Французский дед мороз пер ноэль доклад

Обновлено: 16.05.2024

Друзья! Вот уже совсем скоро наступит Новый Год! Каким бы не предстал перед нами старый год, хочется закончить его на приятной, светлой ноте. В связи с чем предлагаю вам прочесть занимательную, в какой-то степени даже познавательную новогоднюю статью, в которой будут представлены фольклорные рождественские и новогодние персонажи из разных стран мира. Без сомнений, будет очень интересно!

Юлебукк

Для начала взглянем на скандинавских рождественских персонажей. Например, в Норвегии и Швеции традиционного рождественского персонажа зовут Юлебукк . На русского Деда Мороза он не сильно похож, скорее он напоминает гнома. Юлебукк носит гольфы, деревянные башмаки, жилет и, конечно же, колпачок. Местом его проживания является лесной домик, а средством передвижения - телега, запряженная лисами. Непременным спутником Юлебукка считается волшебная праздничная коза, в ожидании которой детишки любят наполнять свою обувь овсом.

Йоулупукки

Эстонский Йыулувана весьма похож на финского соратника Йоулупукки своей белоснежной бородой, все тем же красным тулупом и колпачком. Отличие лишь в том, что Йыулувана не имел склонностей к переодеванию в козлиные шкуры.

Зимние фольклорные персонажи и зарождение их легенд уходят корнями в глубокую древность. Однако, как уже было отмечено, культовый образ святого Николая преобразовался в Санта-Клауса, но сначала была все же трансформация в немецко-голландского Синтерклааса. Судя по всему, тогда же на территории Франции и появился предшественник современного Пер-Ноэля.

Синтерклаас

Торжественный старичок Синтерклаас приплывает к нидерландским детям с подарками на пароходе, прямиком из Испании. Синтерклаас ездит в красном одеянии верхом на белом коне. Помощники Синтерклааса, Черные Питы, помогают святому в доставке и упаковке груза для детей, информация о котором хранится вместе с адресами и именами в большущей книге Синтерклааса.

Пер-Ноэль или Папа Ноэль

Пер-Ноэль или Папа Ноэль (дословно можно перевести как "Отец-Рождество") - так зовут задорного деда, который раздает детям подарки в Рождественскую ночь во Франции, Бразилии, Аргентине, Египте и во многих других странах. Рождественский дед отличается от своих родственных персонажей в других государствах способом передвижения. У Пер-Ноэля нет никакой упряжки с оленями и никаких помощников. Он предпочитает ходить пешком, а кафтан не украшают узоры. Среди самых экзотичных стран, в которых дети с блеском в глазах ждут Пер-Ноэля, можно назвать Гаити, Андорру, Мадагаскар, Сенегал, Чад, Того.

Оленцеро

В Испании также чтят Папу Ноэля, однако в данной статье хочется рассказать о рождественском персонаже, который приносит подарки детям испанских и французских басков. Это угольщик Оленцеро , большой мужчина в традиционной, запачканной углем баскской одежде, в черном берете. Оленцеро спускается с гор, чтобы наградить послушных детей.

Баббо Натале

Причудливое имя носит итальянский персонаж - Баббо Натале. Как уже было сказано, именно с собитиями жития Николая Чудотворца связывают обычай дарить рождественские подарки. Кроме ярко-красного кафтана и длинной бороды, Баббо Натале носит очки. Иногда верной спутницей Баббо Натале является итальянская волшебница Фея Бефана , однако действуют персонажи все таки по отдельности. Также, Баббо Натале можно встретить на Рождество в Сан-Марино.

Вайнахтсман

Фазер Кристмас

Детишки в Англии будут также не против спеть веселую песенку добрейшему старичку с роскошной белоснежной бородой, которого зовут Фазер Кристмас , что переводится как " Отец Рождество". Однако занимательным будет тот факт, что Фазер Кристмас является рождественским дедом еще и в таких странах, как Нигерия, Мозамбик, ДР Конго и прочих.

А вы знаете, как зовут французского Деда Мороза? В преддверие Рождества я поделюсь с вами необычной историей главного зимнего волшебника и даже расскажу о том, как он связан с Дижоном!

Предшественник Пер Ноэля

Прототипом Пер Ноэля является Святой Николай, день которого традиционно отмечается во многих странах Европы 6 декабря. Подробно об этом празднике вы можете прочитать в моей предыдущей статье, а пока я опишу облик Пер Ноэля, который появляется в полночь на осле и одаривает послушных детей, проникая через дымоходы, чтобы оставить подарки в специально развешанных по такому случаю чулках и башмаках.

Традиционный Пер Ноэль отличался худощавым телосложением и длинной прямой бородой. Одет он был в длинное пальто темного цвета с капюшоном, обычно синего, реже красного, а в руках держал мешок или корзину, наполненную подарками. Но в наши дни французский волшебник изрядно располнел, обзавелся очками и сменил костюм. Что же стало причиной таких изменений?

Современный Пер Ноэль

Pere Noel Пер Ноэль

После победы во Второй Мировой войне во Францию пришла американская мода, которая коснулась и Рождества. Пер Ноэль в новом красном полушубке с кожаным ремнем стал практически точной копией Санта Клауса, переняв пышную бороду и добродушную полноту. С каждым годом он становился все популярнее среди детей и взрослых, участвуя в рекламных компаниях самых разных производителей.

Где живет Пер Ноэль?

Родиной Пер Ноэля считается Страсбург: не зря в этом городе проходят самые красивые ярмарки в Европе! Но если вы решите написать письмо французскому Деду Морозу, то на конверте нужно указать другой адрес. Уже во второй половине ноября в небольшом городке Либурн неподалеку от Бордо открывается секретариат Пер Ноэля. Красивые почтовые ящики можно найти в каждом городе Франции, потому что традиция таких писем до сих пор очень популярна среди детей, желающих получить подарок и просто пообщаться с Пер Ноэлем. К счастью, обратная связь не заставляет себя долго ждать — специальные службы не оставляют ни одно письмо без ответа, даря атмосферу праздника и волшебства.

В наше время Дед Мороз, а по-французски Пэр Ноэль (Père Noёl), является неотъемлемым персонажем празднования Рождества.

Раньше спутником Святого Николая был его антоним – Пэр Фуэттар (Père Fouettard). Этот дедушка отнюдь не так добр и был призван наказывать непослушных детей розгами. Этим персонажем любили пугать нерадивых детей. Однако впоследствии он постепенно исчезает из действительности и остается лишь в истории.

История повернулась так, что во время протестантской реформы XVI-го века праздник Святого Николая был вычеркнут из календаря многих европейских стран. Но, несмотря на это, голландцы сохранили своего Sinter Klaas (голландское название Святого Николая) и его обычай раздавать подарки.

Голландские и немецкие иммигранты вместе со своим Sinter Klaas вернули во Францию Санта Клауса (то есть Святого Николая), где он и принял тот широкий коммерческий размах, который мы можем наблюдать сегодня повсеместно. Sinter Klaas во Франции постепенно внешне и культурно преображается в Рождественского Папашу, Пэр Ноэль.

Немного истории

1809г
После реформы XVI-го века прошло не одно столетие, прежде чем Святой Николай уже в сказочно-фантастичном образе вернулся в общественную жизнь Европы. Лишь в 1809 году писатель Вашингтон Ирвинг впервые говорит о воздушных путешествиях Святого Николая, которые тот совершает, раздавая подарки


1821г
Как ни странно главную роль в своем развитии Пэр Ноэль обязан американцам. Именно американский пастор, Клемен Кларк Моор, в 1821 году написал рождественскую сказку для детей, в которой появился очень милый персонаж, Рождественский Папаша, разъезжающий по воздуху в маленькой двуколке, запряженных восемью оленями. Кстати, у них также есть свои имена: Дашер, Дансер, Прансер, Виксен, Комет, Купид, Дондер и Блицен. Щедрого дарителя подарков Моор описывает в виде любопытного маленького домового, который спускается в дом через камин. Этот маленький шалун полноват, жизнерадостен и улыбчив. Моор в своем рассказе заменяет колпак Святого Николая на симпатичную шапочку, его посох – на леденец, и, наконец, освобождается от Папаши Фуэттара, вечно пугавшего малышей своими розгами

Пэр Ноэль в санях

Пэр Ноэль в санях

Санта Клаус

Влияние американской прессы быстро растеряло глубокие моральные атрибуты Святого Николая в пользу щедрого персонажа, Санта Клауса. Хотя привычка грозить непослушным детям тем, что они не получат подарков от Рождественского Папаши сохранилась до сих пор

С Рождеством!

Длинное пальто Рождественского Папаши в Америке было заменено красными штанами и туникой. Такое одеяние больше принято в Штатах, тогда как во Франции Пэр Ноэль все еще носит длинную одежду.

Этот новый образ и слава, которую ему придала реклама, сделали из старого человечка настоящего повелителя сказочной рождественской ночи, современного Пэр Ноэль.

Конечно, со стороны католиков были противники столь всепоглощающей популярности рождественского папаши в ночь с 24 на 25 декабря, ведь это был день Христова рождества! Было даже несколько демонстраций, вплоть до сжигания изображения популярного персонажа, но со временем все успокоилось.

Как бы то ни было, приход Рождественского Папаши, Санта Клауса или Деда Мороза для всех остается магическим и символизирует нашу привязанность к семье и близким…

Как по-вашему, действительно ли Пэр Ноэль обязан своей популярностью американской культуре? Или Вам известны другие подробности его истории?

Белозерова Анна Юрьевна

Цель работы – сравнение образов Деда Мороза и Пер Ноэля, оценка влияния данных персонажей на различные аспекты жизни людей посредством анализа поговорок.

Задачи:

  1. Провести сравнительную характеристику прототипов образов русского Деда Мороза и французского Пер Ноэля.
  2. Сравнить современные образы данных персонажей.
  3. Проанализировать содержание дошедших до наших дней поговорок, в которых упоминаются образы Мороза и Пер Ноэля, оценить, на какие аспекты жизни представителей русского и французского народа оказали влияние данные персонажи (или их прототипы).
ВложениеРазмер
rabota_na_npk_nach.shkola_chast1.docx 47.75 КБ
rabota_na_npk_nach.shkola_chast2.docx 2.62 МБ

Предварительный просмотр:

Сравнительная характеристика русского Деда Мороза и французского Пер Ноэля

Цель работы – сравнение образов Деда Мороза и Пер Ноэля, оценка влияния данных персонажей на различные аспекты жизни людей посредством анализа поговорок.

  1. Провести сравнительную характеристику прототипов образов русского Деда Мороза и французского Пер Ноэля.
  2. Сравнить современные образы данных персонажей.
  3. Проанализировать содержание дошедших до наших дней поговорок, в которых упоминаются образы Мороза и Пер Ноэля, оценить, на какие аспекты жизни представителей русского и французского народа оказали влияние данные персонажи (или их прототипы).

Образ Деда Мороза можно считать более древним, поскольку в его основе лежат языческие славянские боги Велес, Троян, персонажи Карачун, Прозвизд, Зимник, в то время как образ Пер Ноэля связан с образом Святого Николая Угодника, упоминания о котором относятся к христианскому периоду в Европе – 11-12 вв. Сами термины: Дед Мороз – в названии не фигурирует Рождество, Пер Ноэль ( фр. Père Noël , дословно переводится как Отец Рождества ) – образ связан с христианской религией.

Русский Дед Мороз – это персонаж славянского фольклора. На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили своеобразную устную летопись: прозаические предания, эпические сказания, обрядовые песни, легенды и сказки. Образ Деда Мороза многократно отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун, Позвизд, Трескун, Зимник).

Карачун (Корочун, Каручень) – злой дух, сокращающий жизнь, выделялся среди славянских божеств своей свирепостью. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами (рис. 1).

Позвизд - славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой – на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов (рис. 2).

Наиболее близкий современному Деду Морозу образ – это Зимник – старик небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет - там жди жестокой стужи (рис. 3).

Дед Мороз, как персонаж славянских сказок и обрядов, связан с тем периодом, когда "солнце поворачивает на лето, зима на мороз", то есть с зимним солнцестоянием. Он – Владыка зимнего холода и в этом своем качестве он, прежде всего – Повелитель Вод, которые именно в зимние холода предстают перед людьми во всех своих ипостасях: снега, льда, инея, пара, тумана и текущей подо льдом воды рек, озер и морей. Дед Мороз сковывает льдом водоемы, покрывает снегами леса и поля, украшает снегом и инеем ветви деревьев. Будучи Владыкой зимы, Дед Мороз несет с собой не только холод, снег и лед, но и ночь, тьму, так как световой день зимой в северных широтах предельно короток, а ночь велика (не говоря уже о трехмесячной полярной ночи). Как Владыка Ночи Дед Мороз повелевает звездами и Луной, ему подчинено зимнее небо, он украшает его Северным Сиянием. Его богатство — серебро, алмазы, жемчуг — все, что связано в традиционных представлениях с чистотой, холодом, лунным светом, слезами и магией. Не случайно, как отмечают исследователи, на серебряных славянских украшениях вплоть до XII — XIII веков христианской символики никогда нет. Возможно, это связано с тем, что издавна серебро ассоциировалось с Луной, лунным светом, лунными культами, а во многих алхимических текстах его прямо называли Луной.

Связанный с серебром, лунным светом, луной и ночью, Дед Мороз непосредственно связан и с "тем светом" — миром предков. Общеизвестно, что у многих народов Европы Луна считалась "Солнцем мертвых". Дед Мороз — Владыка Вод и Владыка Ночи, звезд и луны даже именем своим свидетельствует о связи с миром умерших. Ведь недаром столь близки слова "смерть, морена, морана", "море" и "мороз". Умереть — равносильно понятию "остыть", "околеть", то есть замерзнуть. Здесь стоит отметить, что у всех индоевропейских народов Европы празднование Нового года отмечено проведением карнавалов с ряжеными. Ученые предполагают, что само происхождение слова "маска", а это один из главных компонентов ряженья, связано с культом предков, так как слово "maska" означает "душа мертвого". Итальянский этнограф Паоло Тоски считает, что карнавал, как главный праздник начала года, предполагал возвращение в наш мир на эти дни существ загробного мира, мира предков. В русской традиции, кроме ряженья, как было отмечено ранее, существовал обычай, по которому накануне Рождества старший в доме высовывался с печи в волоковое окно или выходил на порог с ложкой овсяного киселя и звал: "Мороз, Мороз! Приходи кисель есть!". Овсяный же кисель — специфическое ритуальное блюдо, связанное с поминальной обрядностью.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что русский Дед Мороз – это Владыка Вод во всех их проявлениях (снег, иней, лед, пар, вода), Владыка Ночи и ее атрибутов — звездного неба, луны, полярного сияния, мрака, Владыка Серебра (символа луны, лунного света, магии, сакрального знания), Владыка мира предков и Дед, то есть прапредок. В древнеславянской мифологии все эти характеристики обнаруживаются у богов Трояна (Трехликого) , Велеса (Волоса, Владыки ) (рис. 4). Троян был не только богом зимы, снега, дорог. Будучи богом луны, он не принадлежал целиком к кругу светлых, благостных богов древних славян. Связанный с культом предков и плодородия, Троян был также божеством ночного мрака, темных сил и ужасов. И еще он был великим судьей, тем, кто награждает и наказывает и живых, и мертвых. На Севере Руси в дохристианский период аналогом Трояна было божество, носившее имя Велеса (Волоса) (рис. 4). Исследователи отмечают, что Мороз "обнаруживает несомненную связь" с Велесом-Волосом. При этом культ Велеса-Волоса был характерен именно для Русского Севера. Основа "Велес-Волос" в русском языке используется для обозначения власти. "Велес" — повелитель, распорядитель, указчик; "волосить" — властвовать. Именно к Велесу обращались с просьбой дать больше зерна, скота, детей, защитить от огня и злого человека.

В большинстве европейских стран прообразом рождественского и новогоднего персонажа является святой Николай Чудотворец (Угодник) (рис. 7) . Во Франции первые упоминания о нем датируются 1093 годом. Первоначально от имени Святого Николая (Saint-Nicolas-de-Port) в день его почитания 6 декабря в Европе дарились подарки детям.

Будущий Святой Николай родился в византийском городе Патаре (провинция Ликия), на территории нынешней Турции, во второй половине III века в семье состоятельных родителей-христиан (рис. 8) . С детства он был немного не похож на других детей. Этот мальчик помогал любому, кто попал в трудное положение. Св. Николай постоянно совершал добрые дела. И от этого другие люди тоже становились добрее, старались помочь знакомым и незнакомым. С детских лет он преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги. Он стал священнослужителем, а позже его выбрали архиепископом. Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, однако он отдал его на нужды благотворительности. Святой Николай был богатым человеком и заботился о бедных людях того времени.

О взрослом Святом Николае рассказывают множество историй. Одна из этих историй, по-видимому, легла в основу традиции получать от него подарки. Он спас трёх дочерей обнищавшего старика, который не мог обеспечить их приданым для свадьбы. Без приданого они не могли выйти замуж по обычаям того времени. Николай, в то время ещё не епископ, узнав об этом, решил воспользоваться отцовским наследством. На протяжении трёх ночей он пробирался в убогий дом и каждый раз закидывал через окно в комнату, где ночевали сёстры, кусок золота — на приданое для каждой дочери. По одной из версий, Святой Николай закидывал кошельки с золотыми монетами в дымоход, они попадал в сушащиеся у печи чулки. После этого старик сумел всех трёх дочерей выдать замуж с приданым за достойных людей.

Из народных легенд, появлявшихся на протяжении веков, мы узнаем о том, что Святой Николай помогал бедным и несчастным, незаметно по ночам подбрасывая в башмачки, оставленные у дверей, золотые монетки и кладя в окна пирожки. Среди спасённых им были несправедливо осуждённые на казнь простые люди, оклеветанные и брошенные в тюрьму византийские военачальники, моряки. Умер Св. Николай примерно в 342-351 гг., 6 декабря (по старому стилю) и был погребен в храме, в котором служил.

В 2005 году британский антрополог Кэролайн Вилкинсон (Манчестерский Университет) и ее коллеги восстановили внешний образ Николая Чудотворца, используя результаты вскрытия мощей святого, которое провел в 1953 г. итальянский профессор Луиджи Мартино (рис. 12). Изучение скелетных останков позволило воссоздать с помощью компьютерных программ внешность Святого Николая. Согласно исследованиям, он был около 168 см роста. т.е. совсем невысокий. Когда он умер, ему было примерно 65-70 лет. Если описывать его лицо, то оно было очень мужественным. У него был очень сильный, грубоватый череп, большая голова.

  1. Формирование современных образов Деда Мороза и Пер Ноэля

Таким образом, окончательное формирование современных образов Деде Мороза и Пер Ноэля произошло в 20 веке.

Внешний вид Пер Ноэля не отличается детальными описаниями в литературе. Известно, что он основан на облике Святого Николая. Пер Ноэль ходит с клюкой, а не с посохом и носит красную, как и Дед Мороз, широкополую шубу (рис. 20). В деревянных башмаках, а не в сапогах или валенках, с корзиной подарков, а не мешком, за спиной, он прибывает на осле, в отличие от Деда Мороза, который ездит на тройку лошалей. Оставив животное снаружи, Пер Ноэль проникает через дымоход в дом, сего на делает Дед Мороз. Подарки он кладет в обувь (sabots), которую дети заранее оставляют перед камином или в носки (чулки), а не оставляет под елкой.

В последнее время (с 1998 года) в России официальным и наиболее популярным местом проживания Деда Мороза считается город Великий Устюг в Вологодской области (рис. 21). Здесь существует почта Деда Мороза, сюда приходят письма Деду Морозу от детей со всей России. С 2005 года в Великолм Устюге отмечают день рождения Деда Мороза: 18 ноября. Эта дата была выбрана как день, близко к которому в Великом Устюге по статистике ударяют первые сильные морозы и не имеет ничего общего с мифологическими славянскими праздниками.

Французский Пер ноэль живет в городе Либурн во французском регионе Аквитания — там его резиденция. Как и у российского Деда Мороза, у Пер Ноэля есть и другие резиденции, например, в Канаде, поскольку там проживает много франкоговорящих людей. В Либурне действует почта Пер Ноэля, подобно почте Деда Мороза в Великом Устюге.

Наиболее часто Пер Фуэтара изображают в виде человека со зловещим лицом, одетого в темные одежды, с растрепанными волосами и длинной бородой (рис. 26). Он вооружен кнутом, большой палкой или розгами. В некоторых случаях его образ дополняют большой заплечной корзиной, в которую он сажал детей. Как правило, его лицо затемнено. Образ пугала Пер Феэтара впервые появился в 1150 году. По легенде, хозяин постоялого двора (по другим версиям — мясник) поймал трех мальчиков из богатых семей на их пути в религиозную школу-интернат. Он убил мальчиков, чтобы ограбить их. Святой Николай узнал о преступлении и воскресил детей. После этого Пер Фуэтар раскаялся и стал соратником св. Николая. По другой версии, Святой Николай заставил Пер Фуэтара присоединиться к нему в наказание за его грехи. В некоторых регионах Франции роль злого напарника Пер Ноэля выполняет Шаланд (Chalande). Этот бородатый старик носит меховую шапку и теплый дорожный плащ. В его корзине спрятаны розги для непослушных и ленивых детей. Таким образом, помощники Деда Мороза и Пер Ноэля Снегурочка и Пер Фуэтар (Шаланд) выполняют принципиально разные функции. Образ Снегурочки не имеет аналогов в Западноевропейской культуре.

Образ сурового владыки-Мороза нашел отражение в дошедших до наших дней русских пословицах и поговорках. Условно их можно разделить на три группы, в которых прослеживается влияние Мороза на окружающую природу (наблюдения, без непосредственного влияния на человека), влияние Мороза на сельское хозяйство, а, значит, на качество жизни и выживание народа, влияние непосредственно на физиологию и чувственный мир человека. Надо заметить, что в большинстве дошедших до нас поговорок, касающихся влияния на человека, он представляется вовсе не беспомощным перед Морозом, а способным противостоять леденящей силе природы в силу навыков, связанных с развитием цивилизации. Однако поговорки, затрагивающие влияние на сельское хозяйство, представляют собой обычно констатацию фактов, что отражает скорее фаталистическую природу влияния Мороза на урожай, т.е. этот аспект жизни человек пока не способен полностью контролировать, т.е. сохраняется зависимость жизни и здоровья от урожая и, следовательно, от влияющего на него Мороза. Надо заметить, что героем всех поговорок является свирепый Мороз как сила природы, а не как добрый христианский персонаж, дарящий подарки детям.

Читайте также: