Современный мужчина и брак социология доклад

Обновлено: 15.05.2024

Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья - одна из необходимых и основных ступеней бытия человека.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………………….2
2. Социальное положение мужчины и женщины в современном обществе…………..3
3. Институты брака и семьи в современном социуме, распределение ролей в семье…7
4. Основные тенденции развития брачно-семейных отношений в современной России, семейная политика государства……………………………………………………….13
5. Список используемой литературы ……………………………………………………15

Прикрепленные файлы: 1 файл

социология 2012.docx

  1. Введение………………………………………………………… ……………………….2
  2. Социальное положение мужчины и женщины в современном обществе…………..3
  3. Институты брака и семьи в современном социуме, распределение ролей в семье…7
  4. Основные тенденции развития брачно-семейных отношений в современной России, семейная политика государства………………………………………………… …….13
  5. Список используемой литературы ……………………………………………………15

Семья – малая социальная группа людей, которая основана на браке или родственной связи и функционирует на основе общего быта, материальной и моральной взаимопомощи.

Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья - одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье индивид становится личностью. Семья сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы. Семья - многостороннее отношение, которое регулируется нормами морали и права. Это сложное социальное образование исследователи рассматривают как социальный институт и малую социальную структуру.

Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Это и понятно, поскольку все люди на разных этапах своей жизни, так или иначе, связаны с семьей, она - естественная часть этой жизни, при этом развитие семьи и изменение ее функций постепенно меняют ценностное отношение к ней людей. 1

Социальное положение мужчины и женщины в современном обществе

Данное положение у обоих полов сейчас переживает значительные изменения. Причем самые глобальные связаны с изменением роли мужчин и женщин в производственных отношениях, семье, характере мужской и женской социализации, что проявляется в культуре и массовом сознании, формируют индивидуально-психологические различия.

Роль женщины всегда оценивалась одинаково высоко, так как, прежде всего, она заключается в воспроизводстве и воспитании поколений, организации семейного быта и уюта, что очень важно для социальной деятельности мужчин и женщин.

Ранее существовало распространенное мнение, что необходимо провести социализацию женщин, то есть расширить ее значимость и вне семьи, за счет чего стали расширять спектр женских профессий. Но сейчас оказалось, что все это только отрывает женщину от семьи, от воспитания своих детей.

Несмотря на масштабные демократические изменения, произошедшие в XX в. и существенно изменившие как положение женщин, так и отношение к ним со стороны общества, главная социальная проблема женщин — сочетание семейных и внесемейных, материнских и трудовых обязанностей, обусловленное выполнением ими генеративной функции, — продолжает сохранять актуальность.

Но отношение к детям и деторождению изменилось: если прежде ценилось количество детей, то теперь ценностью становится в первую очередь их способность к социальному функционированию и развитию, возможность достижения ими жизненных успехов. Высокие требования предъявляются к образованию детей, без которого их полноценное участие в жизни общества невозможно. Причем женская образованность становится столь же обязательным атрибутом современного общества, как образованность мужская.
По данным официальных источников уровень образованности работающих женщин выше, чем мужчин. Среди всех занятых, имеющих высшее образование, женщины составляют 52,8%, имеющих среднее специальное образование — 57,5%. Это обусловлено помимо прочего наличием "женского сектора" занятости в народном хозяйстве — сферы образования, воспитания, медицинского и социального обслуживания, культуры.
Высокая вовлеченность женщин в трудовую сферу обусловливает серьезную угрозу безработицы для них. За годы экономических реформ женщины в России потеряли 7 млн. рабочих мест, а мужчины — от 1 до 2 млн.; Женщины составляют 69% всех безработных с высшим образованием и 74% безработных со средним образованием.

Воздействие политических, экономических, социальных, институциональных изменений на положение женщин, на их роль как объектов, так и участников общественного развития всегда было крайне сложным и даже противоречивым. С одной стороны, женщину возводили на пьедестал, видели ее роль главным образом в создании и сохранении семейного очага, в воспитании детей, но с другой – это не мешало использовать женский труд на тяжелых работах и закрывать глаза на неравенство в заработной плате мужчин и женщин. Потребовались столетия, прежде чем в развитых странах Европы и Америки были провозглашены равные права граждан независимо от пола. Общество стало постепенно отходить от жесткой привязки тех или иных экономических и поведенческих норм по признаку пола, от традиционных понятий о построенном на гендерном факторе разделении домашних, родительских обязанностей и трудовой активности вне дома. Если посмотреть с позиций сегодняшнего дня, особенно часто видны принципиальные сдвиги в положении женщин, отражающие сближение социальных и экономических ролей мужчин и женщин. Продолжая испытывать воздействие различных, пусть даже гораздо более мягких и сглаженных форм дискриминации, женщины столкнулись еще и с новыми вызовами в сфере социальной, экономической, экологической и личной безопасности. В последние десятилетия для них в гораздо большей степени, чем для мужчин, возрос риск одиночного родительства и зависимости от госпомощи, необходимости ухода за престарелыми родственниками, временной, неполной и других форм занятости (вопреки их желанию). С меньшей социальной защищенностью, снижения надежности доходов, одинокой малообеспеченной старости.Наряду с общими для женщин развитых стран проблемами угрозы здоровью, жизни, ограничения на участие в общественной жизни, в России 90-х годов женщины поставлены ещё и перед необходимостью адаптации к принципиально новым условиям жизнедеятельности.

Можно сказать, что в современном обществе женщина стала более независимой, но она по-прежнему нуждается в традиционных ценностях.

Ситуация же у мужчин совершенно другая, так как их самостоятельность, экономическое обеспечение себя и семейная роль остались такими же. Отцовство никогда не являлось препятствием для профессионального образования, карьеры. А вот в самой профессиональной деятельности мужская роль изменилась. Они стали считать, что полная отдача профессии, отсутствие свободного времени, трата сил на профессиональные задачи ради осуществления роли единственного кормильца не должно быть целью в жизни. Лучше поддерживать ненадежную семейную гармонию и мужчина перестает быть несамостоятельным в повседневной жизни.

В ХХ веке стало широко практиковаться совместное обучение девочек и мальчиков, что значительно уменьшает гендреную сегрегацию (преимущественное общение с партнерами своего пола и ограничение контактов с представителями противоположного пола), создает предпосылки для психологически комфортных дальнейших взаимоотношений мужчин и женщин во всех сферах общественных отношений.

Образование повышает степень влияния общества сверстников, а семья формирует самообладание, чувствительность.

Все эти социокультурные перемены распространились на представления о специфике мужского тела, критериях мужской красоты и границах мужской эмоциональной чувственности. Также меняется понятие секса, основанного на взаимном согласии.

Можно сделать вывод, что мужчины и женщины в современном обществе стали одинаково цениться в различных сферах жизни общества, но традиции остаются, в их духе большинство семей воспитывают своих детей. Семья хранит обычаи и передает их все новым и новым поколениям.

Григорьева Валентина Александровна

Семья для каждого человека - источник любви, преданности и поддержки. В ней закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Здоровая и крепкая семья - залог стабильности и процветания любого общества. Именно в семье первоначально формируется самооценка, жизненные ценности и закладывается общественная значимость человека, его психологические и социальные особенности.

Изучить состояние брачно-семейных отношений в России и в частности Нижегородской области за последние годы и определить основные тенденции развития брака в современном обществе;

  • Выяснить причины вступления в брак;
  • Исследовать специфику отношений молодежи к браку;
  • Выяснить предполагаемые причины расторжения брака;
  • Выявить, какие качественные изменения претерпел современный брак;

Для человека семья - главный и основной компонент среды, в котором он живет первую четверть своей жизни и который он пытается построить всю оставшуюся жизнь .

Семья - это ячейка общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях, это в первую очередь отношения между мужем и женой, затем между родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство.

Нельзя понять и оценить состояние и перспективы современной семьи, игнорируя кардинальные перемены, происходящие с ней в начале 21 века. А именно: массовое распространение добрачной практики сексуального поведения молодежи, снижение рождаемости, малодетность и сознательная бездетность супругов. Изменилось социальное положение женщин. Женщины осваивают новые сферы деятельности - общественную, трудовую, политическую, культурную, начинают преобразовывать семейную сферу и успешно все это совмещают.

Мотивы создания семьи различные, но главными определились: любовь, желание иметь постоянного сексуального партнера, психологические причины, желание иметь детей, решение бытовых проблем, сложившиеся обстоятельства.

В современном обществе существуют множество моделей семейных отношений. Социологи выделяют две наиболее распространенные модели семьи: патриархальная (традиционная), и нуклеарная (детоцентристская). В соответствии, с которыми вытекают определенные брачные отношения.

Патриархальная семья – это такая семья, где основой ее являются родственные отношения: зависимость жены от мужа, детей от родителей, в связи с чем происходит жесткое закрепление семейных ролей. Брак внешне устойчив, семья состоит из нескольких поколений: бабушек и дедушек, родителей и детей. Главным считается муж: в его руках сосредоточены все экономические ресурсы семьи, ему принадлежит принятие основных решений. Жена берет фамилию мужа, подчиняется ему и уважительно к нему относиться. Ее основные функции - рожать и воспитывать детей, вести домашнее хозяйство

Детоцентристская семья - возвышает роль частной жизни, интимности и ценности детей. Отношения между супругами более или менее равноправны, сексуальность, практикуемая в браке, не сводится только к деторождению. Ребенок превращается в объект особой родительской заботы и стойкой привязанности, ему стараются дать максимально возможное образование. Родительство является главной задачей этой семьи. У таких супругов не существует закрепленных семейных ожиданий, вследствие этого возникает значимость взаимного привыкания супругов в психологической, бытовой, сексуальной, духовной сферах. Пожилые родители не хотят жить в доме детей, состоящих в браке, взрослые дети, в свою очередь, предпочитают самостоятельность. Вместе с тем молодая семья , отделившись от родительской, не утрачивает с ней связь. Для такой семьи характерна родительская власть и авторитарная система воспитания.

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт — институт брака. Ведь, именно брачная пара составляет основу семьи. Под браком в социологии понимают санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений. В юридическом смысле брак представляет собой юридически оформленный добровольный и свободный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные, а также имущественные права и обязанности супругов.

В настоящее время различают следующие виды брака:

Сожительство (фактический брак) — отношения между партнёрами по совместному проживанию (сожительству), не оформленные в установленном законом порядке как брак.

Еще один вариант семейных отношений, так называемые пробный брак , когда молодые люди вступают в брак, совместно ведут хозяйство, но не расписываются. Не секрет, если пробный брак не перерастает в юридически оформленный, то этот брак где-то через 3-4 года распадается. И соответственно, в подобных браках очень редко рождаются дети. Это объясняется тем, что все-таки девушки не рискуют рожать. Они, видимо, подсознательно чувствуют не устойчивость такой формы брака.

Брак может быть заключен только при соблюдении брачующимися ряда условий, установленных законом. Различают две группы таких условий.

К первой группе относят позитивные условия, наличие которых обязательно для заключения брака:

а) взаимное добровольное согласие молодых людей вступающих в брак;

б) достижение брачного возраста, т. е. 18 лет; при наличии уважительных причин по просьбе брачующихся брачный возраст может быть снижен до 16 лет. Семейный кодекс предусматривает возможность вступления в брак и в более раннем возрасте. Это допускается в виде исключения с учетом особых обстоятельств, если законами субъектов РФ установлены порядок и условия заключения таких браков.

Вторую группу составляют негативные условия, т. е. обстоятельства, препятствующие заключению брака. К негативным условиям относятся:

б) наличие близкого родства между лицами, вступающими в брак. Близкими родственниками признаются: родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), а также родные братья и сестры, причем это родство может быть как полным, так и неполным (когда сестра и брат имеют только общую мать или отца);

в) наличие отношений усыновления или удочерения между лицами, желающими вступить в брак;

г) признание судом недееспособности хотя бы одного из врачующихся вследствие психического расстройства.

Для заключения брака лицами, вступающими в брак, подается совместное письменное заявление в органы актов гражданского состояния, в котором они подтверждают взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака. Заключение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления. Однако законом предусмотрено, что при наличии уважительных причин месячный срок может быть сокращен или увеличен (в последнем случае — не более чем на 1 месяц), а при наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон и д.р.) брак может быть заключен в день подачи заявления. Решение о сокращении или увеличении срока заключения брака принимается органом записи актов гражданского состояния. Брак заключается при личном присутствии вступающих в брак.

  • сохранить свою свободу и независимость
  • проверить свои чувства
  • приобрести опыт совместной жизни
  • выяснить степень совместимости с партнером

На свет могут появиться дети, но и это не всегда побуждает партнеров подумать о том, чтобы узаконить свои отношения. Нередко один из них (чаще всего мужчина) не желает связывать себя обязательствами и оставляет себе возможность вернуться к прежнему, холостяцкому образу жизни, если в семье вдруг что-то не склеится. Именно по этой причине официальный брак перестал быть доминирующим идеалом в сознании молодежи. На смену ему пришла такая форма организации семейной жизни, как гражданский брак, который стал довольно распространенным явлением во всем мире, включая нашу страну.

Следует отметить, что для гражданского брака характерны длительные и стабильные отношения, наличие достаточно структурированной ролевой системы. В значительном числе случаев сожительствующая пара воспитывает детей, рожденных в этом союзе, границы которого достаточно определенны. Партнеры публично признают свои отношения, настаивая на осознанном предпочтении избранной ими формы семейной организации. В основе гражданского брака в большинстве случаев лежит психологическая неготовность партнеров принять в полной мере ответственность за семью. Главным достоинством такого семейного союза партнеры считают взаимное доверие и уважение, которое, с их точки зрения, подвергается сомнению самим фактом юридического его оформления.

Причины отсрочки заключения узаконенного брака:

1) отсутствие финансово-экономической и социальной независимости партнеров (молодые люди 20–27 лет);

2) отсутствие полной уверенности в правильном выборе партнера, наличие скрытых конфликтов и несогласованных ценностей и убеждений, сохранение права на продолжение поиска более достойного брачного партнера. Гражданский брак рассматривается как отложенное решение об избранности и исключительности партнера. Очевидно, что в этом случае прогноз гражданского брака с высокой долей вероятности оказывается неблагоприятным;

4) влияние истории прародительской семьи в форме двух стратегий построения семьи – стратегии избегания и стратегии принятия образца ее семейных отношений. В случае стратегии избегания предпочтение гражданского брака представляет собой протестную реакцию и проявление негативизма в отношении семейного уклада прародительской семьи. Стратегия его принятия представляет собой осознанное или неосознанное повторение модели родительских отношений.

В брачных отношениях есть еще одна позиция – безбрачие.

Безбрачие — это термин гражданского и канонического права, означающий состояние вне брака, холостую жизнь.

Безбрачие – бывает первичным, то есть добрачное состояние, когда люди в брак еще не вступили. И вторичное безбрачие - это после развода или овдовение. Окончательное безбрачие - это те, кто никогда не вступали в брак или даже в сожительство, достигнув уже возраста 45-49 лет. У нас в России почти самые высокие показатели вторичного безбрачия. Но все-таки, конечно, в возрастах до 50 лет основной фактор, формирующий вторичное безбрачие - это разводы.

Мне стало интересно узнать, почему некоторые люди отказываются от брака и даже не делают попытки создать семью. Проводя социологический опрос, было выявлено, что 99% россиян высказались против традиционных пожизненных браков и что традиционная формула семьи, оказывается, не устраивает ни женщин, ни мужчин. Семейным ценностям они предпочитают личную свободу.

По социологическим данным безбрачие наступает в первую очередь после развода (не желание создавать новые семьи) и второй показатель это смерть одного из супругов.

Изучая, статистику я нашла еще более интересные данные, что у нас в стране

25 миллионов (79%) молодых россиян никогда не женились и не выходили замуж.

А теперь я хочу рассмотреть, в каком возрасте чаще всего вступают в брак.

Самым активным возрастом для заключения браков является период от 25 до 30 лет . В это время совершается практически половина всех браков. Необходимо отметить, что от 0 до 29 лет количество мужчин незначительно превышает количество женщин.

Брак часто сопровождается таким явлением как развод. Теперь я бы хотела изучить

что же такое развод, а так же статистику разводов по России и в частности Нижегородской области.

Времена, когда развод был редкостью и повсеместно осуждался, остались в далеком прошлом. Количество разводов в России составляет не менее 500 тысяч в год. Это означает, что тысячи семей ежегодно оказываются разбитыми .

Развод — формальное прекращение (расторжение) действительного брака между живыми супругами. От развода следует отличать признание брака недействительным в судебном порядке и прекращение брака ввиду кончины одного из супругов .

Как же выглядит статистика разводов в России?

Статистика разводов в России в 2013 году – составляет 669918 на 1242153 браков. Таким образом, процент разводов в России за 2013 год составил 54%. Продолжительность приблизительно 15% семейных союзов в 2013 году составила около года. А в 2014 году было разведено 693681 семей, что на 23763 меньше, чем в 2013 году.

По многочисленным социологическим опросам определились основные причины развода в РФ ( Приложение 4 ):

  • Алкоголизм и наркомания одного из супругов. Эта причина является наиболее распространенной, и вызывает распад 27% браков.
  • Отсутствие собственного жилья. По этой причине разводятся около 22% супружеских пар.
  • Сами супруги – 16%
  • Материальное благополучие – 15%
  • Вмешательство родственников в семейную жизнь. Эта причина вызывает около 10% разводов.
  • Отсутствие детей – 5% разводов.
  • Долгая разлука – 4%.
  • Физические недуги – 1%.

Исследования показывают, что женская инициатива в разводах составляет от 60 до 80% и даже более.

Наибольшее количество разводов происходит в возрастном диапазоне 18 - 35 лет. Таким образом, в зону максимального риска попадают молодые пары.

Статистика показывает, что наиболее ответственный период в жизни семьи, когда супругам от 20 до 30 лет. Установлено также, что браки, заключенные до 30 лет, в среднем вдвое долговечнее браков, возникших, когда супругам было за 30,так как после 30 лет людям гораздо сложнее перестраивать себя в соответствии с потребностями проживания вдвоем и вхождения в семейные роли. Более молодые легче расстаются с привычками, травмирующими супруга.

В 64% случаев суд предлагает разводящимся супругам подумать и дает на это несколько месяцев. Забирают заявление о разводе около 7% супругов.

Мною было опрошено 42 человека. Из них: 26 девушек и 16 юношей.

Большая часть опрошенных относится к браку положительно (84,6 %), остальные еще не задумывались над своим отношением к браку (15,4 % - в основном мужской пол).

К ценностям семьи учащиеся отнесли доверие, понимание, уважение, любовь и детей.

Самым благоприятным возрастом для вступления в брак учащиеся посчитали 20 – 25 лет (в основном девушки – 61,5 %) и 27 -30 (в основном мужской пол – 38,5 %).

К браку в раннем возрасте (до 18 лет) все опрошенные относятся негативно, положительно отнеслись только 15 % в том случае, если это действительно необходимо (чаще всего этой необходимостью в столь раннем возрасте становится ребёнок).

Основной причиной для вступления в брак молодые люди считают любовь друг к другу и создание полноценной семьи с детьми.

69 % опрошенных планируют пышное торжество, это говорит о том, что брак занимает далеко не последнее место в жизни молодых людей, они стремятся соблюсти традиции, запомнить этот день, подходят к нему серьёзно.

Многие считают, что семья может распасться из-за измен, недоверия, несходства в характерах.

Проделав опрос и проанализировав ответы юношей и девушек можно сделать следующие выводы:

Гост

ГОСТ

Семья и брак как социальные институты

Семья и брак – это способы общественного регулирования отношений между людьми, которые состоят в родственных связях, но, данные понятия, несмотря на свою схожесть, нельзя считать тождественными.

Семья – это наиболее развитая малая социальная группа, представляющая собой важнейшую форму организации личного быта людей, базирующаяся на союзе супругов и родственных связях, то есть основанная на отношениях мужа и жены, родителей и детей, проживающих вместе и ведущих совместное хозяйство.

Брак – это особый тип социального института, исторически обусловленный, социально регулируемый тип отношений мужчины и женщины, устанавливающий их права и обязанности относительно друг друга и их детей. Брак – основа формирования семьи.

Семья в качестве социального института стоит особняком во всей системе социальных институтов. Невозможно найти ни одного еще социального института, в рамках которого было бы возможно удовлетворение такого числа общезначимых и повседневных потребностей. Семья выступает основным носителем культурных образцов, которые передаются по наследству, в которой человек обучается определенным социальным ролям, получая основы образования и навыки поведения.

С институтом семьи тесно переплетается еще один общественный институт – брак – добровольный союз между мужчиной и женщиной, которым порождаются их права и обязанности относительно друг друга и совместных детей. Брак является социально одобряемым образцом поведения, посредством которого брачующиеся и составляют семью. Заключением брака предполагается не только воспроизводство и воспитание детей, но и множество прочих прав и обязанностей. Разными обществами установлены различные образцы брачных связей. Каждым обществом ограничен выбор партнера для брака тем, что разрешается выбирать его только вне определенной узкой группы. Такое явление называется экзогамия. В современном обществе нельзя жениться родственникам, во избежание кровосмешения. Например, мужчина не может жениться на сестре, двоюродной сестре и близких родственниках.

Готовые работы на аналогичную тему

Напротив, существует ряд противоположных требований, когда выбор партнера для брака возможен только в пределах своей группы. Такой культурный образец брачных связей – эндогамия. Такого рода требование может встречаться в примитивных обществах. В современных обществах распространена расовая и сословная эндогамия, при которой запрещается выбор партнера их другой расовой группы и низших слоев населения. Эндогамия характерна закрытым группам типа каст.

Большинству современных обществ характерна единственная форма супружества – моногамия, то есть брак одного мужчины и одной женщины. Постепенно, в процессе развития разных обществ, практиковали полигамию, то есть такую форму брака, когда в супружестве предполагается более одного партнера. Принято выделять три формы полигамии.

  • во-первых, групповой брак, когда несколько мужчин и женщин одновременно пребывают друг с другом в брачных отношениях;
  • во-вторых, в Южной Индии и Тибете известна форма полигамного брака, называемая полиандрией, когда у женщины имеется несколько мужей, в связи с тем, что количество мужчин значительно превышает количество женщин. В этом обществе считается нормальным, если женщина, выйдя замуж, становится женой и для всех братьев своего мужа, и они живут все вместе;
  • в-третьих, наиболее распространенная форма полигамного брака – полигиния, то есть многоженство, преобладающее в восточных государствах.

Основные типы современной семьи

Преобладающая форма семьи – супружеская нуклеарная семья. Ее основой являются жена и муж, связанные брачными отношениями, а также их дети, зависящие от них.

Помимо нуклеарной семьи распространена форма семейной организации – родственная семья. Данный тип семьи базируется не только на супружеских отношениях между двумя людьми, а также на кровном родстве большого количества родственников. В связи с этим она иногда называется расширенной. Такая семья является кланом родственников вместе с детьми и супругами.

В современном обществе многие родственные связи ослабляются, в связи с чем, нуклеарная семья преобладает над родственной.

Основой семьи обычно выступает брачная пара. Но есть семьи, которым характерно совместное проживание, общее ведение хозяйства, но юридически они не оформлены. В последнее время количество таких семей резко возросло. Социологи в целом отмечают снижение желания и готовности населения вступать в официальный брак, что характерно современным развитым странам. Помимо этого, есть неполные семьи, в которых отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-то причинам отсутствует вообще, то есть дети живут без родителей с бабушками-дедушками.

В социологии принято выделять три типа семьи:

Традиционная (патриархальная) семья – такая организация семьи предполагает, что под одной крышей существует минимум три поколения, а роль лидера отведена старшему мужчине.

Традиционной семье присущи следующие характерные признаки:

  • экономическая зависимость женщины от мужа;
  • функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей, когда муж зарабатывает деньги, а женщина ведет хозяйство;
  • признание безусловного приоритета мужчины в вопросе семейного главенства.

Нетрадиционная семья, в которой еще сохранены традиционные установки на мужское лидерство, с разграничением мужских и женских обязанностей в семье, но уже отсутствуют достаточные объективные основания таких разграничений. Данный тип семьи – эксплуататорский, так как вместе с правом на равных с мужчиной участвовать в общественном труде, у женщины есть еще и обязанность вести домашнее хозяйство.

Эгалитарная семья, то есть семья равных. Данная семья характеризуется справедливым, пропорциональным разделением домашних обязанностей между членами семьи, взаимозависимостью супругов в процессе решения бытовых проблем, совместным обсуждением и принятием важных для семьи решений; эмоциональной насыщенностью отношений.

Существует и ряд переходных типов семей, в которых ролевые установки мужчин более традиционного характера, нежели их фактическое поведение, или, напротив, демократические ролевые установки мужчины практически не принимают участия в ведении домашнего хозяйства.

В данной работе рассматривается значение мужской и женской роли в гендерных отношениях с точки зрения истории философской мысли, а также приводится оценка данной проблемы в современном российском обществе. На основе авторского исследования выделены основные факторы, влияющие на характер распределения власти в современной семье.

Ключевые слова

Статья

Роль мужчины и женщины в современной семье:
социально-философский анализ проблемы

Акимова Н.А., Донских Д.А., Карпович Е.А.

Научный руководитель: к.ф.н., доцент Акимова Н.А.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Актуальность темы.

Проблема взаимоотношения мужчины и женщины интересовала мыслителей древности, и остается важнейшей темой в настоящее время. Богатый социально-научный материал, накопленный в результате постоянного осмысления гендерной проблематики, предоставляет возможность изучения женского и мужского начал в современной культуре, во многих явлениях и процессах общественной жизни. Развитие цивилизации неизбежно связано с взаимодействием мужского и женского, представленного различными материальными и духовными ценностями и способами их создания, разнообразными практиками и механизмами гендерного бытия.

Семья является тем структурным элементом общества, где гендерные аспекты социальной жизни, преломляясь в индивидуальном существовании и взаимодействии полов, проявляют себя в различных формах – способах мышления, деятельности, ментальности, в характере знаний, религии и т.п.

Проблема взаимодействия мужчин и женщин исследуется в рамках широкого поля социогуманитарного знания - философии, социологии, психологии, педагогики, этнографии. Это позволяет современной гендерологии, учитывая фундаментальные разработки, осуществлять комплексный анализ проблемы взаимодействия мужчин и женщин.

Целью данной работы является определение роли мужчины и женщины в современном обществе через призму основополагающего его элемента – семьи.

Основные задачи:

1. Определить значение мужского и женского начала в истории философской рефлексии;

2. Выделить условия, влияющие на характер распределения власти в современных семьях.

Уже в древности появляется социальное разделение людей по признаку пола, обусловленное биологическими различиями. Мужчины выступали в качестве добытчиков и защитников семьи, и могли принимать участие в социально-политической жизни. Функции женщины были связаны с деторождением, ведением домашнего хозяйства и приготовлением пищи.

Именно Платону принадлежит идея о необходимости общности жен и упразднения института семьи в идеальном государстве; благодаря этому становится возможным преодоление стремления правителей действовать в интересах своей семьи и тем самым нивелировать сферу частных интересов.

В отличие от Платона Аристотель настаивает на том, что институт семья является условием полноценного развития общества. Однако, он настаивает на неравных правах мужчин и женщин, рассматривая последних в качестве зависимых от мужчин. Не исключая из государственного устройства женское начало, Аристотель полагает, что женщина должна выполнять определенные функции, но под строгим контролем мужчин. Основная роль женщины заключается в служении мужчине, семье и государству. В этом плане Аристотель считает, что личностное начало принадлежит, прежде всего, мужчине – свободному мужу полиса-государства; женщина же не обладает свободой воли и возможностью принятия решений. При этом неравенство в отношениях мужчин и женщин основано на естественном природном неравенстве их телесности. Таким образом, античными мыслителями подчеркивается безусловный приоритет мужской власти как в семье, так и в общественно-политической деятельности, что символизирует становление патриархальной традиции в западноевропейской философии в целом.

В средневековой философской традиции, основанной на принципах теоцентризма, увеличивается приоритет разума над телом и чувственностью, а потому усиливается власть мужчин, а значит и антагонизм мужского и женского. С точки зрения Августина Аврелия женское начало является источником греховного чувственного удовольствия; телесное удовольствие неподконтрольно разуму, а потому представляет собой наибольшую опасность, которая отдаляет человека от подлинного наслаждения, возможного только в результате сближения с божественным началом. Но поскольку семья и брак, по мнению Августина, установлены Богом, то и сексуальные отношения мужчины и женщины в семье должны быть подчинены основной задаче – продолжению рода. Однако, Августин полагает, что женщина наравне с мужчиной может обрести спасение, поскольку имеет возможность отказаться от своего телесного начала и подчинить чувственность разумному религиозному чувству.

Практическая часть

Материалы и методы исследования

Результаты

Значимыми индикаторами, на наш взгляд, показывающими характер властных отношений в семье, являются гендер и специфика вероисповедания молодых людей. Поэтому респондентам был задан вопрос о том, приверженцами какой религии они себя считают (рис. 2). Среди всех опрошенных 63% исповедуют христианство, 22% - исповедуют ислам, 13% респондентов считают себя атеистами, и 2% - буддисты.

По мнению опрошенных студентов в значительном количестве случаев главой семьи в современном обществе является мужчина (44%), при этом 40% от всех опрошенных полагают, что мужчины и женщины обладают равными правами. Только 16% от общего числа студентов, принявших участие в анкетировании, считают, что главой их семьи является женщина.

Для сравнения реального положения российских семей с идеальным представлением о ней молодых людей, был задан вопрос относительно должного, по мнению студентов, распределения власти в семье. Так, среди тех, кто выбрал вариант ответа о равноправии (рис. 4) мужчин и женщин в большей степени оказались женщины (81%); и 42% мужчин выбрали этот вариант ответа. При этом 65% мужчин и 31% женщин выступили против равноправия полов в принятии семейных решений.

Показательными являются результаты, демонстрирующие отношение к равноправию мужчин и женщин в семье, среди респондентов с различным вероисповеданием (рис. 5). Так, среди исповедующих христианство, 82% выступают за равноправие в семье; 44% респондентов, считающих себя атеистами, поддерживают равные права мужчин и женщин; и лишь 8% исповедующих ислам выбрали этот вариант ответа. В большинстве случаев мусульмане выступают против гендерного равноправия (92%); среди христиан, выступивших против равных прав, оказалось 18% респондентов; из числа атеистов – 56%.

По нашему мнению основными факторами, определяющими описанные убеждения студентов СГМУ им. В.И. Разумовского, являются вероисповедание, национально-этнический фактор, различные институты социализации (школа, университет).

Наибольшее влияние на отношение к роли мужчин и женщин оказали сложившиеся семейные традиции (80%); 20% от общего числа опрошенных считают, что таким условием является национально-этническая принадлежность и 18% - вероисповедание. Кроме того, 17% респондентов обозначили, что на их мировоззрение оказала влияние школа, а 16% - отметили университет как один из значимых факторов.

Из приведенных данных видно, что мужчины в большей степени, чем женщины выступают за равноправие в семье. Возможно, это обусловлено сложившимися в обществе патриархальными установками и неприятием большого числа мужчин иного положения, изменившего бы общественные взгляды на проблему власти в семье. При этом существует достаточное количество женщин, выражающих солидарность в этом вопросе с мужчинами – мнение, вероятно, основанное на семейных традициях и их личном отношении к данному вопросу.

Согласно представленным результатам приверженцы христианства и ислама выражают различные взгляды на проблему гендерного равноправия. Известен факт, что в мусульманских семьях мужчине и женщине отводятся четкие роли; однако они одинаково ответственны за свои действия и поступки с религиозной точки зрения. Но и этот факт зависит от национальной принадлежности мусульман. Однако, среди факторов, повлиявших на отношение к роли мужчин и женщин в семье, значительное место отводится семье. На наш взгляд, это не противоречит предыдущему утверждению об определяющей роли веры, поскольку, как правило, семьи создаются с учетом религиозной и национально-этнической принадлежности мужчин и женщин.

Выводы

1. Таким образом, определяя значение мужской и женской роли в гендерных отношениях в историко-философском контексте, можно заключить, что в современном обществе женщина в определенных случаях все-таки имеет равные права с мужчинами (что подтверждает также представленное исследование) – в отличие от античности или средневековья, представленных в трудах древних мыслителей.

2. На основе проведенного исследования было показано, что распределение власти в современных семьях зависят от гендерной принадлежности, вероисповедания, семейных традиций, национальной принадлежности. Так, например, студенты, исповедующие ислам, в силу строгих канонов религии выступают за патриархат и исключают матриархальные отношения и равноправие. Женщины, как правило, выступают за равноправие, а большинство мужчин считают, что именно они должны быть главой семьи.

3. Описанные результаты коррелируют с реальным положением современного российского общества. Гендерная проблематика, несомненно обнаруживая свою актуальность, обсуждается в научных исследованиях, часто освещается в средствах массовой информации, кинематографе, литературе. То есть очевидным является социокультурный контекст в понимании гендерного вопроса. Социокультурные ценности, отражаясь в жизнедеятельности отдельных субъектов социальных отношений, проявляют себя во взаимоотношениях мужчин и женщин, определяя их взгляды на характер семейного уклада.

Литература

2. Аристотель. Политика / Аристотель; пер. с древнегреч. С.Жебелева //Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 4. - M.: Мысль, 1983. - С. 376-644.

7. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения / И. Кант // Кант.И. Сочинения в шести томах. Том 6. - М.: Мысль, 1966. - С.349-587.

8. Платон. Государство / Платон. – СПб: Азбука-Классика, 2015. – 352 с.

9. Пушкарева Н.Л. Как заставить заговорить пол…/ Н.Л. Пушкарева // Этнографическое обозрение. – 2000. - №2. – с. 27-42.

10. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: Том 1. / Ж.-Ж. Руссо; под ред. Г.Н. Джибладзе; сост. А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1981. — 656 с.

Читайте также: