Доклад ипра ребенка инвалида практические аспекты работы учителя дефектолога

Обновлено: 05.05.2024

Важной особенностью современного этапа развития российского образования является то, что родители призваны играть особую роль в управлении образовательными организациями. Родители на законодательном уровне получили возможность стать полноправными участниками образовательных отношений.

Одним из важных направлений в деятельности учителя-дефектолога является работа с семьями (родителями) детей с особыми образовательными потребностями.

Работа специалиста не будет эффективной без сотрудничества с семьёй ребенка. В частности с родителями.

Что же значить работать с родителями?

  • сотрудничество
  • включение
  • участие
  • обучение
  • партнерство

Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, и др.).

Задачами реализации психолого-педагогического сопровождения семьи для учителя – дефектолога в образовательном учреждении являются следующие:

  • Оказать квалифицированную поддержку родителям (социально-правовую, психолого-педагогическую);
  • повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми;
  • создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;
  • формировать адекватные взаимоотношения между родителями и их детьми;
  • воспитывать привычки обращаться за помощью к врачам и педагогам в вопросах коррекции обучения и воспитания.

Определив цель и задачи работы учителя-дефектолога с семьями, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрим формы организации коррекционно-педагогического процесса с родителями.

Формы взаимодействия дефектолога с родителями- это способы организации их совместной деятельности и общения.

В педагогической практике существуют основные формы взаимодействия с семьей: индивидуальных, коллективных (групповых) и наглядно-информационных форм работы с родителями.

Применение индивидуальных, коллективных (групповых) и наглядно-информационных форм работы с родителями обучающихся с ОВЗ позволяет поднять на новый уровень взаимодействие между школой и семьёй и тем самым существенно повысить эффективность всего процесса воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наиболее эффективными формами организации коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога с семьей, являются:

  • консультативно-рекомендательная;
  • лекционно-просветительская;
  • наглядно-информационных форм работы с родителями обучающихся;
  • практические занятия для родителей;
  • индивидуальные и групповые занятия с родителями и их ребёнком.

Рассмотрим каждую из них подробно.

1. Консультативно-рекомендательная работа – включает первичное и повторное психолого-педагогическое обследование:

Педагогический консилиум. Данная форма помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей есть желание что-то изменить в сложившейся ситуации).

Лист вопросов учителю-дефектологу от родителей: родители пишут вопросы, учитель – дефектолог в виде:

Индивидуальной консультации. Это практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т.п. характера; на индивидуальных консультациях сообщают результаты диагностики, рассказывают об индивидуально - психических особенностях ребенка, дают рекомендации о путях и методах решения проблем в развитии.

Индивидуальной беседы отвечает на интересующие вопросы родителей. Эта самая доступная форма установление связи между дефектологом и родителем. Она используется самостоятельно . так и с другими формами.

Анкетирование. При его помощи удается выявить общий план семьи, уровень образования и возраст родителей, характер их взаимоотношений с ребенком. Проанализировав результаты анкетирования родителей, составляем перспективный план работы с родителями и формы работы.

Интервью позволяет установить соответствующую атмосферу в сфере общения с родителями, наладить обратную связь об их отношении, дальнейших ожиданиях оказываемой помощи.

Опросы родителей с целью изучения родительского мнения по разным проблемам.

Бюллетени (объявления, просьба, информация)

2. Лекционно-просветительская работа – проведение лекционных занятий для получения необходимых теоретических знаний по различным вопросам воспитания и обучения детей.

Проведение лекционных занятий. Организация специального курса для родителей по той или иной тематике

Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания и обучения детей с ОВЗ).

Классные и общешкольные родительские собрания.

  • Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;
  • решение организационных вопросов;
  • информирование родителей по вопросам взаимодействия ОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.

Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.

Родительские конференции (общешкольные, классные) Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность.

Консультаций для получения необходимых теоретических знаний по различным вопросам воспитания и обучения детей.

Участие родителей в тематических собраниях, проводимых дефектологом совместно с другими специалистами ОУ. Можно проводить в режиме онлайн, используя Скайп.

Элементом лекционно-просветительской работы является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе с родителями:

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):

Собственный интернет сайт.

Использование электронных носителей, мультимедийные презентации.

Переписка: общение по электронной почте, по телефону. Главное условие – это доброжелательный тон переписки.

3. Из наглядно-информационных форм работы дефектолог используются следующие:

4. Практические занятия для родителей

  • Семинары-практикумы (выступлений, бесед, ролевых игр и др.) Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии
  • Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности). Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.
  • Родительский клуб - особая форма взаимодействия между участниками. Создание единого образовательного пространства, оптимизация сотрудничества педагогов с родителями. Главная цель - заинтересовать родителей. Представляют собой объединение родителей для обмена опытом семейного воспитания, общения, приобретения знаний, реализации какой-либо деятельности, проведения активного досуга и т. д.
  • Круглые столы. Обмен опытом между родителями, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья. Проводятся в непринуждённой обстановке, что позволяет родителям познакомиться, рассказать о себе, о своих детях и их проблемах, услышать о других.
  • Мастер-классы. Проводятся в непринужденной обстановке. Родители знакомятся друг с другом, рассказывают о своих детях, их проблемах, видя, что их понимают, что другие также прошли через подобное состояние. Во время этих встреч родители получают полезную информацию (например, где оформить инвалидность ребенка, какие документы при этом необходимы и т.д.), а также очерчивают круг тех вопросов, на которые еще не смогли получить ответы.
  • Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.
  • Дни открытых дверей. Знакомство с ОУ, направлениями и условиями его работы.
  • Совместное участие родителей и детей в различных интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и турнирах, совместных проектах.

5. Индивидуальные и групповые занятия с родителями.

Такая практика позволяет родителям увидеть своего ребенка в учебно-воспитательном процессе, дает информацию о специфике обучения ребенка с ОВЗ и способах коррекции

  • демонстрация родителям приёмов работы с ребёнком на коррекционно-развивающих занятиях, для дальнейшей коррекции ребенка в домашних условиях;
  • посещение семьи (индивидуальная работа с ребенком и родителями, обучение на дому).
  • конспектирование родителями занятий, проводимых учителем - дефектологом; выполнение домашних заданий со своим ребёнком;
  • чтение родителями литературы, рекомендованной специалистом;
  • реализация творческих замыслов родителей в работе с ребёнком.

Таким образом, данная система работы учителя – дефектолога с родителями позволяет:

  • оказать квалифицированную педагогическую поддержку родителям;
  • привлечь к коррекционно-воспитательной работе всю семью ребенка;
  • информировать родителей о проведенных занятиях, предлагать задания для закрепления изученного материала;
  • разъяснить и показать родителям, в чем состоит коррекционно-развивающая работа ОУ, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях в домашних условиях;
  • повысить педагогическую культуру родителей. повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми

Доверяйте родителям, создавайте условия для их активного участия в воспитании и обучении ребенка, прислушивайтесь к родителям, но не идите у них на поводу и не допускайте панибратства, будьте терпеливы и корректны, уверенны и последовательны.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выполнение рекомендаций

по ИПР детей инвалидов

(из опыта работы)

(выступление на педсовете)

Подготовила:

учитель начальных классов

Суровикина Т. В.

2016-2017 учебный год

индивидуального сопровождения

Дохнова Антона

Мероприятие

Ответственный

сопровождения

ЛФК, массаж, ФТЛ, медикаментозное лечение 2 раза в год, ношение очков

Медицинские работники

Развитие обшемоторных навыков

Развитие саморегуляции психической деятельности

Коррекция нарушений эмоциональной сферы

Развитие зрительно – пространственной координации

Развитие мелкой моторики

Воспитатель

Формирование навыков учебной работы

Формирование фонематического восприятия, фонематического анализа

Обогащение словаря

Формирование обобщающих понятий

индивидуального сопровождения

Плаксина Кирилла

Мероприятие

Ответственный

сопровождения

ЛФК, массаж, ФТЛ, медикаментозное лечение 2 раза в год

Медицинские работники

Развитие обшемоторных навыков

Развитие саморегуляции психической деятельности

Коррекция нарушений эмоциональной сферы

Развитие зрительно – пространственной координации

Развитие мелкой моторики

Воспитатель

Формирование навыков учебной работы

Формирование фонематического восприятия, фонематического анализа

Обогащение словаря

Формирование обобщающих понятий

индивидуального сопровождения

Суворовой Василисы

Мероприятие

Ответственный

сопровождения

ЛФК, массаж, ФТЛ, профлечение 2 раза в год, носить очки

Медицинские работники

Развитие обшемоторных навыков

Развитие саморегуляции психической деятельности

Коррекция нарушений эмоциональной сферы

Развитие зрительно – пространственной координации

Развитие мелкой моторики

Воспитатель

Формирование навыков учебной работы

Формирование фонематического восприятия, фонематического анализа

Обогащение словаря

Формирование обобщающих понятий

индивидуального сопровождения

Скворцова Андрея

Мероприятие

Ответственный

сопровождения

ЛФК, массаж, ФТЛ, профлечение 2 раза в год.

Медицинские работники

Развитие обшемоторных навыков

Развитие саморегуляции психической деятельности

Коррекция нарушений эмоциональной сферы

Развитие зрительно – пространственной координации

Развитие мелкой моторики

Воспитатель

Формирование навыков учебной работы

Формирование фонематического восприятия, фонематического анализа

Обогащение словаря

Формирование обобщающих понятий

В комплекте 2-3 класс обучается 4 учащихся, которые имеют следующий диагноз заболевания:

Дохнов Антон - ДЦП, нижний спастический парапарез, ЗПР, 5 группа здоровья. Обучается по программе 2 класса 6. 4.

Плаксин Кирилл - ДЦП, спастический тетрапарез, симптоматическая генерализованная эпилепсия, сходящее косоглазие, задержка ПРР. Группа здоровья V. Обучается по программе 2 класса 6. 4.

Скворцов Андрей - нижний парапарез, нарушение функций тазовых органов, резидуальная энцефалопатия, врожденная аномалия ЦНС. Гуппа здоровья 5. Обучается по программе 3 класса 6. 2.

Суворова Василиса - спинальная амиотрофия Вердника – Гофмана 2 типа. Гиперметропия средней тяжести обеих глаз. Группа здоровья 5. Обучается по программе 2 класса 6. 2.

На каждого ребёнка составлен план индивидуального сопровождения: дети согласно графику посещают занятия ЛФК, получают медикаментозное лечение 2 раза в год, медицинские работники и учитель следим за ношением детьми очков. Плаксин Кирилл проходил реабилитацию и получал санаторное лечение.

Дохнов Антон, Суворова Василиса посещали массажный кабинет. Было сделано 10 назначений.

От психолога были получены рекомендации по саморегуляции психической деятельности, по коррекции нарушений эмоциональной сферы.

Логопедом были проведены индивидуальные занятия на развитие артикуляционного аппарата и постановку звуков. (Дохнов Антон, Плаксин Кирилл – 8 ч. Звук Л). А также были проведены групповые занятия по развитию грамматического строя речи. (Дохнов Антон, Плаксин Кирилл – 8 ч.)

Согласно плану индивидуального сопровождения в течение 3 четверти мной, как учителем, было проведено 33 занятия по развитию высших психических функций. В ходе занятий развивались внимание, память, мышление, воображение.

Развитие мелкой моторики

Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Н.М. Аксарина, Э.Р. Пилюгина и др., доказали влияние моторного развития на умственное развитие ребенка. Они пришли к выводу, что тренировка пальцев рук не только стимулирует умственное развитие ребенка, но и способствует формированию навыков самообслуживания и подготовки руки к письму

Делают поделки (5-6-7-8)

Зашнуровывают ботинки (9-10-11)

Пальчиковая гимнастика (12-13-14)

Шнуровки. Бусинки. (15-16-17-18)

Пуговицы. Крышечки. (19-20-21)

Крупа (25-26-27 -28)

Нетрадиционные формы рисования (34-35)

I Развитие навыков учебной работы

Вот некоторые приёмы работы, которыми я пользуюсь на этом этапе.

Волшебный квадрат (5 на 5).

На каждом уроке используется методика орфографического проговаривания.

Письмо с проговариванием. Ученики диктуют предложение, произнося каждое слово орфографически, диктуют слово по слогам, называя слог и гласную в нём.

Письмо с комментированием. Элементы комментирования включаются в самые разнообразные виды упражнений.

Повторение изученной орфограммы. Отработка каждой повторяемой орфограммы проводится в течение одной недели.

Формулировка правил идёт с опорой на ключевые слова, так как не следует излишне напрягать память слабоуспевающих учеников требованием его запомнить, при повторении в течение шести дней это произойдёт само собой.

II Обогащение словаря

Словарный запас младших школьников продолжает оставаться ограниченным, в частности по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной тематической группы имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения. Эта тема не случайно выбрана мной как образец работы по обогащению речи младших школьников. Известно, что для учащихся начальной школы характерна возрастная потребность стремиться к хорошему, доброму, они хотят выразить познанное в словах. Этому, однако, подчас препятствует отсутствие в лексиконе детей таких слов, как доброта, чуткость, отзывчивость, преданный и т.д. Анализ учебников русского языка для начальной школы показал, что лексика в них разнообразна по тематике: в книгах много текстов о Родине, труде, дружбе. Между тем нет таких слов, как гостеприимство, верность, милосердие, тактичный и т. д. А ведь работа с данной лексикой необходима практически на любом уроке грамматики и правописания, и учебник открывает для этого большие возможности. С целью активизации словаря работу можно представить в виде следующих основных этапов.

III Упражнения для развития зрительно-моторных координаций у учащихся начальных классов.

Дети с ОВЗ демонстрируют худшее качество при выполнении заданий на зрительно-моторную координацию, что соответственно требует более длительных занятий по развитию координированности движений руки. Эта система упражнений оказывает эффективное коррекционное воздействие при нарушениях письма, а игровые ситуации на уроке увлекают детей, снимают усталость и напряжённость

IV Саморегуляция психической деятельности

Успешность обучения ребенка в школе определяется уровнем состояния его здоровья.

Каждому взрослому человеку, который, так или иначе, соприкасается с детьми, будь то

родитель, учитель или воспитатель, следует помнить, что здоровье ребёнка напрямую

связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Ребёнок, находящийся в спокойном, уравновешенном состоянии меньше болеет, легче переносит случившиеся заболевания, быстрее выздоравливает. Поэтому очень важно сохранять не только физическое, но и психическое здоровье детей. А для этого каждый педагог должен владеть методами коррекции психофизических отклонений, повышать устойчивость нервной системы детей, осваивать приёмы преодоления усталости, уныния, неудовлетворённости учащимися, способствовать формированию адекватной самооценки

и уровня притязаний учащихся, стараться приводить в согласие желания и возможности

Оптимальными методами развития эмоциональной саморегуляции являются здоровьесберегающие (психотерапевтические) технологии:

игровая терапия, арттерапия, сказкотерапия, музыкотерапия.

ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

1. Для обозначения темы урока в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме,

создавая проблемную ситуацию;

2. На этапе открытия нового знания (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

3. Как информационно-обучающее пособие.

4. Для контроля учащихся.

Проектирование уроков по саморегуляции психической деятельности – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы, должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.

V Коррекция нарушений эмоциональной сферы

нежелание учиться, в частности выполнять домашние задания;

мнимая неспособность усвоить материал занятия;

отказ под разным предлогом от помощи старшим;

рассеянность, неумение сосредоточиться;

Приемы коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ.

1. Игротерапия – используется как средство самовыражения, достижения эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

2. Арт-терапия - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. Арт-терапия в сочетании с музыкой дает очень положительных эффект при работе с данной категорией детей. Участие ребенка с проблемами в умственном развитии в художественной деятельности со сверстниками развивает его социальный опыт, учит его адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.

3. Сказкотерапия. Сказка может в увлекательной форме и доступными словами показать окружающую жизнь, людей, поступки, в самое короткое время показать к чему приводит тот или иной поступок. Обязательным условием для детей с ОВЗ является использование наглядной опоры. Сказкотерапию можно использовать как для младшего школьного возраста, так и для старшего.

2. Музыкотерапия - один из видов арттерапии, направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с проблемами, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка.

3. Библиотерапия - литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений.

4. Психогимнастика ( танцевальная терапия, мимические и пантономические этюды) – это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, эмоциональных проблем с помощью движений, мимики, пантомимики.

5. Релаксация – способствует расслаблению всех групп мышц, развитию воображения, восприятия, снятие эмоционального напряжения.

6. Дыхательная гимнастика – способствует смягчению эмоционального дискомфорта, обучению приемам релаксации, развитию навыков саморегуляции и самоконтроля поведения.

7. Тренинг – приём, направленный на развитие адекватного отношения к людям; на повышение уровня интеллектуальной регуляции эмоциональных проявлений; обогащение представлений учащихся о способах решение проблемных ситуаций, связанных с общением; возможность оценивать эти ситуации с различных точек зрения.

Штриховка, каракули
Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги, пола, стены, мольберта и

Безусловно, круг проблем, касающихся коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка с ОВЗ, очень широк. Основной задачей коррекционной работы становится обучение ребенка правильным проявлениям своих чувств, адекватным формам реагирования на различные ситуации и явления внешней среды в процессе взаимодействия с окружающим миром. При этом необходимо учитывать тот факт, что ребенку нужен динамизм эмоций, их разнообразие, т.к. изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку. А бурные, аффективные реакции, как правило, являются результатом длительного зажима эмоций.

школы-интерната№1 протокол № ______ от _______ 20____ г.

Индивидуальная программа реабилитации ребёнка-инвалида

Литвинова Евгения Евгеньевича

20.05.2008 года рождения


Начало: 1.09.2016г Окончание : 20.05.2026г

Пояснительная записка

Индивидуальная программа сопровождения разработана с учетом психофизического развития обучающегося 1класса Литвинова Евгения.

Данная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ (умственной отсталостью) создана для решения проблемы инклюзивного образования данного ребенка. Программа позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка с ОВЗ. Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение проходит в классе.

Цель программы: создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.

Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:

1) помощь (содействие) ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

2) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка с ОВЗ в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;

3) психологическое обеспечение образовательных программ;

4) развитие учебной и познавательной мотивации;

5) развитие самостоятельности и самоорганизации.

Содержание программы психологического сопровождения определяют следующие принципы:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).

Направления работы в рамках реализации программы.

Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

диагностическая работа обеспечивает комплексное обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи обучающемуся в условиях образовательного учреждения;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающегося (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения ребенка и семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися , их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Адресат данной программы: Летвинов Евгений Евгеньевич.

Ребенок имеет статус ребенка-инвалида.

Выписка из ИПР: проведение психолого-педагогической коррекции. Виды психолого-педагогической коррекции, в которой нуждается ребенок-инвалид: коррекция несформированных психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, восстановление (компенсация )функций общения, речевых недостатков, соблюдение охранительного зрительного режима,

Выписка из заключения ПМПК: рекомендуется обучение по индивидуальному учебному плану с использованием элементов программы специального(коррекционного ) образовательного учреждения VIII вида, дозирование зрительных нагрузок, курация врача-психиатра.

Рекомендации по психологической коррекции: коррекционную работу вести по направлениям:

- развитие психических и сенсорных процессов (индивидуальные и групповые занятия 2 раза в неделю); использовать игры на развитие внимания, памяти, мышления, восстановление функций общения;

- развитие коммуникативных навыков через работу в малой группе, игры с правилами на развитие самоконтроля.

Характеристика данного ребенка (актуальный уровень психического развития): Характерно недоразвитие всех нервно-психических процессов, в большей степени страдает интеллектуально-речевая сфера, в меньшей – сенсомоторная. Можно выделить и проследить диагностические критерии умственной отсталости: клинический (наличие органического поражения головного мозга), психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности), педагогический (низкая обучаемость).

Особенности психического развития: недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности – это проявления, вытекающие из особенностей нейропсихологических процессов, протекающих в головном мозге.

Особенности нервной деятельности:

Значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания. Плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила. Слабость, инертность нервных процессов (слабость процесса возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок), нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, склонность к частому охранительному торможению, снижение пластичности ЦНС. Особенности ВНД проявляются в дефектах познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, требует к себе постоянного внимания и присмотра.

Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка. Ребенок является опекаемым. Кроме данного ребенка в семье воспитывается еще 1 несовершеннолетний ребенок . Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи – хорошие.

Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения

-диагностическое сопровождение ребенка и его семьи;

-установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;

-психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития;

-определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально - психологической карты семьи);

-планирование работы учителя

сентябрь 2016г. – октябрь 2016 г.

социальный педагог, учитель-логопед, учитель начальных классов.

-реализация индивидуальной программы психологического сопровождения;

-оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсужде-ние);

-просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;

- коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;

-проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;

-разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей;

ноябрь 2016 г.-апрель 2017г.

социальный педагог, учитель-логопед, учитель начальных классов.

Анализа и коррек-ции

-проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;

-анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;

- мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги).

- итоговое заседание ПМПк

социальный педагог, учитель-логопед, учитель начальных классов

Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:

- Дискуссия, обсуждение, беседа;

- Методы групповой и индивидуальной работы;

-Тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий;

- Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.

Особенности реализации программы: Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия.

Организационно-педагогические условия реализации Программы индивидуального психологического сопровождения:

- Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, игровых упражнений;

- Использование инновационных технологий, методов и средств: игровой терапии, музыкотерапии, арттерапии;

- Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;

- Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2016г.), итоговая диагностика (май 2017г.), заседания ПМПк.

Материально-технические и программно-методические условия реализации Программы: мебель для занятий (стол, стул), канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы, учебные пособия.

Кадровое обеспечение:

- педагог-психолог,

-учитель начальных классов.

Механизмы реализации Программы психологического сопровождения. Основной механизм реализации Программы - оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка, обеспечивающее системное сопровождение учащегося.


Основной задачей учителя-дефектолога в образовательном учреждении является создание специальных условий для детей, которые испытывают трудности в овладении общеобразовательной программой, обусловленными психофизическими особенностями и различными нарушениями сенсорной, двигательной и познавательной сферах.

С помощью дистанционных технологий могут обучаться дети-инвалиды и дети с ОВЗ с нарушением опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью, различными соматическими заболеваниями. Таким детям здоровье не позволяет посещать образовательное учреждение по месту жительства.

Коррекционно-педагогическая работа учителя-дефектолога строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и на основании заключения ЦПМПК или ТПМПК.

Учитель-дефектолог образовательного учреждения не только проводит коррекционные занятия, но и осуществляет целостное коррекционно-педагогическое сопровождение в форме диагностики, обучения и воспитания каждого нуждающегося обучающегося, которое включает динамическое наблюдение за развитием ребенка и усвоением знаний в соответствии с обязательным минимумом содержания образования, консультативную работу с родителями, педагогами.

Учитель-дефектолог разрабатывают индивидуальные адаптированные рабочие программы, учитывая особенности психо-речевого развития каждого обучающегося.

Коррекционно-развивающая работа с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ сложна по причине ограниченности в движениях, зачастую в невозможности выполнения задания в письменной форме, невнятности речи, нарушения зрения, общего соматического состояния. С детьми, имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата, необходимо выполнять задания в замедленном темпе, индивидуально подбирать сложность выполнения заданий и форму подачи нового материала или закрепления пройденного. При выполнении домашних заданий и в процессе проведения урока необходима компетентная помощь родителей.

Коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом проводятся индивидуально, продолжительностью 20–30 минут в режиме реального времени с использованием программы Skype. Структура коррекционно-развивающих занятий такая же, как и на очном занятии.

Можно выделить следующие этапы:

На этом этапе учитель-дефектолог работает над:

− формированием мотивации учебной деятельности, выработку способов учебной работы, социальных навыков.

− развитием памяти, мышления, внимания, зрительного и слухового восприятия, связной речи, пространственной ориентации, воображения.

Задания из области математики перемежаются с заданиями из русского языка и т. д. такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций.

4. Итог занятия — рефлексия, что позволяет оценить работу и результаты в двух аспектах: эмоциональном (понравилось — не понравилось).

Важно для снятия зрительного и эмоционального напряжения использовать на каждом коррекционно-развивающем занятии динамическую паузу в виде:

− гимнастики для глаз;

− артикуляционной гимнастики, учитывая психофизические возможности ребенка;

− самомассаж лицевой мускулатуры. При затруднении в выполнении задания, помогают родители.

Дистанционное обучение требует от учителя-дефектолога больших усилий и больше времени на подготовку к занятиям, необходимо использовать отсканированные изображения, презентации, онлайн — игры, сайты с развивающими заданиями, разработанные для решения коррекционных задач, а также различную анимацию. Весь материал обучающиеся видят с помощью включения педагогом демонстрации экрана.

Необходима тесная связь с родителями, которые являются для своих детей тьюторами. Учителю-дефектологу необходимо не только учить родителей необходимым педагогическим приёмам, чтобы ребенок успешно усваивал новые знания и закреплял раннее изученное, но и помогать овладению работе с компьютерным оборудованием.

Но в дистанционном обучении есть и свои плюсы. Опираясь на опыт работы можно сказать, что используя имеющиеся компьютерные технологии, процесс коррекционной помощи узкими специалистами детям-инвалидам и детям с ОВЗ, в условиях дистанционного обучения, становится намного более продуктивным, интересным, методически оснащённым и, соответственно, эффективным. Родители отмечают положительные результаты занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи детей, нарушений когнитивной сферы, а обучающиеся охотно и вовремя выходят на дистанционные занятия, учатся с интересом. У детей-инвалидов повышается мотивация к обучению, познавательные интересы. Проведение дистанционных занятий — принципиально новый, перспективный, творческий процесс, и каждый специалист, работающий с детьми-инвалидами дистанционно, создает свою собственную методическо-дидактическую, информационно-коммуникационную базу на основе ИКТ.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дистанционное обучение, образовательное учреждение, опорно-двигательный аппарат, выполнение задания, задание, занятие, коррекционно-развивающее занятие, лицевая мускулатура, нарушение.

Читайте также: