Проблема происхождения древнегреческой философии миф и логос доклад

Обновлено: 18.05.2024

Содержание мифа представлялось рядовому человеку вполне реальным, и даже в высшем смысле реальным и являлось не формой реального знания, а предметом веры. Мифы утверждали лично и социально принятую в данном обществе значимую систему ценностей, которая поддерживала и санкционировала соответствующие нормы поведения, взаимоотношения людей и их отношение к миру. Мифологическое мировоззрение выражалось не только в повествованиях, но и в действиях: обрядах, танцах и т. п. Мифология входит существенной частью в состав религиозных верований, что уже составляет языческую форму религиозного сознания. В качестве нерасчлененного, синкретического, единого целого мифология включала в себя зачатки не только религии, но и философии, политических воззрений, различных форм искусства и всевозможных форм словесного искусства: сказки, героического эпоса, легенды, исторического предания. Мифологическая культура, вытесненная в более поздний период философией, конкретными науками и творениями искусства, сохраняет свою значимость на всем протяжении всемирной истории до настоящего времени. Никакая философия и никакая наука и жизнь вообще не властны разрушить мифы: они неуязвимы и бессмертны. Их нельзя и оспорить, потому что они не могут быть обоснованы и восприняты сухой силой рациональной мысли. И все-таки надо их знать — они составляют значимый факт культуры.

На ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием и соответствующими формами мышления: возрастала сила обобщающего и аналитического мышления, зарождались наука и философия, возникали понятия и категории собственно философского разума, происходил процесс перехода от мифа к Логосу. (Логос — корневая основа логики.) Однако Логос не вытесняет мифологии: она бессмертна, ею преисполнена поэзия, она завораживает детское воображение, восхищает ум и чувства людей всех возрастов, способствуя развитию воображения, что благотворно влияет на развитие творческих возможностей человека во всех сферах его деятельности.

10. АНТИНОМИИ МИФА

10. АНТИНОМИИ МИФА До сих пор мы изучили понятие художественной формы: с точки зрения ее метаксюйности, обнаруживши, что она есть нечто среднее между предметностью и фактом, т. е. что она есть понимание; с точки зрения ее фактичности, обнаруживши, что к своему факту она

Глава 1. От мифа к логосу

Глава 1. От мифа к логосу 1. Постановка вопроса: логика предмета и предмет логики Как наука, совпадающая с логикой и теорией познания, диалектика рассматривает вопрос об отношении мышления к бытию не только со стороны содержания, но и со стороны формы, под углом зрения

Появление философии на фоне мифа

Появление философии на фоне мифа Я попытаюсь прочитать вам курс по истории философии так, чтобы это было одновременно и какой-то философией. При этом. не зная ни степени ваших знаний, ни того, что вам преподавали в течение пяти лет до меня. я, естественно, постараюсь не

Образ 10. Ветер мифа

Образ 10. Ветер мифа «– То есть ты хочешь сказать, что ветер – это лишь результат взаимодействия холодного и горячего воздуха? – спросил дон Хуан с заметным замешательством.– Боюсь, что так, – ответил я, молча наслаждаясь своим триумфом.Дон Хуан, казалось, был ошарашен.

От мифа к симулякру

От мифа к симулякру В разных своих книгах Жан Бодрийяр неоднократно ссылается на Ролана Барта, по главным образом па конкретные его соображения по частным вопросам (социальная семантика автомобиля или, скажем, алеаторный порядок литературной композиции). Между тем

VI. ПРОСТРАНСТВЕННО–ВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА МИФА

ПОЯВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ НА ФОНЕ МИФА

ПОЯВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ НА ФОНЕ МИФА Я попытаюсь прочитать вам курс по истории философии так, чтобы это было одновременно и какой-то философией. При этом, не зная ни степени ваших знаний, ни того, что вам преподавали в течение пяти лет до меня, я, естественно, постараюсь не

7. Магическая сила мифа

7. Магическая сила мифа Миф, как средоточие знания и вымысла, обладает безграничными возможностями, в которых Платон видит даже нечто магическое, колдовское[310]. Недаром миф может заворожить человека (epaidein), убеждая его"в чем угодно"(Legg. II 663e – 664b); сомневающихся в богах

Два мифа молодого театра*

Чтение и дешифровка мифа

Чтение и дешифровка мифа Как воспринимается миф? Здесь необходимо вновь вернуться к двойственности его означающего, которое есть одновременно и смысл и форма. В зависимости от того, буду ли я, аккомодируя свое зрение, вглядываться в первое, второе или же в то и другое

2. Диалектическая формула мифа

2. Диалектическая формула мифа Несмотря, однако, на то, что я исчерпал, по моему мнению, все существенные стороны мифического сознания, и несмотря также на то, что полученная мною последняя формула достаточно проста и точна, я хочу в заключение дать все-таки еще одно

Функция космогонического мифа

Возвращение мифа

Возвращение мифа Расовая парадигма “Хроники Ура-Линда” представляет собой классический образец мифологического объяснения исторических закономерностей. Как и любой миф она где-то пересекается с научными данными, где-то уходит в область совершенно недоказуемых

ассоциируется с Древней Грецией или Древним Римом, ведь самые известные мифы родились именно там. Вообще, об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях стало известно гораздо позднее, и они оказались менее распространенными. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны и мифы народов Австралии, Океании и Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман и буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания. Удивительно, но обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у все известных науке народов.
Цель моего реферата узнать взаимосвязь философии и мифа, а так же зарождение западноевропейской философии.
Основные задачи, поставленные для достижения данной цели:
Рассмотреть мифологическое сознание и специфику рационального мышления;
Выяснить взаимосвязь философии и мифа.

Но тем не менее, несмотря на свою отрешенность, миф есть действительность реальная, и данная отрешенность только подчеркивает ее реальную целостность, подчеркивает внутреннюю соединенность с миром мифологического сознания.

2. Взаимосвязь философии и мифологии
В начале своего становления философия еще неразрывно связана с мифологическим сознанием (в собственном смысле слова), философия наполнена мифологическими образами и представлениями о мире. Например, Эмпедокл учит, что миром движут две противоположные силы: Любовь и Вражда, которые он называет мифологическими именами Афродиты и Ареса. Или для пифагорейцев в центре мира помещается огненный шар, но они не считают его солнцем и не останавливаются на чистой физической абстракции, а отождествляют его с Гестией - богиней домашнего очага, помещаемого в центре жилища.

К.А. Морган пишет о большой закономерности взаимодействия мифа и философии у досократиков, софистов и Платона. Они обращаются к мифу прежде всего для того, чтобы популярно объяснить, переформулировать свои идеи. Платон использует миф для того, чтобы сделать из своего учения нечто органическое, цельное. Он, вдохновленный идеями Сократа, создает целую философскую систему, и опирается на миф там, где он не находит рациональных доказательств или же считает, что подобного рода вещи достаточно обоснованы, что сам миф в подобных вопросах является достаточным аргументом, имеет философское содержание. (Так, в "Тимее" Платон приводит миф о Фаэтоне для доказательства своих космогонических взглядов, а рассказ об Атлантиде служит тому, чтобы обосновать, какой должна и не должна быть политика государства). Также миф может быть использован в качестве иллюстрации самой идеи (например, в "Федре", образ души как возничего или путешествие души за колесницами тех богов, чьи качества им присущи).

Образ пещеры создан творческой фантазией самого Платона, как во многом и дошедший до нас образ Атлантиды и своеобразное представление о посмертном путешествии души. Чаще же греческие философы пользуются готовыми, сложившимися в мифологии формами.

Античные философы ни в коем случае не отвергают миф целиком, хотя и вырабатывают тип рационального мышления, построенный на доказательстве, рациональной аргументации. Миф оказывается рациональным и как результат методологической рефлексии, он служит самому рациональному осознанию. Он делает философские понятия очевидными, явным образом обнаруживая их философское содержимое.

Философия Древней Греции представляет собой совокупность учений, развившихся с VI в. до н. э. но VI в. н. э. К древнегреческой философии по идеям, методам и терминологии относится философия греческой (эллинизированной) части Римской империи, и вообще большая часть философских текстов, созданных в этот период на древнегреческом языке. Отличительной чертой древнегреческой философии является рациональное постижение мира. Философские тексты отличаются стройной логической формой. Хотя в первый этап становления древнегреческой философии, когда философы пытались осмыслить окружающий мир и природу, еще используется мифология для освещения космологических вопросов (т.е. вопросов происхождения мира и его развития). Важнейшая черта греческой философии, которая одновременно выступает как направление развития античной философии есть движение от мифа к Логосу. Другими словами, это – тенденция развития от мифологической формы знания к логической, рациональной. (Логос – с греч. – слово, учение). Движение означает тенденцию развития культуры, мышления, становления абстрактных форм мысли. Мифологический этап развития культуры предшествовал появлению религии, философии, науки. Мифология есть результат духовной потребности людей объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Мифология существовала как идеологическая система общинно-родовой формации, как основная форма мировоззрения первобытного общества.

Проблема архэ. Натурфилософия досократиков.

Архэ (греч.— начало, принцип) в досократовской древнегреческой философии — первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир.

1. Фалес: Архэ — вода.

2. Анаксимандр: Архэ — апейрон — начало порождающее, определяющее все существующее, источник развития, то, во что все возвращается снова.

3. Анаксимен: Архэ — некий воздух (воздух как основа всего) .

4. Пифагор: Архэ — число.

5. Гераклит Эфесский: Архэ — огонь.

6. Парменид:Архэ — само бытие, оно едино и неделимо; бытие есть, а небытия нет.

8. Эмпедокл: Архэ — множественно, это четыре элемента (стихии): Земля, Воздух, Вода, Огонь. Хотя элементы Архэ материальны, но движущие силы идеальны — любовь и вражда.

9. Демокрит: Архэ — атомы.

Натурфилософия – умозрительное истолкование природы, опирающееся на понятия, выработанные естествознанием. Под природой философы подразумевали реальность, не зависящую ни от воли людей, ни от их социальных устремлений. Первую группу древнегреческих философов, действовавших как до, так и после Сократа в период с 7 до начала 4в. До н.э. называли досократиками. В своих работах почти все досократики уделяли большое внимание природе, космосу. Вопрос о первоначале, о том, из чего все произошло, что является основным принципом мира, и какие принципы или силы определяют его развитие, является основным в онтологии древнегреческих философов, и в этом смысле их философия перекликается с мифологией. Одни философы считали, что основой вещей является чувственно воспринимаемые стихии или определенное вещество – апейрон; другие видели ее в математических атомах; третьи усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой неделимые атомы. Помимо вопроса о первооснове почти все досократики обращались к проблеме объяснения природных явлений, а некоторые - и проблеме познания.

ИСТОКИ ФИЛОСОФИИ: ОТ МИФА К ЛОГОСУ. КРУГ ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ. ПОВОРОТ К ЧЕЛОВЕКУ В ФИЛОСОФИИ СОКРАТА.

студентка группы 42 ССО

Глава 1. Истоки философии: от мифа к логосу. Круг философских проблем. 5

1.1. Истоки философии: от мифа к логосу 5

1.1.1. Философия и мировоззрение 5

1.1.2. Мифология как основа для возникновения философии 7

1.1.3. Религиозное мировоззрение 9

1.1.4. Переход от мифа к логосу 10

1.2. Круг философских проблем 12

Глава 2. Поворот к человеку в философии Сократа. 15

2.1. Философия досократиков15

2.2.Классический период античной философии.16

2.2.1. Личность Сократа 16

2.2.2. Философская этика Сократа 18

Список литературы 23

Объектом исследования данной работы являются два вопроса: философия Сократа и генезис философии, что обуславливает структуру данной работы. Первая часть посвящена исследованию эволюции философии – от мифа к логосу. Во второй части будет рассмотрена особенность философии Сократа.

В целом, существует большое количество исследовательской литературы, посвящённой исследованию данных вопросов. Сюда входят философские словари, учебные издания, работы отдельных авторов. Как правило, это два отдельных раздела, мы же попробуем рассмотреть эти два вопроса в рамках одной работы. Проблема исследования заключается в недостатке литературы, посвященной рассмотрению философии Сократа в контексте общей эволюции философии.

Философия является одной из основных и древних форм мировоззрения. Со временем ее роль не уменьшается, а, наоборот, возрастает. Слово философия греческого происхождения (phileo – любить, sophia – мудрость), что означает любовь к мудрости. Актуальность данной работы, обусловлена тем, что пытаясь выяснить, что такое философия, мы сразу попадаем в противоречивую ситуацию. С одной стороны, философия представляется чем-то предельным и высшим, уделом мудрецов, великих гениев. С другой стороны, круг вопросов философии предполагает раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном устройстве и целях человеческой жизни. И если философы ХХ века сложны для понимания неподготовленного человека, то мысли людей, находящихся у истоков философии, как, например, философия Сократа с её акцентом на человека и его поведение, нам более или менее понятны, хотя бы потому, что ещё нет сложной терминологии. Также иногда философия предстает как то, к чему способны в той или иной мере все, как бы не являясь только профессиональным занятием. Философия есть в нашей обыденной жизни, каждый чувствует себя способным философствовать, и ему мешает, может быть, только отсутствие свободного времени. Для того, чтобы разобраться с этим вопросом необходимо изучить как возникла и развивалась философия.

Для раскрытия специфики философии важно, в первую очередь, обратиться к истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылке, предтече философии. Целью данной работы является исследование генезиса философии.

1. Изучение последовательного развития философии.

2. Рассмотрение круга философских проблем.

3. Исследование философии Сократа.

Материалы данной работы могут быть использованы при подготовке к экзамену, в образовательной практике, создании статей и докладов, посвящённых генезису философии и философии Сократа. Результаты, полученные в данной курсовой работе, могут применяться при дальнейшем исследовании философии Сократа.

ИСТОКИ ФИЛОСОФИИ: ОТ МИФА К ЛОГОСУ. КРУГ ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ.

1.1. Истоки философии: от мифа к логосу

1.1.1. Философия и мировоззрение

Мировоззрение не сводится лишь к знанию о мире и не функционирует в виде знания, хоть и включает его. Оно выполняет функцию самопознания, то есть является духовным инструментом субъекта в его практическом самовыражении в общественной и природной действительности. Поэтому сначала в истории общества возникают систематизированные, но не философские типы мировоззрение, такие как мифология и религия.

1.1.2. Мифология как основа для возникновения философии

В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания. Можно рассматривать мифологию как первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другие природные явления.

Мифология состоит из двух уровней: образного и более глубокого – смыслового , который по мере эволюции логического мышления и развития тенденции рационализации становился все более важным. Философия начинается с осознанной замены образов понятиями . Общество совершенствуется, человек постепенно начинает осознавать себя как индивидуальность в пределах целого. Философия предполагает личные усилия, а критическая направленность мышления заставляет подвергать сомнению как общепринятые, так и собственные выводы, возникает необходимость пересмотреть мифы с рациональной точки зрения. Философия, в отличие от мифологии, занимается рациональным описанием и толкованием действительности, стремиться понять мир из его собственных, внутренних начал и оснований.

Таким образом, мифология с ее эмоционально-чувственным, наглядно-образным и антропоморфным постижением мира исторически предшествует философии. Зарождение философии - это движение, переход от мифа к логосу, от авторитета традиции, восходящей к богам и героям, к авторитету разума, веры человека в самого себя, в Человека с большой буквы.

1.1.3. Религиозное мировоззрение

Мифологическое, религиозное как формы сознания были первыми из известных мироощущений человека окружающего его мира. Они выступали не столько способом понимания явлений, предметов, вещей, сколько своеобразной поддержкой человеку хоть в какой-то ориентации и объяснении происходящего. Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, ценностей. Тут можно добавить, что не всегда религия несёт положительную функцию, не стоит забывать про фанатизм и вражду к людям другой веры.

Если обратиться к истории, то мы видим, что на первых порах религия занимает главенствующее положение. На мой взгляд, это объясняется тем, что человеку проще следовать догмам и правилам, чем думать самостоятельно, проще верить в защиту божественной силы, чем самому решать проблемы. Естественно, что мыслить свободно, самостоятельно способны были только образованные, интеллектуально развитые люди и неудивительно, что философски мыслящие люди составляли малую часть в общем числе глубоко религиозных людей. Лишь с ростом образованности, культуры, с научным прогрессом последних двух столетий философские знания, исследования получили более широкое распространение в мире.

Таким образом, философия и религия объясняют устройство мира, воздействие на сознание и поведение людей; и по сути сводятся к поиску Богу, который в философии мыслится другими категориями. Однако религия есть жизнь в общении с Богом, она удовлетворяет личное общение человека с Богом, поиск человеком незыблемости созданного Богом мира, душевного покоя и радости, потребность человеческой души в спасении. Философия же совершенно не зависит от личных интересов и является высшим постижением бытия путём поиска его абсолютной первоосновы.

1.1.4. Переход от мифа к логосу

Особенность научного мировоззрения заключается в различии между субъективным и объективным. На этом различии научная мысль строит критический и аналитический метод, с помощью которых последовательно сводит все индивидуальные явления к типическим событиям, подчиняющимся универсальным законам. Например, видя восход и заход Солнца, мы знаем, что это Земля движется вокруг Солнца. Мы видим цвета, но описываем их как длины волн. То есть эти явления можно доказать, и они обладают большей степенью объективности, чем наши чувственные впечатления. В мифологическом мировоззрении нет места для критического восприятия, отделения субъективного от объективного, так как не происходит отвлечения от происходящих явлений.

Одно из центральных мест в античной философии занимает учение о Логосе. В обыденном значении "логос" - не что иное, как просто речь, а также беседа, суждение, решение или даже общий математический смысл, порядок. Кроме того, в греческой традиции логос рассматривался как жанр прозы, отличной от поэзии, а люди, работающие в данном прозаическом жанре, назывались логографами. В античной драме логос обозначал диалог действующих лиц в отличие от хорового выступления. Однако в современную культуру входит иное понимание данного термина в античности, прежде всего его философская интерпретация. И здесь логос означает процесс рационального (логического) проникновения мыслящего человека в смысл явлений, противостоящий нерациональному мышлению.

Таким образом, на смену субъективности мифологии и религии приходит научная объективность. Философия возникла из мифологии, как результат борьбы между мифологической, стихийной картиной мира и объективным знанием, которое накапливало человечество на основе и по мере усложнения своего практического отношения к действительности.

1.2. Круг философских проблем.

Философия – это система представлений о мире в целом и месте в нем человека, выраженная в теоретической форме.

Предметом философии является мир как целостная система. Основным вопросом философии является вопрос об отношении материи и духовного, бытия и сознания, вопрос о возможности и достоверности человеческого знания. Всё разнообразие философских проблем можно свести к ряду больших групп:

· Онтологическая группа - в учении о бытии;

· Гносеологическая группа ("гносис" - знание) - проблемы познания мира, логика, методология, философия науки;

· Антропологическая - проблемы, возникающие в процессе реальной жизни человека (философия, антропология);

· Аксиологическая ("аксио" - ценность) - учение о ценностях. Древнейшими ценностными науками являются этика и эстетика;

· Праксиологическая ("праксис" - деятельность) - изучает наиболее общие проблемы человеческой деятельности (праксиология);

· Социально-философская группа - проблемы общества.

В период своего зарождения философия включала в себя все научные знания; можно сказать, что она была наукой обо всем. Позднее начали формироваться в качестве самостоятельных отдельные научные дисциплины: в IV в. до н.э. в Древней Греции как теоретическая дисциплина сформировалась логика, ко II в. до н.э. - математика (геометрия Евклида и арифметика), астрономия (с астрологией), позднее — филология. Тем самым начался процесс дифференциации наук: сначала выделения в рамках философии различных дисциплин, а затем выделения их из философии как самостоятельных наук.

Таким образом, философия, рассматривая мир как целостную систему, охватывает большой спектр проблем, затрагивающих жизнь человека, его поведение и место в мире. Не являясь наукой по сути, тем не менее, она является родоначальницей многих наук и также как наука мыслит рациональными и объективными категориями.

Выводы к первой главе.

ПОВОРОТ К ЧЕЛОВЕКУ В ФИЛОСОФИИ СОКРАТА

1.1. Философия досократиков

Античная философия – первый период в истории западной философии. Он охватывает примерно тысячу лет – с VI в. до н. э до начала VI в. н.э – и включает в себя философские учения, созданные в Древней Греции и Древнем Риме.

В это время происходит переход от мифа к логосу, от веры в богов и героев к личному, самостоятельному исканию истины и объяснению мира, то есть к научному, теоретическому, философскому.

Философия досократиков (или натурфилософский период) охватывает старших натурфилософов, младших натурфилософов и атомистов.

Прежде всего, греческих философов интересовала природа как единое закономерное целое. Именно в Древней Греции возникла теоретическая идея природы и были заложены основные принципы научного естествознания.

Пифагорейцы создают чистую (теоретическую) математику как науку о числах, линиях и фигурах и рассматривают число и числовые отношения, как гармонию, как первоначало и божественное в мире. Они выдвигают принцип формы, как сущности вещей.

Школа элеатов противопоставляет чувственно воспринимаемый мир множественных вещей, как текучий, постоянно изменяющийся, а потому – неистинный, мнимый, – миру умопостигаемому или мыслимому разумом как истинному бытию, вечному и неизменному. Истинное бытие – это то и только то, что мыслится разумом (Парменид).

1.2. Классический период античной философии.

Главные представители классического периода в античной философии – Сократ, его ученик Платон и ученик Платона Аристотель. Поворот и переворот в античном мышлении наметился с появлением афинянина Сократа. Недаром греческая философия делится на периоды: досократовский и последующий.

1.2.1. Личность Сократа.

Сократ (ок. 469 г. до н. э. — 399 г. до н. э) — древнегреческий, первый афинский (по рождению) философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Сократ интересен не только своим учением, но и своей жизнью, поскольку его жизнь была воплощением его учения.

После поражения Афин в Пелопоннесской войне (в ходе которой Сократ трижды становился участником военных сражений) в 404-403 годах в городе была установлена проспартанская «тирания тридцати. Хотя Сократ никак не сотрудничал со спартанской властью во время тирании, спустя четыре года после свержения диктатуры афиняне привлекли Сократа к суду по обвинению в расшатывании устоев государства и в безбожии.

1.2.2. Философская этика Сократа.

Моральная философия Сократа исходит из ясности того, как должно жить, можно сказать, что Сократ не оставляет человеку морального выбора: выбор предопределяется знанием, поскольку добродетель — это знание, а пороки и зло творятся по незнанию, неведению. Ввиду всеобщей мировой связи явлений добродетели и пороки отдельных людей сказываются не только на них самих, на благе их семьи, друзей, родного полиса, но и на судьбе всех грядущих поколений, на всем космическом порядке вещей. Тем самым вопросы о человеческих добродетелях и пороках, добре и зле, справедливости и несправедливости оказываются не только личными и не просто общественными, но общечеловеческими, всеобщими и вечными. Сознательное следование разуму бытия — вопреки всем встречным препятствиям — является ясным, хотя и тяжким, жизненным долгом человека перед собой, своим окружением, полисом, грядущими поколениями и богами.

Для Сократа добродетель и знание тождественны. Добродетель, как источник или творческое начало нравственности, представляет такой же предмет изучения, как и грамота или арифметика, и только тот может быть с правом назван добродетельным или, нравственным, кто этим предметом так же вполне и сознательно владеет, как грамотный — грамотою и математик — арифметикой.

Таким образом, главное внимание в философии Сократа уделено нравственным добродетелям человека. Сократ показал, что существует добро как таковое и поставил знак равенства между совершенством человека, его добродетелью и знанием. Любое знание – есть добро, любое зло, порок совершается от незнания.

Выводы ко второй главе.

Философия Сократа – это этический антропологизм, в центре которого нравственные добродетели человека. Темами философии Сократа были злободневные проблемы его времени, актуальные и сейчас: добро, зло, любовь, счастье, честность и т.п. Главным в жизни человека по Сократу является добродетель - божественный разум, доступный, и то не полностью, лишь философскому уяснению в понятиях. Истинное мнение, так же как и знание, руководя человеком, направляет его к верной цели и удерживает в границах добродетели. Такое истинное мнение и соответствующая ему добродетель доступны человеку, и он может при необходимых условиях им научиться. Для Сократа добродетель и знание тождественны, и потому пороки и зло творятся по незнанию, неведению.

В первой части данной работы рассмотрены истоки философии от мифологии и религии. Мифологическое и религиозное мировоззрение по началу является достаточным для общества и удовлетворяет потребность в знаниях о зарождении мира и происхождении тех или иных явления. Однако постепенно в связи с динамикой социальной жизни возникает необходимость философского познания мира, перехода от мифа к логосу. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, имеющих в своей основе веру и фантастические представления о мире, философия опирается на теоретические методы постижения действительности, использует объективные понятия и рациональные обоснования своих положений. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т.п., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы.

Темами философии Сократа были злободневные проблемы его времени, актуальные и сейчас: добро, зло, любовь, счастье, честность. Главными в жизни человека по Сократу является добродетель и знание. Истинное мнение, так же как и знание, руководя человеком, направляет его к верной цели и удерживает в границах добродетели. Такое истинное мнение и соответствующая ему добродетель доступны человеку, и он может при необходимых условиях им научиться. Для Сократа добродетель и знание тождественны, и потому пороки и зло творятся по незнанию, неведению.

Читайте также: