Основные этапы психомоторного и речевого развития ребенка доклад

Обновлено: 18.05.2024

Период внутриутробного развития. Первые недели внут­риутробного развития — закладка органов и тканей, в том числе и нервной системы. Первая половина беременности — ведущее формирование спинного мозга. Начало шевеления плода. Вторая половина беременности — ведущее формирование головного моз­га. Готовность ствола мозга к моменту рождения. Первичные комплексные двигательные акты (сосание, глотание, чихание, дыха­ние, сердцебиение). Значение раздражений внешней среды для развития функциональных систем мозга.

Первые три месяца постнатального развития. Сенсорные реакции: первоначальные слуховые и зрительные реакции. Двига­тельные реакции уменьшение флексорной гипертонии и увеличение объема движений. Формирование хватательного движения и зри­тельно-моторной координации. Речевые реакции: начало гуления. Психика: появление положительных эмоциональных реакций.

От 3 до 6 месяцев. Сенсорные реакции: развитие зритель­ных и слуховых ориентировок, фиксация взора на движущихся предметах. Двигательные функции: нормализация мышечного тонуса и развитие активных движений руками, переворачивание со спины на живот, начало ползания, совершенствование реакции захватывания, закрепление зрительно-моторной координации.

Речевые реакции: гуление становится более активным, про­тяжным, эмоциональным.

Психика: развитие комплекса оживления, дифференцирован­ный характер эмоциональных реакций, начало манипуляций иг­рушками.

3.2.4. От 6 до 9 месяцев. Сенсорные реакции: устойчивый дифференцированный характер восприятия зрительных и слуховых дифференцировок (узнает лица и голоса знакомых).

Двигательные функции: формирование реакции равновесия, активизация ползания, сидения и стояния. Улучшение зритель­но-моторной координации.

Речевые реакции: эмоциональная окраска, дифференцированность, активизация лепета; жесты становятся средством общения.

Психика: улучшение контакта с окружающими, активизация манипуляций с предметами.

3.2.5. От 9 до 12 месяцев. Сенсорные реакции: дифференциа­ция лиц, предметов, игрушек, пищи по внешнему виду и запаху.

Двигательные функции: совершенствование ползания на чет­вереньках, хождение с поддержкой, улучшение зрительно моторных функций (попытка достать игрушку).

Речевые реакции: активный лепет и появление первых слов.

Психика: понимание обращенной речи, активизация речевого общения, манипулятивной деятельности (игра со звучащими иг­рушками).

3.2.6. Второй год жизни. Сенсорные реакции: совершенствова­ние восприятия формы и пространства.

Двигательные функции: развитие равновесия, устойчивый ха­рактер походки, начало хождения по лестнице.

Речевое развитие: расширение пассивного и активного словаря (к концу второго года в активе до 200 слов).

Психика: активизация манипуляций с игрушками, проявле­ние интереса к детям, начало представления о схеме тела.

3.2.7. Третий год жизни. Сенсорные реакции: совершенствова­ние реакций при стоянии и ходьбе, манипулирование предметами (карандашом, кистью), игрушками (кубиком, мячом) и другими предметами.

Речевое развитие: формирование фразовой речи, увеличение словаря до 1000 слов, активное общение с окружающими.

Психика: период активных форм общения на наглядно-кон­кретном уровне, установление причинно-следственных связей. Развитие самосознания. Дифференцированный характер эмоцио­нальных реакций.

3.2.8. Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет). Двигательные функции: совершенствование двигательных функций в области мелкой моторики, координации движений. Возможность вы­полнения ритмических движений (прыгание на одной или двух ногах).

Речевая функция: дальнейшее развитие и усложнение фразо­вой речи, увеличение активного словаря, формирование моноло­гической речи. Значение социальной среды для развития речи. Речь и общение ребенка. Речь и регуляция поведения.

Психика: речь и мышление. Особенности внимания и памяти, произвольное и непроизвольное внимание. Ведущая деятель­ность — игровая. Формирование причинно-следственных связей. Систематизация и обобщение предметов, способов их употребле­ния. Готовность детей к школе: запас общих понятий, уровень речевого развития, интерес к обучению, состояние внимания и памяти, отвлечения и обобщения, знания грамоты и счетных операций.

3.2.9. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет). Двигатель­ные фикции: совершенствование координации движений, начало занятий различными видами спорта.

Речевая функция: развитие устной и письменной речи, расши­рение словарного запаса, совершенствование фразовой речи. Речь и интеллектуальное развитие школьников.

Психика: развитие зрительного и слухового внимания, па­мяти, мышления. Формирование системы понятий, интереса к школьным и внешнекольным предметам, серьезным играм в неучебное время. Личностные особенности младших школь­ников.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Составить таблицу развития ребенка на первом, втором, тре­тьем году жизни.

Составить таблицу параметров готовности ребенка к школе.

Рассмотреть основные разделы истории болезни, их значе­ние для выявления отклонений в развитии.

Рассмотреть методы обследования детей с отклонениями в развитии (схема составления истории болезни и методы обследо­вания детей даются в приложении).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

Раскрыть связь уровней нервной системы с этапами психо­моторного развития ребенка.

Особенности развития сенсорных реакций ребенка первого года жизни.


Особенности развития моторных функций у детей первого года жизни. Сопоставление моторных функций с уровнями вклю­чения нервной системы.

Психомоторное и речевое развитие детей второго года жизни.

Особенности психомоторного и речевого развития ребенка третьего года жизни.

Особенности психомоторного развития дошкольников и де­тей младшего школьного возраста.

Объяснить критические периоды развития ребенка и их зна­чение для психомоторного и речевого развития.

Значение экзогенных факторов для психомоторного разви­тия ребенка.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

В возрасте от 3 до 7 лет происходят самые значительные речевые изменения. Формируется словарный запас, качественно меняется лексическая и фонетическая сторона речи.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

В возрасте от 3 до 7 лет происходят самые значительные речевые изменения. Формируется словарный запас, качественно меняется лексическая и фонетическая сторона речи. Развитие речи детей дошкольного возраста проходит в несколько этапов, на каждом из них ребенок приобретает новые умения и становится на ступеньку выше в использовании слова.

Значение развития речи у детей в дошкольном возрасте

Развитие речи у детей многими взрослыми воспринимается как главный показатель интеллекта. Такой подход объясняется тем, что в высказываниях и разговоре прослеживается осведомленность и логика. Безусловно, мышление и речь как психические процессы тесно взаимосвязаны. Но речевое развитие является только частью интеллектуального уровня личности.

Речевое развитие дошкольников

В то же время, для дошкольника речь – многофункциональное средство. С ее помощью он получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Слова помогают ребенку закрепить в сознании результат предметной деятельности. Благодаря речи дети приходят к восприятию и использованию образов.

Речь дошкольника эгоцентрична и спонтанна. Он больше говорит для самого себя, используя повторения и монолог. Это как мысли вслух, с произношением которых приходит понимание. Слова служат усилителем деятельности и поддерживают ребенка в его действиях.

Для детей дошкольного возраста в равной степени важны познавательная и коммуникативная функции речи. Слушая взрослых, они впитывают информацию и открывают окружающий мир. В то же время, дети учатся говорить и стремятся быть понятыми.

Задачи речевого развития

Психоречевое развитие ребенка происходит, прежде всего, в силу закономерных процессов созревания организма и становления личности. Все, чем неосознанно руководствуется малыш, познавая мир, — это его потребности. Взрослые же прекрасно понимают, что ребенок должен за несколько лет осилить немалый путь в развитии речи. К тому времени, когда наступит пора идти в школу, дошкольнику необходимо:

  • Знать и использовать много слов
  • Понятно и связно говорить
  • Используя речь, получать различную познавательную информацию
  • Общаться со сверстниками и взрослыми

Перечисленные задачи – самые важные в речевом развитии детей дошкольного возраста. Они решаются постепенно на каждом возрастном этапе.

Психологические особенности и этапы формирования речи дошкольников

Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста обусловлены тем, что каждый год их жизни задает свой темп и ритм. Годы дошкольного детства насыщены освоением действий, формированием психических процессов, накоплением эмоционального опыта.

Если сравнить, каким ребенок был год назад, и каким он стал через год, то эти перемены разительны. Речевые навыки за такой промежуток времени меняются кардинально. В активном словаре ребенка количество слов может увеличиться почти в 2 раза, высказывания становятся образными и эмоциональными. С каждым годом дошкольник переходит на новый уровень речевого развития.

Становление речи ребенка от 3 до 4 лет

С каким речевым багажом дети входят в дошкольный возрастной период? Они знают уже более 1,5 тысячи слов. В их высказываниях встречаются практически все части речи с преобладанием глаголов и существительных.

Ребенок уже не довольствуется показом действий, а стремится их описать и объяснить словами. Речь в 3-4 года еще аграмматична. Отдельные слова объединяются неуклюже, отражая исключительно интерес, потребность и желание ребенка. Никакой логики и умозаключений на этом этапе не прослеживается. Предложения простые и короткие.

Ситуативная речь дошкольника

Мышление ребенка еще сильно привязано к наглядной ситуации и основывается на сиюминутных впечатлениях. Поэтому его речь ситуативна. Это значит, что без внешних подсказок в виде окружающих предметов или явлений, сложно понять, о чем говорит малыш.

Фонематический слух ребенка уже сформирован, но многие звуки еще не даются в произношении по причине сложной артикуляции. Особенно трудно справляться со словами, где идут подряд несколько согласных звуков. Дети такие сложные моменты искажают или вообще пропускают.

Формирование речевых навыков у детей от 4 до 5 лет

Дошкольник в 4 года оперирует значительным запасом слов, активно использует простые предложения. В некоторых звукосочетаниях удается произносить шипящие, но произношение еще неустойчивое. Ребенок настойчиво повторяет, если окружающие не могут сообразить, о чем он говорит.

Формируется ориентировка на звучание слова. Дети начинают придумывать лишенные смысла слова, но так, чтобы получалась забавная рифма: кашка-малашка, котенок-потенок…

Такое желание выискивать речевые аналогии называют словотворчеством. Оно постепенно активизируется, начиная с 3-х лет, и наиболее ярко проявляется к 4,5-5 годам. Это оригинальная практика, которая помогает ребенку в процессе экспериментирования многое познать в родном языке. Появление словотворчества – признак того, что у дошкольника наступает первичное овладение грамотой.

Придумываем новые слова

К 5-ти годам грамматический строй речи в высказываниях приобретает новый уровень. Дошкольник составляет сложноподчиненные предложения, учитывает порядок следования слов, употребляет слова в соответствующих падежах, изменяет по родам и числам.

Особенности развития речи дошкольника 5-7 лет

Речевые навыки поднимаются на новый уровень в старшем дошкольном возрасте, когда на смену ситуативным простым предложениям постепенно приходит связная речь.

Связной или контекстной называют такую речь, которая связана смысловым содержанием. Это содержание довольно полно раскрывает мысль или намерение говорящего, а мысль выражается последовательно и правильно построенными предложениями.

Познавательно речевое развитие старших дошкольников позволяет им излагать свои мысли понятным языком. В этом возрасте дети говорят, ориентируясь на слушателя.

6-летка осваивает речевое планирование. Если ранее слова сопровождали действие или шли за ними, то в старшем дошкольном возрасте они выходят на первый план. Дошкольник сначала продумывает и рассказывает, что он намеревается сделать.

Важным достижением является появление речевых форм деятельности. Старший дошкольник воспринимает как деятельность слушание, рассказывание, чтение, рассуждения.

Нормы развития речи у дошкольника от 3 до 7 лет

Результаты исследований речи дошкольников дают возможность установить усредненные показатели. Рассмотрим, какие уровни речевого развития предполагаются на каждом возрастном этапе – у младших, средних и старших дошкольников. Для удобства представим данные в таблице.

Таблица. Ориентировочные нормы речевого развития детей дошкольного возраста

Составляет простые предложения. Использует глаголы, существительные и местоимения (часто указательные этот, тот).

Произношение: смягчает звучание, не выговаривает звук Р, реже –Л, К, Г. заменяет шипящие на свистящие.

Буквально понимает значение слова. Интересуется звучанием слова, сочиняет рифмы и новые созвучные слова.

Использует уменьшительные суффиксы.

Использует союзы а, и, но, а также подчиненные что, когда, потому что

Выражает количественные и качественные отношения: много-мало, высокий-низкий

Произношение: преодолевает смягчение, осваивает почти все звуки, частично справляется с произношением Р.

Правильно строит предложения с точки зрения грамматики. Видоизменяет слова при помощи суффиксов.

Осваивает склонение существительных и спряжение глаголов.

Звукопроизношение должно быть правильным.

Активность родителей в развитии речи ребенка

Родителям важно учитывать, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп развития. Замечая у своего дитя проблемы в развитии речи в дошкольном периоде и некоторое расхождение с нормами, им не стоит ревностно сравнивать с другими и догонять сверстников, во что бы то ни стало. Однако оставлять без внимания этот вопрос нельзя.

Родительская помощь необходима дошкольнику в познавательно речевом развитии. Дети при поддержке родителей успешно продвигаются в следующих направлениях:

  • формирование словарного запаса
  • словотворчество
  • развитие умений словесного описания.

Развитие речи

В повседневном общении с ребенком у родителей есть сотни возможностей употреблять новые понятия и пояснять, что они означают. Такое простое участие взрослых значительно расширит активный словарик дошкольника.

Словотворчество позволяет ребенку лучше понять язык и способствует развитию чувства ритма. Кроме пользы в речевом развитии, это занятие приносит несказанное удовольствие детям. Эмоциональность речи, совместное придумывание с мамой или папой новых слов всегда сопровождается смехом и радостным настроением.

Родители могут успешно обучать ребенка словесным описаниям. Взрослый может рассказывать истории и описывать происходящее дошкольнику, подавая пример связного высказывания, а потом предложить ему подобным образом описать, что тот видит вокруг. Такие занятия просты в исполнении, их можно реализовать в любой обстановке – дома или на прогулке.

Развитие речи детей в разных видах деятельности

Взаимосвязь речи и содержания деятельности усиливается с возрастом. Потребность в словесном выражении отличается в разных видах деятельности.

Занимаясь своей игрушкой, дошкольник ведет с ней диалог. Такая односторонняя беседа может быть внутренней, не выраженной словами. Но чаще ребенок произносит вслух все свои обращения к игрушечному другу.

Иные условия предлагает игра со сверстниками. Необходимо обращаться к партнеру, также важно его услышать, обмениваться информацией. Если в младшем дошкольном возрасте словесное общение в игре простое и может ограничиваться ролевым участием, то старшие дошкольники часто используют объяснительную речь.

Объяснительная речь хорошо развивается, когда дошкольники договариваются о правилах игры или слаженных действиях, объясняют устройство игрушки.

Творческая деятельность дошкольника также пронизана речью. Детский рисунок часто нуждается в пояснениях. И не только в связи с тем, что взрослый расспрашивает, что же изображено на листе. Чаще сам автор желает рассказать, что он нарисовал. Речевое описание неизменно обогащает содержание картинки. Или ставит точки над i, если изображено нечто непонятное.

С помощью речи дети передают характер своих персонажей, таким образом, преодолевая ограничение собственных художественных способностей.

Формирование речевых навыков дошкольников в общении

Коммуникативная функция речи не менее важна, чем познавательная. Речь и возникает на основе потребности в общении как самое удобное средство контактирования.

Общение детей создает подходящие условия, чтобы запустился природный механизм развития общих речевых навыков.

Занимаясь своим делом, дети непрестанно говорят: сопровождают словами действия, обращаются друг к другу. Любопытно, что они часто при этом принимают точку зрения партнера по игре.

Речевое общение

Речь в общении со сверстниками более эмоциональная и связная, и этому есть объяснения. Дошкольник связан со сверстниками общей деятельностью. Дети играют, и в процессе что-то обсуждают, выясняют. Контекст этих разговоров определяется ролями и игрой, но форма речевого общения зависит от расположенности и симпатий к некоторым друзьям.

Общение дошкольника со взрослыми чаще имеет познавательный характер. Беседа строится вокруг бытовых тем, родители стараются следить за речевыми нормами в высказываниях ребенка. Сверстники этих норм не знают, поэтому речевое общение протекает свободно, чем привлекает детей.

Речевое развитие является частью формирования познавательной сферы дошкольника. Восприимчивость к новой информации, умение выразить словами свои мысли и состояния, значительный словарный запас – важнейшие составляющие, которые обеспечивают дальнейшее развитие и социализацию личности.

Психомоторное и речевое развитие являются одними из основных показателей, характеризующих состояние здоровья малыша. Психомоторное развитие включает в себя большой комплекс показателей: совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, сенсорного восприятия, эмоций, навыков коммуникации и социализации.

Каждый родитель озабочен тем, чтобы его малыш развивался своевременно и был здоровым. И важным условием для этого является регулярное наблюдение у специалистов. В клинике La Salute мы собрали команду педиатров и детских неврологов высшей квалификационной категории.

Особенности психомоторного и речевого развития ребенка

Ведущие детские доктора

Смольянинова Елена Ивановна - врач-педиатр высшей категории

Врач-педиатр
Опыт более 35 лет

Антонова Стелла Леонидовна

Нейропсихолог
Клинический психолог
Семейный психолог
Опыт более 30 лет

Хитёва Маргарита Валерьевна - логопед Клиники La Salute. Опыт работы более 35 лет

Логопед
Опыт более 35 лет

Шушпанова Ольга Владимировна - детский врач психиатр Клиники La Salute. Опыт работы более 15 лет

Детский врач-психиатр
Опыт более 15 лет

Отзывы пациентов

Прекрасный специалист в педиатрии. Да и просто душевный, светлый человек. Я неоднократно обращалась к Елене Ивановне со своим ребенком и планирую продолжать ходить к ней. С постановкой диагнозов у нее не возникает проблем, назначения лекарств тоже всегда точные, что называется — в цель и без особых потерь. Старается подобрать максимально безопасное лечение, чтобы сберечь нежный детский организм. Спасибо ей большое от нашей семьи! Было бы большое таких специалистов, как она! Многие мамы были бы спокойны за своих деток. Елену Ивановну рекомендую всем.

Обратились в клинику к доктору Шушпановой Ольге Владимировне, учитывая ее профессиональную подготовку в Центре психического здоровья на Каширском шоссе, 34. Ранее проходили лечение в ПНД. Видимо, привыкание развивается к назначаемым препаратам, или ещё по каким-то причинам, но лечение не привело к ожидаемому результату, оставались нерешенные проблемы с поведением ребёнка, его самочувствием. Доктор откорректировала лечение, внимательно отнеслась к нашему ребёнку, назначила лекарства дополнительно, объяснила нам, почему она это сделала, какие проблемы могут возникать при таком заболевании, дала нам надежду на успешный результат. Мы благодарны доктору и клинике. С порога к нам отнеслись приветливо и внимательно.

Шушпанова Ольга Владимировна - отличный специалист. Внимательный, неравнодушный доктор. Обратились к доктору Шушпановой Ольге Владимировне. Ранее проходили лечение , она нам очень помогла. Проявив к ребенку достаточно внимания, назначив обследование и лечение. Ребенок был в тяжелом состоянии, но после грамотной назначенной терапии наблюдается динамика к выздоровлению. Мы специально обратились в эту клинику, чтобы попасть именно к Ольге Владимировне. Большое спасибо замечательному врачу!

Своевременная коррекция терапии. Внимательный и отзывчивый доктор. Ребенку стало лучше: тики уменьшились, вокализмы отсутствуют.

Впечатления о приеме у Ольги Владимировны отличные. Врач просто "классный", настолько внимательно отнеслась к нашей проблеме. Пациентом была моя дочь 15 лет, просто у нас возникли сложности в связи с пубертатным периодом. Выслушала внимательно и обо всем расспрашивала. Просто великолепный врач. Я считаю что она расположила ребенка, дочь у меня на самом деле не очень хорошо сходится с людьми, у нас в этом, кстати, и была проблема, но здесь врач смогла ее разговорить, то есть дочь ей открылась безусловно. У этого доктора мы были впервые, я предоставила своему ребенку возможность самостоятельно выбрать врача, так как дочь не хотела идти к пожилому человеку или к врачу мужчине, выбирала, так скажем, по внешней симпатии. Видимо в 15 лет имеет значение для детей. Почитали отзывы о данном враче и после приема мы поняли, что не ошиблись с выбором, мы теперь только к ней! Прием длился долго, около 3 часов. Моя дочь очень довольна. Хочу заметить, что Ольга Владимировна очень искренне относится к пациентам, располагает к себе и с ней хочется обсудить проблему. Сразу видно, что серьезно подходит к рабочему процессу. Когда мы обращались к другим специалистам, прием заканчивался через час, никто даже в нашу проблему не вникал, а здесь видно, что врач заинтересован в проблеме и ее решении. Хочу отметить, что доктор сначала спросила каким образом мы хотим провести прием, общаться сразу вместе или отдельно со мной, потом с дочерью. Спросила как нам будет удобно. Я прям очень довольна, все было на высоте. Я просто сама врач и знаю о чем говорю, мне в этом плане легко судить. Еще рано говорить о результате лечения, потому что мы только вчера получили рекомендации и заказали препараты, но Ольга Владимировна дала нам свой номер телефона на случай, если потребуется с ней связаться, то есть откорректировать что-то или срочно подъехать, смотря по состоянию. С таким доктором как Шушпанова О.В. есть чувство защищенности и уверенность, что врач рядом! Я однозначно порекомендую данного специалиста, причем с удовольствием!

Понравилось нам все! Все было так очень доброжелательно, дочь у меня немного замкнута, а здесь она разговаривала и общалась с доктором Шушпановой о своих проблемах! И мы вышли вдохновленные, что все получится, она очень хороший врач! Специалист задавала вопросы, и делала она это, на мой взгляд, ненавязчиво, что дочь рассказывала о том, что и мне не говорила. Я считаю, что Ольга Владимировна грамотно задавала вопросы, у нее профессиональный подход к лечению! Доктор назначила нам медикаментозную терапию, она все расписала о том, как принимать, выписала рецепт. Мне все понравилось, я осталась очень довольна! Общалась доктор с нами на понятном и доступном языке. Специалист оставила свой номер телефона, если будут вопросы по наблюдению, по лечению, и повторно рекомендовала подойти с 12 по 19 мая, чтобы скорректировать лечение, посмотреть, нужно это или нет. Ольгу Владимировну я рекомендую к посещению, 100%!

Отличный специалист, знающий свое дело. Внимательная. Профессионал. Отлично ладит с детьми. Ольга Владимировна - единственный врач, который помог моему сыну! Я целый год меняла врачей и клиники, но только этот специалист за один час приема увидела все отклонения и проблемы и сразу назначила лечение, которое с первого дня помогло ребенку. Очень внимательный, понимающий и знающий свое дело врач! После того, как лечение показало свои результаты, я отвезла к ней еще двоих детей на консультацию, и она всем назначила нужное корректирующее лечение. Все мои дети на контроле у Ольги Владимировны, и теперь я абсолютно спокойна, она корректирует и держит на контроле лечение детей по телефону. Я могу писать ей каждый день, когда возникают трудности, и она всегда удаленно помогает корректировкой лечения. Очень советую этого врача! Не тратьте время и силы в поисках помощи от других. Моя благодарность Ольге Владимировне бесконечна!

Развитие и формирование функций и навыков у человека в норме возможны только в строго определенный период, и это относится, прежде всего, к высшим психическим функциям - речи, вниманию, памяти, мышлению и социальным навыкам, в частности навыку общения, которое во многом определяет личностные особенности индивида и его поведение. Этот процесс детерминирован развитием центральной нервной системы. Отклонения и нарушения в развитии центральной нервной системы приводят к дизонтогенезу.

ВложениеРазмер
psihomotornoe_razvitie_detey_pervogo_goda_zhizni.docx 28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Психомоторное развитие детей первого года жизни

Речь - особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Речь - важное средство связи между ребенком и окружающим миром.

Развитие и формирование функций и навыков у человека в норме возможны только в строго определенный период, и это относится, прежде всего, к высшим психическим функциям - речи, вниманию, памяти, мышлению и социальным навыкам, в частности навыку общения, которое во многом определяет личностные особенности индивида и его поведение. Этот процесс детерминирован развитием центральной нервной системы. Отклонения и нарушения в развитии центральной нервной системы приводят к дизонтогенезу.

Речевое общение осуществляется посредством языка. Язык - это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит посредством артикуляции речевых органов.

Ребенок рождается с уготованным природой анатомо-физиологическим совершенным аппаратом, предназначенным для речи. Это величайший дар природы присущий только человеку. Но навыки и привычки не передаются по наследству, также как и речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи. Если воспитание и развитие речи и других высших психических функций, норм поведения не происходит в срок (с первых дней жизни и до 3-х лет), то человек, как правило, остается неполноценным в течение всей жизни, в его развитии наступают необратимые изменения, которые в более позднем периоде компенсировать не удается. Известно, что в семьях, бедных речевыми побуждениями, дети говорят мало или начинают говорить поздно. Отставание в речевом развитии у таких детей нередко сопровождается и общим отставанием в развитии, в то время как природные интеллектуальные и речевые способности у них могут быть совершенно нормальными.

Овладение речью у всех детей происходит по-разному и в разные сроки. Это индивидуальный процесс, который зависит от многих факторов. Причинами отставания в развитии речи могут быть патология течения беременности и родов, действие генетических факторов, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, факторы социальной депривации (недостаточное общение и воспитание).

Коммуникативная функция речи является самой важной и исторически наиболее ранней. Она возникает на основе более элементарных довербальных форм общения (зрительного, с помощью мимики и движений руками). Для обмена информацией между ребенком и окружающими людьми используются сигналы или знаки - вначале невербальные, а затем основное значение постепенно приобретает речевая (вербальная) коммуникация. Дети используют речь, чтобы сообщить о своих желаниях. По мере увеличения возможностей для речевого общения ребенок усваивает новые понятия, у него расширяется запас знаний и представлений о внешнем мире, формируется мышление. Коммуникативная функция речи способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.

Познавательная функция речи тесно связана с коммуникативной. Речь является неотъемлемой частью жизни любого общества и любой культуры. До поступления в школу и чтения книг дети получают сведения о своей культуре и об окружающем мире из уст взрослых и сверстников. Благодаря речи развиваются представления - память о предметах и явлениях окружающего мира. Человеческая речь отличается от средств общения животных тем, что она позволяет передать представление также и о том, чего в текущей ситуации нет. Поэтому с помощью речи можно рассказывать не только о настоящих, но и о прошлых или будущих событиях и явлениях, даже если они не имеют ничего общего с собственным опытом говорящего.

Известно, что представления об окружающем мире у животных и младенцев имеют форму конкретных перцептивных образов и понятий. Речь позволяет представить мир в более символической, абстрактной форме, а также классифицировать объекты, относить их к различным категориям. По мере развития лексико-грамматической стороны речи у ребенка становятся возможными такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ и синтез. Это происходит в силу того, что в значении того или иного слова одновременно отражены общие и отличные признаки предметов.

Регулирующая функция речи формируется уже на ранних этапах развития ребенка. Однако истинным регулятором деятельности и поведения ребенка слово взрослого становится только к 4-5 годам, когда у ребенка уже значительно развита смысловая сторона речи. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, возможности программированной интеллектуальной деятельности.

В любом возрасте нарушения речи ограничивают познавательную деятельность и возможности социальной адаптации человека. Нарушения развития речи сказываются на общем формировании личности детей, их интеллектуальное развитие и характеристики поведения нередко не соответствуют возрастной норме, затруднено общение в коллективе сверстников.

Для изучения нарушений доречевого развития и рационального построения системы коррекционно-логопедической работы с детьми, необходимо знание естественного хода становления речи и психики в норме.

Изучением данного вопроса занимались Н.М.Сеченов, И.А.Сикорский, В.М.Бехтерев, И.И.Павлов, М.М.Кольцова Л.С. Выгодский и многие другие. В их работах указывается на огромное значение доречевого периода, длящегося с рождения до конца первого года жизни, для дальнейшего развития психики и речи детей. В результате длительного изучения детей первых лет жизни были разработаны показатели нервно-психического и речевого развития детей первых лет жизни. Например, шкала психомоторного развития по Гриффитс в переводе Е.С. Кешишян (2000), где предусмотрена бальная оценка функций, основные этапы предречевого и речевого развития у детей раннего возраста. Среди отечественных методов можно отметить работы Г. В. Пантюхиной, К. Н. Печоры, Э.Л.Фрухт, О.В.Баженовой, Л.Т.Журбы, Е.М.Мастюковой.

И отечественные, и зарубежные методики построены по одному принципу: они включают наборы заданий, направленных на изучение моторной, речевой, познавательной, социальной сфер. По мере увеличения возраста эти задания усложняются. Результаты изучения ребенка оцениваются путем сравнения их с нормативом. Методики позволяют решать, находится ли формирование психики ребенка в пределах нормы, а если отстает, то какие сферы наиболее страдают.

Для своевременного и правильного развития ребенка необходимым условием является достаточный уровень развития сенсорного восприятия. Необходимо соответствующее развитие условных рефлексов первой сигнальной системы на основе зрительных, слуховых, тактильных раздражений. Ориентировочные реакции и ориентировочно-исследовательская деятельность, основанные на них, играют важную роль в психической деятельности ребенка.

Зрительный анализатор является центральным аппаратом в познавательной деятельности. В первую неделю жизни у новорожденного имеется врожденный рефлекс движения глаз, возникающий под влиянием движущегося в поле зрения раздражителя. Движения глаз в этот период скачкообразны, нет устойчивого контакта между глазом и раздражителем. Затем развивается устойчивое прослеживание, притормаживание общих движений, а также движение головы, которая следует с некоторым опозданием за движением глаз. Это возникает в две недели жизни.

К концу месяца у детей вызывается длительная фиксация предмета, лица взрослого, находящегося от глаз сбоку, сверху, снизу.

На втором месяце у детей формируются все сложные движения глаз: фиксация, прослеживание, конвергирование, бинокулярное зрение.

К 2-3 месяцам жизни длительность фиксации значительно увеличивается. К 4-5 месяцам появляются зрительные дифференцировки, имеющие большое значение, так как являются физиологической основой сенсорного развития.

Слуховой анализатор является важнейшим анализатором нервной системы человека. Периферический отдел слухового анализатора готов к восприятию звуков уже к моменту рождения ребенка, но слух в первые моменты после рождения несовершенен.

Слухоречевой анализатор развивается раньше других отделов, связанных с функцией речи, что вызвано созреванием слухового анализатора к моменту рождения ребенка. Но для функционирования слухоречевого анализатора необходимо развивать у ребенка слуховое сосредоточение, тонкие дифференцировки на человеческий голос, то есть развивать не просто слух, а речевой слух.

Одним из показателей нервно-психического развития ребенка является развитие понимания речи. Это является очень сложным и длительным процессом. Для развития импрессивной речи исключительную роль приобретает эмоциональное общение с ребенком первых дней жизни.

В первые месяцы жизни при общении со взрослым слово воспринимается ребенком как компонент комплексного раздражителя, в который входит положение тела ребенка, обстановка, вид говорящего, его голос и интонация.

Со второго полугодия жизни у ребенка резко возрастает интерес ко всему окружающему, в 7-8 месяцев устанавливается связь некоторых слов с окружающими предметами, то есть формируется первичное понимание речи.

К концу первого года в результате установления большого количества разнообразных сочетаний с одним и тем же словом оно становиться обобщенным. Формирование обобщений свидетельствует о начале функционирования второй сигнальной системы, свойствами которой являются обобщения и отвлечения.

Эмоции составляют не только ценное психологическое содержание жизни ребенка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма, так как в систему эмоциональных реакций включаются не только внешние мимические, голосовые и общедвигательные реакции, но и внутренние сердечно-сосудистые, дыхательные и эндокринные.

Движения, практическая деятельность детей имеют чрезвычайно важное значение в развитии ряда высших корковых функций, пространственных отношений, познавательной деятельности и речи.

В развитии речевой активности большое значение имеет манипулятивная деятельность, предметная и игровая активность. М.И. Лисиной было установлено, что до 6 месяцев жизни ребенка основное место среди познавательных реакций занимают движения глаз, а после 6 месяцев - двигательные реакции руки.

М.Ю. Кистяковская выделяет 4 последовательных периода, в течение которых формируются целенаправленные движения руки к видимому предмету, его захватывание и удержание:

1. в 3-4 недели во время импульсных движений появляются хаотичные движения рук, изолированные движения рук отсутствуют;

2. в 1-3 месяца появляются первые дифференцированные движения рук, дети приближают руки ко рту, сосут кулачек, фиксируют руки взором, угасает хватательный рефлекс;

3. в 3-3.5 месяца усиливается регулирующая роль тактильного и зрительного анализаторов. В результате совпадения зрительных, тактильных и кинестетических раздражителей происходит образование соответствующих связей, после чего зрительные раздражители чаще начинают вызывать движение руки по направлению к объекту, и появляются согласованные, ощупывающие движения рук;

4. после 5-6 месяцев преобладающее значение в развитии движения руки приобретает зрительный анализатор и происходит дифференцирование движений одной руки от другой (перекладывание игрушки из одной руки в другую).

Р.Я. Абрамович-Лехтман выделил три этапа в становлении предметно-игровой деятельности:

1 этап в 4-7 месяцев – формирование простых результативных целенаправленных повторных предметных действий;

2 этап в 7-12 месяцев – соотносимого действия, манипулирование одновременно двумя предметами;

3 этап в 12-18 месяцев – появление функционального действия: ребенок выделяет функции предмета, обобщает его значение, применяет такое же действие к другим предметам, развивается игра.

Постепенно устанавливаются ассоциации, ребенок вслушивается в свою речь и речь окружающих. Слуховое восприятие речи весьма специфично, оно присуще лишь человеческому уху. С 1 месяца малыш успокаивается, когда слышит колыбельную песню.

Примерно к 5-му месяцу жизни звуко- и слогопроизнесение начинают приобретать некоторое подобие слов, формируется просодическая сторона речи, в частности ее интонационность. К 5-6 месяцам гуление постепенно переходит в ясные и четкие речевые звуки, появляется лепетная речь. Первый лепет состоит из коротких цепочек слогов: ба-ба-ба, ма-ма-ма. Такие лепетные цепочки родители порой принимают за осмысленную речь, но это, конечно, еще не слова. К 9 месяцам лепет обогащается новыми звуками, интонациями, перерастает в длинные ряды слогов. Лепет становится постоянным ответом на голосовое обращение взрослого и сопровождает различные действия с предметами и игрушками.

Для детей 9-10 месяцев характерен активный лепет, состоящий из 4 - 5 слогов и более. Ребенок эхолалично повторяет за взрослым новые слоги, которые сам ранее не произносил, хорошо копирует интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз, приветствий, с удовольствием произносит различные восклицания и междометия, сопровождая их выразительной мимикой и жестами.

Сначала малыш начинает различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия. К 9-10 месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа).

Таким образом, на первом году жизни у ребенка происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно идет активный процесс развития понимания речи, формируется импрессивная речь.

На этом доречевой период заканчивается.

В возрасте одного года здоровый ребенок самостоятельно садится, ползает, встает, переворачивается и начинает ходить без опоры.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способствовать психомоторному развитию через работу с тестом, расширять сенсомоторные навыки, активизировать речь детей, развивать фонематическое восприятие, внимание, активизировать слова.


Протокол обследования психомоторного развития ребенка 6 месяцев

Данное обследование позволяет выяснить соответствет ли развитие ребенка 6 месяцев,над чем нужно позаниматься и на что обратить внимание.


Конспект занятия по развитию речи с использованием коллажа для детей 6-7 лет "Времена года.Осень."

Педагог показывает коллаж, на котором изображен Горыныч осенью.П: Внимательно рассмотри картинку и расскажи, что ты видишь.Ребенок рассматривает картинку и по признакам, изображенным на коллаже, долже.



Буклет-памятка для родителей "Нормативы психомоторного развития детей первого года жизни"

Каждая мама после рождения малыша хочет быть уверена, что её кроха развивается правильно, своевременно овладевает различными навыками и соответствует возрастным нормам развития. В данном буклете .


Конспект НОД речевое развитие "Воробьи"в ясельной группе.

Период раннего возраста является уникальным, важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития человека.Сенсорное развитие ребенка-это развитие .

Этапы развития речи ребенка с 0 до 6 лет

Речь – важнейшее условие для умственного и психического развития ребенка. Отклонение от нормы часто является признаком серьезного нарушения. Наилучших результатов удается достичь только при своевременной диагностике и правильной коррекции. Именно поэтому родители должны внимательно следить, как протекает речевое развитие их малыша. Рассказываем, какие этапы развития речи от рождения до 6 лет выделяют специалисты.

Первый год жизни

Ребенок попадает в языковую среду с момента рождения. Он слышит речь взрослых, реагирует на того, кто с ним говорит. Речь начинает развиваться с первого дня жизни.

Если к 12 месяцам нет ни гуления, ни лепета, ребенок не реагирует на речь взрослого, необходимо срочно проконсультироваться с логопедом.

От года до 1,5 лет

От 1,5 до 2 лет

К концу второго года жизни дети с удовольствием слушают сказки и песни, различают слова по их звучанию. Во время игры ребенок часто говорит сам с собой, называя свои действия.

От 2 до 2,5 лет

От 2,5 до 3 лет

От 3 до 4 лет

От 4 до 5 лет

Словарный запас составляет 2000 слов и более. Ребенок умеет хорошо обобщать и делать выводы, например, он в состоянии построить рассуждение типа: щенок – собака – животное. В речи появляются наречия времени и места. Малыш с удовольствием усваивает словообразовательные модели родного языка, он умеет переносить грамматические признаки с одного слова на другое (в пределах части речи). Кроме того, он более-менее правильно образует форму множественного числа. Речь становится более связной и точной. Практически все звуки, за исключением [р], произносятся правильно. Ребенок часто придумывает собственные слова, с легкостью запоминает несложные стихи. Кроме того, малыш уже может что-то правильно пересказать, построить простое монологическое высказывание, подробно описать вещь или игрушку, выучить и выразительно прочитать стихотворение.

Внимание! Если в 4-5 лет малыш сильно искажает звуки, например киса – это [кися], а птица – это [фица], то это серьезный повод для беспокойства.

От 5 до 6 лет

Речь становится связной, логически выстроенный. Например, ребенок может рассказать историю по сюжетным картинкам, пересказать текст. Постепенно формируется внутренняя речь.

Словарь очень быстро увеличивается, ребенок моментально усваивает незнакомые слова, причем не только значение, но и грамматические признаки.
Что касается фонетического состава слова, ребенок уже понимает, какой звук является первым, что произойдет, если один звук заменить на другой или убрать его вообще. Он с легкостью управляет громкостью голоса и интонацией.

Если ребенок в 5-6 лет произносит звуки неправильно, у него неприятный гнусавый голос, нужно обязательно показать его логопеду.

У каждого малыша свой темп развития, поэтому он может опережать или отставать от сверстников на 2-3 месяца, но не более. Иногда в суете родители настолько привыкают к детскому лепету и не замечают, что по возрасту речь должна перейти на более сложный уровень.

Именно поэтому мы рекомендуем обязательно приходить на консультацию к логопеду ежегодно. Только опытный специалист может точно сказать, правильно ли развивается речь ребенка.

Читайте также: