Доклад на тему кендо

Обновлено: 30.06.2024

Кендо представляет собой современное искусство фехтования, которое произошло от традиционных техник по владению мечом самураев. Главная цель кендо заключается в формировании твёрдого характера у бойца, а также закаливании тела и воли спортсмена.

Название данного вида боевого искусства появилось ещё в 1895 году. Слово “кэндо” произошло от древнего слова “кэн-дзюцу”, которое можно расшифровать следующим образом: “кен” – это “меч”, а “дзюцу” – это “искусство”. Далее иероглиф “дзюцу” был заменён на иероглиф “до”, что означает “путь”. В результате была создана специальная система воспитания, для того чтобы возродить традиции самураев, а также укрепить национальный дух молодого населения Японии.

Единоборство кендо заключило в себе древние боевые искусства, которые были развиты в Японии. Ещё в период правления Камакура, как стрельба из лука, владение копьём, так и фехтование являлись обязательной составляющей тренировок самураев. Первоначально самураи не применяли меч, как основное оружие. Он использовался лишь в случаях самообороны, если отсутствовало другое оружие, или же для отрезания головы врага, а также для ритуального самоубийства.

Когда же наступила мирная эпоха, а официальным оружием самураев стал меч, фехтование получило особую популярность среди всех военных. В начале XVII века создавалось огромное количество школ, в которых ученикам обещали научить тайнам фехтования. Данные учреждения находились под сильным влиянием буддийской секты, называвшей себя Дзэн. К самым известным школам относилось три образовательных учреждения: Итто-рю, Муто-рю, а также Мунэнмусо-Рю. Первая уделяла огромное внимание основному главному удару, вторая занималась тренировкой воли бойца, а третья школа давала знания о рефлекторной технике владения оружием.

На протяжении долгих веков тренировки проходи с применением деревянных мечей, из-за чего бойцы часто получали сильные травмы. В XVIII веке учитель Наганума Кунисато провёл ряд изменений, в результате которых деревянные мечи были заменены на бамбуковые, что существенно сократило количество нанесённых повреждений во время тренировок бойцов. Уже с конца XVIII века фехтование мечом стало очень похоже на современное кендо.

В XIX веке в Европе плотно занялись изготовлением огнестрельного оружия, поэтому, что естественно, оно потеснило обычный самурайский меч. Однако японцы всё равно не перестали использовать своё национальное оружие и в японо-китайской войне вернули самурайскому мечу его славу. В 1895 году было основано специальное Общество, так называемых, добродетелей Большой Японии. Данное общество занималось продвижением фехтования мечом среди молодого поколения Японии, а в 1920 году оно изменило названия различных техник фехтования на “кэндо”.

По мере того, как увеличивался рост давления запада на Японию, известность кендо в стране возрастала. Данный вид фехтования преподавался в школах, в целях воспитания патриотической молодёжи. После того, как Японию разгромили во Второй Мировой войне, американскими оккупантами было запрещено изучение кендо на территории страны. Также было ликвидировано “Общество боевых добродетелей”. Начиная с 1950 года, когда оккупационное давление начало ослабевать, была основана Всеяпонская Федерация Спортивного кендо. Ещё немного времени спустя, был снят запрет на занятия боевым фехтованием, и тренировки по кендо опять начали проводиться в школах. Шли годы, и постепенно кендо начало выходить за пределы Японии, а уже в 1970 году была основана Международная Федерация Кендо.

Во время занятий по кендо принято использовать специальный тренировочный меч, который состоит из связанных между собой бамбуковых полосок. Благодаря такой технологии, тренировочным мечём тяжело нанести вред своему оппоненту. Защита в данном виде спорта состоит из: специального головного убора; пластинок, защищающих туловище, руки, предплечья; также, есть специальные щитки, надеваемые на пах и бёдра. Данный вид фехтования включает в себя два вида атакующих ударов: колющие и рубящие. Колющие удары наносятся лишь в область горла. Рубящие удары можно наносить по голове противника, по его туловищу и по запястьям в зависимости от ситуации.

В наше время кендо – это не только техника фехтования и искусное владение мечом, но и воспитание, и развитие в учениках духа настоящего воина. Благодаря правильным занятиям и тренировкам, кендо может воспитать дух, научить человека любить свою родину и общество, а также помочь во взаимоотношениях с людьми.

Кендо предусматривает специальный раздел, который носит название “ката”. В кате принимают участие ученик с его учителем. Данный раздел предусматривает исполнение различных упражнений, не используя защитный костюм. Для того, чтобы стать аттестованным мастером кендо необходимо сначала много чему научиться, стать идеальным бойцом, хорошим воином, сдать кучу нормативов плюс кендо каты.

Кендо – это замечательный вид спорта, который сможет сделать из человека по-настоящему сильного воина.

Кендо — это современное японское боевое искусство фехтования, основанное на технике двуручного меча ( катана ) самурайских воинов.

Оборудование

Оружие, используемое в современном кендо , называется синаем , которое состоит из четырех бамбуковых планок. Они связаны в цилиндр с кожаной рукояткой ( цука ) и колпачком ( сакигава ). Затем они соединяются нейлоновым шнуром ( цуру ) и завязкой посередине ( накаюи ). Длина и вес синая варьируются в зависимости от возрастной группы, но не должны превышать 120 см для взрослых мужчин.

Экспоненты надевают защитное снаряжение, известное под общим названием богу или кендо-гу . Он состоит из защитной маски (мен), протектора верхней части тела ( до ), рукавиц ( котэ ) и протектора нижней части тела ( тары ). Практикующие также носят куртку из толстого хлопка ( кендо-ги ) и традиционную юбку с разрезом ( хакама ).


Что происходит на тренировках?

Обучение кендо сосредоточено на спарринге и повторении основных техник атаки и защиты. Есть четыре целевых области: мен (голова), котэ (запястья), до (туловище) и цуки (удар в горло). Хотя есть только четыре целевых области, существует множество вариаций методов, используемых для их нанесения. Они были систематизированы и разделены на техники атаки ( сикаке ) и защиты ( одзи ), в которых используются финты, парирования и блоки.

Кендо Ката

Существует также набор из 10 ката (стойки), в которых используется деревянный меч ( бокуто ) или его копия, называемая могито . Бокуто верна оригинальной форме реального меча , в отличие от прямого цилиндрического синай . Ката были созданы для образовательных целей и акцент делается на правильную стойку. Как правило, они не используются в соревнованиях.

Соревнования

В матче по кендо три судьи оценивают обоснованность атак участников. Победитель тот, кто первым набирает два действительных очка в отведенное время (обычно 3-5 минут). Если один участник набирает только одно очко в основное время, он / она становится победителем. Если ни один из участников не набирает очков, может быть предоставлено дополнительное время, чтобы решить исход матча. В некоторых случаях матчи также можно назвать ничьей. Длина и ширина соревновательной площадки варьируется от 9 до 11 метров. Подсчет очков основан на технике выполнения ки-кен-тай-итчи (единый дух, меч и тело). Методы также должны соответствовать ряду других строгих требований, которые не очевидны для неподготовленного глаза. Часто одного попадания в цель недостаточно.

Действительные баллы в кендо

Согласно официальным правилам FIK Kendo Shiai и Shinpan, действительный удар ( юко-датотсу ) должен состоять из следующих элементов.


Другими словами, правильная часть клинка должна точно поразить обозначенную целевую область телом, мечом и духом в унисон. Практикующие должны кричать в намеченной целевой области при контакте и проявлять достаточную бдительность ( заншин ) после атаки. Простого прикосновения лезвия к цели по действующим правилам недостаточно. Этот аспект кендо затрудняет соблюдение людьми, которые не разбираются в способах ки-кен-тай-итчи и всех элементах, которые должны присутствовать в ударе, чтобы сделать его действенным. (На самом деле, это иногда сбивает с толку даже опытных экспонентов.)

Оценка

История кендо

Однолезвийный меч с прямым лезвием, вероятно, был завезен в Японию из Китая Суй (589–618 гг.) Или раннего Танского (618–907 гг.) Китая. Развитие навыков владения мечом процветало в период Камакура (1192–1333) с появлением характерного японского изогнутого клинка. Это было во время периода непрерывной гражданской войны Сэнгоку (1467–1568), когда известные фехтовальщики начали систематизировать свои боевые навыки в школах или традициях, известных как рю .

Период Токугава

С началом периода Токугава (1600-1868) японское общество окончательно объединилось. Общество было разделено на четыре класса воинов-самураев, фермеров, ремесленников и торговцев ( ши-но-ко-шо ). Хотя самураи составляли явное меньшинство, они стояли на вершине системы. Хотя классовые различия не всегда были черно-белыми, правительственные декреты с середины до конца 1600-х годов, запрещавшие другим классам владеть или носить оружие, сделали боевые искусства, такие как фехтование, по крайней мере официально, прерогативой самураев.

Период Токугава был мирным временем. Однако ожидалось, что самураи всех феодальных владений, разбросанных по Японии, всегда будут поддерживать военную готовность. Квалифицированные практики из множества школ фехтования ( кендзюцу ), которые развились, искали работу в качестве инструкторов самураев определенного клана, а затем в частных общедоступных додзё в больших городах. Из всех существовавших боевых искусств кендзюцу было наиболее распространенным в период Токугава.

кендо броня

Методика обучения и разработка оборудования

Из-за отсутствия реальных боевых возможностей в период Токугава нравственные и духовные элементы кендзюцу, основанные на конфуцианстве, синтоизме и буддийских учениях (особенно дзен), становились все более заметными. Кендзюцу превратилось в средство тренировки ума и тела. Сначала ката составляло основу методики тренировок. Два адепта сталкивались друг с другом с настоящими или затупленными клинками или деревянными мечами. Затем исполняли хореографические формы (моделирование поединка). Теоретически атаки прекращались незадолго до фактического контакта.

В середине 18 века Наганума Широдзаэмон Кунисато из традиции Дзикисин Кагэ-рю разработал защитное снаряжение ( богу ). Это позволяло фехтовальщикам совершать реалистичные атаки, не сдерживаясь и не опасаясь покалечить своего противника. Вскоре после этого Наканиси Тюдзо Цугутаке из Итто-рю разработал синай (бамбуковый меч), ​​который еще больше стимулировал новую методологию тренировок. Вскоре другие традиции переняли эти нововведения, включив богу и синай в свои учебные программы. К концу периода Токугава ряд известных додзё (тренировочные залы), появились в Эдо (современный Токио). Они специализировались на кендзюцу, использующие защитное снаряжение для спаррингов без ограничений. Это была золотая эра популярности кендзюцу , и многие звезды фехтования не принадлежали к классу самураев.

Кендзюцу периода Мэйдзи

Возрождение фехтования

Сакакибара Кенкичи, известный фехтовальщик, оплакивал это внезапное падение. Он возродил интерес к традиционным боевым искусствам, организовав серию публичных демонстрационных матчей ( гэкикэн когё ) с участием обездоленных фехтовальщиков. Сакакибара проводил первый из этих любопытных боевых представлений в Токио в течение 10 дней, начиная с 11 апреля 1873 года. Любой член публики мог увидеть это зрелище при условии, что они заплатили вступительный взнос. Первое шоу имело бешеный успех. За ним последовали многие другие захватывающие поединки на мечах ушедшей эпохи. Искусство фехтования оставалось на виду у публики как форма развлечения, во многом похожая на профессиональное сумо, которым наслаждаются в сегодняшней Японии.

Звезды шоу в конце концов нашли работу инструкторами по кендзюцу в недавно сформированных полицейских силах 1880-х годов. Кавадзи Тосиёси, комиссар полиции и бывший самурай, видел преимущества включения фехтования в обучение полицейских. Он подумал, что было бы полезно держать офицеров закона в хорошей форме и остром уме для выполнения своих обязанностей. Это означало конец представлениям, но историческое значение gekiken kogyo не подлежит сомнению. Во многом именно благодаря этой главе истории у нас до сих пор есть кендо .

Кендзюцу в школах

Хотя полиция быстро открыла для себя ценность кендзюцу , принятие его в качестве учебного пособия в школах заняло гораздо больше времени. С 1870-х годов, когда Япония встала на путь модернизации, некоторые правительственные чиновники заявили о своем запрете полностью вестернизировать систему образования.

Чтобы изучить плюсы и минусы преподавания кендзюцу в школах, Министерство образования спонсировало несколько официальных опросов. Результаты одного исследования, проведенного в 1883 году, подтвердили, что это могло бы быть полезным в дополнении школьной системы. Но все еще существовали опасения, что она может не обеспечить физиологические преимущества, ожидаемые от воспитания. Не говоря уже о том, что многократные удары по голове бамбуковыми мечами могут быть опасными. Кроме того, необходимое учебное оборудование было дорогим. Это также считалось несколько антисанитарным, поскольку оборудование приходилось использовать совместно. Потребовалось несколько десятилетий лоббирования и переделки, прежде чем кендзюцу была признана полезной формой физического воспитания.

Дай Нихон Бутокукай (Общество боевой доблести Великой Японии)

Движению по введению кендзюцу в школах в значительной степени способствовало формирование Дай-Нихон Бутокукай в 1895 году. Бутокукай был основан в Киото под руководством Министерства образования и одобрен императором Мэйдзи. Его цель заключалась в сохранении и развитии традиционных боевых искусств Японии. Он также стремился стандартизировать методику преподавания и технические формы для распространения в школьной системе.

Развитие Кендо Ката

В попытке объединить многие традиции кендзюцу и их техники, Бутокукай разработали новый набор кендо-ката . В 1912 году они представили Дай Ниппон Тейкоку Кендо Ката (Великое Японское Императорское Кэндо Ката). После этого в десять ката были внесены многочисленные поправки . Тем не менее, это, по сути, составляло то, что современные представители все еще практикуют как Ниппон Кендо Ката.

военное кендо

Довоенный милитаризм и кендо

Послевоенная демократизация

синай кёги

Всеяпонская федерация синай кёги и Всеяпонская федерация кендо

С созданием национальной федерации кендо в 1953 году был проведен первый ежегодный чемпионат по кендо. В том же году была создана Всеяпонская университетская федерация кендо; Всеяпонская федерация кендо компаний в 1957 году. В 1961 году была основана Всеяпонская федерация школьного кендо. В середине 1960-х и 1970-х годах популярность кендо резко возросла. Это стало самым модным боевым искусством в Японии, и его практиковало значительно больше, чем дзюдо , карате или любое другоге искусство.

Международный распространение кендо

Японские иммигранты в США, Бразилию и Канаду увезли с собой кендо в начале двадцатого века. В предвоенные годы Тайвань и Корея, будучи японскими колониями, также имели приличное количество практиков кендо . Однако последователи кендо в Европе, Юго-Восточной Азии и Океании никогда не имели большого значения до 1970-х годов. Европейская ассоциация кендо была основана в 1968 году, а чемпионаты Европы стартовали в 1969 году.

17 стран и регионов сформировали FIK на встрече в Токио в 1970 году. Его цель заключалась в воспитании доброй воли через международную пропаганду кендо (также иайдо и дзёдо ). FIK отвечает за проведение чемпионатов мира по кендо каждые три года. Он также проводит международные семинары, помогает в развитии инфраструктуры федерации в других странах кендо и осуществляет коммуникацию. По состоянию на 2017 год насчитывается 57 аффилированных стран.

Кендо: традиции против спорта


Концепция кендо

Концепция кендо состоит в том, чтобы дисциплинировать человеческий характер посредством применения принципов катаны (меча).

Цель практики кендо

Целью практики кендо является:

Сформировать разум и тело,

Воспитать бодрый дух,

И через правильную и жесткую тренировку,

Стремиться к совершенствованию искусства кендо,

Уважать человеческую вежливость и честь,

Общаться с другими искренне,

И вечно заниматься самосовершенствованием.

Это даст возможность:

Любить свою страну и общество,

Способствовать развитию культуры

И способствовать миру и процветанию среди всех народов.

Кендо — популярное боевое искусство в Японии, и число практикующих за пределами Японии постоянно увеличивается. Хотя в Японии его считают благородным примером традиционной культуры страны, в его правила и концепции постоянно вносятся уточнения, чтобы облегчить интеграцию и признание кендо как социально полезного и приносящего удовлетворение вида деятельности для того времени.

Кендо – японское боевое искусство фехтования на бамбуковых мечах. В России Кендо является официальным видом спорта и включено во Всероссийский реестр видов спорта.

В Японии Кендо также рассматривается, как вид спорта и возможно, что в скором времени Кендо будет включено в программу Олимпийских игр.

Кендо

История боевого искусства тесно связана с древними самурайскими техниками владения мечом — Кэндзюцу (剣術).

Изначально боевое искусство преподавалось на уроках физкультуры в школах.

Цели боевого искусства были сформулированы Японской федерацией в 1975 году, и заключались в формировании и развитии тела и разума, нравственных и этических качеств, укреплении духа и стремление к самосовершенствованию.

Предшественниками Кендо нередко называют сразу несколько школ Кэндзюцу, находившихся под сильным влиянием буддийского течения Дзен:

Кендо

Практика Кендо устанавливает определенные требования к одежде. Тренировки и соревнования проводятся в специальной одежде — Кэндоги (剣道着) и защитном снаряжении – Богу (防具), при использовании одного (или двух) деревянных мечей — Синаев.

Синай – является имитацией японского меча-катаны и состоит из 4-х бамбуковых планок, скрепленных кожаными фитингами. Данная конструкция меча позволяет свести риск для здоровья к минимуму.

Занятия и соревнования по Кендо проходят в защитной экипировке, которая одевается для защиты определенных зон на голове, руках и теле.

Голова защищается стилизованным шлемом — Мэн (面), с металлической решёткой — Мэн-ганэ ( 面金).

Для защиты лица используются жёсткие кожаные и тканевые клапаны — Цуки-дарэ ( 突垂れ).

Для защиты предплечий, запястий и кистей рук при меняются длинные, толстые тканевые перчатки – Котэ (小手).

Торс защищается нагрудником — До (胴).

Область талии и паха защищается — Тарэ (垂れ), состоящей из пяти толстых вертикальных тканевых лоскутов или фалдов.

Одежда, надеваемая под Богу, состоит из Кэндоги (куртки-уваги и штанов) и хакамы, длинных широких штанов-юбки.

Вокруг головы оборачивается хлопковое полотенце — Тэнугуи ( 手拭い), которое одевается под шлем, чтобы впитать пот и предоставить основу для удобного и комфортного размещения шлема.

Кендо

Типы атак в Кендо

Рубящие удары разрешается наносить по макушке противника, по левой или правой части его головы, по правому запястью в любой момент, по левому запястью, когда оно поднято (например, при замахивании мечом), по правой или левой части туловища (хотя в соревнованиях редко присуждают очки за удары по левой части).

Колющие удары разрешено наносить только в горло. Тем не менее, так как неумелый колющий удар может повредить горло или шею противника, такие техники обычно не преподаются на начальном этапе обучения.

В Кендо существует 10 формальных упражнений (Ката), которые выполняются без защитной экипировки.
В Ката участвуют два человека: ученик — Сидати (仕太刀) и учитель — Утидати (打太刀).

Практика Ката направлена на изучение:

  • Правильных направлений ударов
  • Правильных интервалов между атаками
  • Правильного движения тела.

Кроме того Ката способствует развитию чувства собственного достоинства и искренности, присущей всем боевым техникам.

В Кендо предусмотрена аттестация, которая включает в себя экзамен по основной технике и Ката.

В настоящее время Кендо достаточно популярно, как в Японии, так и за ее пределами.

В 1970 году была образована Международная Федерация Кендо (IKF), осуществляющая координацию различных фехтовальных клубов, в которую входят около 50-и клубов Кендо со всего мира.

Проводятся многочисленные соревнования и турниры различного уровня, в том числе чемпионаты мира и континентов.

Целью Кендо является, прежде всего, воспитание духа воина и физическое развитие через понимание принципов работы с мечом.


Кэндо (яп. 剣道 кэндо: ? , рус. путь меча ) — современное фехтовальное искусство, ведущее свою историю от традиционных самурайских техник владения мечом, кэндзюцу (яп. 剣術 ). Ставит целью формирование полноценной личности и твёрдого характера, закаляя волю и тело фехтовальщика. В современной Японии рассматривается как один из видов спорта. Существует движение за включение кэндо в программу Олимпийских игр.

Содержание

Философия

Подход к тренировкам

Правильно и серьёзно изучать путь меча, воспитывать бодрый дух, закаляя душу и тело, и через особенности кэндо уважать вежливость, ценить честь, откровенно и постоянно работать над собой, и благодаря этому любить государство и общество и широко содействовать миру и процветанию человечества.

Как проходят тренировки [1]

Это набросок одного занятия кэндо

Цели практикования [2]

Формировать разум и тело,

Развивать сильный дух,

Через правильные и строгие тренировки

Стремиться к совершенствованию искусства Кэндо,

Высоко ценить человеческую вежливость и честь,

Быть искренним с другими,

И всегда совершенствовать себя.

Это позволит каждому:

Любить свое государство и общество,

Делать вклад в развитие культуры.

И продвигать все человечество к миру и процветанию.


(Концепция кэндо была составлена Всеяпонской федерацией кэндо в 1975 г.)

История

Происхождение кэндо тесно связано с историей боевых искусств в Японии. В период Камакура (1185—1233) фехтование, вместе со стрельбой из лука и владением копьём, было неотъемлемой частью подготовки воина-самурая. Однако в течение четырёх столетий меч не использовался как главное оружие, а имел вспомогательную функцию. Сферой его применения были самооборона в случае отсутствия другого оружия, отрезание головы противника и ритуальное самоубийство сэппуку. Лишь с наступлением мирной эпохи Эдо (1603—1868), когда самураям официально позволили носить из оружия только мечи, фехтование на них завоевало широкую популярность среди военного слоя.

В течение многих столетий во время тренировок использовались деревянные мечи, которые наносили ученикам сильные ранения. Однако реформы наставника Наганума Кунисато (1688—1767), который ввел бамбуковые мечи синай, уменьшили количество травм. С конца 18 столетия фехтование мечом уже напоминало современное кэндо.

Популярность кэндо возрастала по мере усиления давления стран Запада на Японию. Упрощённое фехтование приобрело распространение среди школьников и воспитывало патриотически настроенную молодёжь. В 1929, 1934 и 1940 годах было проведено первые три соревнования по кэндо на кубок императора страны.

После поражения Японии во Второй мировой войне в 1945 году, оккупационная американская власть запретила преподавание в школах кэндо, как вредной воспитательной практики, которая содействует распространению японского национализма. В следующем году Общество боевых добродетелей Большой Японии было распущено, а преподаватели-фехтовальщики уволены.

После восстановления репутации кэндо, оно распространилось в Японии и даже стало популярным за границей. В 1970 году для координации иностранных фехтовальных клубов с японскими была образована Международная Федерация Кэндо. На 2003 год в неё входили организации и клубы кэндо из 44-х стран мира.

В современном кэндо атаки бывают двух типов: рубящие и колющие. Рубящие удары разрешается наносить по макушке противника, по левой или правой части его головы, по правому запястью в любой момент, по левому запястью, когда оно поднято (например, при замахивании мечом), по правой или левой части туловища (хотя в соревнованиях редко присуждают очки за удары по левой части). Колющие удары разрешено наносить только в горло. Тем не менее, так как неумелый колющий удар может повредить горло или шею противника, такие техники обычно не преподаются на начальном этапе обучения.

Кэндо означает не только технику владения мечом по правилам Всеяпонской Федерации Кэндо. Произошел переход от искусства уничтожения врага на поле боя к искусству воспитания духа Воина.

Кэндо стремится к воспитанию энергичного духа через правильное обучение и тренировку. К развитию человеческой природы через понимание принципов работы с мечом. Развивать в человеке любовь к своей стране и обществу, способствовать развитию культуры, укреплять взаимопонимание между людьми, странами и народами — таковы принципы, которые можно применить к искусству владения мечом.

Кэндо ката

Также в кэндо есть ката, то есть исполнение формальных упражнений без защитного костюма. В ката участвуют два человека: ученик сидати (яп. 仕太刀 ? ) и учитель утидати (яп. 打太刀 ? ) . Учитель производит первый удар, ученик последний и закрепляет за собой тем самым победу.

Для прохождения аттестации в кэндо, помимо основных техник кэндо, необходимо сдавать экзамен и по кэндо ката. Иногда на самых младших уровнях ката сдавать не нужно.

Читайте также: