Жан батист люлли доклад

Обновлено: 20.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Жан Батист Люлли, также известный под итальянским именем Джованни Баттиста Лулли, родился 29 ноября 1632 года во Флоренции, был музыкантом, сочинявшим оперную и придворную музыку во Франции. Его творчеством восхищались настолько, что с 1662 года он полностью контролировал французскую придворную музыку, и его стилю сочинения следовали композиторы по всей Европе.

Уроженец Италии, Люлли изменил свое имя на франкское, когда получил французское гражданство. Мало что известно о его ранней жизни, но предполагается, что герцог де Гиз увез его во Францию. Он присоединился к струнному ансамблю герцогини Монпансье, но был вынужден уйти из-за какой-то скандальной музыкальной и лирической композиции. В 1652 или 1653 году он получил членство в скрипичном ансамбле при дворе короля Людовика XIV. Будучи амбициозным музыкантом, Люлли быстро прошел путь от скрипача при королевском дворе до композитора всей танцевальной музыки при королевском дворе. Мало того, он также стал лидером Petit-Violons du Roi (Королевские скрипки).

На этом он тоже не остановился. С 1661 года он был назначен музыкальным композитором короля, а год спустя (с 1662 года) музыкальным мастером королевской семьи. Однако его более крупные достижения произошли позже. Получив эти назначения, он связался с Пьером Перреном, основателем Королевской музыкальной академии, которая в конечном итоге стала Парижской оперой, и Робертом Камбером, которые работали вместе, и приобрел у них патенты на производство оперной музыки, и к 1974 году каждая опера, которая когда-либо исполнялась, могла быть исполнена только после того, как Люлли разрешил это. Он также получил свои письма о национализации и получил дворянство в 1681 году. В дополнение к этому он также был назначен королевским секретарем, должность, которую обычно занимали только французские аристократы.

В начале его музыкальной карьеры его оперный стиль считался похожим на стиль двух итальянских мастеров музыки, Луиджи Росси и Франческо Кавалли. Однако он быстро перенял французский оперный стиль и, как говорят, создал свой собственный новый и совершенно оригинальный стиль. Он привнес много новизны во французскую оперу. Это включает в себя введение новых танцев, таких как менуэт, и более широкое использование более быстрых танцев, таких как жигу, бурре и гавот. В дополнение к этому он также представил танцовщиц в своих балетах. Люлли написал почти все свои оперы и большинство своих балетов на французском языке. Из-за зрелой драматургии и театральности в его операх его работы часто называли “трагедиями, положенными на музыку”.

Люлли внес огромный вклад во французскую оперу. Он заменил стиль речитативо секко, предпочитаемый итальянскими оперными музыкантами, речитативом, стилем, известным своим очень динамичным ритмом и бдительным характером используемых слов. Он также разработал метод декламации, подходящий для французского языка. Это привело к большей свободе в выборе слов для опер, в результате чего французская опера приобрела еще большую устойчивость и постоянство. Его оперы часто заканчиваются движением чакконе, которое было принято двумя известными и важными музыкантами, Кристофом Глюком и Жан-Филиппом Рамо. Люлли создал огромную коллекцию музыки, которая звучала в церкви, балетах, операх и театре.

Жан Батист Люлли умер 22 марта 1987 года в Париже от гангрены, вызванной тем, что он ударил себя по ноге длинным дирижерским посохом во время выступления, на котором его "Te Deum" исполнялся в честь выздоровления короля Людовика XIV.

Жан Батист Люлли (Lully)

Жан Батист родился во Флоренции 28 ноября 1632 года. Родом из флорентийских крестьян, сын мельника, Люлли еще в детстве был увезен во Францию, ставшую для него второй родиной. Будучи сначала в услужении у одной из знатных дам столицы, мальчик обратил на себя внимание блестящими музыкальными способностями. Обучившись игре на скрипке и достигнув поразительных успехов, он попал в придворный оркестр. Люлли выдвинулся при дворе сначала как превосходный скрипач, затем как дирижер, балетмейстер, наконец, как сочинитель балетной, а позже оперной музыки.

Как исполнитель, Люлли стал основателем французской скрипичной и дирижерской школы. О его игре сохранились восторженные отзывы нескольких выдающихся современников. Его исполнение отличалось легкостью, изяществом и в то же время чрезвычайно четким, энергичным ритмом, которого он придерживался неизменно при интерпретации произведений самого различного эмоционального строя и фактуры.

Но наибольшее влияние на дальнейшее развитие французской школы исполнения оказал Люлли в качестве дирижера, притом в особенности дирижера оперного. Здесь он не знал себе равных.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Опера Люлли состояла не из одних только речитативов. Встречаются в ней и закругленные ариозные номера, мелодически родственные тогдашним, чувствительные, кокетливые или написанные в энергично-маршевых либо жеманно-танцевальных ритмах. Ариями завершались декламационные сцены монологи.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Влияние Люлли на дальнейшее развитие французской оперы было очень велико. Он не только стал ее основоположником — он создал национальную школу и в духе ее традиций воспитал многочисленных учеников.

Список литературы

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Жан-Батист Люлли (или Giovanni Battista Lulli в итальянском ) родился в Флоренции на 28 ноября 1632 г. и умер в Париже на 22 марта 1687 г. , композитор и скрипач эпохи барокко итальянского происхождения , работавший во Франции при Людовике XIV . Натурализовавшись французом в 1661 году, он был назначен в том же году музыкальным суперинтендантом короля, а в следующем году музыкальным мастером королевской семьи.

Благодаря своим талантам музыканта и организатора, а также придворного и даже интригана Люлли доминировал в музыкальной жизни Франции во времена Людовика XIV Руа-Солей . Он разрабатывает и организует несколько музыкальных форм: трагедия в музыке , большой мотет , французская увертюра . Его влияние распространяется на всю современную европейскую музыку. Ему обязаны выдающиеся композиторы, такие как Генри Перселл , Георг Фридрих Гендель , Жан-Себастьян Бах и Жан-Филипп Рамо .

Резюме

биография

Флорентийское детство

Сын мельника Лоренцо Лулли и Катерины дель Сера, дочь мельника, Жан-Батист Лулли родился на 28 ноября 1632 г. во Флоренции , в районе Борго-Огниссанти , недалеко от Арно . На следующий день его крестили в церкви Санта-Лючия-суль-Прато . Его крестный отец и крестная мать - Антонио Компарини и Маддалена Белльери. Его брат и сестра умерли преждевременно: Верджинио в 1638 году, в возрасте 17 лет (родился в 1621 году), и Маргарита в 1639 году.

Стажировка во Франции

В 1652 году , после Фронды и позора своего беспокойного кузена, Людовик XIV нанял Лулли в Grande Bande des Violins du Roi , состоящий из 24 инструментов. В 1653 году Лулли танцевала с монархом в Королевском балете ночи . Он быстро получил руководство новой группой, La Bande des Petits Violons . В 1659 году он победил в балете Альсидиана . Его репутация освящена, и он становится первым композитором Суда.

Социальное восхождение

Искусный до оппортунизма придворный и проницательный бизнесмен, он обеспечил защиту короля. Он стал камерным композитором, а затем руководителем королевской музыки. Он пишет аллегорический балет, в котором Солнце, сияющее в центре вселенной, окружено планетами, как Людовик XIV - его министрами.


Закон о крещении от Луи Люлли в 9 сентября 1677 г. в Фонтенбло , с подписями Жан-Батиста Люлли, Людовика XIV и Мари-Терезы Австрийской .

Он был натурализованным французом в 1661 году, и его имя было написано Люлли . В 24 июля 1662 г. он женился в Париже , в церкви Сент-Эсташ , на Мадлен Ламбер (1643-1720), дочери Мишеля Ламбера и Габриэль Дюпюи. От этого союза родится шестеро детей:

Контроль над музыкой

Снижение королевской благосклонности

В 1685 году разразился скандал. Люлли завязал отношения с молодой страницей из часовни по имени Брюне. Композитор теряет доверие к королю. Последний не присутствовал на представлении Армиды в 1686 году. Когда Люлли написал свое последнее произведение Acis et Galatée , пастораль в форме оперы, именно в Шато д'Ане , на глазах у сына короля , произведение выполняется на 6 сентября 1686 г. .

Смерть

8 января 1687 года его Te Deum должны были быть исполнены для исцеления короля, страдающего анальной фистулой , с участием 150 музыкантов. Во время одной из репетиций Люлли выходит из себя со своими музыкантами и повреждает палец на ноге тяжелой палкой, которую затем бьют по земле, чтобы отсчитать время. Его нога быстро заразилась. Но, как танцор, он отказывается от ампутации . В гангрена распространяется на остальной части тела и заражает преимущественно головного мозга.

Захоронение


Его тело было доставлено к голым религиозным августинцам (Маленьким отцам), а затем, согласно его последнему желанию, похоронено в церкви Нотр-Дам-де-Виктуар . Его жена купила там часовню Сен-Николя-де-Толентен за 3000 фунтов стерлингов.

В этом захоронении будут похоронены несколько членов семьи Люлли-Ламберт:

  • Жан-Луи Люлли , его сын, 15 декабря1688 г. ;
  • Мишель Ламбер, его отчим, 28 июня1696 г. ;
  • Кэтрин Мадлен Люлли, ее дочь, 3 января1703 г. ;
  • Мадлен Ламберт, его жена, 5 мая1720 г. ;
  • Луи Люлли , его сын, 2 апреля1734 г. ;
  • Луи Андре Шевалье Люлли, его внук, 22 июля1735 г. ;
  • Жан-Батист Люлли сын , его сын, 10 марта1743 г. .


В январе 1796 г. гробница Люлли была передана Французскому музею памятников . Возвращен по решению префекта Сены Гаспар де Шаброль дю. 15 марта 1817 г. , он находится в часовне Сен-Жан-Батист церкви Нотр-Дам-де-Виктуар с некоторыми изменениями. В 1871 году во время Парижской коммуны церковь была разграблена. Его гробницы, в том числе гробницы семьи Люлли, осквернены и опустошены. Коммунары утверждали, что священник церкви спрятал в могиле музыканта ценные вещи.

Произведение искусства

Когда Люлли создал свой оркестр , он сделал его первым в Европе по дисциплине и ритму. Он заставляет певцов и танцоров работать сам и регулирует свой театр до мельчайших деталей.

Люлли сыграл значительную роль в истории инструментальной музыки. Именно от него исходит современный оркестр с его хорошо отлаженным балансом тонов, имеющим в качестве центра тяжести квинтет струнных инструментов :

  • верхняя часть скрипки, обычно усиленная гобоями и флейтами ;
  • столешницы для скрипки;
  • размеры скрипки;
  • скрипичные квинты;
  • басы скрипки, усиленные клавесином , теорбом и фаготом .

Каталог

Каталог 119 произведений Люлли был произведен Герберт Шнайдер (де) . Произведения, перечисленные в хронологическом порядке, обозначаются буквами LWV ( Lully Werke Verzeichnis ), за которыми следует число от 1 до 80. Таким образом, лирическая трагедия Armide обозначается LWV 71 .

Придворные балеты

Список придворных балетов Люлли в хронологическом порядке
LWV Заголовок Датировано
Маскарад ярмарки Сен-Жермен 1652
Ночной балет 1653
Балет пословиц 1654
1 Балет времени 1654
2 Балет удовольствий 1655
4 Большой балет приветствия 1655
6 Балет Психеи или Сила любви 1656
7 La Galanterie du temps , маскарад 1656
8 Любовь больна , королевский балет 1657
9 Ballet d'Alcidiane 1658
11 Балет La Raillerie 1659
13 Тулузский балет, балет-маскарад 1660
5 Балет Перепродажа балетной одежды 1660
14 Балет нетерпения 1661
15 Балет времен года 1661
18 Балет Искусств 1663
19 Деревенская свадьба , нелепый маскарад 1663
21 год Любит замаскированную 1664
Балет дворца Альчина 1664
24 Капитанский маскарад 1665
27 Балет рождения Венеры 1665
Прием, устроенный сельским джентльменом в адрес компании, выбранной в его стиле, которая приезжает к нему в гости , маскарад 1665
28 год Ballet des Gardes или прелести деревни 1665
30 Триумф Вакха в Индии или балет креки 1666 г.
32 Балет муз 1666 г.
36 Карнавал , королевский маскарад 1668
40 Флор Балет 1669
43 год Балет Наций 1670
46 Балет Дез Балет 1671
52 Карнавал , маскарад 1675
59 Триумф любви и Вакха 1681
Деревенская свадьба, маскарад 1683
69 Храм Мира 1685

Комедии-балеты

Список комедий-балетов Люлли в хронологическом порядке
LWV Заголовок Датировано
16 Les Fâcheux (текущий, остальные из Beauchamps) 1661
20 Принудительный брак 1664
22 Удовольствия зачарованного острова ( Принцесса Элиды ) 1664
29 Доктор любви 1665
33 Комическая пастораль 1667
34 Любовь сицилийца или художника 1667
38 Джордж Дэндин 1668
41 год Г-н де Пурсоньяк 1669
42 Великолепные любовники 1670
43 год Буржуазный джентльмен 1670

Трагедия-балет

LWV45 - Психея (1671) - Тексты Мольера, Пьера Корнеля и Кино

Лирические трагедии

Список лирических трагедий Люлли в хронологическом порядке
LWV Заголовок Буклет Первое свидание) Первое место)
49 Кадм и Гермиона Филипп Кино 27 апреля 1673 г. Париж , теннисный корт из Bel-Air
50 Альцеста или Триумф Альцида Филипп Кино 19 января 1674 г. Париж, теннисный корт Бель-Эйр
51 Тесей Филипп Кино 11 января 1675 г. Сен-Жермен-ан-Лэ
53 Атис Филипп Кино 10 января 1676 г. Сен-Жермен-ан-Лэ
54 Исида Филипп Кино 5 января 1677 г. Сен-Жермен-ан-Лэ
56 Психея Томас Корнель и Бернар Ле Буйе де Фонтенель 19 апреля 1678 г. Сен-Жермен-ан-Лэ
57 год Беллерофонт Томас Корнель и Бернар Ле Буйе де Фонтенель с помощью Николя Буало 31 января 1679 г. Париж, Королевская музыкальная академия , театр Пале-Рояль
58 Прозерпина Филипп Кино 3 февраля 1680 г. Сен-Жермен-ан-Лэ
60 Персей Филипп Кино 17 апреля 1682 г. Париж, Королевская музыкальная академия, театр Пале-Рояль
61 Фаэтон Филипп Кино 6 января 1683 г. Замок Версаля
63 Амадис Филипп Кино 18 января 1684 г. Париж, Королевская музыкальная академия, театр Пале-Рояль
65 Роланд Филипп Кино 18 января 1685 г. Париж, Королевская Музыкальная Академия
71 Армида Филипп Кино 15 февраля 1686 г. Париж, Королевская музыкальная академия, театр Пале-Рояль
74 Ахиллес и Поликсена Жан Гальбер де Кампистрон 7 ноября 1687 г. Париж, Королевская музыкальная академия, театр Пале-Рояль

Героическое пастырство

Потомство

Его восхищали музыканты того времени, его играли непрерывно до революции 1789 года, и его влияние было огромным во Франции на таких композиторов, как Франсуа Куперен , Марин Марэ , Жан Ферри Ребель , Жан-Филипп Рамо , а также на всю страну. Европа. Хранители его традиций кормили в 1733 году то, что называлось Querelle des Lullystes et des Ramistes . Некоторые из его учеников внесли свой вклад в влияние его стиля за пределами Франции: в германских странах Георг Муффа (который, кроме того, описал в предисловиях своих изданий практики Люлли для инструментовки, орнамента, смычка и оркестровой дисциплины), Иоганн Сигизмунд Куссер (который во Франции носил имя Куссер), Иоганн Каспар Фердинанд Фишер и итальянцы Винченцо Альбрици и Агостино Стеффани .

Во Флорентийском трактире 14- летний сын мельника устраивал представления: играя на гитаре, кривлялся и копировал мертвецки пьяного чиновника. Он и не подозревал, что среди покатывающихся со смеху зрителей был и влиятельный французский герцог. Де Гиз оценил мастерство юного итальянца и уже через несколько часов он присоединился к его свите . Герцог пообещал устроить Джованни репетитором итальянского языка к кузине самого короля, герцогине де Монпансье . Оказавшись в Париже, Джованни решил, что с её связями сможет пробиться ко двору, но нет. Богатая дама оказалась замешана в заговоре , и теперь должна была убираться из Парижа со всей своей свитой. Конечно, он был ей многим обязан : освоил все инструменты и научился отлично танцевать, только вот развлекать опальных аристократов в его планы не входило.

Поначалу Джованни думал, что Людовик для благодетеля слишком молод, но мнение пришлось изменить на ходу, вернее в танце. В спектакле "Королевский балет ночи" вместе с ним танцевал и Людовик, находясь на одной сцене , он разглядел в самовлюблённом 15- летнем юноше сильного монарха. После смерти кардинала Мазарини 23 летний Людовик взял власть в свои руки . Францию лихорадило от религиозных войн, и чтобы уберечь страну от внешних врагов и внутренних потрясений, необходимо было поднять авторитет короля и престиж страны. Юный монарх собрал специалистов во всех областях, в этой команде оказался и Жан -Батист . Людовик добивался чтобы Франция не уступала никому и ни в чём, даже в итальянском пении, однако Люлли убедил короля , что опера на французском не возможна. Людовик оставил идею и занялся перестройкой окружённого болотами Версаля. Но Люлли не мог допустить чтобы дворец затмил его музыку. Он усилил оркестр, добавил трубы, которыми до этого разве что пугали дам на военных смотрах. Люлли не терпел отсебятины : если певец неправильно произносил слово - напевал похожее, но не цензурное, а если ошибались танцоры - утрировал жест, делая его непристойным . Его стараниями танец перестал быть набором поз - движение наполнилось смыслом, а оркестр стал передавать эмоции.

Жан - Батист нажил себе много врагов, от пристальных взглядов ничего не скроешь. При дворе прошли слухи - Люлли предпочитает женскую красоту мужской. Композитором заинтересовалась инквизиция . Тогда его спас король - он велел немедленно жениться . Приказ короля -закон, но Люлли и здесь не прогадал : хорошенькая Мадлен Ламберт любила его и принесла мужу богатое приданое .

В театре Пале - Рояле, вместе с другом Мольером они ставили оперы одну за другой. Особенно запомнилась комедия " Мещанин во дворянстве" . Мольер в роли недалекого Журдена и Люлли в роли муфтия заставили зал задыхаться от хохота . Король был в восторге и надеялся , что союз этих авторов будет продолжительным. Но очень скоро Люлли разрушил эту идиллию, потому как в достижении своих целей забывал обо всём. Неожиданно вышла в свет опера на французском языке и затмила "Мещанина". Мольер убеждал его тоже написать оперу на французском и показать её королю, но теперь сотрудничество Батист в расчёт не брал. Люлли разыграл всё, как по нотам , не смотря на сумасшедший успех "Помоне ", у авторов начались проблемы. Партнёры, которые дали деньги на постановку, оказались жуликами, и Перрен остался не только без гроша, но и угодил в тюрьму. Люлли явился к нему в камеру, убедил уступить патент, а взамен пообещал вытащить из тюрьмы и выплатить долги. В результате Батист выиграл, остальные же остались " с носом".

Благодаря Люлли, Король Cолнце забыл о Мольере и тот умер практически в изгнании. Его знаменитый театр Пале -Рояль перешел к Люлли в безвозмездное пользование. Ничего личного - просто искусство.

Теперь осталось написать оперу, и это было самым трудным, ведь французский язык для оперы не годиться . Он сделал по- своему: на первом месте теперь мелодия и танцевальные ритмы. Но самое главное, актёры снимут маски и на сцену выйдут женщины.

В 1683 году в недостроенном Версале Люлли показывал свою оперу "Фаэтон" . Он оказался на вершине славы, как и его герой летел на колеснице славы и не предчувствовал скорой гибели. Уже который день он пытался добиться аудиенции у короля, но каждый раз ему сообщали, что Его Величество принять не могут. У короля были причины не желать этой встречи : все эти годы Людовик ставил на место всех, кто отзывался о Люлли дурно. Когда - то он поручился перед двором, а Батист вновь позволил себе встречи с мужчинами. Создатели Версаля победили, Людовик переселился во дворец и на спектакли больше не появлялся . Почти год придворный композитор ждал ответа от короля и дождался: его попросили написать гимн по случаю выздоровления Его Величества.

Жан - Батист взялся за работу и работал над заказом круглые сутки. Во время репетиции Люлли проткнул ногу острым наконечником трости - баттуты. Врачи советовали ампутировать её сразу, но он отказался. Жан Батист умер от гангрены в 1687 году.

Читайте также: