Доклад комиссии международного права

Обновлено: 28.04.2024

Государства - члены Шанхайской организации сотрудничества, будучи глубоко обеспокоенными эскалацией терроризма, который представляет угрозу международному миру и безопасности, территориальной целостности государств, развитию дружественных отношений между государствами, а также осуществлению основных прав и свобод человека,

Государства - участники Содружества Независимых Государств, именуемые в дальнейшем Сторонами, признавая, что борьба с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом, иными тяжкими и особо тяжкими преступлениями требует использования современных и эффективных форм, методов и средств,

Государства - участники настоящей Конвенции, принимая во внимание цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций, касающиеся поддержания международного мира и безопасности и развития добрососедства и дружественных отношений и сотрудничества между государствами, ссылаясь на Декларацию по случаю пятидесятой годовщины Организации Объединенных Наций от 24 октября 1995 года,

Республика Таджикистан и Республика Узбекистан (далее - Стороны), руководствуясь целями и принципами Устава ООН, прежде всего касающимися поддержания международного мира и безопасности, развития между государствами дружественных отношений и сотрудничества;

Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 г. Государства - участники настоящей Конвенции, принимая во внимание цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций, касающиеся поддержания международного мира и безопасности и поощрения добрососедских и дружественных отношений и сотрудничества между государствами,

Государства - участники настоящего Договора в лице правительств, далее именуемые Сторонами, сознавая опасность, которую несут акты терроризма, принимая во внимание документы, принятые в рамках Организации Объединенных Наций, Содружества Независимых Государств, а также другие документы международного характера, касающиеся борьбы с различными проявлениями терроризма,

Правительства государств - членов Шанхайской организации сотрудничества, далее именуемые Сторонами, в целях обеспечения эффективной борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на территориях государств Сторон, сознавая, что проникновение на территорию государств Сторон лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности, представляет серьезную угрозу безопасности государств Сторон,

Государства - члены Совета Европы и другие государства, подписавшие настоящую Конвенцию, считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами, признавая важность активизации сотрудничества с другими Сторонами настоящей Конвенции, стремясь принимать эффективные меры по предупреждению терроризма и по противодействию.

Государства - участники настоящей Конвенции, принимая во внимание цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций, касающиеся поддержания международного мира и безопасности и развития добрососедства и дружественных отношений и сотрудничества между государствами, будучи глубоко обеспокоены эскалацией по всему миру актов терроризма во всех его формах и проявлениях,

Генеральная Ассамблея, руководствуясь целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, ссылаясь на Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, Декларацию об укреплении международной безопасности.

Государства - участники настоящей Конвенции, принимая во внимание цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций, касающиеся поддержания международного мира и безопасности и развития дружественных отношений и сотрудничества между государствами, признавая, в частности, что каждый имеет право на жизнь.

Государства - участники настоящей Конвенции, признавая право всех государств на развитие и применение атомной энергии в мирных целях и их законную заинтересованность в получении возможной пользы в результате применения атомной энергии в мирных целях, будучи убеждены в необходимости способствовать международному сотрудничеству в области применения атомной энергии в мирных целях,

Государства-участники настоящей Конвенции, принимая во внимание цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций, касающиеся поддержания международного мира и безопасности и развития дружественных отношений и сотрудничества между государствами, признавая, в особенности, что каждый имеет право на личную жизнь.

Государства - члены Совета Европы, подписавшие настоящую Конвенцию, учитывая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его государствами-членами; осознавая растущую озабоченность, вызванную увеличением числа актов терроризма; стремясь к принятию эффективных мер, с тем чтобы обеспечить неотвратимость уголовного преследования и наказания лиц, совершивших подобные акты;

Государства - участники настоящей Конвенции, принимая во внимание цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций, касающиеся поддержания международного мира и развития дружественных отношений и сотрудничества между государствами, считая, что преступления против дипломатических агентов и других лиц.

Государства - участники настоящей Конвенции согласились о нижеследующем: Глава I. Сфера применения Конвенции Статья 1 1. Настоящая Конвенция применяется в отношении: a) уголовных преступлений; b) актов, которые, независимо от того, являются ли они преступлениями или нет.

Когда Генеральная Ассамблея передает Комиссии предложение, касающееся прогрессивного развития международного права, Комиссия в общем придерживается следующей процедуры:

а) она назначает одного из своих членов докладчиком;

b) она составляет план работы;

с) она рассылает правительствам вопросник и просит их представить ей в определенный срок информацию и данные, относящиеся к вопросам,включенным в план работы;

е) она может консультироваться с научными учреждениями и отдельными экспертами; при этом не требуется, чтобы эти эксперты непременно были гражданами государств - членов Организации Объединенных Наций. Генеральный секретарь в случае необходимости и в рамках бюджета оплачивает расходы по таким консультациям экспертов;

f) она рассматривает проекты, представляемые докладчиком;

g) когда Комиссия признает какой-либо проект удовлетворительным, она просит Генерального секретаря избрать его в качестве документа Комиссии. Этому документу Секретариат обеспечивает необходимое распространение вместе с такими пояснительными и вспомогательными материалами, какие Комиссия считает нужными. Публикация включает всю информацию, представленную Комиссии в ответ на вопросник, о котором упоминается выше, в пункте с;

h) Комиссия просит правительства представить в разумные сроки свои замечания по данному документу;

i) докладчик и назначенные для этого члены Комиссии вновь рассматривают проект с учетом этих замечаний и подготавливают окончательный проект и пояснительный доклад, которые они представляют Комиссии для рассмотрения и утверждения;

j) Комиссия представляет утвержденный ею проект и свои рекомендации Генеральной Ассамблее через Генерального секретаря.

1. Комиссия рассматривает также передаваемые ей с этой целью Генеральным секретарем предложения и проекты многосторонних конвенций, представляемые государствами - членами Организации Объединенных Наций, главными органами Организации Объединенных Наций, кроме Генеральной Ассамблеи, специализированными учреждениями или официальными органами, созданными по договоренности между правительствами для содействия прогрессивному развитию международного права и его кодификации.

2. Если в таких случаях Комиссия считает целесообразным приступить к изучению таких предложений или проектов, то она в основном придерживается следующей процедуры:

a) Комиссия составляет план работы, изучает такие предложения и проекты и сравнивает их с другими предложениями и проектами по тем же вопросам;

b) Комиссия рассылает вопросник всем членам Организации Объединенных Наций, а также тем из вышеупомянутых органов, специализированных учреждений и официальных органов, которых это касается, и просит их представить в разумные сроки свои замечания;

c) Комиссия представляет доклад и свои рекомендации Генеральной Ассамблее. До этого она может также, если сочтет целесообразным, представить предварительный доклад тому органу или учреждению, от которого исходит предложение или проект;

d) если Генеральная Ассамблея предложит Комиссии продолжать работу в соответствии с предложенным планом, то применяется процедура, указанная в статье 16. Однако может не быть необходимости в вопроснике, упомянутом в пункте c этой же статьи.

В. Кодификация международного права

1. Комиссия делает обзор всей области международного права с целью выбора тем для кодификации, имея при этом в виду уже существующие проекты, будь то правительственные или нет.

2. Когда Комиссия признает кодификацию по данному вопросу необходимой и желательной, она представляет свои рекомендации Генеральной Ассамблее.

3. Просьбы Генеральной Ассамблеи рассмотреть тот или иной вопрос выполняются Комиссией в первую очередь.

1. Комиссия принимает план работы, соответствующий каждому отдельному случаю.

Комиссия готовит свои проекты в форме статей и представляет их Генеральной Ассамблее с комментариями, содержащими:

а) соответствующее изложение прецедентов и других относящихся к делу данных, включая договоры, судебные решения и доктрину;

b) выводы относительно:

i) степени согласия по каждому моменту в практике государств и доктрине; ii) существующих расхождений и разногласий, а также аргументов в пользу того или иного решения.

1. Когда Комиссия признает какой-либо проект удовлетворительным, она просит Генерального секретаря издать его в качестве документа Комиссии. Этому документу Секретариат обеспечивает необходимое распространение вместе с такими объяснениями и вспомогательными материалами, какие Комиссия может счесть необходимыми. Публикация включает всю информацию, представленную Комиссии правительствами в соответствии со статьей 19. Комиссия решает, следует ли включать в публикацию мнения того или иного научного учреждения или отдельных экспертов, запрошенные Комиссией.

2. Комиссия просит правительства представить в разумные сроки замечания по данному документу.

С учетом таких замечаний Комиссия подготавливает окончательный проект и пояснительный доклад, которые она через Генерального секретаря представляет вместе со своими рекомендациями Генеральной Ассамблее.

1. Комиссия может рекомендовать Генеральной Ассамблее:

а) не принимать никакого решения, поскольку доклад уже опубликован;

b) принять доклад к сведению или одобрить его в своей резолюции;

с) рекомендовать проект государствам - членам Организации с целью заключения конвенции;

d) созвать конференцию для заключения конвенции.

2. Во всех случаях, когда Генеральная Ассамблея сочтет целесообразным, она может вернуть Комиссии проекты для пересмотра или новой редакции.

Комиссия рассматривает способы и средства, делающие более доступными свидетельства из области обычного международного права, такие как сбор и публикация документов, касающихся практики государств, и судебных решений национальных и международных судов по вопросам международного права, и представляет Генеральной Ассамблее доклад по этому вопросу.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Генеральная Ассамблея ООН, 71-я сессия, Шестой комитет, Доклад Комиссии международного права о работе ее шестьдесят восьмой сессии (A/71/100), октябрь-ноябрь 2016 г.

Международный Комитет Красного Креста (МККК) высоко оценивает доклад шестьдесят-восьмой сессии Комиссии и выражает признательность всем членам Комиссии за их неустанный труд.

Обращаясь к вопросу о Защите людей в случае бедствий, МККК поздравляет Комиссию международного права с принятием во втором чтении проекта преамбулы и 18 статей с комментариями. Мы также благодарим Специального докладчика г-на Эдуардо Валенсия-Оспину за его самоотверженную преданность этой работе.

Последние события свидетельствуют о тяжелых гуманитарных последствиях бедствий и о необходимости укрепить правовые нормы, регулирующие защиту людей в таких ситуациях. Наши коллеги по Международному движению Красного Креста и Красного Полумесяца трудятся без устали, удовлетворяя потребности, которые возникают в связи с бедствиями, и осознают огромное значение работы в этой области. МККК не сомневается, что данный проект статей и комментарии к этим статьям станут важным дополнением к современному международному праву благодаря ведущей роли, которую играет Комиссия в содействии прогрессивному развитию международного права и его кодификации.

Что касается содержания проекта статей и комментариев к ним, МККК всегда подчеркивал крайнюю важность того, чтобы они не противоречили нормам международного гуманитарного права. Мы давно придерживаемся той точки зрения, что этой цели можно добиться лишь путем однозначного исключения ситуаций вооруженного конфликта, в том числе так называемых "сложных" чрезвычайных ситуаций, из сферы применения этих статей. Мы с удовлетворением отмечаем изменения в подходе Комиссии к взаимосвязи между проектом статей и нормами международного гуманитарного права. Однако, к сожалению, по мнению МККК, в этих поправках не в полной мере учтены наши опасения, которые были изложены в замечаниях, которые мы передали КМП в письменном виде в январе 2016 г.

МККК также отмечает рекомендацию, предоставленную Комиссией Генеральной Ассамблее относительно разработки конвенции на основе данного проекта статей. Какую бы форму ни приняли эти статьи, мы выражаем свою озабоченность тем фактом, что их нынешняя формулировка угрожает возникновением противоречий между данными положениями и нормами международного гуманитарного права и, в конечном счете, подрывает способность беспристрастных гуманитарных организаций, таких как МККК, осуществлять их гуманитарную деятельность с соблюдением гуманитарных принципов и в соответствии с мандатом, которым их наделили государства.

Уважаемый господин председатель!

МККК с большим интересом следит за работой Комиссии международного права по выявлению обычного международного права и поздравляет Комиссию с принятием в первом чтении свода из 16 проектов выводов с комментариями. Мы благодарим Специального докладчика сэра Майкла Вуда за его работу в этой области.

Как вы, возможно, знаете, в 2005 году, по поручению XXVI Международной конференции Красного Креста и Красного Полумесяца, МККК опубликовал исследование обычного МГП, ставшее результатом почти десятилетней научно-исследовательской работы. Таким образом, вопрос о способе, "которым следует определять существование и содержание норм международного обычного права", давно имеет для нас огромное значение. Поэтому мы высоко оцениваем тот факт, что Комиссия рассматривает вопросы, которые возникают при выявлении обычного международного права – и которые необходимо было учитывать и при исследовании обычного МГП, например вопросы относительно того, какие формы практики государств следует принимать во внимание, относительно существования "заранее установленной иерархии различных форм практики" или значения договоров для обычного международного права. Мы рады тому, что критерии, которые легли в основу исследования обычного МГП, в целом соответствуют подходу, принятому Комиссией.

Кроме того, в течение уже десяти лет мы обновляем практический раздел нашего исследования обычного МГП. Это исследование и регулярно обновляемые примеры практики можно найти в нашей онлайновой базе данных по обычному МГП, что способствует облегчению доступа к информации о практике в области МГП.

Мы надеемся, что и дальше будем привлечены к столь важной работе Комиссии по выявлению обычного международного права.

МККК хотел бы воспользоваться этой возможностью, чтобы выразить свое мнение о работе Комиссии и Специального докладчика Шона Мерфи, касающейся такой важной темы как преступления против человечности. МККК приветствует инициативы, которые способствуют предотвращению и пресечению международных преступлений с тем, чтобы обеспечить привлечение преступников к ответственности и положить конец безнаказанности.

МККК с удовлетворением отмечает усилия Специального докладчика, направленные на то, чтобы гарантировать, что проекты статей и комментарии к ним будут опираться на действующие нормы международного права и дополнять, в частности, Римский статут, а также другие договоры, имеющие отношение к данной теме. По мнению МККК, крайне важно, чтобы любые новые документы соответствовали действующим нормам международного права, не вступали с ними в противоречие и не подрывали их. Учитывая глобальный характер международных преступлений, необходимо продолжать работать над укреплением сотрудничества между государствами, чтобы эффективно бороться с международными преступлениями путем их предотвращения и пресечения. В связи с этим большое значение имеет тот факт, что в проектах статей делается акцент на усилении мер, предпринимаемых на национальном уровне, а также на сотрудничестве государств между собой и с международными уголовными трибуналами в целях предотвращения преступлений против человечности и наказания виновных в них лиц. МККК также хотел бы напомнить, что важнейшая задача по-прежнему заключается в том, чтобы обеспечить универсальный характер и целостность Римского статута и продолжать добиваться его эффективной имплементации. Кроме того, по-прежнему важно поддерживать закрепленный в Римском статуте принцип взаимодополняемости, чтобы активизировать деятельность по предотвращению и пресечению преступлений против человечности на национальном уровне, а способствовать этому может расширение возможностей отдельных государств и международное сотрудничество.

Наконец, МККК хотел бы поблагодарить Специального докладчика за консультации, которые он проводил при рассмотрении данной темы, и за то, что он учел многие из замечаний, которые мы сделали относительно проекта статей. Мы продолжим с большим интересом следить за работой Комиссии международного права, касающейся преступлений против человечности, и подтверждаем свою готовность содействовать работе Специального докладчика.

Обращаясь к теме защиты окружающей среды в связи с вооруженными конфликтами, МККК благодарит Комиссию международного права за ее работу в этой области и, в частности, выражает признательность Специальному докладчику Мари Якобссон не только за ее самоотверженный труд в этой области, но и за выдающуюся многолетнюю работу в качестве члена Комиссии.

Защита природной среды во время вооруженных конфликтов – важный вопрос для МККК. Существует настоятельная необходимость найти более эффективные способы борьбы с непосредственными и долгосрочными последствиями ущерба, наносимого окружающей среде в связи с вооруженными конфликтами. Необходимы также и превентивные меры.

Для обеспечения более действенной правовой защиты во время вооруженных конфликтов требуется повышать эффективность имплементации и обеспечения применения существующих норм МГП, а также распространения информации о них. Однако иногда также необходимо устранять недостатки нормативно-правовой базы путем укрепления права. По мнению МККК, одной из областей, в которых может оказаться полезным дальнейшее прояснение и развитие правовых норм, является защита окружающей среды во время вооруженных конфликтов.

Правовые нормы, защищающие природную среду во время вооруженных конфликтов, и не всегда четко сформулированы, и недостаточно развиты. Все еще необходимо более точно определить, к примеру, каким образом другие отрасли международного права могут обеспечить дополнительную защиту окружающей среды, в том числе во время вооруженных конфликтов. Мы хотели бы подчеркнуть большое значение, которое имеет эта тема, и подтвердить наше твердое намерение поддерживать работу над ней в течение следующего пятилетнего периода.

Мы хотели бы также напомнить, сколь важно, чтобы Комиссия в своей работе по защите окружающей среды в связи с вооруженными конфликтами и впредь принимала во внимание действующие нормы МГП. Мы надеемся продолжить консультации с Комиссией по этому вопросу, в том числе касательно принятых в предварительном порядке проектов принципов и комментариев к ним, а также касательно ее деятельности в будущем, например в связи с теми вопросами в области МГП, которые, как определила Специальный докладчик в своем третьем докладе, заслуживают дальнейшей разработки.

Европейское отделение ООН в Женеве

Комиссия международного права — вспомогательный орган Организации Объединенных Наций, учрежденный с целью поощрения прогрессивного развития международного прав и его кодификации. Комиссия состоит из юристов, признанных специалистов по международному праву из стран Африки, Азии, Америки и Европы. Члены Комиссии выступают в своем личном качестве, а не как представители правительств соответствующих государств.

Комиссия международного права проводит ежегодную сессию, состоящую из двух частей по пять-шесть недель каждая: в мае-июне и в июле-августе. В течение этого времени ученые-правоведы открыто обсуждают содержание проектов юридических статей, которые после их завершения представляются Генеральной Ассамблеи ООН. Заседания Комиссии, как правило, проводятся в Женеве в европейском отделении ООН.

Исторические предпосылки и цели.

Идея развития международного права посредством воспроизведения существующих правовых норм или разработки новых зародилась не так уж недавно. Предложения по межправительственному регулированию правовых вопросов рассматривались еще на Венском конгрессе 1814-1815 годов и Парижском конгрессе 1856 года. Особого внимания заслуживают различные проекты кодексов и положений, подготовленные Институтом международного права и Ассоциацией международного права (оба основаны в 1873 году) и Гарвардские исследования в области международного права, опубликованные в 1927 году. Гаагские мирные конференции 1899 и 1907 годов, завершившиеся принятием ряда конвенций о законах и обычаях войны, стали серьезным стимулом развертывания движения за кодификацию международного права.

Первая сессия Комиссии международного права

Первая сессия Комиссии международного права, Лейк-Саксесс, Нью-Йорк. 19 апреля 1949 года.

Организация Объединенных Наций позаимствовала концепцию резолюции Лиги Наций. В пункте 1 статьи 13 Устава ООН было сказано:

Генеральная Ассамблея организует исследования и делает рекомендации в целях … поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации.

21 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию 174, которая на основании рекомендаций комитета экспертов, в целях осуществления обязательств по Уставу, предусматривала создание Комиссии международного права. К резолюции было приложено Положение о Комиссии международного права, ставшее ее уставом. В статье 1 Положения о Комиссии были установлены ее цели:

  • поощрение прогрессивного развития международного права и его кодификации;
  • решение проблем как международного публичного права, так международного частного права.

Процедуры и методы работы Комиссии были определены в статьях 16-26 Положения.

Состав Комиссии международного права.

Членами Комиссии международного права являются лица, обладающие признанной компетенцией и квалификацией как в теоретических, так и в практических аспектах международного права. Членский состав Комиссии отражает широкий спектр экспертных знаний и практического опыта в области международного права, включая международные процедуры урегулирования споров. В связи с появлением большого количества новых государств-членов ООН численный состав Комиссии был постепенно увеличен с 15 человек в 1949 до 34 в 1981 году.

В статье 2 Положения указывается, что в Комиссии не должно быть двух граждан одного и того же государства. Члены Комиссии избираются Генеральной Ассамблеей из числа лиц, внесенных в список по предложению правительств государств-участников ООН, каждое из которых может выставить не более четырех кандидатов: двух своих граждан и двух граждан других государств (ст. 3 и 4). Члены Комиссии избираются на пять лет и имеют право на переизбрание (ст. 10).

Выборы проводятся в соответствии с нормами Положения о Комиссии и процедурными правилами Генеральной Ассамблеи.

Государства Африки 8 граждан
Государства Азии 7 граждан
Государства Восточной Европы 3 граждан
Государства Латинской Америки 6 граждан
Государства Западной Европы, США и другие 8 граждан
Государства Африки или Восточной Европы на основе ротации 1 гражданин
Государства Азии или Латинской Америки на основе ротации 1 гражданин

Структура и организация работы.

Должностные лица.

В начале каждой сессии Комиссия международного права избирает из числа своих членов Председателя, первого и второго заместителей Председателя, Председателя Редакционного комитета и Генерального докладчика. Председатель возглавляет заседания пленума, Бюро и Расширенного бюро. Заместители Председателя при исполнении функций Председателя имеют те же полномочия и обязанности. Председатель редакционного комитета возглавляет заседания Редакционного комитета; рекомендует членский состав Редакционного комитета по каждой теме; и представляет доклад Редакционного комитета на пленарном заседании. Докладчик отвечает за составление ежегодного доклада Комиссии Генеральной Ассамблее ООН.

Бюро, Бюро расширенного состава и Группа планирования.

На каждой сессии Бюро, состоящее из пяти должностных лиц, избранных на этой сессии, рассматривает график работы и другие организационные вопросы, касающиеся текущей сессии. Бюро расширенного состава, состоящее кроме должностных лиц, избранных на текущей сессии, из бывших председателей Комиссии, все еще являющихся ее членами, и специальных докладчиков, также может рассматривать вопросы, касающиеся организации, программы и методов работы Комиссии. Группа планирования создается для каждой сессии для рассмотрения вопросов о программе и методах работы Комиссии.

Пленум.

Комиссия собирается на пленарном заседании в основном для рассмотрения докладов специальных докладчиков, рабочих групп, Редакционного комитета, Группы планирования, а также любых других вопросов, которые требуют обсуждения Комиссией в целом. На пленарном заседании решаются вопросы о направлении предлагаемых проектов статей в Редакционный комитет и принятии предварительных или окончательные проектов статей и комментариев. В конце каждой сессии на пленарном заседании рассматривается и принимается ежегодный доклад Генеральной Ассамблее.

Специальные докладчики.

Специальные докладчики являются одной из институциональных особенностей Комиссии, способствующий эффективному выполнению ее функций. Специальный докладчик обозначает и разрабатывает тему, объясняет состояние права и вносит предложения для проектов статей в докладах по теме, участвует в обсуждении темы на пленарном заседании, содействует работе Редакционного комитета по теме и разработке комментариев к проектам статей. Доклады Специального докладчика составляют основу работы и являются важной составляющей методов и способов работы Комиссии, закрепленных в Положении.

Рабочие группы.

Рабочие группы, – иногда называемые подкомитетами, исследовательскими комиссиями или консультативными группами, – используются Комитетом для работы по конкретным темам. Эти специальные вспомогательные органы создаются Комиссией или Группой планирования для различных целей и с различными мандатами. Они могут быть с ограниченным или открытым составом участников.

Редакционный комитет.

Редакционный комитет играет важную роль в согласовании различных точек зрения и разработке общеприемлемых решений. Редакционному комитету доверяется исполнение не только редакционных функций, но и решение вопросов, обсуждение которых излишнее затягивается или полная Комиссия не в состоянии достичь консенсуса. Проблемы, которые трудно преодолеть в Редакционном комитете, могут быть переданы в более неформальную обстановку, такую как рабочие группы.

Направления работы.

В соответствии с Положением Комиссия рассматривает предложения о прогрессивном развитии международного права, представленные Генеральной Ассамблеей ООН, и передаваемые ей другими органами или государствами-участниками предложения и проекты многосторонних конвенций (ст. 16 и 17). Что касается кодификации, то Комиссия делает обзор всей области международного права с целью выбора соответствующих тем и, если признает кодификацию по данному вопросу необходимой и желательной, представляет свои рекомендации Генеральной Ассамблее (ст. 18).

В соответствии с Резолюцией 72/116 Генеральной Ассамблеи от 7 декабря 2017 года семидесятая сессия Комиссии международного права в 2018 году будет посвящена, в частности, работе по таким темам:

  1. охрана атмосферы;
  2. временное применение договоров; ;
  3. иммунитет должностных лиц государства от иностранной уголовной юрисдикции;
  4. правопреемство государств в отношении ответственности государств.

Отношения с правительствами и другими международными организациями.

Правительства играют важную роль на каждом этапе работы Комиссии по прогрессивному развитию международного права и его кодификации. В индивидуальном порядке они могут направлять Комиссии для рассмотрения предложение или проекты многосторонних конвенций, представлять информацию в начале работы Комиссии и комментировать проекты в процессе ее работы. В совокупности они решают вопрос об инициации или приоритетах работы и выносят заключения о ее результатах.

В нескольких статьях Положения определяются отношения между Комиссией и различными международными организациями. Комиссия может рассматривать предложения или проекты конвенций, представленные главными органами ООН, специализированными учреждениями или официальными органами, созданными по договоренности между правительствами (п. 1 ст. 17). Комиссия может консультироваться:

  • с любым органом ООН по любому вопросу, который входит в компетенцию этого органа (п. 1 ст. 25);
  • с любыми международными или национальными организациями, официальными или неофициальными (п. 1 ст. 26); а также
  • с научными учреждениями и отдельными экспертами (ст. 16 (e)).

Кроме того, документы Комиссии по предметам, входящим в компетенцию органов ООН, должны рассылаться заинтересованным органам (п. 2 ст. 25). Предусматривается распространение документов Комиссии по национальным и международным организациям, занимающимся вопросами международного права (п. 2 ст. 26).

Результаты деятельности Комиссии международного права.

Деятельность Комиссии международного права привела к созданию ряда многосторонних конвенций и других документов по международному праву, имеющих фундаментальное значение для современного международного правопорядка. В качестве примера можно привести:

  • Проект устава Международного уголовного суда;
  • Венская конвенция о дипломатических сношениях;
  • Венская конвенция о праве международных договоров;
  • Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров;
  • Проект статей об ответственности международных организаций;
  • Проект статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния.

Похожие записи

Орган международной организации — любое лицо или образование, наделенное таким статусом в соответствии с

Постоянная палата международного правосудия — судебный орган, учрежденный Лигой Наций для урегулирования всех споров

Читайте также: