Доклад комитет по вопросам политики и безопасности обсе 2021

Обновлено: 25.06.2024


23-летний студент из Туркменистана Яздурды Яздурдыев покончил жизнь самоубийством 27 февраля в районе Maltepe Стамбула, сообщил туркменский.

Туркменистан: НПО представили совместный доклад для рассмотрения Комитетом ООН по правам человека

Жителям Ашхабада раздали экстракт солодки и пригласили на ревакцинацию

28 февраля врачи поликлиник Ашхабада обходили дома и бесплатно раздавали лекарства прикрепленным к медучреждениям семьям, сообщают корреспонденты.

Глава ОБСЕ объяснил туркменским депутатам и чиновникам, что такое выборы, а в МИД встретились с наблюдателями от СНГ

28 февраля в МИД прошла встреча главы ведомства Рашида Мередова с наблюдателями от СНГ, которые будут работать.

28 февраля в МИД прошла встреча главы ведомства Рашида Мередова с наблюдателями от СНГ, которые будут работать на выборах президента Туркменистана, сообщает внешнеполитическое ведомство.

Делегацию возглавил первый заместителем председателя Исполнительного комитета – исполнительного секретаря СНГ Леонид Анфимов.

Стороны обсудили подготовку к выборам и организацию работы международных наблюдателей.

В этот же день прошла встреча наблюдателей с ЦИК Туркменистана.

В обязанности сотрудников Миссии входит: содействие в аккредитации наблюдателей, решение организационных вопросов, распределение наблюдателей по регионам и определение порядка их работы в день проведения выборов, подготовка отчетов и их анализ.

Кроме того, 28 февраля в Ашхабаде при поддержке Центра ОБСЕ начался двухдневный семинар по вопросам проведения выборов. В мероприятии приняли участие представители различных министерств и государственных органов Туркменистана, а также политических партий и общественных объединений.

Судя по кадрам телерепортажа, глава ашхабадского офиса организации Джон МакГрегор объяснял присутствующим, что такое выборы.

Днем ранее, 27 февраля, министр иностранных дел Рашид Мередов провел онлайн-встречу с дипломатическим корпусом страны за рубежом на тему проведения президентских выборов.

Сообщается, что в посольствах и консульствах Туркменистана, расположенных в 30-ти странах мира сформированы 41 избирательных участков.

15 февраля в городе Елабуга (Татарстан) состоялась встреча генерального консула Туркменистана в городе Казань Атадурды Байрамова с директором Елабужского института Казанского Федерального университета и туркменскими студентами. На ней дипломат рассказал о выборах и открытии избирательного участка

25 февраля дипломат рассказал об этом же на встрече с туркменскими студентами и ректором Оренбургского государственного педагогического университета, сообщается на сайте Генконсульства в Казани.

В свете последних событий встает вопрос, об эффективности и смысле существования ОБСЕ.

ОБСЕкались: иллюзии европейской безопасности

Любому здравомыслящему человеку понятно, что решение о проведении специальной военной операции на Донбассе продиктовано, прежде всего, гуманитарными соображениями, стремлением защитить мирное население от продолжения киевскими властями вооруженного насилия в Донбассе. Население региона столкнулось с угрозой физического уничтожения, передает корреспондент The Moscow Post.

Военное освоение украинской территории странами НАТО создали реальную угрозу интересам России, неприемлемые риски для безопасности страны. Специальная операция ВС РФ стала ответом и на эти угрозы, и на обстрелы Донбасса со стороны ВСУ.

После того, как Киев усилил наступление, Россия признала Донецкую и Луганскую Народные Республики в границах 2014 года. Соглашения с ДНР и ЛНР предусматривают оказание военной помощи. Совет Федерации единогласно принял решение по обращению президента "Об использовании ВС РФ за пределами территории Российской Федерации".

"Оскал" на меры доверия

Незадолго перед этим МИД РФ в февральском послании Госдепартаменту США высказался по вопросу мер доверия и безопасности (МБД). Заявил, что для обсуждения этих вопросов и обновления Венского документа 2011 года "должны быть созданы условия". Этот документ был принят в 2011 году в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ; включает 57 стран в Европе, Азии и Америке) и предусматривает обмен информацией о военных силах, оборонном планировании и военных бюджетах, предполагает уведомления об определенных видах военной деятельности, крупных военных мероприятиях, а также проведение инспекций.

Зона применения документа охватывает "всю Европу (для России это европейская часть страны до Урала), а также прилегающие морской район и воздушное пространство", если военная деятельность там затрагивает безопасность в Европе. Рассмотреть вопрос об обновлении документа планировалось в 2016 году, но принять решение не удалось.

Россия согласилась обсуждать возможность модернизации этого документа лишь "в контексте отказа Североатлантического альянса от политики сдерживания России, признания и уважения российских интересов, восстановления нормальных отношений с Российской Федерацией, в том числе в военной сфере". Политика "сдерживания" лежит в основе противостояния Запада с Россией, определяет поведение НАТО.

Принципиальное определение проблемы предложил секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев, заметив 21 февраля на заседании Совбеза, что "Соединённые Штаты Америки прописали в своих доктринальных документах Россию, так же, как и Китай, врагом и практически везде ведут именно такую работу и с той точки зрения, что мы их враг".

Если в будущем на изменения во фразеологии еще как-то можно рассчитывать, то вряд ли желаемые подвижки произойдут в глубинах стратегических концепций, на которые меры доверия не распространяются. Для интересов безопасности России Украина стала средоточием самых серьезных рисков. В условиях политика "открытых дверей" НАТО эти риски могли бы вырасти на порядок.

Как отметил Владимир Путин на встрече с представителями российских деловых кругов: "То, что происходит, – вынужденная мера: просто не оставили никаких шансов поступить иначе. Риски в сфере безопасности создали такие, что другими средствами отреагировать было невозможно. Все попытки по нулям – по нулям. Откровенно говоря, честно говоря, даже удивлен – ни на миллиметр не сдвинулись ни по одному вопросу".

ОБСЕкались

Хотелось бы в этой связи понять, что и как делали международные институты для того, чтобы отвести кризис в Донбассе от третьей, кровавой фазы которую развязали киевские власти. Не менее важно попытаться заглянуть в будущее и представить, как решение дилеммы "Украина-НАТО" повлияет на Европу, включая НАТО, Евросоюз, ОБСЕ.

Вряд ли НАТО когда-нибудь сможет перешагнуть через системные барьеры, включая, прежде всего, военно-политическое противостояние с Россией. В повестке отношений Евросоюза с Россией есть значительная экономическая составляющая. Но Брюссель продолжает с удвоенной силой противостоять РФ, КНР, и многим другим странам.

Можно ли возлагать надежды на ОБСЕ, продукт Хельсинки-75? Организация считает себя самой крупной региональной организаций в мире, работающей в области безопасности в пространстве "от Ванкувера до Владивостока". Ее центральный аппарат вырос до нескольких сотен человек, на временной основе в ее программах и проектах принимают участие тысячи экспертов.

Организация задумывалась, как общеевропейский форум безопасности. В феврале 2022 года в ОБСЕ выразили "глубокое сожаление" о решении Москвы признать независимость ЛНР и ЛНР. При этом миссия ОБСЕ на Донбассе в своём отчёте от 21 февраля 2022 года подтвердила нарушение норм международного гуманитарного права украинскими силовиками, обстрелявшими жилые дома, повредившими производственные помещения, объекты инфраструктуры.

К моменту, когда Указ о признании независимости ДНР и ЛНР был подписан президентом России, территории вблизи городов Луганска и Донецка, а также районы прилегающие к линии разграничения обстреливались ВСУ. В течение трех суток к вечеру 23 февраля данные специальной мониторинговой миссия ОБСЕ в совокупности с данными властей ДНР и ЛНР позволили говорить о более чем 5 тыс. нарушений режима прекращения огня. Постоянный представитель РФ при ОБСЕ Александр Лукашевич на специальном заседании Постоянного совета этой организации в Вене заявил, что наблюдательная миссия ОБСЕ на Украине "била в набат" по поводу резкого обострения ситуации на линии соприкосновения. В отчёте мониторинговой миссия от 21 февраля подтверждалось нарушение норм международного гуманитарного права украинскими силовиками.

На службе у конъюнктурщиков

Специальное заседание Постоянного совета ОБСЕ призвало Россию "отвести войска" и осудило признание, как это было названо, "сепаратистских образований". Генеральный секретарь ОБСЕ Хельга Шмид заявила об этом 22 февраля. "Данный шаг является нарушением международного права и основополагающих принципов ОБСЕ, противоречит минским договоренностям", - было отмечено в документе.

Проблемы в функционировании организации Владимир Путиным заметил еще в 2007 году. Выступая в Мюнхене, он заявил, что "ОБСЕ пытаются превратить в вульгарный инструмент обеспечения внешнеполитических интересов одной или группы стран в отношении других стран. И под эту задачу "скроили" и бюрократический аппарат ОБСЕ, который абсолютно никак не связан с государствами-учредителями.

Парижский саммит 1990 года и принятие Парижской хартии для новой Европы были призваны сыграть ключевую роль в "управлении процессами исторических перемен, происходящих в Европе", как это значится на сайте ОБСЕ. Предполагалось, что организация будет реагировать на вызовы в период после окончания "холодной войны".

Кому нужен такой "орган"?

По словам Федора Лукьянова, главного редактора журнала "Россия в глобальной политике", не стоит ждать чего-то от НАТО и ОБСЕ: "Тема европейской безопасности вернулась в некотором смысле к истокам - Москва и Вашингтон пытаются согласовать свои представления и выработать приемлемые для сторон формы сосуществования. Так было и в холодную войну. Разница, пожалуй, в том, что тогда европейские союзники Соединенных Штатов могли сыграть позитивную роль, сейчас скорее наоборот".

Собственно говоря, положительное влияние Хельсинки-75 и ОБСЕ на отношения Запада с Советским Союзом длилось менее двух десятилетий. Постсоветский этап деятельности ОБСЕ стал для России временем обвала надежд на сотрудничество с Вашингтоном и Брюсселем. В 2019 году Комитет по политическим вопросам и безопасности Парламентской ассамблеи ОБСЕ переложил ответственность за приостановку ДРСМД на Россию, несмотря на то, что в 2018 году о намерении выйти из ДРСМД заявили США. Президент РФ Владимир Путин приостановил договор 3 июля 2019 года.

В августе 2021 года замглавы МИД РФ Александр Грушко заявил, что "фундаментальная проблема ОБСЕ" состоит в том, что государства-члены Евросоюза, США и Канада пытаются использовать организацию "для оказания давления на страны к востоку от Вены… механизмы ОБСЕ так или иначе были заточены под обслуживание их геополитического проекта". Ранее, эффективность ОБСЕ оказалась под вопросом в Балканском кризисе. Руководство миссии организации в Косово, тесно связанное с НАТО, не смогло вырабатывать решения, приемлемые для противоборствующих сторон, что способствовало эскалации конфликта и началу военной операции НАТО в Югославии.

Отвечая на вопрос о перспективах Совета Европы и ОБСЕ и российского участия в этих организациях, заданный в ходе пленарной сессии XVIII заседания Международного дискуссионного клуба "Валдай", состоявшейся 21 октября 2021 года, Владимир Путин сказал: "… если они будут заниматься исключительно постсоветским пространством, пытаясь поучать вновь образованные независимые государства, которые были созданы на пространствах бывшего Советского Союза, то перспектив у них для существования очень мало. И я вас уверяю, что если Россия бы вышла из одной из этих организаций, то мы бы посмотрели, что дальше будет происходить с этими организациями с точки зрения участия и других стран".

Постоянный представитель РФ при ОБСЕ А.К. Лукашевич, выступая 22 февраля 2022 года на специальном заседании Постоянного совета ОБСЕ в связи с полным провалом выполнения Украиной Минских договоренностей, отметил что с начала украинского кризиса Россия прилагала усилия по его урегулированию мирными, дипломатическими средствами. Представители Контактной группы и Спецмониторинговой миссии ОБСЕ на Украине "били в набат" относительно резкого обострения ситуации на линии соприкосновения, наращивания обстрелов гражданских объектов, докладывали о жертвах и разрушениях, которые Миссия не успевала обрабатывать.

И Лукашевич заявил: "Давайте вспомним наши дискуссии последних лет в этом зале. О необходимости неукоснительного выполнения минского "Комплекса мер" никто кроме нас и наших союзников не говорил. Имейте совесть признать, что за семь лет, несмотря на резолюцию 2202 Совета Безопасности ООН, несмотря на поддержку "нормандского формата", несмотря на созданный для этого механизм Контактной группы, именно Киев последовательно работал над тем, чтобы "Комплекс мер" никогда не был реализован".

Под кого все "заточено"

Глава МИД Польши Збигнев Рау, председательствующий в ОБСЕ, заявил 22 февраля после встречи с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом о том, что НАТО приступает к процессу стратегической адаптации к решениям России по Донбассу. Рау добавил, что этот процесс только начался, трудно говорить, какими будут итоги, но произойдет "усиление восточного фланга НАТО". Всем также запомнилось, как недавно генсек альянса Йенс Столтенберг предупреждал Россию о том, что если Москва продолжит "требовать меньше НАТО", то получит больше сил альянса на своих границах.

Примечательно, что Сергей Лавров, выступая на заседании Совбеза 21 февраля ни разу не упомянул ОБСЕ. Зампремьера Дмитрий Козак пояснил, что Донбасс и Киев ведут диалог "исключительно в рамках Трёхсторонней контактной группы (ТГК), где модератором является ОБСЕ". Он заявил, что все предложения Донбасса вносятся в ТКГ через ОБСЕ и обсуждаются под председательством ОБСЕ. А потом ОБСЕ говорит, что в рамках этого "чёрного ящика" в виде Трёхсторонней контактной группы "было, якобы, согласовано".

Точки над "i" расставил секретарь Совета безопасности Николай Патрушев, заявив 21 февраля: "Хочу также подчеркнуть, что мы говорим: мы ведём переговоры с НАТО, мы ведём переговоры с ОБСЕ, мы ведём переговоры с Евросоюзом, с руководителями стран Европы. Переговоры вести надо, но переговоры надо вести с США. Все остальные будут делать то, что скажут США, – и НАТО будет так делать, и ОБСЕ, и Евросоюз, и так далее. Поэтому основной переговорщик, с кем надо вести это дело, – это Штаты.

Москва не получила от Вашингтона конструктивного ответа на базовые элементы своего проекта договора с США о гарантиях безопасности, включая отказ от дальнейшего расширения НАТО, отказ от создания военных баз и ведения любой военной деятельности на территории государств, ранее входивших в СССР, а также возвращение военных потенциалов, в том числе ударных, и инфраструктуры НАТО к состоянию на 1997 год.

Все три "базовых элемента" проекта договора имеют прямое отношение к вопросам безопасности России и Европейской безопасности в целом. Особенно актуальным остается проблема "возврата военных потенциалов" к состоянию на 1997 года.

Как будет меняться "США-зависимая" система европейской безопасности, в которой Вашингтон использует Европу для давления на Россию, пока предсказать трудно. Существующая система переживает глубокий кризис. Но жители Донбасса теперь защищены, вопрос о членстве Украины в НАТО больше не стоит, ее территория будет демилитаризована. Как будут решаться задачи денацификации Украины и что станется с ОБСЕ, покажет время.


Представитель команды Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ не смог ответить на вопрос корреспондента "Известий" о том, как он оценивает результаты работы миссии на Украине.

Напомним, в ДНР заявляли, что украинские нацформирования захватили порядка 20 машин СММ ОБСЕ, которые во вторник, 1 марта, планировали эвакуироваться через российскую границу. Позднее корреспондент "Известий" сообщил, что представители ОБСЕ покинули свои офисы в Донецке и Луганске.

17 февраля Донецкая и Луганская народные республики заявили об обострении ситуации. В республиках объявили эвакуацию мирных жителей.

21 февраля лидеры донбасских республик обратились к российскому президенту Владимиру Путину с просьбой признать независимость ДНР и ЛНР. Глава государства провел заседание Совбеза, после чего подписал два указа о признании республик. Также были подписаны договоры о дружбе и сотрудничестве с независимыми Донецкой и Луганской народными республиками. Госдума и Совфед ратифицировали данные соглашения.

23 февраля главы ДНР и ЛНР обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой помочь отразить агрессию Украины для недопущения гуманитарной катастрофы и жертв среди гражданских. 24 февраля российский лидер обратился к нации и объявил о начале спецоперации по защите Донбасса.

"На этот вопрос вам сможет ответить кто-то, у кого есть больше информации. У меня нет личного мнения по этому вопросу. Я профессионал и работаю на организацию, которая там была восемь лет", – заявил сотрудник миссии ОБСЕ корреспонденту "Известий".

Он отметил, что не знает, сколько дней представители ОБСЕ проведут в Ростовской области.

Представитель миссии ОБСЕ также не смог назвать причину эвакуации.

"Вы должны спросить об этом генерального секретаря. Да, было принято решение эвакуировать миссию. Нас здесь 86. Я прошу прощения, я не знаю, кто такой Эдуард Басурин. В наше время им не нужно передавать данные, чтоб они знали, где находятся позиции", – заявил представитель миссии ОБСЕ.

На выборы в Болгарии 2021 года вместо заявленных 200 наблюдателей БДИПЧ власти допустили только 28 человек. В БДИПЧ посчитали это достаточным и по итогам выборов признали свою миссию успешной. Фото: Reuters

На выборы в Болгарии 2021 года вместо заявленных 200 наблюдателей БДИПЧ власти допустили только 28 человек. В БДИПЧ посчитали это достаточным и по итогам выборов признали свою миссию успешной. Фото: Reuters

В этом вопросе российская сторона учитывала тот опыт, который в бюро накопили за последние полтора года работы в условиях пандемии. За это время так называемые специальные и ограниченные миссии организации находились на выборах в более чем десятке стран, включая Нидерланды, Румынию, Польшу и США. Также на этот год была запланирована работа крайне урезанных по числу наблюдателей миссий в Германии, Исландии, Грузии, Чехии и Узбекистане.

Подтверждением способности миссий БДИПЧ эффективно работать "малым составом" служат официальные документы самой организации, опубликованные в Сети. Например, в докладе о подготовке к наблюдательной миссии накануне президентских выборов в США 2020 года черным по белому говорится, что бюро пошло на сокращение численности своей миссии. Это произошло не только из-за ситуации с коронавирусом, но и в связи с ограничениями, наложенными отдельными штатами США на присутствие иностранных наблюдателей на избирательных участках. Вместо планировавшихся 500 человек в итоге направили на американские выборы всего 30. И ведь те как-то справились, при том, что в США в полтора раза больше избирателей, чем в России.

Обращает на себя внимание также крайне осторожный и даже в чем-то смиренный тон докладчиков БДИПЧ, когда они пишут об особенностях организации работы своих миссий на территории Америки. Как известно, в США в ряде случаев федеральное законодательство расходится с принятыми на уровне штатов юридическими нормами, и избирательное право здесь не исключение. Так, в докладе БДИПЧ отмечается, что "в 18 штатах США действуют те или иные ограничения на присутствие сторонних наблюдателей", а "8 штатов категорически запрещают присутствие наблюдателей на избирательных участках".

В итоге наблюдатели от ОБСЕ смогли побывать лишь в 28 штатах и на крайне ограниченном числе участков, выявив, кстати, массу проблем в американской избирательной системе. Но по понятным причинам никакого политического скандала раздувать из всей этой ситуации в БДИПЧ не стали, равно как и обвинять Вашингтон или руководство отдельных штатов в создании препятствий для деятельности миссии.

Как поясняется в одном из пресс-релизов самого бюро, окончательное количество наблюдателей в Болгарии "будет зависеть от событий, связанных с пандемией COVID-19, включая проблемы со здоровьем, ограничения на поездки и пересечение границ в регионе ОБСЕ, а также соответствующие местные правила". И снова миссия признается успешной, наблюдатели отработали, бюро выписало Софии соответствующие рекомендации.

Кстати, в одной из нот по вопросу подготовки мониторинговой миссии в Болгарию, направленных министрам иностранных дел и главам делегаций стран - участниц ОБСЕ 17 мая этого года, прямо указано, что БДИПЧ будет уделять приоритетное внимание соображениям, связанным с текущей пандемией COVID-19 в планировании и управлении наблюдательными миссиями. Там же говорится и о том, что наблюдатели обязаны соблюдать национальные эпидемиологические правила, касающиеся въезда и нахождения на болгарской территории.

До сих пор в условиях пандемии руководство БДИПЧ находило возможность для организации своих наблюдательных миссий в урезанном составе

Получается, что в большинстве случаев руководство БДИПЧ находило возможность для организации наблюдательных миссий, пусть и в урезанном составе. К тому же Роспотребнадзор совместно с ЦИК РФ разработали прозрачные и понятные правила для въезда иностранных делегаций и выразили готовность оказать им полное содействие. Об этом же заявили и в российском МИД, добавив, что Россия не просто готова принять, но и готова обеспечить безопасное пребывание международных наблюдателей, а также предоставить им все необходимые правовые, организационные и технические условия для полноценной работы.

Принимающая сторона приглашает международных наблюдателей, в том числе из БДИПЧ, к наблюдению за ходом выборов, но это является ее правом, а не обязанностью. И если вчитаться в доклады бюро по итогам работы их миссий в странах Евросоюза и тех же США, то в них особое место занимают фразы о том, насколько бюро благодарно и признательно "за приглашение и оказанную помощь".

Константин Косачев, вице-спикер Совета Федерации:

- С учетом сложнейшей эпидемиологической обстановки мы в общей сложности предусмотрели возможность приезда на наши выборы около 300 наблюдателей из-за рубежа. Это очень большая цифра, на самом деле. Для сравнения: на американские выборы приезжали три десятка наблюдателей, в 10 раз больше приглашаем мы. На выборы в Нидерланды приезжали 5 или 7 человек. Мы попросили учитывать обстоятельства, известные всем и каждому. И для миссии наблюдения БДИПЧ и ПА ОБСЕ никаких дискриминационных условий не выдвигалось, они приглашались в нашу страну на равных с остальными участниками условиях. Эти условия прозрачны, эти условия приняты всеми остальными наблюдателями, которых мы пригласили на выборы.

Василий Пискарев, глава комиссии Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России:

Александр Башкин, член временной комиссии Совета Федерации по защите госсуверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ:

- Россия создала все возможные с учетом эпидемиологической ситуации условия для международных наблюдателей и приветствовала их участие в предстоящем голосовании. Обвиняя Россию в срыве наблюдательной миссии ОБСЕ, Запад пытается скрыть, что это решение было продумано заранее и является частью большой кампании по дискредитации выборов в Государственную Думу. Считаем, что отказ БДИПЧ и ПА ОБСЕ от отправки наблюдателей на выборы в Госдуму служит подтверждением намерений использовать наблюдательную миссию для последующего оправдания непризнания итогов голосования.

Читайте также: