Доклад командира аварийной партии

Обновлено: 06.05.2024

Общее руководство борьбы за живучесть судна осуществляет капитан. Для борьбы с водой, пожарами, паром, дымом, повреждениями технических средств и для обеспечения герметизации и АХЗ на судне, как правило, создаются постоянные аварийные партии и аварийная группа машинного отделения.

Капитан вправе включить в состав аварийных партий всех членов экипажа, за исключением лиц медицинского персонала, а также привлечь к борьбе за живучесть судна лиц, не входящих в состав экипажа, но находящиеся на судне.

Старший механик руководит действиями вахты по борьбе за живучесть в машинном отделении и обеспечивает готовность к действию находящихся в его ведении технических средств.

Начальники аварийных партий по прибытию на места общесудовой тревоги и других тревог докладывают на мостик о своей готовности к борьбе за живучесть своего участка, а в дальнейшем – о своих действиях и изменениях обстановки.

=Устав СССР (стр187)=

Число аварийных партий определяется численностью экипажа. При численности экипажа свыше 100 человек создают 3 аварийные партии; при численности 50-100 человек – 2-е аварийные партии и аварийную группу машинного отделения; при численности 15-50 человек – аварийную партию и аварийную группу машинного отделения; при численности менее 15 человек – аварийную группу. Командирами аварийных партий назначают: при 2-х аварийных партиях командиром носовой партии – 2-го помощника капитана, кормовой – 3-го механика; при одной аварийной партии – 2-го помощника капитана, его заместителем – 3-го механика. Командиром аварийной партии машинного отделения является 2-ой механик. Кроме аварийных партий, членов экипажа расписывают по различным судовым постам.

В порту при увольнении экипажа на берег на судне ежедневно создают стояночную аварийную партию или группу, способную обеспечить борьбу за живучесть судна до прибытия береговых пожарных команд или аварийных спасательных подразделений. Её численность при стоянке судна у причала не менее 1 /5 части экипажа, при стоянке на рейде – не менее 1 /3. Командиром стояночной аварийной партии является вахтенный помощник капитана, заместителем – вахтенный механик.

В каждой аварийной партии создают группу разведки пожара и группу разведки нарушения водонепроницаемости корпуса. Члены группы разведки пожара должны быть обучены правилам работы с дыхательными аппаратами на сжатом воздухе АСВ-2.

Обязанности аварийных партий и всех членов экипажа определяются Наставлением по борьбе за живучесть судна и конкретизируются применительно к данному судну в судовом расписании по тревогам.

На аварийные партии возлагается герметизация судна; эвакуация людей из аварийных или охваченных пожаром помещений и вынос раненых; борьба с поступлением воды внутрь и распространением её по судну; заделка пробоин в конструкциях корпуса судна и подкрепление его водонепроницаемых закрытий и переборок; постановка пластырей; в помещениях при тушении пожара; борьба с пожаром, паром и дымом; выполнение мероприятий по предупреждению аварий при борьбе с пожарами на судне; вывод из действия повреждённых участков трубопроводов, магистральных кабелей электросетей и их исправление; исправление внутрисудовой связи; разборов завалов.

Аварийные партии являются также основными дегазационными отделениями (ОДО). Кроме аварийных партий, на судне создаются санитарная группа и партия охраны порядка и безопасности, последняя только на пассажирских судах.

=Морская практика для матроса (стр.223)=

Аварийная пожарная партия должна обеспечивать:

· ведение разведки и работу в изолирующих дымовых противогазах;

· ввод в действие одновременно не менее 2-3 водоподающих стволов;

· подачу к месту пожара всего необходимого противопожарного инвентаря;

· пуск судовых стационарных средств пожаротушения;

· вскрытие и разборку конструкций;

· закрытие противопожарных дверей и перекрытие вентиляционных систем.

Старший группы разведки пожара обязан:

· проводить разведку в течение всего времени пожара;

· передавая через связных получаемые сведения начальнику аварийной пожарной партии, принимать участие в ликвидации очагов пожара, спасании людей и т.д.

Старший группы (1-2 человека) действуют непосредственно в очаге пожара согласно указаниям старшего группы разведки.

Подствольщики открывают секущий клапан пожарной магистрали, периодически меняют ствольщиков, в необходимых случаях подносят воду к месту пожара вёдрами.

Ствольщики прокладывают пожарные рукавные линии к месту пожара и работают с водяными или пенными стволами в позициях, указанных начальником аварийной пожарной партии.

Ствольщики по защите смежных с аварийным помещений по указанию начальника аварийной пожарной партии подносят огнетушители к месту пожара и приводят их в действие. Члены экипажа согласно расписанию по тревоге и по приказанию старшего механика готовят и приводят в действие стандартные системы пожаротушения, газового тушения, стационарную систему пенотушения и т.д., а также:

· герметизируют аварийные помещения перед пуском объёмного тушения;

· подносят к месту пожара брезенты, кошмы, песок, ломы, багры, топоры, слесарные и металлорежущие инструменты и работают с ними;

· готовят и приводят в действие переносную пожарную мотопомпу или аварийный пожарный насос;

· подносят к месту пожара приборы переносного электроосвещения.

В зависимости от кол-ва экипажа некоторые члены экипажа могут иметь несколько обязанностей при тушении пожара.

Следует учитывать, что при составлении расписания по пожарной тревоге должны быть выделены люди для закрытия дверей, люков иллюминаторов, заслонок в воздуховодах независимо от места очага пожара и отключения естественной и принудительной вентиляции.

=Пожарная безопасность на морском транспорте (стр.242)=

Главные действия аварийной пожарной партии:

По сигналу общесудовой тревоги командир аварийной партии (группы), используя внутрисудовые средства связи или через связных, обязан докладывать на ГКП:

- о сборе и готовности аварийной партии (группы) к борьбе за живучесть судна;

- о месте, размерах и характере полученных повреждений корпуса, интенсивности поступления забортной воды в отсеки и распространения её по судну;

- о месте, размерах и характере пожара и распространении его по судну;

- о характере повреждений стационарных и переносных средств борьбы за живучесть и возможности ввода их в строй;

- о действиях аварийной партии (группы);

- о несчастных случаях и гибели людей.

Командир аварийной партии (группы) после проведения разведки:

- докладывает на ГКП о её результатах и действиях аварийной партии (группы), выделяет необходимое количество людей и средств для борьбы с водой и ставит им задачи;

- организует вынос пострадавших из аварийных отсеков и направляет их на пост санитарной обработки;

- организует осмотр помещений, смежных с аварийным отсеком, и при необходимости даёт указания по обеспечению водонепроницаемости переборок, закрытий и их подкреплению.

В докладе должны быть указаны:

- район, размеры и характер повреждения;

- степень и скорость затопления отсека водой;

- состояние водонепроницаемых переборок и закрытий;

- принятые меры и необходимая помощь.

В трюме номер 3 по левому борту в районе 85-го шпангоута в одном метре ниже ГВЛ пробоина размером 5 120 см. Отсек затоплен на одну четверть, вода продолжает прибывать. На пробоину заводится пластырь.

По сигналу общесудовой тревоги командир аварийной партии (группы), используя внутрисудовые средства связи или через связных, обязан докладывать на ГКП:

- о сборе и готовности аварийной партии (группы) к борьбе за живучесть судна;

- о месте, размерах и характере полученных повреждений корпуса, интенсивности поступления забортной воды в отсеки и распространения её по судну;

- о месте, размерах и характере пожара и распространении его по судну;

- о характере повреждений стационарных и переносных средств борьбы за живучесть и возможности ввода их в строй;

- о действиях аварийной партии (группы);

- о несчастных случаях и гибели людей.

Командир аварийной партии (группы) после проведения разведки:

- докладывает на ГКП о её результатах и действиях аварийной партии (группы), выделяет необходимое количество людей и средств для борьбы с водой и ставит им задачи;

- организует вынос пострадавших из аварийных отсеков и направляет их на пост санитарной обработки;

- организует осмотр помещений, смежных с аварийным отсеком, и при необходимости даёт указания по обеспечению водонепроницаемости переборок, закрытий и их подкреплению.

В докладе должны быть указаны:

- район, размеры и характер повреждения;

- степень и скорость затопления отсека водой;

- состояние водонепроницаемых переборок и закрытий;

- принятые меры и необходимая помощь.

В трюме номер 3 по левому борту в районе 85-го шпангоута в одном метре ниже ГВЛ пробоина размером 5 120 см. Отсек затоплен на одну четверть, вода продолжает прибывать. На пробоину заводится пластырь.


Основной: поверхностный, водотушение
Средства тушения: основной насос производительностью – 90 м3/ч, вспомогательный насос производительностью – 135 м3 /ч, вода забортная, 2 пожарны[ рукава длиной 18м, стволы со спрыском Ф 13мм, система водораспыления.
Резервный: герметизация.

1.1. Организация тушения пожара

Команды старшего механика
- каюту СПКМ загерметизировать! Выключить вентиляцию!
-Запустить пожарные насосы №1 и 2!
-Район пожара обесточить!
-Группе разведки к работе для страховки приготовиться!
-каюту СПКМ покинуть!
-Аварийной группе рубеж обороны в каютах вооружить!
-Группе разведки к работе приготовиться!

Команды командира аварийной партии
-Пост безопасности в коридоре надстройки.
-Аварийный пожарный насос включить!
-Группе пожаротушения рубежи обороны в коридоре и каютах в сторону каюты СПКМ вооружить!
- При невозможности борьбы с пожаром покидает каюту СПКМ, готовит его к герметизации, вооружает рубежи обороны

Команды вахтенного механика
Вентиляцию каюты СПКМ отключить!
Произвести не полную герметизацию.
Электропитание с помещения снять!
-К тушению пожара подручными средствами приступить!
-Аварийной группе разведки произвести разведку очага пожара и тушение.

Доклады на ГКП
Доклад о сборе членов аварийной партии
Доклад о сборе членов аварийной группы МП
Доклад о сборе членов аварийной группы поддержки
Доклад о сборе членов медицинской партии
Доклад об остановке вентиляции
Доклад о закрытии противопожарных дверей
Доклад о герметизации
Доклад о запуске пожарных насосов
Водотушение
Доклад о разведке очага пожара: - Место,
-Пострадавших,
-Причина пожара,
-Задействованные средства тушения.
Доклад с рубежей обороны
Доклад о ликвидации (невозможности ликвидации) пожара
Доклад о снижении температуры
Доклад о разведке каюты СПКМ группой разведки
Доклад о вентиляции каюты СПКМ
Инвентарь по штатным местам +

1.2. Боевой участок и действия аварийной партии:
Боевой участок АП – каюта СПКМ. Аварийная партия производит сбор на палубе, на первоначальном этапе борется с пожаром подручными средствами, эвакуирует пострадавших, герметизирует каюту СПКМ, осматривает смежные помещения с каютой СПКМ. При невозможности борьбы с пожаром покидает каюту СПКМ, готовит его к герметизации, вооружает рубежи обороны в каютах №2,4(2 чел.) и каюте капитана(1 чел.).
Действия группы разведки: группа разведки очага пожара надевает снаряжение пожарного, производит боевую проверку аппаратов, готовится по указанию ГКП произвести разведку в каюте СПКМ.
По тушению пожара: на первоначальном этапе борется с пожаром подручными средствами, эвакуирует пострадавших, герметизирует каюту СПКМ. При невозможности борьбы с пожаром покидает каюту СПКМ, готовит его к герметизации, вооружает рубежи обороны в каютах №2,4(2 чел.) и каюте капитана(1 чел.).
По использованию средств тушения: при тушении пожара в каюте СПКМ применяются водяные огнетушители. На рубежах обороны используются пожарные шланги, стволы со спрыском Ф 13мм, огнетушители, находящиеся на штатных местах. Группа разведки использует снаряжение пожарного.

Связь с ГКП: осуществляется посредством внутренней телефонной связи, радиостанций УКВ, посыльных.

1.3. Боевой участок действия аварийной группы машинного отделения:
Боевой участок(рубежи обороны) – Офис капитана,коридор на 5й палубе и две каюты и коридор на 3й палубе.
По разведке пожара: группа разведки надевает снаряжение пожарного, производит боевую проверку аппаратов, при необходимости стахует группу разведки АП или сняв аппараты, находится на рубеже обороны в 2х каютах на 3й палубе .
Действия группы тушения: герметизирует судно, прибывает на пост безопасности - коридор надстройки, запускает основной и вспомогательный пожарные насосы, вооружает рубежи обороны по борьбе с пожаром в сторону каюты СПКМ в офис капитана,коридор на 5й палубе и две каюты и коридор на 3й палубе.

Связь с ГКП: осуществляется через КП-5 (старшего механика).

1.4. Действия ходовой вахты на мостике: выключает вентиляцию, устанавливает судно в положение удобное для тушения, ведет наблюдение за водной поверхностью.

1.5. Действия ходовой вахты в машинных помещениях: запустить пожарные насосы, выключить вентиляцию и обесточить каюту СПКМ, подготовить и контролировать работу осушительных средств.

1.6. Действия аварийной группы поддержки: подготавливает спасательные средства к немедленному спуску или сбрасыванию (ПСН), опробывает двигатели шлюпок. Резерв для борьбы с пожаром.

1.7. Действия санитарной группы: разворачивает пост медицинской помощи (ПМП), доукомплектовывает спасательные средства дополнительным имуществом, теплой одеждой, водой, продуктами. Резерв для борьбы с пожаром.

2. Пожарно-техническая характеристика аварийного помещения.

Каюта СПКМ – наиболее пожароопасное помещение, расположено в кормовой части судна, в надстройке на 4й палубе. Каюта СПКМ по периметру защищена противопожарными конструкциями класса А и В. Имеет размеры: длина 11м, ширина 6м, что составляет площадь 66м2, объем 165м3. Каюта СПКМ расположена в угловой части надстройки к ней примыкают: каюты №2,4, над каютой СПКМ находится каюта и офис капитана, под каютой СПКМ находятся жилые каюты.

На 4й палубе надстройки имеются водяные огнетушители в количестве 9шт, 2 пожарных рукава.
Огневая нагрузка МО - 25 кг/м2, расчетное время свободного горения без тушения - 30 минут, огнестойкость конструкций составляет 40 минут, наиболее опасные направления распространения пожара – вверх и в корму. Скорость распространения пожара в каюте СПКМ составляет 10 м/мин. Для защиты от угарного и углекислого газа нужно применять воздушно-дыхательные аппараты(находятся в начале каждого аварийного выхода).
Электропитание и вентиляция каюты СПКМ отключаются из ЦПУ.
Для борьбы с пожаром в каюте СПКМ, на палубе имеются 9 водяных переносных огнетушителей, комплекты 18 метрового шланга и комбинированного ствола, а также система водяного орошения (водораспыления), с помощью которой можно охлаждать лобовую часть настройки забортной водой. Забортная вода от отдельного насоса к распределительному коллектору, от которого и идёт на распыление.

4. Результативные показатели активных средств тушения.

4.1 Водотушение.
Суммарная производительность пожарных насосов: 230 м3 /ч. (основной – 95 м3/ч, вспомогательный – 135 м3 /ч.).
4.1.1 Основные насосы могут обеспечить работу стволов со спрыском 13 мм в количестве 7 шт. без других потребителей.
Вспомогательный насос может обеспечить работу стволов со спрыском 13 мм. в количестве 10 шт. без других потребителей.
4.1.2 Необходимо для ликвидации возгорания по расчёту стволов со спрыском 13мм. 13 шт.
4.2 Метод изоляции от доступа воздуха (герметизация).
4.2.1 Объём помещения 165 м3. Время тушения выдержкой 1,8 ч.
4.2.2 Количество членов экипажа для тушения по расчёту 10 человек.

Эти первоначальное действие любого члена экипажа, обнаружившего признаки пожара, очень важны, они помогут экипажу потушить пожар, если будут выполнены четко и быстро, то есть без приказания:

1. Через ближайший извещатель подать сигнал тревоги.

2. С помощью ближайшего средства связи доложить вахтенному помощнику о пожаре: фамилию, должность, что обнаружено (запах; дым; если горение, то, что горит, площадь горения; о пострадавших), место пожара.

3. Приступить к борьбе с пожаром до прибытия аварийной партии:

- произвести герметизацию аварийного помещения;

- вооружить рукавную линию, поднести 2-3 огнетушителя;

- приступить к тушению пожара или охлаждать водой переборку, палубу в самом горячем месте.

Сообщать следует обо всех пожарах, даже если они прекратились сами по себе.

1. Не открывайте в одиночку дверь, ведущую в аварийное помещение внутри надстройки и корпуса судна.

2. Не открывайте в одиночку дверь, ведущую в герметичное помещение, без экипировки и хорошей подготовки.

3. Действуйте осторожно, но решительно.

4. Помните об электропроводности некоторых огнетушащих веществ.

5. Не мочите преждевременно водой свою одежду.

6. При открывании двери не стойте напротив дверного проема, держите под рукой пожарный ствол, в крайнем случае, огнетушитель.

При стоянке судна у причала с объявлением общесудовой тревоги вахтенный помощник обязан немедленно:

- вызвать портовую пожарную команду;

- прекратить на судне все грузовые и бункеровочные операции;

- принять меры по закрытию грузовых трюмов.

По общесудовой тревоге вахтенный помощник обязан:

- сообщить капитану о пожаре;

- остановить движение судна или снизить скорость (перевести главный двигатель в маневренный режим), а в случае необходимости развернуть судно так, чтобы пламя и дым сбивались ветром за борт;

- выключить вентиляцию по судну;

- немедленно закрыть все противопожарные двери и другие закрытия, имеющие дистанционное управление с мостика;

- начать руководство по борьбе с пожаром согласно оперативного плану до прибытия капитана или лица его замещающего.

Экипаж судна действует согласно расписанию по тревогам:

- производится герметизация корпуса судна (задраиваются судовые закрытия, иллюминаторы, запорные устройства вентиляции);

- все стационарные системы пожаротушения и противопожарное снабжение приводятся в полную готовность к немедленному действию;

- с разрешения капитана отключается электроэнергия в районе, охваченном пожаром;

- начинается разведка района пожара;

- шлюпки, оказавшиеся под угрозой огня, приспускаются или спускаются на воду.

Герметизация судовых помещений

Герметизация судовых помещений при пожаре на начальном этапе необходима как воздух для горения. Герметизация выполняется экипажем сразу же после объявления о пожаре согласно Расписанию по тревогам. Приток свежего воздуха в аварийное помещение и прилегающую зону ограничивается путем выключения вентиляции. Выключение вентиляции происходит автоматически с нажатием пожарного извещателя или вахтенным помощником с ходового мостика.

Герметизацию зоны пожара (задымления) необходимо тщательно проверить, закрыть заслонки (шибера) на каналах вентиляции, так как огонь часто распространяется по запыленным, замасленным каналам. О герметизации необходимо доложить своему командиру аварийного подразделения. Доклад о выполнении герметизации корпуса судна производится на ГКП.

Кроме герметизации помещений на начальном этапе необходимо проверить наличие всех членов экипажа, организовать поиск отсутствующих в не задымленной зоне.

Разведка района пожара

Район пожара – это аварийное помещение, в котором происходит горение, и прилегающие неаварийные задымленные помещения.

Разведка района пожара необходима для оценки пожарной ситуации. Руководитель пожаротушения, находящийся на месте пожара (посту безопасности), должен по возможности быстро определить:

- тип пожара (какие материалы горят);

- какие помещения находятся в зоне задымления;

- меры по ограничению распространения пожара созданием рубежей обороны;

- наиболее угрожающие направления развития пожара;

- способы и приемы тушения пожара;

- необходимость и возможность снятия напряжения с электрооборудования аварийного помещения;

- количество сил и средств, необходимых для тушения пожара, порядок их расстановки.

Причем, разведка района пожара ведется постоянно для уточнения обстановки. О принятых мерах и свои предложения, требующие решения капитана судна руководитель пожаротушения докладывает на ГКП (ходовой мостик).

Разведку района пожара осуществляет личный состав аварийной партии (АП), если пожар возник вне машинных помещений (МП). При пожаре в МП разведку выполняет внутри личный состав аварийной группы МП, а снаружи МП – л/с АП.

Руководителем пожаротушения в МП является старший механик, а в других помещениях, на верхней палубе и за бортом судна – командир аварийной партии. Капитан, получив доклады об обстановке, определяет главную задачу борьбы за живучесть судна и производит общее руководство по борьбе с пожаром через командира АП и СТМ.

Огромная пробоина в корпусе контейнеровоза Рена


По общесудовой тревоге:

задраиваются все водонепроницаемые двери;

производится герметизация корпуса, задраиваются все закрытия, имеющие маркировку П, Т, и иллюминаторы;

все стационарные системы живучести приводятся в полную готовность к немедленному действию, готовится аварийное снабжение к использованию;

по запросу командира аварийной партии с разрешения капитана судна отключается электропитания затопленного отсека;

командир аварийной партии высылает в район аварии группу разведки водотечности корпуса;

по возможности останавливается поступательное движение судна.

Старший группы разведки водотечности корпуса судна обязан установить размеры и характер повреждений корпуса, переборок, палуб, платформ, второго дна, необходимость подкреплений водонепроницаемых переборок, необходимое число людей и количество средств для борьбы с водотечностью и доложить командиру аварийной партии о результатах разведки; в дальнейшем действовать по его указанию.

В докладе командира аварийной партии на ГКП должны быть указаны: район, размеры, характер повреждений, состояние водонепроницаемых переборок и закрытий; принятые меры; необходимая помощь в средствах и людях.

Потеря плавучести и остойчивости происходит от проникновения воды в корпус судна, при повреждении корпуса или вследствие нарушения экипажем правил содержания наружных или забортных отверстий.

По своим размерам пробоины корпуса можно разделить на: малые - 0,05м 2 ; средние - 0,2 м 2 ; большие - до 2 м 2 ; очень большие - более 2 м 2 .

Скорость затопления отсека из средних и больших пробоин такова, что практически не представляется возможным завести на пробоину пластырь раньше, чем произойдёт полное затопление отсека. В этом случае принимается, что вода в отсеке поднялась до уровня забортной воды.

В общем случае при получении малой или средней пробоины, когда поступление воды поддаётся откачке судовыми осушительными насосами, рекомендуется остановить движение судна, выровнять крен согласно Информации по аварийной посадке и остойчивости, завести пластырь, откачать воду, заделать пробоину, продолжать движение, вести наблюдение за возможным поступлением воды.

При получении большой или очень большой пробоины или при значительном углублении отсек будет затоплен мгновенно и поступившая в отсек вода не поддаётся откачке судовыми осушительными насосами. В этом случае рекомендуется вести борьбу с возможной фильтрацией воды по судну.

В случае получения пробоины, которая приведёт к затоплению по длине, большей расчётной длины затопления, при которой согласно Информации об аварийной посадке и остойчивости судно обречено, необходимо вывести судно, насколько это возможно, на отмель и/или объявить шлюпочную тревогу и принять меры к спасению людей.

Борьба с фильтрацией воды через водонепроницаемые переборки ведётся с помощью жёстких пластырей (деревянный пластырь, деревянный пластырь с мягкими бортами), аварийных материалов (аварийные доски, брусья, клинья, войлок, пакля просмоленная и т.д.)

При получении пробоины в борту борьба с водой ведётся с помощью мягких пластырей (кольчужный, облегчённый, шпигованный, парусиновый, пневматический).

В ходе борьбы за непотопляемость капитан судна обязан строго контролировать остойчивость и запас плавучести, для чего должен быть организован учёт принятой судном воды, установлено наблюдение за посадкой судна и высотой надводного борта.

При этом капитан судна должен руководствоваться следующими основными положениями:

важнейшими мероприятиями при борьбе за непотопляемость судна являются восстановление его остойчивости и уменьшение крена и дифферента до пределов, при которых обеспечиваются ход и управляемость судна;

борьба за непотопляемость должна быть направлена в первую очередь на обеспечение судна необходимой остойчивости:

в ходе борьбы за непотопляемость судна следует экономно расходовать запас плавучести;

необходимо систематическое уточнение места, размеров и характера повреждений, возможности их заделки и откачки воды из затопленных отсеков.

При отсутствии в затопленном отсеке осушительных средств или при недостаточной их мощности могут быть использованы переносные водоотливные средства или, как исключение, с разрешения капитана судна могут быть открыты перепускные или спускные клинкеты и клапаны или управляемые и неуправляемые переточные каналы для использования осушительных средств соседних отсеков.

Читайте также: