Доклад комиссии оон по вопросам вмешательства и суверенитета русский перевод

Обновлено: 30.06.2024

Совет Федерации опубликовал ежегодный доклад комиссии по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации. В нём на 60 страницах рассказывается о том, как внешние силы пытались повлиять на результаты региональных выборов в 2017–2019 годах, на процесс внесения поправок в российскую Конституцию, а также критиковали принимаемые руководством РФ меры по сдерживанию распространения коронавируса.

2 июля всем стало известно, что зарубежным антироссийским структурам и их местным ставленникам не удалось сбить с толку многонациональный российский народ. Но это отнюдь не повод для спокойствия. Наши оппоненты уже извлекают уроки из своего июльского фиаско. Их дальнейшие действия будут более изощрёнными и коварными — поскольку команду сдержать Россию любой ценой никто в Вашингтоне не отменял и отменять не намерен, — заявил Андрей Климов на пленарном заседании верхней палаты.

Стоит отметить, что как раз в рамках законодательного закрепления положений новой Конституции вчера Госдума в первом чтении приняла поправки к антиэкстремистскому закону. И эти дополнения, по оценке специалистов, сулят больше проблем вовсе не украинским и американским политикам, как обещает Вячеслав Володин, а обычным россиянам. Теперь в течение полутора месяцев сенаторы будут активно работать над новыми законопроектами, которые должны укрепить суверенитет нашей Родины. Только есть опасения, что под удар опять попадут не агенты иностранного влияния, а собственные граждане.

Наши законодатели часто удивляют нас многообразием своих фантазий, а теперь на основании конституционных поправок аппетит только разгорается. Думаю, какое-то внимание будет уделено противодействию информационным атакам: поле битвы сейчас — это Интернет, усеянный фейками и воззваниями.


Алёна Август

политтехнолог

Директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов предположил, что в результате стоит ждать скорее ужесточения существующих наказаний, а не каких-то законодательных новинок.

Они более чётко опишут сами случаи вмешательства и санкции за эти случаи, а также то, кто должен признаваться, что он вмешивается в наши дела. Я думаю, что вряд ли они придумают что-то эффективное с точки зрения усиления противодействия. Скорее это будет усиление контроля за теми, кого в этом обвиняют. Думаю, этим всё и ограничится.


Григорий Добромелов

управляющий партнёр KGD Group

В свою очередь управляющий партнёр санкт-петербургского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Алексей Добрынин полагает, что в Совете Федерации обсуждается необходимость внесения изменений в законодательство в целях реализации новой нормы Конституции о том, что РФ принимает меры по недопущению вмешательства во внутренние дела государства.

Алексей Добрынин

управляющий партнёр санкт-петербургского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper

Адвокат также напомнил, что с 2015 года уже действует норма об ответственности за деятельность на территории России иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории РФ (ст. 284.1 УК). В 2017 году была введена ответственность за неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру РФ (ст. 274.1 УК). В связи с этим вряд ли есть серьёзная необходимость для создания каких-то дополнительных уголовно-правовых запретов, полагает он.

Добрынин также уверен, что раз речь идёт о возможном вмешательстве иностранных государств в период обсуждения голосования по поправкам в основной закон страны, скорее всего, на повестке вновь окажутся вопросы регулирования распространения информации в Сети, а также нормы, регламентирующие деятельность НКО. Хотя и в этой сфере запретов и законодательного регулирования уже более чем достаточно, добавил он.

Суверените́т — свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство.

Содержание

Государственный суверенитет

Понятие

Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права. [1]

История

Понятие государственного суверенитета было введено французским политиком и учёным XVI в. Жаном Боденом и первоначально сохраняло связь с европейским феодально-ленным правом, обозначая прежде всего неограниченность власти верховного сюзерена в противоположность власти вассальных правителей. Согласно определению Бодена суверенитет — это неограниченная и бессрочная верховная власть монарха в государстве, принадлежащая ему в силу его естественного права [2] . Однако в то время регулирующее межгосударственные отношения в Западной Европе каноническое право признавало верховную власть только за римским папой. И только в 1648 году в документах Вестфальского мира был сделан первый шаг в сторону признания светских суверенных прав за всеми европейскими государствами (включая вассалов Священной Римской империи) [3] , таким образом положив начало современной системе, в которой суверенитет предполагается необходимым атрибутом любого государства.

Национальный суверенитет

В современном международном праве, помимо государственного суверенитета, сформировалось понятие национального суверенитета, понимаемого как право каждой нации на самоопределение [4] . Содержанием национального суверенитета является полновластие нации и её политическая свобода выбирать свою государственно-правовую организацию и форму взаимоотношений с другими нациями. Обеспечивается суверенитет нации социально-экономическим и политическим устройством общества, то есть он не является изначально любой нации присущим. По своей сути национальный суверенитет является демократическим принципом, реализация которого зависит от осознания нацией своих жизненных интересов, объективно вытекающих из условий её существования и развития [5] .
Однако принцип национального суверенитета не абсолютизирует нацию, а лишь придаёт государственному суверенитету новое качество. Право на государственный суверенитет на определённом историческом этапе становится правом нации, которое может реализовываться нацией как в форме создания собственного государства, так и путём вхождения в состав более крупного государственного образования [6] .

Народный суверенитет

Доктрина народного суверенитета была разработана в XVIII в. французским мыслителем Руссо, называвшим суверена ни чем иным, как коллективным существом, образуемым из частных лиц, в совокупности получивших имя народа [7] .
Суть народного суверенитета заключается в верховенстве народа в государстве. При этом народ рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти [8] или как источник государственного суверенитета [9] . Народный суверенитет является антагонистом суверенитета монарха, при котором монарх рассматривается не как член народа, а как индивидуальная личность — носитель суверенной (абсолютистской, самодержавной) государственной власти. Понятия народного суверенитета и государственного суверенитета также различны, но не противопоставлены друг другу, поскольку в первом случае раскрывается вопрос о высшей власти в государстве, а во втором — вопрос о верховности власти самого государства [10] .
В настоящее время доктрина народного суверенитета признана мировым сообществом, что нашло, в частности, своё отражение в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой воля народа должна быть основой власти правительства и находить своё выражение в периодических и нефальсифицированных выборах при всеобщем и равном избирательном праве и свободном голосовании. Также доктрина народного суверенитета нашла своё выражение в праве народов на неотъемлемый суверенитет над их естественными богатствами [11] и в иных формах.

Суверенитет и современная политика

Синонимом независимости является именно полный, а не ограниченный суверенитет государства.

Суверенитет в современном мире

Право на международное вмешательство

Международно-правовой совет при Министерстве иностранных дел России создан в июне 2009 года в целях совершенствования сотрудничества министерства с отечественным правовым сообществом, повышения научно-правовой обоснованности внешнеполитических решений и инициатив Российской Федерации.
Диалог в рамках Совета призван способствовать и поступательному развитию самой науки. Организация деятельности Совета и его взаимодействия со структурными подразделениями МИД России возложена на Правовой департамент министерства.

Данный материал является не первым продуктом деятельности Совета, опубликованным в журнале, - в августовском номере за 2012 год вы можете ознакомиться с заключением Совета по тематике односторонних санкций.

Как показывает опыт, в современных дискуссиях по данной теме все большее значение имеет международно-правовой элемент. Под этим углом вопрос предметно обсуждается на международных политических и экспертных площадках. Это диктует необходимость в выверенной юридической аргументации, которая могла бы использоваться в ходе данных дискуссий для продвижения российских интересов. В этом контексте основные элементы предложений к позиции нашей страны, сформулированные Советом, имеют неоспоримую ценность.

Заключение Международно-правового совета при МИД России

Понятие концепции. Постановка вопроса

Основы концепции отражены в Итоговом документе Всемирного саммита ООН 2005 года 2 (далее - Итоговый документ), принятого с участием России.

Суть сводится к тому, что, во-первых, государства несут главную ответственность по защите собственного населения от геноцида, военных преступлений, преступлений против человечности и этнических чисток, а роль международного сообщества заключается прежде всего в оказании им экспертного, гуманитарного, дипломатического содействия в выполнении этих обязанностей; а во-вторых, это не исключает при необходимости применения принудительных мер в том случае, если мирные средства недостаточны и национальные органы власти не в состоянии защитить свое население. Однако такое решение может быть принято только Советом Безопасности ООН, действующим на основании главы VII Устава.

В последнее время вопрос о допустимости силового вмешательства извне во внутригосударственные конфликты, его пределах и условиях становится одной из приоритетных тем международной повестки дня. Связано это прежде всего с фактами такого вмешательства под лозунгами защиты гражданского населения и продвижения демократических преобразований. Другими словами, один из подходов к концепции отдает приоритет применению силы для прекращения совершения особо опасных преступлений по международному праву в ущерб принципу суверенного равенства государств. Операция НАТО в Ливии выставляется как успешный пример реализации концепции. Звучат призывы к повтору ливийского сценария в Сирии. Этот подход выходит за рамки, установленные Итоговым документом, который призывает в первую очередь использовать мирные способы урегулирования конфликтных ситуаций. К тому же итоги подобного задействования концепции, как показывает практика, могут быть самыми неоднозначными: ускорение демократических реформ извне не дает желаемых результатов, конфликты при этом усугубляются, ситуация в целом на международной арене дестабилизируется. Поэтому этот подход многими не разделяется. Россия, Китай, другие наши партнеры по БРИКС, многие страны Движения неприсоединения (ДН) указывают на необходимость адекватного толкования концепции в рамках, заложенных Итоговым документом.

Имеющиеся на данный момент альтернативы и модификации ОПЗ

Партнеры России по БРИКС (Китай и Бразилия) демонстрируют повышенный интерес к данной проблематике, в их экспертной и научной среде разрабатываются собственные концепции в противовес или в дополнение к ОПЗ.

Основные элементы концепций, разрабатываемых Китаем и Бразилией, заключаются в следующем:

- уменьшение риска вооруженных конфликтов посредством превентивной дипломатии;

- необходимость использования всех имеющихся мирных средств защиты населения от угрозы насилия;

- осуществление военных операций в строгом соответствии международному праву и мандату, выданному Советом Безопасности или Генеральной Ассамблей ООН;

- строгое ограничение разрешения на применение силы правовыми, оперативными и временными критериями;

- стремление, по возможности, к наименьшему насилию и дестабилизации обстановки;

- разумность, пропорциональность и соответствие военных действий целям, установленным Советом Безопасности ООН;

- строгая подотчетность Совету Безопасности ООН тех, кому даны полномочия применять силу.

Анализ и выводы Международно-правового совета при МИД по тематике ОПЗ

С учетом изложенного проведенный Советом анализ концепции и дискуссии вокруг нее позволяет прийти к следующим выводам:

- зафиксированные в Итоговом документе подходы к концепции ОПЗ во многом вытекают из общепризнанных принципов международного права. Данные положения отражают тот баланс взглядов и интересов, который реально существует в данной сфере и который нельзя игнорировать.

Примечательно, что в среде специалистов в области международного права продолжаются дискуссии даже на тему правил поведения получателей международного содействия и государств его предоставляющих. Нет единства в отношении того, обязано ли государство оказывать помощь другому в случае бедствий на территории последнего (или это - только право) и обязано ли государство-реципиент получать такое содействие 5 .

Таким образом, проблема ОПЗ требует дополнительного обсуждения, включая совершенствование механизмов превентивной дипломатии, являющейся первоочередным и приоритетным методом урегулирования, а также в части места региональных организаций в контексте ОПЗ и пределов их компетенции по международному праву;

- ключевые элементы достигнутого к сегодняшнему дню баланса (он отражен в Итоговом документе) заключаются в следующем. Главную ответственность в вопросах защиты своего населения несут государства. Международное содействие должно быть прежде всего мирного характера с подключением, когда это юридически и политически оправдано, потенциала главы VI Устава ООН. Применение военной силы может быть правомерным только в крайних случаях и исключительно с санкции Совета Безопасности ООН. Задействуя главу VII Устава, Совет обязан осуществлять только свои уставные функции, руководствоваться основополагающими принципами и нормами права, заложенными в Уставе, а не вольными интерпретациями концепции ОПЗ. Применение силы должно быть в строгом соответствии с международным правом (пропорциональность, соразмерность, ограниченность по времени, необходимость соблюдения норм международного гуманитарного права и правочеловеческих норм 6 и т.д.) и соответствующей санкцией Совета Безопасности (строгие лимиты по объему и характеру мер, временные ограничения, подотчетность СБ и др.);

- резолюции Совета Безопасности ООН, санкционирующие применение силы, помимо изложенного выше могли бы сознательно устанавливать сжатые сроки действия мандата. По крайней мере, необходимость принятия резолюции для его продления позволила бы оценить ход реализации мандата с точки зрения соответствия духу и букве решений Совета, а в случае нарушений создавала бы дополнительный рычаг воздействия на потенциальных нарушителей этого мандата;

- принципиально важным является вопрос о судьбе гражданского населения и обстановке в стране после применения силового компонента ОПЗ. Необходимо обратить внимание на то, что мир сегодня до сих пор переживает последствия интервенций, которые, по сути, лишь ухудшили существующие конфликты, положение гражданского населения и обстановку в соответствующих странах, позволив терроризму и экстремизму процветать там, где раньше его практически не было, давая импульсы новым волнам насилия и делая еще более уязвимым гражданское население;

3 Изначально проект был распространен неофициально в ходе сессии ГА ООН в 2011 г., впоследствии ее основные положения были изложены в обращении постоянного представителя Бразилии при ООН Генеральному секретарю ООН // A/66/551-S/2011/701 от 11.11.2011.

4 Ruan Zongze. Responsible protection: Building a safer world//China International Studies. Vol. 34. 2012. May/June.

АБАШИДЗЕ Аслан Хусейнович - заведующий кафедрой международного права юридического факультета Российского университета дружбы народов, член Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, профессор, доктор юридических наук.

АШАВСКИЙ Борис Матвеевич - профессор кафедры международного права Дипломатической академии МИД России, кандидат юридических наук.

БЕКЯШЕВ Камиль Абдулович - заведующий кафедрой международного права Московской государственной юридической академии, профессор, доктор юридических наук.

ГЛОТОВА Светлана Владимировна - доцент кафедры международного права юридического факультета Московского государственного университета, кандидат юридических наук.

ГОЛИЦЫН Владимир Владимирович - профессор кафедры международного права МГИМО (У) МИД России, судья Международного трибунала по морскому праву, доктор юридических наук.

ЗИМНЕНКО Богдан Леонидович - советник Управления по работе с законодательством Верховного суда Российской Федерации, кандидат юридических наук.

ИСПОЛИНОВ Алексей Станиславович - и.о. заведующего кафедрой международного права юридического факультета Московского государственного университета, доцент.

КАПУСТИН Анатолий Яковлевич - президент Российской ассоциации международного права, профессор, доктор юридических наук.

КОЛОСОВ Юрий Михайлович - профессор кафедры международного права МГИМО (У) МИД России, доктор юридических наук.

КОТЛЯР Владимир Семенович - профессор, доктор юридических наук.

ЛЕБЕДЕВ Сергей Николаевич - профессор кафедры международного частного и гражданского права МГИМО (У) МИД России, кандидат юридических наук.

МОИСЕЕВ Алексей Александрович - декан факультета международного права Дипломатической академии МИД России, доктор юридических наук.

ХЛЕСТОВ Олег Николаевич - профессор Дипломатической академии МИД России, доктор юридических наук.

ЧЕРНИЧЕНКО Станислав Валентинович - профессор кафедры международного права Дипломатической академии МИД России, вице-президент Российской ассоциации международного права, президент Международно-правового клуба, доктор юридических наук.

ШИНКАРЕЦКАЯ Галина Георгиевна - ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук.

ШУМИЛОВ Владимир Михайлович - заведующий кафедрой международного права Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России, профессор, доктор юридических наук.


Термин "устойчивое развитие" впервые был использован в 1980 г. в документе под названием "Всемирная стратегия охраны природы", разработанном Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Международным союзом охраны природы и Всемирным фондом охраны природы. В 1987 г. Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию подготовила доклад "Наше общее будущее". В нем устойчивое развитие определяется как развитие, которое удовлетворяет потребности нынешних поколений, сохраняя ресурсы для будущих поколений. Главная цель устойчивого развития - улучшение качества жизни людей без нарушения устойчивости экосистем. Устойчивая экономика не разрушает основные природные ресурсы, развивается путем приспособления к окружающей среде, использует новейшие научные разработки и технические усовершенствования. Ключевыми причинами ухудшения состояния окружающей среды в докладе комиссии были названы избыточное потребление в развитых государствах и бедность в развивающихся.

Факты и легенды об ООН

В июне 1992 г. Генеральная Ассамблея ООН созвала в Рио-де-Жанейро (Бразилия) Конференцию по охране окружающей среды и развитию (официальное название "Встреча на высшем уровне по проблемам Земли" или "Рио-92"). В ней приняли участие представителей 178 стран, из них более 100 глав государств и правительств. На встрече был подписан ряд основополагающих конвенций и документов - по изменению климата, сохранению биоразнообразия, сохранению лесов. Главным результатом стало принятие "Повестки дня на XXI в." - беспрецедентного по своим масштабам глобального плана действий по обеспечению устойчивого развития. Он включал более 2,5 тыс. рекомендаций, в том числе по охране атмосферы, океанов и биоразнообразия, поощрению устойчивого сельскохозяйственного развития и сокращению расточительного потребления, а также по таким проблемам, как бедность, демографическая напряженность, структура международной экономики.

Дополняла этот план декларация из 27 принципов, которые определили права и обязанности стран по обеспечению развития и благосостояния людей. Тогда же была достигнута договоренность о выделении промышленно развитыми государствами ежегодной помощи на нужды развития в размере 0,7% от их ВВП (однако без указания четких сроков - "так скоро, как это будет возможно"). Для поддержки проведения в жизнь "Повестки дня на XXI в." в рамках ООН были созданы Комиссия и Межведомственный комитет по устойчивому развитию.

Устав и главные органы ООН. Досье

В июне 1997 г., через пять лет после "Рио-92", в Нью-Йорке была созвана специальная сессия ГА ООН по проблемам экологии и устойчивого развития, посвященная претворению в жизнь "Повестки дня на ХХI в.". Она вошла в историю как "Встреча на высшем уровне по проблемам Земли" или "Рио+5". Представители 165 стран, в том числе более 50 глав государств и правительств, согласились с выводами доклада ЮНЕП, в котором было указано, что "глобальная экологическая ситуация продолжает ухудшаться, проблемы окружающей среды по-прежнему вплетены в социально-экономическую структуру стран во всех регионах". На встрече обозначились противоречия между странами, в основном, по вопросу о финансировании развития.

6-8 сентября 2000 г. на встрече глав государств и правительств стран-членов ООН в Нью-Йорке ("Саммит тысячелетия"; присутствовали лидеры свыше 150 стран) были согласованы восемь Целей развития тысячелетия, к достижению которых в 2015 г. договорились стремиться все государства-члены ООН. Среди них - сокращение масштабов крайней нищеты, обеспечение экологической устойчивости и расширение всемирного сотрудничества с целью развития.

В августе-сентябре 2002 г., через 10 лет после конференции "Рио-92", в Йоханнесбурге (ЮАР) прошел Всемирный саммит по устойчивому развитию ("Саммит Земли" или "Рио+10"). В его работе участвовали делегации 191 страны, 104 из них возглавляли президенты и премьер-министры. Эта встреча, посвященная обзору осуществления ранее принятых решений, не принесла каких-либо значимых результатов. Политическая декларация форума и План действий по борьбе с бедностью и охране земной экологии поставили новые задачи. В частности, сократить к 2015 г. вдвое долю населения, не имеющего доступа к основным санитарным услугам, и вдвое снизить уровень бедности, а также принять меры, замедляющие вырубку лесов и истощение рыбных ресурсов мирового океана. Основные разногласия вызвали сроки выполнения ряда программ (по санитарии, по возобновляемым источникам энергии и др.), а также вопросы финансирования проектов. Российская делегация выступила в Йоханнесбурге с предложением о предоставлении экологических услуг и введении зачетов внешних долгов в обмен на природоохранную деятельность.

20-22 июня 2012 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялась Конференция ООН по устойчивому развитию с участием представителей более 180 стран, в т.ч. 130 глав государств и правительств. Эта конференция получила название "Рио+20", т.к. прошла через двадцать лет после Конференции "Рио-92". На ней была принята итоговая декларация "Будущее, которое мы хотим". Этот документ определяет основные принципы перехода к устойчивому развитию, подразумевающему экономический и социальный прогресс при условии сохранения благоприятной окружающей среды. В декларации подчеркивается, что добиться результатов в этом направлении можно, лишь действуя одновременно на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях.

25-27 сентября 2015 г. в Нью-Йорке в рамках Генассамблеи ООН пройдет Саммит по устойчивому развитию. Ожидается, что во встрече примут участие свыше 150 глав государств и правительств. Предполагается, что участники саммита примут Цели устойчивого развития (на период до 2030 г.), которые должны прийти на смену Целям развития тысячелетия, принятым в 2000 г.

Читайте также: