Доклад индивидуальный образовательный маршрут

Обновлено: 30.06.2024

Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. Образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей - это всегда индивидуальный путь, или точнее маршрут образования ребёнка под влиянием взрослого, с его помощью и соучастием.

Оценить 1865 0

Индивидуальный образовательный маршрут в работе с одарёнными детьми.

В профессиональном стандарте педагога есть такие слова:

В своем выступлении я бы хотела затронуть раздел, неразрывно связанный с педагогическим творчеством - личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности, в частности, - умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.

Существует ошибочное мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Сегодня остро встает вопрос об индивидуализации обучения для талантливых и одаренных детей через разработку индивидуальной образовательной траектории.

Но прежде чем компетентные специалисты разберутся с профессиональным стандартом педагога дополнительного образования, мы, исходя из нашего опыта работы, постараемся разобраться с индивидуальным образовательным маршрутом.

Так что же такое индивидуальный образовательный маршрут?

Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.

Индивидуальный образовательный маршрут должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С помощью индивидуального образовательного маршрута происходит своевременная коррекция педагогического процесса.

Основаниями для выбора индивидуального образовательного маршрута являются:

жизненные планы учащихся;

достижение учащимися уровня образованности, необхо­димого для успешного продвижения воспитанника по данному образовательному маршруту;

успехи в творческой, социальной деятельности;

состояние здоровья ребёнка.

При построении индивидуального образовательного маршрутасодержание образования детей формируется на основе:

личных заказов детей и их родителей;

динамичности развития содержания, антистандартизируемости;

многообразия образовательных программ, функций и видов деятельности;

многообразия содержательных аспектов деятельности (теоретический, практический, исследовательский, опытный, познавательный, творческий и др.);

реализации вариативных, дифференцированных, комплексных образовательных программ.

Индивидуальный образовательный маршрут имеет три основных составляющих:

Развитие представлений преимущественно связано с интеллектуальной сферой ребенка и предусматривает формирование соответствующих теоретических знаний, получение ребенком практических сведений о том, как целесообразно поступать.

Развитие субъективных отношений ориентировано на эмоциональную сферу ребенка и предусматривает формирование (коррекцию) целей деятельности, мотивов поведения ребенка.

Развитие индивидуальных технологий связано с практической сферой жизнедеятельности ребенка и предусматривает формирование соответствующих умений и навыков.

Развитие ребенка в процессе освоения им индивидуального образовательного маршрута осуществляется в трех направлениях:

личностный рост ребенка;

совершенствование и развитие его в избранном виде деятельности, т.е. предметно - деятельностной сфере;

повышение его функциональной грамотности.

Сфера личностного роста – это целенаправленное педагогическое развитие ребенка, осмысление им своего жизненного пути, формирование, стремление к раскрытию своих способностей, путь к самосовершенствованию.

Предметно - деятельностная сфера – это освоение ребенком определенного объема знаний, умений в избранной им деятельности.

Функциональная грамотность – приспособление ребенка к эффективному функционированию в сфере обитания: это коммуникативная, лингвистическая, психологическая, валеологическая грамотности и т.д.

Базовыми принципами для построения индивидуального образовательного маршрута являются:

ориентация на личность каждого ребенка как неповторимой, самоценной индивидуальности, проявляющей себя не только в познании, но и в многообразии человеческой деятельности.

Индивидуальные образовательные маршруты ориентированы на:

динамичность образовательного процесса как социального явления, выступающего естественной составляющей жиз­ни человека, обретающего возможность для развертывания и реализации его жизненного пути;

стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способности к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самообразованию;

активное и деятельностное усвоение содержания образо­вания, прогнозирование возможностей его применения в различных ситуациях;

обобщение жизненного опыта ребенка, соотнесение этого опыта с исторически сложившейся системой ценностей;

самостоятельную оценку ребенком тех или иных действий, событий, ситуаций и соответственное построение своего по­ведения;

новое восприятие научного знания с его ярко выраженной тенденцией к многообразию и овладению специализиро­ванными языками наук в группах юных исследователей;

преемственность содержания различных видов образова­ния с учетом эволюции личностного сознания ребят и раз­вития всего многообразия форм их жизнедеятельности.

Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту основана на следующих принципах:

индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу, продуктивной, творческой деятельности ученика и учителя;

программы дополнительного образования, позволяющих реализовывать образовательные потребности обучающихся, их родителей;

качественное обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для детского здоровья.

В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит самоопределение учащегося.

Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута становится выбор линии (пути) движения учащегося к поставленной цели.

Смысл обучения состоит не в передаче знаний, а в обеспечении условий самореализации личности.

Индивидуально образовательные маршруты незаменимы в организации проектной и творческой деятельности, когда следует предоставлять воспитанникам возможность выбора. Проектирование ИОМ в дополнительном образовании – это жизненная необходимость, позволяющая детям в полной мере реализовать свои потребности, удовлетворить интересы.

Индивидуально образовательные маршруты – это технология будущего, которая способствует самореализации учащихся и педагогического коллектива и направлена на формирование и развитие в учреждении широко образованной, социально адаптированной, творческой, профессионально ориентированной личности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый субъект образовательного процесса (учитель, обучающийся, родители и др.) заинтересован в обеспечении качества образования. Эксперты Международного института планирования образования (МИПО) считают, что качество образования это многоаспектовое явление, включающее в себя: качество преподавания, качество педагогических кадров, качество материально – технической базы, качество учащихся, качество управления и качество исследований.

Система качества образования в образовательной организации синтезируется из следующих качеств:

Качество учебного процесса;

Качество конечного результата.

Именно учитель и его система профессиональных компетентностей есть та инновационная область, развитие которой должно привести к ожидаемым изменениям всего образовательного пространства школы и в том числе, качестве образования.

В этой связи хочется остановиться на уроке как основной форме обучения, являющейся важным фактором качестве образования.

Многочисленные исследования и наблюдения выявили недостатки, сложившиеся в практике проведения уроков:

Увлечение планированием без достаточной связи с другими, слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие; недооценка особенностей каждого урока, противопоставление творчества и программно – методической дисциплины;

Слабое знание личности школьника и классных коллективов, и как следствие, невозможность опираться на особенности учащихся, необоснованность дифференцированности в обучении, отсутствие направленной работы по ликвидации пробелов в знаниях;

Недооценка специального продумывания задач урока; неполнота их планирования;

Шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянном одном и том же наборе структурных частей), стремление к большей накопляемости оценок и, как следствие, преувеличение роли опроса;

Перегруженность содержания учебного материала;

Недостаточное внимание к применению знаний, оторванность теоретических знаний от их использования;

Бедность арсенала выбора методов обучения, односторонне увлечение то одним, то другими методами или же перестраховка - стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия;

Слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения, увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны; слабое использование урока в интересах развития коллектива, недостаточная опора на коллектив с целью реализации его воспитательных возможностей на уроке;

Пассивная позиция части школьников в учебном процессе; бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда и преимущественно в формах внеурочной работы;

Нерациональное использование времени на уроке, отсутствие установки на усвоение главного на уроке и, как следствие, перегрузка учащихся домашними заданиями, не развивающую познавательную активность и творчество, слабая дифференциация заданий, отсутствие необходимых пояснений к их выполнению.

У – установка на поиск, на познание, на успех. У – улыбка друзей и учителя. У – вход в науку, в культуру. У – увертюра к познавательной деятельности.

Р – мотор урока, его сердцебиение, это работа разума, рокот мыслей, режим поиска, риск гипотез. Установка на результат, руководство к действию.

О – окно в мир. Очарование новизной. Озарение. Обобщение сделанного и понятного. Это цель, в которую нужно попасть. Это возможность говорить о чем-то с позиции знающего человека.

К – конец урока, его завершение, его развязка. Это концентрация на рефлексии, на багаже урока, который каждый собрал для себя сам.

Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.

Достижение нового качества образования в процессе модернизации в значительной степени зависит от обеспечения системы образования высококвалифицированными кадрами. Решение проблем развития образования и качественных его перемен связывается с изменениями и в педагогической деятельности, и в системе повышения квалификации.

При этом важно отметить, что под повышением квалификации понимается не механизм закрепления профессиональных навыков и умений, а механизм развития профессиональной деятельности педагога, его педагогических компетентностей.

Деятельность учителя в Едином квалификационном справочнике представлена такими процессами, как: осуществление, использование, планирование, соблюдение, внесение, выполнение и т. д. Когда слышишь это перечень, то не может не возникнуть мысль о том, кто всему научит, сформирует компетенции учителя. Решение проблемы возможно только при выполнении системной работы с учителем, предполагающее построение системы самообследования, организации внутришкольной системы повышения квалификации, активизации самообразования.

В современной России происходят большие изменения, требующие новых подходов к развитию и совершенствованию всей системы образования. Основываясь на гуманистических принципах, приоритетах общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, школа и учитель решают задачи воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Возникает объективная потребность в новой школе, главной задачей которой должно стать воспитание современно образованных, нравственно предприимчивых выпускников, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

Необходимость успешного решения этих задач делает крайне актуальной проблему повышения уровня профессионализма педагогов, создание условий, при которых каждый педагог имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности.

Одним из способов обеспечения таких условий является поиск новых путей и форм повышения педагогической квалификации, которые могли бы адекватно изменять и развивать школьную образовательную среду. В связи с этим требуется организация системы повышения квалификации учителей на школьном уровне, что будет способствовать вовлечению всех педагогов в активную педагогическую деятельность. Именно школа может и должна сегодня выступать основным учебно-методическим центром непрерывного инновационного профессионального образования учителей, где в процесс повышения квалификации без отрыва от производства может втягиваться практически весь коллектив.

Цель: создание модели непрерывного внутришкольного повышения квалификации педагогов для эффективного достижения предметных и метапредметных результатов в условиях введения ФГОС.

Задачи инновационного проекта:

1. Oбеспечить перехoд от периoдического пoвышения квалификации педагoгических кадрoв к их непрерывному oбразoванию через сoздание мoдели внутришкoльнoй системы пoвышения квалификации.

2. Фoрмировать нoвые oбразoвательные пoтребнoсти педагoгов, пoбуждающие к рабoте над дoстижением нoвого качества oбразoвания в сooтветствии с требoваниями ФГOС и рынка труда, поиску новых путей и форм повышения педагогической квалификации, созданию конкурентоспособного образовательного учреждения в окружающем социуме.

3. Разработать диагностический инструментарий для оценки эффективности уровня профессионального мастерства каждого учителя; выявить изменения в их педагогической деятельности и влияние этих изменений на уровень успеваемости, качества знаний

4. Разработать методические рекомендации для образовательных организаций по внедрению модели внутришкольной системы повышения квалификации педагогических кадров.

Учитель жив, пока он учится.

Когда он перестает учиться, в нем умирает учитель

Анализируя потенциал педагогического коллектива (квалификационный, образовательный уровень, стаж работы и т.п.) мы обратили внимание на то, что большинство педагогов работающих в нашей школе, вся педагогическая деятельность сводится к проведению образовательной деятельности, в работе нет творческой изюминки.

Сроки реализации маршрутов варьируются от одного года до нескольких лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации и локальных задач (например, подготовки к аттестации или реализации конкретной образовательных линий).

Характерными чертами ИОМ является то, что в нем полнее отражаются личные образовательные потребности педагога, большее место отводится самообразованию и развитию профессиональной компетентности.

В ИОМ отражаются три основных направления деятельности:

1. Самообразование педагога.

2. Деятельность педагога в профессиональном сообществе.

3. Участие педагога в методической работе ОУ.

Согласно обозначенным направлениям деятельности ИОМ, определялись содержание, формы, методы работы педагога по развитию профессиональной компетентности на текущий учебный год.

В маршруте педагог должен сформулировать:

- цели и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся с планом ОУ и основной образовательной программой; развитием воспитанников.

- профессиональные умения, которые необходимо развить или сформировать;

- средства (модели, механизмы) решения поставленных целей и задач.

Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога предусматривает:

- диагностику профессионального мастерства, самоопределение педагога;

- составление на основе полученных результатов индивидуального образовательного маршрута;

- рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута.

Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута мы начали с работы по его составлению.

1 этап. Самооценка своего профессионализма, мастерства (личностные качества; профессиональная компетентность: умение ставить цели, определять задачи педагогической деятельности, осуществлять отбор адекватного содержания образования и средств его реализации, осуществлять контроль и оценку полученных результатов). На этом этапе происходит самоопределение педагога на основе данных диагностического исследования.

2 этап. Составление маршрута профессионального развития, включающего в себя образовательные линии. Педагог прописывает возможности курсовой подготовки, собственные приоритеты и ценности, затруднения в образовательной деятельности и пути их решения.

3этап. Для реализации индивидуального образовательного маршрута создается открытое образовательное пространство, где осуществляется профессиональное взаимодействие, рефлексия и коррекция собственной деятельности.

Показателями открытого образовательного пространства являются:

- многообразие и вариативность образовательных предложений (форм методической поддержки, содержания образования, педагогических технологий и т.д.);

- возможности реализации образовательных предложений в качестве ресурсов для построения индивидуального образовательного маршрута.

4 этап. Рефлексивный анализ реализации индивидуального образовательного маршрута, представление результатов: как разработанных материалов, так и сформированных личностно-профессиональных компетентностей. Рефлексивный анализ мы решили проводить два раза в год, предусматривая своевременную коррекцию. Предметом рефлексии является деятельность педагога по реализации индивидуального образовательного маршрута.

Продвижение по ИОМ предлагается фиксировать в карте ИОМ (таблице) по полугодиям (четвертям) с указанием того, что конкретно сделано по реализации каждого из направлений деятельности.

Карта индивидуального образовательного маршрута педагога по развитию профессиональной компетентности

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.

Маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно­ориентированный подход в образовании одаренных личностей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования. Внедрение маршрутной системы образования позволяет создать такие психолого-педагогические условия, которые обеспечивают активное стимулирование у одаренной личности самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

ВложениеРазмер
razrabotka_primernyh_individualnyh_obrazovatelnyh_traektoriy.docx 210.52 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка примерных индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), индивидуальных образовательных маршрутов

Сегодня социальный заказ общества на выявление и развитие одаренных личностей в нашей стране требует дополнительных усилий со стороны родителей, педагогов, государства. Современное состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности, созданием таких условий обучения и развития одаренных личностей, которые способствовали бы максимальному раскрытию их способностей.

Многолетние исследования ученых подтверждают тот факт, что умственные возможности людей неравны. И выдающиеся философы древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, насколько существенна разница между выдающимся творцом (гением) и простым человеком. Также давно было замечено, что различия эти часто проявляются уже в детстве. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Одна из целей нашего общеобразовательного учреждения – это создание условий для личностного и профессионального самоопределения обучающегося. Важно то, что общее образование даёт возможности для развития детской одарённости, чем раньше у ребёнка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания уделить их развитию, тем легче ему будет найти своё призвание.

Об индивидуализации образования упоминается в ряде нормативно - правовых документов РФ:

Общество нуждается в одарённых людях, и наша задача ( как части этого общества) состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности обучающихся детей. Для развития одарённому ребёнку необходимы индивидуальные формы обучения и это можно сделать только одним способом – разработать индивидуальную образовательную траекторию (или учебный план), исходя из его возможностей и особенностей.

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.

Маршрутная система обучения позволяет реализовать личностноориентированный подход в образовании одаренных личностей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования. Внедрение маршрутной системы образования позволяет создать такие психолого-педагогические условия, которые обеспечивают активное стимулирование у одаренной личности самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Организация личностно-ориентированного образования одаренных учащихся имеет целью реализовать следующие их права и возможности:

– право на выбор или выявление индивидуального смысла и целей в каждом учебном курсе;

– право на личные трактовки и понимание фундаментальных понятий и категорий;

– право на составление индивидуальных образовательных программ;

– право выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных задач, способов контроля, рефлексии и самооценки своей деятельности;

– индивидуальный отбор изучаемых предметов, творческих лабораторий и иных типов занятий из тех, которые находятся в соответствии с базисным учебным планом;

– превышение (опережение или углубление) осваиваемого содержания учебных курсов; индивидуальный выбор дополнительной тематики и творческих работ по предметам;

– право на индивидуальную картину мира и индивидуальные обоснованные позиции по каждой образовательной области.

Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика – это смысл деятельности (зачем я это делаю); постановка личной цели (предвосхищающий результат); план деятельности; реализация плана; рефлексия (осознание собственной деятельности); оценка; корректировка или переопределение целей.

Выбор того или иного ИОМ определяется комплексом факторов:

  • особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
  • возможностями удовлетворить образовательные потребности одаренной личности;
  • ресурсными возможностями.

Технологическим средством реализации ИОМ является индивидуальная дополнительная образовательная программа, которая в соответствии с заданной функцией, чтобы стать адресной, должна обладать следующими характеристиками:

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

  • целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);
  • содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);
  • технологический (определение используемых педагогических

технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);

  • диагностический (определение системы диагностического
  • организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей).

При этом педагог выполняет следующие действия по организации данного процесса:

  • структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);
  • сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);
  • регулирование (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности);
  • результативный (формулируются ожидаемые результаты).

При построении индивидуального образовательного маршрута выделяют несколько этапов:

  1. Первый этап. Диагностика педагогом уровня развития и степени выраженности личных качеств учащихся.

Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности.

  • образовательных потребностей и мотивов;
  • предпочитаемых видов деятельности;
  • начального уровня количества и качества представлений, знаний и умений;
  • особенностей нервной системы и стилей переработки информации и т.д.

Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями определяет цели и задачи маршрута, выстраивает систему общих рекомендаций. включающих:


Разновидности индивидуальных образовательных маршрутов, их роль в повышении качества знаний, промерные индивидуальные образовательные маршруты.

Содержимое разработки

Доклад на тему: "Индивидуальный образовательный маршрут учащегося как одно из условий повышения качества знаний"

Учитель: Пакуева А.М.

Индивидуальные образовательные маршруты – это технология будущего, которая способствует самореализации обучающихся и направлена на формирование и развитие в учреждении широко образованной, социально адаптивной, творческой личности.

Индивидуальные образовательные маршруты незаменимы в организации проектной, исследовательской и творческой деятельности, когда следует предоставлять детям возможность выбора. Проектирование ИОМ в системе образования – это жизненная необходимость, позволяющая детям в полной мере реализовать свои потребности, удовлетворить интересы.

В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач - к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.

Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении школьников по индивидуальным образовательным маршрутам.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.)) i

ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.

Модель индивидуального маршрута учащегося, представляет собой открытую систему, включающую следующие системные компоненты:

Концептуальный, который рассматривается в качестве системообразующего и представляет собой совокупность целей, ценностей и принципов на которые опирается деятельность, осуществляемая в рамках индивидуального маршрута.

Содержательный, который включает в себя содержание образования, которое осваивается в процессе реализации маршрута.

Процессуально-технологический, представляющий собой совокупность методических и технологических приемов, способов организации учебной деятельности, которые используются в процессе освоения содержания образования.

Педагогическое осмысление понятия индивидуальный маршрут учащегося позволяет определить его, как персональную траекторию освоения содержания образования на избранном уровне, через осуществление различных видов деятельности, выбор которых обусловлен индивидуальными особенностями учащегося.

Педагогический алгоритм реализации индивидуального маршрута учащегося представляет собой последовательность учебных действий участников образовательного процесса и обеспечивает достижение каждым учащимся поставленных учебных целей через использование форм и способов организации работы в наибольшей степени соответствующих индивидуальному стилю учебной деятельности, возможностям и потребностям каждого учащегося.

Необходимыми педагогическими условиями эффективной реализации индивидуальных маршрутов учащихся, являются:

дидактическое сопровождение учащихся в процессе реализации индивидуального маршрута на основе непрерывного мониторинга учебных и личностных достижений.

методическое сопровождение учителя, в процессе решения конкретных учебных и профессиональных затруднений участников образовательного процесса, через систему индивидуального консультирования.

Процесс движения учащихся по индивидуальному маршруту обеспечивает становление и развитие образовательных компетенций на уровне каждого учащегося при условии использования в процессе реализации маршрута:

возможностей для выбора учащимися уровня освоения учебного содержания в соответствии с особенностями и потребностями учащихся;

образовательных технологий, обеспечивающих активную позицию ученика при взаимодействии с информацией и окружающим миром;

аутентичной системы оценивания результатов обучения.

При выстраивании ИОМ для каждого ребенка с проблемами в развитии необходимо учитывать следующие принципы:

1) систематическая диагностика;

2) индивидуальный подбор педагогических технологий;

3) контроль и корректировка;

4) систематические наблюдения;

5) пошаговая фиксация.

Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

профессионализмом педагогического коллектива;

возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;

возможностями материально-технической базы школы.

Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:

постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной подготовки),

- самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля);

выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели,

конкретизация цели (выбор курсов, факультативов),

оформление маршрутного листа.

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обуславливается рядом условий:

осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;

осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;

активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;

организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению учащихся методам выбора и способам разработки маршрута. В ходе этих занятий необходимо довести до учащихся следующую информацию:

предельно допустимые нормы учебной нагрузки;

учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального (историческое краеведение, перечень курсов по выбору) и школьного компонента;

особенности изучения тех или иных предметов (курсов по выбору); необходимость соблюдения баланса между предметно-ориентированными и ориентационными курсами;

варианты расчета учебной нагрузки;

правила заполнения бланка;

возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.


Базовыми школами были апробированы различные варианты оформления индивидуального образовательного маршрута. Рассмотрим некоторые варианты.

ученика (цы) __ класса (фамилия, имя ученика) учитель______________________

Цель: ликвидация пробелов по предмету _____________________

ТемаЗУНОУУНЗадания, способы работыСрокиФорма контроляОтметка о выполнении

Родители (ознакомлены): _____________ Классный руководитель: _______________

Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а также какие ОУУН (общеучебные умения и навыки) ему необходимы.

Способы работы с учеником разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор “своего” домашнего задания, темы творческой работы.

Формы контроля усвоения знаний учитель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями ребёнка.

В результате ликвидации пробелов в ЗУН ученика учитель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней родителей ребёнка, которые подписывают лист ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута).

Проблемной группой учителей нашей школы были разработаны рекомендации по профилактике трудностей в обучении учащихся в рамках индивидуально – ориентированной программы:

Лист индивидуального маршрута обучения

гимназиста (ки) ______ класса гимназии №1 г. Ярославля

на _______/_______ учебный год

Название элективного курса (9 кл.)ФИО учителяКоличество

часовСроки прохождения курсаПодпись преподавателейИтого102

Зам. директора по УВР ______________/___________ /

Индивидуальный образовательный маршрут о курсах по выбору и занятиях в учреждениях дополнительного образования.

ученика (цы)_____ класса школы № ____ г. __________

на ______/_____ учебный год

Планы на будущее_______________________________________

Дни неделиКурсы по выборуКол-во часовСроки

прохожденияДополнительное образование (предметы, курсы)Самостоятельная работа ученика

Выводы и рекомендации: _____________________________________________

При проектировании индивидуального маршрута по программе кружка можно предложить следующую модель для обучающегося:

Проект маршрута представляет собой таблицу:

Рекомендуемое количество часовТема Ключевые понятия

Практическая работаУровень сложностиРекомендуемая литератураСроки выполнения

Форма отчётности

Таким образом, предложенная схема построения ИОМ может быть разработана для любой программы.


-75%

Читайте также: