Доклад воспитание любви к родине средствами литературно художественных произведений
Обновлено: 17.05.2024
Родиной человек называет то место, где он родился. У каждого есть своя родная страна. Она всегда кажется самой близкой и самой лучшей в мире. Наша Родина – это Россия. Россиян объединяет русский язык, история нашей страны, общие традиции и праздники. [4, 6]
Но у каждого из нас есть и своя малая Родина – тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом.
Для кого-то малая Родина – небольшой поселок или деревушка, для других – городская улица и зеленый дворик с качелями и песочницей.
Словом, малая Родина у каждого своя!
Под окном смородина,
А под ней скамья.
Любовь к Родине как важная духовная ценность начинает формироваться в сознании ребенка именно в период дошкольного детства.
Сильным средством воспитания у ребенка любви к Родине, так же как и воспитания гуманных чувств, является художественная литература, русские народные сказки.
При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание. [1, 32]
Прежде всего, любовь маленького ребенка к малой Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке.
Мама спит, она устала…
Ну, и я играть не стала!
В беседе надо обязательно подчеркнуть, что девочка отказывается от своего желания побегать, поиграть потому, что знает – мама устала, ее нельзя будить.
Вовка пляшет на дорожке:
- Вот какой у нас помощник! –
Невозможно привить любовь к Родине без знаний о традициях русской народной культуры.
Практически каждая русская народная сказка отражает жизнь людей в старину, предметы быта.
Особое место в нравственном воспитании детей к Родине отводится произведениям художественной литературы о Великой Отечественной войне.
Старший дошкольник должен осознать: наша страна – самая мощная и мирная держава, его защитники всегда на страже мира и готовы дать отпор любому врагу.
«Отец сказал Пете:
- Сегодня мы поедем на мое поле, сынок.
- Разве у тебя есть поле? – спросил сын.
Добирались долго: поездом, автобусом. Наконец, достигли леса. Вдоль опушки увидели широкое ровное поле, на нем колосилась пшеница.
- Это мое поле, - сказал отец. – Здесь я сражался с фашистами. Выбили мы отсюда врага. На этом поле – моя кровь… Вот под этим холмом лежал я раненый…
Важно подвести детей к пониманию: мы победили в тяжелой битве с фашизмом, потому что народ любит свою отчизну; Родина чтит героев, отдавших свою жизнь за счастье людей. В их честь воздвигнуты памятники, их имена увековечены в названии городов, улиц: Зои Космодемьянской, Олега Кошевого и т.д.
Необходимо знакомить детей с профессиями людей, которые трудятся на благо Родины, для нашего блага.
Родная природа… Один из сильных факторов воспитания любви к Родине. От любования ее красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе – все это источники формирования любви к родному краю.
Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в ее образах воплощается Родина. [3, 117]
Литературное творчество В. Бианки – самоучитель любви к природе. Воспитанный с детства во внимательном отношении к природе, приученный наблюдать за жизнью животных, Бианки создал прекрасные сказки и рассказы о природе.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В светлом сарафанчике,
С платочками в карманчиках. [2, 30]
… На пушистых ветках
И таких примеров можно привести немало, так как произведений о родной природе создано огромное количество.
Все мы знаем, что дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь то, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество. Воспитанный на любви к малой Родине, на русских народных сказках и литературе человек всегда будет принадлежать русской культуре, где бы он не родился.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Воспитатель: Цыренова Е.Н.
г. Нерюнгри 2020 год
Известный академик Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил:
Сильным средством воспитания у ребенка любви к Родине, так же, как и воспитания гуманных чувств, является художественная литература.
При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание.
Прежде всего, любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким: матери, отцу, бабушке, дедушке.
Мама спит, она устала…
Ну, и я играть не стала!
В беседе надо обязательно подчеркнуть, что девочка отказывается от своего желания побегать, поиграть потому, что знает – мама устала, ее нельзя будить.
Невозможно привить любовь к Родине без знания о традициях русской народной культуры. О том, как появилась русская земля, как жили предки русского народа, какие они строили дома, какую носили одежду.
Практически каждая русская народная сказка отражает жизнь людей в старину, предметы быта.
Особое место в патриотическом воспитании детей отводится произведениям художественной литературы о Великой Отечественной войне.
Старший дошкольник должен осознать: наша страна – самая мощная и могучая держава, ее защитники всегда на страже мира и готовы дать отпор любому врагу.
Важно подвести детей к пониманию: мы победили в тяжелой битве с фашизмом, потому что народ любит свою отчизну; Родина чтит героев, отдавших свою жизнь за счастье людей. В их честь воздвигнуты памятники, их имена увековечены в названии городов, улиц.
Родная природа… Один из сильных факторов воспитания любви к Родине. От любования ее красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе – все это источники формирования любви к родному краю.
Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в ее образах воплощается Родина.
Познать природу во всем ее многообразии детям помогает художественная литература. Рассказы, стихи, сказки о природе глубоко воздействуют на чувства детей. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления – любовь и бережное отношение к природе.
Литературное творчество В. Бианки – самоучитель любви к природе. Воспитанный с детства во внимательном отношении к природе, приученный наблюдать за жизнью животных, Бианки создал прекрасные сказки и рассказы о природе.
Этические чувства у дошкольников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, пестрых лугов, дубовых рощ и испытывать радость от прекрасных встреч с окружающим миром.
Все мы знаем, что дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь то, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество. Воспитанный на любви к Родине, на русских народных сказках и литературе человек всегда будет принадлежать русской культуре, где бы он не родился.
5. Шорыгина, Т.А. Родные сказки. Нравственно-патриотическое воспитание. / – М. 2004-С.
6. Журнал. Дошкольное воспитание. 2009. №5
Дошкольное детство – важный этап в становлении личности
дошкольника. Уже в дошкольном возрасте у ребенка следует вырабатывать
такие навыки и привычки, которые положили бы начало дальнейшему
совершенствованию личности, общему развитию и воспитанности. Семья
оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность ребенка.
Поэтому педагог должен работать в тесном контакте с родителями в этом
направлении. Воспитатель советует родителям, какие художественные книги
они должны читать своим детям, как использовать их в воспитании детей. В
определенных случаях идет подбор индивидуально для ребенка. Например,
если ребенку не хватает культуры поведения за столом, в общественном
На примерах героев из художественной литературы воспитываем в
ребятах честность, смелость, правдивость. Дети иногда путают эти качества и
считают, что если сильный, то все должны его бояться. В таких случаях
беседы с детьми, учить самостоятельно давать оценки поступкам героев и
подводить к тому, чтобы дети находили эти качества в жизни группы, среди
Для детей, которые рассеяны, несобранны, можно прочитать: «Вот
Воспитание в детях, любви к Родине, родному краю, уважения к
старшим близким – все это можно реализовать посредством художественной
В семьях, где родители часто и много читают, наблюдаются хорошие и
теплые взаимоотношения членов семьи. Дети в таких семьях более
общительны, развиты и речь их более правильна. Такие дети знают много
стихов, песен умеют рассказывать.
Художественная литература, поэзия способствуют воспитанию в детях
любви к животным, устному народному творчеству.
Можно много привести примеров, когда дети хотят быть похожими на
«Воспитание детей – важнейшая область нашей жизни. Правильное
воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше
будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед
Формы и приемы использования детской литературы в
патриотическом воспитании дошкольников
Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма
у старших дошкольников является специально организованное занятие. В
рамках ознакомления с окружающим, природой, литературой – дети
слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои
впечатления, заучивают наизусть и пересказывают.
Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства
недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление,
поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие
государственных символов, красоты родной природы, военной героики) –
нужна опора на визуальные впечатления.
Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов,
используются наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в
книгах, фотографии и открытки по теме. При чтении сказок и рассказов с
понимание детям дает натуральный предмет, или хотя бы его изображение,
потому что словесное описание – объяснение незнакомого предмета они
воспринимают с трудом. Использование предметов быта и старины при
чтении и рассказывании былин усиливает познавательный эффект и
Во второй половине ХХ в. в России было создано огромное количество
мультипликационных фильмов по мотивам русских народных сказок. Дети,
накануне прослушавшие чтение сказки, смотрят ее с удвоенным вниманием,
и впечатление получают столь яркое, что оно проявляется потом долгое
время в играх, изобразительной деятельности, жарких обсуждениях.
Кроме занятий, литературные произведения даются детям во многих
других формах. Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с
помощью настольного и перчаточного театра. По знакомым сказкам и
рассказам нужно организовывать драматизации – спектакли, инсценировки
по мотивам известных (или только что прочитанных) произведений.
Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы
действия персонажа и впитывает способы поведения.
Также используется воспитательная сила художественной литературы в
проектной деятельности детского сада. Воспитательно-образовательная
работа педагога и учреждения в целом должна быть направлена на
формирование у детей образа героя, защитника своего государства,
воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности
защищать Родину. Работу по данному направлению можно представить как
интеграционную, для ее решения в дошкольных учреждениях довольно часто
используется проектный метод деятельности. С целью разработки такого
проекта, музыкальный руководитель и воспитатель ставят перед собой задачу
Как приобщить ребёнка к книге – сегодня особенно актуален этот вопрос. Проблема приобщения ребенка к книге в нашем обществе стоит очень остро. Как известно, наши современные дети все чаще проводят большую часть у телевизора и компьютера и всё реже с книгой. Они пассивно поглощают все то, что негативно воздействует на них с голубого экрана: агрессия, насилия, жестокость. Всё это способствуют разложению нравственных качеств у детей. А вот книга формируют у детей нравственные качества: милосердие, сострадание, уважение, которые в дальнейшем позволят им самостоятельно принимать правильные решения в будущем, в различной жизненной ситуации.
В связи с этим данная проблема становиться одной из актуальных в воспитании патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста.
Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакомая детям с самого раннего возраста, особенно в детском учреждении, становится неотъемлемой частью познавательного процесса. Мы расскажем на примере старшего дошкольного возраста. Литературные произведения у детей формируют не только любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Дети старшего дошкольного возраста уже обладают достаточным литературным багажом, так как были знакомы с раннего возраста, и уже отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Воспитать настоящего патриота, человека, без любви к Родине, природе – просто невозможно.
Вот поэтому, в своей работе мы используем литературу самого разного объёма и стиля. Всегда в своей работе подбираем произведения на определенные темы: рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомим детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети сопереживают персонажам, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, к нападениям на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.
Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, мы используем наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии по теме. Примеры героических поступков главных героев литературных произведений способствуют пониманию того, что все мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и к своим близким, к своему народу.
1) читаем русские народные сказки, в которых рассказывается о героях-богатырях:
Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения не реализуются сами по себе – это систематическая и целенаправленная работа педагога, одна из самых актуальных задач нашего времени.
Совместные усилия педагогов и родителей, дают положительные результаты и становятся основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Проводим с родителями консультации о важности чтения художественных произведений в воспитании детей, о важности патриотизма в воспитании детей. Проводим выставки рисунков детей и родителей по русским народным сказкам. Так как русские народные сказки, полные чудесного вымысла, противостояния добра и зла, не только развлекают детей, но и закладывают основы нравственности.
В качестве вывода, мы можем отметить, что для достижения эффективных результатов, необходимо пользоваться только тщательно отобранной литературой для дошкольников, рекомендованной стандартами образовательной сферы. Мы выявили, что с помощью художественных произведений можно влиять на развитие и становление личности ребенка, формировать интерес к национальной культуре своего народа, развивать патриотические чувства к Родине.
Таким образом, главной задачей патриотического воспитания в дошкольном возрасте мы можем считать – приобщение дошкольника к Отечеству, формируют личностные идеалы, уважение, любовь к добру и справедливости, стимулирует проявлению чувств и гордости за свою страну. Ведь нравственные и патриотические качества личности ребенка не могут проявиться самостоятельно. Данные качества формируются по мере накопления и конкретных фактов, и зависит от того, какие средства и методы воспитания были использованы в работе воспитателя.
Список литературы
1. Аблитарова А. Р., Ястребцова А. О. Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством основ патриотических чувств // Вопросы дошкольной педагогики. – М., –2015 – №2.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2008.
3. Артёмова Е. И. духовно-нрвствнно востн дошольников// Дошкольная педагогика. – 2012. – №7
4. Грибок В. В., Рыбакова и. А. Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста//Дошкольная педагогика. – 2013. – №1.
Обучение детей пересказу литературных произведений Обучение детей пересказу литературных произведений Подготовила : воспитатель МБДОУ ДСКВ № 11 г. Ейск МО Ейский район Новикова Оксана.
Использование русской народной сказки и фольклора как средство воспитания любви к Родине Статья "Использование русской народной сказки и фольклора как средство воспитания любви к Родине. "В качестве основных задач система образования.
Эстетическое воспитание детей с помощью изучения произведений изобразительного искусства Данная статья раскрывает задачи образовательного процесса, формы работы воспитателя с детьми, применяемые на ознакомительных занятиях и.
Как приобщить ребёнка к книге – сегодня особенно актуален этот вопрос. Проблема приобщения ребенка к книге в нашем обществе стоит очень остро. Как известно, наши современные дети все чаще проводят большую часть у телевизора и компьютера и всё реже с книгой. Они пассивно поглощают все то, что негативно воздействует на них с голубого экрана: агрессия, насилия, жестокость. Всё это способствуют разложению нравственных качеств у детей. А вот книга формируют у детей нравственные качества: милосердие, сострадание, уважение, которые в дальнейшем позволят им самостоятельно принимать правильные решения в будущем, в различной жизненной ситуации.
В связи с этим данная проблема становиться одной из актуальных в воспитании патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста.
Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакомая детям с самого раннего возраста, особенно в детском учреждении, становится неотъемлемой частью познавательного процесса. Мы расскажем на примере старшего дошкольного возраста. Литературные произведения у детей формируют не только любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма [1, c.5].
Дети старшего дошкольного возраста уже обладают достаточным литературным багажом, так как были знакомы с раннего возраста, и уже отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Воспитать настоящего патриота, человека, без любви к Родине, природе – просто невозможно.
Вот поэтому, в своей работе мы используем литературу самого разного объёма и стиля. Всегда в своей работе подбираем произведения на определенные темы: рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомим детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети сопереживают персонажам, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, к нападениям на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей [4, с.16].
Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, мы используем наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии по теме. Примеры героических поступков главных героев литературных произведений способствуют пониманию того, что все мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и к своим близким, к своему народу.
1) читаем русские народные сказки, в которых рассказывается о героях-богатырях:
Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения не реализуются сами по себе – это систематическая и целенаправленная работа педагога, одна из самых актуальных задач нашего времени.
Совместные усилия педагогов и родителей, дают положительные результаты и становятся основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Проводим с родителями консультации о важности чтения художественных произведений в воспитании детей, о важности патриотизма в воспитании детей. Проводим выставки рисунков детей и родителей по русским народным сказкам. Так как русские народные сказки, полные чудесного вымысла, противостояния добра и зла, не только развлекают детей, но и закладывают основы нравственности [3, с.56].
В качестве вывода мы можем отметить, что для достижения эффективных результатов, необходимо пользоваться только тщательно отобранной литературой для дошкольников, рекомендованной стандартами образовательной сферы. Мы выявили, что с помощью художественных произведений можно влиять на развитие и становление личности ребенка, формировать интерес к национальной культуре своего народа, развивать патриотические чувства к Родине [2, с.35].
Таким образом, главной задачей патриотического воспитания в дошкольном возрасте мы можем считать – приобщение дошкольника к Отечеству, формируют личностные идеалы, уважение, любовь к добру и справедливости, стимулирует проявлению чувств и гордости за свою страну. Ведь нравственные и патриотические качества личности ребенка не могут проявиться самостоятельно. Данные качества формируются по мере накопления и конкретных фактов, и зависит от того, какие средства и методы воспитания были использованы в работе воспитателя.
Читайте также: