Доклад мвф по россии 2020

Обновлено: 01.05.2024

МВФ придумал, как спасти мир: России это угрожает нищетой

МВФ придумал, как спасти мир: России это угрожает нищетой

Судя по заявлениям главы МВФ, крупнейшая наднациональная финансовая организация хотела бы вернуться в 1944 год или как минимум повторить 1944-й под предлогом пандемии Covid-19. За высокими словами руководства МВФ о необходимости помочь миру преодолеть экономические и гуманитарные последствия эпидемии, вероятно, скрывается нечто большее, а уж в гуманистические соображения лидеров финансовой структуры, чья репутация в развивающихся странах заслуженно находится в глубоком минусе, может поверить только крайне наивный человек, который никогда не видел, как очередные должники этой вашингтонской организации урезали социальные программы и продавали за бесценок государственные предприятия во имя выполнения "требований МВФ по оздоровлению экономики".Надо отдать должное нашим американским оппонентам: все попытки стран, не входящих в элитно-неоколониальный клуб G7, перехватить контроль над МВФ пока не увенчались успехом, несмотря на то, что определенные подвижки в вопросе увеличения влияния Китая (или даже России) в процессе принятия решений внутри организации все-таки были зафиксированы. Но в целом главный кредитор развивающихся стран (а по сути — "главный Шейлок планеты") все еще ориентируется на продвижение той самой версии "глобализма", которую ни при каких обстоятельствах нельзя назвать справедливой. Если в начале эпидемии Covid-19 западные СМИ и эксперты переживали за жизнь этой версии глобализма и опасались деглобализации, то сейчас "глобальный Шейлок" констатирует, что ему нужна еще одна Бреттон-Вудская конференция, то есть действующая (заложенная вместе с созданием самого фонда в 1944 году) схема глобализации стала главной жертвой эпидемии и, пока труп еще не остыл, на мир нужно срочно спустить новую версию, с улучшенным имиджем, построенным на обещаниях не продвигать совсем людоедскую повестку.В официальном обращении, формально приуроченному к вступлению в фонд Андорры, директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристалина Георгиева объявила о том, что настал исторический момент:С тезисом о необходимости бороться с глобальным экономическим кризисом сегодня спорить не нужно, а вот с концепцией о том, что "лучшее завтра" для всего человечества выстроит МВФ, — можно и нужно, тем более что апелляция к опыту Бреттон-Вудской конференции 1944 года выглядит как что-то хорошее и убедительное только для вашингтонского чиновника. Стоит напомнить один апокрифический эпизод с той конференции, на которой 44 представителя разных стран подписали устав МВФ. Советские дипломаты, приглашенные на конференцию, покинули ее после ознакомления с предложенными правилами работы новорожденного глобального фонда-кредитора, заявив организаторам, что получившаяся структура будет просто "филиалом Уолл-стрит". Предсказание сбылось полностью, причем в таких формах, которые вряд ли могли предвидеть советские переговорщики. Есть основания подозревать что эдакий "Бреттон-Вудс 2.0" будет работать в соответствии с теми же принципами. Например, директор-распорядитель МВФ на фоне эпидемии и экономической катастрофы, которая терзает развивающиеся страны, почему-то очень озабочена транспарентностью тех долгов, которые эти страны уже набрали. Для того чтобы понять реальную причину беспокойства, потребуются перевод с вашингтонско-бюрократического на русский и небольшой исторический экскурс.Вот что предлагает МВФ сейчас:"Мы должны двигаться к большей прозрачности долга и усилению координации кредиторов. Нас воодушевляют дискуссии "Двадцатки (G20)" по поводу "Общей основы урегулирования суверенного долга", а также наш призыв к улучшению архитектуры урегулирования суверенного долга, включая участие частного сектора. Мы вместе с нашими странами-членами поддерживаем их политику".Вроде бы это "за все хорошее и против всего плохого", но так же как фраза "соблюдение мирового порядка, основанного на правилах" в устах американских дипломатов означает "Россия должна вернуть Крым", так и в этом случае кодовая формулировка "прозрачность долга" — это не про прозрачность, а про Китай. В феврале японское экономические издание Quartz писало о борьбе МВФ и Всемирного банка с ростом китайского влияния в развивающихся странах: По большому счету МВФ хотел бы, чтобы вопрос о том, кому Китай, причем не только на уровне государственных структур или банков, но и на уровне частных компаний, будет прощать долги, решался не самим Китаем в двусторонних переговорах, а в рамках какого-то многостороннего формата с участием МВФ и стран Запада. Это выглядит не как попытка построить новое мировое финансовое братство, а как желание любой ценой защитить существующую и, по сути, неоколониальную схему кредитования развивающихся стран, которой Пекин очень сильно мешает. Более того: исходя из тех же соображений, почему бы руководству фонда не потребовать от России "простить" те три миллиарда долларов, которые должна Украина по евробондам? Обвинить Москву в отсутствии транспарентности и в нежелании помочь сильно пострадавшей от ковида стране — это будет вполне в стиле вашингтонского фонда.Еще один принцип, на котором МВФ собрался строить светлое глобальное будущее, является прямой угрозой российской экономической безопасности и бюджету:"Подобно тому, как пандемия показала, что мы больше не можем игнорировать меры предосторожности в сфере здравоохранения, мы больше не можем позволить себе игнорировать изменение климата — это наш третий императив.Мы уделяем особое внимание изменению климата, поскольку оно имеет решающее значение на макроуровне и создает серьезные угрозы для роста и процветания. Это также критично для людей и планеты. <. >Наши исследования показывают, что при правильном сочетании зеленых инвестиций и более высоких цен на углерод мы можем достичь нулевых выбросов к 2050 году и помочь создать миллионы новых рабочих мест. У нас есть историческая возможность построить более экологичный мир — также более процветающий и богатый рабочими местами. При низких процентных ставках правильные инвестиции сегодня могут принести четырехкратные дивиденды завтра: предотвратить будущие убытки, стимулировать экономические выгоды, спасти жизни и принести социальные и экологические выгоды для всех".На практике это означает вот что: страны Запада, которые имели возможность 150 лет наслаждаться результатами резкого технологического прогресса, возможного благодаря массовому использованию углеводородов, останутся богатыми, а весь остальной мир будет подвергаться унизительному принуждению к вечной бедности под флагом "защиты климата", которая, по сути, означает запрет на дешевую электроэнергию, доступный бензин, доступные цены на отопление зимой и даже элементарную возможность получать бесперебойное снабжение электроэнергией. Единственные рабочие места, которые создает зеленая энергетика, — это места работы для международных чиновников, экоактивистов и барыши для акционеров европейских и американских компаний из зеленой энергетики, которые могут насильно продавать свою продукцию по завышенным ценам за счет государства и потребителей. "Высокие цены на углерод", о которых говорит глава МВФ, — это предвестник тех самых "углеродных тарифов", которые Евросоюз периодически угрожает ввести против России в отместку за то, что она имеет наглость иметь свой собственный дешевый газ и свою собственную дешевую нефть. В случае введения углеродных тарифов против России наши экспортеры (и российский бюджет вместе с социальными программами) будут терять десятки миллиардов долларов в год, но зато фанаты Греты Тунберг и сторонники зеленой экономики будут счастливы. Светлое будущее, которое рисует МВФ, — это антиутопия, написанная эзоповым языком, достойным Оруэла: экология — это бедность, транспарентность — это подчинение Вашингтону и МВФ. Перед нами действительно исторический момент, но не для "Бреттон-Вудс 2.0", а для того, чтобы окончательно прикончить монстра глобализации, который родился в США в 1944 году.

МВФ

© tanea.gr

Во вторник 24 ноября Международный валютный фонд обнародовал новые рекомендации российскому правительству по внутренней политике. Они принципиально отличаются от советов, которые давались ранее. Акцент на разгосударствление и накопление резервов сменился призывом активнее вливать деньги в поддержку населения и бизнеса до полного восстановления экономики от последствий коронавируса.

Более того, в рекомендациях содержится революционное, по сути, предложение: смягчать остроту кризиса не кредитами, а прямыми бюджетными грантами, и вернуть пособия по безработице к повышенному уровню апреля-августа 2020 года (12130 рублей).

Высказавшись за еще более мягкую бюджетную политику МВФ, пошел вразрез не только с российскими властями, но и с собственной риторикой прошлых лет. В частности это касается многолетней позиции регулятора о неприкосновенности российского Фонда национального благосостояния (ФНБ). Сейчас консультанты отмечают, что фонд уже достаточно велик, и не будет греха в том, чтобы потратить деньги на нужды экономики.

Можно предположить, что международные эксперты подобрели к россиянам из-за коронавирусного форсмажора. Однако кризис конца 2014 года был для России не менее болезненным, а рекомендации МВФ отличалась жесткостью. Для понимания политики, которую регулятор проводил в последние десятилетия, достаточно вспомнить резкое заявление его директора-распорядителя Кристин Лагард на Петербургском экономическом форуме в 2018 году.

Напомним, бюджетное правило предусматривает, что, если цена экспортируемой нефти превысит законодательно установленный уровень отсечения (на 2020 г. - $42,4 за баррель), то дополнительные налоговые доходы с этого превышения накапливаются в ФНБ.

Экстраполируем ситуацию на уровень домохозяйства. Представьте, что вам нужно купить что-то крупное. И стоит выбор, потратить ли часть вклада, по которому банк платит вам 4%, или, взять у того же банка кредит под 25%. Согласитесь, для кредитора такая ситуация сказочно выгодна: вклад фактически становится залогом, а проценты по кредиту с лихвой покрывают обязательства перед вкладчиком. Последнему же, безусловно, предпочтительнее снять часть накоплений, чтобы не переплачивать банку.

Российское правительство, несмотря на нагоняй от МВФ, в конце 2018 года снова посягнуло на собственные накопления. Потратили ₽1,1 трлн. Потом стартовала пенсионная реформа, и значительные суммы из ФНБ больше не изымали. На начало ноября 2020 года средства фонда в пересчете на рубли достигли уже 13,3 триллионов.

Первого октября 2019 года Кристин Лагард уступила пост директора-распорядителя МВФ гражданке Болгарии Кристалине Георгиевой. Та уже успела сделать громкое заявление, что пора пересматривать всю политику мирового финансового регулирования, проводимую со времен окончания Второй мировой войны по Бреттон-Вудскому соглашению 1944 года.

Видимо мягкое отношение к российскому бизнесу и населению находится в русле новых взглядов МВФ на будущее мировой финансовой системы. Но у России уже есть опыт ослушания международных регуляторов. И все заявления наших правительственных чиновников в последние годы свидетельствуют о нежелании терять преимущества дешевой рабочей силы.

Ранее в организации ожидали падение российской экономики на уровне 5,5%, сейчас в фонде полагают, что Россию ждет сокращение на уровне 6,6%. Падение мирового ВВП составит 4,9% в 2020 году, считают в МВФ

Фото: Владислав Шатило / РБК

Международный валютный фонд (МВФ) ухудшил свой прогноз по экономике России на 2020 год. В организации считают, что ВВП страны сократится на 6,6%, против оценки в 5,5%, которую МВФ озвучивал в апреле. Об этом говорится в обновленном прогнозе Международного валютного фонда.

Экономический спад в России в МВФ объясняют кризисом, возникшим из-за пандемии коронавируса, а также снижением ожидаемых нефтяных доходов из-за обвала цен.

При этом прогноз МВФ относительно роста российской экономики в 2021 году в июне оказался более благоприятным, чем в апреле. В организации считают, что ВВП вырастет на 4,1% (против 3,5% в апрельском прогнозе).

Минэкономразвития ранее давало более оптимистичный прогноз на 2020 год. На прошлой неделе стало известно, что ведомство оценивает темпы сокращения ВВП на уровне 4,8%. Таким образом, министерство улучшило свой собственный прогноз: ранее оно предполагало падение ВВП на 5%. Также, по прогнозу, в 2021 году восстановление экономики ожидается на уровне 3,2% (против 2,8% в предыдущем варианте).

Фото:Spencer Platt / Getty Images

По данным организации, в 2021 году мир будет ожидать экономический рост на уровне 5,4%, однако этого все равно не хватит, чтобы восстановить экономику до докризисных показателей. По оценкам МВФ, в 2021 году мировой ВВП окажется на 6,5% ниже, чем показатели января 2020 года (до глобального распространения вируса).

Фото:Сергей Фадеичев / ТАСС

Совокупные потери мировой экономики в 2020 году окажутся на уровне $12,5 трлн, оценили в МВФ. Главный экономист МВФ Гита Гопинат во время презентации отчета сказала, что низшая точка падения мировой экономики пройдена во втором квартале, сейчас началось восстановление. Однако она отказалась определить его как V, U или L-образное, сославшись на высокую неопределенность прогноза. По ее словам, возможны повторные волны заболеваемости коронавирусом, пока не будет найдено медицинское решение проблемы.

Глобальный государственный долг вырастет в 2020 году до рекордных 101,5% мирового ВВП (рост на 18,7 п.п. относительно прошлого года), следует из доклада МВФ.

Совокупные объемы объявленной бюджетной поддержки в мире оцениваются в $11 трлн, говорится в докладе. Половина этой суммы ($5,4 трлн) составляют меры по увеличению расходов или отказу от доходов (например, из-за налоговых льгот) — они напрямую увеличивают бюджетные дефициты.

Из стран, представленных в отчете МВФ, избежать падения экономики в 2020 году сможет только Китай, следует из документа. В МВФ предсказали КНР рост на уровне 1%. Наиболее сильное падение ожидает Италию (12,8%), Испанию (12,8%) Францию (12,5%), Великобританию (10,2%) и Мексику (10,5%).

Международный валютный фонд (МВФ) — ведущая организация международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере.

МВФ был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. в целях повышения стабильности мировой валютно-финансовой системы. СССР принял участие в работе по созданию МВФ, однако по ряду причин политического характера отказался войти в число его учредителей.

  • Управляющим от Российской Федерации в МВФ является Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов.
  • Заместитель Управляющего от России в МВФ — Председатель Банка России Э.С. Набиуллина.
  • Исполнительный директор от России в МВФ — А.В. Можин.

Цели и задачи

Цель деятельности — поддержание стабильности мировой финансовой системы.

Задачами МВФ, в соответствии со Статьями соглашения (Уставом), являются:

  • расширение международного сотрудничества в денежно-кредитной сфере;
  • поддержание сбалансированного развития международных торговых отношений;
  • обеспечение стабильности валютных курсов, упорядоченности валютных режимов в странах-членах;
  • содействие созданию многосторонней системы расчётов и устранению валютных ограничений;
  • помощь странам-членам в устранении диспропорций платёжного баланса за счет временного предоставления финансовых средств;
  • сокращение внешних дисбалансов.

Основными вопросами, обсуждаемыми в ходе регулярно проводимых Ежегодных заседаний Совета директоров МВФ и заседаниях Международного валютно-финансового комитета (МВФК), являются: реформа международной финансовой архитектуры и, в первую очередь системы управления, квот и голосов, изменения денежно-кредитной политики развитых стран и их влияние на мировую экономику в целом, повышение роли стран с формирующимся рынком, реформа финансового регулирования и т.д.

Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы МВФ формируются главным образом за счет взносов квот стран-членов в капитал Фонда. Квоты рассчитываются по формуле, исходя, в числе прочего, из относительных размеров экономики стран-членов. Размер квоты определяет объем средств, который страны-члены обязуются предоставить МВФ, а также ограничивает объем финансовых ресурсов, который может быть предоставлен данной стране в качестве кредита.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ

В настоящее время МВФ насчитывает 189 стран-членов (включая Российскую Федерацию). Россия является членом МВФ с 1992 года. За период членства Россия привлекла средства МВФ для поддержания устойчивости своей финансовой системы на общую сумму около 15,6 млрд. СДР. В январе 2005 г. Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, в результате чего приобрела статус кредитора МВФ. В связи с этим решением Совета директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых операциях МВФ.

В связи с состоявшимся 17 февраля 2016 года Четырнадцатым пересмотром квот квота Российской Федерации в МВФ была увеличена с 9945 до 12903,7 млн. СДР.

Учитывая постоянный характер операций по предоставлению Банком России средств МВФ в рамках квоты Российской Федерации, а также ввиду бессрочности обязательств стран-участников МВФ по предоставлению средств МВФ курс на поддержание финансирования Российской Федерацией МВФ сохраняется, а сроки действия кредитных механизмов (новые соглашения о заимствовании (NAB), а также двусторонние соглашения о заимствовании) пролонгируются на предлагаемых МВФ условиях.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью Фонда и проведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (в рамках тематических миссии экспертов Фонда, семинаров, конференций, учебных мероприятий).

Сотрудничество Банка России с МВФ

Управляющий в МВФ от России — Министр финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем управляющего в МВФ от России. В 2010 году функции по финансовому взаимодействию с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России. Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.

Банк России выполняет функцию депозитария средств МВФ. В частности, в Банке России открыты два рублевых счета МВФ № 1 и № 2. Кроме того, в Банке России открыто несколько счетов депо, на которых учитываются векселя Минфина и Банка России в пользу МВФ. Данные векселя являются обеспечением обязательств Российской Федерации по внесению взносов в капитал МВФ.

В настоящее время Банк России от имени Российской Федерации участвует в предоставлении МВФ финансирования в рамках кредитных соглашений, информация о которых приведена в справке, размещённой по следующей ссылке: О кредитных соглашениях с МВФ.

Центральный банк Российской Федерации сотрудничает с МВФ по различным трекам международной работы. Представители Банка принимают участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном уровне в составе ряда рабочих групп, а также в ходе проведения рабочих встреч, консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.

Начиная с 2010 года в отношении России (как страны, имеющей глобально системно значимый финансовый сектор), проводится оценка состояния финансового сектора в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP), реализуемой МВФ совместно с Всемирным банком. При проведении оценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой. В этой связи необходимо отметить, что программа FSAP 2015/2016 годов стала самой объемной с начала ее реализации в Российской Федерации. При участии Банка России проводится работа по подготовке оценок соблюдения международных стандартов и кодексов (ROSCs), в частности, в сфере денежно-кредитной политики, банковского надзора и корпоративного управления. В этой связи наиболее актуальными ROSC по Российской Федерации в настоящее время является оценка соответствия российского банковского регулирования принципам БКБН (ROSC ВСP) и оценка соответствия регулирования финансового рынка принципам МОКЦБ (ROSC IOSCO) в 2016 году.

Представители Банка России принимают участие в ежегодных консультациях с миссиями МВФ в рамках Статьи IV Устава Фонда, а также в работе по подготовке соответствующих итоговых докладов Фонда.

Важным направлением работы является участие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных ограничениях (AREAER).

В соответствии со Специальным стандартом на распространение данных (ССРД) в МВФ предоставляются данные по платежному балансу, внешнему долгу, динамике валютных резервов.

Во взаимодействии с ведомствами и организациями Банком России обеспечивается участие в аналитической и исследовательской деятельности МВФ, при подготовке публикаций МВФ и при проведении профильных семинаров, конференций.

В настоящее время Банк России стремится привлечь экспертизу Фонда в целях имплементации ряда рекомендаций по итогам программы FSAP 2015/2016 годов в области развития методов стресс-тестирования в Банке России, а также в целях повышения качества и эффективности денежно-кредитной политики Банка России и уровня подготовки соответствующих специалистов.

Беднее многих: МВФ указал место России в мировой экономике

Международный валютный фонд опубликовал прогноз роста экономики в мир на ближайшую пятилетку.

Эксперты МВФ считают, что в 2021-2026 годах ведущей движущей силой мировой финансовой системы станет Китай. За предстоящую пятилетку именно на эту страну придется свыше 20% общего прироста ВВП Земли. А вот доля ВВП России, который, по данным МВФ в минувшем году составляла 1, 74%, к концу пятилетки рухнет до 1, 64%,


В то же время России удалось сохранить 11 место по размеру номинального ВВП среди крупнейших экономик мира. РФ пропустит вперед Южную Корею, но обойдет Бразилию, как следует из следующей таблицы.


Примечательно, то свое 11 место Россия будет удерживать до 2024 года, согласно прогнозу аналитиков всемирной финансовой организации, но уже через год ее обойдет Бразилия, а в 2026 году и Австралия. Таким образом, к концу пятилетки Россия спустится на 13 место по размеру номинального ВВП.

Гораздо хуже обстоит дело с другим показателем: ВВП на душу населения. В 2020 году Россия в 2020 году опустилась с 63 на 64 место, пропустив Малайзию, а к 2026 году эксперты МВФ приготовили РФ уже 68 место. Причем Россию обойдут Турция, Болгария и Мальдивы.


Для сравнения, в 2019 году ВВП на душу населения в России составляло 11,5 тысяч долларов, а уже в 2020 году этот показатель снизился до 10 тысяч. И это при том, что среднемировой ВВП на душу населения в минувшем году составил 11,1 тысяч долларов. Вот и выходит, что средний россиянин оказался беднее среднестатистического гражданина в мире. Судя по расчетам экспертов, такое тяжелое положение будет у граждан России ближайшие пять лет. К слову сказать, самый высокий уровень ВВП на душу населения был в России в 2013 году - 15,9 тысяч долларов. В тот год Россия стояла на 50 строчке рейтинга.

Надо сказать, что Россия фактически оказалась под двойным ударом в отличие от всех стран, которые ее обошли, поскольку помимо пандемии коронавируса ей пришлось столкнуться и с многочисленными санкциями.

Обратим внимание и на то, что за долгие годы контактов с МВФ Россия смогла изменить свое положение. Была крупным заемщиком, но погасив все долговые обязательства в 2005 году, РФ стала влиятельным кредитором. Правда, не таким крупным как, к примеру, США , Япония, Китай и Германия.

Читайте также: