Пути и средства формирования духовных ценностей общества в современной россии доклад

Обновлено: 02.07.2024

Содержимое работы - 1 файл

Пути и средства формирования духовных ценностей общества современной России.docx

Пути и средства формирования духовных ценностей общества современной России


Хранителем традиций является семья — как традиционно устоявшаяся структура общности людей, живущих вместе, связанных родственными узами, ведущих общее хозяйство и несущих в себе этнические характеристики традиционной системы семейного воспитания. В современных условиях необходимо развитие воспитательного потенциала семьи по использованию традиций в этнокультурном воспитании детей и подростков. Традиции воплощают в себе нравственный опыт поколений. Овладение этими традициями служит показателем этнокультурной воспитанности человека.
Этнокультурное образование подрастающего поколения в настоящее время определяется социально-политическими, духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного воспитания и образования в развитии будущего России.
Эти перемены сделали позитивный переход от политических и классовых приоритетов в социальной и духовной жизни, к выдвижению на первый план ценностей общечеловеческих и национальных, реабилитировали религиозную культуру, утвердили мировоззренческий плюрализм. Подобные изменения в жизни общества побуждают к расширению границ нравственного воспитания.
Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в современном теоретическом осмыслении его методологических основ, разработке целостного подхода к ним, оно вскрывает новые противоречия между:
• динамично развивающимся обществом, огромным потоком новой
информации и не высоким уровнем образованности основной массы населения;
• наличием в обществе не большой группы фантастически богатых людей и
преобладающее количество бедных, т.е. невысокий базовый социальный слой общества;
• льно-активным процессом смены общественно-политического строя и
отсутствием экономической свободы (бедность) для выживания в этих условиях;
• ориентацией общества на нравственно активную и устойчивую личность и ростом проявлений аморализма в социальной среде;
• объективной потребностью динамично изменяющегося общества в нравственно воспитанных людях и не разработанностью педагогических основ и методических рекомендаций по эффективной организации нравственного воспитания учащихся подросткового возраста;
• потребностью общества в духовном оздоровлении на основе укрепления преемственности поколений в традиционных ценностях и утратой, либо предельной минимизацией школьным образованием функции духовно- нравственного просвещения;
• растущей потребностью образовательно-воспитательной практики в новых подходах к проблемам духовно-нравственного развития и
ограниченностью круга последних в значительно изменившихся социальных условиях.


Лишь реализовав все вышеперечисленное, мы можем преодолеть социально-нравственные проблемы общества. А решив социально-нравственные проблемы, мы сможем решить и все остальные.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данный момент состояние духовности и нравственности Российского общества переживает один из важнейших исторических моментов, который можно назвать духовно-нравственным кризисом. Данная сложившаяся ситуация обусловлена социокультурными факторами, такими как: индивидуализм, безответственность, безнравственность и т.д. Сама специфика необходимости развития духовных ценностей человека связана с обострением глобальных проблем, которые всё чаще и чаще появляются с развитием общества, а также развитием личности и её участи в самых различных сферах жизни общества. Сегодня уже всем понятен смысл и причины духовно нравственного кризиса. Основная причина – это то, что само стремление к духовному, нравственному заменилось поиском наслаждений и удовольствий, предпочтение духовным ценностям и ориентирам материальных ценностей, именно эти факторы оказали огромное влияние на состояние нравственного воспитания современного поколения.

При этом если мы говорим о нравственности, то совершенно очевидно, что врождённой нравственности не существует, ведь нравственность – это в первую очередь основа личности человека, которая несёт в себе огромную роль, ведь недостаток нравственного воспитания это один из наиболее серьёзных последствий духовно-нравственного кризиса, а также одно из самых ужасных зол для современного поколения. По моему мнению именно с недостатка нравственного воспитания начинается разложение человеческой души, но есть и другие факторы, которые не то, чтобы оказывают отрицательное влияние, а просто катастрофичны, так как стимулируют разложение не только человеческой души, но и индивидуальности, духовных ценностей.

На решение данных проблем не можно повлиять только масштабно, то есть с помощью государственной поддержки. В нашем случае можно помочь только развитию в привитии современному поколению нравственности. При этом на современном этапе изучения духовности человека, многие учёные говорят, что она связанна с наследственностью, поэтому при формировании духовных ценностей человека стоит учитывать и биологические предпосылки. Так же большое влияние на формирование ценностных ориентиров человека оказывает окружающая среда, она в свою очередь может как способствовать, так и препятствовать формированию ценностных ориентиров. Воспитание тоже влияет на этот процесс, про этом можно сказать, что человек и сам себя воспитывает.

Можно сказать, что своего рода основой духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в России является не только семья и педагогика, но и религиозная культура. Именно на её основе духовно-нравственное становление человека и духовно-нравственное воспитание в России активно содействовали друг другу. Их содействие в свою очередь помогало расширить картину мира. Тема религии присутствует везде и в истории, и в культуре, поэтому, не зная основ религии мам становиться труднее понять этот мир и его законы.

Духовные ценности общества неотъемлемая составляющая развитого, интеллектуального государства. Трудно не заметить, что увеличивается влияния личности в любой сфере общественной жизни, все чаще встает вопрос о глобальных проблемах развития человечества. Под духовностью можно понимать внутреннее состояние, которое способствует развитию и росту каждого человека.

Благодаря духовности мы обладаем самосознанием, видим критические моменты жизни. Именно эта черта сплачивает народ, она является тем фундаментом, на котором основывается межнациональное согласие, и как следствие, гражданский мир. Духовность развивается при желании самого человека, но это не исключает влияния на это развитие государства.

Россия обладает многовековой историей и огромным опытом, которые формируют систему мировоззренческих и духовно-нравственных ценности, но в современном мире процесс глобализации приводит к ослаблению национальных традиций и привычек, молодежь начинает ориентироваться на западные ценности. Настолько изменчивый мир уже не воспринимает такие качества, как скромность, коллективизм, альтруизм положительными. Массовая культура, с которой не может конкурировать даже семья и школа, создала свои понятия, ценящиеся сегодня: разумный эгоизм, активизм, предприимчивость и так далее. Те ценности, которые сформировывались столетиями, уходят на задний план, находясь под угрозой исчезновения.

Поэтому в данный момент формирование духовности очень трудоемкий и сложный процесс для создания высоконравственного, ответственного творческого и инициативного гражданина, в котором особую роль принадлежит культурным учреждениям: библиотекам, музеям, образовательным учреждениям.

В России духовно-нравственное развитие происходит как в сфере личностного развития, в сфере общественных отношений, так и в сфере государственных отношений.

По пути культурного формирования как личности есть тенденции: самосовершенствования, важности морали, нравственности и совести, отстаивания своей позиции, жизненный оптимизм, трудолюбие и понимание ценности окружающих людей и многое другое.

В обществе, как месте самовыражения, коммуникации и развития личности существует свой путь нравственно-духовного развития. Это происходит благодаря: развитию патриотизма и гражданской солидарности, представления семьи, как первоосновы социальной жизни, уважительное и бережное отношение к жизни человека, духовной, социальной и культурной преемственности поколений.

Последний, но очень важный для страны путь формирования духовных ценностей - в сфере государственных отношений. Активное, ответственное отношение к участию в жизни общества и государства, помощь в умножении эффективности страны, направленные на модернизацию государства, доверие к государственным институтам, а также укрепление национальной безопасности говорят о высокодуховных ценностях гражданина своей страны.

Именно семья дает ту основу, тот базис, нужный для формирования личности каждого. Уже после, в педагогическом организованном процессе детских садов, школ, образовательных учреждений, проходят пути формирования духовных ценностей общества, осуществляющихся на основе:

Примера педагога, ведь нельзя заставлять делать детей то, что вы выполняют более взрослое поколение. Никакие, как бы хорошо не организованные программы по развитию человека, не будут эффективны, если педагог, несущий в массу эти знания, не будет для обучающихся примером в своем поведении.

Поддержка в самоопределении, личностное развитие служат одними из важных средств в развитии человека. Это все помогает для успешной социализации и развития зрелой личности. Человек образованный, но бездуховный не может называться полноценным, ведь незнание добра, бесчувственность и равнодушие деформирует сознание человека.

Программы духовного развития могут помочь в духовном развитии нации. Те вопросы самому себе, людям, окружающим нас, возникающие в обществе, должны быть сформированы педагогами и реализованы для понимания базовых ценностей. А система этих ценностей помогает в развитии личности, снимая барьеры и пронизывая всю деятельность человека.

Также создание социальной востребованности предполагает ее эффективность. При участии в более взрослом сообществе, социализация человека происходит эффективнее, а духовное развитие не только при информировании о тех или иных ценностях, но и при возможности для поступка, отвечающего всем нормам нравственности и духовности.

В настоящее время наибольшую опасность для общества представляет не смена политической системы, не экономические трудности, а разрушение человека, его духовности и нравственности. В мире, где над духовным доминирует материальное, над нравственным эгоистичное существуют искаженные представления о добре и зле. Стране необходима система образования, которая обеспечивала бы свободный доступ к культурному и национальному наследию.

К сожалению, массовая культура бездуховно воздействует на общество. Но развитие информационно-компьютерных технологий идет очень быстро, общество уже не сможет отказаться от быстроты передачи информации. Социально-культурным институтам остается лишь содействовать и помогать в выборе информации развивающей людей.

Не только массовая культура виновник такого равнодушия и безнравственности, человек с первого своего дня помещен в общество, культуру, накопленную и создавшую многовековой опыт. Большее же влияние оказывает культура отдельно взятого региона. Пускай сколько угодно будет прогрессировать культурная коммуникация, а самое большее включение человека в духовное творчество может обеспечить лишь развитие конкретной общности, отдельного региона.

Легко понять, что для развития страны необходимо развитие каждого гражданина, проживающего в нем, без человека, его позиции, мотивации, приоритетов в жизни, ориентиров не получится совершенствовать государство. Поэтому формирование духовных ценностей должно стать приоритетным в этой сплошной глобализации, где у каждого человека сформированный образ жизни, внутренний мир и свои ориентиры на дальнейшую жизнь.

В современном мире стоит самостоятельно брать ответственность в идентифицировании себя с ценностями культуры в процессе формирования духовного мира повседневности.

Возрождая духовные ценности стоит понимать, что это не скопированные ценности известные еще сотни лет назад, это адаптация к ценностям современного мира. Этот огромный груз возложен на образование, которое является одним из важных институтов в жизни человека. Другим одинаково ценным для человека является институт семьи, возрождение которого может означать возможность культурного раскрепощения каждой семьи.

Пути и средства формирования духовных ценностей общества в современной России Образец 1287

В современной действительности проблема формирования духовных ценностей является весьма актуальной. На них базируется смысл бытия каждого индивида, как элемента целостной общественной системы. Кончено, данный вопрос неразделим с процессами каждого конкретного общества, рассматриваемого через призму современности и истории. Не является исключением и современная Россия. Специфика необходимости развития духовных ценностей в нашей стране связана с обострением глобальных проблем развития человечества и повышением роли активности личности во всех сферах общественной жизни. Формирование духовности в России – весьма противоречивый и дифференцированный процесс, и в зависимости от конкретного исторического периода, можно выделить оригинальные черты формирования духовности, базирующиеся на различных философских и идеологических идеях.

Комплексное понимание важности формирования духовных ценностей общества в современной России позволит проанализировать сущность идеологии функционирования ее как государства и способы реализации ее нравственных основ как общества. Поэтому весьма интересным становится вопрос каким именно способом можно достичь адекватного формирования человеческой духовности как фундамента для развития современного общества.

Для достижения заявленной цели необходимо решить следующие задачи:

Предмет исследования: процесс формирования духовных ценностей общества в современной России.

Объект исследования: современное российское общество.

Фрагмент работы для ознакомления

Духовность в контексте жизнедеятельности можно рассматривать с двух позиций . С точки зрения философии духовность является .

2 Пути и средства формирования духовных ценностей общества в современной России

В современной России, по мнению, многих исследований, развитие духовных ценностей находится в плачевном состоянии. Например, исследования 2005 года социологов РАГС при Президенте РФ показали, что . Опираясь на приведенные данные, можно сделать вывод о том, что проблема формирования духовных ценностей в стране . Также существует мнение, что повышение приоритета духовных ценностей над материальными может следовать . Таким образом, можно выделить три основных пути развития духовных ценностей в России, сопровождающиеся спектром способов их осуществления .

Заключение

Список литературы [ всего 7]

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Читайте также: