Доклад воспитание любви к родине средствами литературно художественных произведений

Обновлено: 17.05.2024

Родиной человек называет то место, где он родился. У каждого есть своя родная страна. Она всегда кажется самой близкой и самой лучшей в мире. Наша Родина – это Россия. Россиян объединяет русский язык, история нашей страны, общие традиции и праздники. [4, 6]

Но у каждого из нас есть и своя малая Родина – тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом.

Для кого-то малая Родина – небольшой поселок или деревушка, для других – городская улица и зеленый дворик с качелями и песочницей.

Словом, малая Родина у каждого своя!

Под окном смородина,

А под ней скамья.

Любовь к Родине как важная духовная ценность начинает формироваться в сознании ребенка именно в период дошкольного детства.

Сильным средством воспитания у ребенка любви к Родине, так же как и воспитания гуманных чувств, является художественная литература, русские народные сказки.

При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание. [1, 32]

Прежде всего, любовь маленького ребенка к малой Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке.

Мама спит, она устала…

Ну, и я играть не стала!

В беседе надо обязательно подчеркнуть, что девочка отказывается от своего желания побегать, поиграть потому, что знает – мама устала, ее нельзя будить.

Вовка пляшет на дорожке:

- Вот какой у нас помощник! –

Невозможно привить любовь к Родине без знаний о традициях русской народной культуры.

Практически каждая русская народная сказка отражает жизнь людей в старину, предметы быта.

Особое место в нравственном воспитании детей к Родине отводится произведениям художественной литературы о Великой Отечественной войне.

Старший дошкольник должен осознать: наша страна – самая мощная и мирная держава, его защитники всегда на страже мира и готовы дать отпор любому врагу.

«Отец сказал Пете:

- Сегодня мы поедем на мое поле, сынок.

- Разве у тебя есть поле? – спросил сын.

Добирались долго: поездом, автобусом. Наконец, достигли леса. Вдоль опушки увидели широкое ровное поле, на нем колосилась пшеница.

- Это мое поле, - сказал отец. – Здесь я сражался с фашистами. Выбили мы отсюда врага. На этом поле – моя кровь… Вот под этим холмом лежал я раненый…

Важно подвести детей к пониманию: мы победили в тяжелой битве с фашизмом, потому что народ любит свою отчизну; Родина чтит героев, отдавших свою жизнь за счастье людей. В их честь воздвигнуты памятники, их имена увековечены в названии городов, улиц: Зои Космодемьянской, Олега Кошевого и т.д.

Необходимо знакомить детей с профессиями людей, которые трудятся на благо Родины, для нашего блага.

Родная природа… Один из сильных факторов воспитания любви к Родине. От любования ее красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе – все это источники формирования любви к родному краю.

Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в ее образах воплощается Родина. [3, 117]

Литературное творчество В. Бианки – самоучитель любви к природе. Воспитанный с детства во внимательном отношении к природе, приученный наблюдать за жизнью животных, Бианки создал прекрасные сказки и рассказы о природе.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В светлом сарафанчике,

С платочками в карманчиках. [2, 30]

… На пушистых ветках

И таких примеров можно привести немало, так как произведений о родной природе создано огромное количество.

Все мы знаем, что дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь то, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество. Воспитанный на любви к малой Родине, на русских народных сказках и литературе человек всегда будет принадлежать русской культуре, где бы он не родился.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Воспитатель: Цыренова Е.Н.

г. Нерюнгри 2020 год

Известный академик Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил:

Сильным средством воспитания у ребенка любви к Родине, так же, как и воспитания гуманных чувств, является художественная литература.

При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание.

Прежде всего, любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким: матери, отцу, бабушке, дедушке.

Мама спит, она устала…

Ну, и я играть не стала!

В беседе надо обязательно подчеркнуть, что девочка отказывается от своего желания побегать, поиграть потому, что знает – мама устала, ее нельзя будить.

Невозможно привить любовь к Родине без знания о традициях русской народной культуры. О том, как появилась русская земля, как жили предки русского народа, какие они строили дома, какую носили одежду.

Практически каждая русская народная сказка отражает жизнь людей в старину, предметы быта.

Особое место в патриотическом воспитании детей отводится произведениям художественной литературы о Великой Отечественной войне.

Старший дошкольник должен осознать: наша страна – самая мощная и могучая держава, ее защитники всегда на страже мира и готовы дать отпор любому врагу.

Важно подвести детей к пониманию: мы победили в тяжелой битве с фашизмом, потому что народ любит свою отчизну; Родина чтит героев, отдавших свою жизнь за счастье людей. В их честь воздвигнуты памятники, их имена увековечены в названии городов, улиц.

Родная природа… Один из сильных факторов воспитания любви к Родине. От любования ее красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе – все это источники формирования любви к родному краю.

Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в ее образах воплощается Родина.

Познать природу во всем ее многообразии детям помогает художественная литература. Рассказы, стихи, сказки о природе глубоко воздействуют на чувства детей. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления – любовь и бережное отношение к природе.

Литературное творчество В. Бианки – самоучитель любви к природе. Воспитанный с детства во внимательном отношении к природе, приученный наблюдать за жизнью животных, Бианки создал прекрасные сказки и рассказы о природе.

Этические чувства у дошкольников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, пестрых лугов, дубовых рощ и испытывать радость от прекрасных встреч с окружающим миром.

Все мы знаем, что дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь то, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество. Воспитанный на любви к Родине, на русских народных сказках и литературе человек всегда будет принадлежать русской культуре, где бы он не родился.

5. Шорыгина, Т.А. Родные сказки. Нравственно-патриотическое воспитание. / – М. 2004-С.

6. Журнал. Дошкольное воспитание. 2009. №5

Дошкольное детство – важный этап в становлении личности

дошкольника. Уже в дошкольном возрасте у ребенка следует вырабатывать

такие навыки и привычки, которые положили бы начало дальнейшему

совершенствованию личности, общему развитию и воспитанности. Семья

оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность ребенка.

Поэтому педагог должен работать в тесном контакте с родителями в этом

направлении. Воспитатель советует родителям, какие художественные книги

они должны читать своим детям, как использовать их в воспитании детей. В

определенных случаях идет подбор индивидуально для ребенка. Например,

если ребенку не хватает культуры поведения за столом, в общественном

На примерах героев из художественной литературы воспитываем в

ребятах честность, смелость, правдивость. Дети иногда путают эти качества и

считают, что если сильный, то все должны его бояться. В таких случаях

беседы с детьми, учить самостоятельно давать оценки поступкам героев и

подводить к тому, чтобы дети находили эти качества в жизни группы, среди

Для детей, которые рассеяны, несобранны, можно прочитать: «Вот

Воспитание в детях, любви к Родине, родному краю, уважения к

старшим близким – все это можно реализовать посредством художественной

В семьях, где родители часто и много читают, наблюдаются хорошие и

теплые взаимоотношения членов семьи. Дети в таких семьях более

общительны, развиты и речь их более правильна. Такие дети знают много

стихов, песен умеют рассказывать.

Художественная литература, поэзия способствуют воспитанию в детях

любви к животным, устному народному творчеству.

Можно много привести примеров, когда дети хотят быть похожими на

«Воспитание детей – важнейшая область нашей жизни. Правильное

воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше

будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед

Формы и приемы использования детской литературы в

патриотическом воспитании дошкольников

Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма

у старших дошкольников является специально организованное занятие. В

рамках ознакомления с окружающим, природой, литературой – дети

слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои

впечатления, заучивают наизусть и пересказывают.

Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства

недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление,

поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие

государственных символов, красоты родной природы, военной героики) –

нужна опора на визуальные впечатления.

Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов,

используются наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в

книгах, фотографии и открытки по теме. При чтении сказок и рассказов с

понимание детям дает натуральный предмет, или хотя бы его изображение,

потому что словесное описание – объяснение незнакомого предмета они

воспринимают с трудом. Использование предметов быта и старины при

чтении и рассказывании былин усиливает познавательный эффект и

Во второй половине ХХ в. в России было создано огромное количество

мультипликационных фильмов по мотивам русских народных сказок. Дети,

накануне прослушавшие чтение сказки, смотрят ее с удвоенным вниманием,

и впечатление получают столь яркое, что оно проявляется потом долгое

время в играх, изобразительной деятельности, жарких обсуждениях.

Кроме занятий, литературные произведения даются детям во многих

других формах. Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с

помощью настольного и перчаточного театра. По знакомым сказкам и

рассказам нужно организовывать драматизации – спектакли, инсценировки

по мотивам известных (или только что прочитанных) произведений.

Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы

действия персонажа и впитывает способы поведения.

Также используется воспитательная сила художественной литературы в

проектной деятельности детского сада. Воспитательно-образовательная

работа педагога и учреждения в целом должна быть направлена на

формирование у детей образа героя, защитника своего государства,

воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности

защищать Родину. Работу по данному направлению можно представить как

интеграционную, для ее решения в дошкольных учреждениях довольно часто

используется проектный метод деятельности. С целью разработки такого

проекта, музыкальный руководитель и воспитатель ставят перед собой задачу

Как приобщить ребёнка к книге – сегодня особенно актуален этот вопрос. Проблема приобщения ребенка к книге в нашем обществе стоит очень остро. Как известно, наши современные дети все чаще проводят большую часть у телевизора и компьютера и всё реже с книгой. Они пассивно поглощают все то, что негативно воздействует на них с голубого экрана: агрессия, насилия, жестокость. Всё это способствуют разложению нравственных качеств у детей. А вот книга формируют у детей нравственные качества: милосердие, сострадание, уважение, которые в дальнейшем позволят им самостоятельно принимать правильные решения в будущем, в различной жизненной ситуации.

В связи с этим данная проблема становиться одной из актуальных в воспитании патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста.

Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакомая детям с самого раннего возраста, особенно в детском учреждении, становится неотъемлемой частью познавательного процесса. Мы расскажем на примере старшего дошкольного возраста. Литературные произведения у детей формируют не только любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Дети старшего дошкольного возраста уже обладают достаточным литературным багажом, так как были знакомы с раннего возраста, и уже отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Воспитать настоящего патриота, человека, без любви к Родине, природе – просто невозможно.

Вот поэтому, в своей работе мы используем литературу самого разного объёма и стиля. Всегда в своей работе подбираем произведения на определенные темы: рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомим детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети сопереживают персонажам, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, к нападениям на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.

Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, мы используем наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии по теме. Примеры героических поступков главных героев литературных произведений способствуют пониманию того, что все мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и к своим близким, к своему народу.

1) читаем русские народные сказки, в которых рассказывается о героях-богатырях:

Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения не реализуются сами по себе – это систематическая и целенаправленная работа педагога, одна из самых актуальных задач нашего времени.

Совместные усилия педагогов и родителей, дают положительные результаты и становятся основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Проводим с родителями консультации о важности чтения художественных произведений в воспитании детей, о важности патриотизма в воспитании детей. Проводим выставки рисунков детей и родителей по русским народным сказкам. Так как русские народные сказки, полные чудесного вымысла, противостояния добра и зла, не только развлекают детей, но и закладывают основы нравственности.

В качестве вывода, мы можем отметить, что для достижения эффективных результатов, необходимо пользоваться только тщательно отобранной литературой для дошкольников, рекомендованной стандартами образовательной сферы. Мы выявили, что с помощью художественных произведений можно влиять на развитие и становление личности ребенка, формировать интерес к национальной культуре своего народа, развивать патриотические чувства к Родине.

Таким образом, главной задачей патриотического воспитания в дошкольном возрасте мы можем считать – приобщение дошкольника к Отечеству, формируют личностные идеалы, уважение, любовь к добру и справедливости, стимулирует проявлению чувств и гордости за свою страну. Ведь нравственные и патриотические качества личности ребенка не могут проявиться самостоятельно. Данные качества формируются по мере накопления и конкретных фактов, и зависит от того, какие средства и методы воспитания были использованы в работе воспитателя.

Список литературы

1. Аблитарова А. Р., Ястребцова А. О. Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством основ патриотических чувств // Вопросы дошкольной педагогики. – М., –2015 – №2.

2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2008.

3. Артёмова Е. И. духовно-нрвствнно востн дошольников// Дошкольная педагогика. – 2012. – №7

4. Грибок В. В., Рыбакова и. А. Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста//Дошкольная педагогика. – 2013. – №1.

Обучение детей пересказу литературных произведений Обучение детей пересказу литературных произведений Подготовила : воспитатель МБДОУ ДСКВ № 11 г. Ейск МО Ейский район Новикова Оксана.

Использование русской народной сказки и фольклора как средство воспитания любви к Родине Статья "Использование русской народной сказки и фольклора как средство воспитания любви к Родине. "В качестве основных задач система образования.

Эстетическое воспитание детей с помощью изучения произведений изобразительного искусства Данная статья раскрывает задачи образовательного процесса, формы работы воспитателя с детьми, применяемые на ознакомительных занятиях и.


Как приобщить ребёнка к книге – сегодня особенно актуален этот вопрос. Проблема приобщения ребенка к книге в нашем обществе стоит очень остро. Как известно, наши современные дети все чаще проводят большую часть у телевизора и компьютера и всё реже с книгой. Они пассивно поглощают все то, что негативно воздействует на них с голубого экрана: агрессия, насилия, жестокость. Всё это способствуют разложению нравственных качеств у детей. А вот книга формируют у детей нравственные качества: милосердие, сострадание, уважение, которые в дальнейшем позволят им самостоятельно принимать правильные решения в будущем, в различной жизненной ситуации.

В связи с этим данная проблема становиться одной из актуальных в воспитании патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста.

Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакомая детям с самого раннего возраста, особенно в детском учреждении, становится неотъемлемой частью познавательного процесса. Мы расскажем на примере старшего дошкольного возраста. Литературные произведения у детей формируют не только любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма [1, c.5].

Дети старшего дошкольного возраста уже обладают достаточным литературным багажом, так как были знакомы с раннего возраста, и уже отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Воспитать настоящего патриота, человека, без любви к Родине, природе – просто невозможно.

Вот поэтому, в своей работе мы используем литературу самого разного объёма и стиля. Всегда в своей работе подбираем произведения на определенные темы: рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомим детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети сопереживают персонажам, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, к нападениям на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей [4, с.16].

Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, мы используем наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии по теме. Примеры героических поступков главных героев литературных произведений способствуют пониманию того, что все мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и к своим близким, к своему народу.

1) читаем русские народные сказки, в которых рассказывается о героях-богатырях:

Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения не реализуются сами по себе – это систематическая и целенаправленная работа педагога, одна из самых актуальных задач нашего времени.

Совместные усилия педагогов и родителей, дают положительные результаты и становятся основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Проводим с родителями консультации о важности чтения художественных произведений в воспитании детей, о важности патриотизма в воспитании детей. Проводим выставки рисунков детей и родителей по русским народным сказкам. Так как русские народные сказки, полные чудесного вымысла, противостояния добра и зла, не только развлекают детей, но и закладывают основы нравственности [3, с.56].

В качестве вывода мы можем отметить, что для достижения эффективных результатов, необходимо пользоваться только тщательно отобранной литературой для дошкольников, рекомендованной стандартами образовательной сферы. Мы выявили, что с помощью художественных произведений можно влиять на развитие и становление личности ребенка, формировать интерес к национальной культуре своего народа, развивать патриотические чувства к Родине [2, с.35].

Таким образом, главной задачей патриотического воспитания в дошкольном возрасте мы можем считать – приобщение дошкольника к Отечеству, формируют личностные идеалы, уважение, любовь к добру и справедливости, стимулирует проявлению чувств и гордости за свою страну. Ведь нравственные и патриотические качества личности ребенка не могут проявиться самостоятельно. Данные качества формируются по мере накопления и конкретных фактов, и зависит от того, какие средства и методы воспитания были использованы в работе воспитателя.

Читайте также: