Доклад на тему воспитание культуры межнационального общения

Обновлено: 01.06.2024

В настоящее время перед национально-региональной системой воспитания и обучения встал ряд специфических задач, от решения которых зависит социально-культурное развитие народов России в целом.

Интерес к проблеме межнационального общения обусловлено на сегодня самой жизнью, необходимостью снятия напряженности между народами, при этом заметим, что действенность воспитания культуры межнационального общения зависит от его раннего начала.

Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Через образовательную, свободную деятельность, дети узнают, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и так далее. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов.

Этика межнационального общения – это органическая составная часть духовной жизни общества, его культуры, в частности, культуры человеческих отношений.

Важно дать детям правильные ориентиры в социальном окружении: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам. Добрые дела – значит и человек добрый, хороший.

Важным условие жизнедеятельности человека является общение, в ходе которого ребенок усваивает систему ценностных ориентаций, нравственные установки, мы рассматриваем культуру межнационального общения как составляющую культуры поведения человека. В связи с этим воспитание у детей культуры межнационального общения – это интегрированный процесс введения в мир отношений людей – представителей разных культур и формирования у дошкольников положительного развития национального самосознания, стремления понять и принять другую этнокультуру, воспитание на этой основе доброжелательных отношений к людям разных национальностей и способностей к конструктивному диалогу и сотрудничеству.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста Сюжетно - ролевая игра как средство развития межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст –.

О формировании межнациональной культуры общения и добрососедских

отношений среди учащихся образовательных организаций Андроповского района.

В образовательных организациях района постоянно проводится работа, направленная на гармонизацию межнациональных отношений, предупреждение этнических, религиозных конфликтов, снижение социальной напряженности, поддержание добрососедских отношений в образовательной среде среди детей и подростков различных национальностей и вероисповедания.

В 14 школах района в 2016-2017 учебном году обучается 2969 детей различных национальностей, вероисповеданий, живущих по разным обычаям, национальным законам. Но все они вместе являются гражданами нашей страны, политика которой строится на поддержании мира и добрососедства между народами не только нашей страны, но и другими странами и государствами.

В школах ведется работа по формированию межнациональной культуры общения и добрососедских отношений среди школьников, толерантности, веротерпимости, миролюбия у детей и подростков, представляющих различные социальные, культурные и этнические группы населения, изучаются национальные традиции и обычаи народов Северного Кавказа.

В целях недопущения участия обучающихся Андроповского района в радикально настроенных молодежных группировках, сохранения стабильности межэтнической обстановки в регионе, формирования активной гражданской позиции, неприятия терроризма, экстремизма и его идеологии, в учреждениях постоянно ведется работа по данному направлению деятельности с детьми и родителями такие как: классные часы, беседы, круглые столы, консультации, родительские собрания с приглашением на них представителей правоохранительных органов, духовенства, представителей национальных диаспор, организуются внеклассные тематические мероприятия, праздники, фестивали и т.д.

В ходе их проведения особое внимание уделяется недопущению решения проблемных социально-этнических вопросов вне правового поля, на своевременное информирование органов правопорядка об инициаторах антиобщественных акций.

Ведется работа по воспитанию гражданской позиции, патриотизма у детей и подростков, неприятию любых форм экстремистских проявлений.

Образовательные организации района в течение 2016 и 2017 годов принимали участие в школьных, районных и краевых конкурсах творчества и др., направленных на воспитание чувства патриотизма и гордости за свою Родину, на сплочение детей, независимо от вероисповедания и национальности.

Проводились родительские собрания с показом тематических видеофильмов, презентаций, раздачей памяток для родителей по противодействию экстремизму.

Во многих мероприятиях участвовали представители Отдела МВД России по Андроповкому району и прокуратуры, духовенства, представители национальных диаспор и др.

Кроме того, школьники приняли участие в 65 тематических районных и краевых мероприятиях.

В течение 2016 и 2017 годов в образовательных организациях были проведены более 350 тематических классных часов, круглых столов, профилактических бесед с обучающимися, состоялись конкурсы, слеты, соревнования, и т.д., направленные на гармонизацию межнациональных отношений, предупреждение этнических, религиозных конфликтов, снижение социальной напряженности, поддержание добрососедских отношений в образовательной среде среди детей различных национальностей и вероисповедания, по недопущению экстремистских проявлений.

Во всех общеобразовательных организациях ежегодно планируются мероприятия по развитию этнических и этноконфессиональных, добрососедских отношений.

В прошлом и нынешнем году проводились уже ставшие традиционными районные мероприятия, такие как:

Обучающиеся и педагоги участвовали и в краевых мероприятиях, способствующих дружбе и добрососедству между народами, активной гражданской позиции обучающихся, противодействию терроризму и экстремизму:

В ходе таких мероприятий школьниками был получен колоссальный опыт организаторской, творческой работы, и, самое главное, они обрели новых друзей.

Как известно, семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Семья во многом может помочь в этом вопросе школе. Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители. В этой связи школы проводят целенаправленную работу с родителями учащихся, разъясняя им важность воспитания у детей культуры общения.

Хорошим средством формирования толерантных отношений в семье является проведение совместных праздников, конкурсов, организация поздравлений родителей с праздниками, подготовка сюрпризов, подарков, проведение сочинений, тематика которых связана с рассказом о своих близких, семье, организация творческих встреч с родителями, выставок совместного творчества детей и родителей. Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебно-воспитательном процессе, направленном на формирование дружелюбной и миролюбивой личности. Наши школы проводят целенаправленную работу с родителями учащихся, разъясняют им важность воспитания у детей культуры общения.

Проходят мероприятия, направленные на гармонизацию межэтнических и межконфессиональных отношений, целью которых является воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей Родины, хорошо знакомых с родным краем и гордящихся им, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал. Формы проведения подобных мероприятий самые разнообразные: это форумы, тематические вечера, классные часы и внеклассные мероприятия, конкурсы, викторины, просмотр фильмов и т.д.

Вопросы формирования толерантного сознания и поведения, воспитания культуры межнационального мира и согласия среди учащихся рассматриваются на совещаниях, заседаниях методических объединений, планерках, проводимых в школах, а также затрагиваются на родительских собраниях.

В школьных музеях проводятся музейные уроки, экскурсии, посвященные годовщине Победы, а также дружбе, миру и добрососедству между народами.

Летом в лагерях и на пришкольных площадках района проводятся мероприятия о дружбе, взаимопонимании, семейных ценностях, бережном и внимательном отношении к окружающим нас людям в рамках Дня семьи, любви и верности.

Во всех школах района в течение всего периода проводились уроки мира и добра, где говорилось о том, какой прекрасный и хрупкий мир, в котором мы живем, что войны, межнациональные, религиозные конфликты приносят беды и страдания всем без исключения, и особенно детям. И только общими усилиями, объединившись в борьбе за мир, можно противостоять экстремизму, терроризму и сохранить мир для будущих поколений. Такие мероприятия помогают детям осознать себя частью одного Мира, задуматься о таких ценностях, как дружба, любовь, семья, взаимопонимание.

К подготовке многих мероприятий были привлечены учащиеся, классные руководители, родители. Все школы района – многонациональные. В них учатся представители нескольких национальностей, есть дети, воспитывающиеся в семьях с межнациональным браком, поэтому проведение таких мероприятий всегда актуально. Дети и взрослые еще лучше знакомятся и сдружаются друг с другом, узнают много нового о других национальностях, их обычаях и истории.

В 2016 и 2017 годах проводилось много районных и краевых мероприятий, посвященных воспитанию учащихся в духе мира, прав человека и демократии, и конечно же посвященных Победе в Великой Отечественной войне, в которой за одну большую и многонациональную Родину, за мир на ее земле, за уничтожение фашизма в его логове, сражались на фронте и трудились самоотверженно в тылу все народы Советского Союза, не делясь на национальности и принадлежность к определенному вероисповеданию, сплотившись и выстояв перед одной большой бедой и став народом одной национальности – народом Советского Союза. Этот пример подвига советского народа показал нынешним поколениям детей и подростков, что только вместе, без вражды и распрей страна и ее народ может быть сильной и одолеть самого страшного врага, преодолев все немыслимые трудности.

Благодаря проводимой работе среди обучающихся школ района не было серьезных конфликтов на межнациональной и межконфессиональной почве, чему способствовала огромная работа, проводимая педагогами района в этом направлении, мы надеемся, что и в дальнейшем, учащиеся района не будут враждовать между собой, будут стараться жить в мире и взаимопонимании, будут укрепляться межнациональные, культурные связи, продолжится знакомство с жизнью и культурой народов России, в целях формирования у молодого поколения чувства ответственности за настоящее и будущее мира на земле.

В современной российской действительности проблема меж­национального общения приобретает актуальный характер в силу целого ряда обстоятельств.

В населении России насчитывается более 100 национальностей и народностей. В наши дни в российских школах гораздо чаще мож­но встретить детей других национальностей, нежели в советский пе­риод. Большую часть из них составляют дети беженцев.

На фоне современных событий, происходящих на постсовет­ском пространстве, многие учащиеся испытывают неуважение к не­которым национальностям. Такое отношение к ним школьники не обосновывают. Затаенная злоба или неприязнь в сердцах детей чаще может быть в скрытой форме, а не во внешнем проявлении, но обяза­тельно найдет выход в реальных негативных действиях по отноше­нию к людям другой национальности. Уже и сейчас в детской среде часто допускаются недоброжелательные высказывания о представи­телях других наций, их обычаях и традициях. Иногда в разговорной речи используются шутки, а также сложившиеся в прошлом их клич­ки и прозвища.

К конфликтным ситуациям приводят не только грубость, неус­тупчивость, но и национальная кичливость. К примеру, порой можно видеть человека, восторгающегося успехами своей нации, своей рес­публики, города или села, не понимающего, что эти и другие успехи есть результат усилий всех наций, всего народа.

Можно говорить о двух источниках, питающих национализм: национальную ограниченность и этноцентризм. Первый связан с культурным консерватизмом, недостатком знаний о других народах, отсутствием опыта межнационального общения. Второй исходит из конкретных социальных ситуаций, вызывающих психологическую неудовлетворенность людей, которая переносится на социальную почву. Зачастую второй источник определяется первым. Националь­ные предубеждения некоторой части населения обусловлены куль­турной замкнутостью и отсталостью, сохранением устаревших форм национальной культуры.

Сегодняшний школьник сильнее осознает свою национальную самобытность, нежели его ровесник второй половины прошлого сто­летия. В этих условиях очень важно научить молодежь присваивать различные традиции и в то же время оставаться на почве культурных устоев своего народа. Поэтому проблема общения детей различных национальностей приобретает особое значение. Для Российской Фе­дерации - одной из крупнейших многонациональных стран мира - важной целью воспитания и образования является формирование культуры межнационального общения.

Культура межнационального общения - частный случай про­явления культуры как общественно-исторического феномена. Все составляющие общей культуры прямо или опосредованно сказыва­ются на культуре межличностных и межнациональных отношений как морально-этической форме проявления внутренней общей куль­туры.

Ценными представляются те толкования культуры межнацио­нального общения, которые содержат идею национальной толерант­ности. Она трактуется как специфическая черта национального ха­рактера, духа народов, как неотъемлемый элемент структуры мента­литета, ориентирующий на терпимость, отсутствие или ослабление реакции на какой-либо фактор в межнациональных отношениях.

Межнациональная толерантность проявляется в отношениях между представителями разных национальностей и предполагает ви­дение перспективы межнациональных отношений и строительство (проектирование) межнациональных взаимодействий с учетом их перспектив.

Межнациональная толерантность - это свойство личности, проявляющееся в терпимости к представителям других националь­ных (этнических) групп с учетом их менталитета, своеобразия само­выражения.

В связи с этим культура межнационального общения - каче­ство человека, характеризующее общий уровень его воспитанности, готовность и умение общаться с представителями разных куль способность учитывать их национальную специфику, деликатность терпимость в любых ситуациях. Данное качество представляет си тему характерных для личности нравственных идей и представлений, форм и способов поведения, специфических видов деятельности, ко­торые осуществляются в целях взаимодействия, углубления взаимо­понимания и взаимовлияния культур между людьми разных нацио­нальностей.

В понятие культуры межнационального общения входят такие элементы, как этика межнационального поведения, такт в подходе к национальным различиям, психологическая предрасположенность человека к восприятию традиций и особенностей других наций. Культура межнационального общения должна включать в себя фор­мирование у человека сознания общности исторических судеб всех народов нашего государства, чувства единой семьи народов. Боль­шую ценность тогда представляют знания о происхождении народов, с которыми мы вместе живем, своеобразии их этикета, традиций, об­ряда, быта.

В основу воспитания культуры межнационального общения в системе образования закладываются принципы, способствующие преодолению этноцентризма и формированию знаний, умений, от­ношений, необходимых для разумного решения проблем межнацио­нальных отношений.


Значительный интерес представляет принцип межкультурной компетенции. Он предусматривает, что в процессе обучения история, литература, искусство, культура многонационального государства рассматриваются с позиций разных национальных общностей, обра­зующих данное государство (или с нескольких точек зрения), а также включает широкий круг вопросов, затрагивающих современную культуру и исторический опыт каждой этнической общности.

Поликультурное образование наиболее успешно достигает своих целей при условии поощрения и уважения принципа этниче­ского многообразия. Этническое содержание необходимо интегриро­вать во все преподаваемые предметы на протяжении всех лет обуче­ния. Оно должно быть включено в естествознание, математику, об­щественные науки, литературу, изящные искусства, домоводство и пр. Этническое многообразие должно быть также частью всех других видов деятельности, присущих школе. Для создания атмосферы, пронизанной духом плюрализма, необходимо, чтобы ученики имели доступ к материалам, которые содержат объективную информацию по истории и культуре этнических групп. Важно также, чтобы этни­ческий плюрализм получил отражение в школьных программах, ох­ватывающих внеурочную деятельность учащихся, в оформлении холлов, классных комнат, в меню кафетериев.

Поликультурное содержание требует междисциплинарного подхода. Ни одна дисциплина, взятая в отдельности, не может объ­яснить все аспекты жизни, культуры и социальные проблемы этнической группы. Знаний, почерпнутых из одной области, недостаточно для того, чтобы помочь человеку найти разумное решение сложных проблем; анализ их с позиций одной дисциплины может породить искаженные интерпретации и оценки. Последовательное применение междисциплинарного подхода к изучению опыта и событий, относя­щихся к этническим группам, - это обнадеживающий путь, который поможет избежать подобных искажений.

Использование сравнительного подхода в обучении дает детям возможность понять, что представители всех этнических групп име­ют общие черты и потребности, хотя на них могут по-разному влиять определенные социальные ситуации, и многие используют различ­ные средства для удовлетворения потребностей и достижения целей.

Следующий принцип предполагает связь содержания образо­вания с межнациональной и мировой культурой, которая означает ознакомление с культурой отдельных, преимущественно ближайших стран и принятие этих культур как элементов общечеловеческой культуры, каждый из которых имеет свою специфику и равное право с другими культурами, с культурами своей нации.

Поликультурное образование позволяет преодолевать язы­ковой и речевой расизм, именуемый лингвисизмом. От него стра­дают дети мигрантов и эмигрантов; дети из семей, говорящих с акцентом на своем языке или на диалекте, и все те, кто подверга­ется дискриминации или осмеиванию по этой причине, в том чис­ле и сами учителя. Реализацию данного содержательного аспекта поликультурности можно осуществлять несколькими путями. Во-первых, постоянно проводя в содержании образования и воспита­ния идею о толерантности к языковой и речевой инаковости. Во-вторых, через обучение школьников тому, что языковые различия - это часть жизни, они существовали и будут существовать; ниче­го плохого нет в том, что люди говорят с акцентом, на диалекте или на другом языке; нет хороших и плохих языков, и язык - это, прежде всего, средство коммуникации между отдельными лично­стями, людьми, народами и т.д.

Вступив на путь демократического развития, Россия стала сви­детелем небывалой религиозной активности, религиозного плюра­лизма или религиозной поликультурности, охватившей миллионы людей и образовательные учреждения. Применительно к последним поликультурность требует соблюдения сбалансированных представ­лений религиозных перспектив в содержании образования.

Поликультурность, безусловно, не предполагает знания всех ре­лигиозных верований (это практически не осуществимо, да в этом и нет необходимости), но она требует представления хотя бы несколь­ких религиозных перспектив, чтобы показать учащимся, что общество и школа толерантны к религиозному плюрализму и принимают другие верования. Таким образом школьники учатся ценить все религии и с уважением относиться к представителям других вероисповеданий.

Признавая роль поликультурного образования в развитии у школьников представления о самоценности и равных с другими пра­вах на существование и уважение разных культур, мало только изу­чать их. На первое место должна выходить также работа педагога по освоению школьниками реального множества культур, на воспита­ние отношения ребенка к другим культурам вообще.


С целью гармонизации межэтнических отношений, создания нормальной социально-этнической и психологической атмосферы в учебно-воспитательных учреждениях, а также формирования гума­нистических этнокультурных связей целесообразно вовлекать школьников в многоплановые учебные и внеучебные виды деятель­ности, например, такие:

· проведение национальных праздников, вечеров, посвящен­ных памятным датам исторического значения, юбилеям выдающихся деятелей культуры, литературы, науки и народных героев;

· организация олимпиад, выставок по национальной культуре, спортивных соревнований по национальным видам спорта и играм;

· проведение фольклорных концертов с исполнением нацио­нальных песен и танцев;

· организация конкурсов на лучшее приготовление националь­ных блюд и др.

Первоначальная ориентация ребенка на национальную культу­ру во многом зависит от семейного воспитания, его направленности, духовного мира окружающих близких. Поэтому привлечение роди­телей к проблеме возрождения родного языка и этнической культуры в условиях полиэтнической школы является обязательным. При ино­язычном окружении желательно, чтобы родители не только прини­мали активное участие в приобщении детей к родному языку в про­цессе общения на бытовом уровне, но и привили интерес к нему и традициям посредством чтения фольклорных произведений.

Культура межнационального общения предполагает знакомст­во с национальными семьями, их обычаями и традициями. Ребята изучают праздники и традиции народов, живущих рядом, историю собственного народа, его духовную жизнь и культуру.

· В узбекской семье темой встречи может быть чаепитие. Ребя­та узнают, почему кипятят чай в кумганах, чем объясняется форма кумгана, почему узбеки начинают угощение с чаепития, чем объяс­няется форма пиалы и т. д.

· В русской семье темой встречи может стать чаепитие из са­мовара, вокруг которого группируются другие вопросы.

· В татарской семье встреча может быть совмещена с угощени­ем национальным блюдом чак-чак, демонстрацией национальных художественных вязаных вещей для домашнего обихода - шалей, шарфов и др.

Организовать знакомство школьников с повседневным бытом людей иных культур можно и заочно с помощью литературы о дру­гих культурах, знакомящей с их ценностными приоритетами. Такую возможность дают школьные музеи, в которых можно отразить се­мейный уклад; жилище; интерьер жилища; декоративные украшения традиционного дома; народное творчество в интерьере дома; занятия и ремесла; детские народные игры; народные музыкальные инстру­менты; традиции и обычаи.

Для достижения гармонии в развитии национального в лич­ностных качествах учащихся важно опираться на следующую за­кономерность: чем больше учащиеся знают об истории, культуре, выдающихся деятелях того или иного народа, тем меньше вероят­ности, что у них появится негативное отношение к людям данной национальности. Особо необходимо заботиться о том, чтобы уча­щиеся, не принадлежащие к народам, традиционно проживавшим в данной местности, хорошо знали историю и культуру коренных для данной республики или региона народов, их этнографию, вы­дающихся деятелей.

Следует подчеркнуть, что работа по межнациональному воспи­танию оказывается достаточно эффективной только при определен­ных условиях. Первое из них - создание в школе и в каждом классе обстановки, исключающей особое отношение к учащимся той или иной национальности. Любое неосторожное деление детей по любым этническим признакам может привести к обострению национальных чувств и сознания. Другое необходимое условие успешного решения задач межнационального воспитания в школах - пронизанность всей учебно-воспитательной работы духом дружбы народов. Третьим ус­ловием эффективности этой работы должно быть создание в каждом классе дружного многонационального коллектива учащихся. Хорошо организованная коллективная деятельность в классах со смешанным национальным составом особенно необходима для выработки уме­ний и навыков высокой культуры межнационального общения.

В условиях потребности формирования культуры межнацио­нального общения одним из объектов педагогического контроля и управления должны быть неформальные группы или отдельные уча­щиеся с правоэкстремистскими увлечениями.

Одной из современных агрессивно-националистических групп являются скинхеды (бритоголовые нацисты). Скинхеды очень агрес­сивны. Любимый вид времяпрепровождения у них - избиение кого-либо после распития пива или водки. Они имеют свою форму: чер­ные джинсы и камуфляжные куртки без воротников, высокие армей­ские ботинки. Особенностью российских бритоголовых является лю­бовь к флагу рабовладельческой Конфедерации, нашиваемому обыч­но на рукав или на спину куртки. Менее распространены нашивки в виде свастики, портрета Гитлера, числа 88. Скины обычно не носят с собой оружия, но в драках пользуются ремнями с утяжеленной пряжкой, намотанными на руку.

В настоящее время остро стоит вопрос профилактики откло­няющегося поведения членов неформальных групп. В этих целях требуется прежде всего преодоление стереотипов отношения к ним.

Первый стереотип - все члены группы зачисляются в разряд потенциальных преступников. Предвзятое отношение к ним не при­ближает, а отдаляет субъект профилактики, воздвигает психологиче­ский барьер во взаимоотношениях. Второй стереотип - заигрывание в форме восхищения проявлением раскованности, свободомыслия, независимости.

В работе педагогов по преодолению отрицательного влияния асоциальной группы на школьников путь разобщения группы явля­ется малоэффективным. Гораздо результативнее ее переориентация. Здесь возможны такие варианты:

2. Включение нескольких участников группы (под разными предлогами) в другие объединения подростков с положительной на­правленностью и организация впоследствии влияния их на осталь­ных участников группы.

3. Приобщение всей группы к увлекательным и вместе с тем полезным видам деятельности под началом опытного, авторитетного руководителя - походы, поездки, экскурсии, вечера, дискуссии и пр.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе обобщается опыт классного руководителя по воспитанию толерантности как необходимого качества личности студентов.

Государственное областное автономное

профессиональное образовательное учреждение

Доклад по теме самообразования:

«Воспитание толерантности и культуры межнационального общения

Подготовила – классный руководитель

группы К3-15 Кушнарёва А.В.

Характерной чертой современности является сосуществование людей в поликультурном обществе, подразумевающее объединение представителей различных национальностей со всей совокупностью форм взаимодействия и взаимозависимостей. Проблема межнационального общения, вопросы культуры национальностей, изучение особенностей конкретных этносов, толерантности в межнациональных отношениях всегда была и будет актуальной и значимой.

Каждый день мы общаемся с представителями различных национальностей, носителями иных культур и можем испытывать трудности, связанные с незнанием основ национальной культуры, традиций, обычаев и с неумением понять собеседника. Непонимание, в свою очередь, порождает затруднения в воспитательной работе в многонациональном коллективе, приводит к настороженности, а порой и к конфликтам.

Необходимым условием мирного сосуществования людей в многонациональном обществе является воспитание культуры межнационального общения, которую необходимо понимать как совокупность специальных знаний, убеждений, навыков, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностном общении (как на вербальном, так и невербальном уровнях) между представителями различных этнокультурных групп, в процессе которого проявляется чужеродность партнеров по коммуникации, влияющая на результат коммуникативного взаимодействия.

Воспитание толерантности – общее дело многих государственных и общественных институтов. Тема толерантности не является открытием современности. Толерантность – результат накопления человечеством опыта совместного существования на Земле множества народов, стран, культур, цивилизаций. На протяжении Нового времени идея толерантности медленно, но неуклонно проникала в сознание народов, становясь важным элементом их культуры.

Толерантность неотъемлемо связана с самой концепцией прав человека. Она формируется на основе утверждения прав и основных свобод человека. Для нее характерно также активное неприятие расизма, ксенофобии, религиозной нетерпимости, терроризма, различного рода экстремизма. При этом терпимость должны проявлять как отдельные граждане и социальные группы, так и народы, государства.

Становление открытого гражданского общества в России, продолжение демократических реформ должно опираться на широкую общественную поддержку, консолидацию общества. В России было проведено множество конференций, круглых столов и мероприятий, на которых поднимались именно проблемы культуры толерантности. В 2000 году была принята Федеральная Целевая программа “Формирование установок толерантности сознания и профилактики экстремизма в российском обществе” на 2001–2005 г. (поручение Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В. от 27 марта 2000 г. №ВП–П12–08625).

В социально-педагогическом контексте нет однозначного понимания толерантности, несмотря на довольно широкое распространение данного термина в социологии, психологии и педагогике. А. Асмолов считает, что это качество выражает три пересекающихся значения: устойчивость, терпимость и допустимое отклонение.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — гармония в многообразии. Это качество личности является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека. Мы понимаем под толерантностью реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.

Толерантность — интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности.

Студенческая среда – одна из наиболее часто встречающихся территорий межэтнических контактов. Молодежь практически из всех регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья приезжает учиться в города, крупные населенные пункты. Во всех высших и средних профессиональных образовательных учреждениях встречаются и вступают в контакт представители самых разнообразных этнических групп. Именно в результате этих контактов у многих студентов закрепляются стереотипы межэтнического поведения, которые они пронесут через всю жизнь, будут прививать их младшему поколению.

Но даже во время таких страшных событий люди проявляют толерантность друг к другу, известно множество случаев, когда жители городов и деревень оставались без крыши над головой, но люди других национальностей делились своим кровом с ними, спасали и укрывали попавших в беду людей. Очень часто люди находят свое отечество не в той стране, где родились, а там, где прижились: в Закарпатье можно встретить названия улиц на венгерском, но они всегда рады туристам и называют себя украинскими венграми. Крымские татары, с которыми у Украины всегда были очень непростые отношения, называют Украину своей родиной.

Система образования наряду с воспитанием в личности чувств национального достоинства, единства, патриотизма, любви к Родине обязана предотвращать в человеке какие бы то ни было националистические чувства, идеи превосходства своей нации, религии, личности над другими, которые ведут в конечном итоге к национальной, межрелигиозной, межличностной вражде и войнам. Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений у обучающихся, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам. Этническая толерантность считается доминантой культуры межнациональных отношений. Развивать ее как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов.
Таким образом, одной из важнейших задач современных профессиональных образовательных учреждений является воспитание у студентов толерантности как качества личности.

Можно выделить следующие уровни развития толерантности в образовательной среде:

1. Обучение толерантности.

Развитие у студентов терпимости в отношении культурных особенностей других этносов.

2. Изучение и поддержка другой культуры.

Путем понимания и принятия культурного плюрализма, больше узнать о культуре другой этнической группы, лучше понять ее.

3. Уважение культурных различий.

Становление личности, предполагающей высокую оценку другой культуры.

4. Утверждение культурных различий.

Уровень поликультурного образования и культурного становления. На этой стадии к студентам приходит понимание необходимости активной позиции.

В процессе воспитания необходимо сформировать у студентов навыки критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления, научить проявлять терпимость, т.е. научить пониманию, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность. Следовательно, воспитать толерантную личность - человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. Роль классного руководителя при этом очень высока. Он может и должен:

– воспитывать в духе мира;

– признавать способности каждого и уважать чувство и позицию каждого;

– быть примером для студентов;

– поддерживать эмоциональные привязанности;

– развивать у обучающихся чувство взаимного расположения;

– давать возможность студентам самостоятельно решать проблемы;

– избегать жестких иерархических отношений;

– не допускать проявлений авторитаризма;

– поощрять совместную деятельность.

Воспитанию толерантности и культуры межнационального общения во многом способствует проведение классных часов и других мероприятий по данной тематике.

Таким образом, организуя работу по воспитанию толерантности и культуры межнационального общения студентов группы, необходимо знать и учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, особенности воспитания в семье, национальный состав группы, проблемы в отношениях между студентами и причины их возникновения. Необходимо проводить различные мероприятия со студентами и их родителями (классные часы, беседы, диспуты, проекты, игры и др.), направленные на создание в колледже культурной среды, способствующей формированию у воспитанников поликультурного сознания, мышления и поведения.


Воспитание культуры межнационального общения подрастающего поколения в условиях многонационального поликультурного общества приобретает особую значимость. Подлинно народное (этническое) воспитание способствует приобщению детей к духовным ценностям народа. Конечной целью этнического воспитания является привитие индивиду навыков идентифицирования себя со своим этносом и интегрирование в другие этнические общности.

Одной из актуальных проблем современного мира и, в частности, школы можно считать проблему развития культуры межнациональных отношений младших школьников. Это проблема не нова. Но именно в последние годы отмечен рост интереса к этой проблеме со стороны специалистов. Дети по разным причинам испытывают затруднения именно во взаимопонимании, принятии и социализации. На сегодняшний день можно увидеть следующее: актуальность проблемы возрастает именно потому, что возрастает уровень дискриминации личности, экстремизма, расизма, насилия и нетерпения как факторов, разрушающих нравственные, эстетические и культурные принципы каждого человека. В силу указанных причин, на данном этапе развития человечества, именно эта проблема является наиболее актуальной.

В младшем школьном возрасте существенно изменяется по характеру общения и взаимоотношений ребенка со сверстниками. В группах сверстников локализуются основные связи и отношения учащихся: они становятся тем полем, на котором развертываются столь значимые для детей коллизии отношений.

В условиях многонациональной школы младшие школьники включаются в процесс межнационального общения. Отсюда следует необходимость воспитания культуры межнационального общения.

Культура межнационального общения — это уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, истории, национальному достоинству. Культура межнационального общения предполагает выполнение людьми правовых и морально-этнических норм в многонациональной среде [3, с. 18].

Ряд исследователей педагогики в своих работах предлагают разные пути решения проблем в межнациональном общении младших школьников.

П. В. Степанов указывает, что для развития у школьников культуры межнационального общения необходимо их ознакомление с разнообразными культурами, их изучение. На первое место, по мнению автора, должна выходить работа педагога не столько над проблемой расширения и углубления знаний школьника о других культурах, сколько над проблемой отношения ребенка к другим культурам вообще. Решающим фактором воспитания в школьнике толерантности, как отмечает исследователь, могут являться встречи ученика с иными культурами в специально педагогически организованной для этого среде, привлекательной и ценной для него. Процесс формирования толерантной позиции детей с наибольшей эффективностью будет проходить в рамках гуманистической воспитательной системы школы с ее открытостью внешней социокультурной среде; с ее направленностью на освоение этой среды; с предлагаемыми ею вариантами общения и деятельности в среде с ее ценностными ориентирами, которые задают отношения, возникающие в процессе межкультурного диалога [1, с. 105].

В свою очередь В. П. Комаров выделяет 6 основных принципов воспитания культуры межнационального общения:

1) направленность учебно-воспитательного процесса на повышение уровня культуры межнационального общения;

2) формирование культуры межнационального общения как интегративного качества учащихся на трех уровнях — познавательном, эмоционально-оценочном и поведенческом;

3) постоянный и всесторонний учет национально-культурного фактора во всех сферах жизнедеятельности учащихся — учебной, производственной, социокультурной;

4) представление учащегося активным субъектом целостного воспитательного процесса, с учетом его особенностей в данном учебном заведении;

5) преемственность в педагогической деятельности — четкая логика воспитательного процесса при его системно-функциональном построении;

6) индивидуальный и дифференциальный подход к воспитанию учащихся разных национальностей, с учетом особенностей микро- и макросреды [4, с. 9].

В. М. Бызова, на примере сказок народа, продемонстрировала как жанр устного творчества (фольклор) эффективно влияет на формирование нравственных качеств ребёнка. В фольклоре национальное своеобразие выражается через национальные сословно-психологические типажи сказочных героев. Сказки развивают способность выделять существенные признаки связи и отношения, знакомых детям явлений. В произведениях устного народного творчества всегда указывается конкретное географическое место действия, особое место отводится снаряжению, определяющему специфику северной жизни (лыжам, лодкам, снастям и т. д.) [2, с. 96]

Л. Мунирова считает, что организация на уроках является позитивным взаимодействием представителям этнокультурных групп. Дети, принадлежащие разным этническим группам, непосредственно взаимодействуют друг с другом, а учитель, оставаясь центральной фигурой обучения, специально строит их сотрудничество, при этом щедро оделяя личным, индивидуальным вниманием каждого ребенка [1, с. 108].

Межнациональное общение учащихся способствует изменению характера взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, прибавляется теплота, человечность; сплоченность класса резко возрастает; дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя. Ученики относятся к другим и себе с большим уважением; в то же время растет и самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует.

Таким образом, анализируя исследования различных авторов, можно сделать вывод, что в работе по формированию представлений и элементарных понятий об этнокультуре разных народов учитель начальных классов может использовать разные методы. Чем разнообразней и содержательней разъяснительная работа, тем больше влияния она окажет на детей. Рассказ, беседа, чтение, инсценировки, обсуждение сказок, просмотр диафильмов, кинофильмов, проведение уроков-фестивалей национальных культур, уроков-КВН, викторины, аукционы, организация национальных гостиных, с приглашением представителей разных национальностей и многое другое — вот те формы работы, которые могут использоваться в воспитательной практике учителей начальных классов. Каждый из видов работы имеет свои особенности и требует как от учителя, так и от учащихся различной подготовки.

1. Воскресенская Н. М. Образование и многообразие культур /Н. М. Воскресенская // Педагогика, 2007. № 2. — С. 105–107.

2. Джуринский, А. Н. Поликультурное воспитание в современном мире / А. Н. Джуринский. — М., 2007. — 158 с.

3. Кулагина С. Г. Поликультурное образование личности, // Межкультурная коммуникация: Материалы регион, науч, конф, / Омский гос, ун-т,-Омск, 1999,- С.18–20

4. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы/В.В Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова// Педагогика. 1999. № 4. С. 9–10.

Основные термины (генерируются автоматически): межнациональное общение, культура, ребенок, отношение.

Похожие статьи

Ключевые слова: межнациональное общение, культура.

Согласно Гасанову З. Т., культура межнационального общения — это уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение

Остановимся на особенностях межнационального общения младших подростков. В подростковом возрасте дети не только.

межнациональное общение, формирование культуры.

межнациональное общение, культура, ребенок, отношение. Воспитание толерантных взаимоотношений в школе. Именно в школе ребенок должен знакомиться с толерантными установками.

Формирование культуры межнационального общения.

Отсюда следует необходимость воспитания культуры межнационального общения. Формирование межэтнических отношений младших. отношение, формирование, социальный опыт, ребенок, школьник, начальная школа, межэтническая толерантность.

Межэтнические отношения учащихся школы | Статья в сборнике.

. к росту межэтнической напряженности, и в связи с этим толерантность выступает в качестве формирующей основы культуры межнационального общения.

воспитания, приучающих к толерантному отношению, общению между собой детей разных наций и народностей.

Применение в процессе обучения ролевых игр как средства.

В младшей школе особо эффективно использование ролевых игр в профилактике конфессиональных конфликтов и формировании культуры межнационального общения. В таких играх легко выясняется отношение детей друг к другу.

Формирование культуры межнационального общения.

Согласно определению З. Т. Гасанова, культура межнационального общения — это уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, истории, национальному достоинству [3, с 51]. «В общении со взрослыми ребенок усваивает.

Проблемы и особенности воспитания детей в межнациональных.

Принадлежность супругов в межнациональных браках к определенной этнической культуре прямо влияет на особенности воспитания ребенка в таких семьях. Итак, отношения в таких семьях большей частью зависимы от традиций общения.

Формирование культуры межнационального общения младших.

Библиографическое описание: Коваленко А. И. Формирование культуры межнационального общения младших школьников

игра, ребенок, ролевая игра, межнациональное общение, роль, участник игры, отношение, игровая группа, межнациональное согласие, младшая школа.

Культура общения детей дошкольного возраста устанавливает.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Именно поэтому формирование культуры общения детей дошкольного возраста приобретают особую актуальность.

Читайте также: