Реализм и модернизм в искусстве доклад

Обновлено: 05.07.2024

Духовная революция, как новое качество сознания, новое жизнепонимание, требовала для себя новой идейной платформы. Эта платформа была сформулирована на базе интуитивизма А. Берсона и Н. Лосского, ницшеанства, феноменологии Э. Гуссерля, психоанализа З. Фрейда и К. Юнга, экзистенциализма С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Н. Бердяева и др.

Работы этих авторов не только сцементировали идейную базу, платформу модернистских поисков в искусстве указанного периода, но и позволили самому художественному направлению действовать ретроспективно, захватывая предшествующие явления культуры (предмодерн, ростки которого обнаружились в творчестве Ф. М. Достоевского, Ш. Бодлера, Э. Бронтэ, Э. Сведенборга, Г. Ибсена и др.), и перспективно, оставляя поле для экспериментов в будущем (постмодерн). Модернизм, борясь за раскрепощение и обновление форм в искусстве, не мог обойтись без общих связей с историей культуры, признав, таким образом, принципы историзма внутри собственного направления.

II. Основные направления в искусстве модернизма

1. Экспрессионизм

Так как мир представал перед экспрессионистами лишенным гармонии, непонятным и бессмысленным, то они отказываются от его изображения в таком виде. За всей бессмысленностью мира они пытались увидеть истинный смысл вещей, всеохватывающие законы, то есть стремились к обобщению. Действительность рисуется в огромных картинах, за которыми исчезают естественные и конкретные черты. Экспрессионисты пытались показать не саму действительность, а лишь абстрактное представление о том, что составляет ее сущность.

Теоретик и художник экспрессионизма Ф. Марк выдвинул тезис, что суметь вновь стать чистыми перед лицом сегодняшнего смятения умов можно только с помощью полной изоляции собственной жизни и собственного дела. Этим экспрессионизм прокладывал дорогу беспредметничеству абстракционизма и идеям принципиального одиночества личности, лежащим в основе экзистенциализма.

3. Абстракционизм

Нельзя не заметить, что художники, не увлеченные развитием формальных идей, обычно переходят рубеж, за которым художественное творчество как выражение образа мира перестает быть самим собой и превращается в чистую эстетику, отвлеченную игру форм и конструкций.

Абстрактивизм - более правильное название, чем абстракционизм, - как конкретное художественное направление, в котором абстракция стала основным принципом формообразования, появился в самом начале XX в., хотя его предпосылки сложились еще в искусстве раннего модерна. В 1892-1893 гг. А. Ван де Велде уже создавал свои абстрактные рисунки и акварели.

Абстрактивизм противоречив. С одной стороны, он возник закономерно в результате усилившихся в искусстве последней трети XIX в. французских импрессионистов и постимпрессионистов тенденций анализа художественной формы, с другой – отражал кризис творческого мышления, выражавшийся в последовательной подмене художественно-образного выражения простой гармонизацией форм, цветовых пятен, линий. А эстетическая конструкция, отвлеченная от конкретно-предметного содержания, какой бы совершенной с формальной точки зрения она ни была, в изобразительном искусстве способна вызывать лишь простые эмоциональные реакции, подобно сигналам светофора. Это, в частности, объясняет, почему абстрактная картина, как правило, остается зашифрованной для зрителя, и ее воздействие сводится лишь к эмоциональному переживанию отвлеченных, произвольных ассоциаций.

В архитектуре, декоративном искусстве восприятие художественного образа происходит в контексте широких композиционных связей с пространственной и историко-культурной средой, и поэтому оно всегда конкретно, даже если выражено в полностью абстрактных формах. Например, содержание геометрического орнамента всегда понятно в его отношении к поверхности, на которой он расположен. Геометрические объемы зданий обусловлены их функцией и конструкцией в архитектурной композиции. Но в произведениях станковой живописи, графики, скульптуры композиция изолирована от окружающей среды и имеет автономный художественный смысл.

Все это говорит, что абстрактное искусство по своей сути является не художественным творчеством, а развитием идей, носящих, безусловно, творческий, но лишь эстетический смысл. Поэтому абстрактивизм не имеет стиля, он несет в себе лишь отдельные формальные признаки.

Абстракционизм обогатил экспрессию палитры и ритмико-динамическую выразительность живописи, предвосхитил важные принципы пластико-пространственных решений в современной архитектуре, оказал влияние на развитие дизайна, индустриального, прикладного и декоративного искусства. Однако, при всем том абстракционизм потерпел крах в главном – в своих претензиях дать философско-художественную концепцию современной эпохи. Прокламируемая абстракционизмом личность, отказавшаяся не только от познания и осмысления реального мира, но и от всякой связи с ним, эмигрирующая в мир своей опустошенной души, оказалась несостоятельной, неспособной решить проблемы века.

4. Сюрреализм

Сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя во время сна, гипноза, болезненного бреда, внезапных озарений, автоматических действий (случайное блуждание карандаша по бумаге и др.).

Сюрреалистическая программа в изобразительном искусстве осуществлялась, в основном, по двум направлениям. Одни художники вводили бессознательное начало в процесс создания живописных полотен, в которых преобладали свободно текущие образы, произвольные формы, переходящие в абстракцию (Н. Эрнст, А. Масон, Дж. Миро). Другое направление, которое возглавлял С. Дали, основывалось на иллюзорной точности воспроизведения ирреального образа, возникающего в подсознании. Его картины отличаются тщательной манерой письма, точной передачей светотени, перспективы, что характерно для академической живописи. Зритель, поддаваясь убедительности иллюзорной живописи, втягивается в лабиринт обманов и неразрешимых загадок: твердые предметы растекаются, плотные приобретают прозрачность, несовместимые объекты скручиваются и выворачиваются, массивные объемы приобретают невесомость, и все это создает образ невозможный в реальности. Общие особенности искусства сюрреализма: фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость, изменчивость образов.

Главной целью сюрреалистов было через бессознательное подняться над ограниченностью как материального, так и идеального мира, продолжить бунтарство против выхолощенных духовных ценностей буржуазной цивилизации. Художники этого направления хотели создать на своих полотнах реальность, не отражающую действительность, подсказанную подсознанием, но на практике это порой выливалось в создание патологических отталкивающих образов и эклектику. Отдельные интересные находки сюрреалистов использовались в коммерческих областях декоративного искусства, например, оптические иллюзии, позволяющие видеть на одной картине два различных изображения или сюжета в зависимости от направления взгляда. В то же время художники обратились к имитации черт первобытного искусства, творчества детей и душевнобольных. При всей своей программной заданности произведения сюрреалистов вызывают самые сложные ассоциации. Они одновременно могут отождествляться в нашем восприятии как со злом, так и с добром. Устрашающие видения и идилические грезы, буйство и смирение, отчаяние и вера – эти чувства в различных вариантах проступают в произведениях сюрреалистов, активно воздействуя на зрителя. При всей абсурдности и даже определенной забавности некоторых произведений сюрреализма они способны стимулировать сознание, пробуждать ассоциативное воображение.

Сюрреализм выступил как одно из направлений в живописи, литературе и кино.

Применительно к живописи Бретон выделял в сюрреализме следующие базовые приемы: 1) автоматизм, 2) использование так называемых обманок и 3) сновидческие образы.

В 1924 г. Андре Масон стал делать автоматические рисунки. Используя ручки и индийскую тушь, он позволял своей руке быстро странствовать по листу бумаги, и возникающие при этом случайные линии и пятна вливались в образы, которые он либо развивал дальше, либо оставлял, как есть. В лучших из этих рисунков наблюдается удивительная связность и текстуальное единство. Для художника важны были метафоры образов, то, как один из них превращается в другой. Так голова лошади или рыбы могла трансформироваться в некий сексуальный образ.

Сюрреализм является явным и непосредственным детищем психоанализа, отсюда его обращение к сновидению, к бессознательному и к технике свободных ассоциаций.

Принцип сюрреалистической поэтики – сверхметафоричность. Метафоричность абсолютизируется сюрреализмом и доводится до неожиданного сопряжения несопрягаемых предметов, до капризной произвольности сопоставлений. Именно эта поэтика делает мир расплывчато зыбким: предмет, сравниваясь со многими явлениями, становится похожим на все и потому ни на что не похожим. Это и создает образ таинственной реальности.

Интуитивистская сверхреальная связь с миром является программой не только художника, но и воспринимающей искусство публики. Интуитивизм – основа творческого метода сюрреализма, утверждающего безграничную свободу воображения художника, неконтролируемость творческого процесса какими-либо логическими началами. Личность в творчестве движима сексуальными влечениями и воспринимает увиденное сквозь отверстие в тазобедренной кости (так изображен пейзаж на одной из картин С. Дали).

Литературные и поэтические опыты сюрреализма также отличает автоматизм сцепления свободных ассоциаций . Сюрреалистическая поэзия проигрывает отсутствием юмора, самоиронии, напыщенной серьезностью, что, впрочем, не было характерно для сюрреалистического кинематографа.

Изощренная техника соединения несоединимого и появившаяся в позднем сюрреализме самоирония и юмор позволили ему органично влиться в поэтику современного постмодернизма.

Теоретики поп-арта утверждают, что каждый предмет в определенном контексте превращается в произведение искусства, теряет свое первоначальное значение и приобретает художественные качества. Отсюда задача художника не создание художественного предмета, а придание обыденному предмету художественных качеств путем организации определенного контекста его восприятия. Эстетизация вещного мира становится принципом поп-арта. Художники стремятся добиться броскости, наглядности, доходчивости своих творений, используя для этого поэтику этикетки и рекламы. Поп-арт – это композиция бытовых предметов, иногда в сочетании с муляжем и скульптурой. Смятые автомобили, композиции с включением выцветших фотографий, обрывков газет и афиш, наклеенных на ящики, выкрашенный белой масляной краской рваный ботинок – таковы художественные экспонаты поп-арта.

Поп-арт как художественное направление имеет ряд разновидностей (течений): оп-арт (художественно организованные оптические эффекты, геометризованные комбинации линий и пятен), эл-арт (движущиеся с помощью электромоторов предметы и конструкции), окр-арт (композиции, окружающие зрителя) и т.д.

6. Хеппенинг

В хеппенинге используется световая живопись: свет то и дело меняет цвет и силу, направляется непосредственно на актера или просвечивает сквозь ширмы из разного материала. Часто он сопровождается звуковыми эффектами (звучание человеческого голоса, музыки, а также звяканье, треск, скрежет и т.д.). Звук иногда бывает очень сильным, неожиданным и намеренно вызывает шоковое воздействие. В представление включаются кадры кино и демонстрация диапозитивов. Порой используются и сильно пахнущие вещества.

Хеппенинг устраивается в разных местах: на стоянках автомобилей, во дворах, окруженных большими домами, в подвалах, на чердаках. Пространство хеппенинга, согласно принципам этого действа, не должно ограничивать воображение художника и зрителя. Художник-оформитель часто сознательно создает внутри выбранного для действия помещения ячейки, отделения, ломая представление о реальном пространстве.

Концепцию мира и личности, выдвигаемую хеппенингом, можно сформулировать следующим образом: мир – цепь случайных событий, личность должна быть анархически свободна и субъективно ощущать свою полную свободу действия, но на деле должна быть подчинена единому действию, и поэтому идеальной формой управления ее поведением должно стать манипулирование личностью.

7. Гиперреализм

Теоретическая основа гиперреализма – философско- эстетические идеи франкфуртской школы, утверждающие необходимость ухода от идеологизированных форм образного мышления.

Главной темой гиперреалистической живописи стала обезличенная механизированная жизнь современного города.

Высшая цель искусства – всестороннее развитие социально значимой личности, формирование ее потребностей и ценностных ориентаций. Поэтому искусство способно одухотворить научный и технический прогресс, осветить его идеями гуманизма. Развитие человека, его непрерывное совершенствование идут через общество, во имя людей, а развитие общества – через человека, во имя личности. В этой диалектике человека и человечества – смысл и суть истории. Способствовать историческому прогрессу – высшее гуманное назначение искусства.

Список использованной литературы:

1. Борев Ю. Б. Эстетика. – 4-е изд., доп. – М., 1988.

2. Власов В. Г. Стили в искусстве. – М., 2000.

3. Ильина Т. В. История искусств. Западно-европейское искусство. – М., 1993.


В этой статье мы рассмотрим, что отличает модернизм от реализма. Чтобы отметить различия, ознакомимся с двумя направлениями отдельно.

Модернизм. Его характеристика

Модернизм – это направление, появившееся в искусстве в конце XIX – начале XX века. Оно характеризуется новыми, нетрадиционными началами, изменением художественных форм, схематичностью и отвлеченностью стиля. Это направление лидировало в первой половине XX века.

В разных сферах искусства модернизм проявил себя по-разному. В изобразительном он был похож на раннюю ступень авангардизма. Художники-модернисты создавали оригинальные произведения, которые отражали особый взгляд, внутреннюю свободу авторов, вносили в работы новые средства и даже эпатировали публику.

что отличает модернизм от реализма

В русской литературе это направление заменило классический роман. Основными течениями были символизм, акмеизм, футуризм. Они имели свои особенности и отличались друг от друга. Все это можно заметить при ознакомлении с поэзией первой половины XX века.

Реализм. Его характеристика

Что отличает модернизм от реализма, так это объективность второго. В нем отображаются правдивая действительность, типичные, важные стороны жизни, конкретизируются приметы и особенности. Затрагиваются темы личности и общества. В литературе для этого могут использоваться различные мифы, символы, притчи.

сравнение реализма и модернизма

Направление появилось в эпоху Просвещения, в XVIII веке. Оно имеет несколько разновидностей. Бывает просветительским, критическим и социалистическим.

В изобразительном искусстве картины, созданные в этом направлении, изображают повседневную жизнь людей. Среди русских художников-реалистов можно выделить И. Репина, В. Сурикова и В. Серова.

Что отличает модернизм от реализма?

Каждое направление имеет свои особенности, порой некоторые имеют общие черты и свойства. Однако это не касается рассматриваемых нами течений: они абсолютно противоположны.

Что отличает модернизм от реализма? В первую очередь, затрагивание разных тем. В модернизме авторы передают свои чувства, личный взгляд на жизнь. В реализме художники затрагивают важные жизненные темы. На первом месте у них не собственные чувства, а передача типичных ситуаций. Личность неразрывно связана с обществом. В модернизме же художник способен менять мир так, как ему вздумается. Независимо от того, какие общественные явления происходят вокруг.

Если рассматривать изобразительное искусство, то сравнение реализма и модернизма показывает, насколько они отличаются друг от друга. В более раннем направлении художники показывают жизнь, как она есть. В модернизме же не описывается виденное, а выражается взгляд автора. Действительность не копируется, словно фотография. Художники используют новые методы для рисования картин: различные фигуры, символы и прочее.

Модернизм и реализм – что это и отличия

В различных сферах человеческой деятельности применяются специфические термины и понятия. Одними из таких являются понятия модернизм и реализм. Они активно используются в творческой сфере. Что это такое, в чем состоят отличия, могут объяснить специалисты, но и обычные люди также должны знать обо всех нюансах. Поможет в этом сравнение, которое будет проведено по основным параметрам, объединяющим эти два термина.

Определение понятий

Модернизм и реализм – слова, которые можно часто увидеть в литературных текстах. Употребляются они также в отношении дизайна и архитектуры. Иногда их можно встретить в описании интерьеров. Для того чтобы лучше понять, о чем идет речь, нужно дать определение каждому термину.

Модернизм – стиль, в котором преобладают нотки современности. Большое внимание уделяется совершенству линий, удобству использования в интерьерах, если речь идет о предметах мебели или декоре.

Реализм основывается на том, что привычно и понятно обществу. Здесь отсутствуют элементы экспериментов с формами или цветом, поскольку все составляющие должны соответствовать тем тенденциям, которые приняты в обществе на определенном этапе. В процессе создания не требуется изобретать, применять символику или необычные элементы.

Сравнение

После того как были приведены определения, необходимо более подробно разобраться, что представляют собой понятия модернизм и реализм. Общее для них – активное использование в различных направлениях искусства. Предметы дизайна, архитектура, литературные произведения, живопись – все это может быть отнесено к тому или иному жанру, включая модернизм и реализм. Модернизм появился недавно – всего около 100 лет назад. Это направление характеризуется новыми и непривычными решениями, смелыми началами, способными вызвать у ценителей прекрасного неоднозначную реакцию, стать причиной обсуждения и даже споров. Для этого направления свойственны изменения устоявшихся художественных форм. Нередко присутствует схематичность. Это новое и смелое явление в мире прекрасного, оно заставляет задуматься и даже пересмотреть имеющиеся взгляды на то, что же представляет собой искусство.

В случае с реализмом в основу ложиться объективность. В нем отображаются правдивая и неискаженная действительность, типичные, важные, повседневные стороны жизни, понятные каждому человеку. Этот стиль объединяет в себе реальность и стремление к познанию чего-то нового, но здесь нет смелых и необычных решений, которые бы были способны удивлять окружающих, вызывать восторг яркостью или стилем исполнения. В случае с литературными произведениями в жанре реализма пишутся произведения, где в основе сюжета лежат темы личности и его места в обществе. Вдохновлять авторов могут мифы и притчи, символы и образы, повседневность. Это направление появилось в 18 столетии. Реализм постепенно трансформируется, так как изменяется история. Именно поэтому жанр имеет разделения на несколько направлений: просветительский, критический и даже социалистический. В изобразительном искусстве картины, созданные в этом направлении, изображают повседневную, понятную всем окружающим жизнь людей, их дела и заботы, с которыми каждый сталкивается ежедневно.

Выводы

На основе проведенного сравнения можно сделать ряд выводов, касающихся того, что представляют собой модернизм и реализм. Каждый из терминов – описание особого жанра в мире искусства и культуры. Модернизм стремится к приукрашенному, преувеличенному, иногда мистическому, акцентированному отражению окружающего мира и действительности. Это явление в мире прекрасного еще достаточно молодо, потому ему доступны некоторые вольности в изложении. В случае с реализмом основное внимание уделяется определенному объекту, который необходимо отразить так, чтобы он был максимально естественным, понятным и принятым обществом. В этом жанре отсутствует стремление к приукрашиванию реальности, она подается такой, какой и должна быть.


В современном мире отношение к литературе довольно своеобразное, классические произведения не устаревают, но все больше ценятся новые веяния, смешения жанров. Новинки художественного вымысла и реалии жизни зачастую слишком разительны, такое противостояние наблюдается и в литературных течениях.

Когда развивались течения

Прежде чем говорить о том, что отличает модернизм от реализма, следует понять, когда эти течения получили свое развитие. Более ранним является реализм, который зародился в русской литературе в начале 19 века и имел наибольшее распространение в его середине. Следом за реализмом развивался модернизм, а именно в конце 19 и начале 20 века.

Основы реализма и модернизма

Можно сказать, что модернизм пришел на смену реализму, вытеснил прямое и конкретное понятие мира, добавил множество форм. Его представители имели большую свободу в своем творчестве, брали подходящие материалы из других литературных направлений и добавляли свое, что отличает модернизм от реализма.

Понятие о реализме

Отличительные черты реализма

Автор в реализме не судит, а лишь передает чувства персонажей и события, которые с ними происходят. Основными можно выделить такие черты:

  • объективное изображение действительности, что отличает реализм от модернизма;
  • типические характеры, обстоятельства и конфликты;
  • точность деталей;
  • внимание к социальным проблемам;
  • две линии: любовная и социальная.

Такое следование реалистичности изображения в 20 веке претерпевает изменения, из реализма развиваются течения:

Реализм все более изживает себя в 20 веке, на смену ему приходит модернизм.

Понятие о модернизме

Модернизм — направление в литературе, для которого уход от стандартов является главной ценностью. Его представители создают нечто новое на старых основах. Автор не доносит абсолютно точную и реальную картину мира, что отличает модернизм от реализма в литературе.

Особенности модернизма в литературе

Модернизм имеет свои течения:

  • Символизм. Идеи воплощались с помощью символов и образов, которые были таинственны (Александр Блок, Константин Бальмонт).
  • Акмеизм. Четко описывались предметы и образы (Анна Ахматова, Николай Гумилев).
  • Футуризм. Особое внимание к форме произведения, использование ранее не свойственной лексики (Владимир Маяковский, Борис Пастернак).
  • Имажинизм. Образы сопоставлялись с помощью метафор (Сергей Есенин).

Главные черты: рассмотрение индивидуальности, что отличает модернизм от реализма, внимание к духовной сфере жизни, отрицание классических устоев.

Главные различия

Вопросом о том, что отличает модернизм от реализма, литература 11 класса задается неспроста, это важно для понимания произведений. Часто, даже если не помнишь автора или в каком веке было написано произведение, можно определить это самостоятельно по соотнесенности с литературным направлением.

Модернизм и реализм

Можно говорить о том, что отличает модернизм от реализма кратко с помощью таблицы.

Важны вечные ценности, находится в поиске любви и добра

Человек, как личность сложная и противоречивая, противостоящая миру

Реальные события, внимание к деталям, историческая основа

Изображение действительности с помощью образов и символов, иносказательность и таинственность

Типичность характеров, образов, действий

Не имеет рамок в своих действиях и образах, все индивидуально и неповторимо

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления. Презентация на заданную тему содержит 23 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления

Конец 19-начало 20 – время небывалых потрясений и революций: русско-японская война (1904-1905); революция 1905-1907 гг.; Февральская революция 1917 года; Октябрьская 1917 года; первая мировая война (1914-1918).

Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.

Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление Серебряного века русской литературы.

Хронологические рамки периода можно обозначить так: Серебряный век – период развития литературы (поэзии) между 1890 и 1917 гг. 1892 — выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник "Символы" Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) — 1917 год. По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921—1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философов и историков из страны).

Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом. Схематично развитие литературных направлений начала века можно показать следующим образом:

Реализм (от лат.realis – вещественный) – творческий метод и литературное направление в русской и мировой литературе XIX и XX веков (критический реализм, социалистический реализм). Реализм строится на принципах воспроизведения жизни в ее закономерностях, типических чертах и свойствах, т.е. признает существование объективных причин социальных и исторических закономерностей.

Реализм Наиболее яркие представители реализма в русской литературе: А.Н.Островский, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов.

Модернизм (от фр.moderne – новейший, современный) – общее название новых (нереалистических) явлений в литературе первой половины XX века. _ чувство утраты точки опоры, стремление показать неприкаянность человека, изобразить в произведениях деформированный мир. Общая задача для эстетических программ этого времени – поиск новых художественных средств изображения новой действительности.

Читайте также: