Возврат детей в семью доклад
Обновлено: 22.04.2024
Восстановление родительских прав после лишения может иметь место только в том случае, если родитель (родители) сам этого захочет. При этом будет проведена тщательная проверка условий жизни ребенка в семье и вынесено должное заключение. Если подтвердилось, что родитель изменил образ жизни и отношение к ребенку, суд возвратит ему права.
Для подачи в суд потребуется пакет документов, подтверждающих основание на восстановление прав. Причем в каждом конкретном случае документы могут отличаться, поэтому лучше обратиться к профессиональному юристу, который подготовит портфель.
Порядок возврата родительских прав
На первом этапе родителю нужно подать в суд заявление с просьбой восстановить в родительских правах. Иск не могут подать родственники или органы опеки — только сам родитель и по своему желанию. В ст. 72 Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ) прописан весь процесс восстановления родительских прав. Вопрос может касаться только несовершеннолетних детей, нуждающихся в воспитании.
Основным посылом к восстановлению прав будет удовлетворение потребностей и желания ребенка. По закону, если ему исполнилось 10 лет, он может сам решать свою судьбу — соглашаться или нет на возвращение отца (матери) в семью. Вопрос рассматривается на судебном заседании с участием прокурора и органов опеки.
Процесс состоит из следующих действий:
- Родитель оформляет заявление с просьбой восстановить его в родительских правах.
- Он пишет обращение в опекунский совет для получения содействия.
- Комиссия из представителей органов опеки проверяет условия жизни ребенка в семье.
- Лишенный прав формирует пакет документов и подает исковое заявление в суд.
- Далее на судебном заседании отец (мать) подтверждает намерение восстановить права на ребенка.
- Этот же суд может рассмотреть и просьбу о возврате несовершеннолетнего из детского дома в семью.
Необходимые документы для восстановления родительских прав
Практика показывает, что чем больше документов будет представлено в суде, тем вероятнее положительное решение вопроса. В то же время, есть список необходимых справок, без которых иск просто не примут. Поэтому юристы рекомендуют перестраховаться и принести все, что только удастся собрать.
Вот минимальный перечень документов, которые принести в суд нужно обязательно:
- заявление с просьбой вернуть утраченные права;
- паспорт истца или другое удостоверение личности;
- справка, подтверждающая наличие постоянной работы;
- положительная характеристика от компании (организации), где работает истец;
- характеристика, написанная соседями или другими свидетелями по месту жительства;
- справка о зарплате и суммарном ежемесячном доходе за полгода;
- документ из медучреждения о том, что лишенный прав не страдает алкоголизмом и наркотической зависимостью;
- если зависимость имела место, нужна справка о прохождении полного курса лечения.
Кроме вышеназванных, понадобятся документы об изъятии ребенка, об отсутствии задолженностей по алиментам или другим платежам. Жилищно-коммунальные службы должны подтвердить наличие жилья и его оплату, количество человек, проживающих в квартире. Могут быть затребованы и другие документы.
Как восстановиться в родительских правах при долгах по алиментам?
Если у родителей имеются задолженности по алиментам, восстановить права будет очень сложно. Согласно российскому законодательству (СК РФ, ст.114), освобождение от задолженности по алиментам возможно по взаимному соглашению сторон. Но есть существенная оговорка: случаи уплаты алиментов на несовершеннолетних детей являются исключением. Восстановление прав касается именно несовершеннолетних, а алименты напрямую связаны с содержанием ребенка.
Суд может также освободить отца (мать) от уплаты алиментов, если есть доказательства того, что он болел, или другие смягчающие положение документы. Уважительной причиной считается и недостаточная материальная состоятельность.
Однако при восстановлении родительских прав такие факты сыграют негативную роль: сначала следует погасить все задолженности, а затем идти в суд. Все причины, по которым произошло лишение прав, должны быть устранены. Еще юристы рекомендуют заручиться поддержкой органов опеки.
Как восстановить родительские права и забрать ребенка из детдома
Во время лишения прав суд и органы опеки определяют ребенка в детский дом, только когда нет других родственников. Цель такой меры — оградить его от опасности при угрозе жизни и здоровью. Считается, что нахождение в интернате — временно. Однако если родители не заберут ребенка, то он будет там жить до совершеннолетия.
Перед судебным заседанием по восстановлению родительских прав отцу (матери) необходимо написать заявление в опекунский совет с просьбой вернуть ребенка. Если вопрос решится положительно — идти к руководству интерната (детского дома). С собой нужно иметь паспорт для подтверждения родства и регистрации места жительства. Фамилия отца (матери) должна фигурировать и в свидетельстве о рождении несовершеннолетнего.
Рекомендуется также увидеться с самим ребенком и наладить с ним контакт. Хорошие отношения сыграют положительную роль, так как суд учитывает мнения детей, их желание жить с родителями. В судебном иске можно также оформить просьбу о возвращении ребенка на воспитание исправившемуся отцу (матери).
В то же время суд вправе потребовать дополнительных действий — например, сделать ремонт в квартире, найти более высокооплачиваемую работу. В основном же список условий возвращения ребенка от опекуна и из интерната — сходны.
Как матери восстановить родительские права
Мать, лишенная родительских прав, может восстановить их, если выполнит условия, требуемые судом. Чем раньше она это сделает, тем лучше: по прошествии полугода ребенка могут усыновить, и тогда уже восстановление прав будет невозможно.
Существенных различий между возможностями матери и отца закон не предусматривает. Однако практика показывает, что матери суд может сделать снисхождение, если она была лишена прав из-за болезни. В таком случае в документах должно быть медицинское подтверждение ее удовлетворительного состояния здоровья.
Ни органы опеки, ни родственники не смогут помешать общению матери с детьми, если ее восстановят в правах. В течение 3 дней суд обязан передать решение в ЗАГС по месту жительства ребенка. Отследить ситуацию помогут юристы.
Когда суд может отказать в восстановлении прав родителей
Согласно пункту 4 ст. 72 СК РФ, суд вправе отказать, если дети, достигшие 10-летнего возраста, не согласны вернуться к родителям. Причины, по которым это происходит, рассматриваются в присутствии педагогов и воспитателей. Но решающим фактором будет мнение ребенка.
Невозможно восстановить права, если несовершеннолетнего уже усыновили и передали приемным родителям. Усыновление становится возможным по прошествии 6 месяцев после лишения прав. В то же время закон не ограничивает сроки восстановления родительских прав матери или отца.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
с кровными родителями воспитанников учреждения
Проблемы реинтеграции, связанные с воспитанниками учреждения для детей-сирот
Повторение неэффективного семейного сценария
Родители, которые оказываются лишенными родительских прав, часто сами росли в неблагополучных семьях. Сценарий семейного неблагополучия (как и другие семейные сценарии) может транслироваться из поколения в поколение.
Защитные механизмы
Чувство вины
Поначалу родители могут навещать ребенка, оказавшегося в учреждении для детей сирот. Но первый же приезд отзовется в них большим чувством вины. И на следующей встрече это чувство вины только усилится, и последующая встреча произойдет после увеличенного интервала, что, в свою очередь, только обострит чувство вины. Со временем приезды могут совсем прекратиться. Согласиться снова увидеть ребенка (по инициативе специалистов) означает для родителя согласиться на очень тяжелое в психологическом смысле испытание. Поэтому необходимо, чтобы психолог обязательно присутствовал на встрече ребенка и его кровного родителя после долгой разлуки.
Выученная беспомощность
Чувство обиды на кровного родителя
Дети, находящиеся в учреждении для детей-сирот, могут испытывать амбивалентные чувства по отношению к собственным родителям. С одной стороны, они будут сильно их идеализировать и мечтать снова оказаться с ними. С другой стороны, они могут злиться на них, обижаться, иметь к ним претензии. Все это может приводить к весьма затрудненной коммуникации на начальной стадии восстановления отношений, что, в свою очередь, может деморализовывать взрослого мешать формированию его готовности включиться в такой трудоемкий процесс, как восстановление в родительских правах. Также на возникновение затруднений при коммуникации на начальной стадии восстановления отношений может влиять и сам факт перерыва в общении, когда нарушается преемственность в обсуждении тем, планировании досуга и пр.
Последствия пребывания в учреждении для детей-сирот
Психолого-педагогическое сопровождение реинтеграции воспитанников в кровные семьи включает в себя целостный процесс поэтапной деятельности психолога организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленной на формирование позитивного образа кровной семьи, положительной мотивации ребенка и родителей, ограниченных в родительских правах либо лишенных родительских прав, на восстановление детско-родительских отношений.
Психодиагностический этап (первичная комплексная диагностика ребенка).
Этап психолого-педагогического сопровождения кровной семьи после воссоединения с ребенком .
Психолого-педагогическая подготовка должна осуществляться параллельно в двух направлениях:
- работа с родителями воспитанников
Психодиагностический этап (первичная комплексная диагностика ребенка).
Этап включает в себя проведение психодиагностических процедур, направленных на выявление эмоциональных, поведенческих изменений, адаптационных возможностей и личностных свойств ребенка и родителей, а также необходимо проведение диагностики социального развития ребенка.
Диагностика микродинамики семейной системы
Диагностика эмоциональноличностной сферы и поведения ребёнка
Опросник "Шкала семейной адаптации и сплочённости" (FACES-3), тест Олсона.
Опросник для родителей "Анализ семейных взаимоотношений" (ASB)
Методика "Анализ семейной тревожности
Цветовой тест Люшера
Проективная методика "Моя семья"
2 Коррекционно-развивающий этап – направлен на создание условий для формирования позитивного образа семьи у воспитанников и родителей, лишённых родительских прав, и развитие положительной мотивации участников процесса ре на восстановление детско-родительских отношений .
В работе используются психологические методы направленные на углубленное изучение внутреннего мира ребёнка с последующей коррекцией его системы семейных ценностей, ориентаций, представлений и предпочтений, совершенствование его психологических возможностей, а также методы взаимодействия с родителями - беседа, наблюдение, биографический метод, консультации, кейс-метод (анализ ситуаций, ситуационные задачи и упражнения, игровое проектирование), метод поиска положительных ресурсов, метод убеждения и т.д.
Коррекционно-развивающая работа с кровной семьёй
Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками
Коррекционно-развивающая работа проводиться в следующих направлениях.
1. Реабилитация и установление утраченных взаимоотношений:
- изучение ресурсов семьи, психологического климата, детско-родительских отношений, конфликтов. Диагностическая беседа
- помощь в осознании себя и своей позиции в детско-родительских отношениях.
- формирование ценностей семьи.
- создание новой модели поведения и взаимодействия между всеми членами семьи.
- формирование новой родительской концепции и копинг-стратегий в ситуации кризиса.
2 . Подготовка кровной семьи к воспитанию ребенка и его принятию обратно.
формирование благоприятных условий для социализации и адаптации ребенка в семье и развитие доверительных отношений в структуре детско-родительских отношений.
- формирование процесса самостоятельного принятия решения в трудной жизненной ситуации.
- дать представление о потребностях развития ребенка и необходимых компетенциях родителей. Понятие о мотивации родителей.
- объяснить особенности развития и поведения ребенка. Диспропорции развития ребенка.
- объяснить последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка (нарушения привязанности, особенности переживания, формирование личной и семейной идентичности).
- объяснить роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка.
Коррекционно-развивающая работа проводиться в следующих направлениях.
установление доверительного контакта специалиста с ребенком на основе положительного опыта совместного решения проблем;
систематизация представления о семье, о структуре семьи, взаимоотношениях между членами семьи.
Формирование осознанного стремления к освоению умений, навыков, необходимых для жизни в семье.
Стремление к овладению способами взаимодействия, предотвращающие конфликты и умение разрешать конфликтные ситуации.
моделирование позитивных детско-родительских отношений
формирование положительного образа-Я, повышение самооценки, позитивного самовосприятия.
эмоциональная стабилизация, компенсация последствий травматического опыта ребенка;
Важным направлением коррекционно-развивающей работы является работа с травматическим опытом ребенка и помощь ему в решении актуальных проблем.
Нарушенная привязанность − разрыв старых отношений привязанности и формирование новых.
Нарушения развития - формирование нового социального и бытового опыта.
Последствия жестокого обращения и насилия.
Нарушенная идентичность - сохранение идентичности, формирование позитивного самовосприятия.
Нарушения социального поведения − решение актуальных проблем.
3. Этап сопровождения кровной семьи после воссоединения с ребенком
Сопровождение семьи должно проводиться в течении 1 года после реинтеграции и содержать в себе следующие виды деятельности
Данный этап включает в себя следующие направления:
Систематическое отслеживание и оценка детско-родительских отношений сложившихся в кровной семье.
Отслеживание эмоционального благополучия ребенка в кровной семье.
Поддержание контактов с ребенком и его кровной семьей: по телефону, e-mail, индивидуальные психолого-педагогические консультации, приглашения на развивающие тренинги, и и т.д.
Оценка способности родителей выполнять родительские функции:
основной уход (удовлетворение базовых потребностей ребенка – в пище, жилье, чистоте, обеспечение одеждой, гигиене, предоставление медицинской помощи);
обеспечение безопасности ребенка (угроза нанесения ребенку вреда, отсутствие доступа к опасным предметам в быту и др.);
эмоциональное тепло (как родители проявляют свою привязанность, есть ли необходимый физический контакт, комфорт, расположение; уважение привязанностей ребенка к другим людям, предоставление контактов с ними);
обеспечение познавательного интереса и интеллектуального развития ребенка (обеспечение его доступа к играм, кружкам, спорту, дополнительному обучению);
руководство поведением и установление границ в поведении ребенка;
обеспечение стабильности (стабильность отношений, поддержка контактов со значимыми людьми.
II. Эмоционально-психологическое благополучие ребенка в семье
стабильный, индивидуализированный и эмоционально насыщенный контакт с близким взрослым; преимущественно с положительным фоном настроения;
развитие познавательной мотивации;
широта связей с социумом,
разнообразная, когнитивно насыщенная среда;
собственная активность и активная разнообразная обратная связь от окружающего мира;
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 12.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети с радостью встретились со своими мамами и папами, которые приехали забрать малышей домой. Специалисты и воспитанники центра уже успели привязаться к ребятам, но всё же искренне за них рады. Ведь нет ничего дороже и ценнее, чем семья и любовь родных, особенно для самых маленьких ребят. Каждый сотрудник центра надеется, что дети будут окружены заботой, пониманием и вниманием в кругу близких людей и никогда больше не вернутся в центр.
Малыши очень счастливы, а с лиц не сходят улыбки. Хочется верить, что счастливыми будут не только те дети, которые уже обрели семью, но и те, которые ещё живут в стенах нашего центра и мечтают о своём доме, об одной единственной и любимой маме, о сильном и смелом отце, о братьях и сёстрах.
Взрослые, не будьте равнодушными, подарите детям частичку своей души, обогрейте их своим теплом, помогите им стать достойными членами общества!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В последние годы неуклонно увеличивается число детей- сирот и детей, родители которых лишены родительских прав. В связи с этим переполнены детские дома и интернатные учреждения. Дети, находящиес.
Положение о службе по работе с кровной семьей
Семейная политика государства направлена на сохранение кровной семьи для ребенка. Данное положение регулирует работу с семьей в общеобразовательном учреждении.
Возврат в кровную семью
7-8 июля 2016 г. в г. Чебоксары был проведен IV республиканский форум замещающих семей "Сопровождение и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подросткового возраста, в то.
Мастер-класс по теме: "Сохранение кровной семьи – приоритетное направление в работе школы с семьями СОП"
В данной работе дан анализ работы социального педагога по сохранению семей СОП, показаны наиболее эффективные методы работы с такими семьями.
Методические материалы по возвращению детей в кровную семью
Значимость родительского внимания на всех этапах взросления ребенка.
Коррекционно-реабилитационная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью возврата детей в кровные семьи из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Возвращение ребенка из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью - это целостный процесс поэтапной деятельности специалистов Отдела содействия семье и дет.
О результатах работы с кровными семьями
Дети, родители которых ограничены или лишены родительских прав, находящиеся в государственной организации, лишаются возможности полноценной социальной адаптации. Поэтому одним из основных вопросов в с.
В российском законодательстве предусмотрены различные формы для устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Но, безусловно, приемная семья сегодня выступает одним из наиболее востребованных вариантов воспитания детей.
В российском законодательстве предусмотрены различные формы для устройства на воспитание и детей, оставшихся без попечения родителей. Но, безусловно, приемная семья сегодня выступает одним из наиболее востребованных вариантов воспитания детей.
В 2016 году в России в приемные семьи было передано на воспитание 3.244 ребенка, всего число приемных детей в РФ на конец 2016 года составило 91.164.
Помимо ежемесячной зарплаты приемные родители могут рассчитывать на финансовую поддержку со стороны государства и льготы, такие как: разовая единовременная выплата, финансовая поддержка на обеспечение потребностей взятых в семью детей (еда, одежда, игрушки), возмещение отдельных затрат на приемного ребенка, ежемесячная зарплата как вид дохода приемного родителя с начислением ему трудового стажа, а также бесплатные путевки в оздоровительные санатории.
Размер зарплаты приемному родителю зависит от региона. Согласно закону, финансовая помощь приемной семье выплачивается не из федерального бюджета, а из бюджетных средств каждого региона.
В Москве самые высокие выплаты, а в других регионах эти суммы существенно ниже.
В конце 2015 года правительство Москвы приняло постановление, согласно которому право на социальные выплаты имеют граждане, у которых постоянное место жительство в Москве и которые приняли ребенка, также проживающего в Москве. Ранее же выплаты производились по месту жительства приемных родителей и место жительство ребенка не учитывалось.
Вот такая история и произошла и с калининградцами, которые оформили 7 детей от 4 до 12 лет под опеку в приемную семью (из них некоторые дети состоят в родстве). Затем все вместе они переехали в Москву. Власти Москвы отказались оформлять семью как приемную и осуществлять выплаты родителям. Дети получали только ежемесячные выплаты в размере 25 тысяч рублей, а в Калининграде — 18 тысяч рублей на каждого.
Руководитель Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Владимир Петросян сообщил, что дети не будут возвращены в Калининград, так как предполагается их устройство в приемные семьи Москвы по родственному признаку. Частично в Докладе Уполномоченного по правам человека в РФ за 2016 год я затронула проблему выплат на иногородних детей, переданных под опеку, проживающих в Москве. Так, с одной стороны, столица несет существенную финансовую нагрузку по социальным выплатам данным семьям, с другой стороны, в первую очередь должны учитываться интересы детей.
Поскольку в Москве более высокий уровень жизни, нельзя допускать дискриминацию в материальном обеспечении в зависимости от их места жительства. Государство гарантирует право на свободу передвижения граждан. То есть они могут проживать в любом регионе страны по своему усмотрению вместе с опекаемым ребенком.
Больно видеть, что в наше время самое святое, судьба детей, становится предметом торга, а приемные родители зачастую переоценивают свои силы…
Читайте также: