Традиции и обычаи амурской области доклад

Обновлено: 17.05.2024

Многие традиции народов Дальнего Востока кажутся нам необыкновенно загадочными и экзотическими. Однако у нанайцев они приобретают особенный колорит, ведь в немалой степени на нанайскую культуру оказали влияние и русские. Нанайцы сформировались как народ под воздействием тунгусских, тюркских и прочих культур древнего амурского населения.

Несмотря на то, что многие нанайцы приняли православие ещё в XIX веке, и сегодня в их ритуалах и праздниках легко можно заметить много черт шаманства и язычества. Давайте ближе познакомимся с их обрядами. Почему именно собака занимает особое место в верованиях нанайцев? Для чего новорождённых укладывают в колыбель, полную древесных стружек? Какую народную мудрость можно почерпнуть из нанайских пословиц?

Традиционные занятия

Несмотря на то, что многие соседние народы были кочевниками, нанайцы издавна жили оседло. Интересно, что немало их поселений имеет возраст в несколько сотен лет. Главным занятием предков современных нанайцев были ремёсла. Как и прежде, нанайский народ нашего времени славится своими кузнецами, рыбаками, охотниками.

Основными материалами для изготовления одежды у нанайцев служили рыбья кожа и шкуры таёжных животных. Нередко уже по одному только наряду человека можно было сказать о роде его деятельности. Так, например, охотников отличали маленькие меховые шапочки-капоры, а вот рыбаки носили широкие передники из рыбьей кожи.

Видео-версия о традициях нанайцев:

Собака – не просто друг человека

Познакомившись с некоторыми древними нанайскими легендами, я заметила, что собака – один из главных их персонажей. Что интересно, она выступает не только сторожем или помощником, но и создателем мира. Например, Железная Собака представляет собой своеобразное женское божество, что стало прародителем многих народов, в том числе и нанайцев.

Нанайцы - жители Дальнего Востока

Нанайцы – жители Дальнего Востока

Малыш в стружках

Старинные обряды и сегодня находят отражение в жизни нанайцев. Пожалуй, самое главное событие в жизни человека – рождение, что сопровождается особенными ритуалами. Появление ребёнка было большим праздником не только для семьи, где произошло пополнение, но и для всего поселения.

Если же на свет появлялись близнецы, радости не было предела. Нанайцы верили, что таких малышей посылают могущественные духи тайги и воды, что будут покровительствовать новорожденным. После рождения ребёнка его клали в колыбель, наполненную стружками черёмухи. По мнению нанайцев, это дерево священно, а потому защитит от злых духов малыша.

От себя замечу, что исследователи доказали уникальность свойств черёмухового дерева. Сок мелких стружек имеет антибактериальное действие. Выходит, древние нанайцы были абсолютно правы, ведь черёмуха и правда оберегала дитя от недугов. Рядом с домом, где произошло пополнение, нанайцы разжигают костёр из багульника. Этот народ верит, что ароматный дым этой травы отпугнёт недобрых духов от жилища.

Традиции нанайцев, связанные с Амуром

Мудрость предков

Меня искренне восхищает отношение нанайцев к своей культуре. Несмотря на свою малочисленность, этот народ стремится передавать рассказы, легенды, местный фольклор будущим поколениям. В воспитании детей особенное внимание уделяется рассмотрению общественных норм и законов, по которым должен жить человек.

Вот только не стоит представлять себе скучные нравоучения или нотации. Нет, нанайцы, как и русские, – обладатели уникальной сокровищницы народной мудрости, содержащей массу пословиц и поговорок. Они учат добру, взаимопониманию, скромности и уважению к старшим людям. Приведу в пример некоторые из них:

Нанайцы – народ, что сохранил свои традиции и даже старинные занятия, несмотря на смену веков и ритма жизни. Один этот факт вызывает невольное уважение к жителям тайги. На сегодня нанайцев насчитывается всего около 16 000 человек, однако они смело доказывают правильность утверждения, что многое в жизни познаётся совсем не в количестве, а в качестве.

Представители коренных и малочисленных народов, проживающие на Дальнем Востоке, хранят традиции и обычаи своих предков. В этой статье мы хотим вам рассказать о самых интересных обычаях народов Дальнего Востока.

Ещё в XIX веке православные священники утверждали, что на Колыме практически не осталось язычников. Действительно, кочевники брали с собой православные иконы, для перевозки выделялся отдельный олень. Однако наряду с православием сохранились и исконные традиции. Эвены не забыли полностью свои языческие корни, они до сих пор стараются не злить духов природы. Они справляют обряд кормления огня, который возглавляет шаман, отгоняющий звуком бубна злых духов.

Даже в языке прослеживается, что эвены не забывают свои корни. В их языке сохранилось много слов, которые похожи на крик птиц или животных. Раньше эти слова использовались в ритуальных песнопениях, большинство из них даже не имеют перевода на русский язык и точного значения.

Затем следовало невесте проявить свои способности – накормить жениха варёным мясом оленя.

Интересно, как коренные народы относились к детям. Многие из них верили, что в тело ребёнка вселяется дух умершего родственника, поэтому малютки получали имена не сразу, сначала взрослые наблюдали за их поведением. Детей не принято ругать, взрослые, входящие в чум обязательно здороваются за руку даже с самыми маленькими. Имён эвены получали несколько: при рождении, повзрослев, и в старости.

Олени до сих пор играют в жизни эвенов и чукчей большую роль. По их количеству в стаде судят о достатке семьи. Новорожденному сразу же выделяли несколько оленей, если родилась девочка, то в приданое ей полагались те олени, которые образовались от размножения её стада.

Одежду народов Севера и Дальнего Востока мы много раз видели на картинках в учебниках. Но мало кто знает, что красивая вышивка и меховые кисточки служат преградой для злых духов и защищают тело и душу. Орнаменты должны придавать хозяину одежды силу, неуязвимость и мужество. А праздничная одежда была одновременно и погребальной.

Живой оберег Приамурья

Традиции, не канувшие в Лету

Знакомство с этим народом подобно путешествию на лодке, на которой вы отчаливаете от берегов цивилизации и уплываете в первозданный мир. Нити, из которых соткана жизнь удэгейцев, так крепки, что они сохранили свою прочность и в наше время.

Это малочисленный коренной народ Приамурья, шлейф возникновения которого уводит в такие дали, в которых даже наскальных рисунков еще не было. Первые письменные упоминания об удэгейцах запечатлены в "Истории империи Цзинь" 1345 г., где говорится о "диких людях удэгай, обитавших в северо-восточной части империи Цзинь" (к ней относилась территория северного Китая в XII-XIII веках).

Прилагательное "дикие" в китайской летописи употреблено не случайно. Этот народ называют потомками древних и весьма отважных лесных людей. Удэгейцы жили и живут среди красоты лесов и рек Дальнего Востока, в живописных местах Уссурийского края, который вошел в состав Российского государства в 1860 г.. Правила и законы этого ландшафта они изучили досконально. Их промысел - охота, рыболовство, сбор растительных лесных даров. И то, как они это умеют делать, достойно пьедестала мастерства. При этом удэгейцы сохраняют гармонию с окружающим их миром и выражают благодарность за все, что им даровано земной жизнью.


Например, сезон охоты удэгейцев (лицензия на которую у них круглогодичная) имеет свои паузы: на периоды "брачного сезона" животных, отел и взросление детенышей. Это дань многовековой традиции, которая позволяет сохранять равновесие обитателей фауны.

Удэгейцы верят в одушевленность всего, что создано природой. Два главных божества у них – Тагу-мама, которая "одаривает" людей детьми, и Сангия-мама, посылающей на землю души животных. Ни один удэгеец без причины не срубит дерева и не выстрелит в зверя. Добычу они тщательно выслеживают, а перед охотой проводят ритуал, во время которого стараются умилостивить дух Сангия-мамы. Охотятся на оленей, изюбров, кабанов и медведей. А вот уссурийский тигр – удэгейский тотем, неприкосновенное создание. Заметив тигриные следы, удэгейцы молятся и просят у этого величавого красавца помощи и удачи в охоте. Поверье гласит, что сам народ в далекой древности произошел именно от этих животных!


Где песня, там и жизнь

Мелодии природы – шум ветра, птичьи переливы, журчание реки – нашли отражение и в удэгейском фольклоре. Музыкой они встречают новорожденного, с ней же провожают в последний путь. Песенные жанры делятся на лирические, эпические, магические и обрядовые – лечебные и погребальные. К особому ряду относятся шаманские песни – ейни.

Первое место в песне отдано мелодии. Поэтому встречаются композиции совсем без слов. Отдельной особенностью удэгейцев является их умение имитировать голоса птиц и животных, обитающих в тайге.

Есть пословица, которая сполна характеризует удэгейцев: "Поселись там, где поют: кто поет, тот худо не думает". Гармония звуков соответствует главной национальной черте – взаимовыручке. (Ну, чем может закончиться ссора в глухой тайге?!)


В домах удэгейцев можно увидеть не только всевозможные манки, но и свирель, и бубен, и однострунную скрипку-дзюлянку, и баян, и балалайку…

Любопытный факт. Исследователи творчества Владимира Высоцкого обнаружили, что в 1978 году он написал песню, которую ни разу не исполнил на публике. Сохранилась лишь рабочая фонограмма. Там есть такой куплет:

"Жизнь впереди – один отрезок прожит,
Я вхож куда угодно – в терема и в закрома:
Рожден в рубашке, – Бог тебе поможет, –
Хоть наш, хоть удэгейский – старый Сангия-мама…"

Приверженность своим корням позволили сохранить культуру и обычаи предков. В этом находит отражение оригинальное песенное и декоративно-прикладное искусство удэгейцев. Их традиционная одежда - пошитый из ткани или ровдуги (замши из оленьей или лосиной шкуры) халат типа "кимоно" с замысловатыми завораживающими узорами. А от женских одеяний с меховыми аппликациями, бисером и монетами – вообще глаз не оторвать!


Желанием "продлевать" красоту окружающего мира продиктована и художественная обработка дерева и кости. Эти мате­риалы применялись при строительстве жилья, изготовлении орудий труда, домашней утвари, рыболовных и охотничьих принадлежностей, - на "мужских" промыслах. А женщины славятся искусством шитья одежды, обработки шкур и кожи и создания изделий из бересты.

День сегодняшний

По данным переписи 2010 г. в России живет 1 тыс. 496 удэгейцев. Их поселения располагаются на северо-востоке Приморского края, юго-востоке Хабаровского края, в предгорьях Сихотэ-Алиня и у правых притоков Уссури и Амура.

Удэгейский язык относят к алтайской языковой семье тунгусо-маньчжурской ветви. И он – бесписьменный! И это приводит его на грань исчезновения: в 2002 г. лишь 400 удэгейцев старшего поколения признали свой язык родным…

Их вековые знания и умения находят применения и в современной жизни. Они великолепно справляются с работой егерей, квалифицированных охотоведов и охотоустроителей. Кроме этого, последние три столетия (!) удэгейцы славятся как надежные проводники в передвижениях по таежным тропам. Их безупречное знание дикой природы, передающееся из поколения в поколение (в отличие от языка), не стирается с годами.

Гостеприимность – тоже черта этих людей. Встретят, накормят, проводят. Еда простая – из того, что дает природа. Старинные рецепты не претерпели изменений. Поэтому все вкусно и легко усваивается: среди удэгейцев редко можно встретить людей с лишним весом.

В 2015 г. по поручению Президента России был создан национальный парк "Бикин". Парк назван в честь одноименной реки, притока Уссури. Площадь - 1 160 469 гектаров. Это место, в котором сохраняют природу и традиции удэгейцев. И первое правило тут такое:

Человек – всего лишь часть Природы, а не ее царь. Старайся стать разумной частью Природы.


Лаврилье, А. Песня, танец и слово – основа ритуального действия эвенков / А. Лаврилье // Традиционная культура Востока Азии. – Благовещенск, 2008. – Вып. 5. – С. 289–299.

О песнопении и шаманских играх эвенков.

Абрамова, К. С. Обычаи современных эвенков / К. С. Абрамова // БАМ. – 2011. – 10 авг. (№ 32). – С. 7.

Абрамова, К. С недобрыми мыслями далеко не уйдёшь / К. Абрамова // БАМ. – 2011. – 24 авг. – С. 7.

О традициях и обычаях эвенков.

Анищенко, О. Таежная академия Григория Федосеева / О. Анищенко // Амур. краевед. – 2009. – № 26. – С. 69–75.

Образ Улукиткана, традиции и культура эвенков в произведениях Г. Федосеева.

Астахов, Г. Вслед за прилетом кукушки / Г. Астахов // Амур. правда. – 2002.– 21 июня.– С.2.

Базитова, А. Дом эвенка – бескрайняя тайга / А. Базитова // КВIН. – 2010. – 25 марта – С. 1–2.

О традиционном ежегодном празднике "День оленевода и охотника" в п. Усть–Нюкжа, Тындинского района: национальные танцы, ярмарка и соревнования.

В Приамурье проходят Дни оленевода // Эхо. – 2010. – 24–30 марта (№ 12).– С. 2.

О праздновании Дней оленевода в эвенкийских селах.

Ермаков, М. Конкурсы, состязания / М. Ермаков // БАМ. – 2012. – 4 июля – С. 11.

О фольклорно–этнографическом празднике эвенков Бакалдын–2012 в с. Усть–Нюкжа Тындинского района.

Дзевенис, А. А. Фольклор и обычаи эвенков, проживающих в верховьях Зеи / А. А. Дзевенис // Записки Амурского областного музея краеведения. Т. 5. – Благовещенск, 1961. – С. 78–86.

О поверьях, обычаях, устном народном творчестве эвенков Зейского района.

Ермаков, М. Неслучайные встречи / М. Ермаков // БАМ. – 2010. – 24 марта – С. 6.

О проведении Дня оленевода и охотника в селе Первомайском Тындинского района.

Ермаков, М. Сберечь культуру и народ / М. Ермаков // БАМ. – 2010. – 2 июня. – С. 1.

О эвенкийском празднике Бакалдын в с. Первомайское Тындинского района.

Ермаков, М. Эвенкийский праздник / М. Ермаков // БАМ. – 2012. – 27 июня – С. 1.

О фольклорно-этнографическом празднике "Бакалдын–2012" в с. Усть-Нюкжа Тындинского района; фото.

Загорская, Т. Билер - билер на земле эвенков / Т. Загорская // Зейс. вестн. – 2010. – 6 февр. – С. 5.

О проведении недели эвенкийской культуры в школе поселка Бомнак Зейского района.

Иванищенко, В. Ф. Эколого-этнографический календарь эвенков Амурской области / В. Ф. Иванищенко // Дорохинские чтения : сб. науч. ст. – Благовещенск–Албазино, 2008. – Вып. 2. – С. 78–88.

Календарь представляет собой хронику жизнедеятельности эвенков по месяцам и временам года, составленный по наблюдениям жизни эвенков села Усть-Нюкжи Тындинского района.

Козменчук, П. Бакалдын через небесные ворота / П. Козменчук // Амур. правда. – 2010. – 28 мая. – С. 4.

О эвенкийском празднике Бакалдын в селе Первомайское Тындинского района.

Кудинова, Л. Олени любят счет / Л. Кудинова // Горняк. – 2010. – 2 апр. – С. 10.

О проведении Дня оленевода в с. Ивановском Селемджинского района; статистические данные о численности коренных малочисленных народов и из них эвенков.

Михайлова, Н. Храня традиции предков / Н. Михайлова // Зейс. вестн. – 2012. – 27 марта – С. 1–2.

О праздновании Дня охотника и оленевода в селе Бомнак Зейского района; фото.

Мостославский, Ю. Легенды голубой долины / Ю. Мостославский // "Моск. комсомолец" на Амуре. – 2011. – 23–30 марта (№ 13). – С. 13.

Об эвенкийском празднике Уктэвун, прошедшем в с. Усть-Нюкже.

Подолько, М. Бакалдын – значит, встреча / М. Подолько // Зейс. вестн. – 2010. – 20 июля. – С. 1–2.

Об эвенкийском празднике Бакалдын в поселке Бомнак Зейского района.

Праздник в Усть–Уркиме // БАМ. – 2012. – 4 апр. – С. 4.

О праздновании Дня оленевода и охотника в селе Усть–Уркима Тындинского района

Сем Т. Ю. Проблемы погребальной обрядности южных тунгусо-маньчжуров в сравнительно-типологическом аспекте // Национальные традиции в культуре народов Дальнего Востока : сб. науч. тр. / АН СССР, Дальневост. отд-ние, Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дал. Востока. – Владивосток, 1987. – С. 40–50.

Автор прослеживает корни обрядности тунгусо-маньчжурских народов Приамурья и Приморья в конце XIX – начале XX вв. и на основе этого пытается восстановить субстратные пласты, участвующие в формировании этих народов и их культур.

Степанов, Сергей. Секрет Никучан Хунадин / Сергей Степанов // Социальная защита. — 2009 .— N 12 (210) .— С. 39-40 .— (Среда обитания) .

О Лидии Тарской, или, как ее называют соплеменники-эвенки, Никучан Хунадин, художественном руководителе Дома культуры села Ивановское Селемджинского района Амурской области, о необходимости сохранения народных традиций эвенков.

Судакова, Т. На празднике страны оленьей / Т. Судакова ; фото Ю. Мостославского // Амур. правда. – 1999. – 2 апр. – С. 1–2.

О праздновании Дня охотника и оленевода в селе Усть-Нюкжа.

Требушевская, Н. Застой закончился / Н. Требушевская // БАМ. – 2010. – 24 марта. – С. 1.

О Дне оленевода и охотника в селах Тындиского района (статистические данные).

Требушевская, Н. Праздник на земле эвенков / Н. Требушевская // БАМ. – 2011. – 1 июня – С. 3.

О традиционном эвенкийском празднике "Бакалдын" в Тындиском районе; фото.

Читайте также: