Правовые основания государственной судебно экспертной деятельности доклад

Обновлено: 08.07.2024

1.Понятие, задачи и принципы государственной судебно-экспертной деятельности.

2.Основы правовой регламентации государственной судебно-экспертной деятельности.

3.Требования, предъявляемые к государственным судебным экспертам.

4.Правовой статус руководителя экспертного учреждения.

Государственная судебно - экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно - экспертными учреждениями и экспертами и состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Задачей государственной судебно - экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

В статье 4 ФЗ ГСЭД указывается, что государственная судебно - экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники. В последующих статьях 5- 8 ФЗ ГСЭД конкретизируются названные принципы.

Законом установлены профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту:

• гражданство Российской Федерации;

• необходимая подготовка по конкретной экспертной специальности.

В соответствии со ст. ст. 14 и 15 ФЗ ГСЭД руководитель экспертного учреждения является субъектом судебно-экспертной деятельности. В законе четко определен его статус.

Так, руководитель экспертного учреждения обязан:

• разъяснить эксперту или комиссии экспертов их обязанности и права;

• обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;

Рекомендуемый план изучения темы:

1.Понятие, задачи и принципы государственной судебно-экспертной деятельности.

2.Основы правовой регламентации государственной судебно-экспертной деятельности.

3.Требования, предъявляемые к государственным судебным экспертам.

4.Правовой статус руководителя экспертного учреждения.

Государственная судебно - экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно - экспертными учреждениями и экспертами и состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Задачей государственной судебно - экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.




В статье 4 ФЗ ГСЭД указывается, что государственная судебно - экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники. В последующих статьях 5- 8 ФЗ ГСЭД конкретизируются названные принципы.

Законом установлены профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту:

• гражданство Российской Федерации;

• необходимая подготовка по конкретной экспертной специальности.

В соответствии со ст. ст. 14 и 15 ФЗ ГСЭД руководитель экспертного учреждения является субъектом судебно-экспертной деятельности. В законе четко определен его статус.

Так, руководитель экспертного учреждения обязан:

• разъяснить эксперту или комиссии экспертов их обязанности и права;

• обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 13)
    • Статья 1. Государственная судебно-экспертная деятельность
    • Статья 2. Задача государственной судебно-экспертной деятельности
    • Статья 3. Правовая основа государственной судебно-экспертной деятельности
    • Статья 4. Принципы государственной судебно-экспертной деятельности
    • Статья 5. Соблюдение законности при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности
    • Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности
    • Статья 7. Независимость эксперта
    • Статья 8. Объективность, всесторонность и полнота исследований
    • Статья 9. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 10. Объекты исследований
    • Статья 11. Государственные судебно-экспертные учреждения
    • Статья 12. Государственный судебный эксперт
    • Статья 13. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту
    • Статья 14. Обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения
    • Статья 15. Права руководителя государственного судебно-экспертного учреждения
    • Статья 16. Обязанности эксперта
    • Статья 17. Права эксперта
    • Статья 18. Ограничения при организации и производстве судебной экспертизы
    • Статья 19. Основания производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении
    • Статья 20. Производство дополнительной и повторной судебных экспертиз в государственном судебно-экспертном учреждении
    • Статья 21. Производство комиссионной судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении
    • Статья 22. Комиссия экспертов одной специальности
    • Статья 23. Комиссия экспертов разных специальностей
    • Статья 24. Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении
    • Статья 25. Заключение эксперта или комиссии экспертов и его содержание
    • Статья 26. Производство судебной экспертизы в отношении живых лиц
    • Статья 27. Условия и место производства судебной экспертизы в отношении живых лиц
    • Статья 28. Добровольность и принудительность при производстве судебной экспертизы
    • Статья 29. Основания и порядок госпитализации лица в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях
    • Статья 30. Сроки пребывания лица в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях
    • Статья 31. Гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении которых производится судебная экспертиза
    • Статья 32. Условия производства судебной экспертизы в отношении лиц, не содержащихся под стражей, в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях
    • Статья 33. Условия производства судебной экспертизы в отношении лиц, содержащихся под стражей, в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях
    • Статья 34. Обеспечение лиц, госпитализированных в судебно-психиатрические экспертные медицинские организации
    • Статья 35. Ограничения в применении методов исследований при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц
    • Статья 36. Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц
    • Статья 37. Финансирование судебно-экспертной деятельности
    • Статья 38. Организационное и научно-методическое обеспечение судебно-экспертной деятельности
    • Статья 39. Информационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений
    • Статья 40. Охрана государственных судебно-экспертных учреждений
    • Статья 41. Распространение действия настоящего Федерального закона на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами
    • Статья 42. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
    • Статья 43. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ
    "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"

    С изменениями и дополнениями от:

    30 декабря 2001 г., 5 февраля, 24 июля 2007 г., 28 июня 2009 г., 6 декабря 2011 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 8 марта 2015 г., 26 июля 2019 г., 1 июля 2021 г.

    Принят Государственной Думой 5 апреля 2001 года

    Одобрен Советом Федерации 16 мая 2001 года

    ГАРАНТ:

    См. письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июня 2001 г. N С7-7/уз-640

    См. комментарий к настоящему Федеральному закону

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

    Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее - государственная судебно-экспертная деятельность) в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.

    Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

    Президент Российской Федерации

    Определяются правовая основа, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве. Устанавливаются требования, которым должна отвечать судебная экспертиза, правовое положение субъектов государственной судебно-экспертной деятельности, порядок производства экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях, в том числе особенности производства экспертиз живых лиц, организационное, научно-методическое и финансовое обеспечение судебно-экспертной деятельности.

    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Часть 3 статьи 29, в которой устанавливается обязанность извещения членов семьи лица, родственников или иных лиц о помещении этого лица в стационар, вступает в силу после приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с положениями Конституции РФ.

    Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением части третьей статьи 29, которая вступает в силу после приведения уголовно-процессуального законодательства РФ в соответствие с положениями Конституции РФ

    Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 5 июня 2001 г. N 106, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 июня 2001 г. N 23 ст. 2291

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 273-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

    Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 224-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 25 октября 2019 г.

    Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

    Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 28 июня 2009 г. N 124-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее - государственная судебно-экспертная деятельность) в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.

    Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

    ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Государственная судебно-экспертная деятельность

    Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами (далее также - эксперт), состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

    Статья 2. Задача государственной судебно-экспертной деятельности

    Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла. (В редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 214-ФЗ)

    Статья 3. Правовая основа государственной судебно-экспертной деятельности

    Правовую основу государственной судебно-экспертной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательство в сфере охраны здоровья, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального государственного органа, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

    Статья 4. Принципы государственной судебно-экспертной деятельности

    Государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

    Статья 5. Соблюдение законности при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности

    Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу этой деятельности.

    Нарушение закона при осуществлении судебно-экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

    Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности

    Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

    Судебно-экспертные исследования (далее - исследования), требующие временного ограничения свободы лица или его личной неприкосновенности, проводятся только на основаниях и в порядке, которые установлены федеральным законом.

    Лицо, полагающее, что действия (бездействие) государственного судебно-экспертного учреждения или эксперта привели к ограничению прав и свобод гражданина либо прав и законных интересов юридического лица, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Статья 7. Независимость эксперта

    При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.

    Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.

    Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Статья 8. Объективность, всесторонность и полнота исследований

    Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.

    Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

    Статья 9. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

    Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    медицинская организация, оказывающая медицинскую помощь в стационарных условиях, - медицинская организация государственной системы здравоохранения либо структурное подразделение медицинской или иной организации государственной системы здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение; (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

    медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях, - медицинская организация государственной системы здравоохранения либо структурное подразделение медицинской или иной организации государственной системы здравоохранения, оказывающие психиатрическую помощь в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение; (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

    судебно-психиатрическая экспертная медицинская организация - медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях и специально предназначенная для производства судебно-психиатрической экспертизы; (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

    руководитель государственного судебно-экспертного учреждения (далее также - руководитель) - директор или начальник (заведующий) государственного судебно-экспертного учреждения либо приравненного к нему специализированного подразделения, осуществляющий функцию руководства при организации и производстве судебной экспертизы в соответствующем учреждении или подразделении;

    судопроизводство - регулируемая законодательством Российской Федерации о гражданском, административном и уголовном судопроизводстве деятельность суда или судьи по осуществлению правосудия, а также процессуальная деятельность органа дознания, лица, производящего дознание, следователя или прокурора, органа или должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

    судебная экспертиза - предусмотренное законодательством Российской Федерации о судопроизводстве процессуальное действие, включающее в себя проведение исследований и дачу заключения экспертом по вопросам, требующим специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

    заключение эксперта - письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом;

    образцы для сравнительного исследования - объекты, отображающие свойства или особенности человека, животного, трупа, предмета, материала или вещества, а также другие образцы, необходимые эксперту для проведения исследований и дачи заключения;

    повреждение объекта исследования - изменение свойств и состояния объекта в результате применения физических, химических, биологических методов при проведении исследований;

    уполномоченные федеральные государственные органы - федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены функции по организации, в том числе нормативно-правовому регулированию и методическому обеспечению, и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации, и федеральный государственный орган, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. (Абзац введен - Федеральный закон от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

    Статья 10. Объекты исследований

    Объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза.

    Исследования проводятся также в отношении живых лиц (далее также - лицо).

    При проведении исследований вещественные доказательства и документы с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы либо соответствующем письме.

    Повреждение вещественных доказательств и документов, произведенное с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, не влечет за собой возмещения ущерба их собственнику государственным судебно-экспертным учреждением или экспертом.

    В случае, если транспортировка объекта исследований в государственное судебно-экспертное учреждение невозможна, орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования.

    Статья 11. Государственные судебно-экспертные учреждения

    Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения уполномоченных федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для организации и производства судебной экспертизы. (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

    Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться экспертными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации. В течение переходного периода, установленного Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться экспертными подразделениями федерального государственного органа, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. В случае, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность, которые предусмотрены для государственных судебно-экспертных учреждений. (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

    Государственные судебно-экспертные учреждения создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

    Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы регулируется настоящим Федеральным законом, процессуальным законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

    Организация и производство судебной экспертизы в медицинских организациях или их подразделениях, не относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения, осуществляются на основании нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации, принимаемых совместно с федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. В указанных организациях и подразделениях не может организовываться и производиться судебно-психиатрическая экспертиза. (В редакции федеральных законов от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

    Государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.

    Государственные судебно-экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими уполномоченными федеральными государственными органами. (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

    Государственные судебно-экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими уполномоченными федеральными государственными органами. В случае невозможности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена государственными судебно-экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории. (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

    Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы для других государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

    Статья 12. Государственный судебный эксперт

    Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей.

    Статья 13. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту

    Должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и получивший дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующего уполномоченного федерального государственного органа. Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее профессиональное образование в области судебной экспертизы. (В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

    Определение уровня квалификации экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующего уполномоченного федерального государственного органа. Уровень квалификации экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет. (В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

    ГЛАВА II. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ И ЭКСПЕРТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    Статья 14. Обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения

    разъяснить эксперту или комиссии экспертов их обязанности и права;

    обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз с учетом дат, установленных судами при назначении судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта; (В редакции Федерального закона от 28.06.2009 № 124-ФЗ)

    обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;

    не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

    Руководитель обязан обеспечить условия, необходимые для проведения исследований:

    наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения;

    соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии;

    сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.

    Руководитель не вправе:

    истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы;

    самостоятельно без согласования с органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении;

    давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.

    Статья 15. Права руководителя государственного судебно-экспертного учреждения

    Читайте также: