Белорусская литература эпохи средневековья доклад

Обновлено: 17.05.2024

Белорусская культура долгое время развивалась преимущественно в форме народной культуры. Основными ее носителями были крестьяне и мещане. Для нее характерны сохранившиеся элементы древних культов, богатая мифология.

На протяжении веков у белорусов формировался календарно-обрядовый фольклор. В его основе лежит понимание человеком жизни и годового цикла природы. Жизнь традиционно воспринимается как чередование следующих этапов: рождение, детство, юность, взросление, старость и смерть. На каждом из них человек переосмысливает свою роль в семье и социальной деятельности.

Рождение — приход в этот мир нового человека — всегда считалось чрезвычайным событием. Наши предки очень ответственно относились к наделению младенца именем. Обычно выбирали между семейными именами (в честь умерших предков) или официальными (в честь языческих богов, позднее — христианских святых).

Детству соответствовал период постепенного обучения и введения маленького человека в хозяйственную и социальную жизнь — как правило, через игру. Именно в это время закладывались и социальные роли. Девочки играли с куклами и таким образом постигали заботы материнства, а мальчики создавали игрушечное оружие для защиты и охоты.

Юность — период подготовки ко взрослой жизни, взятия на себя ответственности за свои поступки, принятия социальных обязанностей.

Взросление — этап жизни взрослого человека. У него есть обязанности перед семьей и общиной, он владеет и распоряжается имуществом, несет ответственность за родителей и детей.

В старости обычно человек постигает жизненную мудрость. Он воспитывает младших и дает советы. Ответственность за обеспечение старых родителей традиционно возлагалась на старшего сына в семье.

Христианство внесло в жизненный цикл свои особенности — образовались новые традиции. Это крещение (в раннем возрасте), оглашение (когда человек становится полноценным членом христианской общины), венчание, отпевание (обряд прощания с умершим человеком). С принятием христианства крестные родители начали играть в обществе важную роль. Они стали социальной опорой для человека в его жизни и при необходимости выступали его защитниками.

Годовой календарь традиционно был связан с сельскохозяйственной деятельностью. В языческие времена он учитывал смену сезонов, связанную с солнечным циклом: зима, весна, лето и осень. Богатый духовный мир наших предков нашел воплощение во многочисленных обрядах и обычаях, приметах и поверьях, играх и песнях, которыми сопровождался едва ли не каждый день годового круга народного календаря. В нем, особенно в названиях месяцев, отражено мировоззрение крестьянина, его глубокое знание природы и любовь к ней, тяга к труду.

Июнь (белорус. чэрвень) — начало лета. Его белорусское название объясняется красным (чырвоным) цветом, который приобретают некоторые ягоды именно в эту пору. 22 июня — самый долгий день в году (продолжается более 17 часов) и самая короткая ночь. День летнего солнцестояния предки белорусов отмечали праздником Купалье в ночь с 23 на 24 июня по старому стилю. Это очень древний обрядовый праздник Солнца и огня, богов плодородия и расцвета земли. Он под разными названиями известен всем индоевропейским народам. В преданиях рассказывается, будто бы в купальскую ночь растения разговаривают между собой, деревья переходят с места на место, а реки светятся призрачным светом. На купальских празднествах очень распространена была ворожба. Девушки и парни загадывали, что ждет их в будущем. Купальские верования и легенды в Беларуси отражали мифологическую сторону мировоззрения древнего человека.

В июне основное занятие крестьянина — заготовка сена. Люди замечали: если в первый и второй день июня льет дождь — весь месяц будет сухим.

Июль (белорус. ліпень) — белорусское название месяца происходит от липы — дерева, цветущего именно в эту пору. Июль дарит человеку спелые лесные ягоды, первые грибы.

Таким образом, зависимость жизни и труда крестьянина от природных стихий вынуждала его исполнять различные обряды, приуроченные к определенным событиям и строго регламентированные по времени. Соответственно четырем временам года существовали четыре больших праздника: зимой — Коляды, весной — Пасха, летом — Купалье, осенью — Покров, вокруг которых группировались остальные.

Вообще традиционная культура Беларуси была неотделима от быта народа. Она соответствовала его духовным нуждам, вкусам и способностям, обеспечивала преемственность и развитие культурных традиций, жизненного опыта.

Культура любого государства - это не только показатель духовного развития и самосознания людей, но и мощный инструмент идеологического воздействия. Любые значительные изменения в политической жизни непременно находят свое отражение в культуре. Чем богаче и насыщеннее общественная жизнь, тем быстрее и органичнее развивается культура.

Исторический путь становления и развития белорусской культуры является сложным и противоречивым. Для Беларуси всегда был характерен интенсивный процесс взаимодействия культур. И потому становление, и развитие белорусской культуры невозможно понять вне учета воздействия на неё прогрессивных тенденций русской, украинской, польской, литовской культур. За долгое время своего существования Беларусь прошла исторический путь от подавляющей неграмотности до создания литературно-художественных произведений мирового уровня и научных открытий. И в начале 3-его тысячелетия Беларусь представляет собой сформированное, целостное, своеобразное социокультурное пространство, границы которого приобрели свою определенность в большей степени в 20 веке.

Развитие культуры Беларуси можно условно разделить на четыре этапа, характеризующихся попеременным влиянием восточной (российской) и западноевропейской культур.

Культура Беларуси Эпохи Средневековья.

Появление христианства на территорию Беларуси началось в середине lX в. Принятие христианства послужило мощным стимулом развития белорусской культуры и цивилизации. Новая религия изменила мировоззрение населения. Христианство содействовало становлению государственности (Полоцкое, Туровское княжества). В этот период возникают новые ремесла и искусства, строятся города, храмы, замки, крепости. Монастыри и церкви стали первыми культурными центрами, при них открывались школы, велись летописи, переписывались книги. В XI в. По инициативе князя Всеслава Чародея был построен в Полоцке Софийский собор. По внутреннему убранству храм походил на первый Софийский собор, построенный в Константинополе. В начале XII в. В Бельчицах (под Полоцком) сооружена Борисоглебский монастырь, подобных которому на восточнославянских землях еще не было. Храм украшали фрески и керамическая плитка. В 1161 г. в Сельце Спасо-Преображенский собор, известный также под названием Спасского или Спасо-Ефросиньевского. Для этого собора по заказу Ефросиньи Полоцкой мастер-ювелир Лазарь Богша создал в 1161 г. непревзойденный образец прикладного искусства – крест, обложенный золотыми и серебряными пластинами с миниатюрными изображениями христианских святых, выполненными многоцветной эмалью. Всего в Полоцке известно 10 храмовых сооружений Хll в.

Личностью, оставившей заметный след в культурной жизни Беларуси, была Ефросинья Полоцкая (возможно, 1104 – 1167 гг.), внучка Всеслава Чародея. Вначале переписывала книги, после постриглась в монашки, поселилась в келье Софийской церкви в Полоцке, где продолжала переписывать книги, позже создавала летописи и собственные писания. В дальнейшем стала игуменьей монастыря Св. Спаса в Полоцке, построила мужской монастырь. В конце жизни Ефросинья совершила паломничество в Иерусалим, где и скончалась.

Значительный вклад в развитие культуры внес Климент Смолятич (Хllв.) Он создал множество литературно-церковных произведений, к сожалению не сохранившихся. До нашего времени дошло только одно письмо Смолятича, написанное им смоленскому священнику Фоме.

Декоративно-прикладное искусство развивалось под влиянием Византии, однако ремесленники вносили в него и местные черты. В Хll – Xll вв. насчитывалось около 60 ремесел. Развивались художественная обработка дерева, ювелирное, литейное, гончарное дело. О высоком художественном мастерстве говорят следующие предметы: каменные иконки, украшенные тончайшей резьбой, фигурки из кости и камня, найденные в Гродно, Волковыске. Самым известным памятником является крест, созданный Лазарем Богшей в 1161 г. по заказу Ефросиньи Полоцкой. Большинство памятников культуры древней Беларуси погибло во времена многочисленных войн.

С первой половины Хlll в. Начала формироваться белорусская письменность. Появлялись письменные памятники с характерными признаками старобелорусского языка. К ним, в частности относятся: договорная грамота смоленского князя Мстислава, подписанная им с Ригой и Готландом; грамота полоцкого князя Изяслава. В ХlV в. Старобелорусский язык стал государственным языком канцелярии и делопроизводства в Великом княжестве Литовском. На нем писались законы, проводились заседания сеймов.

Таким образом, в lX – XV вв. на белорусских землях вместе со становлением государственности развивалось и распространялось образование, просвещение, книжность. В этот период сформировались основные особенности старобелорусского языка, возникли памятники письменности, появились крупные деятели просвещения, интенсивно развивалась архитектура. Возрастал образовательный и духовный уровень городского населения. Белорусская культура данного периода стала основой для развития отечественной культуры в последующие столетия, содействовала формированию белорусской народности.

Полный текст автореферата диссертации по теме "Литература средневековой Беларуси и становление классической художественной традиции в поэзии Янки Купалы"

МИНСКИЙ ОРДЕНА TF/ДСБОГО líPACHOPO 31Ш.1ЕШ1 ГОСУДАРСГВЕНШЙ ЩДАГОП?ЕШЙ 1С1СТИТУТ имени А. М. Горького

На правах рукописи

ПРОНЕВИЧ Геннадий Николаевич

ЛИТЕРАТУРА СРВДКЕВЕКСВОЙ ШАР/СИ Ш СТАНСВЛЕНИЕ lüIACCH'ffiCKOH ХУДС8.ЕСЛВЕН1М ТРАДИЦИИ В ПОЭЗИИ ЯНКИ КУПАШ

10.01,03 - литература народов СССР /белорусская литература/

ДИССЕРТАЦИИ m СОШМНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕЩ КАНДИДАТА ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

RifloTa выполнена на кафедре белорусской литературы Брестского государственного педагогического института имени А. С. Пушнина.

Научный руководитель: член-корреспондент АН ШСР, доктор филологических наук, профессор ЛСЙКО 0. А.

доктор Филологических паук Гркнвдш Н.М.

кандидат филологических наук Короткий В.Г.

Ведущая организация: Гомельский государственный университет.

Зашита состоится '"/У" ^hafji^/_ 1990 г. в

часов на заседании специализированного совета К 113.16.01 в Минском государственном педагогическом институте им. А.М.Горького / г. Минск, 2208С9, ул. Советская, 18, а.уд. 404 /.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке М Г П И им, А. М. Горького.

Автореферат разослан 1990 г.

специализированного совета и Перевозная Е. В.

----сщя ХЛРЛ1£ТЕРЛСТ1КА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Проблема истоков и исторического генезиса новой литературы, зарождения в ней классических национальных традиций - одна из наиболее сложных и противоречивых з современной литературоведческой науке. По признанно Д.С,Лихачева, "т/гы понемногу начинаем поникать, что решение многих проблем истории русской литература ее классического периода невозможно без привлечения истории древней русской литературы" .

Целью настоящего исследования является всестороннее изучение творчества Янки Купа.ш в его отношениях и связях с традициям;* и художественгам опытом литературы средневековой Беларуси, а такте основными закономерностями и проблемами образования классических основ в белорусской литературе XIX - начала XX в. Решение означенных задачяепосредстЕенно сопряжоно в работе с задачей создания теоретической концепции переходного периода от древней г. повой литературе, а также выяснением сутгаостк и специфики классического этапа как качественно внегаего, завершающего звена п становлении национальной литератур!.

Отсюда вытекает и рцд конкретных задач:

Общетеоретическая часть работы вьтюлкена ка основе трудов Г.В.Геголя, К.Жрнса, В.Й.Ленина, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернкшевско-го, а также с учетом наблюдений и выеодов Д.С.Лихачева, И.Я.Голе-нищепа-Кутузона, Г.1Г.Г росинии Полоцкой обнаруживает образ Молодой Беларуси.

Чаше всего однако исторический прототип в поэзии Купалы романтически зыбок, расплывчат, тяготеет к вариантности, поэтическим метаморфозам и трансформациям, что при общей концептуальной определенности ке всегда позволяет с достаточной уверенностью выяснить исторический генезис того Или другого образа, его романтические составляющие и"примеси". В восприятии старолитературных традиций у Купали доминирует не внешнее подражание, не прямая литературная или историческая реминисценция, но созвучные Настоящему реалии самой жизни, стоящий за тем или иным образом учительный, нравстяенно-назадательный опыт, ощущение общности национального и эстетического кода, этических и моральных принципов, лежащих в основе древней традиции. Отсюда границы мегтду своигл и заимствованным, метду "Словом" и традициями последующей литературы порой весьма условны, поэ-

тические чгом трудноразличимы. Истинный источник влияния верной всего осознается и устанавливается при комплексной взгляде на все творчество поэта, изучении его закономерностей, структуры, выраженных тенденций и т. д.

Так, традиция ораторской риторики в творчестве поэта обнаруживают целый ряд созвучий не только со "Словом", но и с традициями торжественных слов-пропозедеР К.Туровского, творчества писателей-полемистов X7II в. М.Смотрицкого и ¿.Филипповича. Точно также процесс возрождения в поэзии Купали панегирика как жанра наряду с влиянием "Слова" испытал несомненное воздействие панегирической традиции позднеренессаясовой и барокчовой поэзии.

Романтизм Купали, таким образом, восстанавливал в своем развитии весь спэктр ранее утраченных новой белорусской литературой на этапе раннего формирования традиций и даже целых исторических звеньев, возвра(цая в нее прежде всего принцип родоэо-исторической связи событий, "высокий"стиль" - пророческую ораторскую патетику, провщгенциальность, героическую идею и рыцарский идеал, а также соответствующие этому возвышенному содержанию жанра - панегирик, гимн, моление, славу или оду и т. д., делая-их вн-вь достоянием новой литература и утверадая их тем самым как поэтические явления к Форш национально-классические.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. "Слова аб палку Тгаравым" у |дэйна-мастацкай канцэппш Я.Купала //Творчая спадчкна Яши Купалы í развщцё славянски моу i Л1таразур: Тэз, дакл. рэсп. навук. напр., ирьтсвеч. 100-годцзга

з дня нарацжэгая нар. паэтэу ВССР Я.Купалы i Я.Коласа. - М-шск: Вшэйш. гак., 1982, - П. 85.

2. Генетычния асновьт вобразнасц! /"Новая зямля" Я.Коласа 1 "Слова аб палку 1гаравш"/ /73 глыбшь народных. - Мтск: Вид. ЦЦУ im У.1.Лен1на, 1982. - С. 29-40.

3. Скаршшскг прататнп у творчасп! Макс1ма Вагдановзча //Веснз.к ГДУ. Сер. 4. - 1983. - /1/2. - С. 5-9.

4. Слова аб палку 1гаравш" у 1дэйна-мастацкай канцэпцьи Ячк! Купали //Беларус. л!т. - Míhck: Ввд. "Ун5верс1тзцкае", 1986. -С. 109-119.

5. Вакол П старичнага прататыпа i структуры мастацкага вобраза // Bochík ЦДУ. Сер. 4. - 1987. - //i. - С. 6-10.

Культуру любой страны можно рассматривать не только как показатель самосознания и духовного развития людей. Она является еще и сильнейшим инструментом идеологического влияния.

культура беларуси

Культура Беларуси прошла сложный и противоречивый путь от своего возникновения до нынешнего развития. Это был путь от практически сплошной неграмотности до великих научных открытий и создания шедевров литературы и искусства мирового уровня.

Эпоха Средневековья

Культура Беларуси получила мощный стимул для своего развития после появления на территории страны христианства. Случилось это в середине 9-го в. Новая религия в корне изменила мировоззрение народа. Христианство способствовало возникновению государственности в виде Туровского и Полоцкого княжеств.

В этот период на территории нынешней Беларуси появилось большое количество новых ремесел и искусств. Начали строиться замки, города, храмы. Церкви и монастыри стали своеобразными культурными центрами, при которых велись летописи, открывались школы. Здесь же переписывались книги.

В 11-м в. в Полоцке возвели Софийский собор. Инициатором его постройки был князь Всеслав Чародей. По своему внутреннему убранству собор был схож с тем, который находился в Константинополе.

Начало 12-го в. ознаменовалось строительством Борисоглебского монастыря. Это сооружение находилось под Полоцком, в Бельчицах. Монастырь стал первым в своем роде на всей территории, которую заселяли восточные славяне. Для украшения этого храма впервые была использована керамическая плитка и фрески.

деятели культуры беларуси

Культура Беларуси получала все большее и большее развитие. Так, в 1161 г. был возведен Спасо-Преображенский собор. Для него по заказу, сделанному Ефросиньей Полоцкой, был изготовлен непревзойденный предмет прикладного искусства. Мастер-ювелир Лазарь из Полоцка создал уникальный крест, обложенный пластинами из золота и серебра и украшенный изображениями святых в виде миниатюрной многоцветной эмали. Уже в одном Полоцке насчитывается 10 храмовых сооружений, возведенных в 12-м в.

Литературное наследие

институт культуры беларуси

Национальная культура Беларуси не может быть описана без упоминания о Ефросинье Полоцкой. Это внучка князя Всеслава Чародея. Она занималась переписыванием книг, а позже, после пострига в монахини, создавала собственные писания и летописи. Далее она стала игуменьей в полоцком монастыре Св. Спаса. По ее инициативе был построен мужской монастырь. Уже будучи в преклонном возрасте, Ефросинья Полоцкая совершила паломничество в Иерусалим. Там она и скончалась.

Неоценимый вклад в развитие культуры Беларуси внес живший в 12-м в. Климент Смолятич. Этот выдающийся деятель создал большое количество литературно-церковных произведений. К сожалению, они не сохранились до нашего времени.

Развитие ремесел

Широкое распространение на территории Беларуси получило декоративно-прикладное искусство. Оно развивалось под влиянием византийских традиций. Однако ремесленники страны вносили в него местные черты. В 11-12-м вв. в Беларуси было около шестидесяти различных видов ремесел. Среди них - ювелирное, гончарное, литейное дело, а также художественные работы по дереву.

 кодекс о культуре беларусь

Высокое мастерство ремесленников тех лет подтверждают находки археологов. Так, в Гродно и Волковыске ученые обнаружили фигурки из камня и кости, а также каменные иконки, украшением которых является тончайшая резьба.

Формирование письменности

Первые летописи, язык которых нес в себе характерные черты старобелорусского, стали создаваться с первой половины 13-го в. Среди таких памятников письменности можно назвать договорную грамоту смоленского князя Мстислава и грамоту полоцкого князя Изяслава. Начиная с 14-го в. старобелорусский язык стал государственным. На нем велась вся канцелярия и делопроизводство в Великом княжестве Литовском. На этом языке проводили свои заседания сеймы. На нем писались законы.

Таким образом, можно говорить о том, что развитие культуры Беларуси в 9-15-м вв. происходило одновременно со становлением государственности. Оно выражалось в распространении образования, просвещения и книжности. В этот же период произошло формирование основных особенностей старобелорусского языка, и появились выдающиеся деятели просвещения. Свое развитие получила и архитектура.

Можно смело говорить о том, что народная культура Беларуси Средневековья явилась фундаментом для дальнейшего становления духовности народа.

В этот период в мире были особенно сильны идеи европейского Возрождения, Просвещения и Реформации. Именно они, а также социально-политические и экономические условия того периода наложили свой отпечаток на развитие культуры Беларуси.

В эту эпоху на территории страны продолжили свое успешное развитие литература и образование, наука и искусство.

Белорусский первопечатник

Неоценимый вклад в развитие книжности, литературы и национального языка внес Франциск Скорина. Этот гуманист, просветитель и первопечатник жил в первой половине 16-го в. Благодаря такому выдающемуся человеку старобелорусский язык претерпел реформирование и стал богаче.

народная культура беларуси

Реформа школьного образования

Первый значительный шаг был сделан в 1740 г. Именно в это время один из активных деятелей Просвещения Станислав Канарский произвел реорганизацию обучения, проводимого в школах при монашеском ордене пиаров. Благодаря этому великому человеку сюда стали принимать учеников из семей разных сословий. Посещали школы даже крестьянские дети. Такое обучение длилось шесть лет и являлось совершенно бесплатным.

Более глубокая реформа образования была проведена в 1770-е годы. Ее предложил известный деятель культуры И. Хрептович. Под его руководством было создано первое в Европе Министерство народного образования. Называлось оно Государственная Образовательная комиссия. Это учреждение занималось организацией проверок светских учителей и открыло по всей территории Беларуси 20 подокружных и окружных школ. В 1617 г. Радзивиллами в Слуцке был открыт первый на всех восточнославянских землях лицей.

Развитие науки

Развитие искусства

день культуры беларуси

Центром музыкального искусства считался город Несвиж. Именно здесь еще с 15-го в. работала музыкальная школа. В ней крепостных мальчиков учили играть на валторне, флейте и скрипке.

Многие деятели культуры Беларуси того периода внесли большой вклад в музыкальное искусство других государств. Например, благодаря творчеству педагога и композитора И. Козловского был открыт новый этап доглинковского периода. В Москве проходили успешные концерты белорусского певца Ивана Коленды.

Развитие культуры страны в 19-20-м вв.

Этот период характерен многими историческими событиями. Это Отечественная война 1812 г., Первая мировая война, многочисленные восстания, произошедшие в 1794, 1830 и 1863 гг., революции 1905 и 1917 гг., проводимая политика полонизации, а затем и русификации. Тем не менее, несмотря на все глобальные изменения в общественной жизни народа, культура Беларуси неуклонно продолжала свое развитие.

Становление искусства

Белорусская литература занимала ведущее место в культуре страны и в начале 20-го в. Это было время, когда проявился талант З. Бядули, Я. Купалы, М. Горецкого, Я. Коласа, Э. Пашкевича (Тетки) и других.

В первой половине 19-го в. в культуре Беларуси значительное место занимали театры. Причем развивалось не только профессиональное, но и любительское искусство. Свое новое развитие театральная жизнь получила в начале 20-го в. Белорусскому зрителю предоставлялась возможность знакомства с театральными постановками братских славянских государств.

В первой половине 19-го в. начали собирать, а после публиковать белорусские народные песни. Велись попытки их концертных и композиционных обработок.

Подъем культуры наблюдался и в области архитектурных решений. Центры белорусских городов застраивались домами государственного и специального назначения. Среди подобных сооружений того времени можно выделить собор Петра и Павла, а также дворец-усадьбу Румянцевых-Паскевичей в Гомеле.

На развитие живописи значительное влияние оказывала Виленская специализированная школа. В ней работало отделение изобразительного искусства. Всего за четверть века школой было подготовлено более 250 граверов, художников и скульпторов.

Развитие культуры страны в советский период

С 1920-х годов в стране началось большое национально-культурное строительство. После окончания Гражданской войны в Беларуси возобновили свою работу театры, высшие учебные заведения и многие издательства. Русский, белорусский и польский языки были объявлены государственными.

Становление советской культуры сопровождалось ликвидацией малограмотности и безграмотности населения. Для этого открывались многочисленные школы. Массовую неграмотность удалось победить уже к 1939 г. В 1923 г. в стране было введено обязательное школьное обучение.

Ускоренная индустриализация требовала высококвалифицированных кадров. Именно поэтому было принято решение об открытии целого ряда высших учебных заведений. К 1941 г. их насчитывалось уже 25.

В советский период продолжило свое развитие театрально-музыкальное искусство, и широко шагнул в массы кинематограф.

Современная культура

В последние годы все основные составляющие национальной самобытности динамично развиваются и получают поддержку со стороны государства. В День культуры Беларуси, который приходится на второе воскресенье октября, проходит много музыкальных и кинематографических фестивалей, выставок и прочих мероприятий. Впрочем, можно сказать о том, что активность культурной жизни страны не угасает в течение всего года.

Министерство культуры Беларуси в своей системе насчитывает более 7 тысяч различных организаций. Это театры и музеи, клубные организации и кинотеатры, библиотеки и цирки. В стране работает три специализированных учреждения высшего образования, среди которых - Институт культуры Беларуси. Государство поддерживает работу детских школ искусств, концертных организаций и образовательных учреждений среднего звена.

министерство культуры беларуси

Читайте также: