношений с ребенком, является осознанное восприятие своей родительской роли. Ребенок, получая определенное родительское отношение в семье, начинает также относиться к миру, к себе, к другим людям, на основании чего у него формируются определенные стратегии коммуникативного поведения, как со взрослыми, так и со сверстниками.

М. И. Лисина подчеркивает, что опыт первичных отношений со сверстниками представляет тот фундамент, на котором в будущем выстраивается личность ребенка; опыт общения определяет в дальнейшем отношение ребенка к себе, к окружающим, к миру в целом; а также характер его коммуникативных и организаторских способностей [24].

К старшему дошкольному возрасту у детей значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. По данным психологического исследования Е. О. Смирновой, в старшем дошкольном возрасте многие дети проявляют бескорыстное стремление чем-то помочь своим сверстникам, подарить им какую-то вещь, в чем-то пойти на уступку. Значительно возрастает в этот период эмоциональная вовлеченность детей в процесс сопереживания сверстникам [34].

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволяет говорить о том, что воспитание основ коммуникативной культуры поведения детей старшего дошкольного возраста осуществляется под влиянием объективных условий жизни, в процессе обучения и воспитания, а также передачи ребенку ценностей общечеловеческой культуры. Данный процесс педагогической организации всей жизни ребенка должен обязательно учитывать его возрастные и индивидуальные особенности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абашина H.H. Педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. Р-н-Дону: ЮФУ, 2009. №10. С. 7-10.

2. Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения / Социальная психология. М. : Аспект Пресс, 2011. 384 с.

3. Варга А. Я. Дела семейные / пер. с венгер. Воронкиной. М. : Педагогика, 2008. 158 с.

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2008. №1. С. 7-10.

5. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология : Психическое развитие ребёнка до поступления в школу. СПб. : Питер, 2008. 141 с.

6. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М. : Эксмо, 2008. 508 с.

9. Добсон Дж. Исчерпывающие ответы: Родителям о детях (пер. с англ. М. Б. Чигиревой, Л. М. Чупровой). СПб., 2008. 587 с.

10. Дружинин В. Н. Психология семьи / под ред. В. В. Макарова. Екатеринбург: Деловая книга, 2007. С. 160-195.

11. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание, 2005. №10. С. 26-36.

12. Духновский С. В. Переживание дисгармонии межличностных отношений. Курган: КГУ, 2005. 210 c.

13. Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. М. : изд. центр ВЛАДОС, 2010. 127 с.

14. Еремеева Д. В., Хризман Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира. М. : Линка-пресс, 2008. 184 с.

15. Жидкова Н. Е. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка // Школьный психолог. 2009. №1. С. 6-9.

16. Изард К. Психология эмоций. СПб. : Питер, 2009. 460 с.

17. Изотова Е. И. Эмоциональная сфера ребенка. М. : Академия, 2004. 288 с.

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Игры для развития коммуникативных способностей дошкольников

Игры для развития коммуникативных способностей дошкольников Формирование коммуникативных способностей -это условие для нормального психологического развития детей. Коммуникативные навыки общения можно.

Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольников

Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольников Не обходится в детском коллективе общение без ссор. Ссоры чаще всего возникают из-за игрушек, во время распределения ролей в игре, из-за.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей 2 слайд Тема: "Речевое развитие детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как одно из условий социализации личности и коммуникативных.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Возможности развития коммуникативных способностей детей со взрослыми Современный образовательный процесс в детском саду опирается на повышение коммуникативной, познавательной, исследовательской и творческой.

Читайте также: