Лев руднев архитектор доклад

Обновлено: 30.06.2024

Так рассказывал Руднев о рождении памятника Жертвам революции, сооруженного по его проекту в Ленинграде на Марсовом поле.

Ко второй годовщине Октябрьской революции, в ноябре 1919 года, строительство памятника было завершено. Возглавлявший комиссию по строительству памятника А. В. Луначарский написал замечательные тексты — каменные страницы, ставшие неотъемлемой частью сооружения.

Лаконичность формы, предельная выразительность образа, волнующая поэтическая монументальность, органическое слияние с окружающей природой, реалистический подход к материалу, огромная любовь к человеку, выраженная в масштабности сооружения, — эти черты, присущие памятнику на Марсовом поле, мы встретим и в других значительных произведениях Руднева.

Лев Владимирович Руднев (1885—1956) в Новгороде в семье учителя. В 1895 году семья Рудневых переезжает в Ригу, где Руднев оканчивает реальное училище и художественную школу. В 1906 году он поступает на архитектурный факультет Академии художеств в Петербурге. Одновременно с занятиями в Академии Руднев работает помощником в мастерской И. А. Фомина, чье творчество оказало значительное влияние на его дальнейшую деятельность. В 1913 году Руднев осуществляет свою первую постройку — церковь-школу в Селезневке Екатеринославской губернии. К этому же времени относится его поездка в Италию. По окончании Академии художеств Руднев продолжает работать в мастерской Фомина, участвует в архитектурных конкурсах.

В 1917 году Руднев строит памятник Жертвам революции на Марсовом поле. Всецело захваченный идеями Великой Октябрьской революции, он встречается с Максимом Горьким, с А. В. Луначарским, оформляет улицы Петрограда и первые демонстрации трудящихся.

Руднев относится к тому типу мастеров архитектуры, которые не мыслят творчества в одиночку. Подлинный художник, с необыкновенно яркой индивидуальностью, с огромным темпераментом, в поисках выразительного художественного образа он иногда противоречив в своих суждениях. Горячие споры со своими коллегами-соавторами помогают найти то единственно правильное, лаконичное выражение идеи, к которому он стремится. В разное время с ним сотрудничали близкие ему по духу архитекторы В. О. Мунц, В. Е. Асc, П. П. Зиновьев, А. Ф. Хряков, И. Е. Рожин и другие. Особенно близок Рудневу постоянный его соавтор по ряду крупнейших проектов и построек — архитектор-художник В. О. Мунц.

В 1932 году Руднев получает приглашение участвовать в конкурсе на проект здания Военной академии имени М. В. Фрунзе. Первая премия была присуждена проекту Л. В. Руднева и В. О. Мунца.

Проектом и постройкой здания Военной академии имени Фрунзе, одного из самых Значительных сооружений Руднева, открывается период его творчества, связанный со строительством объектов Министерства обороны.

В здании Академии имени Фрунзе до предела сконцентрированы архитектонические принципы Руднева, которые наметились уже в его памятнике Жертвам революции на Марсовом поле.

Простой, лаконичный объем основного 10-этажного здания контрастирует с высоким глухим стилобатом, сильно вытянутым по горизонтали, подрезанным снизу сплошной лентой окон, чередующихся с черными полированными столбами, и заканчивающимся тяжелым кубом, увенчанным динамичной скульптурой символического вздыбленного танка, окруженного бойцами. Гармоничные пропорции основного кессонированного объема, стилобата и куба со скульптурой обеспечивают восприятие здания как единого мощного целого, создающего запоминающийся выразительный образ.

В 1934 году в Ленинграде Л. В. Руднев организует архитектурно-проектную мастерскую Министерства обороны, где вслед за Военной академией проектируется Театр Красной Армии, Дом офицеров в Кронштадте, здания Министерства обороны в Москве.

Проектирование Дома Правительства Азербайджанской ССР в Баку, начатое в 1936 году, заняло многие годы упорного труда коллектива, возглавляемого Рудневым и Мунцем. Впервые перед мастерской встала ответственная проблема создания сооружения национального по форме и социалистического по содержанию.

В этом здании, где от мощных уступов стилобата, словно растворяясь в воздухе, поднимаются ажурные лоджии угловых башен, а перед каре основного объема на слившемся с трибунами пьедестале стоит овеваемая морским ветром фигура Владимира Ильича Ленина — все дышит пространством и морем.

Здание Министерства обороны на Фрунзенской набережной в Москве продолжает те же принципы рудневского творчества. Этот комплекс, выполненный в лаконичных монументальных формах, удобный по внутренней организации многочисленных помещений, являет пример рационального решения крупного административного здания, вписавшегося в силуэт набережной Москвы-реки, где на противоположном берегу раскинулись зеленые массивы Парка культуры и отдыха имени Горького. Работа над этим Зданием, начатая в 1938 году и законченная уже после войны, в 1951 году, выполнялась Л. В. Рудневым в соавторстве с В. О. Мунцем и при участии ряда архитекторов. Великая Отечественная война застает Руднева в Москве, он активно участвует в маскировке зданий города. Последним рейсом самолета Руднев возвращается в Ленинград. Блокадную зиму 1941 года проводит в родном городе.

В феврале 1942 года Руднев снова в Москве, где продолжается проектирование и строительство здания на Фрунзенской набережной, проектируются монументы советским воинам, героям Великой Отечественной войны, проектируются восстанавливаемые колхозы Московской области.

После окончания войны Руднев проектирует восстановление разрушенных войной городов — центр Риги, Воронеж, центр Сталинграда.

В 1945—1948 годах принимает активное участие в планировке и строительстве Москвы и строит ряд жилых домов, в том числе на ул. Володарского (соавтор И. З. Чернявский) и жилой дом на Садово-Кудринской (вместе с В. Е. Ассом и В. О. Мунцем).

В 1948 году Руднев во главе большого творческого коллектива начинает одну из самых крупных своих работ — Московский государственный университет имени Ломоносова на Ленинских горах. В проекте МГУ нашли отражение многие творческие принципы Руднева, накапливавшиеся за время предшествующей проектной и строительной практики. Здесь ярко проявилось стремление к созданию скульптурно-объемного сооружения, обеспечивающего равноценное гармоническое восприятие с разных точек зрения. Связь сооружения с природой была достигнута благодаря удачному решению силуэта здания, как бы органически вырастающего из силуэта Ленинских гор. Здесь Руднев и его соавторы широко использовали наследие русской архитектуры с ее живописностью, богатой скульптурной силуэтностью, яркими цветовыми сочетаниями.

Вслед за проектированием комплекса МГУ Руднев включается в работу по созданию Дворца культуры и науки в Варшаве. Совместно с большим творческим коллективом Руднев с огромным воодушевлением взялся за новую творческую задачу. Создаются из гипса и пластилина бесчисленные варианты — модели будущего ДКН. Руднев едет в Польшу, изучает на месте архитектуру Варшавы и Кракова.

Дворец культуры и науки в Варшаве был последним осуществленным в натуре произведением Руднева.

Однако по-прежнему кипучая энергия Руднева не остается без применения. Он выполняет конкурсный проект Пантеона героям Отечественной войны. В проекте, по его словам, была заложена мысль о бессмертии идеи коммунизма, о торжестве жизни над смертью.

С 1918 года Л. В. Руднев — профессор Академии художеств; с этого момента и до конца своей жизни Руднев остается педагогом, воспитавшим целую плеяду советских зодчих Ленинграда и Москвы.

Со свойственным ему темпераментом Руднев не мог оставаться пассивным зрителем и не реагировать на кипящую вокруг него общественную жизнь. Он действительный член Академии строительства и архитектуры. Выступления Руднева с трибуны ленинградского и московского Домов архитектора всегда были остры и оригинальны. Яркая, зажигательная речь и характерное для него словотворчество, идущее от внутреннего темперамента, когда мысль опережает подбор нужного слова, всегда была сочной, образной, а главное, бьющей в цель.

Еще одна характерная черта неотъемлема от образа Руднева — он художник в полном и глубоком понимании этого слова. Рисунок, живопись, скульптура сопровождают его деятельность как зодчего на протяжении многих лет его жизни. Блестящие живописные психологические портреты, сочные натюрморты и тонкие лирические пейзажи широко известны архитекторам и художникам Москвы, Ленинграда, Риги, Баку. Выразительны его скульптурные портреты и бесчисленные графические работы.

Личные черты Руднева — его темперамент, Эмоциональность, глубокая художественная интуиция — в полной мере подтверждают Значение эмоционального начала в творчестве архитектора, подтверждают не абстрактными положениями, а проектами и постройками, в которых так ярко проявилась индивидуальность Руднева.

Значение и сила творческого наследия Руднева заключается в том, что на самых различных этапах развития советской архитектуры он создавал органически целостные художественные произведения архитектуры, воздействующие с той же силой на зрителя сегодня, как они воздействовали в дни их создания и как будут звучать в будущем.

Источник: Мастера советской архитектуры об архитектуре. Бархин М.Г., Иконников А.В. и др. (ред.). 1975

Лев Владимирович Руднев родился 13 марта 1885 года в городе Опочка в семье учителя. Реальное училище и художественную школу он окончил в Риге. Затем в 1906 году поступил в Академию художеств в Петербурге.

Одновременно с занятиями в академии Лев работал помощником в мастерской Фомина, глубже постигая классические формы русской архитектуры. Но ему захотелось видеть и подлинные античные памятники архитектуры. И, скопив немного денег, Лев решил съездить в Италию поучиться у архитекторов античного Рима.

Поездка его не могла быть долгой. В его распоряжении было только несколько недель студенческого летнего отпуска. С утра до ночи, а часто и ночью, он носился по древнему городу и руинам с книгой Себастьяна Серлио, купленной в антикварной лавочке, сверял опубликованные в ней чертежи с натурой и тут же карандашом делал исправления в изображении и свои замечания.

С 1911 года Руднев с успехом участвовал в архитектурных конкурсах. В 1913 году он работал на строительстве церкви-школы в Селезневке Екатеринославской губернии. В этой работе, несмотря на то, что она была выполнена по чужому проекту, вполне отчетливо выявилось обостренное чувство молодого архитектора к красоте и пластическим возможностям строительного материала, его умение использовать природный камень для придания сооружению необходимой масштабности. В 1915 году Руднев получил звание художника-архитектора.

В феврале 1917 года произошли известные революционные события, и уже через месяц, в марте, Руднев выступил на конкурсе памятника Жертв революции на Марсовом поле. Он получил первую премию. Петроградский Совет депутатов трудящихся утвердил проект и произвел закладку.

Памятник Жертвам революции.
Марсово поле, Ленинград/Санкт-Петербург

На открытом поле архитектор предложил сложить из гранитных глыб ограду несколькими ступенями с четырьмя входами. Все просто, строго, сурово. Единственное украшение - красивые и торжественные по содержанию надписи на камнях у входов. Суровые монументальные формы не подавляют человека, но могучей пластикой каменных блоков формируют внутреннее пространство памятника, связывая одновременно его и с окружающим архитектурным организмом, и с пространством Невы.

С первых дней Октябрьской революции Руднев находился в центре событий архитектурной жизни: он был профессором Академии художеств, работал в архитектурном подотделе Наркомпроса.

Московский государственный университет, Главное здание (1949—1953 гг).

В эти годы Руднев объединяет ряд близких ему по взглядам архитекторов, вместе с которыми выступает на конкурсах с проектами крупных общественных зданий, ищет новые приемы композиционного построения их комплексов.

Функциональная сложность, определенная заданием на проект Дворца культуры Пролетарского района Москвы (1931 год, соавтор Я. Свирский), приводит авторов к мысли о необходимости расчленения здания на отдельные объемы и о свободном композиционном построении плана. Вместе с тем Рудневу удается представить весь комплекс как единый организм, обогатив его фрагментами исторической структуры Симонова монастыря.

История жизни Льва Владимировича Руднева

В проекте здания Госбанка в Новосибирске (1931 год, соавторы - В. Мунц и Я. Свирский) Руднев явно в противовес предыдущим работам демонстрирует свое понимание тектонических возможностей современных материалов - бетона и стекла, контрастно сопоставляя в геометрически легко определимой форме здания бетонные плоскости и грандиозно-хрупкие прозрачные объемы операционного зала, добиваясь эффектной выразительности сооружения.

Новый шаг на пути к созданию произведений, образы которых воплотили в себе широкие общественные идеи того времени, Руднев сделал в начале 1930-х годов, и он был связан со строительством целого ряда зданий в Москве по заданиям РККА.

Дворец культуры и науки в Варшаве

В этом здании, формирующем крупный градостроительный узел, его градостроительный замысел органично слит с архитектурно-художественным образом самого сооружения. Как и в ряде предыдущих произведений мастера, в этой работе отсутствует композиционный центр, своей главной осью здание повернуто в парк, ориентированный в сторону Ленинских гор.

Здание академии решено единым монолитным объемом строго прямоугольного основного корпуса, покоящегося на выступающем вперед глухом стилобате. Асимметрично вытянутый стилобат опирается на мощные столбы из полированного черного лабрадора и своим движением ориентирован на акцентирующий угол здания массивный каменный куб, где до войны стояло изображение танка - символа передовой военной техники тех лет. Геометрически четкая структура основного объема здания, его нейтральная расчлененность кессонами с врезанными в них окнами способствуют восприятию стены как единой массы, противостоящей динамике стилобата. На этом сопоставлении рождается и эмоциональный строй восприятия архитектуры здания: сила и спокойствие, готовность к движению и собранность, напряженность.

Дом правительства Азербайджанской Советской Социалистической Республики в Баку

Для проектирования этого здания при ВСУ РККА была создана специальная архитектурно-проектная мастерская под руководством Руднева, позже ей было поручено проектирование здания Наркомвоенмора на Арбатской площади. Руднев не ограничивался проектированием только самого здания, но предложил решение всего комплекса площади, на которую сориентировал основной фасад, решенный в виде грандиозной триумфальной арки.

Конкурсный проект Театра Красной Армии остался нереализованным. Этот проект по-своему интересен, несмотря на традиционность объемного решения: зодчий рассматривал здание театра, прежде всего его фасад, как монументальную декорацию, вынесенную на площадь и как бы предваряющую действие на сцене. Центром композиции комплекса, как и в ряде предшествующих работ мастера, является пространство перед зданием театра.

Сложившийся при проектировании этих крупных сооружений коллектив архитекторов и инженеров (Л. Руднев, В. Мунц, В. Асе, И. Чернявский, А. Ечеистов, инженер П. Гнедовский и другие) представлял ценную в творческом плане архитектурную ячейку, и в середине 1930-х годов эта группа специалистов была переведена в состав Военпроекта.

Двор Главного здания МГУ

После Великой Отечественной войны Руднев активно участвовал в восстановлении разрушенных городов - Воронежа, Сталинграда, Риги, строил подмосковные колхозы. В послевоенной Москве он возвел ряд жилых домов, в том числе на улице Володарского (соавтор Чернявский), на Садовой-Кудринской улице (1945-1948 годы, соавторы Мунц и Асе).

В прошлом году исполнилось ровно 60 лет, как перестало биться сердце одного из самых ярких и известных архитекторов сталинской эпохи - Льва Руднева, лауреата Сталинской премии первой степени, автора главного здания МГУ и художественного оформления океанских теплоходов (!).

451fc5350061522cd8e6e301de45798f.jpg

В годовщину Октябрьской революции мы решили вспомнить о зодчем, по-настоящему начавшим свой творческий путь в первые годы социальных потрясений того времени. Он остался верен выбранному пути и вся его последующая биография связана с возвеличиванием в камне и бетоне нового строя - симбиозом монументальной архитектуры и прикладного искусства. +

Он стал одним из ярчайших классиков т.н. "сталинского ампира", о достоинствах или стилистических недостатках и политической подоплеке которого можно спорить сколько угодно, но монументальные дворцы этой эпохи за авторством Руднева с коллегами продолжают оставаться градостроительными маяками в пространстве Москвы, Баку и Варшавы. +

Первая известная работа Льва Руднева очень симптоматична – памятник борцам революции на Марсовом поле в Петрограде. В этом смысле большинство его работ стали настоящими памятниками эпохи и архитектуры. Хотя не менее симптоматична тема его выпускной работы - "Университет".
Но истоки того, чем стал знаменит архитектор Руднев стоит поискать в . Риме. +

36e0f7259657d5be80c5684efe6b327b.jpg

Лев Владимирович Руднев родился 1 (13 марта) 1885 года в Новгороде в семье начальника новгородской Александровской земской учительской семинарии. В 1890 году семья Рудневых переехала в Ригу. Здесь Руднев закончил Рижское реальное училище и художественную школу.
В 1906 году Лев Владимирович поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. В Академии он учился живописи и архитектуре у Леонтия Бенуа и Ивана Фомина. Одновременно с занятиями в академии Лев Руднев работал помощником в мастерской Фомина. Но начинающему архитектору захотелось увидеть первоисточники европейской архитектуры - подлинные античные памятники зодчества. Скопив немного денег, Лев решил съездить в Италию поучиться у архитекторов античного Рима. +

В его распоряжении было только несколько недель студенческого летнего отпуска. С утра до ночи, а часто и ночью, он носился по древнему городу и руинам с книгой Себастьяна Серлио, купленной в антикварной лавочке, сверял опубликованные в ней чертежи с натурой и тут же карандашом делал исправления в изображении и свои замечания. +

d46201736af8d826387e1c6dab7b69ee.jpg

С 1911 года Руднев с успехом участвовал в архитектурных конкурсах. В 1913 году он работал на строительстве церкви-школы в Селезневке Екатеринославской губернии. В 1915 году Руднев получил звание художника-архитектора. +

3b6a8282bf09da9d2b318322140c86f6.jpg

На открытом поле архитектор предложил сложить из гранитных глыб ограду несколькими ступенями с четырьмя входами. Все просто, строго, сурово. Единственное украшение – красивые и торжественные по содержанию надписи на камнях у входов. ". Суровые монументальные формы не подавляют человека, но могучей пластикой каменных блоков формируют внутреннее пространство памятника, связывая одновременно его и с окружающим архитектурным организмом, и с пространством Невы" - отмечают историки архитектуры. +

a8815f28c4835b614139f7af7ef78d42.jpg

В 1923–1925 годах Руднев участвовал в конкурсах на проект пропилей Смольного, на монумент Ленину на Красной площади и памятник Ленину в Одессе. В конце 1920-х годов Руднев возглавил проектное бюро Стройкома Ленинградского губкоммунхоза, занимавшееся строительством жилых и общественных комплексов. +

Новый шаг на пути к созданию произведений, образы которых воплотили в себе широкие общественные идеи того времени, Руднев сделал в начале 1930-х годов, и он был связан со строительством целого ряда зданий в Москве по заданиям РККА. +

Здание Военной академии имени Фрунзе (1932–1937 годы, соавтор В. Мунц) стало этапным на большом творческом пути Руднева и по праву заняло подобающее место в ряду выдающихся произведений советской архитектуры. По сути, это было его первое, воплощенное в жизнь, монументальное здание в творческой биографии. +

c0f35bb37214867cdddb53b5570772ff.jpg


Как отмечено в искусствоведческой литературе: ". В этом здании, формирующем крупный градостроительный узел, его градостроительный замысел органично слит с архитектурно-художественным образом самого сооружения. Как и в ряде предыдущих произведений мастера, в этой работе отсутствует композиционный центр, своей главной осью здание повернуто в парк, ориентированный в сторону Ленинских гор. +

Здание академии решено единым монолитным объемом строго прямоугольного основного корпуса, покоящегося на выступающем вперед глухом стилобате. Асимметрично вытянутый стилобат опирается на мощные столбы из полированного черного лабрадора и своим движением ориентирован на акцентирующий угол здания массивный каменный куб, где до войны стояло изображение танка – символа передовой военной техники тех лет. +

Геометрически четкая структура основного объема здания, его нейтральная расчлененность кессонами с врезанными в них окнами способствуют восприятию стены как единой массы, противостоящей динамике стилобата. На этом сопоставлении рождается и эмоциональный строй восприятия архитектуры здания: сила и спокойствие, готовность к движению и собранность, напряженность". +

Конкурсный проект Театра Красной Армии остался нереализованным. Но этот проект по-своему интересен, несмотря на традиционность объемного решения: зодчий рассматривал здание театра, прежде всего его фасад, как монументальную декорацию, вынесенную на площадь и как бы предваряющую действие на сцене. +

f36942c9821d2091994cfeef67d79785.jpg

Проектирование Дома Правительства Азербайджанской ССР в Баку (функционл сохранился), начатое в 1936 году, заняло многие годы упорного труда коллектива, возглавляемого Рудневым и Мунцем. Впервые перед мастерской встала ответственная проблема создания сооружения национального по форме и социалистического по содержанию, что зодчим вполне удалось. +

d634fe0edeade6e6b258fd95736fa553.jpg

В этом здании, где от мощных уступов стилобата, словно растворяясь в воздухе, поднимаются ажурные лоджии угловых башен, а перед каре основного объема на слившемся с трибунами пьедестале стояла овеваемая морским ветром фигура Ленина. +

До февраля 1942 года находился в блокадном Ленинграде. После завершения Великой Отечественной войны Руднев активно участвовал в восстановлении разрушенных городов – Воронежа, Сталинграда, Риги, строил подмосковные колхозы. +

В послевоенной Москве он возвел ряд жилых домов, в том числе на улице Володарского (соавтор Чернявский), на Садовой-Кудринской улице (1945–1948 годы, соавторы Мунц и Асс). В этих зданиях нашло отражение стремление запечатлеть в монументальных архитектурных формах пафос великой победы советского народа.

b1a07189048c464fd74550fa920f24a9.jpg

Но вершиной творчества Руднева, его наиболее замечательным архитектурным произведением по праву стало здание Московского государственного университета имени Ломоносова на Ленинских горах (1948–1953 годы, соавторы С. Чернышев, П. Абросимов, А. Хряков, инженер В. Насонов).
Творческая удача мастера стала возможной благодаря тому, что строительство университета, учебного здания, было темой, близкой Рудневу на протяжении всей его жизни, начиная с дипломного проекта. ". еще задолго до Великой Отечественной войны, уже в проекте Военной академии и Дома Советов в Баку, а также в проекте Дома Красной армии и флота в Кронштадте ясно выразилось тяготение зодчего к высоким объемам. Он задумывал высокие здания не потому, что ему было мало места для планировки, а потому, что хотел подчеркнуть мощность и величие сооружения его объемом и силуэтом" - отмечают исследователи творчества архитектора.. +

2c6727ee964a9888d46584ef7f1c0b38.jpg

Выделенная для строительства университета площадка на высоком плато на берегу Москвы-реки предоставила уникальные возможности для формирования нового архитектурного ансамбля. Композиционное ядро университета – его главное здание, увенчанное шпилем и звездой, доминирует над всем комплексом. Значительно более низкие боковые объемы, примыкающие к главному зданию, создают ступенчатый переход к боковым крыльям, где размещены общежития студентов и аспирантов и квартиры преподавателей. +

f26e1e80a65359155a2748e51c8990df.jpg

18dc99507937fb8d2b906e672329935f.jpg

Отдельно стоящие корпуса химического и физического факультетов вместе с главным зданием образуют обширный двор, обращенный к Юго-Западному району Москвы, и обеспечивают парадный подход к высотному зданию. Со стороны Москвы-реки не менее торжественный подход организован в виде системы зеленых аллей, площадей и партеров с фонтанами. +

Паралелльно зодчий занимается проектом Дворца культуры и науки в центре Варшавы в Польше. Отметим, что здание решёно в том же позитивном композиционном ключе, что и комплекс Московского Государственного Университета на Воробьёвых горах. +

На протяжении всей своей творческой жизни Лев Руднев активно участвовал в подготовке будущих архитекторов. В 1922-1948 годах Руднев был профессором ЛВХТИ, ЛИЖСА (бывш. Академии художеств) в Ленинграде, в 1948—1952 годах профессором МАРХИ. Также Руднев являлся Действительным членом Академии Архитектуры СССР. +

23f8fd35963187a96eae9a801c6e4a34.jpg

Со свойственным ему темпераментом Руднев не мог оставаться пассивным зрителем и не реагировать на кипящую вокруг него общественную жизнь. +

Как вспоминают современники архитектора - выступления Руднева с трибуны ленинградского и московского Домов архитектора всегда были остры и оригинальны. Яркая, зажигательная речь и характерное для него словотворчество, идущее от внутреннего темперамента, когда мысль опережает подбор нужного слова, всегда была сочной, образной, бьющей в цель.
В литературе исследователи отмечают еще одну черту зодчего, как художника в полном понимании этого слова. Рисунок, живопись, скульптура сопровождают его деятельность как зодчего на протяжении многих лет его жизни. Блестящие живописные психологические портреты, сочные натюрморты и тонкие лирические пейзажи широко известны архитекторам и художникам Москвы, Ленинграда, Риги, Баку. +

7f971ef2415a61f76fe9cc8f9963c804.JPG

19 ноября 1956 года Руднева не стало. Похоронен зодчий в Москве на Новодевичьем кладбище +

". При современном уровне развития городского транспорта, когда машины непрерывным потоком заполняют улицы, в квартирах, выходящих на магистраль, жизнь испорчена постоянным уличным шумом, запахом бензина. Балконы и лоджии, эти органически свойственные природе жилого здания архитектурные элементы, в расположенных на магистралях домах теряют свое утилитарное значение и превращаются в чисто декоративные средства. На оживленной магистрали обычно перед зданиями отсутствует свободное пространство для зеленых насаждений.

Даже для стоянок автомашин, этого непременного атрибута современного быта, уже не находится места на центральных городских улицах. Все это обедняет жизнь человека, ощутимо лишает его многих удобств. Необходимо еще сказать и о той большой опасности, которой подвергаются дети, живущие в домах, выходящих непосредственно на магистраль.

Все это заставляет пересмотреть привычные, установившиеся приемы городской застройки. Магистраль современного города, где больше едущих, чем идущих, может рассматриваться лишь как транспортная артерия. Все здесь должно быть подчинено разрешению именно этой задачи. Необходимо отрешиться от обычно принятой коридорной застройки, при которой дома непрерывной стеной выстраиваются по фронту улицы. На магистраль надо выводить зелень, которая отделяла бы жилье от четко выделенной транспортной зоны.

Непосредственно на магистралях целесообразно сооружать невысокие здания, размещая в них магазины, предприятия общественного питания, бытового обслуживания и т. д. Ставить эти здания надо с большими разрывами, через которые будут открываться перспективы озелененных и благоустроенных внутриквартальных пространств. Первые этажи жилых домов внутри кварталов должны быть использованы только под жилье. По своим функциональным и структурным особенностям жилые и торговые помещения настолько различны, что объединение их в одном здании следует признать во всех отношениях нецелесообразным.

Широко распространенное в настоящее время искусственное сочетание магазинов с жилищем неминуемо влечет за собой большие неудобства как технического, так и функционального порядка, значительно удорожает стоимость 1 кв.м жилой площади.

Внутри квартала внешний облик типовых, унифицированных жилых и культурно-бытовых зданий несомненно значительно выиграет. Относительно небольшой протяженности, эти здания, окруженные зеленью, свободно стоящие среди обширной архитектурно организованной территории, не будут создавать монотонности в застройке, того однообразия, которые почти неизбежны при их расположении вдоль улицы.

. При использовании классических приемов и форм в архитектуре современных многоэтажных зданий необходимо добиваться их подлинно органической связи с внутренним объемно-пространственным построением сооружений, с их тектоникой. Здесь перед проектировщиком возникают большие трудности в связи с лимитированной высотой этажей, членением внутреннего объема на стандартную сетку помещений, общей значительной высотой зданий.

Можно назвать много примеров, когда авторы, не считаясь ни с внутренним содержанием здания, ни с его конструктивным устройством, ни тем более с соображениями экономики, с чрезмерной щедростью оснащают фасады колоннадами, портиками и т. д. Подобное механическое применение атрибутов архитектуры прошлых Эпох ведет к поверхностному украшательству, эклектике, стилизаторству и вместе с тем тормозит внедрение прогрессивных индустриальных методов, конструкций и материалов, снижает темпы и удорожает стоимость строительства.

Я глубоко убежден в необходимости изучения мирового классического архитектурного наследия. Но не для того, чтобы слепо его копировать, а для того, чтобы, осознав его прогрессивные принципы, развивать и применять их в совершенно иных формах, органически связанных с нашей действительностью. При этом надо изучать и современную зарубежную архитектурную практику. Архитектор, не желающий знакомиться с архитектурой зарубежных стран, напоминает мне одного ленинградского скульптора, который не ходил в Эрмитаж потому, что боялся потерять свою индивидуальность. ".

Педагог и организатор крупных архитектурно-проектных организаций. Автор значительных сооружений в Советском Союзе и Варшаве.

Содержание

Биография

Лев Руднев родился в семье школьного учителя в Новгороде. В 1895 году семья Рудневых переехала в Ригу. В этом городе Руднев закончил Рижское реальное училище (ныне 1-я Рижская государственная гимназия) и художественную школу. [1]

В 1906 году Лев Владимирович поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. В Академии он учился живописи и архитектуре у Леонтия Бенуа и Ивана Фомина в проектной мастерской которого работал параллельно с обучением.





После февральской революции Руднев выиграл конкурс на памятник Жертвам революции на Марсовом поле в Петрограде (март 1917). Авангардный монумент был построен в соответствии с проектом Л. В. Руднева. В 1920—1923 годах находился в Бухаре, где помогал восcтанавливать, повреждённый при осаде и взятии города — Арк.

С 1934 года Руднев руководил работой организованной им мастерской Министерства обороны СССР.

В разные годы в проектных мастерских Москвы и Ленинграда с Л. В. Рудневым сотрудничали архитекторы — В. Е. Асс, О. Л. Лялин, П. П. Зиновьев, М. А. Шепилевский, В. О. Мунц, И. Е. Рожин, А. Ф. Хряков.

До февраля 1942 г. находился в блокадном Ленинграде. После окончания Великой Отечественной войны Лев Руднев принял активное участие в восстановлении разрушенных городов Воронежа, Сталинграда, Риги и Москвы.

В 1922—1948 гг. Л. В. Руднев был профессором ЛВХТИ, ИЖСА (бывш. Академии художеств) в Ленинграде, в 1948—1952 гг. профессором Московского архитектурного института. Л. В. Руднев также являлся Действительным членом Академии Архитектуры СССР.

Самая примечательная архитектурная работа Руднева — Ансамбль Московского государственного университета им. Ломоносова на Воробьёвых (тогда Ленинских) горах (1948—1953, разработан совместно с С. Е. Чернышевым, П. В. Абросимовым, А. Ф. Хряковым и инженером В. Насоновым).

Дворец культуры и науки в центре Варшавы в Польше (1952—1955 гг.; с соавторами) решён в том же позитивном композиционном ключе, что и комплекс Московского Государственного Университета на Воробьёвых горах.

Л.В. Руднев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Память

Именем архитектора названа улица в Санкт-Петербурге.

Основные работы

Л. В. Руднев был автором многих крупных проектов в масштабах Советского Союза, в том числе:

    в Москве (1938), соавтор В. О. Мунц;
  • Административное здание по улице Шапошникова (1934—1938);
  • Административное здание на Фрунзенской набережной (1938—1955); , Главное здание (1949—1953 гг). Это, пожалуй, самое известное из его зданий, за проект которого ему с соавторами была присуждена Сталинская премия в 1949 году;
  • Дом правительства Азербайджанской Советской Социалистической Республики в Баку (закончен строительством в 1952 году; соавторы: Мунц В. О., Ткаченко И. В.); в Варшаве в Польше (1955).

Moskau Uni.jpg

KulturpalastWarschau.jpg

Dom Sovetov.JPG

Ленинград. Проекты и постройки



  • Текстильный институт на углу ул. Герцена и Кирпичного пер. — обработка фасада незавершенного здания банка (1930 г.; соавтор Я. О. Свирский );
  • Зоопарк в Шувалово-Озерках (1931 г.; конкурс);
  • Дом Советов (1936 г., соавторы: В. О. Мунц , Л. Б. Сегал , конкурс закрытый);
  • Аэровокзал (1936 г.; соавтор А. В. Петров );
  • Маяк-памятник В. И. Ленину в ленинградском порту (1938 г.; конкурс).

Москва. Проекты и постройки

  • Дворец культуры Пролетарского района (1929 г.; соавтор Свирский Я. О.; конкурс);
  • Военная академия РККА им. Фрунзе на Девичьем поле (1931 г.; совместно с Мунцем В. О.; конкурс; осуществлен в 1932—1937 гг.);
  • Наркомат обороны на Фрунзенской набережной (проект 1939 г.; осуществлен в 1951 г.);
  • Театр Красной армии (1934 г.; соавтор Мунц В. О., конкурс);
  • Всесоюзный институт экспериментальной медицины — ВИЭМ (1932 г.; соавторы: Лялин О. Л., Свирский Я. О.);



Другие города. Проекты и постройки



  • Дом культуры в Вятке (1924 г.; соавтор Фомин И. И.);
  • Памятник В. И. Ленину в Вятке (1925 г.);
  • Памятник жертвам революции в Одессе (1925 г.; конкурс всесоюзный, 1-я премия);
  • Госбанк в Новосибирске (1928 г.; соавторы: Мунц В. О., Свирский Я. О.);
  • Уральский Политехникум в Свердловске (1928—1930 гг.; соавторы: Левинсон Е. А., Фомин И. И., Свирский Я. О.; конкурс всесоюзный МАО; 4-я премия);



  • Дом Правительства Белорусской ССР в Минске (1929 г.; соавтор Фомин И. И.; конкурс всесоюзный, 2-я премия);
  • Аэровокзал в Свердловске (1936 г.); в Баку (1937 г.; соавторы: Мунц В. О., Ткаченко И. В.)
  • Дворец нефтяной техники в Баку (1940 г.);
  • Воронеж — проект реконструкции (1946 г.; руководитель; соавторы: Ткаченко И. В., Лебедев В. В., Миронов А. В., Тиме Г. А., Штеллер П. П.)
  • Проект центра Сталинграда (1944—1950 гг.);
  • Чкаловская лестница в Горьком (1949 г.; соавторы: Мунц В. О., Яковлев А. А.);
  • Дворец культуры и науки в Варшаве (1952—1955 гг.; руководитель; соавторы: Великанов А. П., Рожин И. Е., Хряков А. Ф., инж. Насонов В. Н.);
  • Дом Советов в Сталинграде (1952 г.; соавтор Мунц В. О.).
  • Усадьба Мсциховского, Украина, Луганская обл., Селезневка. Приходская церковь-школа и дом для учителей. (1913 г.)

Статьи Л. В. Руднева в печати

Источники

Примечания

Ссылки

Смотрите статьи Википедии

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 1 марта
  • Родившиеся в 1885 году
  • Родившиеся в Новгороде
  • Умершие 19 ноября
  • Умершие в 1956 году
  • Лауреаты Сталинской премии
  • Архитекторы по алфавиту
  • Архитекторы СССР
  • Сталинская архитектура
  • Преподаватели МАРХИ
  • Выпускники института имени Репина
  • Похороненные на Новодевичьем кладбище
  • Архитекторы Воронежа
  • Архитекторы Новосибирска
  • Архитекторы Нижнего Новгорода
  • Архитекторы Варшавы
  • Архитекторы Баку

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Руднев, Лев Владимирович" в других словарях:

Руднев Лев Владимирович — [1(13).3.1885, Новгород, ‒ 19.11.1956, Москва], советский архитектор. Окончил петербургскую АХ (1915), где учился у Л. Н. Бенуа. Профессор АХ в Ленинграде (1922‒48) и Московского архитектурного института (1948‒52). Участвовал в осуществлении… … Большая советская энциклопедия

Руднев Лев Владимирович — (1885 1956), советский архитектор. Окончил петербургскую АХ (1915), где учился у Л. Н. Бенуа. Профессор АХ в Ленинграде (1922 48) и МАРХИ (1948 52). Участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды (памятник Борцам… … Художественная энциклопедия

РУДНЕВ Лев Владимирович — (1885 1956) российский архитектор. Памятник Борцам революции в Петрограде (1917 19); Военная академия им. М. В. Фрунзе (1937), высотное здание университета на Воробьевых горах (1949 53) в Москве; Дворец культуры и науки (1952 55, с соавторами) в… … Большой Энциклопедический словарь

Руднев Лев Владимирович — (1885 1956), архитектор. Окончил АХ (1915), где учился у Л. Н. Бенуа; преподавал там же (профессор, 1922 48). Работал помощником И. А. Фомина. Участвовал в осуществлении монументальной пропаганды плана, создав на Марсовом поле памятник… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Руднев Лев Владимирович — (1885 1956), архитектор. Лучшие произведения Руднева отличаются лаконизмом объёмов, умелым использованием модернизированных ордерных форм. Военная академия имени М. В. Фрунзе (1937), здание Министерства обороны (1934 38) оба в Москве. Автор… … Энциклопедический словарь

Руднев Лев Владимирович — Лев Владимирович Руднев Лев Руднев Годы жизни Гражданство … Википедия

Руднев Лев Владимирович — (1885, Новгород 1956, Москва), архитектор. Учился на архитектурном отделении петербургской Академии художеств (1906 15); преподавал там же (1922 48, профессор с 1922). С 1942 в Москве, преподавал в (1948 52), среди учеников Б.Г. Бархин, ,… … Москва (энциклопедия)

Руднев, Лев Владимирович — Род. 1885, ум. 1956. Архитектор. Автор памятника "Борцам революции" в Петрограде (1917 19), проекта здания Военной академии им. М. В. Фрунзе (1937), высотного здания Московского университета на Воробьевых горах (1949 53) и др. Лауреат… … Большая биографическая энциклопедия

Руднев, Лев Владимирович — (1885 1956) российский архитектор. Памятник Борцам революции в Петрограде (1917 19); Военная академия им. М. В. Фрунзе (1937), высотное здание университета на Воробьевых горах (1949 53) в Москве; Дворец культуры и науки (1952 55, с соавторами) … Архитектурный словарь

Руднев Лев Владимирович

Лев Руднев родился 1 (13 марта) 1885 года в семье школьного учителя в Новгороде. В 1895 году семья Рудневых переезжает в Ригу. В этом городе Руднев закончил Рижское реальное училище (ныне 1-я Рижская государственная гимназия) и художественную школу.

Марсово Поле

Первая известная работа Льва Руднева – памятник борцам революции на Марсовом поле в Петрограде. Авангардный монумент был построен в соответствии с проектом Л. В. Руднева. В 1920—1923 годах находился в Бухаре, где помогал восcтанавливать, повреждённый при осаде и взятии города — Арк.

С 1934 г. организовывает мастерскую Министерства обороны СССР и руководит её работой.

В разные годы в проектных мастерских Москвы и Ленинграда с Л. В. Рудневым сотрудничают архитекторы — В. Е. Асс, О. Л. Лялин, П. П. Зиновьев, М. А. Шепилевский, В. О. Мунц, И. Е. Рожин, А. Ф. Хряков.

До февраля 1942 г. находился в блокадном Ленинграде. После окончания Великой Отечественной войны Лев Руднев принял активное участие в восстановлении разрушенных городов Воронежа, Сталинграда, Риги и Москвы.

В 1922—1948 гг. Л. В. Руднев был профессором ЛВХТИ, ИЖСА (бывш. Академии художеств) в Ленинграде, в 1948—1952 гг. профессором Московского института архитектуры. Л. В. Руднев, а также Действительным членом Академии Архитектуры СССР.

Руднев Москва

Самая примечательная архитектурная работа Руднева — Ансамбль Московского государственного университета им. Ломоносова на Воробьёвых (тогда Ленинских) горах (1948—1953, разработан совместно с С. Е. Чернышевым, П. В. Абросимовым, А. Ф. Хряковым и инженером В. Насоновым).

Дворец культуры и науки в центре Варшавы в Польше (1952—1955 гг.; с соавторами) решён в том же позитивном композиционном ключе, что и комплекс Московского Государственного Университета на Воробьёвых горах.

Архитектор Лев Владимирович Руднев умер 19 ноября 1956 года и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 1).

Основные работы

Л. В. Руднев был автором многих крупных проектов в масштабах Советского Союза, в том числе:

Военная академия РККА им. Фрунзе в Москве (1938), соавтор В. О. Мунц;

Административное здание по улице Шапошникова (1934—1938);

Административное здание на Фрунзенской набережной (1938—1955);

Московский государственный университет, Главное здание (1949—1953 гг). Это, пожалуй, самое известное из его зданий, за проект которого ему с соавторами была присуждена Сталинская премия в 1949 году;

Дом правительства Азербайджанской Советской Социалистической Республики в Баку (закончен строительством в 1952 году; соавторы: Мунц В. О., Ткаченко И. В.);

Дворец культуры и науки в Варшаве в Польше (1955).

Ленинград. Проекты и постройки

Пропилеи Смольного (1923 г.; конкурс);

Боткинская больница (1926 г.; соавтор О. Л. Лялин; конкурс, 1-я премия);

Профилакторий Московско-Нарвского района (1927 г.; соавтор О. Л. Лялин);

Музей Ботанического сада (1928—1930 гг.; соавтор Я. О. Свирский ; конкурс всесоюзный; 2-я премия);

Василеостровский дом культуры (1929 г.; соавтор И. И. Фомин; конкурс);

Дом культуры Выборгского района (1930 г.; конкурс);

Текстильный институт на углу ул. Герцена и Кирпичного пер. — обработка фасада незавершенного здания банка (1930 г.; соавтор Я. О. Свирский );

Зоопарк в Шувалово-Озерках (1931 г.; конкурс);

Дом Советов (1936 г., соавторы: В. О. Мунц , Л. Б. Сегал , конкурс закрытый);

Аэровокзал (1936 г.; соавтор А. В. Петров );

Маяк-памятник В. И. Ленину в ленинградском порту (1938 г.; конкурс).

Москва. Проекты и постройки

Дворец культуры Пролетарского района (1929 г.; соавтор Свирский Я. О.; конкурс);

Военная академия РККА им. Фрунзе на Девичьем поле (1931 г.; совместно с Мунцем В. О.; конкурс; осуществлен в 1932—1937 гг.);

Наркомат обороны на Фрунзенской набережной (проект 1939 г.; осуществлен в 1951 г.);

Театр Красной армии (1934 г.; соавтор Мунц В. О., конкурс);

Всесоюзный институт экспериментальной медицины — ВИЭМ (1932 г.; соавторы: Лялин О. Л., Свирский Я. О.);

Наркомат обороны в Антипьевском пер. (1937 г.);

Музей Красной армии (1940 г.);

Адмиралтейство — Министерство Военно-морского флота (1945 г.; конкурс);

Московский государственный университет на Ленинских горах (1948—1953 гг.; руководитель; соавторы: Чернышев С. Е., Абросимов П. В., Хряков А. Ф., инж. Насонов В. Н.);

Пантеон — Памятник вечной славы великих людей Советской страны на Ленинских горах (1954 г.; конкурс).

Другие города. Проекты и постройки

Дом культуры в Вятке (1924 г.; соавтор Фомин И. И.);

Памятник В. И. Ленину в Вятке (1925 г.);

Памятник жертвам революции в Одессе (1925 г.; конкурс всесоюзный, 1-я премия);

Госбанк в Новосибирске (1928 г.; соавторы: Мунц В. О., Свирский Я. О.);

Уральский Политехникум в Свердловске (1928—1930 гг.; соавторы: Левинсон Е. А., Фомин И. И., Свирский Я. О.; конкурс всесоюзный МАО; 4-я премия);

Дом Правительства Белорусской ССР в Минске (1929 г.; соавтор Фомин И. И.; конкурс всесоюзный, 2-я премия);

Аэровокзал в Свердловске (1936 г.);

Дом Правительства Азербайджанской ССР в Баку (1937 г.; соавторы: Мунц В. О., Ткаченко И. В.)

Дворец нефтяной техники в Баку (1940 г.);

Воронеж — проект реконструкции (1946 г.; руководитель; соавторы: Ткаченко И. В., Лебедев В. В., Миронов А. В., Тиме Г. А., Штеллер П. П.)

Проект центра Сталинграда (1944—1950 гг.);

Чкаловская лестница в Горьком (1949 г.; соавторы: Мунц В. О., Яковлев А. А.);

Дворец культуры и науки в Варшаве (1952—1955 гг.; руководитель; соавторы: Великанов А. П., Рожин И. Е., Хряков А. Ф., инж. Насонов В. Н.);

Дом Советов в Сталинграде (1952 г.; соавтор Мунц В. О.).

Статьи Л. В. Руднева в печати

Читайте также: