Доклад на тему молекула частица окружающий 3 класс

Обновлено: 14.05.2024

Молекула - наименьшая частица вещества, обладающая всеми его химическими свойствами.

Атом - мельчайшая частица элемента.

Кислота – кислый вкус.

Уксус – жидкость с резким, кислым вкусом.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. с. 24.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Если мы с вами оглядимся вокруг, что мы увидим? Мы увидим различные предметы – стол, стул, дома, машины, деревья, горы, люди, животные. Перечислить все предметы невозможно, потому что их очень много. Любой предмет или живое существо можно назвать телом. Планеты, солнце, Луна – тоже тела. Их называют небесными телами. Все тела делятся на две группы – естественные и искусственные. Естественные тела, это природные тела. Растения, животные, птицы, человек – всё это естественные тела. Искусственные тела, это тела, созданные руками человека. Дома, мосты, книги, машины – всё это и многое другое создал человек.

Все тела состоят из веществ. Например, сахар – это вещество, а кусок сахара – это уже тело. Стекло – это вещество, а стакан – это тело. Из одного вещества можно сделать разные тела. Например, из пластмассы – линейка, проволока, пластмассовый стаканчик. Есть тела, которые образованы несколькими веществами: карандаш, ножницы. Есть тела, которые образованы многими веществами. Например, растения состоят из воды, сахара, соли, крахмала и других веществ. Очень сложный состав имеют живые тела. Вещества тоже делятся на группы. Различают твёрдые, жидкие и газообразные вещества.

Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. Чтобы убедиться в этом, давайте проведём опыт. Возьмём тело, состоящее из одного вещества, например кусочек сахара, опустим его в стакан с водой и хорошо помешаем. Сначала сахар будет виден, но постепенно станет исчезать. Попробуем воду на вкус, она сладкая. Значит, сахар не исчез, а остался в стакане. А мы его не видим, потому что он распался на маленькие, невидимые нашему глазу частицы, из которых он состоял, и эти частицы перемешались с частицами воды, поэтому вода стала сладкой на вкус. Мельчайшую, невидимую частицу вещества учёные назвали молекулой. А каждая молекула состоит из ещё более мелких частиц, которые называются атомами. Молекулы и атомы разных веществ отличаются друг от друга формой и размерами. Эти мельчайшие частицы постоянно движутся. Между частицами есть промежутки. В твёрдых веществах эти промежутки совсем маленькие, частицы плотно прижаты друг к другу, поэтому твёрдые тела сохраняют форму. В жидких промежутки немного больше, и молекулы могут перемещаться, поэтому жидкости текучи. Самые большие промежутки – в газообразных веществах. У газообразных веществ расстояние между молекулами намного больше самих молекул, поэтому молекулы в газах свободно и очень быстро движутся. Запомним, веществами называют то, из чего состоят тела.

Веществ тоже очень и очень много. Сейчас их известно около миллиона. В старших классах вы будете изучать очень интересный предмет – химию. Химия, это наука, которая изучает вещества, их состав, строение. Есть природные вещества, к примеру, это соль, вода, железо. И есть вещества, которые создал человек – стекло, резина, пластмасса. И каждый год человек придумывает новые вещества.

Чтобы познакомиться с некоторыми веществами, нам достаточно просто пойти на кухню. На столе мы видим солонку, а в ней поваренная соль. Самое важное для человека свойство поваренной соли – то, что она солёная на вкус, её используют для подсаливания пищи. Добывают соль из-под земли, это настоящее полезное ископаемое. Под землёй соль встречается в виде камня. Очень много соли содержится в водах солёных морей и озёр. Есть она и в почве, и в телах живых организмов.

Сахар мы тоже обязательно встретим на кухне. По внешнему виду сахар похож на соль. Сладкий вкус – главное свойство сахара. Получают сахар из растений – сахарной свёклы и сахарного тростника, который растёт в жарких странах. Глюкоза – ещё одна разновидность сахара. Она встречается в различных частях растений.

Крахмал – это вещество, которое мы тоже можем встретить на кухне. Крахмал – это белый порошок. Его добавляют, когда варят кисель. Крахмал очень важное питательное вещество, которое необходимо человеку. Он содержится во многих растительных продуктах – в белом хлебе, в картофеле. Чтобы узнать, есть ли в продукте крахмал, нам понадобится разбавленная водой настойка йода. Если капнуть ею на продукт, в котором содержится крахмал, настойка йода окрасится в сине-фиолетовый цвет.

Большая группа веществ, с которыми мы сталкиваемся на кухне – это кислоты. Всем нам знаком вкус лимона. Такой вкус ему придаёт лимонная кислота. В яблоках содержится яблочная кислота. Когда прокисает молоко, в нём образуется молочная кислота. Общее свойство эти веществ – кислый вкус. Надо быть острожным, нельзя пробовать любую кислоту на вкус. Многие кислоты очень едкие – они разрушают одежду, древесину, кожу человека, бумагу. Поэтому обращаться с ними надо осторожно. На кухне вы можете встретить и такую кислоту – уксусную. Её используют только в разбавленном виде. К бутылочке с этой кислотой вообще нельзя прикасаться! Из-за загрязнения окружающей среды стали образовываться кислоты высоко в небе. Они выпадают вместе с дождем на землю, такие дожди называют кислотные. От них страдают растения и всё живое, портятся многие постройки. Некоторые животные и растения используют кислоту, как средство защиты от врагов. Например, муравьи в момент опасности поднимают брюшко и выбрызгивают струйки муравьиной кислоты. Эта же кислота содержится в пчелином яде и в жгучих волосках крапивы.

Окружающий нас мир полон загадок и тайн. Нас впереди ждёт ещё много новых интересных открытий.

Примеры и разбор решения заданий

1. Выберите вещества, которые не относятся к твёрдым.

Правильный вариант ответа:

Молоко; сок; воздух; вода.

Разбор типового контрольного задания

2. В какой строчке указаны только вещества?

План проекта:

  1. Введение.
  2. Природа.
  3. Тела.
  4. Вещества.
  5. Частицы.
  6. Микроскоп.
  7. Вывод.
  8. Пример готового фоторассказа-презентации.

Доклад к проекту

Всё, что мы видим вокруг себя, называется телами. Любой предмет природы является телом. Но из чего они состоят?

Эта удивительная природа

Природа окружающего мира не перестаёт удивлять учёных. Они неустанно пытаются разгадать её тайны, но каждый раз находится новая, ещё требующая изучения.

Природа поражает нас своим разнообразием. Она может быть живой и мёртвой, она рядом и она далеко. Дома, деревья, камни, реки, животные — всё это природа. Космос, далёкие галактики и звёзды, планеты и кометы — тоже природа.

И при всём этом разнообразии есть нечто, что объединяет все предметы природы.

Тела, их виды и характеристики

Любой предмет природы называется телом. Дом является телом, камень тоже является им. Даже человек оказывается телом.

Все тела делятся на два вида. К первому относятся тела естественного происхождения , то есть сделанные самой природой. Когда-то только из них и состоял мир.

Это камни, планеты, звёзды, растения и животные.

Потом появился человек, которого тоже можно назвать телом естественного происхождения.

Человек стал менять окружающий мир, приспосабливать его под свои нужды. Для этого он стал использовать искусственные предметы — орудия труда. С их помощью человек изготавливал необходимые для себя вещи.

Эти вещи стали называть телами искусственного происхождения . К ним относятся книга, телефон, велосипед, одежда и так далее.

Вещества и их состояния

Любое тело состоит из одного или нескольких веществ. Иначе говоря, вещество — это то, из чего состоят тела.

Например, вода однородная по своей природе. Это вещество.

Но если мы растворим в воде сахар, её однородность нарушится. В воде окажутся частицы сахара. Такой сироп будет состоять из двух веществ — воды и сахара.

Чаще всего мы пользуемся предметами, которые состоят из многих веществ, причём мы можем этого даже не замечать.

Та же вода, на самом деле неоднородна, в неё обязательно присутствуют различные примеси, в ней растворён кислород, которым дышат рыбы.

Вещества в природе существуют в трёх состояниях. Они могут быть газообразными , как, например, водяной пар. Они могут быть жидкими , как обычная вода. И они могут быть твёрдыми как лёд.

Существует и четвёртое состояние материи — плазма , но о её природе пока нет единого мнения.

Что такое частицы

Итак, всё вокруг состоит из веществ. Но из чего состоит само вещество?

Оказывается, вещество состоит из частиц, очень крошечных, невидимых глазу. Учёные обнаружили их сравнительно недавно, чуть более ста лет назад, хотя их существование предсказывали мыслители ещё во времена античности.

Частицы бывают нескольких видов. Из них создано всё вокруг.

Есть частицы в твёрдых предметах. Там они располагаются очень тесно, прижимаясь друг к другу.

Есть они в жидкости. Там их расположение чуть свободнее. Между ними больше промежутки и этим объясняется различие между твёрдым и жидким.

Есть частицы и в газах. Там между ними расстояния ещё большие, частицы газа двигаются свободно, почти не взаимодействуя друг с другом.

Как увидеть невидимое

Увидеть частицы учёные смогли после изобретения микроскопа. Причём для того, чтобы увидеть сами частицы, нужен не обычный, оптический микроскоп, а электронный. Такой микроскоп позволяет увеличить изображение более чем в миллион раз. Только так можно увидеть отдельные частицы и рассмотреть, как они располагаются в различных предметах.

Почему тела не распадаются на частицы

Легко заметить разницу между твёрдым телом и газом. В первом частицы находятся плотно друг к другу, во втором они свободно движутся.

Но что удерживает частицы твёрдого тела, не давая ему распасться?

Оказывается, между частицами существует притяжение. Они взаимно притягиваются друг к другу. Эти силы и удерживают вместе частицы.

При нагревании частицы начинают двигаться быстрее и в какой-то момент способны преодолеть силы притяжения. Тогда вещество испаряется, превращается в газ.

Вывод:

Всё, что мы видим вокруг себя, является телами. Они состоят из различных веществ, которые, в свою очередь, образованы частицами.

Чтобы посмотреть образец оформления презентации, кликните на иллюстрацию и листайте.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Молекула - наименьшая частица вещества, обладающая всеми его химическими свой.

Молекула - наименьшая частица вещества, обладающая всеми его химическими свойствами.

Атом - мельчайшая частица элемента.

Атом - мельчайшая частица элемента.

Кислота – кислый вкус.

Кислота – кислый вкус.

Уксус – жидкость с резким, кислым вкусом.

Уксус – жидкость с резким, кислым вкусом.

Все тела состоят из веществ. Например, сахар – это вещество, а кусок сахара –.

Все тела состоят из веществ. Например, сахар – это вещество, а кусок сахара – это уже тело. Стекло – это вещество, а стакан – это тело. Из одного вещества можно сделать разные тела. Например, из пластмассы – линейка, проволока, пластмассовый стаканчик. Есть тела, которые образованы несколькими веществами: карандаш, ножницы. Есть тела, которые образованы многими веществами. Например, растения состоят из воды, сахара, соли, крахмала и других веществ. Очень сложный состав имеют живые тела. Вещества тоже делятся на группы. Различают твёрдые, жидкие и газообразные вещества.


Давай откроем учебник на стр. 36 и начнем читать

Давай откроем учебник на стр. 36 и начнем читать

Давай ответим на вопросы:Каковы главные свойства поваренной соли? Как обнаруж.

Давай ответим на вопросы:
Каковы главные свойства поваренной соли?
Как обнаружить крахмал в продуктах питания?
Какие кислоты встречаются в природе?
Чем опасны кислотные дожди?

Домашнее заданиеСтр.34-41 пересказ + задание в рабочей тетраде

Домашнее задание
Стр.34-41 пересказ + задание в рабочей тетраде

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 708 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 01.03.2022 20
  • PPTX 4.9 мбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Маркина Диана Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Окружающий мир – это разнообразие предметов и форм. Но все многообразие нашего мира можно условно разделить на три группы: тела, вещества и частицы. О том, как их отличить, и что характеризует каждое из этих понятий, речь пойдет на уроке окружающего мира в 3 классе.


С точки зрения науки, любой предмет – это тело. Все, что вас окружает дома, в классе, на улице – это тела. Например, кружка, стол, телефон, камень, стул, мяч.

По происхождению тела могут быть:

  • естественными – созданными природой;
  • искусственными – созданными человеком;

Тела, созданные природой. бывают:

которые читают вместе с этой





  • размером;
  • формой;
  • цветом
  • массой;
  • температурой.

Любое тело при делении превращается в новый предмет. Например, ручка – тело, но если ее разобрать, получится несколько деталей.

Вещества

Вещество – это то, из чего состоит тело. Предмет может состоять из нескольких веществ. Например, кувшин сделан из глины, шарф связан из шерсти, ложка – из металла.


Рис. 2. Вещества

Вещества бывают трех состояний:

  • твердые – те, которые можно пощупать;
  • жидкие – например, вода;
  • газообразные – воздух.

Одно из удивительных свойств некоторых тел – это возможность переходить из одного состояния в другое под воздействием некоторых факторов. Например, вода при температуре ниже нуля принимает твердую форму льда, а при 100 градусах по Цельсию начинает кипеть и превращается в газообразную форму – пар.

В отличие от тела, вещества при делении не изменяются. Если кусочек сахара разделить еще на несколько частей, то каждый из них все так же будет сахаром. Или разлить воду по чашкам, она так и останется водой, а не станет новым веществом.

Частицы

Вещества состоят из еще меньших единиц. Они настолько маленькие, что их невозможно увидеть без микроскопа. Их называют частицы.

Частицы сохраняют свойства вещества. В качестве опыта можно размешать кусочек сахара в воде. От этого жидкость станет сладкой, но вещества мы не увидим, поскольку частицы сахара смешались с частицами воды.

Между частицами есть свободное пространство. Состояние вещества будет завесить от того, как плотно находятся в нем элементы. В твердых веществах промежутков между частицами почти нет, в жидких – имеется некоторое расстояние между элементами, а в газообразных – частицы свободно перемещаются, поскольку между ними большое расстояние.


Рис. 3. Частицы в разных телах

Что мы узнали?

Тема “Тела, вещества, частицы” по окружающему миру – это очень интересный предмет для обсуждений. Можно делать множество опытов, чтобы изучить их свойства. Тела – это сложные предметы, состоящие из одного или нескольких веществ. В свою очередь, в любом материале есть совокупность наименьших неделимых элементов – частиц.

Примеры веществ

Окружающий мир

Человек живет в мире вещей и живых существ. В быту он пользуется мебелью и посудой. Рядом с ним обитают дикие и домашние животные. Разнообразие предметов и форм можно разделить на три группы: тела, вещества и частицы. На Окружающем мире в 3 классе дети изучают их характеристику. Существуют признаки, по которым можно отличать эти понятия.

Подразделение предметов на группы

Вокруг людей находятся вещи, они их видят и могут потрогать. Дверь, стол, тарелка — это тела. Животные и человек — живые организмы, которые также имеют тело. Луна, Солнце, звезды, кометы — это тоже тела. Они обладают гигантским размером и находятся на значительном удалении от нас. Прикоснуться к ним нельзя.

Любое тело имеет какую-либо форму и ограниченный объем. Его можно отличить по внешнему облику. Капля является телом, а вода — вещество, из которого она состоит. Сковорода — это тело, оно состоит из чугуна.

Тела и вещества частицы (окружающий мир 3 класс)

Отличительные свойства

Предметы имеют размер, вес и плотность. Снежинка, песчинка, капля воды — это тела, только небольшого размера, состоящие из веществ. Они тоже имеют определенные свойства, но не всегда их можно потрогать и даже увидеть. Вода — жидкое вещество, состоящее из невидимых элементов, к которым относятся водород и кислород.

Предметы могут быть естественного происхождения и искусственного. Дерево, цветок, камень — естественные создания, имеющие особую форму и размер. Они появились в природных условиях.

Возникновение искусственных тел

Керамическая посуда

Дом, карандаш, кровать — вещи, изготовленные человеком. Используя специальные инструменты и технологии, можно создавать разнообразные формы. На мебельных фабриках изготавливают предметы обихода для квартир: прихожие, спальни, гостиные гарнитуры.

Керамические заводы делают посуду и изделия для комфорта: вазы, статуэтки, кашпо. На предприятиях железобетонных изделий выпускают конструкции для строительства жилых домов. Все вещи, изготовленные человеком, являются искусственно созданными телами.

Итак, телом называют предмет, созданный природой или сделанный человеком. Примеры твердых тел: стол, дерево, камень, стакан.

Предметы окружающей среды — моря, камни, леса — созданы естественным путем. Природные можно разделить на живые (рыбы, насекомые, растения) и неживые (горы, солнце, земля).

Газообразные, твердые и жидкие вещества

Тела состоят из веществ, которые бывают газообразными, твердыми и жидкими (кислород, углерод, натрий). Вещества не имеют ограниченного объема, но обладают характерной массой и структурой. В качестве примеров можно назвать:

Что называют телом

Тело состоит из одного или нескольких элементов, а те, в свою очередь, содержат более мелкие частицы.

Обычная поваренная соль, которую добавляют в пищу, представляет собой бесцветные кристаллы. Они имеют форму и массу, но у них нет ограниченного объема. Значит, соль — это вещество. Она состоит из двух элементов или частиц: натрия и хлора. По происхождению может быть естественной и искусственной.

Воздух содержит газообразные вещества. Они имеют рассеянную структуру. Главные компоненты — кислород и углекислый газ. К примесям относятся водород и азот, состоящие из молекул и атомов.

В химических условиях под давлением газообразные элементы можно сжижать. Так получаются жидкие азот и хлор. В жидком виде находится вода. Пузырек воздуха в стакане с водой показывает газообразное состояние.

Главное вещество, без которого бы не было жизни на Земле, изучают в 3 классе на предмете Окружающий мир. Речь идет о кислороде. Примерами твердых веществ являются сахар, сода и мука.

Твердые вещества примеры

Соль, сода и сахар

Натуральная морская соль имеет другие примеси, которые придают оттенки ее цвету. Она выглядит серой или бурой. Добыча природной соли отличается в зависимости от технологий и совершается несколькими путями:

Что называют телом

Пищевая соль может также добываться с помощью химии, то есть быть изготовленной человеком в лабораторных условиях. Кристаллы без примесей, мелкоизмельченные физически имеют вид порошка белого цвета. Столовая соль необходима для организма человека, в нее добавляют полезные для здоровья элементы, например, йод.

Пищевая сода, которую используют как разрыхлитель теста, тоже является примером вещества и состоит из химических элементов или частиц (натрия, водорода, углекислого газа и кислорода).

Кусок сахара растворяется в воде и становится невидимым. Из твердого состояния он превращается в жидкое за незначительный промежуток времени (несколько минут).

Читайте также: