Доклад индивидуальная работа с учащимися с овз

Обновлено: 16.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

В связи с переходом на ФГОС и качественно иную парадигму образовательного процесса претерпевает изменения и содержательная часть профессиональной деятельности специалиста образовательного учреждения, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья – учителя- дефектолога.

Стандартом учитываются образовательные потребности детей с ОВЗ, предполагается создание специальных условий в школе для их обучения и развития, обеспечивающих коррекцию и преодоление нарушений в развитии ребенка.

Цель работы учителя - обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ в освоении образовательной программы в условиях массовой школы. Деятельность учителя направлена на коррекцию познавательного развития ребенка в динамике образовательного процесса. Коррекция имеющихся недостатков развития при этом взаимосвязана с уровнем сформированности УУД по учебным предметам.

У детей нарушены познавательные и психические процессы: мышление, память, восприятие, воображение, плохо сформирована крупная и мелкая моторика, низкий уровень познавательной активности, техника чтения ниже нормы, фрагментарная речь, требуется консультация психиатра. Рекомендуются занятия с логопедом, психологом.

Коррекционные занятия с детьми начинаются с формирования восприятия. Развитие восприятия не происходит само собой. Детей нужно учить выделять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия, воспитания наблюдательности является сравнение. Для развития пространственных представлений необходимо использовать наглядный материал; учить детей смотреть, слушать, выделять главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей: развивать пространственные представления.

Внимание учащихся с ОВЗ характеризуется повышенной отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание. Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются в результате специальных упражнений.

Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У всех школьников с ОВЗ наблюдаются недостатки памяти, при чем они касаются всех видов запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала.

На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно - логическая). Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить, научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план, устанавливать смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и произвольную память.

В развитии мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ обнаруживается значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления.

В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными.

Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами , проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо уделять внимание формированию у детей умения создавать в голове различные образы, т.е., визуализировать.

Для учащихся с ОВЗ наиболее сложными являются задачи проблемного характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение логических задач развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему) и дедуктивного (от общего к единичному) умозаключения.

Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в мыслительном процессе.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Нарушения перечисленных психических функций и моторики выражается в проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учебе, школьных неврозах. Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений, развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц руки, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Занятия по развитию сенсорной моторики предусмотрены в 1 – 5 классах.

Коррекционно – развивающая работа с детьми представляет собой организацию целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с определенными научно обоснованными принципами:

· Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать познавательную деятельность и личность ребенка.

· Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы, стимулирующие мышление.

· Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной деятельности человека.

· Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов.

Особенностью проведения коррекционных занятий является использование дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих специальные образовательные потребности детей с ОВЗ, представления учащимся дозированной помощи, что позволяет индивидуализировать коррекционный процесс.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляционной моторики.

Ведь как известно, если не развита мелкая моторика -нет письма, нет письма- нет и связной речи.

У детей 7 вида выявляется отставание в развитии тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами, затруднено формирование графомоторных навыков.

Основные задачи по формированию мелкой моторики рук:

- учить детей выполнять дифференцированные движения пальчиками и кистями рук по примеру и с помощью взрослого;

- учить выполнять пальчиковые упражнения, сопровождаемые словом в соответствующей последовательности;

- учить детей правильно держать карандаш, фломастер.

Примерный перечень игр используемых в работе:

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

Это тоже очень важное направление, т.к. оно является предпосылкой развития математического навыка.

- развитие пространственных представлений ориентации;

- развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).

6. Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Названия этих направлений говорит само за себя и ,конечно, оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить их

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.

Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению, так далеко не у всех, особенно у учащихся начальной школы и у учащихся, обучающихся по коррекционным программам 8 и 7 вида. У них, как правило, очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.

Как видно из вышесказанного учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку (хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе). Мои занятия таковы, что прежде всего я корригирую причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем и занимается учитель) а так же и развитием пространственных представлений у ребенка (чем и занимается дефектолог).

Аналитическое направление

( Кратко анализ процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося, оценка его эффективности)

При проведении коррекционно – развивающих занятий (индивидуальных, групповых, подгрупповых) использовались разнообразные упражнения и задания, которые помогают развить произвольное внимание, зрительное восприятие и логическое мышление, а так же выработать графические навыки, стать наблюдательнее и сообразительнее.

На занятиях используется разнообразный дидактический материал: игрушки, иллюстрации, книги, компьютер, песок, шишки, пуговицы, и многое другое.

Например, познавательные раскраски.

На первый взгляд обычная раскраска. На самом деле отрабатывается математический навык. Т.е. чтобы раскрасить картинку - надо решить примеры. Определенный цвет соответствует определённой цифре. В итоге формируются не только математические навыки, но и сенсорные процессы (закрепление цвета), закрепляются пространственные навыки и развивается мелкая моторика

Работа с песком.

Тоже ничего необычного…. Но если закрыть глаза…. Сунуть ручки в этот теплый песочек… представить, что в небе светит яркое солнышко, что рядом поют птички…. В результате - развитие мелкой моторики, сенсорных процессов, воображения, речи. Так же в данном пособии можно отрабатывать навык счета и чтения.

Работа с прищепками.

С помощью прищепок добавляем недостающие элементы. В результате корригируется не только мелкая моторика, но и связная речь, мышление, словарь и др.

Данный вид работы обладает широким спектром развития не только письменной речи, но и всех высших психических функций.

В проведении своих занятий приветствую использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ). Применение ИКТ на занятиях усиливает – положительную мотивацию обучения – активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Тренажер по отработке техники чтения, на развитие внимания, при изучении букв, звуко-буквенный анализ слова.

В течение года проводятся наблюдения за учащимися с ОВЗ в процессе учебной деятельности, во внеурочной, внеклассной. Цель: определение характерных особенностей учебной деятельности и поведения учащихся, особенностей развития эмоционально- волевой сферы.

Работа с учащимися 7, 8 видов отслеживается через заполнение индивидуальной карты медико- психолого- педагогического сопровождения обучающегося, коррекционного листа (наблюдение за динамикой развития познавательных процессов у учащегося).

Рекомендации учителям- предметникам по работе с учащимися с ОВЗ:

- на уроках использовать упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики пальцев рук;

- заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке, постоянно снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор;

- создавать ситуацию успеха в учебной деятельности;

- целенаправленно эмоционально стимулировать детей на уроке.

Полезные советы педагогам в работе с детьми с ОВЗ.

1.Ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми. Говорить отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса, когда требуется остановить слишком расходившегося ребенка, предотвратить возникающее столкновение.
2.Необходимо помнить, что злоупотребление повышением голоса нервирует детей, возбуждает возбудимых.
3.Спокойные, уверенные движения, отсутствие суетливости, самообладание во все моменты жизни, например: резкое столкновение между детьми, нервный срыв ребенка, аффективное поведение родителей ребенка, вспышки ярости.
4.Помните, что у аномальных детей часто встречается очень значительная подражательность и что своим общим поведением педагог лечит их, как и всем режимом учреждения.
5.Твердость и уверенность суждений, замечаний и советов детям. Замечания и советы детям имеют психотерапевтическое значение, они внушают неустойчивой или болезненно направленной воле определенное поведение.
6.Педагог должен выступать перед детьми как личность с сильным характером.
7.Всегда и во всем умейте до конца доводить начатую с детьми работу, проявляйте настойчивость.
8.Не смейтесь ни над какими слабостями и ошибками детей. Не будьте нетерпеливыми, когда дети проявят неумение, смотрите сквозь пальцы на их намеренное неумение.
9.Меньше слов. Слишком много объяснять — значит думать за детей. Говорить коротко, ясно, простым языком.
10.Соблюдайте полное беспристрастное отношение к детям.
11.Не говорите при детях об отрицательных или положительных чертах их самих или других детей, о ваших наблюдениях, характеристиках, семейных условиях, наследственности детей и других данных, которые могут быть по-своему использованы детьми.
12.Не верьте детским россказням, помня о неточности показаний даже нормальных детей, о преувеличениях, повышенной внушаемости детей.

Использование выше перечисленных советов в учебно-воспитательном процессе несомненно принесет положительный результат.

Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения.

Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются:

1. Психологическая безопасность.

2. Помощь в приспособлении к окружающим условиям.

3. Единство совместной деятельности.

4. Мотивирование ребенка к учебному процессу.

Начальный этап образования включает в себя сотрудничество с воспитателем, повышенный интерес к выполнению разных заданий. Средняя школа должна стремиться к формированию гражданской и нравственной позиции, а также к становлению творческих способностей. Нельзя забывать о влиянии на развитие детей с ОВЗ семейного воспитания, которое играет основную роль в становлении личности.

Инклюзивное образование - новый подход к образованию!

Совместное обучение детей с ОВЗ и без отклонений в здоровье поддерживается и описывается рядом документов.

Среди них можно выделить:

Работа с детьми ОВЗ подразумевает выполнение следующих задач в инклюзивном обучении:

-трудовых, а также социально адаптировать учащихся с последующим слиянием их с обществом.

Для успешного формирования навыков в детских садах организуют деятельность, где для ребят созданы все условия для развития дополнительных способностей. Такая форма непосредственно-образовательной деятельности для детей с нарушениями здоровья должна быть согласована с психологами, с логопедами и с дефектологами учитывать индивидуальные особенности воспитанников. При долгой, терпеливой работе по разработанным психологом, логопедом и дефектологом коррекционым программам рано или поздно обязательно будет результат.

В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" в ДОУ организована работа с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.

Всего в ДОУ детей этой категории - 63 человека.

Из них: 9 - дети с ДЦП; 92 - дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

С детьми работает высокопрофессиональный коллектив педагогов:

Группа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата ( ДЦП ):

Воспитатели: Боброва К. В.

Учитель - логопед: Лискова Н. Г.

Педагог - психолог: Калашникова Ю. Ю.

Группы для детей с нарушениями речи:

Кондратьева М. В.

Учителя - логопеды: Аверкина Л. Ю.

Кобылинская Т. А.

Александрова Ю. В.

Работа с детьми с нарушениями речи осуществляется в соответствии с АООП ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Педагог - психолог Калашникова Ю. Ю. реализует следующие программы:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация по теме: "Игры и игровые технологии на уроках в коррекционной школе-интернате, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)..

Это презентация, в которой учителя коррекционной школы-интерната делятся своим опытом работы по применению игр и игровых технологий на уроках. Они рассказывают об играх, сделанных своими руками и купл.


Наиболее приемлемой формой психокоррекционной работы с такой проблемной категорией детей, как воспитанники коррекционного детского дома, считаю арт-терапию. Эти дети в подавляющем большинстве педагоги.


Психологическая и социокультурная реабилитационная работа с детьми - инвалидами и детьми с ОВЗ.

Программа реабилитации - это чёткий план, схема совместных действий родителей и специалистов, сопсобствующих развитию ребёнка, его оздоровлению, социальной адаптации, причём в этом плане обязате.


Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание у нас в стране, в условиях модернизации современной российской систе.


Статья на тему "Работа с детьми – сиротами и детьми, оставшимися в трудной жизненной ситуации в период адаптации в государственном учреждении"

Работа с детьми – сиротами и детьми, оставшимися в трудной жизненной ситуации в период адаптации в государственном учреждении.


Создание условий для адресной работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением

Большое внимание Оксана Павловна уделяет профилактике правонарушений, формированию нравственности и культуры среди учащихся, проблемам в сфере жизнедеятельности и правовой защиты детей, находящихся в .


Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"

В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми данного уровня развития.


В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы. Индивидуальная работасобучающимися — это одна из форм воспитательной работы.

Форма — это внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; внешнее выражение какого-либо содержания.

Форма воспитательной работы — это совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы (композиционное построение воспитательного мероприятия).

Формы воспитательной работы — это динамическое явление. Существующая система форм воспитательной работы постоянно пополняется новыми, соответствующими изменяющимся общественным условиям школьной жизни.

Индивидуальная работа — это деятельность педагога-воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т. д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле.

Существуют разные подходы к классификации форм воспитания, в основе которых лежит тот или иной признак:

1) по количеству участников: массовые или коллективные (общешкольный праздник, походы, конкурсы), групповые (классное собрание, консультации,) индивидуальные (беседа, поручение);

2) по видам деятельности: познавательно-развивающие (викторина), развлекательные (дискотека), по направлениям воспитательной работы (профориентационные, физкультурно-оздоровительные и т. п. дела);

3) по результату: информационный обмен (устный журнал), выработка общего решения (собрание), общественно значимый продукт (акция милосердия).

Формы работы подразделяются на два типа: теоретические и практические.

Теоретические формы работы — это беседы, концерты, спектакли, просмотр видеофильмов, конкурсы, викторины и т. д. Они помогают через игру, игровые действия вырабатывать у детей способность к саморегуляции поведения в среде сверстников, к формированию среды общения, осуществлять подготовку к самостоятельной и ответственной деятельности.

Практические формы работы — это походы, экскурсии, различные акции, ярмарки, субботники, изготовление выставок, поделок. Здесь дети могут попробовать себя в условиях, приближенных к реальным жизненным ситуациям.

Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной деятельностью, воспитателя и детей. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять вместе и каждую в отдельности.

Использование индивидуальных форм работы предполагает решение воспитателем важнейшей задачи: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений.

Важно расположить к себе ученика, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделится с воспитателем своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее нескольких коллективных дел.

Большое место в изучении учащихся занимают индивидуальные беседы с учащимися. В процессе таких бесед можно выявить мотивы поведения ученика, его интересы и склонности. Если чутко и внимательно подойти к ученику, он охотно расскажет о своих желаниях и мечтах, об отношении к учителям, родителям. Такие беседы должны носить неофициальный характер, быть естественными, искренними и проводиться с соблюдением педагогического такта. Чувствуя искреннее внимание, доброжелательность и расположение к себе, ученик, как правило, откровенно рассказывает обо всем, что интересует воспитателя. Тактичная задушевная беседа — это не только метод изучения учащегося, но и важная форма их воспитания. Общие методы и средства воспитания должны конкретизироваться применительно к разным детям, к их нравственному опыту. Индивидуальную работу с детьми необходимо вести в тесном контакте с родителями, определяя единую линию воспитательного воздействия, опираясь на сильные стороны личности школьника.

В соответствии с этим определяется характер индивидуальных заданий для дополнительной самостоятельной работы учащихся, выбираются средства воспитания у школьников интереса как к учению, так и к внеурочной работе. Наиболее развитой формой является индивидуальное поручение, которое не связано ни с кружковой работой, ни с массовыми мероприятиями. Эта форма работы требует от воспитателя хорошего знания психологии своих учащихся, их способностей, наклонностей, интересов, чтобы давать каждому обучающемуся индивидуальные задания, посильные и интересные поручения.

Индивидуальную работу можно проводить с подгруппой детей или отдельно с ребёнком. Индивидуальная работа приносит наиболее положительные результаты тогда, когда проводится не только на специальных занятиях, но и в повседневной деятельности: во время сюжетно-ролевых игр, прогулок, дежурств, в трудовой деятельности.

Основой в своей работе по воспитанию и развитию обучающихся я считаю индивидуальную работу с каждым учеником. Это одна из основных форм педагогической деятельности.

Работу с классом я начала в прошлом году. Организация общей работы с обучающимися по овладению правилами поведения является главной задачей. Особое внимание уделяется вновь прибывшим воспитанникам. Например: Татьяна П. пришла к нам в наш центр (школу из 31 интерната. С ней была проведена беседа о правилах поведения в школе, как вести себя при подъёме и при спуске с пандуса, в лифте, в классе во время урока. Беседа о формировании культурно-гигиенических навыков в столовой и спальне.

Беседы о милосердии, добре помогают воспитывать в каждом готовность помочь кому-то, простить кого-то. Нет на свете высшей ценности, чем взаимопонимание, дружба и любовь между живущими рядом людьми. Вот некоторые ответы на вопрос: Что такое милосердие?

Говоря о самоподготовке, нужно отметить, что выполнение домашних заданий является наиболее важным моментом в организации режима обучающихся. Обычно во время самоподготовки я стараюсь создать доброжелательные отношения в классе, чтобы тот, кто закончил выполнение задания, не мешал тем, кто еще работает.

Для формирования навыков самоконтроля необходимо приучать обучающихся, прочитывать написанное упражнение, проверять решение задач, примеров, отвечать на контрольные вопросы в конце параграфа по истории, географии. Полезно учить некоторым способам самопроверки: выполнил упражнение — повтори еще раз правило и сравни свои записи с образцом в учебнике; расскажи прочитанное, не заглядывая в учебник, по плану, по опорным словам, используя таблицу; спроси себя, выучил ли ты так, чтобы самому понравилось.

В индивидуальной работе при самоподготовке чрезвычайно важно учитывать индивидуальные особенности детей. Оказывая помощь, поощряю каждого из них даже за малые успехи, стараясь убедить в том, что тебе по силам преодолеть возникающие трудности в обучении и постепенно при настойчивой регулярной работе, ты сможешь учиться не хуже других.

Разучивая роли к спектаклям, обучающиеся тренируют память, внимание, работают над правильностью, чёткостью, эмоциональной окрашенностью речи, расширяется кругозор, развивается пластика движений, подражая характерным особенностям воплощаемого персонажа.

После знакомства со сказкой, необходимо обсудить её, а это значит, что вновь активизируется и память, и внимание, и речь, логическое и образное мышление. Конечно, для спектаклей необходимы костюмы или атрибуты, декорации — в их изготовлении могут участвовать как сами дети, так и их родители, в процессе изготовления необходимых атрибутов у ребенка развивается мелкая моторика, чувство цвета, задействуется ориентация в пространстве, развивается эстетическое восприятие, активно работает творческое воображение. Но самое главное, на мой взгляд, что в процессе постановки спектакля, происходит сплочение самих обучающихся, упрочняются связи родителей и класса, появляется взаимопонимание, а как следствие взаимопомощь между школой и родителями.

Обучающиеся уверены в том, что в любой ситуации воспитатель их выслушает, поймет и поддержит. Каждый ребёнок имеет возможность высказать и отстоять свою точку зрения, не боясь быть непонятым. Дети чувствуют себя уверенно, спокойно и свободно, с уважением и любовью относятся к педагогам и друг к другу, что в целом говорит о создании комфортных психолого — педагогических условий при обучении и воспитании.

Правильно организованная индивидуальная работа оказывает большое положительное влияние на поведение, формирование нравственных качеств личности ребёнка.

Каждый человек — единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В процессе обучения и воспитания мы должны учитывать индивидуальность и неповторимость каждого обучающегося.

Человеческое отношение к ребенку — это труд, осознанный, целенаправленный, труд с надеждой на лучшее в себе и в ребенке.

Основой работы по воспитанию и развитию школьника я считаю индивидуальную работу с каждым учеником. Это одна из основных форм педагогической деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная работа, индивидуальная работа, беседа, ребенок, внешнее выражение, воспитание, индивидуальная форма работы, педагогическая деятельность, средство воспитания, форма работы.


В разработке рассказывается об организации воспитательной работы в коррекционной школе с детьми, имеющими ограничения по здоровью.

Описание разработки

Сущность индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в воспитательном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей. Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей.

В коррекционной школе индивидуальный подход имеет особенно важное значение, так как по восприимчивости к обучению и воспитанию учащиеся с ОВЗ различаются между собой значительно больше, чем дети с нормальным интеллектом. Различия обусловлены не только свойственными всем людям особенностями темперамента, характера, интересов, но и многообразием сопутствующих дефектов. К понятию “индивидуальный подход” относятся все меры, направленные на создание благоприятных условий для обучения и развития учащихся.

Основными направлениями работы при реализации индивидуального подхода являются:

создание комфортных ощущений у ребенка в процессе коррекционно – развивающей работы(каждое мероприятие должно приносить положительные эмоции, ребенок в школу должен ходить с удовольствием) ;

социально – бытовая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (подразумевает комфортную обстановку в классе и школе в целом) ;

формирование вербальных и невербальных навыков коммуникации;

коррекция эмоциональной сферы поведения детей (в связи с этим нужно было подобрать такие методы работы, чтобы дети смогли поверить в свои силы, в то, что в школе им рады, изменить их эмоциональный настрой) ;

учет индивидуальных способностей и возможностей каждого.

Принципы индивидуальной работы:

установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «воспитатель – воспитуемый – класс;

уважение самооценки личности ученика;

вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера(первоначально я сделала основной упор на творческие способности, привлечение детей к творческой деятельности. На добровольных началах, кто желает, можно было присоединиться на любом этапе. Учащиеся нашего класса систематически участвуют в школьных концертах и праздниках, разучивают танцы и выходят с ними на городские конкурсы, принимают участие во Всероссийских и Международных интернет-олимпиадах и конкурсах, в которых неоднократно становились победителями и призерами) ;

постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности;

создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания;

принцип развивающего обучения;

участие в системе дополнительного образования.

Воспитатель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике.

Материал на тему Индивидуальный подход в воспитании учащихся с ОВЗ в работе коррекционных школ

Перед воспитателем всегда стоит задача: в каждом уроке определить пути достижения целей применительно к каждому ученику. Сочетание индивидуально-групповой и коллективной работы - задача нелегкая, ведь для этого необходимо обеспечить работой каждого ученика в доступном ему темпе.

В основе работы с сильными учащимися должна быть постоянно увеличивающаяся по содержанию нагрузка. Индивидуальная работа со слабыми учащимися должна быть основана на систематическом изучении трудностей, которые они испытывают. Одним из способов сочетания коллективных форм работы с индивидуальным подходом является использование дифференцированных заданий разной степени трудности. Задания можно разделить на 2 части: обязательную и желательную. Это позволяет слабым учащимся, не торопясь, выполнить обязательную часть, а сильным - выполнить и дополнительную.

Для воспитателя при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода необходимы терпение, настойчивость, благожелательное отношение к учащимся, своевременное оказание помощи, активное вовлечение в коллективную работу, поощрение успехов. Оценка успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию.

Очень важно при осуществлении индивидуального подхода сравнивать результаты развития учащегося с его собственными достижениями, а не с успехами других детей. В коррекционной школе отметка может быть выставлена не только за конечный или промежуточный результат труда, а за любое продвижение в развитии, за правильный переход улицы, быстрое и правильное решение задачи, качественное постоянное выполнение, умную мысль и единственный ответ на уроке. Любой результат успеха должен быть оценен – это повышает мотивацию в обучении и формирует стойкое положительное отношение к деятельности.

Основные функции воспитателя:

Помощь детям в адаптации.

Создание необходимых условий для обучения и воспитания в школе, для проявления активности ребенка (двигательной, интеллектуальной, познавательной, социальной, творческой, поведенческой).

Стимулирование усилий ребенка, подростка по самопознанию, самооценке, самосовершенствованию, саморегуляции.

Постоянное внимание к условиям и отношениям, в которых идет процесс формирования личности ребенка.

Налаживание и регулирование взаимоотношений детей в школе в целом (межгрупповое, межличностное общение).

Предупреждение и помощь в разрешении возникающих конфликтов.

Регулирование взаимоотношений ребенка с педагогами и взрослыми в школе и вне школы.

Помощь детям в установлении контакта с близкими родственниками, в создании по возможности благоприятного образа родителей, поддержки положительных семейных традиций.

Целенаправленное и последовательное приучение детей к навыкам самообслуживания, на основе выработки житейских умений и навыков.

Ведение работы с детьми по профилактике вредных привычек.

Ведение необходимой документации (планы, дневники наблюдений, мониторинг уровня воспитанности).

Индивидуальный подход можно реализовать только в том случае, если есть СИСТЕМА РАБОТЫ, в которую включены все участники учебного процесса. Полученные результаты подлежат обработке и анализу для того, чтобы выработать наиболее эффективные подходы в каждом случае для каждого ребенка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы специального профессионального образования на сегодняшний день являются одними из самых актуальных. Это связано, в первую очередь с тем, что здоровье населения всего мира, находится в критическом состоянии, а число детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и детей-сирот растет.

Эти обучающиеся просто другие. Может быть они умеют делать не все как мы с вами, а многого просто совсем не могут сделать. Но и мы с вами не идеальны. Разница просто в том, что мы, если постараемся, приложим усилие, проявим желание и сможем это сделать, а они нет. Им нужна помощь посторонних людей.

Цели и задачи воспитания, и профессионального обучения обучающихся с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями определяются общими принципами педагогики: подготовка к активной общественно – полезной жизни, формирование самостоятельности, навыков самообслуживания, труда и формирование антикризисного поведения, умения жить, критически мыслить, учиться и работать в коллективе. Работать с информацией, быть достаточно коммуникабельным и ответственным.

«Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами…

Это люди, которым судьба послала сложные испытания…

Мы стараемся создать условия для самостоятельного решения социальных и профессиональных проблем.

Мы участвовали в недели швейника, принимаем участие на ярмарках , постоянно к праздникам выпускаем стенгазету и т.д.

Профессиональное обучение в группах имеет свою специфику и подходы. Коррекционно-развивающие технологии, применяемые нами, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебно-производственного процесса, следовательно, сама производственная деятельность обучающихся, их знания, умения, навыки приобретают новые качества.

1. Линейка-приветствие. Используем в начале урока производственного обучения. Очень важным является – эмоциональное состояние ребят. Для поднятия настроения в группе, задаем позитивный настрой. Объявляем тему и цель урока. Каждый обучающийся должен четко усвоить, что он будет делать в процессе практической работы, какой результат должен получиться и какова последовательность выполнения работы.

2. Дозируем подачу нового материала. На уроках производственного обучения необходимо, что бы у ребят не наступало утомление. Для этого используем разнообразные средства:

‒ преподносим материал небольшими дозами.

Например – вводный инструктаж по темам обработки различных узлов разбиваем на два блока, а при необходимости и больше составляющих, блоками;

‒ на протяжении всего урока производственного обучения, на личном примере, неоднократно демонстрируем правильное выполнение трудовых приемов. Доказываем доступность выполнения трудовых приемов для ребят.

3. Упражнения - энергизаторы (короткие упражнения, восстанавливающие энергию).

4. ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии очень удобны при изучении новых тем. На слайдах можно представить материал в виде поузловой обработки изделия, пошаговой инструкции выполнения определенных операций, таблиц с техническими условиями, правильного выполнения трудовых приемов, фотографий с изображениями опыта работы предыдущих групп и т. д.

Презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность обучающихся.

По окончанию урока производственного обучения для закрепления или подведения итогов используем презентации, в которых показ и обучающиеся быстро реагируют комментариями и ответами, закрепляя для себя учебный материал, при необходимости использую фиксацию изображения.

У обучающихся формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

Наша задача, как преподавателя, мастера п/о, создавать условия для реализации индивидуальных способностей ребят, не пропустить в обучающихся все самое лучшее.

Создание ситуации успеха помогает обучающимся преодолеть пассивность, агрессию, страх, неуверенность, вызванные нарушениями в психическом развитии.

6. В воспитательных целях за нарушение техники безопасности в швейной мастерской, наши обучающиеся зачитывают правила по ТБ в стихотворной форме стоя у доски ( тем самым усваивают ТБ и вот такое наказание поучительное)

а) при работе на швейной машине

Будь всегда швеёй приятной

В чистой форме, аккуратной,

Вся прическа – под косынкой,

Осторожна будь с машинкой.

Отключить машинку важно

Знать об этом должен каждый.

Голову не наклоняй

Над машинкой низко,

Пальчики не подставляй

Под иголку близко!

Процесс производственного обучения выстраиваю, от простого к сложному, от образцов до изделия (прихватки, полотенца, рукавицы, подушки, ночные сорочки, сувенирная продукция).

На учебной практике помогаем своему техникуму в выполнении плана по внебюджетной деятельности, отшиваем комплекты постельного белья. Ребята видят результаты своего труда, и они горды тем, что могут приносить пользу.

Подводя итог многолетнего моего опыта работы мастером производственного обучения с такими особенными обучающимися, следует отметить, что каждому из них нужен свой индивидуальный подход, нужно научиться понимать их и принимать такими какие они есть.

Ребята создают собственные семьи, воспитывают детей. Некоторые выпускники продолжают свое образование. Немногие трудоустраиваются по специальности, но большинство стремятся выполнять посильную работу, которая дает им возможность чувствовать себя полезными и нужными людьми, социально самоутвердиться. У всех обучающихся формируется положительный устойчивый интерес к швейному делу. Мы гордимся своими особенными учениками и рады, что оказываем им помощь в адаптации к дальнейшей жизни в современном обществе.

1. Аксенова Е.Б. Модель без отметочного оценивания как механизм управления качеством образования учащихся в специальной (коррекционной) обще- образовательной школе 8 вида / Е.Б. Аксенова, И.К. Йокубаускайте // Нижегородское образование. – 2010. – №3. – С. 83–93.

2. Данилова З.Г. Педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот и учащихся колледжа с ОВЗ к осуществлению выбора в профессиональном обучении. – М.: Русимпо, 2015. – 132 с.

3. Коррекционная педагогика. Теория и практика.

5. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный вариант]. – Режим доступа: vystuplenie.doc

6. Комплексное сопровождение профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Современные исследования социальных проблем: Электронный научный журнал. – 2012. – №2 (10)

Читайте также: