Доклад государственная политика на муниципальном уровне

Обновлено: 05.07.2024

Социальная политика – одно из важнейших направлений политики, осуществляемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. На каждом уровне выполняются задачи и реализуются соответствующие функции. Большой интерес представляет исследование проведения социальной политики муниципалитетами. В статье дана оценка роли органов мeстнoгo caмoyпpaвлeния в прoвeдeнии сoциальной пoлитики пo oснoвным нaпрaвлeниям ее рeaлизaции нa примeрe кoнкрeтнoгo муниципaльного oбрaзoвaния. Показано разграничение полномочий между разными уровнями власти в области социальной политики. Задачей органов местного самоуправления является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, oбеспечивающих услoвия жизни челoвека и его вoспроизводствo – социальная поддержка многодетных, организация опеки и попечительства над несовершеннолетними, предоставление льгот отдельным категориям граждан на получение услуг и обслуживание в муниципальных учреждениях социальной сферы. Необхoдимо учитывать специфику местнoго населения и тип муниципального хозяйства при разработке и проведении мероприятий в сфере муниципальной социальной политики. В результате проведенного исследования выявлены проблемы, возникающие в процессе реализации муниципальной политики (неполная информация, условия несоответствующие людям с ограниченными возможностями, недостаточное количество школ, специалистов медицинского профиля и др.), и предложены рекомендации по их устранению.


4. Домнина И. Система социальной поддержки населения: уроки кризиса и региональный опыт // Вопросы экономики. 2014. № 12. С. 29-34

Конституция определяет Российскую Федерацию, как социальное государство, политика которого ориентирована на формирование условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и гражданина [1]. В России на законодательном уровне закреплены охрана труда и здоровья людей, установлен минимальный размер заработной платы, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, пенсионное обеспечение граждан, социальное обеспечение. Социальная политика представляет собой взаимоотношения между социальными группами, обществом и его членами, связанных с переменами в социальной структуре, подъемом благополучия и благосостояния людей, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей [2, с. 40].

Проводиться социальная политика может как на общегосударственном, региональном, так и на местном уровне. На федеральном уровне осуществляется разработка нормативной правовой базы, формирование системы взаимоотношений между субъектами разного уровня, а также утверждается расходная часть бюджета, необходимая для реализации социальной политики [3, с. 168]. На уровне региональной социальной политики решаются задачи обеспечения комплексного, сбалансированного развития территории, конкретизируются и дополняются положения федеральных решений. На местном уровне конкретизируются способы, методы, механизмы достижения целей, которые определены в рамках федеральной и региональной социальной политики.

Один из самых важных механизмов реализации социальной политики государства – система минимальных социальных стандартов, который представляет собой минимально необходимый уровень удовлетворения социальных потребностей населения [3, с. 167]. Примерами могут служить: минимальный уровень социальных выплат, минимальный уровень оплаты труда, нормативная обеспеченность жилой площадью, стандарты образования, предельная доля оплаты жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, перечень лечебно-профилактических услуг, оказываемых за счет бюджетных средств. Минимальные стандарты определяют пороговые значения социальных благ, ниже которых их опускать невозможно.

Особого внимания заслуживает исследование проведения социальной политики муниципалитетами. Причиной этому служит тот факт, что по месту жительства человек трудоустроен, получает зарплату или пособие по безработице, различные социальные выплаты, медицинскую помощь и образование. Социальная политика муниципалитета неразрывно связана с государственной социальной политикой, поэтому ее реализация протекает в контексте социальной политики страны, дополняет и конкретизирует отдельные ее направления [4, с. 29-34].

Органы местного самоуправления могут предоставлять отдельным категориям граждан льготы на получение услуг и обслуживание в муниципальных учреждениях социальной сферы, социально-бытовой направленности.

Органы местного самоуправления реализуют социальную политику по следующим направлениям:

– создание условий для деятельности учреждений культуры и досуга в муниципальном образовании, содержание муниципальных учреждений культуры и мест массового отдыха, сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

– содействие обеспечению граждан жильем через создание условий для жилищного строительства и прямое обеспечение жилыми помещениями малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

– организация муниципальной системы здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

– организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

– создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании, содержание муниципальных физкультурно-спортивных сооружений [6, с. 26-29].

При разработке программы мероприятий в сфере муниципальной социальной политики необходимо учитывать тип данного муниципального образования и специфику местного населения. Такая разработка осуществляется и реализуется органами местного самоуправления с привлечением широких слоев общественности

Анализ реализации социальной политики был проведен на примере Промышленновского муниципального района Кемеровской области. В состав района входит 1 городское поселение, 10 сельских поселений, 59 населенных пунктов. Численность составляет 48, 4 тысячи человек [7].

Одним из важнейших условий осуществления муниципальной политики является финансирование. Так, например, финансирование деятельности управления образования осуществляется за счет средств бюджета Промышленновского муниципального района: 2015 г. – 680594 тыс. руб., 2016 – 688299 тыс. руб., 2017 – 684611 тыс. руб., 2018 – 554091 тыс. руб., 2019 – 554048 тыс. руб. [6]. Финансирование деятельности управления культуры, молодежной политики осуществляется за счет средств, выделяемых из местного бюджета: 2015 – 505 тыс. руб., 2016 – 340 тыс. руб., 2017 – 484 тыс. руб., 2018 – 80 тыс. руб., 2019 – 80 тыс. руб. [8].

Каждый год увеличивается численность населения пенсионного возраста, на 2017 год их доля в общей численности населения составила 27,4 %. Вместе с этим растет число пожилых, чья пенсия ниже прожиточного минимума, это связано с изменением размера прожиточного минимума для пенсионеров с 7179 рублей до 7267 рублей.

Единовременное пособие при рождении ребенка за 2017 год получили 192 семьи на 194 ребенка. Многодетные семьи получают льготы по оплате коммунальных услуг. Дети из многодетных семей, помимо бесплатного проезда в общественном транспорте, получают бесплатное питание в школах. 889 многодетных семьей получают 1000 рублей ежемесячно.

Проведенный анализ реализации социальной политики муниципального образования Промышленновский муниципальный район позволил выделить ее следующие проблемы:

1. Неполная информированность населения о своих правах на получение социальной помощи. На сайте УСЗН Промышленновского муниципального района не представлен полный список социальной поддержки, которыми может воспользоваться человек. Следует создать дополнительный раздел на сайте, где можно будет увидеть весь перечень услуг, с подробным описанием порядка их предоставления.

2. Несоответствующие условия для людей с ограниченными возможностями. Ежегодно выделяются средства на создание благоприятной среды для инвалидов, но результаты неудовлетворительные, не все учреждения и организации оборудованы пандусами и перилами. Данная проблема может быть решена за счет средств местного бюджета и привлечения владельцев предприятий и организаций к установке пандусов, вывесок со шрифтом Брайля, установке подъемных устройств, кнопок вызова персонала.

3. Недостаточное количество школ. На весь муниципальный район приходится 7 средних общеобразовательных школ и 8 основных общеобразовательных, из-за чего школьники должны ездить на учебы в другие населенные пункты. Требуется открытие новой школы и модернизация имеющихся школ.

4. Неоперативное оказание первой медицинской помощи, отсутствие специалистов. Имеющееся число бригад не в состоянии оперативно приехать на вызов в удаленные населенные пункты из районного центра. Время ожидания приезда кареты скорой помощи достигает более часа. Также недостаточное число специалистов в районной больнице, в которой вынуждено обслуживаться всё население муниципального района. При отсутствии какого-либо специалиста трудно найти замену. Данную ситуацию могут изменить целевые направления в медицинские ВУЗы для учеников муниципального образования.

В результате анализа социальной политики Промышленновского муниципального района было выявлено, что ее главной целью является повышение уровня и качества жизни населения с учетом адресного подхода, на улучшение положения тех, кто в силу разных обстоятельств больше всего нуждается в поддержке и помощи, воспитывает детей, имеет заслуги перед государством и обществом.


This article is devoted to topical issues of implementation of the state policy of employment at the municipal level. Conducted research tion suggests that in crisis conditions the state has a special interest in conducting effective employment policy and the local government is one of the connecting links of this mechanism.

Key words: employment, unemployment, management, level, policy, government, mechanism, work.

Государственная политика занятости населения — это весь комплекс мер воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого члена этого общества. Государственная политика занятости населения имеет несколько уровней реализации:

Государственная политика в области содействия занятости населению в РФ направлена, прежде всего на:

– предупреждение массовой безработицы и сокращение длительной безработицы;

– обеспечение всем гражданам равной возможности независимо от критериев (возраст, пол) в реализации права на свободный выбор занятости и добровольный труд;

– проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы и особо нуждающихся в социальной защите, обеспечение социальной защиты населения в области занятости;

– сочетание принципа самостоятельности органов власти субъекта Российской Федерации, органов местной власти в реализации политики занятости населения;

– создание условий, которые обеспечивают свободное развитие человека и достойную жизнь;

– развитие трудовых ресурсов для экономики;

– поддержка предпринимательской и трудовой инициативы граждан, которая осуществляется в рамках законна, содействие развитию способностей к творческому и более производительному труду;

– поощрение работодателей, которые создают новые рабочие места и сохраняют действующие, прежде всего для людей, которые особо испытывающих трудности в поиске работы и нуждаются в социальной защите;

– координация деятельности органов государственной власти, представительных органов работников и работодателей в разработке, профессиональных союзов, реализация мер по обеспечению занятости всего населения;

– координация деятельности в области занятости населения с деятельностью с другими направлениями социальной и экономической политики власти [2].

Проведение активной политики занятости государства может осуществляться путем реализации и разработки федеральных и региональных программ занятости населения, которые формируются исходя из сложившейся ситуации на рынке труда и скорректированного прогноза его развития.

Важной формой реализации политики государства в области занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (районные, городские) программы. Механизм реализации государственной политики занятости включает координацию деятельности различных органов власти, а также привлечение финансовых, кадровых, материальных ресурсов.

Исполнение и организация программ занятости лежит прежде всего на органах государственной власти и включает работу как с работодателями и наемными работниками.

Урегулирование интересов между наемными работодателями и работниками осуществляется при участии органов государства на основании социального партнерства [3].

В России на муниципальном уровне реализация государственной политики в области занятости возложена на глав и заместителей глав администраций органов местного самоуправления и городских округов.

Многие органы местного самоуправления в России реализуют и разрабатывают программы поддержки малого бизнеса, молодежного предпринимательства, программы занятости граждан города, взаимодействуют с центрами занятости населения и частными рекрутинговыми агентствами.

Органы местной власти в области занятости решают следующие задачи:

– контроль и координация деятельности управляющих структур муниципального образования, общественных и других организаций, предприятий, создание муниципального центра занятости населения;

– реализация и разработка системы экономических механизмов, в регуляции вопросов местного рынка труда, занятости и трудовых отношений;

– создание городского учебно-методического центра профессиональной подготовки трудоспособного населения по тем профессиям, которые наиболее пользуются спросом на рынке;

– создание муниципальной службы профориентации выпускников учебных заведений среднего и начального профессионального образования, школ;

– оказание всего спектра информационной поддержки безработным;

– формирование заказа на общественные работы на территории города;

– создание центра социально-психологической адаптации безработных граждан;

– формирование банка вакансий временных и сезонных рабочих мест на уровне муниципалитета;

– организация бизнеса-инкубатора для начинающих предпринимателей на уровне муниципалитета;

– проведение и организация мониторинговых исследований рынка труда с целью его прогнозирования профессионально-квалификационной и отраслевой структуры спроса на рабочую силу;

– образование попечительского совета для содействия в трудоустройстве выпускников профессиональных учебных заведений и школ на уровне муниципалитета [4].

На весь спектр оказываемых услуг по реализации политики занятости государства, гражданам влияют финансовые возможности того или иного муниципального образования.

Но наиболее приоритетными направлениями политики содействия занятости граждан РФ на уровне муниципалитетов должны стать:

– оказание адресной психологической и материальной поддержки лицам, которые нуждаются в социальной защите;

– повышение конкурентоспособности работников (организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки занятого населения данного муниципалитета);

– развитие совсем новых форм взаимодействия с работодателями [5].

В Находкинском городском округе политика регулирования занятости населения реализуется по следующим основным направлениям:

– привлечение граждан на оплачиваемые общественные работы;

– временное трудоустройство людей, которые испытывают трудности в выборе и поиске работы;

– трудоустройство граждан, находящихся на инвалидности, но способных к работе;

– временная занятость детей на летних каникулах;

– профессиональное обучение и профориентация;

– поддержка малого предпринимательства и самозанятости;

– временное трудоустройство выпускников средних специальных и начальных учебных заведений в возрасте от 18 до 20 лет, которые ищут работу впервые;

– оказание психологической поддержки [1].

В практике Находкинского городского округа существует несколько хорошо зарекомендовавших себя форм содействия занятости населения. Например, ярмарка вакансий, где все посетители могут получить информацию из банка вакансий, получить консультацию по вопросам применения трудового законодательства и выбрать учебное учреждение для прохождения профессиональной переподготовки.

Весьма важным и эффективным механизмом содействия занятости граждан на местном уровне является организация общественных работ, когда оплачиваются общедоступные виды трудовой деятельности и не требующие предварительной профессиональной подготовки людей, которые организуются для реализации временной занятости безработных.

Новой формой содействия занятости граждан муниципалитета является клуб ищущих работу. В таком клубе всем гражданам оказывают помощь по поиску новой работы, приобретении навыков в поиске, снижение психологической нагрузки на безработного, приобретение необходимых правовых знаний.

Для развития предпринимательской инициативы безработных граждан организовывается бизнес-инкубатор — коллективный офис для начинающих предпринимателей на уровне муниципалитета [2].

Очень важна помощь в трудоустройстве тем, кто особо нуждается в защите, инвалиды, лица, уволенные из рядов российской армии и члены их семей молодежь. Механизмом содействия трудоустройства данным группам граждан являются закон о квотировании рабочих мест иностранных граждан [3].

Таким образом, в целях повышения уровня и качества жизни населения основные усилия органов местной власти должны быть направлены на создание эффективных условий реализации занятости граждан, создание баланса спроса и предложения трудовой силы, в том числе, основанного на повышении конкурентоспособности и качества трудового потенциала того или иного муниципального образования.

1 Низова Л. М. Правовое регулирование занятости населения/ Л. М. Низова // Трудовое право. — 2015. — № 1. — С.40–41.

2 Долгова А. Полная и эффективная занятость молодежи/ А. Долгова, И. Жукова // Человек и труд.-2015.-№ 8.-С.38–41

3 Петров А. Занятость и трудоустройство- комплексный институт российского права и некоторые новации в его регулировании. // Вопросы трудового права. — 2015. — № 11. –С.15–19.

4 Сабченко О. В. Некоторые проблемы занятости в рамках социальной функции трудового права //Право и государства. Теория и практика. — 2015. — № 9 –С.77–79.

5 Костин Л. А.,Рынок туда и теория занятости: учебное пособие /Л. А. Костин. — М.: АТиСО, 2013. — 424 с.

Основные термины (генерируются автоматически): область занятости, уровень муниципалитета, местная власть, муниципальное образование, поиск работы, работа, социальная защита, государственная власть, государственная политика, Находкинский городской округ.

Гост

ГОСТ

Муниципальная социальная политика: сущность понятия

Муниципальная социальная политика государства базируется на конституционном определении страны как социального государства, чьи действия направлены на создание достойной жизни для полноценного и свободного развитиячеловека в обществе.

Среди основных задач социального государства можно выделить следующие: охрана труда и здоровья граждан; установление минимальной заработной платы и обеспечение прожиточного минимума; финансовая и моральная поддержка государством инвалидов; поддержка материнского капитала, детства, отцовства и пожилых людей; развитие системы социальных служб; регулярное обеспечение государственных пенсий гражданам, достигшим пенсионного возраста; предоставление социальной защищенности каждого гражданина и другие гарантии защиты.

Конституция социального государства гарантирует предоставление необходимой поддержке человеку в случае серьезных заболеваний, инвалидности, утрате кормильца, либо любых других обстоятельств, ограничивающих человека в полной жизнедеятельности.

Понятие муниципальная социальная политика подразумевает комплекс различных целей и задач, которые направлены на поддержку и развитие социальных услуг населения.

Сфера развития данных услуг основополагается на муниципальном образовании. Для обеспечения максимальной эффективности муниципальной политики государство активно взаимодействует с органами власти, включая, в первую очередь, власти субъектов. Таким образом происходит обеспечение необходимых полномочий (как собственных, так и государственных) для государственного и местного управления.

В государстве социальная политика это средства, цели и принципы, которые обеспечивают необходимое положение для всех слоев общества, существующих в данном государстве.

Готовые работы на аналогичную тему

Положение может классифицироваться по интересам, вероисповеданиям, занятости и культурным предпочтением разных социальных групп. Интересы как общей соц группы, так и отдельного индивидуума учитываются и осуществляются посредством проводимой социальной политики таким образом, чтобы стереть, либо минимизировать существующие противоречия между субъектами в обществе. Необходимо разделять интересы субъективные и общественные, устранять возможные несоответствия и способствовать их активному взаимодействию. Для этого применяются различные механизмы реализации муниципальной политики.

Механизмы реализации социальной политики

Приоритетность цели плана социальной политики определяется ее актуальностью. Общественные проблемы и вопросы, которые требуют немедленного решения и вмешательства являются внеочередными и важнейшими целями. Реализация текущего плана проводится государственной и муниципальной социальной политикой посредством действий, направленных на урегулирования общих интересов. Для этого создаются программы, проводятся мероприятия государственными, местными, религиозными и общественными организациями.

На сегодняшний день главным и необходимым механизмом проводимой социальной политики считается минимальный государственный стандарт. Минимальный социальный стандарт подразумевает удовлетворительный уровень минимальных потребностей населения. Основу социальных потребностей человека составляют:

  • минимальная заработная плата;
  • минимальные социальные выплаты (включая пенсии и выплаты по инвалидности);
  • бесплатное среднее образование;
  • предоставление полного перечня лечебных и профилактических услуг;
  • социальная защищенность гражданина.

Минимум стандарт подразумевает определенный показатель, который не может опуститься ниже. Таким образом уровень социальных благ и уровень жизни своевременно повышаются. Минимальные стандарты необходимы для того чтобы государство могло гарантировать каждому человеку комплекс определенных услуг, которые предоставляются либо бесплатно, либо доступно для людей любой социальной прослойки.

Минимальные стандарты характеризуются социальными нормами.

Соц. нормы - это установки, которые характеризуются по возрасту, социальному статусу, территориальному признаку, признаку заболевания и т.д

Среди наиболее распространенных социальных норм можно выделить:

  • обеспечение населения социально-культурной сферой;
  • обеспечение необходимыми условиями школьные классы и группы в детских государственных учреждениях;
  • обеспечение населения социальными услугами;
  • оказание финансовой и кадровой помощи соц. учреждения.

Необходимость выполнения минимальных норм и стандартов в сфере обеспечения населения обусловлена гарантией государством социальной обеспеченности и свободы человека. Однако для полной реализации социального плана необходимы крупные финансовые вложения, взимаемые из бюджета.

Взаимодействие государственных органов в социальной сфере

Для качественного оказания социальных обещанных государством услуг необходима четкая структура взаимодействия и контроля между социальными субъектами. Таким образом, в государстве существует система самоуправления. Система самоуправления базируется на конституционных правах человека, обязана учитывать интересы каждого представляемого гражданина страны, сочетая личностные интересы с государственными.

Демократическое свободное государство заинтересовано в благосостоянии ее жителей, как в общественном, так и в индивидуальном смыслах. Гармонизация отношений между человеком и государством есть сложный процесс который осуществляется местными органами самоуправления. В основе этого процесса лежит человек, чьи права и свободы свято чтятся и соблюдаются в демократически развитом цивилизованном государстве.

Систему местного самоуправления следует понимать как неоднозначный многогранный социальный предмет, который характеризуется механизмами взаимоотношений между разными социальными группами и человеком, обществом и индивидом. Согласование и сочетание самых разных представителей соц. меньшинств - основополагающая задача в работе местного органа.

Государственная система - совокупность систем, в которые входят, как социально экономические, так и территориально политические органы управления. Механизм регулирования всех внутренних процессов и представляет важнейшую стратегическую задачу государства - обеспечение потребностей общества и предоставление каждому гражданину комплекс услуг социальной сферы.

Для создания работающего органа местного самоуправления государство нуждается в профессиональном институте, который будет функционировать и осуществлять взаимодействие общества и государства.

Социальная политика не может проводиться без активного вмешательства государства, без вмешательства местных государственных органов и органов самоуправления для сохранения и приумножения человеческих общих благ и благ отдельного индивидуума. Поэтому основной задачей системы местного самоуправления является обеспечение социального комфорта всем членам общества. Создание достойного уровня жизни и гарантия защищенности населения кладут основу всего социального института государства. Именно в этом социальный смысл, предназначение местного самоуправления в сегодняшних условиях.

Муниципальное образование, как управляемая система, может быть охарактеризована в содержательном срезе, т.е. в зависимости от социальных функций, выполняемых ее различными элементами. Критериями такого разграничения выступают, во-первых, цели и направления функционирования (деятельности) управляемых объектов; во-вторых, содержание их основной (главенствующей) по характеру деятельности; в-третьих, материальные, социальные и духовные результаты деятельности, посредством которых главным образом выражаются их общественные функции (значение для жизни людей), и, в-четвертых, преобладающие закономерности их функционирования и организационные формы.

В соответствии с основными сферами муниципального образования и указанными критериями управляемые объекты подразделяются на следующие видовые группы: экономические, социальные и духовные. В известном смысле управляемыми являются и политические объекты, но тут существуют свои тонкости, поскольку политические отношения, явления и процессы выступают, с одной стороны, управляемыми, в нашем случае органами местного самоуправления, а с другой – управляющими самими этими местными органами власти.

Сущность муниципального управления раскрывается и реализуется во взаимодействии органов местного самоуправления с населением, в том, что и как они делают по упорядочению и совершенствованию частной, коллективной и общественной деятельности людей.

Концентрированное выражение “сущности муниципального управления” содержится в проводимой ОМС политике – совокупности целей и задач, практически реализуемых органами местного самоуправления, и средств используемых при этом.

Средства реализации муниципальной политики бывают самые разнообразные: от многообразия собственности до воспитания подрастающего поколения.

Смысл муниципальной политики заключается в совершенствовании материального и духовного производства и социальных условий жизни населения на базе современных технологий и взаимовыгодного разделения труда с другими муниципальными образованиями и государственными органами.

Основу муниципальной политики составляют стратегические ориентиры.

Муниципальная политика – это искусство управления муниципальным образованием, ведение муниципальных дел, содержание деятельности муниципальных органов власти. Всякие элементы муниципального управления приобретают политический характер, если затрагивают интересы социальных групп, классов, широких слоев населения.

Муниципальная политика всегда отражает определенные интересы, прежде всего социально-экономические, она вытекает из экономического состояния муниципального образования и является эффективной, если соответствует потребностям развития.

Основные направления муниципальной политики определяются в местном бюджете.

Название работы: Основы государственной и муниципальной социальной политики

Предметная область: Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Описание: Одной из главных задач органов местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики. Муниципальная социальная политика это система целей задач и механизмов их реализации направленных на обеспечение населения социальными услугами на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования.соцполитику реализуются как собственные полномочия МС так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере.

Дата добавления: 2015-02-18

Размер файла: 46.75 KB

Работу скачали: 30 чел.

Основы государственной и муниципальной социальной политики.

Одной из главных задач органов местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики.

Муниципальная социальная политика — это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования.

Муниц.соцполитика строится в русле соцполитики государства и во взаимодействии с ОГВ, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниц.соцполитику реализуются как собственные полномочия МС, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере.

Основы государственной социальной политики. Социальная политика государства представляет собой систему принципов, целей, задач и средств, обеспечивающих такое социально приемлемое и допустимое материальное, политическое, культурное положение социальных групп и слоев населения, при котором они могут реализовать личные интересы и различными видами деятельности способствовать собственному развитию и развитию общества в целом.

Социальная политика осуществляется через интересы людей и выступает как управление интересами. Она призвана устранять противоречия между несовпадающими интересами различных субъектов, между текущими и перспективными интересами общества.

Социальная сфера в широком смысле состоит из основных компонентов :

*Занятость, условия труда и отдыха; Уровень материального благосостояния;

*Обеспечение жильем и бытовые условия;

*Условия воспитания, образования и здравоохранения;

*Возможности освоения духовных ценностей;

*Доступность участия в управлении общественными делами.

Важнейшими задачами государственной социальной политики являются обеспечение целостности сообщества, его устойчивости, возможности динамичного развития, недопущение социальных конфликтов. Управление социальной сферой осуществляется на всех уровнях публичной власти: федеральном, региональном и муниципальном. Функции каждого уровня определяются в соответствии с законодательно разграниченными полномочиями.

Социальная политика в современной России. Социальная политика в РФ исходит из конституционного определения России как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Механизмы реализации социальной политики. Государственная и муниципальная социальная политика реализуется через социальное планирование и управление посредством системы социальных мероприятий и программ, проводимых федеральными, региональными и местными органами.

Важнейшим механизмом реализации социальной политики государства является система государственных минимальных социальных стандартов. Социальный стандарт — минимально необходимый уровень удовлетворения социальных потребностей населения.

Разграничение полномочий между уровнями власти в сфере социальной политики.

В задачи федерального уровня власти входят: установление основ гос.соцполитики, правовое регулирование отношений в социальной сфере, разработка федеральных программ социального развития страны, разработка и утверждение государственных минимальных социальных стандартов федерального уровня, обеспечение гос.гарантий их реализации.

Субъекты РФ разрабатывают основы региональной соцполитики с учетом исторических и культурных традиций территории; устанавливают региональные социальные стандарты и нормы, учитывающие государственные минимальные социальные стандарты; заботятся о сохранении и укреплении социальной инфраструктуры, находящейся в собственности субъектов РФ; организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников в области образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения; обеспечивают соблюдение законодательства РФ во всех сферах социальной политики.

Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в привязке к особенностям конкретных территорий. Задачей ОМС, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия для жизнедеятельности человека и его воспроизводства. На основе региональных норм и нормативов ОМС могут разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного МО. Компетенция МО разных типов в сфере СП определена ФЗ 2003 г. ОМС осуществляют также мероприятия и содержат организационные структуры по борьбе с наркоманией, с детской беспризорностью, содействуют организации занятости населения, участвуют в подготовке и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и работодателями на территории МО, в разрешении трудовых споров. Основные направления муниципальной СП:

*содействие занятости населения и обеспечению благоприятных условий труда на предприятиях, расположенных на территории МО;

*содействие обеспечению граждан жильем;

*участие в обеспечении социальной поддержки отдельных групп населения;

*организация муниципальной системы здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

*организация предоставления образовательных услуг, содержание и развитие муниципальных учреждений дошк., осн. общ. и проф.образования;

*создание условий для деятельности учреждений культуры и досуга в МО, содержание муниц-х учр-ний культуры и мест массового отдыха, сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

*создание условий для развития физической культуры и спорта в МО, содержание муниципальных физкультурно-спортивных сооружений;

Читайте также: