Доклад на тему песни адыгейцев
Обновлено: 01.05.2024
Основными жанрами являются песня, танец и марш. От этих жанров происходят и все остальные жанры музыки. Например, почти у каждого народа есть колыбельные, трудовые, лирические песни, песни о героях или другие. А танцы бывают хороводные или плясовые.
В указанных примерах речь шла о бытовых жанрах музыки. Классические жанры музыки нам тоже хорошо знакомы: симфония, концерт, сюита и так далее.
Ключевые слова
Народная музыка, фольклор, песни, Адыгея, Калмыкия, интонационный строй, образное содержание, исполнитель, оркестр, танец, музыкальные инструменты.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
На уроке мы узнаем особенности интонаций музыки народов Адыгеи и Калмыкии;
научимся определять музыкальные образы;
сможем записать интонации народных песен.
Основное содержание урока
Мы продолжаем музыкальное путешествие по просторам нашей необъятной Родины. Сегодня нам предстоит познакомиться с музыкальными красками народов Адыгеи и Калмыкии. Знания истории своего народа, его культуры, искусства, быта помогают человеку глубже осознать свои исторические корни, этапы становления своего народа, место и значимость культурного наследия.
Народная музыкальная культура адыгейцев включает песенное творчество и музыку к танцам. Песни имеют хоровое сопровождение. Древнейшим видом песенного творчества является йоред — мужская песня, исполняемая в характере речитатива певцом-солистом с сопровождением унисонного хора. Речитатив —это музыкальный термин, называющий напевную речь, заимствован из итальянского языка (recitativo ), что означает декламировать — род вокальной музыки, приближающийся к естественной речи при сохранении музыкального строя и ритмики. Темы этих песен разнообразны: сказания про народных героев адыгейцев, военные, походные, охотничьи и другие. Особую группу составляют песни о борьбе за независимость адыгейцев и песни в честь павших героев — игыбыз.
Как вы думаете, ребята, о каких жанрах в музыке мы с вами сейчас ведём речь: классических или бытовых? Сегодня мы говорим о бытовых жанрах творчества народов России. Жанр – это вид музыкального произведения, которое имеет свои отличительные черты, своё содержание и название.
Танцевальность и песенность адыгейского народа имеет особый острый ритм, пульсация ударных инструментов заставляет чувствовать ритм самой жизни.
В адыгском песенном фольклоре создавались портреты легендарных воинов и героев, воспевались их удачи и победы, утверждался образ благородного и сильного человека как примера для молодого поколения. Будучи народом честолюбивым, адыги более всего восхваляли в своих песнях славу и успех. Адыги были сдержаны в проявлении чувств, немногословны, но в танце можно было увидеть энергию народа, его неукротимое стремление к свободе, силу и мощь духа, особые музыкальные интонации, а интонации – это основа любой музыки.
Композиция танцев, костюмы, атрибутика пропитаны национальным духом и характером содержание. Танец и песня для адыгов - это больше, чем искусство. Говорят, что если хочешь познать силу народа, посмотри на его танцы. А если хочешь познать душу народа - послушай его песни. Послушайте танцевальную музыку, прочувствуйте ритм и определите музыкальные инструменты, в исполнении которых звучит мелодия. Вы услышали музыку в исполнении гармони и трещоток.
Древний адыгский народ создал самобытные музыкальные инструменты. Манера и техника игры на них совершенствовались веками. Инструменты, о которых помнят в народе или те, что бытуют по сей день, немногочисленны. Среди них шычепщын, камыль, пхачич. Представим себя на сцене. Наша задача - поддержать танцоров ритмичными хлопками.
Героями народных сказок калмыков были не только люди, но и звери, и птицы. А как вы думаете, ребята, как можно изобразить пение птиц? Какие инструменты могут это передать? Как в нотной записи мы можем это сделать? Трелями, глиссандо, форшлагом – музыкальными украшениями.
У калмыков сохранились легенды, где говорится, что предки их пришли с далеких предгорий Алтая, бережно сохранив горловое пение, характерное для народов Сибири, Алтая, Крайнего Севера. Этот удивительный вид пения особо распространен в Монголии, Тыве, на Алтае, Тибете, Внутренней Монголии. Горловое пение - это древний вид пения, своеобразный стиль музыки, сохранившийся до нашего времени. В давние времена, когда человек жил в гармонии с природой, люди не отделяли себя от мира животных, растений, почитали мать землю, реки, леса.
В наше время сохранились некоторые древние инструменты, с помощью которых калмыцкие народные музыканты передавали сложные мелодии. Наибольшее распространение получил двухструнный щипковый инструмент – калмыцкая домбра. Этот инструмент распространен как в профессиональной концертной практике, так и в художественной самодеятельности и быту.
У калмыков есть ещё один излюбленный музыкальный инструмент, напоминающий горизонтальную арфу или лютню – ятха. Короткая часть этого изгиба служила ножкой. Звук ятхи был мелодичным, как бы журчащим, напоминал украинскую бандуру.
Мы убедились, что музыкальная культура Калмыкии и Адыгеи отличается разнообразием звучания древних музыкальных инструментов, уникальными традициями пения и бережно хранимым народным эпосом. В заключение послушайте народные калмыцкие напевы.
Разбор типового тренировочного задания
Нар. муз. культура адыгейцев включает песенное творчество и музыку к танцам. Как правило, песни имеют хор. сопровождение. Древнейшим видом песенного творчества является форма оред (йоред) - мужская песня, исполняемая в характере речитатива певцом-солистом с сопровождением унисонного хора. Тематика этих песен разнообразна: сказания нартовского эпоса (нарты - нар. герои у адыгейцев), героич. военные, походные, охотничьи и др. Особую группу составляют песни о борьбе за независимость адыгейцев и песни в честь павших героев - игыбыз.
Песни, исполняемые в быстром темпе, сопровождаются игрой на инструментах и, как правило, связаны с танцами. Эти песни отличают чёткая ритмика и живой, весёлый характер. По тематике они разделяются на бытовые, любовные, юмористич., сатирич. и др. Кроме песен, сплошь идущих с инстр. сопровождением, встречаются песни, основанные на чередовании вок. (хор.) и инстр. эпизодов. У адыгейцев 2 основных типа нар. танца: удж - парный; зафак, загатлят, исламей - групповые, бытующие во многих вариантах.
Среди адыг. нар. инструментов: пхачич (ударный), камыль (дух. инструмент типа продольной флейты), шичепшин (двуструнный смычковый инструмент) и др. С сер. 19 в.получила распространение гармонь.
А. м. в основе диатонична, встречаются ионийский, миксолидийский и фригийский лады. Ей свойственно большое ритмич. разнообразие (при этом нечётный метроритм встречается редко). Часто применяются триоли, синкопы. Для нар. песен характерно двухголосие, слагающееся из партий певца и хора, сопровождающего солиста в унисон или имеющего самостоят. мелодич. рисунок. Рус. композиторы, посещавшие Кавказ (А. А. Алябьев, М. А. Балакирев и др.), использовали адыг. нар. музыку в своём творчестве. Активное изучение адыг. фольклора было начато после Октябрьской революции. Большую работу в этом отношении провели М. Ф. Гнесин, А. Ф. Гребнев, Г. М. Концевич, В. Л. Мессман, H. H. Миронов и др. Проф. муз. творчество адыгейцев развивается гл. обр. в обл. песенного жанра. Среди адыг. композиторов - М. Бесиджев, Г. Самогова, У. Тхабисимов, К. Туко и др.; певицы - засл. арт. РСФСР Г. Самогова, З. Чичева, Р. Шеожева, певец К. Хейшо.
В Адыг. АО работает Ансамбль нар. песни и танца.
Литература : Гнесин М. P., Черкесские песни, "Народное творчество", 1937, No 12; Гребнев А. Ф. (сост.), Адыгэ орэдхэр. Адыгейские (черкесские) народные песни, М.-Л., 1941; Столяров, Произведения русских композиторов на кабардинские темы, "Ученые записки Кабардинского научно-исследовательского института", т. 2, Нальчик, 1947; Шейблер Т. К., Из истории развития кабардинской музыки за годы Советской власти, там же, т. 4, 1948.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .
Полезное
Смотреть что такое "Адыгейская музыка" в других словарях:
Адыгейская автономная область — Адыгея. В составе Краснодарского края РСФСР. Образована 27 июля 1922. Площадь 7,6 тыс. км2. Население 379 тыс. человек (1969, оценка). В А. 6 административных районов, 1 город и 4 посёлка городского типа. Центр город Майкоп. … … Большая советская энциклопедия
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия
Туко, Каплан Сагидович — род. 8 апр. 1936 в Краснодаре. Композитор. В 1965 окончил адыгейское муз. училище (отд. дирижирования и дух. и ударные инстр. труба), в 1972 Краснодарский ин т культуры по кл. хор. дирижирования А. И. Попова и кл. композиции Н. М. Хлопкова. В… … Большая биографическая энциклопедия
Коми-Пермяцкий округ — Коми Пермяцкöй округ, Коми Перем кытш Герб (описание) … Википедия
Коми-Пермякия — Коми Пермяцкий округ Коми Пермяцкöй округ, Коми Перем кытш Герб Флаг Страна … Википедия
Коми-Пермятский автономный округ — Коми Пермяцкий округ Коми Пермяцкöй округ, Коми Перем кытш Герб Флаг Страна … Википедия
Коми-Пермяций автономный округ — Коми Пермяцкий округ Коми Пермяцкöй округ, Коми Перем кытш Герб Флаг Страна … Википедия
Коми-Пермяцкий АО — Коми Пермяцкий округ Коми Пермяцкöй округ, Коми Перем кытш Герб Флаг Страна … Википедия
Коми-Пермяцкий авт.округ — Коми Пермяцкий округ Коми Пермяцкöй округ, Коми Перем кытш Герб Флаг Страна … Википедия
Коми-Пермяцкий автономный округ — Коми Пермяцкий округ Коми Пермяцкöй округ, Коми Перем кытш Герб Флаг Страна … Википедия
До наших дней дошла лишь часть информации о музыкальных аспектах истории культуры Адыгеи. Не вызывает сомнения, что это заслуженно важнейшая роль адыгейских музыкантов в общественной жизни горского этноса.
Адыгейская музыкальная культура с исторической и современной точки зрения представляет собой систему, сочетающую давно сложившиеся и новые формы бытования. Наиболее известны образцы адыгейской музыки XIX — XXI веков, представленных в виде самодеятельных форм, музыкального фольклора, а также эстрадного и академического искусства.
Система музыкальной культуры адыгов имеет сегодня выраженную живую, динамичную форму и включает в себя множество элементов. Структурно эта система сложилась около двух веков назад и повторяет строение развитых типов других национальных культур Северного Кавказа. К концу XX века произошло разделение общего движения адыгейской музыки на традиционную, эстрадную и академическую формы, и каждой из них сейчас соответствует своя аудитория и свои известные музыканты.
Основная фигура адыгейского музыкального творчества — это средневековые джегуако (артисты, выступавшие на общественных и семейных торжествах). Как у себя, так и за пределами региона, стали известны имена многих исполнителей и композиторов Адыгеи: Ким Тлецерук, Магомет Хагаудж, Каплан Туко, Аслан Нехай и другие.
Особо стоит отметить исторический период становления советской власти, когда появилась художественная самодеятельность, и как особая форма развития музыкальной культуры, она стала основой абсолютно нового для адыгов музыкального направления, тесно связанного с эстрадным и академическим музыкальным профессионализмом. Традиционная музыкальная культура адыгов осталась самой масштабной и популярной областью культуры и в наши дни. Более того, в конце XX века в Адыгее произошло возрождение института джегуако, но в новых актуальных формах и в росте числа молодых гармонистов и народных инструментальных ансамблей, играющих на праздниках и других культурных событиях.
Новый век отмечен попытками возрождения культуры традиционного пения и освоения таких национальных музыкальных инструментов, как камыл и шичепшине.
Развитие музыкального фольклора — это основа становления национального искусства вообще. Поэтому никогда не останавливается в республике работа по записи произведений в этнографических экспедициях, которые затем записываются профессиональными музыкантами и исполнителями, а в последующем используются и самодеятельными артистами. И вокальная и танцевальная культура Адыгеи сегодня являются единым целым, включающим музыкальный фольклор, самодеятельность, эстрадные жанры и академическое творчество. Культурное пространство, в котором формируются новые типы музыкальной культуры Адыгеи, состоит из клубов, Домов Культуры, концертных площадок, а также учреждения профессионального образования.
Музыкальная культура Адыгеи сегодня
Система музыкальной культуры Адыгеи сохранила национальный колорит и способность восприниматься аудиторией других культур, она неуклонно укрепляет с годами свои позиции в жизни этноса. Всё это дало возможность Адыгее стать вровень с другими субъектами Российской Федерации и уверенно чувствовать себя в общих процессах, происходящих в стране, и даже шире — в европейской музыкальной культуре.
Песенный жанр всегда является сембеозом литературы и музыки. Поэтому невозможно народные песни отнести либо к поэзии,либо к музыке- в песне словап и мелодия неразрывно связаны. Адыги очень любили петь сами и слушать песни в исполнении других.
Адыгея - многонациональная республика, на ее территории проживают более 100 национальностей. Основное население - русские (52 %) и адыги (24,2%). К числу других народов, населяющих республику, относятся армяне, греки и другие.
Адыгея – это удивительный и сказочный мир, где воедино переплелись неповторимая природная красота, легенды седой старины и яркая колоритная культура.
Каждый год в Адыгее проходит множество культурно-развлекательных мероприятий.
День города в Майкопе отмечается в первое воскресенье июня.
Одним из крупнейших таких событий стало празднование дня города Майкопа в июне прошлого года. Не каждый день увидишь такое количество людей на улицах нашего города.
В качестве сувенира из Майкопа можно привезти изделия местных народных промыслов: золотое шитье, ковер ручной работы, статуэтку из дерева или искусную чеканку. Часто поделки выполняются в скифском стиле.
ПЕСЕННЫЙ ЖАНР
Музыкальные инструменты и странствующие певцы джегуаго
- В Черкесии большую роль в развитии музыкальной культуры играли странствующие певцы – джегуако. Часто князья и дворяне старались привлечь их на свою сторону. В результате сложилось два направления: дворянско-княжеский и демократический. Личность джегуако считалась неприкосновенной.
- Музыка адыгейцев, имеющая ряд самобытных отличительных черт. Носители устной музыкально-поэтической традиции - в прошлом странствующие певцы джегуако гыбзау, аккомпанирующие себе на шичепшине.Жанровая система отличается многообразием функционально дифференцированных (трудовых, обрядовых) песен: пахарей, погонщиков волов при молотьбе, косарей, аробных, пасечных, пастушьих, охотничьих, при чесании шерсти, прополке кукурузы, очистке, толочении зерна, вызывании дождя, песен-заговоров от оспы, от ран и др. Танцы: зафак,исламей, зыгатлат, удж-турыту, удж-хурай, зекокаш.
Игра на гармонике стала популярной со второй половины XIX века. Существуя в культуре адыгов более чем 150 лет, в настоящее время гармоника бытует не только в фольклорной, но и в профессиональной сфере. В республиках Северного Кавказа с конца 20 века функционируют музыкально-образовательные учреждения, где введены классы по обучению игре на национальной адыгской гармонике.
Внимание приковывают и такие инструменты, как трещотка для одной руки, хлопушка, газыри, примитивная трещотка, бубен, кастаньетка, доул – двусторонний барабан, бжамий - пастуший рожок, сырын, пшинетарко (пщынэт1аркъо) – арфа— щипковый струнный инструмент наподобие угловой арфы.
Адыгская лира - арфовидный инструмент, бывает в разных вариантах - с использованием ясеня, ели, клена. Внешне лира решена в образе оленя. Данный образ выбран не случайно – предки черкесов поклонялись Солнцу, а олень был живым воплощением бога Солнца.
Народный Адыгейский танец.
Адыгейские танцы – часть культуры народов Кавказа, оставшаяся практически нетронутой и дошедшая до наших дней в своем неизменном виде.
Танцы были одним из любимейших развлечений адыгов. Их исполняли на всех праздниках и увеселениях. Искусству танца адыги обучались с детства. В XVI – XVII вв. танцы строго подчинялись адатам. Было несколько видов народного танца. Танцы стали одним из факторов духовных исканий народа, они совершенствовались как произведения искусства.
Государственный ансамбль Государственный академический
народной песни и танца ансамбль народного танца Адыгеи
Очень популярный в народе попарно-массовый танец исполняемый в умеренно-быстром темпе. В турытуудже танцующие словно достигли полного обоюдного согласия в своих чувствах. Это – танец полного согласия.
Зафак- наиболее популярный и распространенный в народе парный лирический танец, исполняемый плавно и грациозно в умеренном темпе.
В этом танце танцующие как бы встретились впервые. Юноше понравилась девушка. Он в ходе танца приближается к ней и приглашающим и, поэтому сама тоже отходит назад. Данный танцевальный ход ( подход друг к другу и отход назад) повторяется с разных сторон несколько раз. Это танец первой встречи.
Конечно же будучи в Адыгее стоит попробовать адыгейскую кухню. Главное место в ней занимают блюда из баранины, говядины и птицы. Популярны здесь мучные изделия, а также фрукты – как в свежем, так и в сушеном виде. И, конечно, не забудьте про адыгейский сыр.
Къуае – адыгейский сыр
Лъэтэкъуай – сычужный сыр
Къоегъугъ – копченый сыр
Къояжъ – жареный сыр
В заключении хотелось бы сказать, что роль культуры народов в Республике Адыгея несет в себе большое значение для каждого жителя. С каждым днем в Адыгее формируются новые творческие коллективы, основной целью которых является сохранение культурных традиций своего народа и воспитание чувства патриотизма в подрастающем поколении, а так же любви к своей большой и малой Родине.
Читайте также: