Интерпретация результатов исследования доклад

Обновлено: 02.07.2024

Анализ эмпирического материала, проведенный в п. 3.1, обнаружил множество связей между различными видами агрессивности личности и изучаемыми факторами (биологическими, социальными, психологическими).

Ситуативным фактором агрессивности безусловно является фрустрация. Агрессивная тенденция возникает в тот момент, когда блокируется значимая для индивида потребность. Однако агрессивная тенденция может быть блокирована или может быть реализована в поведении в зависимости от совокупности биологических, социальных и психологических факторов. При этом блокированная тенденция может сохраняться в виде скрытой агрессии, если человек не находит конструктивных выходов из фрустрирующей ситуации, и может исчезать, если таковые находятся.

С биологической точки зрения агрессия является адаптационной реакцией организма на негативные условия окружающей среды. Биологический уровень организации человека претерпел значительные преобразования и агрессия в системе реакций человека на условия социальной среды может быть рассмотрена как деструктивная реакция, имеющая антисоциальный оттенок, в противоположность конструктивным реакциям, не имеющим антисоциального оттенка. Однако агрессивные тенденции биологического уровня продолжают возникать, и человеку приходится их подавлять при помощи механизма торможения.

Индивидуальные различия агрессивности на биологическом уровне сводятся преимущественно к соотношению силы процессов возбуждения и торможения: если процесс возбуждения сильнее процесса торможения, то агрессивная тенденция оказывается сильнее механизмов ее подавления, и такой человек скорее всего будет агрессивным. Если торможение сильнее возбуждения, то агрессивные тенденции слабее механизмов подавления, и такой человек имеет все биологические основания не быть агрессивным.

Однако агрессивные тенденции, как это ни пессимистично, присутствуют если не у всех, то у подавляющего большинства людей, и если они подавляются и не проявляются в поведении человека, то сохраняются в форме скрытой агрессии (враждебности). Поэтому индивидуальные различия определяют лишь форму проявления агрессии, а не ее наличие или отсутствие. Механизмы психологической защиты как альтернативные формы реагирования являются иррациональными и в зависимости от содержания могут лишь усиливать агрессивные тенденции, но не подавлять их.

С социальной точки зрения агрессия является формой поведения, реализуемой членами практически всех социальных групп, что наблюдается и усваивается остальными членами группы с самого детства. Большое значение при этом имеют семья и средства массовой информации.

Однако агрессия является социально неприемлемой формой поведения, поэтому степень подверженности человека социальным нормам оказывает влияние на степень реализации агрессивных тенденций в его поведении.

Зависимость агрессивности от социальных факторов (социального научения) также осуществляется тем, к каким способам реагирования на фрустрирующие обстоятельства будет приучен тот или иной индивид: к конструктивным или деструктивным. Это зависит от стиля семейного воспитания: если родители решают все проблемы ребенка самостоятельно, то во взрослой жизни к поиску конструктивных выходов он оказывается не приучен, и ему приходится реализовывать деструктивные реакции (агрессию).

Социальные факторы, кроме того, оказывают влияние на агрессивность опосредованно: формируя личностные свойства, такие как самооценка, ответственность и т.д. Впоследствии эти свойства определяют подверженность человека фрустрациям и конкретные формы реагирования на эти фрустрации.

Психологические факторы агрессивности изучались в данной работе в рамках классических отечественных представлений о структуре личности (темперамент, характер, направленность, способности). В связи с тем, что все свойства личности, как и агрессивность, формируются на базе совокупности биологических и социальных факторов, личностные характеристики лишь опосредуют влияние социальных и биологических факторов на формирование агрессивности.

С биологическими факторами агрессивности связаны такие свойства личности, как темперамент, креативность и воля. Темперамент и креативность сами по себе не оказывают влияния на агрессивность, но формируются на той же основе (соотношение силы нервных процессов, активности полушарий). Воля имеет особое значение, т.к. ее развитие связано с социальными факторами, но сама она может влиять на биологические (усиливать торможение, подавляя возбуждение, в том числе агрессивных тенденций).

С социальными факторами агрессивности связана совокупность свойств личности, имеющих отношение к соотношению значимости собственных интересов и интересов окружающих. Если более значимыми для личности являются интересы окружающих, то это обусловливает подверженность данной личности воздействию социальных норм, принятие ценностей группы. В таком случае агрессивные тенденции, как правило, подавляются, т.к. агрессия является в большинстве групп неприемлемой формой поведения. Если интересы окружающих для личности менее значимы, чем собственные, то затрата усилий на подавление агрессивных тенденций не кажется ей целесообразной, и в этом случае поведение личности в ситуации фрустрации будет агрессивным.

Кроме того, личностные свойства, формирующиеся под воздействием социальных факторов, определяют подверженность личности фрустрациям, в результате чего агрессивность может повышаться, т.к. постоянное торможение агрессивных тенденций невозможно.

Дифференциация типов агрессивного поведения сочетается с дифференциацией детерминирующих их факторов, иерархия которых определяет конкретные формы агрессивного поведения.

Биологические факторы, согласно корреляционному анализу, играют важную роль в формировании всех типов агрессивного поведения, а согласно факторному анализу, на скрытую и вербальную агрессию они оказывают наименьшее влияние. Вербальная имеет отношение, главным образом, к каузальной атрибуции (сочетание стиля воспитания, формирующего интернальность, с высокой склонностью к проекции).

Социальные факторы безусловно важны для всех типов агрессивного поведения, причем каждый вид агрессивности формируется на основе особого типа семейного воспитания.

Направленность и характер наибольшее воздействие оказывают на формирование общей, физической и скрытой агрессии. При этом, если для формирования общей и физической агрессивности необходимо преобладание индивидуалистической направленности, то для формирования скрытой – направленности на общение.

Систематизация результатов заключается в их представлении в виде упорядоченной взаимосвязанной структуры, элементы ко­торой могут соответствовать поставленным в исследовании зада­чам или представлениям о логичной структуре, отраженной в ло­гической схеме, объекте исследования или его так называемой понятийной матрице (перечень и соподчиненность понятий, рас­крывающих тему). Систематически представленные результаты должны быть корректно интерпретированы.

Интерпретация(от лат. interpretatio) в наукетолкование, рас­крытие смысла, разъяснение; в искусстве — творческое исполнение художественного произведения, авторская трактовка текста или сценария.

По существу, интерпретация должна служить приближению к истине, т. е. к раскрытию сущности исследуемого процесса или объекта.

Мы полагаем, что в основе интерпретации лежит процедура объяснения полученных результатов на основе принятой в ис­следовании концепции, причем объяснения в чем-то нового, нетривиального. Например, факт резкого снижения учебной успе­ваемости учащихся при переходе из начальной школы в основ­ную традиционно объясняется изменением системы отношений, снятием опеки педагога, трудностями привлечения к предмет­ному (многопредметному) обучению. Процедура интерпретации, однако, требует сверки принятого концептуального толкования с иными, альтернативными толкованиями, с проверкой разных версий истолкования результатов. В случае с выпускниками на­чальной школы требует проверки версия о влиянии возрастных психофизиологических изменений на работоспособность учащих­ся, версия об их недостаточной подготовке к систематическому овладению более сложным и значительным по объему материа­лом вследствие несформированности основных познавательных умений.

Первоначальная интерпретация связана с объяснением резуль­татов на основе рабочей гипотезы, однако последующее выведе­ние следствий, мысленное проигрывание ситуаций зависит от изменения влияющих факторов и модернизации, а иногда и из­менения гипотезы, уточнения концептуальных установок.

Особая роль в интерпретации четко зафиксированных явлений принадлежит статистическим методам, а в истолковании целей, идеалов, уровня развития социальной и мо-тивационной сфер, творческих способностей — интерпретации герменевтического характера при активной роли выразительных средств языка, выполняющих фиксирующую, диагностирующую и эвристическую функции.

В задачи интерпретации входит выявление объективного зна­чения полученных результатов для теории и практики обучения и воспитания, степени их новизны и предполагаемой эффективно­сти в использовании, а также выявление смысла, т. е. значения для самого исследователя или заинтересованного в результатах ис­следования круга лиц.

Основные этапы обработки результатов.

ПОДСЧЕТ СЫРОГО БАЛЛА

Значение стандартизации

Стандартизация необходима по нескольким причинам:

1. Когда тест содержит несколько шкал, далеко не всегда эти шкалы включают одинаковое количество заданий, кроме того не все шкалы будут иметь одинаковое среднее арифметическое. Чтобы можно было отобразить эти шкалы на едином графике-профиле, либо просто выяснить их соотношение они должны быть приведены к одной единице измерения, что и производится в процессе стандартизации.

2. Существует множество тестов, измеряющих одно и то же свойство. Для возможности сопоставления результатов этих тестов необходимо перевести результаты их всех в одну и ту же единицу измерения. Это успешно реализовано в разнообразных тестах интеллекта, которые используют IQ как универсальную шкалу. К сожалению, в личностных опросниках такого единогласия фактически нет.

3. Тест применяется для сравнения результатов со средним и для определения степени, в которой результаты отклоняются от среднего. Если этих показателей нет, то тест оказывается бессмысленным.

ТЕСТОВЫЕ НОРМЫ

Планирование психологической диагностики.

1. Определить цель/задачу

2. Сбор информации.

3. Подбор диагностических методов.

4. Переработка и интерпретация полученных данных.

5.Постановка диагноза, формулирование прогноза или выводы.

Очень важно, чтобы любой из предлагаемых вариантов ответа воспринимался испытуемым как возможный, вероятный. Ответ, воспринимаемый обследуемым как неправильный, будет иметь малую вероятность выбора.

Какие-либо правила, определяющие количество вариантов выбора ответа, отсутствуют. Обычно не рекомендуется использование более семи в опросниках, использующих рейтинговые шкалы.Важно обеспечить достаточное количество градаций ответа, с тем чтобы обследуемые были в состоянии адекватно выразить самих себя. Следует помнить и о том, что в разрабатываемом опроснике желательно использоватьтолько один тип заданий.

Эдвардсом был разработан радикальный способ устранения влияния этой установки — конструирование заданий, состоящих из двух утверждений, подобранных по социальной желательности, одно из которых и должен выбрать обследуемый. Однако этот прием не получил распространения по трем причинам: 1) сложность создания согласованных утверждений; 2) тенденция к увеличению любых незначительных различий в социальной желательности между частями заданий, когда они предъявляются вместе; 3) используемая при разработке таких опросников экспертная оценка социальной желательности значительно упрощает это явление.

Установка на крайние ответыобычно проявляется в заданиях с рейтинговыми шкалами. По мнению П. Клайна, преимущества рейтинговых шкал, дающих испытуемому широкие возможности для выбора, сводятся на нет действием установки на крайние ответы. Поэтому лучше избегать задания типа рейтинговых.

Подводя итоги достаточно краткого рассмотрения способов борьбы с установками на ответы (в соответствующей литературе нетрудно найти более детальный анализ этих проблем, возникающих при конструировании опросников), вспомним мысль Гилфорда о том, что наиболее благоприятную почву для проявления этих установок создают неконкретные, неопределенные и неоднозначные задания. В процессе работы над опросником задания будут неоднократно переформулироваться, будет изменяться порядок их предъявления, поэтому полезно иметь своего рода картотеку заданий, позволяющую работать отдельно над каждым из них. Могут быть весьма полезны компьютерные банки заданий, которые ныне доступны специалистам.

Обратимся теперь к наиболее общим положениям и рекомен­дациям, относящимся к завершающей стадии исследовательской работы — к истолкованию, апробации, литературному оформле­нию результатов исследования. Рассмотрим виды и способы апро­бации, соотношение логики исследования и логики изложения, виды (жанры) изложения, некоторые вопросы стиля изложения результатов исследовательского поиска.

По ходу изложения процесса и процедур исследовательской работы мы уже неоднократно обращались к вопросу об интерпре­тации, истолковании ее результатов и связанной с этим деятель­ности. Попробуем подытожить сказанное, одновременно рассмот­рев интерпретацию результатов исследования в целом, т. е. итого­вую интерпретацию результатов.

Заключительный этап исследования связан с систематизацией результатов, их интерпретацией и изложением.

Систематизация результатов заключается в их представлении в виде упорядоченной взаимосвязанной структуры, элементы ко­торой могут соответствовать поставленным в исследовании зада­чам или представлениям о логичной структуре, отраженной в ло­гической схеме, объекте исследования или его так называемой понятийной матрице (перечень и соподчиненность понятий, рас­крывающих тему). Систематически представленные результаты должны быть корректно интерпретированы.

Интерпретация (от лат. interpretatio) в наукетолкование, рас­крытие смысла, разъяснение; в искусстве — творческое исполнение художественного произведения, авторская трактовка текста или сценария.

По существу, интерпретация должна служить приближению к истине, т. е. к раскрытию сущности исследуемого процесса или объекта.

Мы полагаем, что в основе интерпретации лежит процедура объяснения полученных результатов на основе принятой в ис­следовании концепции, причем объяснения в чем-то нового, не-

тривиального. Например, факт резкого снижения учебной успе­ваемости учащихся при переходе из начальной школы в основ­ную традиционно объясняется изменением системы отношений, снятием опеки педагога, трудностями привлечения к предмет­ному (многопредметному) обучению. Процедура интерпретации, однако, требует сверки принятого концептуального толкования с иными, альтернативными толкованиями, с проверкой разных версий истолкования результатов. В случае с выпускниками на­чальной школы требует проверки версия о влиянии возрастных психофизиологических изменений на работоспособность учащих­ся, версия об их недостаточной подготовке к систематическому овладению более сложным и значительным по объему материа­лом вследствие несформированности основных познавательных умений.

Первоначальная интерпретация связана с объяснением резуль­татов на основе рабочей гипотезы, однако последующее выведе­ние следствий, мысленное проигрывание ситуаций зависит от изменения влияющих факторов и модернизации, а иногда и из­менения гипотезы, уточнения концептуальных установок.

Особая роль в интерпретации четко зафиксированных явлений принадлежит статистическим методам (см. главу III, раздел 3), а в истолковании целей, идеалов, уровня развития социальной и мо-тивационной сфер, творческих способностей — интерпретации герменевтического характера при активной роли выразительных средств языка, выполняющих фиксирующую, диагностирующую и эвристическую функции (см. главу III, раздел 2).

В задачи интерпретации входит выявление объективного зна­чения полученных результатов для теории и практики обучения и воспитания, степени их новизны и предполагаемой эффективно­сти в использовании, а также выявление смысла, т. е. значения для самого исследователя или заинтересованного в результатах ис­следования круга лиц.

Обратимся теперь к наиболее общим положениям и рекомен­дациям, относящимся к завершающей стадии исследовательской работы — к истолкованию, апробации, литературному оформле­нию результатов исследования. Рассмотрим виды и способы апро­бации, соотношение логики исследования и логики изложения, виды (жанры) изложения, некоторые вопросы стиля изложения результатов исследовательского поиска.



По ходу изложения процесса и процедур исследовательской работы мы уже неоднократно обращались к вопросу об интерпре­тации, истолковании ее результатов и связанной с этим деятель­ности. Попробуем подытожить сказанное, одновременно рассмот­рев интерпретацию результатов исследования в целом, т. е. итого­вую интерпретацию результатов.

Заключительный этап исследования связан с систематизацией результатов, их интерпретацией и изложением.

Систематизация результатов заключается в их представлении в виде упорядоченной взаимосвязанной структуры, элементы ко­торой могут соответствовать поставленным в исследовании зада­чам или представлениям о логичной структуре, отраженной в ло­гической схеме, объекте исследования или его так называемой понятийной матрице (перечень и соподчиненность понятий, рас­крывающих тему). Систематически представленные результаты должны быть корректно интерпретированы.

Интерпретация (от лат. interpretatio) в наукетолкование, рас­крытие смысла, разъяснение; в искусстве — творческое исполнение художественного произведения, авторская трактовка текста или сценария.

По существу, интерпретация должна служить приближению к истине, т. е. к раскрытию сущности исследуемого процесса или объекта.

Мы полагаем, что в основе интерпретации лежит процедура объяснения полученных результатов на основе принятой в ис­следовании концепции, причем объяснения в чем-то нового, не-

тривиального. Например, факт резкого снижения учебной успе­ваемости учащихся при переходе из начальной школы в основ­ную традиционно объясняется изменением системы отношений, снятием опеки педагога, трудностями привлечения к предмет­ному (многопредметному) обучению. Процедура интерпретации, однако, требует сверки принятого концептуального толкования с иными, альтернативными толкованиями, с проверкой разных версий истолкования результатов. В случае с выпускниками на­чальной школы требует проверки версия о влиянии возрастных психофизиологических изменений на работоспособность учащих­ся, версия об их недостаточной подготовке к систематическому овладению более сложным и значительным по объему материа­лом вследствие несформированности основных познавательных умений.

Первоначальная интерпретация связана с объяснением резуль­татов на основе рабочей гипотезы, однако последующее выведе­ние следствий, мысленное проигрывание ситуаций зависит от изменения влияющих факторов и модернизации, а иногда и из­менения гипотезы, уточнения концептуальных установок.

Особая роль в интерпретации четко зафиксированных явлений принадлежит статистическим методам (см. главу III, раздел 3), а в истолковании целей, идеалов, уровня развития социальной и мо-тивационной сфер, творческих способностей — интерпретации герменевтического характера при активной роли выразительных средств языка, выполняющих фиксирующую, диагностирующую и эвристическую функции (см. главу III, раздел 2).

В задачи интерпретации входит выявление объективного зна­чения полученных результатов для теории и практики обучения и воспитания, степени их новизны и предполагаемой эффективно­сти в использовании, а также выявление смысла, т. е. значения для самого исследователя или заинтересованного в результатах ис­следования круга лиц.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА ИНТЕПРЕТАЦИЯ, АПРОБАЦИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………………………… 5

1.1. Интерпретация результатов исследования ……………………………… 5

1.2. Апробация работы ………………………………………………………… 6

1.3 Оформление результатов поиска………………………………………….. 7

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ…………………………………………….. 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….. 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….. 15

На современном этапе развития общества стремительно возрастает объем научной информации, что создает затруднения для формирования человека, способному к активному творческому овладению знаниями, умеющего быстро и адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию, прогнозировать развитие событий.

Необходимым средством развития самостоятельного творческого подхода учащихся к жизни, в настоящее время, становится учебно-исследовательская деятельность учащихся. Учебное исследование рассматривается в педагогике как деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для развития личности, на основе самостоятельного приобретения учащимися субъективно новых, значимых для них знаний.

Исследования в области педагогики – сложный процесс научно-познавательной деятельности, нацеленный на выявление, проверку и использование в педагогической практике новых способов, средств и приемов, совершенствующих систему воспитания, обучения и развития человека.

В практике исследовательской работы вычленяют несколько крупных этапов. Первый этап включает в себя выбор проблемы и темы, определение объекта и предмета, целей и задач, разработку гипотезы исследования.

Второй этап работы содержит выбор методов и разработку методики исследования, проверку гипотезы, формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение, обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.

Разработка методики обязательна, так как она дает ответ, каким образом требуется реализовать возможности различных методов для достижения поставленной научной цели.

Систематизация результатов заключается в их представлении в виде упорядоченной взаимосвязанной структуры, элементы которой должны соответствовать поставленным в исследовании задачам. Системно представленные результаты должны быть корректно интерпретированы.

Практика, как известно, критерий истинны, поэтому, обязательным элементом решения любой научной проблемы является внедрение разработанных положений и идей в педагогическую практику. Это завершающий этап исследования и его следует отличать от внедрения результатов научной работы после ее завершения.

Результаты труда могут выполнять следующие функции:

– уточнять, конкретизировать отдельные, как правило, несущественные теоретические и практические положения;

– дополнять, расширять и углублять известные теоретические положения и практические рекомендации, открывая тем самым новые аспекты, грани проблемы, выделяя новые элементы, части, которые ранее не были известны;

– преобразовывать психолого-педагогическую действительность, то есть разрабатывать принципиально новые подходы, которых ранее в теории и практике не было, коренным образом отличающиеся от традиционных представлений в данной области науки и практики.

Широтой, глубиной и объемом внедрения результатов исследования в практику определяется их научная новизна, теоретическая и практическая ценность.

Обратимся теперь к наиболее общим положениям и рекомендациям, относящимся к завершающей стадии исследовательской работы — к истолкованию, интерпретации, апробации, литературному оформлению результатов исследования. Рассмотрим виды и способы апробации, соотношение логики исследования и логики изложения, виды (жанры) изложения, некоторые вопросы стиля изложения результатов исследовательского поиска.

ГЛАВА ИНТЕПРЕТАЦИЯ, АПРОБАЦИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1.1. Интерпретация результатов исследования

Заключительный этап исследования связан с систематизацией результатов, их интерпретацией и изложением научных результатов.

Систематизация результатов заключается в их представлении в виде упорядоченной взаимосвязанной структуры, элементы которой могут соответствовать поставленным в исследовании задачам или представлениям о логичной структуре, отраженной в логической схеме, объекте исследования или его, так называемой понятийной матрице (перечень и соподчиненность понятий, раскрывающих тему). Систематически представленные результаты должны быть корректно интерпретированы. [14, с. 36].

Интерпретация в науке – толкование, раскрытие смысла, разъяснение; в искусстве – творческое исполнение художественного произведения, авторская трактовка текста или сценария.

Особая роль в интерпретации четко зафиксированных явлений принадлежит статистическим методам.

В задачи интерпретации входит выявление объективного значения полученных результатов для теории и практики обучения и воспитания, степени их новизны и предполагаемой эффективности в использовании, а также выявление смысла, то есть значения для самого исследователя или заинтересованного в результатах исследования круга лиц.

1.2. Апробация работы

Апробация может проходить в форме публичных докладов, обсуждений, дискуссий, а также в форме рецензирования (устного или письменного) представленных работ. Официальная апробация выполненных работ часто связана с их публичной защитой (защита проекта, отчета, курсовой или выпускной работы, диссертации), неофициальная апробация – беседы, споры со специалистами и коллегами. Для апробации должен быть представлен хотя бы в первом варианте текст доклада, отчета, проекта, диссертации и т.д.

Апробация включает: осмысление и учет возникающих вопросов; позитивных и негативных оценок; возражений и советов.

Она стимулирует: доработку, более глубокое и аргументированное обоснование, пересмотр ряда положений исследования и способов доказательства; помогает либо утвердиться в признании истинности защищаемых положений; либо скорректировать или пересмотреть их.

Следует очень внимательно и благожелательно принимать все оценки, советы, рекомендации и соратников, и оппонентов, в том числе и критические. Однако реализовать следует те из них, которые помогают углубить исследование, повысить его корректность и доказательность, которые не противоречат принятой концепции и не сделают работу эклектичной. Желание же угодить всем, отреагировать на каждое замечание может значительно ухудшить или даже разрушить изложение результатов.

1.3. Оформление результатов поиска

Как указывают авторы [2, с. 167], второе рождение научного результата связано с таким его изложением, которое позволяет правильно оценить, вскрыть значение и перспективы его использования на практике. В числе требований к содержанию описания полученных научных результатов принято выделять следующее:

1) концептуальную направленность, определяемую системой исходных положений и ведущих идей, которые могут служить основой объяснения и преобразования действительности;

2) сущностный анализ и обобщение призванные обеспечить глубокое изучение научных факторов с тем, чтобы не остаться на поверхности явлений, не ограничиваться простой констатацией, приходить к выяснению причин, факторов и перспектив развития объекта исследования;

3) аспектную определенность, предполагающую рассмотрение проблемы, изложение теоретических и экспериментальных результатов с определенной точки зрения;

4) сочетание широкого социального контекста рассмотрения с индивидуально-личностным, обусловленное природой воспитания, сочетающего процессы социализации и индивидуализации;

5) четкое выделение нового знания, найденного в исследовательском поиске и авторской позиции, где под новым знанием можно понимать не только действительно оригинальные результаты, но и формы, организационные структуры, способы адаптации известных подходов к специфическим условиям или модернизированные методики;

6) сочетание однозначности и вариативности ведущих концептуальных положений;

7) конструктивность рекомендаций, которые являются результатом научной работы;

8) определенность и однозначность понятийно-терминологического аппарата.

Для обеспечения выполнения последнего требования можно рекомендовать общие логические правила научного изложения:

1. основные понятия и утверждения должны быть явно определены независимо от значения их читателем, собеседником или оппонентом;

2. при оценке истинности суждений следует пользоваться только определениями, которые дал тот, кто их предложил, не подменять их своими представлениями;

3. явное определение не принимается, если оно не согласуется с контекстом;

4. выбор подходящего определения опирается на специфику задачи, которая решается с помощью данного определения.

По мнению В.И. Загвязинского и Р.Атаханова, не всегда удается достичь высокого уровня изложения путем простого последовательного описания хода работы и ее результатов. Возможны три основных методических варианта изложения: [2, с. 171]

1. воспроизведение основных этапов логики проведенного поиска;

2. воспроизведение генезиса (истории происхождения) объекта исследования;

3. теоретическое воссоздание объекта и предмета исследования.

В первом варианте изложение воспроизводит логику исследования, но без деталей, высвечивая все самое существенное для понимания особенностей процесса поиска и его результатов.

Изложение может начинаться и с исходных положений, с воспроизведения истории развития, происхождения, структуры и функций изучаемых процессов (второй вариант). Третий вариант предполагает использование теоретического исходного положения, вокруг которого выстраивается вся система изложения.

Итак, мы можем отметить, что любой вид более или менее развернутого изложения результатов работы содержит шесть основных частей: введение, теоретическое обоснование, описание опытно-экспериментальной работы и передового опыта, их анализ и выводы, заключение и библиографию. Нередко справочный материал, таблицы, схемы, графики выносятся в приложение, чтобы не загромождать основной текст.

Введение содержит обоснование актуальности и проблемности выбранной темы, определение объекта и предмета, структуры и методов исследования, указывает, в чем новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

Теоретическое обоснование включает анализ литературы и других источников по интересующей проблеме, изложение теоретических концепций (философских, социологических, педагогических, психологических, медицинских), составляющих теоретический базис исследования, анализ существующей практики, а также историю вопроса (если эти элементы даются в сжатом виде, они могут быть включены и во введение). В этой же части излагаются основные постулаты и гипотезы, обосновываются логика и условия поиска. Далее следует описание опытной и экспериментальной работы, их анализ и обобщение.

Заключение содержит выводы, в нем формулируется то новое, что внес исследователь или исследовательский коллектив в теорию, практические советы и рекомендации, указываются ведущие направления дальнейшей разработки проблемы.

Библиография (список литературы) содержит перечень использованных литературных и рукописных источников, материалов на электронных носителях, располагаемых последовательно по алфавиту. Наименования и полные выходные данные всех упоминаемых источников приводятся в соответствии с ГОСТом.

При составлении плана изложения важно учесть следующее. Название глав (разделов) должно соответствовать названию темы и не выходить за ее рамки. В то же время содержание глав (разделов) должно исчерпывать тему. Те же требования относятся к названию и содержанию параграфов внутри каждой главы.

Читайте также: