Эмоциональный интеллект в бизнесе доклад

Обновлено: 05.07.2024

Эмоциональный интеллект — это способность распознавать чужие эмоции, понимать намерения и желания других людей. Люди, обладающие развитым эмоциональным интеллектом, лучше могут контролировать собственные эмоции, меньше поддаются стрессу и лучше адаптируются к окружающей среде.

Понятие эмоционального интеллекта появилось после того, как общество пришло к пониманию, что богатые и влиятельные люди не всегда самые умные: они часто не обладают высоким IQ, зато легко находят общий язык с разными людьми и умеют налаживать связи.

Признаки высокого эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект для руководителя

Развивать эмоциональный интеллект руководителю нужно по нескольким причинам:

  • От руководителя зависит эмоциональное состояние сотрудников, а оно, в свою очередь, влияет на прибыль компании.
  • Руководитель испытывает много стресса и других негативных эмоций. Обладая низким эмоциональным интеллектом, можно начать подавлять эти эмоции, считая что таким образом их можно контролировать. Однако подавленные эмоции остаются, и это плохо сказывается на качестве жизни в целом.
  • Эмоциональный интеллект позволяет принимать взвешенные решения, не зависеть от внешних факторов.

Важность эмоционального интеллекта в продажах

Если бы на продажи не влияли человеческие эмоции, все крупные компании давно бы заменили продавцов роботами. Менеджер, оператор колл-центра или сотрудник техподдержки обязательно должен обладать высоким EQ по ряду причин:

  • Сотрудник должен понимать потребности покупателя. Часто клиент скрывает свои истинные мотивы. Например, говорит, что ему не нравится качество продукта, когда на самом деле его не устраивает цена, а он просто стесняется заявлять об этом. Сотрудник с высоким EQ способен это уловить. Он сделает ему более выгодное предложение и не потеряет клиента.
  • EQ помогает решать конфликты с клиентами. Разрешение конфликта может быть конструктивным и деструктивным. Одна из причин выбора деструктивной стратегии — негативные эмоции. Сильные эмоции способствуют импульсивным решениям и переходу на личности. Сильный эмоциональный интеллект помогает понять эмоции собеседника, осознать свои эмоции и абстрагироваться. EQ помогает извлекать из сложных ситуаций коммуникативно значимые сведения и оперировать ими.
  • Эмоциональный интеллект помогает убеждать и направлять клиента. Люди, обладающие EQ, хорошо понимают других людей. Высокий EQ влияет на развитие влияния, мотивирования и убеждения. Обладая EQ человек обладает навыком манипуляции, которые влияют на мнение собеседника.

Причины развивать эмоциональный интеллект внутри компании

  • Развитый EQ у сотрудников поможет разрешить старые конфликты и сделать работу более открытой, прозрачной и продуктивной. Атмосфера в коллективе — это не просто абстрактное понятие. Это вещь, которая напрямую влияет на мотивацию работников и прибыль компании.
  • Эмоциональный интеллект повышает инициативность сотрудников. Как мы уже сказали раньше, по причине низкого EQ люди часто прячут и подавляют эмоции. Развив навык, сотрудники будут чаще выражать свои истинные эмоции и делиться честной обратной связью.
  • За результат любой компании отвечают внутренние усилия каждого сотрудника в отдельности. Принято считать, что на успех в работе влияют только умственные способности и компетентность. Но это не так. Сотрудники, обладающие высоким EQ, работают эффективнее: они понимают свою мотивацию, потому что хорошо разбираются со своими эмоциями, готовы работать на результат и лучше знают, что от них хотят руководители. Работники, которые находятся в эмоциональном тонусе, лучше справляются со своими задачами и грамотно распределяют своё время.

Как развивать эмоциональный интеллект у своих сотрудников?

Этап 1: Подготовка к изменениям

Часто руководители уделяют внимания повышению уровня технических навыков своих сотрудников. И внедрение целой концепции эмоционального интеллекта кажется чем-то несерьёзным. Сотрудники должны понимать, что новая концепция — не причудливое желание руководства. Они должны знать, зачем конкретно им нужно развивать эмоциональный интеллект, и как он повлияет на личные показатели и показатели бизнеса.

Проведите тестирование сотрудников: используйте опросник Н. Холла , чтобы заинтересовать их данной темой. Поощряйте любое проявление эмоций своих коллег. Если замечаете снижение продуктивности, проводите собрания, где сможете обсудить эмоции и ощущения. Старайтесь обсуждать работу друг друга. Можно напечатать листовки или повесить плакат, связанный с важностью эмоционального интеллекта.

Этап 2: Найм специалиста

В рамках реализации концепции EQ в компаниях обычно проводятся 2-3 общих тренинга с перерывом в месяц. Выберите программы, которые включают в себя много практики, анализа эмоций и поведения. Часто тренинги воспринимаются как что-то негативное, поэтому ваша задача — убедить сотрудников во взаимосвязи обучения и результата.

Этап 3: Поиск лидеров мнений среди сотрудников

Чтобы снизить градус недоверия к программе, стоит выбрать несколько участников команды, которые возьмут под свою ответственность внедрение концепции EQ. Естественно, эти люди должны обладать высокой эмоциональной зрелостью. В их обязанности будет входить помощь во внедрении концепции. Сами они должны понимать её важность, чтобы транслировать свою уверенность на коллег.

Этап 4: Внедрение

Обучение EQ — это долгий и сложный процесс. Он требует большого усилия со стороны всех участников. Поэтому не переносите ответственность на тренеров, уделяйте внимание эмоциональному состоянию коллег в обычные дни. Задавайте вопросы, проявляйте интерес, узнавайте детали работы каждого сотрудника и его отношение к ним, наблюдайте.

Эмоциональный интеллект в бизнесе: почему EQ важнее IQ

Сегодня люди живут в движении, стремясь к значительным свершениям и быстрому развитию. В этом ритме все труднее справляться со своими эмоциями, не говоря уже о том, чтобы контролировать эмоции других. Например, в Кремниевой долине, ведущие отрасли которой связаны с технологиями, руководители часто подчеркивают важность эмоционального контакта с людьми. Но, как показывает исследование, опубликованное в The Journal of Organizational Behavior, это заблуждение. Эмоциональный интеллект (EQ) - способность правильно распознавать и контролировать свои эмоции и эмоции собеседника и на этой основе выстраивать успешное взаимодействие с другими.

Ученые Боннского университета Тассило Момм и Герхард Бликле пришли к выводу, что прибыль напрямую зависит от эмоционального интеллекта: сотрудники, которые лучше понимают чувства и эмоции своих коллег, зарабатывают больше. Это подтвердил эксперимент, в котором приняли участие 142 человека - представители разных сфер и профессий. Перед ними стояла задача распознавать эмоции человека в каждом конкретном случае. В среднем это удалось 77% участников.

Почему EQ так важен?


Американский психолог Дэниел Гоулман отмечает, что EQ играет даже более важную роль, чем IQ. Он объясняет это тем, что способность управлять своими эмоциями и распознавать чувства других характеризует интеллект более точно, чем способность мыслить логически.

Интересно, что эмоциональный интеллект отнюдь не делает человека чутким и милосердным. Человек использует этот навык для построения необходимых коммуникаций на рабочем месте. Кроме того, высокий уровень EQ помогает противостоять неблагоприятным событиям. Управляя чувствами, человек быстро и качественно понимает факты, не отвлекаясь на бушующие эмоции.

Умелое управление эмоциями - хорошее качество для профессий, в которых есть руководство. Высокий уровень EQ помогает лидеру понять, каким его видят другие, распознать скрытые мотивы подчиненных, а при необходимости управлять ситуацией и разрешать конфликты.

Эмоциональный интеллект в бизнесе: примеры


Военно-воздушные силы США использовали анкету EQ-I для отбора рекрутеров для своего отдела кадров и обнаружили, что наиболее успешные рекрутеры показали значительно лучшие результаты в таких компетенциях эмоционального интеллекта, как напористость, сочувствие и понимание своих эмоций. Военно-воздушные силы также обнаружили, что, учитывая эмоциональный интеллект кандидатов на вербовку, они почти в три раза увеличили их способность предсказывать успехи будущих сотрудников. Благодаря этому расходы организации сокращались на 3 миллиона долларов ежегодно.

Комитет государственных финансов упомянул об этом в своем отчете Конгрессу США, в результате которого министр обороны издал приказ ввести аналогичный процесс набора и отбора кандидатов для всех вооруженных сил. Члены совета директоров международной консалтинговой компании были оценены по 20 компетенциям, из которых 17 были компетенциями эмоционального интеллекта. Те директора, которые получили результаты выше среднего показателя по девяти или более компетенциям, принесли компании на 1,2 млн. долларов больше дохода за год, чем остальные (139%) (Boyatzis).

Когда в Подразделении страхования жизни American Express произошел кризис, специальная группа экспертов выяснила, что причиной катастрофического падения продаж стали эмоции - потенциальные покупатели и финансовые консультанты. American Express была первой компанией, запустившей программу обучения эмоциональной компетентности своих сотрудников, после чего почти 90% консультантов повысили эффективность своей работы.

Менеджеры по продажам L'Oréal, отобранные на основе ключевой компетенции эмоционального интеллекта, продают значительно больше, чем сотрудники, нанятые по старой системе найма. В среднем менеджеры по продажам L'Oréal, отобранные на основе компетенций эмоционального интеллекта, продают на 91,370 долларов больше в год, что дает чистую прибыль в размере 2,558,360 млн. долларов. Также текучесть кадров в течение первого года работы среди сотрудников, нанятых на основе эмоциональной оценки интеллекта, была на 63% меньше.

Исследование Центра креативного лидерства показало, что одной из основных причин неудач топ-менеджеров является недостаток эмоциональной компетентности. Три основных причины: неумение работать в стрессовой ситуации, работать в команде и грамотно выстраивать межличностные отношения. После того, как руководители на одном из заводов прошли обучение эмоциональной компетентности, время простоя сократилось на 50%, количество официальных жалоб уменьшилось в среднем с 15 до 3 в год, Прибыль завода превысила прогноз на 250 000 долларов (Pesuric & Byham). На другом заводе руководители прошли аналогичное обучение, что повысило производительность на 17%. Контрольная группа руководителей, не прошедших обучение, не показала увеличения производительности (Porras & Anderson).

Несколько способов использования эмоционального интеллекта в IT


Вкратце, эмоциональный интеллект - это умение обнаруживать и понимать эмоции в других, а также в себе самом. Люди с эмоциональным интеллектом обычно хорошо справляются со своими эмоциями и помогают другим управлять своими. Эмоционально интеллигентные люди чутки; они умеют ставить себя на место другого и видеть проблемы с разных точек зрения, что также может помочь им решить проблемы. Эти качества обычно делают их отличными и уважаемыми коммуникаторами. Хотя эмоциональный интеллект очень ценится на традиционном рабочем месте, он может быть чрезвычайно полезным и даже решающим для IT специалисты.

Как развить эмоциональный интеллект


Щелкните здесь, чтобы найти тест, который поможет вам определить свой уровень EQ. Блестящие способности в области аналитического мышления и обработки информации могут оказаться бесполезными, если человек лишен способности оказывать влияние и стремиться к достижению цели. Наличие эмоционального интеллекта подразумевает полный контроль и четкое определение всего, что мы чувствуем. Первый шаг - научиться прислушиваться к своим эмоциям и распознавать их. Второй шаг - распознать причины своих эмоций. Что для этого нужно?

  • Самосознание
  • Самооценка
  • Саморегулирование
  • Мотивация
  • Сочувствие
  • Навык общения

Как эмоциональный интеллект может сделать IT специалиста более успешным?

  1. Улучшение самосознания. Знание своего эмоционального положения может быть очень полезным для предпринимателя. Способность идентифицировать и здоровым образом выражать собственные эмоции - это буфер против ваших эмоций, разгула и искажения вашего восприятия. Повышение эмоционального интеллекта может помочь вам принимать более правильные решения.
  2. Более эффективное общение. Трудно вести глубокий разговор с кем-то, если вы не сочувствуете ему. Если вы не можете отождествить себя с эмоциями других людей, общение будет более трудным и менее эффективным. IT специалисты с высоким эмоциональным интеллектом может использовать сочувствие, решение проблем и социальные навыки, чтобы находить решения, создавать прочные отношения и, в конечном итоге, завоевывать людей.
  3. Лучший контроль над эмоциями: управление проектами - это не прогулка по парку. На пути к успеху будет много-много препятствий, и IT специалисты придется иметь дело со всем - от разгневанных или трудных клиентов до разочаровывающих запусков и сложных разговоров. Вы не можете контролировать все, что происходит, но если у вас высокий эмоциональный интеллект, вы можете научиться распознавать свои эмоции в сложных ситуациях, не подавляя их и не вспыхивая в неподходящее время. Умение контролировать свои эмоции является ключевым моментом при общении с инвесторами и другими важными союзниками вашего бизнеса.
  4. Более эффективное определение потребностей клиентов: проникнуть в голову клиента может быть труднее, чем вы думаете. Легко делать предположения о том, чего хочет ваша аудитория, но лучший способ определить потребности клиентов - использовать комбинацию данных и прямое общение с клиентами об их опыте. Если вы сможете посочувствовать своим клиентам, вы увидите, где вы можете улучшить свой продукт, чтобы он лучше соответствовал их потребностям. Или вы сможете найти новые способы более эффективного маркетинга для вашей аудитории.
  5. Объединение команды через усиление лидерства. Даже если вы все еще находитесь на очень ранних стадиях построения бизнеса, вы, вероятно, заранее думаете о том, когда у вас будет команда, работающая на вас. Эмоционально интеллигентные лидеры выявляют лучшие качества своих сотрудников. Это основа для развития уважения, единого видения и хорошего морального духа, что, в свою очередь, ведет к повышению производительности. Это особенно важно для менеджеров по управлению проектами, которые возглавляют удаленные команды - 40 процентов сотрудников теперь постоянно работают удаленно. Эмоциональный интеллект имеет решающее значение для руководителей, которым необходимо, чтобы их сотрудники работали вне централизованного офиса.

IT специалисты - это целеустремленные и мотивированные люди, у которых есть внутреннее стремление к успеху, но многие часто пренебрегают навыками, необходимыми для управления своими эмоциями и хорошего отношения к другим. Трудно улучшить эмоциональный интеллект, но это возможно, если у вас есть непредвзятость и готовность выполнить тяжелую работу.


Эмоциональный интеллект в два раза важнее hard skills и IQ для успеха в карьере. Вместе с доктором психологии Викторией Шиманской рассказываем, откуда берутся эмоции, как ими управлять и лучше понимать других людей

Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен

Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.

Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали замечание, а вы начали спорить и конфликтовать. В итоге, это приведет к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. При этом депрессия не проходит быстро: у 15-39% людей она продолжается более года.

Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.

Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза.

Это подтверждает исследование компании Egon Zehnder. Они проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех. В технологическом институте Карнеги сообщили, что 85% нашего финансового успеха связаны с эмоциональным интеллектом, лидерством и умением общаться. Только 15% зависят от технических знаний. Гибкие человеческие навыки, тесно связанные с эмоциональным интеллектом — самые важные навыки в настоящем и будущем.


Как работает эмоциональный интеллект

Разберем модель, которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2014 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP.

Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.

Фото:Unsplash

Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.

Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.

Фото:Timothy Fadek / Bloomberg

Как развивать эмоциональный интеллект

Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.

Инструменты развития эмоционального интеллекта

Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента. Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими.

Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны. Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг. Они меняются вместе с изменениями внешних обстоятельств, поэтому запомните: вы ≠ ваши эмоции. Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать.

Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете. В этом случае страх сохранит вашу жизнь. Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате. Осознав это, нужно отодвинуть страх в сторону и двигаться дальше.



Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее. При этом нельзя подавлять эмоции. Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью.

Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию. Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями.

Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух.

Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей:

Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле.

Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события.

Фото:You X Ventures / Unsplash

Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Так вы предотвратите 90% конфликтов.

Свою или реакцию другого человека можно разложить на значение, действие и намерение. Это поможет правильно интерпретировать эмоции и на них отреагировать

Свою или реакцию другого человека можно разложить на значение, действие и намерение. Это поможет правильно интерпретировать эмоции и на них отреагировать

Свою или реакцию другого человека можно разложить на значение, действие и намерение. Это поможет правильно интерпретировать эмоции и на них отреагировать

Свою или реакцию другого человека можно разложить на значение, действие и намерение. Это поможет правильно интерпретировать эмоции и на них отреагировать

В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих:

Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта.

Действие — то, как человек реализуют причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе.

Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас.

Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях.

Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты. Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты.

В зеленом квадрате у вас хорошее настроение, но мало энергии. В таком случае, изучайте новое: погружайтесь в проект или задачу, собирайте информацию. Делайте то, что не требует физической нагрузки.

В желтом квадрате настроение и энергия на максимуме. Это хорошая возможность для мозгового штурма. Придумывайте новые идеи и проекты, смешивайте форматы и ищите другие решения обычных проблем.

В синем квадрате мало энергии и нет настроения. Здесь следует искать ошибки и недочеты. Разобрать, как можно улучшить повседневную рутину и придумать, над чем еще можно поработать.

Как определить уровень развития эмоционального интеллекта?

Осознаете свои чувства и эмоции.

Делаете паузу, прежде чем говорить или действовать.

Стремитесь контролировать свои мысли и реакцию на эмоции.

Используете критику как возможность что-то улучшить.

Придерживаетесь своих ценностей и принципов.

Хвалите и вдохновляете других.

Даете полезную обратную связь.

Извиняетесь и признаете ошибки.

Прощаете и забываете.

Выполняете свои обязательства.

Защищаете себя от эмоционального саботажа.

Виктория Шиманская добавляет один универсальный, но субъективный критерий — степень удовлетворения собственной жизнью. В EQ важнее собственное ощущение, чем показатель развития навыка. Если вы несколько лет не можете попросить прибавку к зарплате или страшно злитесь, когда убираете квартиру — присмотритесь к работе со своими эмоциями.

Фото:Fauxels / Pexels

Самое трудное в развитии эмоционального интеллекта — начать. Непонятно, в какой момент появляется опыт, который позволяет дальше развивать EQ-навыки. Начинайте внимательно прислушиваться к себе и отлавливать эмоцию: называть, осознавать, размышлять, вслушиваться в свои ощущения. Без этого упражнения никакие книги не приблизят вас к ощущению счастья, преодолению страхов, обузданию гнева и другим задачам, которые мы хотим решить с помощью управления эмоциями.

Эмоциональный интеллект живет на стыке смыслов и тела. Только связав знания с физическими ощущениями, можно его включить и настроить свой эмоциональный аппарат. Значит, наш путь — отрабатывать связку тела и сознания. Делать — фиксировать, ощущать — осмыслять.


Почему эмоциональный интеллект необходим в продажах, бизнесе, маркетинге, как его использовать и развивать — обо всем подробно.

Исследования показывают: у 90% успешных профессионалов — высокий уровень эмоционального интеллекта (EI, emotional intelligence). Соответственно, и зарабатывают они больше среднего.

Ученые утверждают, что эмоциональный интеллект отвечает за 58% успехов в работе — практически в любой профессии. Так что смело заявляем: развитый EI — минимум половина успеха в продажах и онлайн-предпринимательстве.

Что такое эмоциональный интеллект и зачем он нужен

Эмоциональный интеллект — навык, который позволяет взаимодействовать с людьми, обществом, понимать и оценивать происходящее вокруг, реагировать на события должным — выгодным и экологичным для себя и окружающих — образом. Это навык, который поможет установить связь с миром и людьми, в нашем случае — с целевой аудиторией, потребителями, потенциальными клиентами и покупателями.

услуги

Подборка исследований, доказывающих важность эмоционального интеллекта для бизнеса

  • самоосознанность, понимание себя и собственных эмоций;
  • самоконтроль, способность управлять эмоциями;
  • внутренняя мотивация;
  • эмпатия;
  • социальные навыки, умение общаться и взаимодействовать с людьми.

Есть еще модель Майера, которая содержит четыре элемента эмоционального интеллекта:

  • умение воспринимать и выражать эмоции;
  • умение использовать эмоции для повышения собственной эффективности;
  • правильное понимание и распознавание эмоций;
  • оценка эмоций, умение направлять их в правильное русло.

Эмоциональный интеллект — позитивная характеристика, а вовсе не инструмент для запугивания, манипулирования или других корыстных целей. Человек с высоким EI не угрожает, не жонглирует эмоциями других, не применяет психологического насилия. Он убеждает, ищет компромиссы, настраивается на волну окружающих.

И да, это навык, развитие которого призвано сделать человека более счастливым и успешным, а не кровожадным, злым и авторитарным.

Человек с высоким эмоциональным интеллектом доверяет другим людям, не мучает их микроменеджментом и умеет делегировать обязанности и полномочия. Он дает адекватную обратную связь, готов пойти навстречу, мотивировать.

Но при этом не поддается на манипуляции и провокации, требует отдачи, умеет отстаивать свою точку зрения. Звучит как идеальный продажник, правда?

Как определить уровень эмоционального интеллекта

Существуют стандартные тесты для оценки эмоционального интеллекта:

И, конечно, можно заняться саморефлексией. Подумайте, умеете ли вы прощать, справляться с негативными эмоциями, распознавать и выражать чувства, доносить мысли до других, понимать, чего от вас хотят. Если нет, пожалуй, над эмоциональным интеллектом стоит поработать.

Вот еще несколько вопросов для самопроверки на уровень эмоционального интеллекта.

Как применять эмоциональный интеллект в продажах

Казалось бы, ответ на вопрос подзаголовка можно сформулировать одним предложением: эмоциональный интеллект для маркетологов, продажников и бизнесменов — инструмент для понимания болей, потребностей аудитории.

Но все сложнее. Вот в чем поможет развитый эмоциональный интеллект.

    Наладить взаимопонимание с клиентами и дать им то, чего они хотят; не просто слушать, а слышать потребителей. Для этого следите за упоминанием бренда в соцсетях (есть специальные инструменты). Мнения и отзывы людей помогут выявить проблемы, улучшить продукт и маркетинговую стратегию.


  • Построить путь покупателя и понять, какие эмоции и потребности движут клиентами (потенциальными в том числе). EI также поможет и при сборе семантического ядра для контента и рекламных кампаний. Чем лучше вы понимаете эмоции пользователей, тем больше ключевых запросов — в том числе редких, по которым мало кто настраивает контекстную рекламу, — сможете собрать.


Пример блок-схемы для чат-бота, который общается с желающими приобрести квартиру людьми

  • Укрепить самоконтроль. Продажи — это стресс. Это еще одна причина, по которой важно маскировать, контролировать эмоции, не давать раздражению выплеснуться в ответственный момент (если, например, попался капризный клиент).



Подведем итоги и вернемся к пяти составляющим эмоционального интеллекта по Гоулману. Посмотрим, какую пользу для продаж EI несет согласно каждому пункту.

  • Самоосознанность. Вы должны понимать ваш продукт продукт, в чем его польза для покупателей, к какой аудитории обращаетесь, какую ценность несете, чем отличаетесь от конкурентов.
  • Самоконтроль. Это — об активном слушании, понимании потребителей, доброжелательном отношении к ним.
  • Мотивация. Ценности бренда или продукта, от которых не следует отклоняться.
  • Эмпатия. Вы продаете не безликой толпе, а людям. Каждый потребитель — индивидуальность. И хочет, чтобы к нему относились по-человечески, с эмпатией.
  • Социальные навыки. Ищите компромиссы, не эскалируйте конфликты, не бойтесь признавать свои ошибки и идти навстречу потребителям. Будьте искренними.

Как развивать эмоциональный интеллект

Прелесть эмоционального интеллекта в том, что это soft skill — навык, который можно тренировать и развивать.

Понимание — ключ к развитию. В когнитивно-поведенческой психологии есть техники, которые научат распознавать собственные чувства. В дальнейшем это поможет понимать и эмоции других людей.

Есть еще несколько психологических методов и приемов, которые помогут оттачивать каждую из пяти составляющих EI: майндфулнес, когнитивно-поведенческая терапия, активное слушание, психология конфликтов. Все они легко гуглятся.


Советы для развития эмоционального интеллекта

Еще упражнение. Попробуйте посмотреть на сложную рабочую ситуацию с разных точек зрения. Подумайте, какое мнение насчет нее может быть у окружающих: коллег, клиентов. Постарайтесь быть объективными. Держите в уме, что ваша точка зрения может оказаться не единственной верной, и это нормально.

Читайте также: