Доклад как жанр научного стиля

Обновлено: 04.07.2024

Жанр - форма организации речевого материала в рамках того или иного стиля речи. В жанровом отношении научная речь является одной из наиболее богатых разновидностей русской речи. Жанровое многообразие научного стиля обусловлено, прежде всего, наличием в нем множества типов текстов.

В учебнике для вузов "Культура русской речи" (М.: НОРМА, 2001. С. 195) функционально-стилевая классификация научного стиля речи представлена такими его разновидностями, как

Опираясь на данную классификацию, предлагаем описание научных текстов различных жанров, соответствующих выделенным разновидностям научного стиля.

Научный стиль речи

Функционально-стилевая классификация

Жанровая классификация

Собственно научный стиль

Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа

Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание

Словарь, справочник, каталог

Учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение

Очерк, книга, лекция, статья

Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схеме. В основании этой схемы находится главный тезис - утверждение, требующее обоснования; тезис включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете). Доказательствами главного тезиса являются аргументы (доводы, основания, приводимые в доказательство), количество которых зависит от жанра и объема научного текста. Для более полной аргументации тезиса необходимы также иллюстрации - примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения.

Текст научного стиля завершается выводом (резюме), в котором содержится аналитическая оценка проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий.

Собственно научный стиль речи

Научная статья и монография - оригинальные произведения исследовательского характера, относящиеся к собственно научному стилю. Это так называемые первичные жанры научного стиля, так как они пишутся специалистами и для специалистов.

• Монография - научный труд, научная книга, посвященная изучению одной проблемы, одного вопроса.

• Научная статья - сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования.

• В эту же группу жанров входят доклад, диссертационная работа, а также курсовая работа и дипломная работа, примыкающие к другой разновидности научного стиля - учебно-научным жанрам. Тексты перечисленных жанров должны обладать свойствами, присущими любому научному тексту, - быть точными, логичными, отвлеченными и обобщенными, иметь стройную композицию.

В текстах этих жанров выделяются структурно-смысловые компоненты:

Название (заголовок) научного текста - важнейшая информативная единица, отражающая тему данного произведения и соответствующая содержанию текста. Существует несколько типов заголовков:

- название общего характера (введение в терминоведение; беседы о физике);

- название, конкретизирующее разрабатываемые автором вопросы научной теории и практики (хранение информации в бесписьменном обществе);

- названия, отражающие особенности авторской постановки вопроса (русская орфография в историческом аспекте; поэтическая энциклопедия).

Введение (водная часть) должно быть кратким и точным. В нем обосновывается

– выбор темы исследования,

– описываются методы исследования,

– формулируются цели и задачи работы.

Главной целью всякой отрасли науки являются раскрытие и изучение закономерностей связи между явлениями и процессами. В круг целей научного исследования входят также: раскрытие специфики объекта науки, создание типологии, объяснение явлений, описание функций, систематизация и обобщение фактов и пр.

Основная часть текста монографии, дипломной работы делится на главы в соответствии с задачами и объемом работы. В научной статье главы не выделяются, но каждое новое научное положение оформляется в новый абзац.

Заключение содержит выводы по данному исследованию или имеет форму краткого резюме.

Научно-информативный стиль речи

Основными жанрами научно-информативного стиля речи являются:

Эти жанры научных текстов объединены общими свойствами: являются вторичными жанрами речи (составляются на основе уже имеющихся опорных тестов, чаще всего оригинальных, первичных, хотя тезисы могут быть и оригинальным научным произведением) и определенным образом соотносятся с учебно-научной разновидностью научного стиля речи.

РЕФЕРАТ

Реферирование - интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста.

Реферат - адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Подготовка рефератов - один из наиболее сложных видов самостоятельной работы, реферирование приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.

• Репродуктивные рефераты бывают двух видов: реферат-конспект и реферат-резюме.

- Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения.

- Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

• Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом:

- Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.

- Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы.

В структуре реферата любого типа выделяются три основных компонента:

• собственно реферативный текст,

Как и любой научный текст, реферат имеет определенную композицию:

1. Вступление . Задачи вступления могут быть следующими: дать исходные данные текста (название исходного текста, где опубликован, в каком году), сообщить сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, специальность, ученая степень, ученое звание), вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана.

2. Перечисление основных вопросов и проблем , о которых говорится в первоисточнике.

3. Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя такой анализ, необходимо обосновать важность выбранных вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить свое мнение по поводу суждений автора первоисточника.

4. Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.

25. Объясните значение слов: метод,абстрактное,конкретное.

Метод-способ назначения, исследовании природы и общественной жизни.Систематизированная совокупность шагов, действий,которыенеоходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.Способ достижения какой-либо цели.

Абстрактное- Часто употребляется в негативном смысле: как нечто одностороннее, неразвитое, слишком оторванные от жизни в отличие от конкретного.Абс-я в своих высших формах является результатом раскрытия все более существенных свойств вещей и явлении через их связи и отношения.

Конкретное- Обозначающии содержательное богатство понятия, отделяющее объект изучения уникальным на фоне остальных.Конкретный объект- единичный объект с ясно определенными признаками.

26. Особенности морфологии научного стиля.

Синтаксис научного стиля. Цепная и параллельная связь.

Начный стиль речи характеризуется следующими синтаксическими особенностями:1. употребление осложненных пред-й с причастными и деепричастными оборотами; 2. употребление осложненных пред-й с однородными членами пред-я, содержащих перечисление; 3. Использование вводных слов и словосочетаний как средств связи частей текста: во-первых, следовательно, несомненно; 4. употребление сложных пред-й (ССП,СПП,БСП); 5. употребление пред-й, содержащих риторический вопрос. В сложном синтаксическом целом между пред-ми встречаются 2 вида связи- цепная и параллельная. При цепной связи пред-я как бы цепляются одно за другое. Они тесно взаимосвязаны по смыслу, а также лексически, грамматически, интонационно, а также раскрывают одну микротему. При параллельной связи пред-я не цепляются одно за другое. В них дается описание ряда одновременно происходящих или сменяющих явлений, которые перечисляются или сопоставляются. Для таких пред-й характерен структурный параллелизм,то есть строятся они одинаково.

Способы цитирования в научно-технических текстах.

Виды связи (согл, управ, примык) Приведите примеры используя техническую терминологию.

Согласование-зависимое слово принимает грамматические формы главного слова: электрические приборы, соединительный тракт, элекрического соединения, управляющим устройством, электромагнитная система,тепловую станцию.

Управление-зависимое слово (сущ или местоим) употребляется в том косвенном падеже, которого требует главное слово: коммутация каналов, потребности в энергии,влиять на биосферу, понижение напряжении, подключить ее.

Примыкание- неизменяемое зависимое слово(наречие, инфинитив, дееприч, простая форма срав. Степени прилаг-х и наречий) присоединяются к главному слову только по смыслу: досконально изучить, гораздо быстрее, способных распространяться,результат убедительнее.


Жанр - форма организации речевого материала в рамках того или иного стиля речи. В жанровом отношении научная речь является одной из наиболее богатых разновидностей русской речи. Жанровое многообразие научного стиля обусловлено, прежде всего, наличием в нем множества типов текстов.

Опираясь на данную классификацию, предлагаем описание научных текстов различных жанров, соответствующих выделенным разновидностям научного стиля.

Научный стиль речи

Функционально-стилевая классификация

Жанровая классификация

Собственно научный стиль

Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа

Научно-информативный

Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание

Научно-справочный

Словарь, справочник, каталог

Научно-учебный

Учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение

Научно-популярный

Очерк, книга, лекция, статья

Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схеме. В основании этой схемы находится главный тезис - утверждение, требующее обоснования; тезис включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете). Доказательствами главного тезиса являются аргументы (доводы, основания, приводимые в доказательство), количество которых зависит от жанра и объема научного текста. Для более полной аргументации тезиса необходимы также иллюстрации- примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения.

Текст научного стиля завершается выводом (резюме), в котором содержится аналитическая оценка проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий.

Доклад – небольшая научно-исследовательская работа, посвященная одной узкой теме. Он может быть сделан как в письменной, так и в устной форме. Скорее всего, студенту придется делать его в обеих формах.

Этап первый. Выбор темы

Здесь все просто. Если преподаватель дал список тем, выбирайте ту, что понравится больше всего. Если вам предложили придумать тему самостоятельно (например, в рамках определенной сферы), берите ту, что вам по душе. Даже в скучной дисциплине есть что-то интересное. И всегда можно связать одну дисциплину с другой. Например, любитель истории при подготовке доклада по юриспруденции, может рассмотреть историю развития права. А музыкант, ставший студентом медицинского вуза, может рассмотреть вопрос влияния музыки на здоровье. Вы вольны выбрать любую тему, если это позволяет преподаватель.

Этап второй. Поиск и изучение литературы

Обязательно сохраните не только названия и данные авторов научных работ, но и год издания и название издательств, в которых опубликованы труды. Укажите страницы, если работа размещена в сборнике

Этап третий. Написание основной части

Этот этап поделим на три части.

Первая – подготовка тезисов. Если вы уже писали эссе, вы знаете, как это делается. Достаточно одного тезиса – вокруг него будет строиться вся работа.

Обратите внимание! В тезисе, как и во всем докладе, не должно быть субъективного мнения – вашего или чужого. Это главное отличие доклада от эссе. Здесь важна именно объективность.

Вторая часть – подготовка плана (структуры) работы. Структура зависит от выбранной вами темы. Она может быть линейной или разветвленной, может идти от тезиса к аргументации и наоборот, может иметь описательный или аналитический характер.

Третья часть – собственно работа над текстом. Правил написания доклада совсем немного, о них поговорим ниже.

Этап четвертый. Работа над введением и заключением

Введение и заключение доклада типичны для любой студенческой работы. Во введении формулируем проблему (тезис), даем обоснование выбору темы (опционально), оцениваем актуальность, указываем цель и задачи доклада, характеризуем литературу, которую использовали.

В заключении делаем выводы, обобщаем изложенную в основной части информацию.

Вот, собственно, и все. Остается только оформить титульный лист и список литературы. Перед тем, как распечатать доклад, не поленитесь перечитать его еще раз, а лучше – проверить в сервисах на уникальность и ошибки.

Статья́ — это жанр журналистики, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления, прежде всего с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе. Такому жанру как статья присуща ширина практических обобщений, глубокий анализ фактов и явлений, четкая социальная направленность.

В статье выражается развернутая обстоятельная аргументированная концепция автора или редакции по поводу актуальной социологической проблемы. Также в статье журналист обязательно должен интерпретировать факты (это могут быть цифры, дополнительная информация, которая будет правильно расставлять акценты и ярко раскрывать суть вопроса).

Отличительным аспектом статьи является её готовность. Если подготавливаемый материал так и не был опубликован (не вышел в тираж, не получил распространения), то такой труд относить к статье некорректно. Скорее всего данную работу можно назвать черновиком или заготовкой. Поэтому целью любой статьи является распространение содержащейся в ней информации.

В современной журналистике выделяют пять видов статей:

1.Передовая статья

2.Теоретико-пропагандистская статья

3.Информационная статья

4.Общеисследовательская статья

5.Практико-аналитическая статья.

4 Домашнее задание

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип занятия: изучение нового материала

Форма занятия: занятие-практикум

Тема занятия: Доклад как жанр речи. Композиция доклада. Языковое оформление доклада

Цель занятия: Ознакомление учащихся с жанром доклада, композицией и основными этапами подготовки доклада; особенностями языкового оформления доклада. Совершенствование навыков учащихся работать с научной и справочной литературой. Формирование исследовательских умений учащихся

обучающая: актуализация, обобщение и систематизация знаний учащихся о стилях речи, особенностях научного стиля речи, жанрах научного стиля;

развивающая: содействовать развитию у учащихся аналитического мышления, внимания, памяти, умения строить связные высказывания;

воспитательная: содействие формированию нравственных качеств личности; создание ситуации для воспитания культуры индивидуальной и коллективной деятельности.

1.Вступительное слово учителя о теме и целях

4.Повторение изученного о стилях речи, особенностях научного стиля.

6. Выполнение тестового задания

9.Оценка доклада учащимися

1.Организационный этап

Формулируются тема занятия и цели занятия

2.Орфографическая разминка

Проблема, исследование, понимание, сопротивление, пунктуация, гуманитарный, дискуссия, терминология, интеллект, оснащение.

(общенаучная лексика, слова широкого употребления)

3.Работа по теме

Функциональный стиль – это разновидность литературного языка, выполняющая определённую языковую функцию в общении, характеризующаяся своим кругом тем, своим набором речевых жанров, специфической лексикой и фразеологией. Современная стилистика – это развитая наука, имеющая несколько отраслей: 1) функциональная стилистика, изучающая функциональные стили; 2) практическая стилистика, анализирующая закономерности, целесообразность, уместность употребления слов, оборотов, грамматических форм и конструкции в речи;3) стилистика текста, изучающая закономерности построения и функционирования текстов. Пять основных функций (коммуникативная, информативная, официально-деловая, эстетическая, воздействующая) формируют пять функциональных стилей: разговорный, научный, официально-деловой, художественный, публицистический.

2.Особенности научного стиля речи.

Один и тот же предмет или лицо в разных стилях характеризуется по-разному.

Текст научного стиля

Иван Сергеевич Тургенев ( 28 октября ( 9 ноября ) 1818 , Орёл , Российская империя – 22 августа ( 3 сентября ) 1883 , Буживаль , Франция ) – русский писатель - реалист , поэт , публицист , драматург , переводчик . Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века . Член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности (1860), почётный доктор Оксфордского университета (1879).

Текст художественного стиля

Текст публицистического стиля

4.Выполнение тестового задания.

Напротив номера задания поставьте вариант ответа.

1. Рассказы, повести, романы – это какой стиль?

2. Учебники, лекции – это какой стиль?

3.У какого стиля основная функции – агитация и пропаганда?

4. У какого стиля основная функция – точная передача деловой информации?

5. У какого стиля основная функция – изложение научной информации?

6. У какого стиля используются такие языковые средства: эмоциональная выразительность, употребление неполных слов, слов-обращений, вводных слов?

7.У какого стиля используются такие языковые средства: специальная лексика, научные термины?

8. У какого стиля такая характеристика высказывания: строгость, точность, официальность?

9.У какого стиля такая характеристика высказывания: точность, логичность, доказательность?

10. У какого стиля такая характеристика высказывания: образность, выразительность?

- школьный доклад больше по объёму;

- доклад полнее и глубже раскрывает тему (могут использоваться подтемы и микротемы);

- жанры речи;

- особенности языка научного стиля: конкретность, точность, подчеркнутая логичность, доказательность, последовательность изложения, использование терминов.

- цель: передача знаний другим учащимся.

6. Как пишут научные доклады?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вступление. Значение проблемы и темы. Формулирование цели исследования. Изложение истории вопроса.

Основная часть. Приведение доказательств, примеров, опора на известное слушателям.

Заключение. Делается вывод, подводятся итоги, повторяется основная мысль.

Цель моей работы заключалась в том, чтобы показать, как в поэтических строках автор доказала, что же значит малая родина, род для каждого человека.

Член правления Союза писателей Беларуси, член Союза российских писателей и Международной федерации русскоязычных писателей.

Обратимся к стихотворению:

Душой меняюсь неустанно,

Но постоянства есть черты…

Вот слива дедушки Степана,

А вот – Маринкины цветы.

А эта груша – от Марии.

А дом надежный от Петра…

Всё вы, родные, сотворили

В своём заботливом вчера.

Теперь густеет сад, в котором

Рождалась тихо благодать.

Но счастьем заданную скорость

Я и не думаю менять.

Искренние строки стихотворения никого не оставляют равнодушным, призывая задумываться о благодатности малой родины, о могущественной силе рода, которая нас постоянно незримо оберегает.

В Библии говорится о почитании родителей, и это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей взрослыми детьми, в том числе душевным вниманием и участием.

Ещё хочу привлечь ваше внимание к тому, что в произведении преобладает зрительная образность. Слива, груша, сад отождествляются с цветомжизни – зелёным. Человеческое счастье, надёжный заботливый дом наше сознание рисует жёлтым и оранжевым цветами. Как будто изображает солнце, согревающее нас на Земле. Строки этого стихотворения овеяны запахом свежести и благодати.

Да, человеческая жизнь загадочна и непредсказуема, а детство – вечная тайна, притягательная, нежная. И потому использование автором перекрёстной рифмовки (черты – цветы), смешанной рифмы (Марии – сотворили, благодать – менять), четырёхстопного ямба придаёт произведению ещё большую динамику. Но детство и родина неизменны.

И автор словами лирического героя эту концепцию подчёркивает.

Докладчику нужно обязательно задать вопросы

Читайте также: