Армейская авиация россии доклад

Обновлено: 02.07.2024

Современные Военно-воздушные силы были образованные при слиянии двух войск — ПВО и ВВС. Теперь это совершенно новый вид Вооруженных сил РФ. Они отличаются оперативно-стратегическими свойствами, предназначением. Теперь этим войскам ставят совершенно другие задачи.

Теперь оргструктуры составляют воздушные армии ВГК (СН), воздушные армии ВГК (ВТА) и отдельные соединения ПВО.

Объединении ВВС и ПВО стало первым действием подобного рода в отечественной военной истории.

Они подчиняются непосредственно главнокомандующему ВВС. Также в оперативном порядке они могут подчинятся командующим войсками военных округов. При военных действиях — командующим войсками фронтов.

При объединении произошло сокращение боевого состава (по сравнению с 1991 г.). При этом бомбардировочная и штурмовая (ударная) составляет около 1/3 от общего количества авиаполков.

Существует два вида боевых действий (если опираться на практику военного искусства, как отечественного, так и мирового). Вот эти виды: наступление (также подразумевается контрнаступление) и оборона.

Первыми в вооруженных силах всегда развивались сухопутные войска, затем, по мере развития сил и средств вооруженной борьбы, военно-морские силы. Последними развиваются военно-воздушные силы.

У всех видов ВС строго определена главенствующая физическая среда ведения военных действии. Так у СВ - суша, ВМФ - море; ВВС - воздушное пространство.

Во второй половине 50-х, годов как это не странно, начинают формироваться еще два вида ВС. Этими войсками стали войска ПВО и РВСН. Теперь СССР — это единственная страна где существует пять видов войск. Давайте, перечислим их: , ВВС, ВМФ, ВПВО, РВСН.

Теперь уже не секрет, что это стало одной из многочисленных ошибок политического и военного руководства коммунистического строя.

Новые виды войск (общевойсковые армии, танковые армии, воздушные флоты, воздушные армии, ВВС военных округов и т.п.) могут создаваться только при постоянном развитие сил и средств вооруженной борьбы.

В 1936 г. впервые в Советском Союзе было создано оперативное авиационное объединение - авиационная армия резерва ВГК (армия особого назначения - АОН). Уже в 1940 г. в октябре на базе трех АОН образовано первое оперативно-стратегическое авиационное объединение ВВС СССР - Дальнебомбардировочная авиация Главного Командования (ДБА ГК). Именно они является предшественником современной ДА.

При дальнейшем развитии теории и практике у этих войск появилось новое применение — операции.

Стоит отметить очень интересный факт. Уже тогда самостоятельная стратегическая воздушная операция считалась главной и основополагающей формой применения ДБА ГК.

Все боевые действия проходили под участием частей ДБА, и рассматривались как неотъемлемая часть военных действий.

Теперь стало нормой проведение боевых действий с поддержкой авиации. Примером служит компания которую провели ВВС многонациональных сил во время войны в Персидском заливе (1991 г.).

Достаточное количество военных копаний (("Лиса в пустыне", агрессия США и НАТО против Югославии) показали, что воздушные операции с широким использованием высокоточного оружия, особенно крылатых ракет морского и воздушного базирования (КРМВ, КРВБ), являются основными при атаке и при нанесении военного поражения противнику.

Опыт вооруженной борьбы стал главным определяющим фактором при выборе способа проведений военных акций. Теперь уже сложно отказаться от операции как формы и тактики проведения войны, их необходимо постоянно познавать, развивать как неотъемлемую составную часть военного искусства.

У операции и боевых действий одно начало и они взаимно обусловлены. Но тем не менее они отличимые друг от друга по содержанию и способам выполнения боевых задач, что имеет важное практическое значение, как для теории, так и особенно для практики подготовки и ведения операций (в т.ч. воздушных).

Содержание понятия "Операция" может быть представлено в таком виде.

Операция - совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, задачам, месту и времени сражений, боев, ударов и маневров разнородных войск (сил) объединений, проводимых одновременно и последовательно по единому замыслу и плану для решения оперативных и оперативно-стратегических задач на театре войны (военных действий), стратегическом или операционном направлениях в установленный период времени.

Операции могут быть общевойсковыми, морскими, воздушными, совместными и самостоятельными.

Воздушная операция (ВО) представляет собой совокупность заблаговременно спланированных, согласованных и взаимосвязанных по цели, задачам, месту и времени авиационных ударов, воздушных и противовоздушных боев и сражений, специальных полетов нескольких, как правило, объединений и отдельных соединений Военно-воздушных сил, проводимых во взаимодействии с объединениями (соединениями, частями) других видов Вооруженных сил и родов войск по единому замыслу и плану, под единым командованием для решения в течение установленного времени оперативных и оперативно-стратегических задач на театре войны (военных действий) или на стратегическом, операционном направлении, или в удаленном военно-географическом районе (ВГР).

Боевые действия представляют собой совокупность авиационных ударов, воздушных и противовоздушных боев и сражений, специальных боевых полетов подразделений, частей, соединений объединений (отдельных соединений) Военно-воздушных сил, проводимых по единому замыслу и плану для решения в основном тактических, а также оперативно-тактических задач в бою (операции), а в отдельных случаях и оперативных задач.

ОПЕРАЦИИ И БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

В чем главные отличия воздушной операции от боевых действий?

1. Воздушная операция проводится кратковременно, в течение нескольких суток (в среднем, в пределах 2-10) с целью решения оперативно-стратегических и оперативных задач.

Боевые действия ведутся непрерывно в течение боя, сражения, операции Сухопутных войск (сил ВМФ) с целью решения, как правило, тактических и оперативно-тактических задач.

2. В проведении воздушных операций предусматривается участие нескольких объединений ВВС (например, армии ВВС и ПВО, округа ВВС и ПВО) и только в отдельных случаях - сил и средств одного объединения ВВС, например воздушной армии ВГК (СН).

Боевые действия ведутся подразделениями, частями, соединениями авиации и ПВО, а в отдельных случаях и одиночными самолетами, парами самолетов.

3. Основным способом решения боевых задач в воздушной операции являются массированные авиационные или авиационно-ракетные удары (МАУ, МАРУ).

Важно обратить внимание на то, что МАУ (МАРУ) и в годы Великой Отечественной войны, и на крупных учениях отечественных ВС в послевоенный период выполняли одно или несколько объединений ВВС (воздушных армий).

4. Проведение воздушной операции связано обычно с прорывом ПВО противника, а ведение боевых действий - преимущественно с преодолением вражеской ПВО. Для прорыва противовоздушной обороны авиационными объединениями крайне необходимо привлечение сил (средств) фронта, а именно: ракетных войск (РВ) и артиллерии, частей РЭБ и армейской авиации, подразделений разведки, а на приморских направлениях - и сил флота.

5. Воздушные операции, как свидетельствуют опыт Великой Отечественной войны и опыт крупных послевоенных учений, проводились по решению ВГК (Генштаба).

Боевые действия ведутся как в соответствии с решениями командующего объединением (отдельным соединением) ВВС, так и командиров соединений и частей ВВС и ПВО, принятыми на выполнение поставленных соединению (части) боевых задач.

6. Управление силами и средствами, принимающими участие в воздушной операции, строго централизованы. Подготовкой и ведением воздушной операции непосредственно руководит, как показал опыт Великой Отечественной войны, а также опыт крупных учений, главнокомандующий ВВС лично и через главный штаб ВВС (ГШ ВВС).

Для боевых действий, когда подразделениями и частями, участвующими в выполнении боевых задач, непосредственно руководят их командиры, характерна децентрализованная форма управления. При этом, однако, командующий объединением ВВС через штаб осуществляет контроль за ходом ведения запланированных боевых действий.

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Теория и практика воздушных операций постоянно обновляются, их показатели изменяются в зависимости от оргструктуры и боевого состава Военно-воздушных сил, состоящих на вооружении авиационных средств поражения, характера и масштаба операций, проводимых Сухопутными войсками на континентальных ТВД и Военно-морским флотом (ВМФ) - на морских и приморских.

Развитие теории и практики воздушных операций в зависимости от названных факторов целесообразно рассмотреть по трем периодам:

- первый - Великая Отечественная война - 1941-1945 гг.

- второй - 1945-1999 гг.

- третий - с 1999 г. по настоящее время.

В начале Великой Отечественной войны чрезмерная раздробленность советских ВВС по военным округам, общевойсковым армиям, корпусам по существу не представляла возможности проводить воздушные операции силами фронтовой, армейской и войсковой авиации. Учитывая непригодность предвоенной оргструктуры ВВС Красной Армии для ведения войны, что со всей очевидностью подтвердил ее начальный период, Ставка ВГК приняла решение о кардинальном ее изменении.

На базе оргструктур ВВС фронтов, армейской и войсковой авиации с мая по ноябрь 1942 г. создаются 17 крупных авиационных объединений - воздушных армий, которые оперативно подчинялись командующим фронтов, непосредственно - командующему ВВС РККА. Одновременно шло постоянное наращивание резервов Ставки ВГК. С осени 1942 г. и до конца войны было сформировано 30 авиакорпусов и 27 отдельных авиационных дивизий, оснащенных новыми самолетами. В результате удалось провести целый ряд успешных воздушных операций с различными целями.

Все воздушные операции были наступательными. За время Второй мировой войны не отмечено ни одной оборонительной воздушной операции - противовоздушной. Силы и средства ПВО в Великую Отечественную войну, как свидетельствует ее история, вели весьма успешные боевые действия.

По составу сил, принимавших участие в воздушных операциях, все они являлись самостоятельными, т.е. проводились только ВВС РККА и АДД, находившейся до апреля 1944 г. в непосредственном подчинении Ставки ВГК. В годы Великой Отечественной войны не было деления (классификации) воздушных операций по масштабам. Зато они классифицировались по их целям, что и сегодня наиболее целесообразно.

Главным, определяющим способом решения задач воздушных операций были массированные авиационные удары, в которых принимали участие основные силы ВВС, привлекаемые к операции.

Характерная особенность проведения воздушных операций Великой Отечественной заключалась в том, что основным средством огневого поражения заданных объектов (целей) противника являлись неуправляемые авиационные бомбы различного назначения.

Все воздушные операции готовились по указаниям Ставки ВГК, которая определяла цели, сроки, районы их проведения, состав привлекаемых сил авиации. Непосредственным организатором операций были командующий ВВС и штаб BBC. В каждой из них участвовало несколько авиационных объединений (от трех до шести).

Главенствующее значение в Великую Отечественную войну имели воздушные операции, проведенные с целью завоевания господства в воздухе - одной из главных стратегических задач ВС СССР в противоборстве с фашистской Германией (8 из 15 воздушных операций того периода). В четырех воздушных операциях ставилась задача разгромить оперативные резервы и нарушить коммуникации противника, в трех - подорвать его военно-экономический потенциал противника.

Операции (в том числе воздушные) нельзя "закрыть", поскольку рождение в ХХ веке такой формы применения оперативных и оперативно-стратегических объединений Вооруженных сил - объективная закономерность развития теории и практики вооруженной борьбы.

Изучение, разработку воздушных операций как форму применения оперативных объединений российских ВВС можно только исключить из планов оперативной подготовки, предав тем самым забвению не только опыт Великой Отечественной войны, но и отвергнуть уроки конфликтов 90-х годов. Но такой шаг не будет способствовать усилению значимости новых (объединенных) ВВС в решении основных задач Вооруженных сил России, не обеспечит ее военной безопасности.

Отметим, что разработка теории и практики воздушных операций интенсивно продолжалась и в 1961-1962 гг., когда по инициативе Никиты Хрущева ВВС СССР сокращаются на 41%, а бомбардировочная авиация (главная ударная сила в воздушных операциях) - в 2,26 раза. Уже в ту пору учитывалось бурное развитие высокоточного оружия классов "воздух - воздух", "земля - воздух" (ЗРК), "воздух - поверхность". Результаты исследований теории воздушных операций проверялись на крупных учениях Вооруженных сил страны и закреплялись в основных уставных документах.

К 1988 г. боевой состав ВВС СССР увеличивается и достиг 78% уровня 1953 г. Это явилось одним из условий отработки на учениях воздушных операций различного масштаба.

Третий период (с 1999 г. по настоящее время) развития теории и практики воздушных операций имеет особое значение. Это обусловлено, прежде всего, слиянием двух видов ВС России - войск ПВО и ВВС - в один (к 1 октября 1999г.).

Новые ВВС обладают важным оперативно-стратегическим свойством: они одновременно предназначены и для наступления (силами и средствами авиации), и для обороны (силами и средствами ПВО). Одной из основных задач преобразованных ВВС является борьба за завоевание господства в воздухе, причем значимость ее эффективного решения постоянно возрастает. Все это вместе взятое обуславливает необходимость уточнений, дополнений форм применения новых объединений ВВС: армий ВВС и ПВО, округа ВВС и ПВО, ВА ВГК (СН).

В статье "Теория строительства новых ВВС" изложены новые формы оперативного применения объединений преобразованных Военно-воздушных сил и способы выполнения боевых задач. Воздушные операции нынешних ВВС предлагается классифицировать по двум основным видам военных действий: воздушные наступательные операции (ВНО) и воздушные оборонительные операции (ВОО). Это в максимальной степени соответствует их оперативно-стратегическим свойствам. При такой классификации логично отпадает необходимость подготовки видов Вооруженных сил противовоздушных операций и соответственно зон и районов ПВО, противовоздушных операций на ТВД.

Огромное количество и многообразие противовоздушных военных действий должны проходится и отрабатываться только в рамках одной теории воздушной операции. Если рассматривать по виду военных действий, то тогда в рамках воздушной оборонительной операции.

Есть очень интересная особенность, пройди мимо которой проста так нельзя. Ни зона ПВО, ни район ПВО не являются штатными оргструктурами новых ВВС. Их можно квалифицировать только как придаток к оперативному объединению, каким является, к примеру, армия ВВС и ПВО.

В современной полномасштабной войне после начала агрессии противника первое, что последует так это военные операции ВВС. Цель их будет направлена на срыв ВНО агрессора (так называемая воздушно оборонительная операция).

При применение соответствующих мер современная воздушная армия ВГК (СН) при применении КРВБ средней и большой дальности способна провести ВНО для решения части важных оперативных задач. Например, поражение важных объектов энергосистем агрессора, его авиа несущих кораблей, кораблей-носителей КРМБ.

Воздушными операциями изобилует конец первого десятилетия XXI века. При этом происходило масштабное применение высокоточного оружия различных классов. Военные действие при помощи авиации дали возможность проводить их при помощи ограниченного числа военного состава. Это также позволило проводить более эффективные воздушные оборонительные и наступательные операции

От воздушных операций не возможно (это даже не собираются делать) отказаться в силу ряда причин. Их используют все высоко развитые страны мира.

В военной доктрине РФ указанно, что одной из общих черт современной войны является ". проведение воздушных кампаний и операций".

Время идет в перед. Также постоянное развивается теория и практика подготовки и ведения операций объединениями разных видов ВС в различных физических сферах, их всего три: суша, воздух, море. Они не подменяются так называемыми формами применения на различных уровнях (стратегическом, оперативном, оперативно-тактическом, тактическом).

Во время когда идет пик развития высокоточного оружия (особенно KPMБ и КРВБ средней и большой дальности) значение операций при ведении военных действий и на суше, и на море, и в воздушном, воздушно-космическом пространстве постоянно растет. Это является не просто спонтанностью, это закономерность!

Цихош Э. Сверхзвуковые самолеты . М., 1983

Павленко В.Ф. и др. Боевая авиационная техника . М., 1984

Тимохович И.В. В небе войны: 1941–1945 . М., 1986

Шумихин В.С. Советская военная авиация . М., 1986

Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР . М., 1988 Вооруженные силы основных капиталистических государств . М., 1988

Современные Военно-воздушные силы Российской Федерации традиционно являются самым мобильным и маневренным видом Вооруженных Сил. Состоящая на вооружении ВВС техника и другие средства предназначены, в первую очередь, для отражения агрессии в воздушно-космической сфере и защиты административных и промышленно-экономических центров страны, группировок войск и важных объектов от ударов противника; для обеспечения действий Сухопутных войск и ВМФ; нанесения ударов по группировкам противника в небе, на земле и на море, а также по его административно-политическим и военно-экономическим центрам.

Существующие ВВС по своей организационно-штатной структуре ведут свое начало с 2008 года, когда в стране приступили к формированию нового облика Вооруженных Сил России. Тогда были сформированы командования ВВС и ПВО, подчиненные вновь созданным оперативно-стратегическим командованиям: Западному, Южному, Центральному и Восточному. За Главным командованием ВВС закреплялись задачи планирования и организации боевой подготовки, перспективного развития ВВС, а также подготовки руководящего состава органов управления. В 2009–2010 годах был осуществлен переход к двухуровневой системе управления ВВС, в результате чего количество объединений было сокращено с 8 до 6, а соединения ПВО были переформированы в 11 бригад воздушно-космической обороны. Авиаполки были сведены в авиабазы общим количеством около 70, в том числе 25 авиабаз тактической (фронтовой) авиации, из которых 14 являются чисто истребительными.

Самое фундаментальное преобразование ожидается в 2015 году: создание нового вида — Воздушно-космических сил на основе интеграции сил и средств ВВС (авиация и ПВО) и Войск воздушно-космической обороны (космические войска, ПВО и ПРО).

Одновременно с реорганизацией происходит активное обновление авиационного парка. На смену самолетам и вертолетам предыдущих поколений стали приходить их новые модификации, а также перспективные машины, имеющие более широкие боевые возможности и летно-технические характеристики. Были продолжены текущие и начаты новые опытно-конструкторские работы по перспективным авиационным комплексам. Началось активное освоение беспилотной авиации.

Вся авиация ВВС России как род войск по своему предназначению и решаемым задачам подразделяется на:

  • Дальнюю (стратегическую) авиацию,
  • Оперативно-тактическую (фронтовую) авиацию,
  • Военно-транспортную авиацию,
  • Армейскую авиацию.

Помимо этого в состав ВВС входят такие рода войск, как зенитные ракетные войска, радиотехнические войска, специальные войска, а также части и учреждения тыла (все они в данном материале рассматриваться не будут).

В свою очередь, авиация по родам делится на:

  • бомбардировочную авиацию,
  • штурмовую авиацию,
  • истребительную авиацию,
  • разведывательную авиацию,
  • транспортную авиацию,
  • специальную авиацию.

Далее рассматриваются все типы летательных аппаратов в составе Военно-воздушных сил Российской Федерации, а также перспективные машины. Первая часть статьи охватывает дальнюю (стратегическую) и оперативно-тактическую (фронтовую) авиацию, вторая часть — Военно-транспортную, раведывательную, специальную и армейскую авиацию.

Дальняя (стратегическая) авиация

Дальняя авиация является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами России и предназначена для решения стратегических, оперативно-стратегических и оперативных задач на театрах военных действий (стратегических направлениях). Дальняя авиация также является составляющей триады стратегических ядерных сил.

Основные выполняемые задачи в мирное время — сдерживание (в том числе ядерное) вероятных противников; в случае начала войны — максимальное снижение военно-экономического потенциала противника путем поражению его важных военных объектов и нарушению государственного и военного управления.

Основными перспективными направлениями развития дальней авиации являются поддержание и наращивание оперативных возможностей по выполнению поставленных задач в составе стратегических сил сдерживания и сил общего назначения за счет проведения модернизации самолетов с продлением их срока службы, закупка новых машин (Ту‑160 М), а также создание перспективного авиационного комплекса дальней авиации ПАК-ДА.

Основным вооружением самолетов дальней авиации являются управляемые ракеты, как в ядерном, так и в обычном снаряжении:

  • стратегические крылатые ракеты большой дальности Х‑55 СМ;
  • аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х‑15 С;
  • крылатые ракеты оперативно-тактического назначения Х‑22.

А также свободнопадающие бомбы различного калибра, в том числе в ядерном снаряжении, разовые бомбовые кассеты, морские мины.

В перспективе в состав вооружения самолетов дальней авиации планируется ввести высокоточные крылатые ракеты нового поколения Х‑555 и Х‑101 со значительно увеличенной дальностью и точностью.

Бомбардировочная авиация в составе дальней авиации

Основу современного самолетного парка дальней авиации ВВС России составляют бомбардировщики-ракетоносцы:

  • стратегические ракетоносцы Ту‑160–16 единиц. До 2020 года возможна поставка около 50 модернизированных машин Ту‑160 М2.
  • стратегические ракетоносцы Ту‑95 МС — 38 единиц, и еще около 60 на хранении. С 2013 года ведется модернизация этих самолетов до уровня Ту‑95 МСМ с целью продления срока эксплуатации.
  • дальние ракетоносцы-бомбардировщики Ту‑22 М3 — около 40 единиц, и еще 109 в резерве. С 2012 года осуществляется модернизация 30 самолетов до уровня Ту‑22 М3 М.

Также в состав дальней авиации входят самолеты-заправщики Ил‑78 и самолеты-разведчики Ту‑22 МР.

Ту-160М2

Ту‑160

Работы над новым многорежимным стратегическим межконтинентальным бомбардировщиком были начаты в СССР в 1967 году. Испробовав самые разные варианты компоновок, конструкторы в конце концов пришли к конструкции интегрального низкоплана с крылом изменяемой стреловидности с четырьмя двигателями, установленными попарно в мотогондолах под фюзеляжем.

В 1984 году Ту‑160 был запущен в серийное производство на Казанском авиационном заводе. На момент распада СССР было выпущено 35 самолетов (из них 8 прототипов), к 1994 году КАПО передало ВВС России еще шесть бомбардировщиков Ту‑160, которые дислоцировались под Энгельсом в Саратовской области. В 2009 были построены и поставлены в строй 3 новых самолета, к 2015 году их количество составляет 16 единиц.

В 2002 году Минобороны заключило договор с КАПО на модернизацию Ту‑160 с целью постепенно отремонтировать и модернизировать все бомбардировщики этого типа, находящиеся в эксплуатации. По последним данным, до 2020 года на вооружение ВВС России будут поставлены 10 самолетов модификации Ту‑160 М. Модернизированные машины получат систему космической связи, усовершенствованные прицельные системы наведения и электронику, будут способны применять перспективные и модернизированные (Х‑55 СМ) крылатые ракеты и обычное бомбовое вооружение. Ввиду потребности в пополнении парка дальней авиации в апреле 2015 года Министр обороны России Сергей Шойгу поручил рассмотреть вопрос о возобновлении производства Ту‑160 М. В мае того же года Верховный главнокомандующий В. В. Путин официально поручил возобновить производство усовершенствованных Ту‑160 М2.

ВВС РФ

На сегодняшний день значение военно-воздушных сил огромно, и некоторые конфликты последних десятилетий наглядно это подтверждают.

Военно-воздушные силы России по количеству летательных аппаратов уступает только американским военно-воздушным силам. Российская военная авиация имеет длинную и славную историю.

До 2015 года ВВС России являлись отдельным видом войск, но в августе 2015 года российские военно-воздушные силы вошли в состав Воздушно-космических сил Российской Федерации.

История

Официально началом существования военно-воздушных сил России считается 1904 год, когда в городе Кучино открылся первый аэродинамический институт, главой которого стал Жуковский, один из создателей аэродинамики в целом. По стране в эти годы открывались летные училища, а уже в 1910 году создан Императорский военно-воздушный флот, который исчез только после Октябрьской революции 1917 года.

Вертолеты в небе

На момент Первой мировой войны авиация России развивалась, и флот, и армия имели собственные самолеты и другие летательные средства.

Изначально отечественные самолеты выполняли разведывательные задачи, но вскоре начали использоваться истребители, которые принимали участие в воздушных сражениях. В них они также стали добиваться успехов: автором первого воздушного тарана стал пилот Нестеров, который также отличился выполнением мертвой петли. После смены власти развитию авиационной техники также уделялось большое внимание, что через десяток лет дало возможность СССР стать членом клуба самых мощных авиационных государств планеты.

Открывались учебные заведения, связанные с авиацией, появлялись талантливые авиаконструкторы, разрабатывались новые модели самолетов.

Перед Великой Отечественной войной авиация СССР поднялась на качественно новый уровень, выпускались новые модели военных самолетов.

При этом в начале войны авиация Советского Союза терпела поражение за поражением из-за того, что летчикам не доставало профессионализма, а также машины немцев имели более высокое качество. К 1943 году преимущество в воздушных боях перешло к отечественной авиации. Силы Германии начали уменьшаться, а советские специалисты освоили новые методы создания авиационной техники. Великая Отечественная война унесла жизни двадцати семи тысяч отечественных летчиков.

Во времена холодной войны развитию авиации также уделялось повышенное внимание. В СССР разрабатывались новые модели военных самолетов, таких, как Миг-29, Су-27. Ситуация поменялась с распадом СССР, когда ВВС, как и другие военные структуры были разделены между отдельными республиками.

Официально ВВС РФ существуют с 1997 года. Данная структура постоянно пополняется новыми преобразованиями, а также принимает участие в международных конфликтах.

Уделяется внимание подготовке пилотов, количеству часов налета, профессиональному образованию и опыту военнослужащих.

Стрижи

Непосредственное руководство военно-воздушными силами осуществляет глава военно-космических сил Российской Федерации Сергей Суровикин.

К ВВС относятся не только авиационные подразделения, но и другие структуры: медицинские, метеорологические, тыловые и другие.

Основные командования ВВС РФ находятся в таких городах, как Новосибирск, Хабаровск, Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону.

Основные задачи

Военно-воздушные силы (ВВС) — род сил в составе Воздушно-космических сил России, наиболее маневренная и мобильная составляющая армии страны.

Российская Федерация располагает Военно-воздушными силами, которые могут быть использованы для разрешения любых конфликтов, представляющих угрозу не только нашему государству, но и странам-союзникам. Примером могут послужить события в Сирии.

ВВС РФ призваны выполнять следующие боевые задачи:

  1. Отражение агрессии в воздушно-космической сфере и защита государственных и военных органов управления, промышленно-экономических районов, важнейших объектов инфраструктуры, группировок войск.
  2. Поражение объектов военно-экономического потенциала, авиационных, противовоздушных, ракетно-ядерных и корабельных группировок противника.
  3. Транспортировка по воздуху военной техники, а также выброска (высадка) войск и военной техники на вражеской территории.
  4. Поддержка и обеспечение боевых действий Сухопутных войск и сил Военно-морского флота.
  5. Стратегическая, оперативная и тактическая разведка.

На параде

СПРАВКА. В мирное время Военно-воздушные силы занимаются охраной границ РФ и наблюдением за полетами иностранных разведывательных аппаратов в приграничном пространстве.

Структура военно-воздушных сил ВВС России

Сегодня ВВС России входят в состав военно-космических сил, указ о создании которых был опубликован в августе 2021 года. Руководство ВКС России осуществляет Генеральный штаб ВС РФ, а непосредственное командование – Главное командование ВКС. Главкомом российских военно-космических сил является генерал-полковник Сергей Суровикин.

Главкомом ВВС России является генерал-лейтенант Юдин, он занимает должность заместителя главкома ВКС РФ.

Кроме военно-воздушных сил, в состав ВКС входят космические войска, подразделения ПВО и ПРО.

В состав ВВС России входит дальняя, военно-транспортная и армейская авиация. Кроме этого, в состав ВВС включены зенитные, ракетные и радиотехнические войска. Есть в ВВС России и свои специальные войска, которые выполняют многие важные функции: обеспечивают разведку и связь, занимаются радиоэлектронной борьбой, спасательными операциями и защитой от оружия массового поражения. В состав ВВС входят также метеорологическая и медицинская служба, инженерные подразделения, части обеспечения и тыловые службы.

Военно-воздушные силы

Основой структуры российских военно-воздушных сил являются бригады, авиационные базы и командования ВВС РФ.

Четыре командования расположены в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Хабаровске и Новосибирске. Кроме того, в состав ВВС РФ входит отдельное командование, которое руководит дальней и военно-транспортной авиацией.

Как было уже сказано выше, по своему размеру российские ВВС уступают только военно-воздушным силам США. В 2010 году численность российских военно-воздушных сил составляла 148 тыс. человек, в эксплуатации находилось около 3,6 тыс. различных единиц авиационной техники, еще около 1 тыс. были на хранении.

После проведения реформы 2008 года авиаполки превратились в авиационные базы, в 2010 году насчитывалось 60-70 таких баз.

Боевая техника российской авиации

Самолеты дальней и стратегической авиации

Боевая техника

Стратегический ракетоносец Ту-22М дальнего действия с экономичными двигателями способен совершать полеты на сверхзвуке, оснащен крылом изменяемой стреловидности, выпуск этих самолетов был налажен еще в прошлом столетии в 60-х годах. Находятся в строю 50 машин, сотня самолетов Ту-22М законсервированы.

Самолеты истребители

Фронтовой истребитель Су-27 выпущен в советское время, относится к первым машинам четвертого поколения, в строю находятся поздние модификации этого самолета числом около 360 единиц.

На базе Су-27 выпущена машина Су-30, имеющая РЭО, способное выделять цели на земле и в воздухе на большом удалении и передавать целеуказания другим экипажам. Всего в наличии 80 таких самолетов.

Еще более глубокой модернизацией Су-27 стал истребитель Су-35, этот самолет относится к поколению 4++, он обладает высокой маневренностью и оснащена новейшей электроникой.

Эти самолеты поступили в строевые части в 2014 году, в составе военно-воздушных сил находится 48 самолетов.

Четвертое поколение российских самолетов началось с МиГ-27, модифицированных моделей этой машины выпущено более двух десятков, всего в строю 225 боевых единиц.

Еще один истребитель-бомбардировщик, о котором нельзя не упомянуть – это Су-34 новейшая машина, находящаяся на вооружении ВВС в количестве 75 единиц.

Штурмовики и перехватчики

Су-24 – это точная копия F-111 самолета ВВС США, который давно уже не летает, его советский аналог пока еще в строю, но к 2020 году все машины будут списаны, сейчас на вооружении около сотни подобных машин.

Перехватчик МиГ-31 развивает высокую скорость в считаные секунды и рассчитан на большой радиус действия. Модернизация этой машины к двадцатому году будет выполнена, всего насчитывается в частях 140 таких самолетов.

На обучении

Основной парк транспортных самолетов – это машины КБ Антонова и несколько модификаций конструкторского бюро Ильюшина. Среди них легкие транспортники Ан-26 и Ан-72, машины средней грузоподъемности Ан-140 и Ан-148, солидные большегрузы Ан-22, Ан-124 и Ил-86. Около трех сотен транспортников выполняют задачи по доставке грузов и боевой техники.

Учебные самолеты

Спроектированный после развала Союза, пошел в серию единственный учебный самолет Як-130 сразу завоевавший репутацию прекрасной машины для обучения с программой имитации самолета, на который переучивается будущий пилот. Кроме него, имеются чешский учебный самолет L-39 и самолет для подготовки летчиков транспортной авиации Ту-134УБЛ.

Армейская авиация

Надежность этих советских машин не вызывает сомнений.

Беспилотные ЛА

Этому виду вооружения в СССР придавали мало значения, но технический прогресс не стоит на месте и в нынешние времена беспилотники нашли достойное применение. Эти летательные аппараты ведут разведку и съемку позиций неприятеля, осуществляют уничтожение командных пунктов без риска для жизни людей, осуществляющих управление этими беспилотникамми.

Выступление на параде

Перспективы ВВС России

Сейчас ведутся работы над созданием нескольких летательных аппаратов, часть из них – в завершающей стадии.

Основной новинкой, которая должна в ближайшее время поступить на вооружение ВВС РФ и значительно усилить их, является российский комплекс фронтовой авиации пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). Самолет уже неоднократно был показан широкой публике, в настоящее время проходят испытания опытных образцов. В СМИ появлялась информация о проблемах с двигателем Т-50, но официальных подтверждений этому не было. Первые самолеты Т-50 должны поступить в войска в 2021 году.

Из перспективных проектов еще стоит отметить транспортные самолеты Ил-214 и Ил-112, которые должны заменить устаревшие Аны, а также новый истребитель МиГ-35, его планируют начать поставлять в войска уже в этом году.

Уже в ближайшем времени новые машины планируют поставлять в войска и вертолетостроители: Ми-38 и Ка-60 проходят последние этапы испытаний.

Символика ВВС РФ

Что касается символики военно-воздушных сил, шеврон ведомства имеет щитообразную форму. На синем фоне изображаются те или иные предметы, что зависит от того, к какому подразделению относится отдельный служащий. Швейное производство Obtex занимается профессиональной вышивкой шевронов, при желании Вы можете заказать шевроны ВВС РФ на нужное количество человек на официальном сайте нашего производства.

Флаг военно-воздушных сил

Кроме того, ВВС РФ имеет особый отличительный знак. Это звезда красного цвета, которая обрамлена красной и белой линиями. Такая же символика, правда чуть большего размера, применялась у ВВС СССР с 1943 года. Подобный знак имеют ВВС Беларуси.

На флаге военно-воздушных сил Российской Федерации изображены полукрылья самолетов, перекрещивающиеся друг с другом, по бокам от которых изображены птичьи крылья. Это все находится на фоне из синих и желтых полос, расположенных вперемежку.

День Военно-воздушных сил

12 августа 1912 года был издан приказ, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба.

Интересные факты о ВВС РФ

Командиром ВВС России с 2015 года является генерал-лейтенант Андрей Юдин.

По данным Министерства обороны России, за текущее десятилетие увеличилось количество налетанных часов у летчиков ведомства. Каждый год этот показатель увеличивается на несколько процентов.

Вынесение флага

На вооружении данного ведомства сейчас находится огромное количество летательных аппаратов, среди которых истребители Су-27, Су-30, Су-35, сверхзвуковые бомбардировщики Ту-160, Су-24.

Военно-воздушные силы Российской Федерации ежедневно выполняют массу важных стратегических задач: следят за неприкосновенностью воздушных и космических границ государства, принимают участие в международных конфликтах, одной из сторон которых является Российская Федерация, также участвуют в различного рода парадах военной техники, в частности, на День Победы.

Силы ведомства постоянно модернизируются и претерпевают изменения. Правительство и министерство обороны проводят реформы и мероприятия, направленные на улучшение работы структуры (например, реформа 2008 года). Авиационная техника пополняется новейшими боевыми единицами, которые тут же проходят испытания и вводятся в оборот.


Российская Федерация – это могучая авиационная держава со своей историей, военно-воздушные силы которой способны разрешать любые конфликты, несущие угрозу нашей стране. Это наглядно продемонстрировали события последних месяцев в Сирии, где русские лётчики успешно ведут боевые действия против армии ИГИЛ, представляющей террористическую опасность всему современному миру.

История

Своё существование русская авиация начала ещё с 1910 года, но официально точкой отсчёта стало 12 августа 1912 года, когда генерал-майор М.И. Шишкевич взял под своё управление все подразделения в организованной к тому времени Воздухоплавательной части Генерального штаба.

Просуществовав весьма незначительный срок, военная авиация Российской империи стала одной из лучших военно-воздушных сил того времени, хотя авиастроение в российском государстве находилась в зачаточном состоянии и русским пилотам приходилось воевать на самолётах иностранного производства.

илья муромец

Российские воздушные силы представляла Армейская и Морская авиация, каждый вид имел несколько авиационных групп, в составе которых находились авиаотряды по 6-10 самолётов в каждом. Изначально пилоты занимались лишь корректировкой огня артиллерии и разведкой, но затем с помощью бомб и пулемётов уничтожали живую силу противника. С появлением истребителей завязались бои на уничтожение неприятельских самолётов.

1917 год

К осени 1917 года русская авиация насчитывала около 700 машин, но тут грянула Октябрьская революция и она был расформирована, многие российские лётчики погибли в войну, а большинство уцелевших после революционного переворота эмигрировали. Молодая советская республика в 1918 году основала свои военно-воздушные силы под названием Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот. Но братоубийственная война закончилась и о военной авиации забыли, лишь только в конце 30-х годов, со взятием курса на индустриализацию, началось её возрождение.

Советская власть интенсивно взялась за строительство новых предприятий авиационной промышленности и создания КБ. В те годы начинали свою карьеру блистательные советские авиаконструкторы – Поликарпов, Туполев, Лавочкин, Ильюшин, Петляков, Микоян и Гуревич.

Для подготовки и обучения лётных кадров были основаны аэроклубы, как школы первоначального обучения пилотов. После получения в таких заведениях навыков пилотирования курсанты направлялись в лётные училища, а затем распределялись в строевые части. Более 20 тысяч курсантов проходили обучение в 18 лётных училищах, технические кадры готовили в 6 заведениях.

Ил-2

Руководители СССР понимали, что первое социалистическое государство остро нуждается в военно-воздушных силах и принимали все меры для быстрого увеличения самолётного парка. На рубеже 40-х годов появились замечательные истребители, построенные в КБ Яковлева и Лавочкина – это Як-1 и ЛаГ-3, КБ Ильюшина ввело в строй первый штурмовик Ил-2, конструкторы под руководством Туполева создали дальний бомбардировщик ТБ-3, а конструкторское бюро Микояна и Гуревича закончило лётные испытания истребителя МиГ-3.

МиГ-3

1941 год

Авиационная промышленность на пороге войны выпускала в начале лета 1941 года по 50 машин в сутки и через три месяца удвоила выпуск самолётов.

Но для советской авиации начало войны было трагическим, большинство авиационной техники, расположенной на аэродромах в приграничной зоне было разбито прямо на стоянках так и не успев взлететь. Наши лётчики в первых боях, не имея опыта, использовали устаревшую тактику и в результате несли большие потери.

Переломить создавшееся положение удалось лишь в середине 1943 года, когда лётный состав приобрёл необходимый опыт и авиация начала получать более современную технику, такие самолёты, как истребители Як -3, Ла-5 и Ла-7, модернизированные штурмовики с воздушным стрелком Ил-2, бомбардировщики Ту-2, дальние бомбардировщики ДБ-3.

ДБ-3

Всего в военный период прошли обучение и выпущено более 44 тысяч пилотов, но и потери были огромные – в боях на всех фронтах погибли 27600 лётчиков. К концу войны наши лётчики получили полное превосходство в воздухе.

После окончания боевых действий начался период противостояния, известный как холодная война. В авиации началась эра реактивных самолётов, появился новый вид боевой техники – вертолёты. В эти годы авиация стремительно развивалась, было построено более 10 тысяч самолётов, закончилось создание проектов истребителей четвёртого поколения МиГ-27 и Су-29, начались разработки машин пятого поколения.

1997 год

Но последующий развал Советского Союза похоронил все начинания, вышедшие из его состава республики поделили всю авиацию между собой. В 1997 году президент РФ своим указом заявил о создании военно-воздушных сил России, которые объединили войска ПВО и ВВС.

Российской авиации пришлось участвовать в двух Чеченских войнах и грузинском военном конфликте, в конце 2015 года ограниченный контингент военно-воздушных сил передислоцировался в сирийскую республику, где успешно ведёт боевые действия против мирового терроризма.

Девяностые годы были периодом деградации авиации России, остановлен этот процесс лишь в начале 2000-х, Главком ВВС генерал-майор А.Н. Зелин в 2008 году охарактеризовал положение в российской авиации, как крайне тяжёлое. Значительно снизилась подготовка военнослужащих, брошены и развалены многие аэродромы, авиатехника обслуживалась неудовлетворительно, тренировочные полёты из-за недостатка финансов практически прекратились.

2009 год

С 2009 года начался подъём уровня подготовленности личного состава, авиационная техника прошла модернизацию и капитальный ремонт, начались закупки новых машин и обновление парка самолётов. Подходит к завершению разработка самолёта пятого поколения ПАК ФА Т-50. Лётный состав начал регулярные полёты и совершенствует своё мастерство, увеличилось материальное благосостояние лётчиков и техников.

Российские ВВС стабильно проводят учения, совершенствуя боевые навыки и мастерство.

Структурная организация военно-воздушных сил

С 1 августа 2015 года военно-воздушные силы организационно влились в состав военно-космических сил, главкомом которых назначен генерал-полковник Бондарев. Главнокомандующим ВВС и заместителем главкома ВКС в настоящее время является генерал-лейтенант Юдин.

Российские военно-воздушные силы состоят из основных видов авиации – это дальняя, военно-транспортная и армейская авиация. Радиотехнические, зенитные и ракетные войска также включены в состав ВВС. Важнейшие функции по обеспечению разведки и связи, защиты от оружия массового поражения, ведения спасательных операций и радиоэлектронной борьбы выполняют специальные войска также входящие в состав военно-воздушных сил. Кроме того, ВВС невозможно представить без инженерных и тыловых служб, медицинских и метеорологических подразделений.

Подготовка к параду Победы

Подготовка к параду Победы

Российские военно-воздушные силы предназначены для выполнения задач:

  • Отражения любых нападений агрессора в воздухе и космосе.
  • Осуществления воздушного прикрытия ПУ, городов и всех значительно важных объектов,
  • Ведения разведки.
  • Уничтожения войск противника с применением обычного и ядерного оружия.
  • Непосредственной воздушной поддержки наземных вооруженных сил.

Ещё в 2008 году произошла реформа авиации России, которая структурно поделила военно-воздушные силы на командования, бригады и авиабазы. В основу командования лёг территориальный принцип, который отменил армии ВВС и ПВО.

На сегодняшний день командования размещены в четырёх городах – это Санкт-Петербург, Хабаровск, Новосибирск и Ростов-на-Дону. Отдельное командование существует для дальней и военно-транспортной авиации с расположением в Москве. Бывших авиационных полков, а ныне – это авиабазы, к 2010 году имелось около 70, всего в военно-воздушных силах насчитывалось 148 тысяч человек и российские ВВС уступают в численности только авиации США.

Боевая техника российской авиации

Самолёты дальней и стратегической авиации

Ту-95 Медведь

Стратегический ракетоносец Ту-22М дальнего действия с экономичными двигателями способен совершать полёты на сверхзвуке, оснащён крылом изменяемой стреловидности, выпуск этих самолётов был налажен ещё в прошлом столетии в 60-х годах. Находятся в строю 50 машин, сотня самолётов Ту-22М законсервированы.

Самолёты истребители

Фронтовой истребитель Су-27 выпущен в советское время, относится к первым машинам четвёртого поколения, в строю находятся поздние модификации этого самолёта числом около 360 единиц.

На базе Су-27 выпущена машина Су-30, имеющая РЭО, способное выделять цели на земле и в воздухе на большом удалении и передавать целеуказания другим экипажам. Всего в наличии 80 таких самолётов.

Ещё более глубокой модернизацией Су-27 стал истребитель Су-35, этот самолёт относится к поколению 4++, он обладает высокой маневренностью и оснащена новейшей электроникой.

Эти самолёты поступили в строевые части в 2014 году, в составе военно-воздушных сил находится 48 самолётов.

Су-35

Четвёртое поколение российских самолётов началось с МиГ-27, модифицированных моделей этой машины выпущено более двух десятков, всего в строю 225 боевых единиц.

Ещё один истребитель-бомбардировщик, о котором нельзя не упомянуть – это Су-34 новейшая машина, находящаяся на вооружении ВВС в количестве 75 единиц.

Штурмовики и перехватчики

Су-24 – это точная копия F-111 самолёта ВВС США, который давно уже не летает, его советский аналог пока ещё в строю, но к 2020 году все машины будут списаны, сейчас на вооружении около сотни подобных машин.

Су-25 Грач

Перехватчик МиГ-31 развивает высокую скорость в считаные секунды и рассчитан на большой радиус действия. Модернизация этой машины к двадцатому году будет выполнена, всего насчитывается в частях 140 таких самолётов.

Военно-транспортная авиация

Основной парк транспортных самолётов – это машины КБ Антонова и несколько модификаций конструкторского бюро Ильюшина. Среди них лёгкие транспортники Ан-26 и Ан-72, машины средней грузоподъёмности Ан-140 и Ан-148, солидные большегрузы Ан-22, Ан-124 и Ил-86. Около трёх сотен транспортников выполняют задачи по доставке грузов и боевой техники.

Учебные самолёты

Спроектированный после развала Союза, пошёл в серию единственный учебный самолёт Як-130 сразу завоевавший репутацию прекрасной машины для обучения с программой имитации самолёта, на который переучивается будущий пилот. Кроме него, имеются чешский учебный самолёт L-39 и самолёт для подготовки лётчиков транспортной авиации Ту-134УБЛ.

Л-39

Армейская авиация

Беспилотные ЛА

Пчела-1М

Перспективы российских ВВС

В России находятся в разработке несколько проектов лётных аппаратов и некоторые близки к завершению. Несомненно, новый самолёт пятого поколения вызовет большой интерес у широкой общественности, тем более его уже демонстрировали. ПАК ФА Т-50 проходит завершающую стадию лётных испытаний и в недалёком будущем поступит в строевые части.

Интересный проект представило КБ Ильюшина, самолёты Ил-112 и Ил-214, разработанные его конструкторами, идут на смену антоновским машинам и снимают нашу зависимость от поставок запчастей с Украины. Вводится в строй новейший истребитель МиГ-35, завершаются испытательные полёты новых винтокрылых машин Ка-60 и Ми-38. Приступили к разработке проекта нового стратегического самолёта ПАК-ДА, обещают, что его поднимут в воздух в 2020 году.

Все шикарно кроме безопасности. только при посадке на воду нет шансов. есть материал о невероятной истории выживания Капитана Ефремова командира…

ПЛЮЙТЕ В МИ - Х1 ХОРОМ И ПООДИНОЧКЕ ! Какой же он УРОД ! И НИКАКОГО ДОВЕРИЯ ТЕМ , КТО…

все эти игрушки из серии близок локоть да не укусишь цена в 2 лимона это только вершина айсберга того по…

Мне с детства снится высота…. Мечта моей жизни поднять Боинг и покорять небеса . ✈️

20 лет назад уже продавалась моделька, у моего брата такая была. А что значитпо лицензии? Очевидно, только то, что им…

Читайте также: