Доклад модели педагогического общения

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Центр реабилитации и образования № 7

Реферат по теме:

Стили педагогического общения и модели поведения учителя

Воспитатель:

2019 - 2020 учебный год

2. Стили педагогического общения

3. Модели поведения учителя в общении с учениками

Любой специалист - представитель профессий типа "человек-человек", будь то врач или юрист, тренер или педагог, - приступив к самостоятельной работе, быстро обнаруживает, что для успеха мало только профессиональных знаний и умений. Требуется нечто большее: умение слушать собеседника и точно выражать собственные мысли, чувствовать эмоциональное состояние партнера по общению, вникать в мотивы его поведения, устанавливать доброжелательные отношения в межличностных контактах. Особенно остро необходимость этих умений чувствуется в сфере образования, где речевое и эмоциональное общение на занятиях и вне их дает тот сплав воспитательных воздействий, который в ближайшей перспективе не сможет обеспечить никакая самая современная компьютерная обучающая система.

Исторически сложилось так, что в педагогической науке наиболее разработанными оказались приемы формальных отношений в коллективе. Неформальные же отношения, несущие эмоциональную нагрузку, незаслуженно оказались в тени. Трудности, с которыми сталкиваются как начинающие, так и зрелые педагоги при установлении и развитии эмоциональных контактов, свидетельствуют о недостаточности одного лишь жизненного опыта и здравого смысла для достижения успеха во взаимодействии с обучаемыми.

Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Кроме обычных функций, педагогическое общение выступает как средство решения учебных задач.

Индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с обучаемыми определяют стиль педагогического общения. Общеизвестны наиболее распространенные из них:

СТИЛЬ "СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО" наиболее продуктивен не только своим конечным результатом, но и воспитательной стороной. В его основе лежит единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Деятельностно-диалоговая схема этого общения ставит педагога и обучаемого в паритетное положение, когда ставятся общие цели и совместными усилиями находятся решения. В этом стиле, как на фотопленке, проявляются все личностные качества обеих сторон. На мой взгляд, это очень удобный и эффективный стиль, подразумевающий взаимодействие педагога и ученика. Наличие единой цели связывает их между собой, побуждает ученика к действию. При этом на ученика влияют также жизненные ценности преподавателя, он может развиваться нравственно [1] .

СТИЛЬ "ДРУЖЕСКОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ" вплотную примыкает по своим особенностям к предыдущему. В его основе лежит искренний интерес к личности партнера по общению, к аудитории в целом, уважительное отношение к каждому, открытость контактам. По-моему, этот стиль - предпосылка успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Ученик воспринимает учителя как равного старшего, у которого можно чему-нибудь научиться.

Как крайнюю форму "дружеского расположения", несущую отрицательный заряд в отношениях, можно рассматривать стиль "ЗАИГРЫВАНИЕ". Он основан на стремлении завоевать ложный, дешевый авторитет у партнера по общению, Появление стиля вызывается желанием понравиться, быть принятым аудиторией при отсутствии минимальной личной коммуникативной культуры и весомой общепедагогической подготовки. На этот стиль общения легко скатиться начинающему педагогу. Ученики, особенно старшеклассники, проникнутся неприязнью к такому педагогу, как, впрочем, и всякий уважающий себя человек, перед которым заигрывают. И как следствие – учитель потеряет авторитет.

В противовес "заигрыванию" встречается стиль "УСТРАШЕНИЕ", возникающий как следствие собственной неуверенности или же ввиду неумелости организовать общение на основе продуктивной совместной деятельности. Этот стиль искусственно ставит партнера в зависимое положение, вызывая у того негативное отношение к противоположной стороне. Процесс общения оказывается жестко регламентированным, загнанным в формально-официальные рамки. Между общающимися возводится незримый барьер отчуждения.

Такой стиль тоже является неприемлемым, поскольку не учитывает личностные качества учеников, их особенности. Педагог держит себя на расстоянии, что, в свою очередь, чувствуют ученики. Для них будет трудно подойти к учителю с вопросами, проявить инициативу. Такой стиль мешает творческому решению задач.

В деловых кругах, в школьной и вузовской педагогике распространен стиль "ДИСТАНЦИЯ". Он имеет различные оттенки, но во всех случаях сводится к субъективному подчеркиванию различий между партнерами: возрастных, социальных, служебных, профессиональных. Без соблюдения дистанции педагогическое общение может скатиться к панибратско-снисходительным отношениям. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога. Но с другой стороны, абсолютизирование дистанции как стиля резко ограничивает творческий потенциал совместной деятельности, провоцирует авторитарность управления педагогическим процессом. При таком стиле общения следует выбрать разумный диапазон его применения, что зависит не столько от практического опыта, сколько от эмпатических тенденций педагога, то есть от склонности "вчувствоваться" в ситуационное состояние партнера. Однако негибкое использование этого стиля при его весьма высокой популярности заведомо приводит к неудачам в профессиональном и педагогическом общении.

Необходимо учитывать все выше перечисленные особенности данного стиля. Нужно знать и чувствовать границу, за которой начинается авторитарное управление деятельностью учеников.

Перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.

МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГА В ОБЩЕНИИ С ОБУЧАЕМЫМИ

Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают некоторые модели поведения педагога в общении с обучаемыми на занятиях.

Условно их можно обозначить следующим образом:

Следствием такой модели поведения, на мой взгляд, является отсутствие психологического и эмоционального контакта, а отсюда - безынициативность и пассивность обучаемых.

МОДЕЛЬ НЕКОНТАКТНАЯ ("Китайская стена") - очень близка по своему психологическому содержанию к первой. Разница в том, что между педагогом и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступить отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия, непроизвольное подчеркивание педагогом своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым.

В результате мы получаем слабое взаимодействие педагога и учеников. Ученики будут равнодушно относиться к педагогу.

МОДЕЛЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ВНИМАНИЯ ("локатор") основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Педагог ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, лидеров или аутсайдеров. В общении он как бы ставит их в положение своеобразных створных знаков, по которым ориентируется на настроение коллектива, концентрирует на них свое внимание. Одной из причин такой модели общения на занятиях может явиться неумение сочетать индивидуализацию обучения с фронтальным подходом.

Педагог не справляется с работой в коллективе: выделяя одного ученика или небольшую группу учеников, он теряет возможность составить общую картину эмоционального настроения всего класса, общего уровня подготовки.

МОДЕЛЬ ГИПОРЕФЛЕКСИВНАЯ ("тетерев") заключается в том, что педагог в общении как бы замкнут сам на себя: его речь большей частью монологична. при этом говоря, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. В диалоге оппоненту бесполезно пытаться вставить реплику, она просто не будет воспринята. Даже в современной трудовой деятельности такой педагог поглощен своими идеями и проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.

В этом случае взаимодействие между обучаемыми и обучающим сводится практически к нулю.

МОДЕЛЬ ГИПЕРРЕФЛЕКСИВНАЯ ("Гамлет") противоположна по психологической канве предыдущей. Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него. Он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы обучаемых, принимая их на свой счет. Такой педагог подобен обнаженному нерву.

Неадекватные реакции на реплики и действия аудитории – частые явления при такой модели поведения педагога. Не исключено, что бразды правления окажутся в руках обучаемых, а педагог займет ведомую позицию в отношениях.

МОДЕЛЬ НЕГИБКОГО РЕАГИРОВАНИЯ ("робот") – взаимоотношение педагога с обучаемыми строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но педагог не обладает чувством постоянно меняющихся ситуаций общения. Им не учитывается педагогическая действительность, состав и психическое состояние обучаемых, их возрастные и этнические особенности.

Идеально спланированное и методически отработанное занятие разбивается о рифы социально-психологической реальности, не достигая своей цели.

Возможно, такой педагог расскажет много интересных идей, но то, что он не учитывает психологические и психические особенности обучаемых, резко снижает эффективность педагогического взаимодействия.

МОДЕЛЬ АВТОРИТАРНАЯ ("Я - сам") - учебный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Односторонняя активность педагога подавляет всякую личную инициативу со стороны обучаемых, и те осознают себя лишь в качестве исполнителей, ждут инструкций к действию. До минимума снижается их познавательная и общественная активность.

В результате воспитывается безынициативность обучаемых, отсутствует творческий элемент в обучении, искажается мотивационная сфера познавательной активности.

МОДЕЛЬ АКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ("союз") - педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями.

Такая модель наиболее продуктивна. Поскольку предполагает наличие творческого подхода к решению задач, развитие познавательной сферы, инициативность учащихся.

Таким образом, мы рассмотрели основные (далеко не все) примеры стилей педагогического общения и моделей поведения, которых придерживаются учителя в общении с учениками. Существуют как приемлемые, так и нежелательные стили и модели. Поэтому их использование следует тщательно продумывать. Выше уже были рассмотрены возможные последствия того или иного стиля или модели поведения, что дает нам возможность выбрать самые оптимальные из них.

"Устрашение", "заигрывание" несут в себе невидимую опасность своей высокой проникающей способностью в индивидуальность личности, поскольку представляют собой механизм психологической защиты от воздействия извне. Они легко могут превратиться в устойчивые стереотипы поведения, отгораживающие личность от окружения, в котором она находится. Увеличивается риск стать отверженным социальной средой и попасть в положение изгоя.

Многие из перечисленных моделей поведения так же, на мой взгляд, неправильны. Я придерживаюсь последней модели.


Статья раскрывает понятие модели и стиль педагогического общения в воспитательно-образовательном процессе.

Ключевые слова: педагогическое общение, стиль педагогического общения, модели педагогического общения

В настоящее время на страницах психолого-педагогической литературы большое внимание уделяется проблеме общения в профессионально-педагогической деятельности.

Воспитание по своей сути — коммуникативный процесс, основой которого является общение: через общение воспитатель организует поведение и деятельность обучающихся, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности.

Говорить с ребенком труднее, чем с взрослым: для этого надо уметь правильно воспринять внешние проявления его противоречивого внутреннего мира, учесть возможную эмоциональную реакцию на обращенное к нему слово. Общение осуществляется не только в словесной форме. Взгляд, жест, поза, даже молчание — тоже ответ или обращение к партнеру.

Педагогическое общение — это профессиональное общение воспитателя с обучающимися имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а так же на оптимизацию отношений между педагогом и обучающимися внутри ученического коллектива.

Педагогическое общение направлено не только на само взаимодействие, и на обучающихся в целях их личностного развития, но и на то, что является основным для самой педагогической системы — на организацию воспитательно-образовательного процесса и формирование на этой основе умений.

Педагогическое общение — взаимодействие, сотрудничество воспитателя и обучающихся. Это — личностно и социально ориентированное взаимодействие.

Модели педагогического общения

Общение — это процесс развития и становления отношений между субъектами, которые активно участвуют в диалоге. Речь воспитателя является основным средством, которое позволяет ему приобщить обучающихся к своим способам мышления. Если рассматривать общение как сквозной процесс, то необходимо выделить две основные модели общения: учебно-дисциплинарную; личностно-ориентированную.

Для этой модели общения характерен диалогический стиль общения. Данная модель общения характеризуется тем, что взрослый взаимодействует с ребенком в процесс общения. Он не подгоняет развитие детей, а предупреждает возникновение возможных отклонений в личностном развитии детей. Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности.

Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции). Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей. Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. В связи с этим, в современной науке и практике все большее признание приобретает концепция педагогического процесса как диалога, предусматривающего взаимно направленное и этим обусловленное взаимодействие участников этого процесса, а также методы групповой дискуссии. В этом плане педагогическое общение выступает как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания.

Стиль педагогического общения

В стиле педагогического общения проявляются особенности коммуникативных возможностей педагога, сложившийся характер взаимоотношений его и воспитанников, творческая индивидуальность педагога, а также индивидуальные особенности детей. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру воспитателя и его профессионализм.

Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения воспитателя в общении с обучающимися.

Следует учитывать те негативные последствия, которые влечет за собой такая модель общения. Прежде всего, это отсутствие психологического контакта между педагогом и детьми.

Модель вторая. Смысл этой довольно распространенной модели общения заключается в том, что между педагогами и детьми в качестве невидимого ограничителя во взаимоотношении выступает дистанция, которую педагог устанавливает между собой и обучающимися. Такими ограничителями могут служить:

– подчеркивание педагогом своего превосходства над обучающимися;

– преобладание стремления сообщить информацию, а не обучить;

– отсутствие желания к сотрудничеству.

Результатами такого общения являются отсутствие межличностного контакта между педагогом и детьми, слабая обратная связь, равнодушие обучающихся к воспитателю. От такой модели взаимоотношений надо уходить.

Модель третья. Ее суть в том, что педагог строит взаимоотношения с детьми избирательно. В частности, концентрирует свое внимание на группе обучающихся (сильных или, наоборот, слабых), как локатор, улавливает именно этих детей, оставляя без внимания остальных. Причины такого отношения могут быть различными:

– педагог увлечен ребятами, которые интересуются чем — то, дает им специальные задания, вовлекает в кружки и факультативную работу, не проявляя внимания к остальным;

– не умеет сочетать фронтальный подход с индивидуальным. В результате не создается целостной и непрерывной системы общения: она подменяется фрагментарным, ситуативным взаимодействием.

Модель четвертая. Педагог в процессе взаимодействия с обучающимися слышит только себя: при объяснении материала, в ходе индивидуальных бесед с детьми. Педагог поглощен своими мыслями, идеями, педагогическими задачами, не чувствует партнеров по общению.

Опасность такой модели общения в том, что здесь теряется такая значимая для воспитания обратная связь в общении, без которой не возможно эффективно управлять учебно-воспитательным процессом. Последствия такой модели общения таковы:

– педагог не воспринимает психологическую атмосферу в классе;

– учебно-воспитательный эффект взаимодействия с обучающимися снижается.

Модель пятая. Педагог направленно и последовательно действует на основе спланированной программы, не обращая внимания на изменяющиеся обстоятельства, требующие изменения общения.

Такой педагог как будто бы все делает правильно: у него есть обоснованный план, верно, сформулированы задачи. Но он не учитывает, что педагогическая действительность постоянно меняется, возникают новые условия, которые должны немедленно улавливаться им и вызывать соответствующие изменения в методической и социально-психологической аранжировке воспитания и обучения. В чем опасность такой модели педагогического поведения? В ходе учебно-воспитательного процесса четко выделяются как бы две линии: первая идеальная, спланированная и вторая — реальная. У такого педагога эти линии не пересекаются.

В результате хорошо спланированные виды и формы работы остаются неосуществленными, дают низкий педагогический эффект.

Модель шестая. Педагог мучается постоянными сомнениями: правильно ли его понимают, верно, ли истолковывают то или иное замечание, не обижаются ли.

Модель седьмая. В системе взаимоотношений преобладают дружеские характеристики.Педагог находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу.

Стиль взаимодействия педагога с детьми оказывает прямое влияние на характер общения детей друг с другом, общую атмосферу в классе. Так, если педагог демонстрирует уважительное отношение к детям, поддерживает инициативу, проявляет заинтересованное внимание, помогает в трудных ситуациях, то высока вероятность, что дети будут общаться друг с другом по таким же правилам. И напротив, авторитарное отношение педагога к детям, подавление самостоятельности, присутствие негативных оценок, касающихся личности, а не действий ребенка, может приводить к низкой групповой сплоченности, частым конфликтам между детьми, к другим сложностям в общении.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое общение, педагог, модель общения, ребенок, модель, обучающийся, личностно-ориентированная модель общения, общение, стиль, воспитательно-образовательный процесс.

Читайте также: