Доклад формирование функциональной грамотности на уроках математики

Обновлено: 10.05.2024

Функциональная грамотность - явление метапредметное, она формируется при изучении всех школьных дисциплин и поэтому имеет разнообразные формы проявления. Рассмотрим применение этого метода к решению проблемы подготовки школьников к изучению математики.

Содержимое публикации

«Функциональная грамотность -способность

человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Функциональная грамотность - явление метапредметное, она формируется при изучении всех школьных дисциплин и поэтому имеет разнообразные формы проявления.

Рассмотрим применение этого метода к решению проблемы подготовки школьников к изучению математики.

Используя в своей практике активные методы обучения, такие как модерация, мультимедиа, игровые технологии я могу развивать у учащихся следующие умения, применительно к математическому содержанию:

Умение анализировать текст, использовать информацию, представленную в различных формах;(переход от одной ситуации к другой, придерживаться инструкции, видеть проблему, обосновать действия, оформление в виде таблицы, диаграммы)

Умение использовать моделирование с целью выделения существенных отношений к задаче; (графики, знаки, формулы)

Умение выявлять закономерности в структурированных объектах; (делать выводы)

Умение осуществлять пробные действия при поиске решения; (проблемные ситуации на уроке)

Умение контролировать ход и результат решения задачи (карта достижений - выбирать материал, который необходим для решения задачи; осознать и обозначить свой путь движения в предмете и делать предположения о дальнейших продвижениях)

Эти умения являются индикаторами математической грамотности и формируются за счет включения в урок заданий, направленных на формирование данных умений.

Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах.

На уроках математики дети учатся:

выполнять математические расчеты для решения повседневных задач;

рассуждать, делать выводы на основе информации, представленной в различных формах (в таблицах, диаграммах, на графиках), широко используемых в средствах массовой информации.

Исходя из практики, я хочу отметить, что функциональная грамотность учащихся на уроках математики формируется с помощью компетентностно-ориентированных заданий, интегрированных заданий и информационныхтехнологий.

Компетентностные задания способны привить интерес ученика к изучению математики, изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.

Интегрированные задания – это задания, объединяющие математику с другими предметами. (математика-русский язык, экономика-математика, математика-литература, математика- познание мира, математика-краеведение).

Кроме того, одним из главных средств развития функциональной грамотности являются информационные технологии (персональный сайт учителя, дистанционные олимпиады, веб-квесты).

Важным аспектом в формировании функциональной грамотности школьников является формирование логической грамотности. На уроках математики я отвожу 5 - 10 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление. Применение приема классификации на уроках математики способствует формированию положительных мотивов в учебной деятельности, так как подобная работа содержит элементы игры и элементы поисковой деятельности, что повышает активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы.

Такая система работы по развитию логического мышления учащихся направлена на формирование умственной деятельности детей. Дети учатся выявлять математические закономерности и отношения, выполнять посильное обобщение, делать выводы.

Математика встречается в решении бытовых задач, задач экономики, сельского хозяйства, научных исследованиях, технических вопросах.

Вот примеры задач, которые были составлены учениками 5-6 классов и их родителями.

Задача 1. Больному прописали лекарство, которое нужно принимать по 0,5 таблетки 4 раза в день на протяжении 14 дней. Лекарство продается в упаковках по 10 таблеток. Какое количество упаковок требуется на весь курс лечения?

Задача 2. Оцени и рассчитай, сколько рулонов обоев шириной 50см и длиной 15м потребуется для оклейки стен твоей комнаты. Площадь пола, которой равна 4х4 м2, высота - 2,5м, размеры двери 2х1м, окна 1х1,5м

Задача 3. Клиент банка открыл депозит на сумму 500000 р, со ставкой вознаграждения 9% годовых. Сколько составит начисленное вознаграждение по депозиту через 8 месяцев?

Составляя эти задачи, дети развивают функциональную грамотность, видят применение математических знаний в жизни.

На своих уроках я использую коллективные виды работ. Они делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.
Используемые на уроках формы и методы работы способствуют развитию информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся, обеспечивающей личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующей коммуникативные навыки, умения использовать информацию и технологии, решать проблемы, предприимчивость и креативность.

Формирование функциональной грамотности у учащихся становится очень важной целью для любого педагога.

Математическая грамотность – способность проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

ВложениеРазмер
formirovanie_funktsionalnoy_gramotnosti.doc 43 КБ

Предварительный просмотр:

Детей надо учить тому,

что пригодится им, когда они вырастут.
Аристипп

Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, ИТ-компетентность, финансовая и гражданская грамотности и многое другое. Заказ общества - на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученные знания.

В связи с этими требованиями, формирование функциональной грамотности у учащихся становится очень важной целью для любого педагога. При изучении любого учебного предмета есть возможность для формирования и развития функциональной грамотности. В рамках почти любой темы можно поставить перед учащимся проблемы вне предметной области, которые решались бы с помощью знаний, полученных при изучении того или иного предмета. Математика предоставляет хорошие возможности для рассмотрения подобных задач. На уроках математики чаще, чем на других уроках учащиеся сталкиваются с текстовыми задачами различного содержания и привычным образом составляют модель для применения математических знаний для конкретной задачи. Поговорим сегодня о формировании математической грамотности, как одной из составляющих функциональной грамотности.

Математическая грамотность – способность проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

Разберем проблемы, которые возникают при формировании функциональной грамотности на уроках математики.

Во-первых, учащиеся испытывают затруднения, связанные с избирательным чтением. Они не могут выделить существенную информацию, вопрос и данные, важные для решения задачи. В своей работе я сталкивалась с тем, что ученик, видя нестандартную задачу, не приступал к решению, только из-за того, что его пугает большое количество данных или большой объём текстовой информации. Хотя со стандартными задачами из учебника ученик справляется. Невнимательность к прочтению условия, непривычность и необычность формулировок пугает обучающихся.

Вторая проблема при формировании математической функциональной грамотности: как сформулировать (переформулировать) задачу, чтобы найти тот математический аппарат, с помощью которого уже можно решить привычную математическую задачу? Оценить математические связи между событиями. Это и есть основная проблема для школьника.

Третья немало важная проблема возникает при интерпретации результата, полученного математическими вычислениями, обратный перевод с математического языка на язык решаемой проблемной задачи. Очень часто учащиеся, получив ответ при решении задачи, не задумываются, возможен ли такой результат в реальности. И тогда мы можем получить в ответе: отрицательную строну квадрата, отрицательную скорость движения или не целое число строителей и т.п. Распространенная ошибка среди учащиеся 11 класса при решении 6-го задания базового уровня (решения задач на наибольшее/ наименьшее с целыми (по смыслу) ответами), не понимание по смыслу задачи, в какой именно проводиться округление к большему значению, а в какой к меньшему.

В своей работе я стараюсь чаще использовать нестандартные задачи.

Типы задач, которые рассматриваем на уроках математики:

  • Межпредметные задачи : в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка математического. Для решения нужно применять знания, не только математические, но и знания соответствующей предметной области; также поиск недостающих данных, причем решение и ответ могут зависеть от исходных данных, выбранных (найденных) самими учащимися.
  • Практико-ориентированные задачи : в условии описана такая ситуация, с которой учащиеся встречается в повседневной своей жизненной практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только математические знания, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта. Данные в задаче должны быть взяты из реальной действительности.
  • Ситуационные задачи: не связаны с непосредственным повседневным опытом учащегося, но они помогают увидеть и понять, как и где могут быть полезны ему в будущем знания, полученные на уроках. Решение ситуационных задач стимулирует развитие познавательной мотивации учащихся, формируют способы переноса знания в широкий социально-культурный контекст.

Возможно использование калькулятора, для больших и сложных вычислений.

Все учащиеся с большим интересом относятся к таким задачам, не смотря на разный уровень подготовленности.

Задания, как правило, я беру из открытых источников: материалов международных исследований, демоверсий мониторингов функциональной грамотности, из базы задач ОГЭ (1-5 задания).

Да, на решение таких задач уходит на уроке много времени, поэтому я обычно, предлагаю учащимся сначала дома ознакомиться с условием задачи и наметить план решения. А уже на уроке мы обсуждаем предложения и идеи учащихся, учимся искать нужную информацию в тексте, аргументировать свою точку зрения. Разбираем, какие ошибки допущены в решении, какие можно было допустить и каким образом не допустить этих ошибок, обсуждаем возможности решать другими способами. Оцениваю активную работу учащихся, отмечаю учащихся, решившие сложные задачи, высказавшие хорошие идеи.

В рамках предметной недели по математики планирую провести соревнование для учащихся 8 класса по решению нестандартных задач. На мой взгляд, это будет полезное и интересное мероприятие для учащихся, направленное на формировании функциональной грамотности.

Таким образом, и на уроках математики, и вне урока, можно организовать работу с учащимися по формированию их функциональной грамотности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему : "Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе" в рамках августовской конференции на секции учителей начальных классов.

Учитель начальных классов

акимата Тарановского района

Вицкая Оксана Анатольевна

Развитие функциональной грамотности на уроках математики

в начальной школе (слайд 1)

Современное общество постоянно меняет взгляд на содержание образования. Главное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. (слайд 2)

Основы функциональной грамотности закладываются еще в начальной школе. А забота о формировании у ребенка определенного набора компетенций, способности к саморазвитию, обеспечивающих интеграцию личности в национальную и мировую культуру ложится на плечи учителя. Все формы и методы работы, используемые педагогом на своих уроках, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

Умение анализировать текст, использовать информацию, представленную в различных формах;(переход от одной ситуации к другой, придерживаться инструкции, видеть проблему, обосновать действия, оформление в виде таблицы, диаграммы)

Умение одновременно удерживать несколько условий, в том числе, конфликтующих друг с другом; (3 уровня: 1- репродуктивный, 2-рефлексивный, 3-функциональный)

Умение использовать моделирование с целью выделения существенных отношений к задаче; (графики, знаки, формулы)

Умение выявлять закономерности в структурированных объектах; (делать выводы)

Умение осуществлять пробные действия при поиске решения; (проблемные ситуации на уроке)

Умение контролировать ход и результат решения задачи (карта достижений - выбирать материал, который необходим для решения задачи; осознать и обозначить свой путь движения в предмете и делать предположения о дальнейших продвижениях)

Эти умения являются индикаторами математической грамотности и формируются за счет включения в урок заданий, направленных на формирование данных умений.
Исходя из практики, я хочу отметить, что функциональная грамотность учащихся на уроках математики формируется с помощью компетентностно-ориентированных заданий, интегрированных заданий и информационных технологий.

Компетентностные задания (слайд 5-6) помогают мне привить интерес ученика к изучению математики, изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.

Характеристика задания № 1

Класс: 1

Умение: составлять числовую последовательность по самостоятельно выбранному правилу

Компетентность: информационная

Аспект: извлечение первичной информации

Уровень: I

Источник: текст задания

Текст задания:

Стимул: Петя договорился о встрече с другом. Он так торопился, что перепрыгнул ступеньки на лестнице: 1, 4, 7, 10, 13,16.

Задачная формулировка: Какие ступеньки перепрыгнул Петя? Выбери верную последовательность пропущенных номеров ступенек и обведи букву верного ответа.

А – 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

Б – 2, 3, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 14, 15

Г – 1, 4, 7, 10, 13,16

Д – нет верной последовательности

Инструмент проверки (ключ):

1 балл – Выбрана последовательность Б

0 баллов – Выбраны другие последовательности

Характеристика задания № 2

Инструмент проверки (модельный ответ):

2 балла – Записаны числа: Коля) 16, Петя) 9

1 балл – Верно записано хотя бы одно число.

0 баллов – Записаны другие числа на вопросы.

Характеристика задания № 2

Класс: 1

Умение: выполнять устно сложение, вычитание однозначных чисел

Компетентность: самоорганизационная

Аспект: идентификация проблемы

Источник: справка, текст задания

Стимул: Катя купила в магазине мороженое для вех членов семьи и убрала его в холодильник.

Задачная формулировка: Дома Коля увидел в холодильнике мороженое и съел 3 штуки. Сколько членов семьи остались без мороженого? Обведи верный ответ.

А – 1 Б – 2 В – 3 Г – 4 Д – 5

Справка: Члены семьи: мама, папа, бабушка, Катя, Коля.

Инструмент проверки (ключ):

1 балл – Верно выбран вариант ответа Б.

0 баллов – Выбраны другие варианты ответа.

А теперь я на третьем примере хочу вам показать, как можно построить работу с текстовыми задачами.

Характеристика задания № 3

Класс: 1

Умение: устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом

Компетентность: самоорганизационная

Аспект: идентификация проблемы

Источник: текст задания

Стимул: У Пети намокла тетрадь по математике, и он не смог решить задачу, так как некоторых данных в условии не было видно.

А – В пенале 7 карандашей.

Б – В пенале на 6 карандашей меньше.

В – В коробке 9 карандашей.

Г – Ни одно предложение не подходит.

Инструмент проверки (ключ):

1 балл – Верно выбран вариант ответа В.

0 баллов – Выбраны другие варианты ответа.

В своей работе по развитию функциональной грамотности я использовала интегрированные задания – (это задания, объединяющие математику с другими предметами) и информационные технологии (персональный сайт учителя, электронные приложения и тетради, тренажеры, дистанционные олимпиады и др.)

Важным аспектом в формировании функциональной грамотности младших школьников является формирование логической грамотности. В 1-х и 2-х классах, обучение проводится по следующей тематике: (слайд 7)

Примеры: (слайд 7)

Разбей числа на группы, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой:

53, 33, 84, 75, 22, 13, 11, 44

По какому правилу записан каждый ряд чисел?

На каждом уроке математики отводила 5 - 10 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление. (слайд 8)

Применение мною приема классификации на уроках математики способствовало формированию положительных мотивов в учебной деятельности, так как подобная работа содержит элементы игры и элементы поисковой деятельности, что повышало активность учащихся и обеспечивало самостоятельное выполнение работы.

С чего я начала? Я стала формировать у детей умение выделять в предметах свойства. В первом классе я предлагала задания, направленные на развитие наблюдательности, которые тесно связаны с такими приемами логического мышления, как анализ, сравнение, синтезы обобщения. (слайд 8) В первом классе учащиеся обычно выделяют в предмете всего два – три свойства, в то время как в каждом предмете бесконечное множество различных свойств. Предлагаю назвать свойства кубика. Маленький, разноцветный, пластмассовый – вот те свойства, которые смогли назвать дети. Показываю еще группу предметов: яблоко, вату, стекло, гирьку. Сравнив эти предметы с кубиком, дети смогли назвать еще несколько свойств кубика: твердый, непрозрачный несъедобный, легкий. Подходим к выводу, что мы используем для выделения свойств предмета прием сравнения.

Когда дети научились выделять свойства при сравнении предметов, я приступила к формированию понятия об общих и отличительных признаках предметов. (слайд 9) Предлагаю сравнить три предмета: линейку, треугольник и карандаш – и выделить общие и отличительные свойства. Дети называют общие признаки предметов: все сделаны из дерева и используются для черчения; отличительные свойства – форма предметов и размер. После того, как дети научились сравнивать конкретные предметы, предлагаю карточки. Не беря во внимание изображения предметов и геометрических фигур, дети должны сказать, где их больше, где меньше. Потом предлагаю учащимся самим выбрать предметы, в которых они хотят выделить свойства. Дети называют предметы и все их свойства. (слайд 9)

Для разнообразия использую и такие задания: называю свойства предмета, а дети должны назвать сам предмет; выделяю основные свойства предмета, без которых он не может существовать, дети называют предмет. Беру такие задания:

Чем отличаются и чем похожи данные выражения?

Найди результат, пользуясь решенным примером:

Такая система работы по развитию логического мышления учащихся была направлена на формирование умственной деятельности детей. И я пришла к выводу, что мои ученики учатся выявлять математические закономерности и отношения, выполнять посильное обобщение, делать выводы.

Основной целью математического образования должно быть развитие умения математически, логично и осознанно исследовать явления реального мира. Реализации этой цели способствует решение на уроках математики разного рода нестандартных логических задач. Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. (слайд 10)

Примеры таких задач, ответ на которые необходимо логически обосновать:

В коробке лежат 5 карандашей: 2 синих и 3 красных. Сколько карандашей надо взять из коробки, не заглядывая в не, чтобы среди них был хотя бы 1 красный карандаш?

Использование таких задач расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию и повышает качество математической подготовленности.

Предлагая учащимся нестандартные задачи, я формирую у них способность размышлять, выполнять логические операции и одновременно развиваем их.

При решении занимательных задач на уроках и факультативных занятиях я преследовала следующие цели:

формирование и развитие мыслительных операций: анализа и синтеза; сравнения, аналогии, обобщения и т.д.;

развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности;

поддержание интереса к предмету, к учебной деятельности (уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности);

развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, усидчивость, упорство в достижении цели, самостоятельность;

подготовка учащихся к творческой деятельности (творческое усвоение знаний, способов действий, умение переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации и видеть новые функции объекта).

Для развития логического мышления я использовала различные задания: (слайд 12) логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, кроссворды, геометрические задания со счётными палочками, логические задачи со временем, весом, комбинаторные задачи.

И хочу сказать, что ученики, которые первоначально не могли или не хотели выполнять их, в конце года сами проявляли желание выполнить какое-либо из таких заданий.

На своих уроках я использовала коллективные виды работ, потому что ни делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают мне объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. А я получила возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функциональная грамотность, я считаю – это готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. В данном случае к внутренним ресурсам относятся: знания, умения, навыки, способы деятельности психологические особенности, ценности, а к внешним: информация, люди, группы, организации и т.д.

Важно отличать ключевые компетентности как результат образования от других результатов образования, в частности, от традиционных знаний, умений и навыков. Принципиальным отличием компетентностей является то, что они как результат образования формируются и проявляются в деятельности. Следовательно, чтобы убедиться, что учащийся освоил тот или иной аспект компетентности на требуемом уровне, следует дать обучаемому задание, выполнить которое можно только осуществив определенную деятельность.

Формирование функциональной грамотности на уроках математики – одна из основных задач современного образования.

Колдасова Гульнара Кабылбековна

Учитель математики общей средней школы имени М.Горького г. Шардара Южно –Казахстанской области

Функциональная грамотность, я считаю – это готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. В данном случае к внутренним ресурсам относятся: знания, умения, навыки, способы деятельности психологические особенности , ценности, а к внешним: информация, люди, группы, организации и т.д.

Важно отличать ключевые компетентности как результат образования от других результатов образования, в частности, от традиционных знаний, умений и навыков. Принципиальным отличием компетентностей является то, что они как результат образования формируются и проявляются в деятельности. Следовательно, чтобы убедиться, что учащийся освоил тот или иной аспект компетентности на требуемом уровне, следует дать обучаемому задание, выполнить которое можно только осуществив определенную деятельность.

Появление нового результата образования поставило учителя перед необходимостью использования деятельностных технологий, методов и приемов работы с учащимся на уроке и во внеурочное время, среди них проблемное и проектное обучение.

В своей практике использую исследовательские, творческие, информационные проекты.

Важнейшим видом учебной деятельности при обучении учащихся математике является решение задач. Причем, основное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Но как показывают итоги исследований PISA, выявляются характерные недочеты математической подготовки российских школьников. К ним относятся недостаточное усвоение ряда тем, имеющих широкое практическое применение: отношение чисел, пропорциональные величины, решение задач на проценты, определение периметров и площадей фигур, оценка и прикидка результатов, чтение графиков реальных зависимостей.

Поэтому одним из путей формирования ключевых компетентностей является использование на уроках специальных компетентностно-ориентированных задач.

Если на уроках математики систематически использовать компетентностно-ориентированные задачи , то это будет способствовать формированию ключевых компетенций учащихся, повысится математическая грамотность учащихся. “Под математической грамотностью понимается способность учащихся: распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические знания и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы”.

На уроках математики необходимо формировать такие компетенции, как информационная;

коммуникативная; исследовательская; готовность к самообразованию.

Для формирования информационной компетентности можно использовать задачи содержащие информацию, представленную в различной форме (таблицах, диаграммах, графиках и т.д.). Вопрос задачи может быть сформулирован следующим образом: переведите в графическую (словесную) форму; если возможно, хотя бы приближенно опишите их математической формулой; сделайте вывод. Наблюдается ли в этих данных какая-то закономерность? и т.д Например, 1) 9-й класс (алгебра). Задание: Продолжить числовую последовательность: 1; 3; 5; 7; 9;… задать ее следующими способами: формулой n-го члена; таблицей; графиком; словесным описанием. Выполнение задания предполагает планирование информационного поиска, извлечение вторичной информации, осуществление первичной обработки информации.


2) Задание: На диаграмме показана среднемесячная температура воздуха в Екатеринбурге (Свердловске) за каждый месяц 1973 года. По горизонтали указываются месяцы, по вертикали – температура в градусах Цельсия. Определите по диаграмме наименьшую среднемесячную температуру в 1973 году.

3) 5-й класс (математика). Задание: Дана схема дорог между селами A, B, C, D, M и известны расстояния между ними:


AM = 7км, AB = 4км, BC = 9км, CD = 6км, DM = 7км, BM = 5км, BD = 13км, AD = 10км, CM = 11км, AC = 6км. В селе А находится почта. Почтальон должен развозить почту во все села. Необходимо выбрать кратчайший путь для него.

Для формирования коммуникативной компетентности можно использовать групповую форму организации познавательной деятельности учащихся на уроках. Например: Каждой группе предлагается решить задачу предложенным способом и доказать правильность своего решения оставшимся группам.

Определить высоту предмета:

а) С помощью вращающейся планки.

б) С помощью тени.

в) С помощью зеркала.

Для формирования исследовательской компетентности учащимся можно предложить задания, в которых необходимо исследовать все возможные варианты и сделать определенный вывод.


В статье автор представляет опыт работы по формированию функциональной грамотности

Ключевые слова: функциональная грамотность, методы, приемы

Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах.

На уроках математики дети учатся:

— выполнять математические расчеты для решения повседневных задач;

— рассуждать, делать выводы на основе информации, представленной в различных формах (в таблицах, диаграммах, на графиках), широко используемых в средствах массовой информации.

Именно поэтому, задания, призванные исследовать состояние математической грамотности учеников, имеют четко выраженную прикладную направленность и их решение предусматривает владение учащимися приемами деятельности прикладного характера.

Хочу остановиться на активных методах и приемах обучения.

1. Теоретические работы

Представляю образец теоретической работы

  1. Медиана треугольника — это
  2. Определение параллелограмма
  3. Теорема о площади треугольника



. Получаем в итоге подобное:


Данный прием позволяет проводить пятиминутки и быстро их проверять.

В процессе выполнения задания ученик проговаривает каждое свое действие. Можно проводить эту работу по цепочке. Таким образом, на уроке будет задействован каждый учащийся.

4. Работа с условием задачи


Учащиеся маркером выделяют ключевые слова и данные в задаче, которые помогут решить задание. Этот прием полезно проводить и в 11 классе, т. к. очень много ошибок из-за неверного прочтения текста задания.

5. Работа в группах.

каждой группе было выдано задание провести опрос и оформить результаты этого опроса в виде диаграмм и графиков, рассчитав размах, моду, медиану и среднее. Это поможет не только представлять известную информацию в виде таблиц, графиков и диаграмм, но и читать эти данные.

6. Деловая игра

Данный прием хорошо применят при решении финансовых задач. Например, для того, чтобы понять разницу в аннуитетной и дифференцированной схемах выплаты кредита. Для этого предлагается решить следующую задачу:

«Клиент решил взять кредит в банке 331000 рублей на 3 месяца под 10 % в месяц. Существуют две схемы выплаты кредита.

По первой схеме банк в конце каждого месяца начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 10 %), затем клиент переводит в банк фиксированную сумму и в результате выплачивает весь долг тремя равными платежами.

По второй схеме банка (группа 2) сумма долга в конце каждого месяца увеличивается на 10 %, а затем уменьшается на сумму, уплаченную клиентом. Суммы, выплачиваемые в конце каждого месяца, подбираются так, чтобы в результате сумма долга каждый месяц уменьшалась равномерно, то есть на одну и ту же величину.

Класс можно разделить на 2 группы, каждая решает задачу и представляет результаты своей работы в виде таблицы.

Изображение выглядит как стол Автоматически созданное описание

Изображение выглядит как стол Автоматически созданное описание

Представленные приемы лишь малая толика всех тех приемов, которые используются мной и коллегами на своих уроках. В условиях быстро меняющихся реалий мы и учащиеся должны быть готовыми к новым требованиям современности.

Основные термины (генерируются автоматически): задача, месяц, прием, работа, сумма долга, функциональная грамотность.

Читайте также: