Традиционная правовая семья доклад

Обновлено: 28.04.2024

Правовая семья — одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования.

Каждая правовая система уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет, выяснив их сходства и различия, произвести типологию правовых систем. Таким образом формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями. Критериями являются:

· соотношение и использование источников права,

· роль суда в создании прецедентов,

· происхождение и развитие системы права.

Помимо исторического значения выделение позволяет ориентироваться в конкретных правовых явлениях, разумно использовать зарубежный опыт, улавливать и понимать общие тенденции правового развития человечества, обогащать свою правовую и политическую культуру.

Наиболее известной является классификация французского учёного Рене Давида [2] , в соответствии с которой выделяются:

· романо-германская правовая семья,

· англосаксонская правовая семья,

· религиозная правовая семья (мусульманская, иудейская и др.),

· социалистическая правовая семья,

· традиционная правовая семья,

· некоторые другие правовые семьи.

Традицио́нная правова́я семья́ (также семья́ традицио́нного пра́ва либо систе́ма обы́чного пра́ва) — правовая система, которая распространена в некоторых странах Африки, Азии, Австралии и Океании, где правовой обычайзанимает доминирующее место среди источников права и выполняет важную роль регулятора общественных отношений.

Традиционное право базируется на неписанной и давней традиции либо сложившейся в течение длительного времени системе обычаев, которые в силу стечения обстоятельств повторяются с определённой периодичностью и, в отношении которых по сложившимся устоям принято то или иное отношение и поведение (например, принести жертву, в том числе человеческую, для обильного урожая; прохождение специального обряда для лиц мужского пола, чтобы стать совершеннолетним, а значит воином; проведение определённых ритуальных мероприятий, празднеств по случаю того или иного события и др.).

В чистом виде семья традиционного права не существует ни в одном государстве мира, в своём первозданном виде она существовала в первобытном обществе. Так или иначе традиционное (обычное) право занимает в каждом конкретном государстве свою нишу, а именно регион действия и круг лиц, на которых распространяется. На сегодняшний день наличие черт традиционного права, смешанного с иными правовыми системами, существует среди социальных групп и племён, живущих в некоторых странах Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, которые сохранили патриархальный и доисторический жизненный уклад.

В зависимости от географического критерия семья традиционного права бывает:

· Континентальная (Африка, Азия);

· Островная (Австралия, Океания: обычное право народов Полинезии, Меланезии и Микронезии).

Таким образом, островной регион Тихого океана является единственным водным регионом, где действует обычное право. На островах ни в акватории Атлантического океана, ни в акватории Индийского океана обычное право не действует (за исключением Мадагаскара).

В данной правовой системе отсутствует понятие и понимание права в представлении цивилизованных обществ. Не существует чётко выраженной власти, отсутствует как таковая юридическая профессия, так и само понятие юридической науки (как и науки вообще). Не существует и письменности, способной фиксировать нормы поведения (нормы права). Экономика в части данных социумов основана на собирательстве и натуральном обмене, денежный эквивалент отсутствует либо его заменяют какие-либо предметы материального мира (например, ракушки, украшения, определённые животные и т. п.). Правосудие вершат, как правило, старейшины.

Обычаи и традиции, которые служат для данных социумов правом, основаны на практике поклонения явлениям природы, а также на одушевлении неживого мира и поклонении всевозможным идолам. Такие обычаи и традиции переходят из поколения в поколение посредством устной формы и исполняются в силу привычки.

Особенностью является то, что обычное право осуществляет регулирование как государственной, так и общественной жизни людей, главным образом за пределами городов. Моральные нормы либо бытовые правила и традиции, сложившиеся внутри родово-племенной общины, приобрели там характер правовых норм и обеспечиваются авторитетом лидеров, а также повиновением в силу уважения предков и верой в сверхъестественное. Нарушение обычая может повлечь негативную реакцию духов.

Обычное право влияет на формирование местной власти, регулирует брачно-семейные отношения, вопросы землевладения,собственности и наследования, определяет порядок и организацию правосудия внутри общины. Государственные органы, как правило, признают и принимают во внимание решения племенных общин, основанных на обычном праве. Например, в ЮАР государственный суд при рассмотрения дела учитывает ранее вынесенное решение племенного суда [2] .

Система обычного права подразделяется на две большие группы:

· Традиционная правовая система, состоящая исключительно из обычного права. Распространена среди племён, живущих в труднодоступных местностях экваториальной Африки, на Папуа-Новой Гвинее и ряде небольших тихоокеанских островов.

· Традиционная правовая система, в которой обычное право смешано с религиозными догмами либо философскими учениями, привнесёнными извне. Является смешанной правовой системой, которая в определённой степени эволюционирует к цивилизованному образу жизни. Распространена среди большей части племён в странах Африки, Азии (Индия, Бангладеш), Австралии и Океании.

Существует также ряд государств с так называемым сложно-смешанным правовым режимом, например, Индия, где мусульманское право одновременно действует и в качестве религиозного права, и в качестве обычного права.

Семья традиционного права наиболее архаичная из существующих правовых систем. Главная особенность данной семьи в том, что основным источником права является обычай (традиция).

Подобные правовые системы сохранились в ряде государств Африки; на территории проживания находящихся в догосударственном состоянии племен Южной Америки; Индонезии и Папуа-Новой Гвинеи; на островах Океании.

2. Также к особенностям данной правовой семьи можно отнести следующее:

•неписаный (некодифицированный) характер права;

• основу обычаев составляют моральные, философские, юридические нормы, а также мифология;

• сосуществование отдельно друг от друга "цивилизованной" правовой системы и традиционной (Индонезия, Бразилия), признание государством за племенами, не интегрированными в государственную жизнь, права творить правосудие, опираясь на свои обычаи;

• регулирование обычаями, как правило, поведение коллектива, а не отдельного индивидуума;

• коллективная ответственность группы (племени, семьи) за правонарушение, совершенное ее членом;

• осуществление правосудия непосредственно потерпевшим либо мудрецами, жрецами, вождями;

• архаичность многих обычаев;

• уклон в сторону примирения, а не наказания при незначительных правонарушениях;

• месть при тяжком преступлении ("око за око, зуб за зуб, кровь за кровь").


Традицио́нная правова́я семья́ (также семья́ традицио́нного пра́ва либо систе́ма обы́чного пра́ва) — правовая система, которая распространена в некоторых странах Африки, Азии, Австралии и Океании, где правовой обычай занимает доминирующее место среди источников права и выполняет важную роль регулятора общественных отношений.

Традиционное право базируется на неписанной и давней традиции либо сложившемся в течение длительного времени обычае, которые в силу стечения обстоятельств повторяются с определённой периодичностью и, в отношении которых по сложившимся устоям принято то или иное отношение и поведение (например, принести жертву, в том числе человеческую, для обильного урожая; прохождение специального обряда для лиц мужского пола, чтобы стать совершеннолетним, а значит воином; проведение определённых ритуальных мероприятий, празднеств по случаю того или иного события и др.).

Впервые о существовании самостоятельной семьи традиционного права стал говорить основатель науки юридическая география мира Джон Вигмор [1] , несколькими десятилетиями позднее Рене Давид более детально рассмотрел и охарактеризовал данную правовую систему [2] .

Содержание

Распространение

В чистом виде семья традиционного права не существует ни в одном государстве мира, в своём первозданном виде она существовала в первобытном обществе. Так или иначе традиционное (обычное) право занимает в каждом конкретном государстве свою нишу, а именно регион действия и круг лиц на которых распространяется. На сегодняшний день наличие черт традиционного права смешанного с иными правовыми системами существует среди социальных групп и племён, живущих в некоторых странах Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, которые сохранили патриархальный и доисторический жизненный уклад.

В зависимости от географического критерия семья традиционного права бывает:

  • Континетальная (Африка, Азия);
  • Островная (Австралия, Океания: обычное право народов Полинезии, Меланезии и Микронезии).

Таким образом, островной регион Тихого океана является единственным водным регионом, где действует обычное право. На островах ни в акватории Атлантического океана, ни в акватории Индийского океана обычное право не действует (за исключением Мадагаскара).

Особенности

В данной правовой системе отсутствует понятие и понимание права в представлении цивилизованных обществ. Не существует чётко выраженной власти, отсутствует как таковая юридическая профессия, так и само понятие юридической науки (как и науки вообще). Не существует и письменности, способной фиксировать нормы поведения (нормы права). Экономика в части данных социумов основана на собирательстве и натуральном обмене, денежный эквивалент отсутствует либо его заменяют какие-либо предметы материального мира (например, ракушки, украшения, определённые животные и т. п.). Правосудие вершат, как правило, старейшины.



Обычаи и традиции, которые служат для данных социумов правом, основаны на практике поклонения явлениям природы, а также на одушевлении неживого мира и поклонении всевозможным идолам. Такие обычаи и традиции переходят из поколения в поколение посредством устной формы и исполняются в силу привычки.

Особенностью является то, что обычное право осуществляет регулирование как государственной, так и общественной жизни людей, главным образом за пределами городов. Моральные нормы либо бытовые правила и традиции, сложившиеся внутри родово-племенной общины, приобрели там характер правовых норм и обеспечиваются авторитетом лидеров, а также повиновением в силу уважения предков и верой в сверхъестественное. Нарушение обычая может повлечь негативную реакцию духов.

Обычное право влияет на формирование местной власти, регулирует брачно-семейные отношения, вопросы землевладения, собственности и наследования, определяет порядок и организацию правосудия внутри общины. Государственные органы, как правило, признают и принимают во внимание решения племенных общин, основанных на обычном праве. Например, в ЮАР государственный суд при рассмотрения дела учитывает ранее вынесенное решение племенного суда [3] .

Система обычного права подразделяется на две большие группы:

  • Традиционная правовая система, состоящая исключительно из обычного права. Распространена среди племён, живущих в труднодоступных местностях экваториальной Африки, на Папуа-Новой Гвинее и ряде небольших тихоокеанских островов.
  • Традиционная правовая система, в которой обычное право смешано с религиозными догмами либо философскими учениями, привнесёнными извне. Является смешанной правовой системой, которая в определённой степени эволюционирует к цивилизованному образу жизни. Распространена среди большей части племён в странах Африки, Азии (Индия, Бангладеш), Австралии и Океании.

Существует также ряд государств с так называемым сложно-смешанным правовым режимом, например, Индия, где мусульманское право одновременно действует и в качестве религиозного права, и в качестве обычного права.

В настоящий период времени во всем мире существует более двухсот пятидесяти государств. Все они используют право в качестве средства регулирования общественной жизни. Так, возникает вопрос – есть ли что-то общее между всеми данными национальными правовыми семьями?

На данный вопрос предоставляет ответ сравнительный анализ правовых семей различных государств. Право государств можно классифицировать по семьям, либо группам.

Правовые семьи – это группы национальных правовых систем, обладающих сходными технико-правовыми признаками, основным из которых выступает форма права.

Правовая семья – это комплекс согласованных, взаимосвязанных и взаимодействующих правовых средств, которые регулируют отношения в обществе, а также структурных элементов, которые характеризуют уровень юридического развития того либо другого государства.

По той причине, что правовых систем большое количество, предпочтительнее исследовать характерные признаки зарубежных правовых семей, применяя классификацию, которая получила самое большее распространение и признание на международной арене.

Речь идет о классификации Рене Давида, основанной на комбинации технико-правовых и идеологических признаков систематизации:

  • романо-германской,
  • англо-саксонской,
  • религиозная (арабская),
  • обычная правовая семья.

Романо-германская правовая семья

Романо-германская правовая семья представлена следующими странами: ФРГ, Франция, Италия, Испания, Турция, Япония, большинство стран Латинской Америки, Российская Федерация и др.

Исторические корни данной правовой семьи восходят к древнеримскому праву.

Ведущим источником романо-германского права является нормативно-правовой акт, а если говорить более точно – закон. Закон обладает несомненным приоритетом перед другими источниками. Система актов нормативного характера формирует основу правопорядка. Законодательство призвано регулировать все самые важные аспекты жизни.

Для романо-германской правовой семьи свойственны писаные конституции, имеющие высшую правовую силу. Нормы права в качестве общих моделей законного поведения формулируются органами исполнительной и законодательной властей. Вместе с тем удельный вес подзаконного и ведомственного нормотворчества очень велик. Суд не формирует права, он его лишь толкует и применяет.

Уже после, на правоприменителей, прежде всего суд, возлагается обязанность реализации данных общих норм права в конкретных административных и судебных решениях, что в итоге обеспечивает единообразие административной и судебной практики в масштабе всей страны.

К основным достоинствам романо-германской правовой семьи необходимо отнести четко систематизированную, непротиворечивую структуру законодательства.

К главным недостаткам – наличие пробелов и определенную оторванность от реальной жизни, так как законотворчество в объективной форме не может установить все преобразований и нюансы социальных отношений, не всегда поспевает за данными преобразованиями

Англо-саксонская правовая семья

К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

Эта правовая семья характеризуется следующими особенностями:

  1. базовым правовым источником признается прецедент суда (нормы поведения, которые сформулированы в их решениях по определенному делу и распространяются на аналогичные дела);
  2. главная роль в правотворчестве принадлежит суду, которой по этой причине занимает особый статус в системе органов государства;
  3. на первом мете располагаются не обязанности, а человеческие права и свободы, которые защищаются, в первую очередь, в суде;
  4. основным значением, главным образом, обладает процессуальное право, которое по большей части регулирует материальное право;
  5. отсутствуют кодифицированные правовые отрасли;
  6. нет классического разделения на частное и публичное право;
  7. широкое развитие законодательства, а правовые обычаи являются дополнительными и вспомогательными источниками;
  8. правовые доктрины, обычно, имеют исключительно прикладной и прагматический характер.

Главная особенность данной правовой семьи заключается в том, под английской доктриной в качестве главного правового источника необходимо понимать не собственно правовую науку, теоретические идеи, представления, конструкции, а комментарии судов, описания прецедентной практики, предназначенные исполнять роль практического руководства для правоведов.

Религиозная правовая семья

К религиозным правовым семьям следует отнести: индусское право (индуизм), мусульманское право (ислам), еврейское право (иудаизм), а также традиционное право Японии и Китая, которое исходит из мировоззрения конфуцианства.

Для правовых семей на религиозной основе свойственно, что право здесь представляет из себя элемент универсальной и единой системы регулирования отношений в обществе. Понимание права в религиозных семья шире, нежели в светских. Право в них регулирует все стороны человеческой жизни, а не только правовые отношения. Наиболее важным источником религиозного права выступают священные писания и божественные откровения.

Семья обычного права

Под системой традиционного (обычного) права следует понимать существующую в государствах южной, экваториальной Африки и Мадагаскаре форму регулирования отношений в обществе, которое основывается на признании государством сформировавшихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных обычаев (норм).

Обычай, как правило, признается самым древним правовым источником, известным всем правовым семьям, однако если в государствах англосаксонского и романо-германского права он исполняет только второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важнейшим регулятором отношений в обществе, в особенности за пределами городов.

Традиционное право широко распространено в государствах Дальнего Востока, Океании, Африки. При всех отличиях в исторических особенностям формирования и развития их сближает отрицание западной идеи права, исследование права как вспомогательного компонента регуляции отношений в обществе.

естественное и сверхъестественное, т.е. поведение человека и явления природы, взаимосвязаны.

Другая особенность африканского обычного права состоит в том, что это право групп, сообществ,

а не право индивидов, не субъективные права отдельной личности. Поэтому в африканской среде

справедливым считается то, что способствует сплочению группы, восстанавливает согласие и

взаимоотношения между ее членами. Отсюда еще одна особенность обычного права -идея

примирения сторон, заинтересованных лиц. И если суд европейского типа устанавливал право

какого-либо индивида на что-либо, последний не мог им воспользоваться, так как для него было

важнее сохранить сплоченность той группы, к которой он принадлежал.

В соответствии с африканским обычным правом брачный договор есть соглашение двух семейных

групп, а не союз двух людей, следовательно, и развод возможен только с согласия семей. Право

собственности на землю принадлежит всей социальной группе, и по наследству имущество

переходит не к отдельному лицу, а к семье или иной группе. Поэтому идея о том, что индивид

может быть собственником земли, противоречит существующим обычаям.

Компенсация ущерба, причиненного одному из членов клана, выплачивается всей семье или иной

Таким образом, в обычном праве регулирование сводится преимущественно к сфере частного

права -семейных отношений, обязательств гражданского характера, наследования, отношений

В результате колонизации Африки возникла дуалистическая система права, включающая в себя

право метрополии и обычное право. Метрополии прежде всего стремились запретить некоторые

варварские обычаи, а также регулировали административные отношения, ввели уголовное и

торговое право. Произошла реформа судов, наряду с европейскими судами действовали и

туземные суды, которые разбирали споры на основе обычного права. После обретения

африканскими странами независимости существование в одном государстве двух видов юстиции

оказалось неприемлемым. Поэтому в одних государствах туземные суды были упразднены

(Сенегал, Мали, Бурунди), в других -временно сохранены, но в большинстве государств суды

обычного права не существуют. Некоторые страны приняли решение о кодификации обычаев

(Мадагаскар, Сенегал, Танганьика, Нигерия). Но и само обычное право переживает эволюцию,

поскольку было направлено на обслуживание замкнутых сообществ. Широкие же международные

связи, реалии рыночной экономики, появление рынка рабочей силы, распространение

просвещения, возросшие возможности коммуникации, контакты с европейцами создают

предпосылки для трансформации африканского обычного права и кардинальных реформ

национальных правовых систем.

Дальневосточная правовая семья включает Китай, Японию, Гонконг, Индонезию, Корею и др.

Для данной правовой семьи характерно, во-первых, отрицательное отношение к праву вообще.

Японцы, например, традиционно отождествляют право исключительно с уголовным

законодательством, которое у них ассоциируется с тюрьмой. Во-вторых, в дальневосточных

обществах господствует идея примирения, добровольного соглашения сторон спора, т.е.

конфликты предпочитают решать внесудебным путем. Но при решении споров в суде они чаще

всего завершаются примирением участников спора. В суд обращаются после того, как исчерпаны




все другие способы разрешения конфликта. В-третьих, традиционный взгляд на общественный

порядок как гармонию между человеком и природой, между самими людьми. Поэтому его охрана

должна осуществляться методами убеждения, посредничества, самокритичными оценками

поведения и не может быть втиснута в рамки юридических схем. Следовательно, законы не

являются нормальным средством решения конфликтов. Их полезная роль ограничивается тем, что

они предлагают образцы поведения и предостерегают тех, кто намерен совершить

антиобщественный поступок. В-четвертых, большинству стран дальневосточного региона присуща

идеология конфуцианства, согласно которой основная ячейка общества -семья с иерархической

организацией и абсолютной властью главы семьи, с подчинением младших старшим и

запрещением любых возмущений. И хотя в III в. до н.э. в Китае, в частности, школа легистов

проповедовала, что власть должна основываться не столько на добродетели, сколько на

подчинении закону, позиции конфуцианства в целом не удалось поколебать существенным

образом и его господство является постоянным. Идеи конфуцианства оказали большое воздействие

и на официальную идеологию Японии.

Однако после установления республиканского строя в Китае и особенно после провозглашения

Китая в 1949 г. Народной Республикой китайская правовая система стала развиваться по

социалистической модели. В настоящее время в Китае действует Конституция 1982 г., появились

важные законы в области уголовного права, уголовного и гражданского процессов, законы о

патентах, иностранных предприятиях, разработаны основные принципы гражданского права, т.е.

происходит активизация законодательной деятельности. Но это не дает оснований забывать о

китайском менталитете и вековых китайских традициях.

Что касается Японии, то после Второй мировой войны на развитие ее правовой системы

существенное влияние оказали США. Появились, в частности, Конституция 1947 г., а также

экономическое законодательство (Закон о компаниях, антитрестовские законы). Япония избрала

путь кодифицированного законодательства с преимущественным влиянием романс-германской

правовой семьи; прецедент не является источником права, а главным источником считается закон.

В качестве источника права фигурирует и судебная практика, особенно толкования законов

Верховным судом. Структура японского права -отраслевая. К основным отраслям относятся

гражданское и торговое право; семейное и наследственное; трудовое; право социального

обеспечения; уголовное и уголовно-процессуальное. Несмотря на развитое законодательство,

национальная правовая система Японии представляет собой сложное переплетение действия

законодательных актов и традиционных представлений о нравственности, долге, совести,

достоинстве и чести, а общее благо оценивается выше личных интересов.

Семья социалистического права ведет свое начало с Октябрьской революции 1917 г. в России и

образования ряда социалистических государств в Восточной Европе, Азии. Данная правовая семья

имеет следующие отличительные особенности:

является идеологизированным типом права, поскольку основывается на идеологии марксизмаленинизма

и концепции социалистического права как высшего типа;

носит ярко выраженный классовый характер, так как имеет своей направленностью воплощение в

законах интересов классов, стоящих у власти, -пролетариата и крестьянства. В действительности

формально декларируемые цели права сводятся к закреплению интересов партийногосударственной

устанавливает узконормативное понимание права, отождествляет право и закон, понимает право

как исключительно исходящее от государства;

объявляет основным источником нормативные правовые акты, причем приоритетное значение на

практике придается не законам, а ведомственным актам, нередко ущемлявшим права и свободы

императивный характер нормативных правовых установлений. Для регулирования общественных

отношений используются главным образом запреты и обязанности, не дающие личности свободы

выбора варианта поведения; отрицает судебный прецедент как источник права. Судебным органам

отводится роль лишь применителя права, и хотя провозглашается принцип независимости судей,

судебная власть не заняла самостоятельного места среди других государственных органов.

Отсутствует конституционный контроль в стране;

отрицает деление права на частное и публичное, все сферы его действия объявляются публичными;

провозглашается приоритет государственных интересов перед личными и общественными, в

частности, за хищение государственного имущества в уголовном законодательстве

устанавливается более строгая ответственность, чем за хищение личного имущества граждан;

централизирует управление хозяйственной жизнью и детально регламентирует договорные

отношения, нормирует трудовую деятельность и распределение социальных благ;

отрицает свою преемственность от других правовых систем, в том числе и от предшествующей.

Провозглашает свою исключительность.

В настоящее время к этой семье могут быть отнесены Китай, КНДР, Куба, Вьетнам. В этих

государствах действуют социалистические по своему характеру конституции и законы.

29

охватывает страны Центральной и Южной Африки и

Мадагаскар, в том числе государства Гану, Сьерра-Леоне, Гамбию, Уганду, Малави, Сенегал, Берег

Слоновой Кости, Того, Камерун и др. Для национальных правовых систем данной семьи

характерно регулирование жизни обычаями. Эти обычаи многочисленны, и каждая община, племя,

этническая группа имели свои обычаи и традиции. Повиновение обычаю было добровольным из-за

уважения памяти предков, а также боязни сверхъестественных сил. Африканский обычай

значительно отличается от обычаев европейских народов. В представлении африканцев

повиновение обычаю означает уважение предков, останки которых слились с почвой, а дух питает

над живыми. Нарушение обычая может повлечь негативную реакцию духов земли, так как

естественное и сверхъестественное, т.е. поведение человека и явления природы, взаимосвязаны.

Другая особенность африканского обычного права состоит в том, что это право групп, сообществ,

а не право индивидов, не субъективные права отдельной личности. Поэтому в африканской среде

справедливым считается то, что способствует сплочению группы, восстанавливает согласие и

взаимоотношения между ее членами. Отсюда еще одна особенность обычного права -идея

примирения сторон, заинтересованных лиц. И если суд европейского типа устанавливал право

какого-либо индивида на что-либо, последний не мог им воспользоваться, так как для него было

важнее сохранить сплоченность той группы, к которой он принадлежал.

В соответствии с африканским обычным правом брачный договор есть соглашение двух семейных

групп, а не союз двух людей, следовательно, и развод возможен только с согласия семей. Право

собственности на землю принадлежит всей социальной группе, и по наследству имущество

переходит не к отдельному лицу, а к семье или иной группе. Поэтому идея о том, что индивид

может быть собственником земли, противоречит существующим обычаям.

Компенсация ущерба, причиненного одному из членов клана, выплачивается всей семье или иной

Таким образом, в обычном праве регулирование сводится преимущественно к сфере частного

права -семейных отношений, обязательств гражданского характера, наследования, отношений

В результате колонизации Африки возникла дуалистическая система права, включающая в себя

право метрополии и обычное право. Метрополии прежде всего стремились запретить некоторые

варварские обычаи, а также регулировали административные отношения, ввели уголовное и

торговое право. Произошла реформа судов, наряду с европейскими судами действовали и

туземные суды, которые разбирали споры на основе обычного права. После обретения

африканскими странами независимости существование в одном государстве двух видов юстиции

оказалось неприемлемым. Поэтому в одних государствах туземные суды были упразднены

(Сенегал, Мали, Бурунди), в других -временно сохранены, но в большинстве государств суды

обычного права не существуют. Некоторые страны приняли решение о кодификации обычаев

(Мадагаскар, Сенегал, Танганьика, Нигерия). Но и само обычное право переживает эволюцию,

поскольку было направлено на обслуживание замкнутых сообществ. Широкие же международные

связи, реалии рыночной экономики, появление рынка рабочей силы, распространение

просвещения, возросшие возможности коммуникации, контакты с европейцами создают

предпосылки для трансформации африканского обычного права и кардинальных реформ

национальных правовых систем.

Дальневосточная правовая семья включает Китай, Японию, Гонконг, Индонезию, Корею и др.

Для данной правовой семьи характерно, во-первых, отрицательное отношение к праву вообще.

Японцы, например, традиционно отождествляют право исключительно с уголовным

законодательством, которое у них ассоциируется с тюрьмой. Во-вторых, в дальневосточных

обществах господствует идея примирения, добровольного соглашения сторон спора, т.е.

конфликты предпочитают решать внесудебным путем. Но при решении споров в суде они чаще

всего завершаются примирением участников спора. В суд обращаются после того, как исчерпаны

все другие способы разрешения конфликта. В-третьих, традиционный взгляд на общественный

порядок как гармонию между человеком и природой, между самими людьми. Поэтому его охрана

должна осуществляться методами убеждения, посредничества, самокритичными оценками

поведения и не может быть втиснута в рамки юридических схем. Следовательно, законы не

являются нормальным средством решения конфликтов. Их полезная роль ограничивается тем, что

они предлагают образцы поведения и предостерегают тех, кто намерен совершить

антиобщественный поступок. В-четвертых, большинству стран дальневосточного региона присуща

идеология конфуцианства, согласно которой основная ячейка общества -семья с иерархической

организацией и абсолютной властью главы семьи, с подчинением младших старшим и

запрещением любых возмущений. И хотя в III в. до н.э. в Китае, в частности, школа легистов

проповедовала, что власть должна основываться не столько на добродетели, сколько на

подчинении закону, позиции конфуцианства в целом не удалось поколебать существенным

образом и его господство является постоянным. Идеи конфуцианства оказали большое воздействие

и на официальную идеологию Японии.

Однако после установления республиканского строя в Китае и особенно после провозглашения

Китая в 1949 г. Народной Республикой китайская правовая система стала развиваться по

социалистической модели. В настоящее время в Китае действует Конституция 1982 г., появились

важные законы в области уголовного права, уголовного и гражданского процессов, законы о

патентах, иностранных предприятиях, разработаны основные принципы гражданского права, т.е.

происходит активизация законодательной деятельности. Но это не дает оснований забывать о

китайском менталитете и вековых китайских традициях.

Что касается Японии, то после Второй мировой войны на развитие ее правовой системы

существенное влияние оказали США. Появились, в частности, Конституция 1947 г., а также

экономическое законодательство (Закон о компаниях, антитрестовские законы). Япония избрала

путь кодифицированного законодательства с преимущественным влиянием романс-германской

правовой семьи; прецедент не является источником права, а главным источником считается закон.

В качестве источника права фигурирует и судебная практика, особенно толкования законов

Верховным судом. Структура японского права -отраслевая. К основным отраслям относятся

гражданское и торговое право; семейное и наследственное; трудовое; право социального

обеспечения; уголовное и уголовно-процессуальное. Несмотря на развитое законодательство,

национальная правовая система Японии представляет собой сложное переплетение действия

законодательных актов и традиционных представлений о нравственности, долге, совести,

достоинстве и чести, а общее благо оценивается выше личных интересов.

Семья социалистического права ведет свое начало с Октябрьской революции 1917 г. в России и

образования ряда социалистических государств в Восточной Европе, Азии. Данная правовая семья

имеет следующие отличительные особенности:

является идеологизированным типом права, поскольку основывается на идеологии марксизмаленинизма

и концепции социалистического права как высшего типа;

носит ярко выраженный классовый характер, так как имеет своей направленностью воплощение в

законах интересов классов, стоящих у власти, -пролетариата и крестьянства. В действительности

формально декларируемые цели права сводятся к закреплению интересов партийногосударственной

устанавливает узконормативное понимание права, отождествляет право и закон, понимает право

как исключительно исходящее от государства;

объявляет основным источником нормативные правовые акты, причем приоритетное значение на

практике придается не законам, а ведомственным актам, нередко ущемлявшим права и свободы

императивный характер нормативных правовых установлений. Для регулирования общественных

отношений используются главным образом запреты и обязанности, не дающие личности свободы

выбора варианта поведения; отрицает судебный прецедент как источник права. Судебным органам

отводится роль лишь применителя права, и хотя провозглашается принцип независимости судей,

судебная власть не заняла самостоятельного места среди других государственных органов.

Отсутствует конституционный контроль в стране;

отрицает деление права на частное и публичное, все сферы его действия объявляются публичными;

провозглашается приоритет государственных интересов перед личными и общественными, в

частности, за хищение государственного имущества в уголовном законодательстве

устанавливается более строгая ответственность, чем за хищение личного имущества граждан;

централизирует управление хозяйственной жизнью и детально регламентирует договорные

отношения, нормирует трудовую деятельность и распределение социальных благ;

отрицает свою преемственность от других правовых систем, в том числе и от предшествующей.

Провозглашает свою исключительность.

В настоящее время к этой семье могут быть отнесены Китай, КНДР, Куба, Вьетнам. В этих

государствах действуют социалистические по своему характеру конституции и законы.

Читайте также: