Доклад на тему песни адыгейцев

Обновлено: 01.05.2024

Основными жанрами являются песня, танец и марш. От этих жанров происходят и все остальные жанры музыки. Например, почти у каждого народа есть колыбельные, трудовые, лирические песни, песни о героях или другие. А танцы бывают хороводные или плясовые.

В указанных примерах речь шла о бытовых жанрах музыки. Классические жанры музыки нам тоже хорошо знакомы: симфония, концерт, сюита и так далее.

Ключевые слова

Народная музыка, фольклор, песни, Адыгея, Калмыкия, интонационный строй, образное содержание, исполнитель, оркестр, танец, музыкальные инструменты.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем особенности интонаций музыки народов Адыгеи и Калмыкии;

научимся определять музыкальные образы;

сможем записать интонации народных песен.

Основное содержание урока

Мы продолжаем музыкальное путешествие по просторам нашей необъятной Родины. Сегодня нам предстоит познакомиться с музыкальными красками народов Адыгеи и Калмыкии. Знания истории своего народа, его культуры, искусства, быта помогают человеку глубже осознать свои исторические корни, этапы становления своего народа, место и значимость культурного наследия.

Народная музыкальная культура адыгейцев включает песенное творчество и музыку к танцам. Песни имеют хоровое сопровождение. Древнейшим видом песенного творчества является йоред — мужская песня, исполняемая в характере речитатива певцом-солистом с сопровождением унисонного хора. Речитатив —это музыкальный термин, называющий напевную речь, заимствован из итальянского языка (recitativo ), что означает декламировать — род вокальной музыки, приближающийся к естественной речи при сохранении музыкального строя и ритмики. Темы этих песен разнообразны: сказания про народных героев адыгейцев, военные, походные, охотничьи и другие. Особую группу составляют песни о борьбе за независимость адыгейцев и песни в честь павших героев — игыбыз.

Как вы думаете, ребята, о каких жанрах в музыке мы с вами сейчас ведём речь: классических или бытовых? Сегодня мы говорим о бытовых жанрах творчества народов России. Жанр – это вид музыкального произведения, которое имеет свои отличительные черты, своё содержание и название.

Танцевальность и песенность адыгейского народа имеет особый острый ритм, пульсация ударных инструментов заставляет чувствовать ритм самой жизни.

В адыгском песенном фольклоре создавались портреты легендарных воинов и героев, воспевались их удачи и победы, утверждался образ благородного и сильного человека как примера для молодого поколения. Будучи народом честолюбивым, адыги более всего восхваляли в своих песнях славу и успех. Адыги были сдержаны в проявлении чувств, немногословны, но в танце можно было увидеть энергию народа, его неукротимое стремление к свободе, силу и мощь духа, особые музыкальные интонации, а интонации – это основа любой музыки.

Композиция танцев, костюмы, атрибутика пропитаны национальным духом и характером содержание. Танец и песня для адыгов - это больше, чем искусство. Говорят, что если хочешь познать силу народа, посмотри на его танцы. А если хочешь познать душу народа - послушай его песни. Послушайте танцевальную музыку, прочувствуйте ритм и определите музыкальные инструменты, в исполнении которых звучит мелодия. Вы услышали музыку в исполнении гармони и трещоток.

Древний адыгский народ создал самобытные музыкальные инструменты. Манера и техника игры на них совершенствовались веками. Инструменты, о которых помнят в народе или те, что бытуют по сей день, немногочисленны. Среди них шычепщын, камыль, пхачич. Представим себя на сцене. Наша задача - поддержать танцоров ритмичными хлопками.

Героями народных сказок калмыков были не только люди, но и звери, и птицы. А как вы думаете, ребята, как можно изобразить пение птиц? Какие инструменты могут это передать? Как в нотной записи мы можем это сделать? Трелями, глиссандо, форшлагом – музыкальными украшениями.

У калмыков сохранились легенды, где говорится, что предки их пришли с далеких предгорий Алтая, бережно сохранив горловое пение, характерное для народов Сибири, Алтая, Крайнего Севера. Этот удивительный вид пения особо распространен в Монголии, Тыве, на Алтае, Тибете, Внутренней Монголии. Горловое пение - это древний вид пения, своеобразный стиль музыки, сохранившийся до нашего времени. В давние времена, когда человек жил в гармонии с природой, люди не отделяли себя от мира животных, растений, почитали мать землю, реки, леса.

В наше время сохранились некоторые древние инструменты, с помощью которых калмыцкие народные музыканты передавали сложные мелодии. Наибольшее распространение получил двухструнный щипковый инструмент – калмыцкая домбра. Этот инструмент распространен как в профессиональной концертной практике, так и в художественной самодеятельности и быту.

У калмыков есть ещё один излюбленный музыкальный инструмент, напоминающий горизонтальную арфу или лютню – ятха. Короткая часть этого изгиба служила ножкой. Звук ятхи был мелодичным, как бы журчащим, напоминал украинскую бандуру.

Мы убедились, что музыкальная культура Калмыкии и Адыгеи отличается разнообразием звучания древних музыкальных инструментов, уникальными традициями пения и бережно хранимым народным эпосом. В заключение послушайте народные калмыцкие напевы.

Разбор типового тренировочного задания

Нар. муз. культура адыгейцев включает песенное творчество и музыку к танцам. Как правило, песни имеют хор. сопровождение. Древнейшим видом песенного творчества является форма оред (йоред) - мужская песня, исполняемая в характере речитатива певцом-солистом с сопровождением унисонного хора. Тематика этих песен разнообразна: сказания нартовского эпоса (нарты - нар. герои у адыгейцев), героич. военные, походные, охотничьи и др. Особую группу составляют песни о борьбе за независимость адыгейцев и песни в честь павших героев - игыбыз.
Песни, исполняемые в быстром темпе, сопровождаются игрой на инструментах и, как правило, связаны с танцами. Эти песни отличают чёткая ритмика и живой, весёлый характер. По тематике они разделяются на бытовые, любовные, юмористич., сатирич. и др. Кроме песен, сплошь идущих с инстр. сопровождением, встречаются песни, основанные на чередовании вок. (хор.) и инстр. эпизодов. У адыгейцев 2 основных типа нар. танца: удж - парный; зафак, загатлят, исламей - групповые, бытующие во многих вариантах.
Среди адыг. нар. инструментов: пхачич (ударный), камыль (дух. инструмент типа продольной флейты), шичепшин (двуструнный смычковый инструмент) и др. С сер. 19 в.получила распространение гармонь.
А. м. в основе диатонична, встречаются ионийский, миксолидийский и фригийский лады. Ей свойственно большое ритмич. разнообразие (при этом нечётный метроритм встречается редко). Часто применяются триоли, синкопы. Для нар. песен характерно двухголосие, слагающееся из партий певца и хора, сопровождающего солиста в унисон или имеющего самостоят. мелодич. рисунок. Рус. композиторы, посещавшие Кавказ (А. А. Алябьев, М. А. Балакирев и др.), использовали адыг. нар. музыку в своём творчестве. Активное изучение адыг. фольклора было начато после Октябрьской революции. Большую работу в этом отношении провели М. Ф. Гнесин, А. Ф. Гребнев, Г. М. Концевич, В. Л. Мессман, H. H. Миронов и др. Проф. муз. творчество адыгейцев развивается гл. обр. в обл. песенного жанра. Среди адыг. композиторов - М. Бесиджев, Г. Самогова, У. Тхабисимов, К. Туко и др.; певицы - засл. арт. РСФСР Г. Самогова, З. Чичева, Р. Шеожева, певец К. Хейшо.
В Адыг. АО работает Ансамбль нар. песни и танца.

Литература : Гнесин М. P., Черкесские песни, "Народное творчество", 1937, No 12; Гребнев А. Ф. (сост.), Адыгэ орэдхэр. Адыгейские (черкесские) народные песни, М.-Л., 1941; Столяров, Произведения русских композиторов на кабардинские темы, "Ученые записки Кабардинского научно-исследовательского института", т. 2, Нальчик, 1947; Шейблер Т. К., Из истории развития кабардинской музыки за годы Советской власти, там же, т. 4, 1948.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .

Полезное

Смотреть что такое "Адыгейская музыка" в других словарях:

Адыгейская автономная область — Адыгея. В составе Краснодарского края РСФСР. Образована 27 июля 1922. Площадь 7,6 тыс. км2. Население 379 тыс. человек (1969, оценка). В А. 6 административных районов, 1 город и 4 посёлка городского типа. Центр город Майкоп. … … Большая советская энциклопедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Туко, Каплан Сагидович — род. 8 апр. 1936 в Краснодаре. Композитор. В 1965 окончил адыгейское муз. училище (отд. дирижирования и дух. и ударные инстр. труба), в 1972 Краснодарский ин т культуры по кл. хор. дирижирования А. И. Попова и кл. композиции Н. М. Хлопкова. В… … Большая биографическая энциклопедия

Коми-Пермяцкий округ — Коми Пермяцкöй округ, Коми Перем кытш Герб (описание) … Википедия

Коми-Пермякия — Коми Пермяцкий округ Коми Пермяцкöй округ, Коми Перем кытш Герб Флаг Страна … Википедия

Коми-Пермятский автономный округ — Коми Пермяцкий округ Коми Пермяцкöй округ, Коми Перем кытш Герб Флаг Страна … Википедия

Коми-Пермяций автономный округ — Коми Пермяцкий округ Коми Пермяцкöй округ, Коми Перем кытш Герб Флаг Страна … Википедия

Коми-Пермяцкий АО — Коми Пермяцкий округ Коми Пермяцкöй округ, Коми Перем кытш Герб Флаг Страна … Википедия

Коми-Пермяцкий авт.округ — Коми Пермяцкий округ Коми Пермяцкöй округ, Коми Перем кытш Герб Флаг Страна … Википедия

Коми-Пермяцкий автономный округ — Коми Пермяцкий округ Коми Пермяцкöй округ, Коми Перем кытш Герб Флаг Страна … Википедия


До наших дней дошла лишь часть информации о музыкальных аспектах истории культуры Адыгеи. Не вызывает сомнения, что это заслуженно важнейшая роль адыгейских музыкантов в общественной жизни горского этноса.

Адыгейская музыкальная культура с исторической и современной точки зрения представляет собой систему, сочетающую давно сложившиеся и новые формы бытования. Наиболее известны образцы адыгейской музыки XIX — XXI веков, представленных в виде самодеятельных форм, музыкального фольклора, а также эстрадного и академического искусства.

Система музыкальной культуры адыгов имеет сегодня выраженную живую, динамичную форму и включает в себя множество элементов. Структурно эта система сложилась около двух веков назад и повторяет строение развитых типов других национальных культур Северного Кавказа. К концу XX века произошло разделение общего движения адыгейской музыки на традиционную, эстрадную и академическую формы, и каждой из них сейчас соответствует своя аудитория и свои известные музыканты.

Основная фигура адыгейского музыкального творчества — это средневековые джегуако (артисты, выступавшие на общественных и семейных торжествах). Как у себя, так и за пределами региона, стали известны имена многих исполнителей и композиторов Адыгеи: Ким Тлецерук, Магомет Хагаудж, Каплан Туко, Аслан Нехай и другие.

Особо стоит отметить исторический период становления советской власти, когда появилась художественная самодеятельность, и как особая форма развития музыкальной культуры, она стала основой абсолютно нового для адыгов музыкального направления, тесно связанного с эстрадным и академическим музыкальным профессионализмом. Традиционная музыкальная культура адыгов осталась самой масштабной и популярной областью культуры и в наши дни. Более того, в конце XX века в Адыгее произошло возрождение института джегуако, но в новых актуальных формах и в росте числа молодых гармонистов и народных инструментальных ансамблей, играющих на праздниках и других культурных событиях.

Музыкальный инструмент шичепшине известен на Северном Кавказе у адыгов ещё с древних времён. Название инструмента происходит от двух адыгейских (черкесских) слов: шиче – конский хвост и пшин – музыкальный инструмент. Фото с сайта papahastories.ru

Новый век отмечен попытками возрождения культуры традиционного пения и освоения таких национальных музыкальных инструментов, как камыл и шичепшине.

Развитие музыкального фольклора — это основа становления национального искусства вообще. Поэтому никогда не останавливается в республике работа по записи произведений в этнографических экспедициях, которые затем записываются профессиональными музыкантами и исполнителями, а в последующем используются и самодеятельными артистами. И вокальная и танцевальная культура Адыгеи сегодня являются единым целым, включающим музыкальный фольклор, самодеятельность, эстрадные жанры и академическое творчество. Культурное пространство, в котором формируются новые типы музыкальной культуры Адыгеи, состоит из клубов, Домов Культуры, концертных площадок, а также учреждения профессионального образования.

Музыкальная культура Адыгеи сегодня

Система музыкальной культуры Адыгеи сохранила национальный колорит и способность восприниматься аудиторией других культур, она неуклонно укрепляет с годами свои позиции в жизни этноса. Всё это дало возможность Адыгее стать вровень с другими субъектами Российской Федерации и уверенно чувствовать себя в общих процессах, происходящих в стране, и даже шире — в европейской музыкальной культуре.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Песенный жанр всегда является сембеозом литературы и музыки. Поэтому невозможно народные песни отнести либо к поэзии,либо к музыке- в песне словап и мелодия неразрывно связаны. Адыги очень любили петь сами и слушать песни в исполнении других.

Адыгея - многонациональная республика, на ее территории проживают более 100 национальностей. Основное население - русские (52 %) и адыги (24,2%). К числу других народов, населяющих республику, относятся армяне, греки и другие.

Адыгея - многонациональная республика, на ее территории проживают более 100 национальностей. Основное население - русские (52 %) и адыги (24,2%). К числу других народов, населяющих республику, относятся армяне, греки и другие.

Адыгея – это удивительный и сказочный мир, где воедино переплелись неповторимая природная красота, легенды седой старины и яркая колоритная культура.

Адыгея – это удивительный и сказочный мир, где воедино переплелись неповторимая природная красота, легенды седой старины и яркая колоритная культура.

Каждый год в Адыгее проходит множество культурно-развлекательных мероприятий.

Каждый год в Адыгее проходит множество культурно-развлекательных мероприятий.

День города в Майкопе отмечается в первое воскресенье июня.

День города в Майкопе отмечается в первое воскресенье июня.

Одним из крупнейших таких событий стало празднование дня города Майкопа в июне прошлого года. Не каждый день увидишь такое количество людей на улицах нашего города.

Одним из крупнейших таких событий стало празднование дня города Майкопа в июне прошлого года. Не каждый день увидишь такое количество людей на улицах нашего города.

В качестве сувенира из Майкопа можно привезти изделия местных народных промыслов: золотое шитье, ковер ручной работы, статуэтку из дерева или искусную чеканку. Часто поделки выполняются в скифском стиле.

В качестве сувенира из Майкопа можно привезти изделия местных народных промыслов: золотое шитье, ковер ручной работы, статуэтку из дерева или искусную чеканку. Часто поделки выполняются в скифском стиле.

ПЕСЕННЫЙ ЖАНР Песенный жанр является симбиозом литературы и музыки, так как слова и мелодии неразрывно связаны. Многие исследователи считают, что у адыгов именно в песне родилась поэзия, стихи были неразрывно связаны с мелодией. Адыги не только сами любили петь, но и умели слушать песни в чьём – либо исполнении.

ПЕСЕННЫЙ ЖАНР

Музыкальные инструменты и странствующие певцы джегуаго

  • В Черкесии большую роль в развитии музыкальной культуры играли странствующие певцы – джегуако. Часто князья и дворяне старались привлечь их на свою сторону. В результате сложилось два направления: дворянско-княжеский и демократический. Личность джегуако считалась неприкосновенной.
  • Музыка адыгейцев, имеющая ряд самобытных отличительных черт. Носители устной музыкально-поэтической традиции - в прошлом странствующие певцы джегуако гыбзау, аккомпанирующие себе на шичепшине.Жанровая система отличается многообразием функционально дифференцированных (трудовых, обрядовых) песен: пахарей, погонщиков волов при молотьбе, косарей, аробных, пасечных, пастушьих, охотничьих, при чесании шерсти, прополке кукурузы, очистке, толочении зерна, вызывании дождя, песен-заговоров от оспы, от ран и др. Танцы: зафак,исламей, зыгатлат, удж-турыту, удж-хурай, зекокаш.

Игра на гармонике стала популярной со второй половины XIX века. Существуя в культуре адыгов более чем 150 лет, в настоящее время гармоника бытует не только в фольклорной, но и в профессиональной сфере. В республиках Северного Кавказа с конца 20 века функционируют музыкально-образовательные учреждения, где введены классы по обучению игре на национальной адыгской гармонике.

 Внимание приковывают и такие инструменты, как трещотка для одной руки, хлопушка, газыри, примитивная трещотка, бубен, кастаньетка, доул – двусторонний барабан, бжамий - пастуший рожок, сырын, пшинетарко (пщынэт1аркъо) – арфа— щипковый струнный инструмент наподобие угловой арфы.

Внимание приковывают и такие инструменты, как трещотка для одной руки, хлопушка, газыри, примитивная трещотка, бубен, кастаньетка, доул – двусторонний барабан, бжамий - пастуший рожок, сырын, пшинетарко (пщынэт1аркъо) – арфа— щипковый струнный инструмент наподобие угловой арфы.

 Адыгская лира - арфовидный инструмент, бывает в разных вариантах - с использованием ясеня, ели, клена. Внешне лира решена в образе оленя. Данный образ выбран не случайно – предки черкесов поклонялись Солнцу, а олень был живым воплощением бога Солнца.

Адыгская лира - арфовидный инструмент, бывает в разных вариантах - с использованием ясеня, ели, клена. Внешне лира решена в образе оленя. Данный образ выбран не случайно – предки черкесов поклонялись Солнцу, а олень был живым воплощением бога Солнца.

Народный Адыгейский танец. Адыгейские танцы – часть культуры народов Кавказа, оставшаяся практически нетронутой и дошедшая до наших дней в своем неизменном виде.

Народный Адыгейский танец.

Адыгейские танцы – часть культуры народов Кавказа, оставшаяся практически нетронутой и дошедшая до наших дней в своем неизменном виде.

Танцы Танцы были одним из любимейших развлечений адыгов. Их исполняли на всех праздниках и увеселениях. Искусству танца адыги обучались с детства. В XVI – XVII вв. танцы строго подчинялись адатам. Было несколько видов народного танца. Танцы стали одним из факторов духовных исканий народа, они совершенствовались как произведения искусства.

Танцы были одним из любимейших развлечений адыгов. Их исполняли на всех праздниках и увеселениях. Искусству танца адыги обучались с детства. В XVI – XVII вв. танцы строго подчинялись адатам. Было несколько видов народного танца. Танцы стали одним из факторов духовных исканий народа, они совершенствовались как произведения искусства.

Государственный ансамбль Государственный академический

народной песни и танца ансамбль народного танца Адыгеи

Очень популярный в народе попарно-массовый танец исполняемый в умеренно-быстром темпе. В турытуудже танцующие словно достигли полного обоюдного согласия в своих чувствах. Это – танец полного согласия.

Очень популярный в народе попарно-массовый танец исполняемый в умеренно-быстром темпе. В турытуудже танцующие словно достигли полного обоюдного согласия в своих чувствах. Это – танец полного согласия.

Зафак- наиболее популярный и распространенный в народе парный лирический танец, исполняемый плавно и грациозно в умеренном темпе. В этом танце танцующие как бы встретились впервые. Юноше понравилась девушка. Он в ходе танца приближается к ней и приглашающим и, поэтому сама тоже отходит назад. Данный танцевальный ход ( подход друг к другу и отход назад) повторяется с разных сторон несколько раз. Это танец первой встречи.

Зафак- наиболее популярный и распространенный в народе парный лирический танец, исполняемый плавно и грациозно в умеренном темпе.

В этом танце танцующие как бы встретились впервые. Юноше понравилась девушка. Он в ходе танца приближается к ней и приглашающим и, поэтому сама тоже отходит назад. Данный танцевальный ход ( подход друг к другу и отход назад) повторяется с разных сторон несколько раз. Это танец первой встречи.

Конечно же будучи в Адыгее стоит попробовать адыгейскую кухню. Главное место в ней занимают блюда из баранины, говядины и птицы. Популярны здесь мучные изделия, а также фрукты – как в свежем, так и в сушеном виде. И, конечно, не забудьте про адыгейский сыр.

Конечно же будучи в Адыгее стоит попробовать адыгейскую кухню. Главное место в ней занимают блюда из баранины, говядины и птицы. Популярны здесь мучные изделия, а также фрукты – как в свежем, так и в сушеном виде. И, конечно, не забудьте про адыгейский сыр.

Къуае – адыгейский сыр

Къуае – адыгейский сыр

Лъэтэкъуай – сычужный сыр

Лъэтэкъуай – сычужный сыр

Къоегъугъ – копченый сыр

Къоегъугъ – копченый сыр

Къояжъ – жареный сыр

Къояжъ – жареный сыр

В заключении хотелось бы сказать, что роль культуры народов в Республике Адыгея несет в себе большое значение для каждого жителя. С каждым днем в Адыгее формируются новые творческие коллективы, основной целью которых является сохранение культурных традиций своего народа и воспитание чувства патриотизма в подрастающем поколении, а так же любви к своей большой и малой Родине.

В заключении хотелось бы сказать, что роль культуры народов в Республике Адыгея несет в себе большое значение для каждого жителя. С каждым днем в Адыгее формируются новые творческие коллективы, основной целью которых является сохранение культурных традиций своего народа и воспитание чувства патриотизма в подрастающем поколении, а так же любви к своей большой и малой Родине.

Читайте также: