Инвестиционные рейтинги российских регионов доклад

Обновлено: 17.05.2024

Изменение делового климата в регионах подсчитано по пяти параметрам: обеспеченность инфраструктурой, социальное развитие, уровень экономики, финансовая стабильность, состояние окружающей среды / Евгений Разумный / Ведомости

Агентство сгруппировало регионы в семь блоков – в зависимости от уровня инвестиционной привлекательности. Самые лучшие оценки (наивысший уровень инвестиционной привлекательности, А-1) присвоены пяти субъектам: Архангельской области, Москве, Краснодарскому и Приморскому краю, а также Ямало-Ненецкому АО (перечислены в алфавитном порядке).

20 регионов находятся в группах с очень высоким и высоким уровнями инвестиционной привлекательности (А-2 и А-3). В числе лидеров этого блока – Белгородская, Воронежская области и Санкт-Петербург. В группу со средним, умеренным и умеренно низким (B-1, B-2, B-3) включены 45 субъектов, лучшие из них Амурская, Астраханская и Владимирская области. В состав аутсайдеров (низкий уровень, С) вошли 15 регионов. В последней тройке оказались Удмуртия, Ульяновская область и Чечня.

Как считали инвестпривлекательность

Инвестиции в основной капитал в 2020 г. хотя и сократились (на 1,4% в сопоставимых ценах к 2019 г.), но массового отказа от реализации проектов не последовало – фиксировались лишь единичные случаи, говорится в докладе.

Ограничивающее влияние на снижение ряда социальных параметров также имела поддержка населению, хотя ее суммы были и более скромными, чем помощь региональным бюджетам и бизнесу.

Что думают про рейтинги в регионах

Сократить разрыв не получится

Синхронно такие разные территории, как субъекты РФ, развиваться не могут и не может в среднесрочной перспективе сблизиться, например, транспортная доступность в Томской области с транспортной доступностью в Московской области – на это есть и географические причины, и финансовые, полагает руководитель группы региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова. По ее мнению, свои позиции должна значительно улучшить Ленинградская область (33-е место) за счет активно развивающейся инфраструктуры и развивающейся промышленности, добавила эксперт. Амурская и Ростовская области (26-е и 52-е), может быть, и не войдут в число лидеров, но имеют шанс подняться, а Алтайский край при наличии интереса властей развивать внутренний туризм должен выйти из числа аутсайдеров.

В первых двух группах практически нет главных нефтеносных регионов, но они часто характеризуются не самыми лучшими значениями по инфраструктурным показателям, вес которых в итоговом балле, судя по раскрытой методике, максимальный, отметила Анисимова. Очевидно, что транспортная доступность в центральной части России гораздо лучше, чем, например, за Уралом, пояснила эксперт. Впрочем, хотя ресурсный потенциал (связанный с добычей не только энергетических, но и других видов сырья) в числе показателей напрямую не учитывался, все же косвенно он присутствует в рэнкинге через такие показатели, как, например, ВРП на душу населения.

В последние годы наблюдается тренд на сокращение разрыва между лидерами и остальными регионами, отметил директор лаборатории инициатив АСИ Андрей Дорошенко. По итогам 2020 г. средний индекс регионов верхней половины рейтинга агентства снизился, в то время как показатель нижней части вырос, пояснил он.

Инвестиционные решения относятся к числу наиболее сложных по процедуре выбора. Они основаны на многовариантной, многокритериальной оценке целого ряда факторов и тенденций, действующих зачастую разнонаправлено. Территориальный аспект прямых инвестиций, их приуроченность к определенной стране, региону, территории не вызывает сомнений. Поэтому оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. От ее правильности зависят последствия как для инвестора, так и для экономики региона и страны в целом. Чем сложнее ситуация, тем в большей степени опыт и интуиция инвестора должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата в странах и регионах.

История оценок инвестиционной привлекательности или инвестиционного климата стран мира насчитывает более 30 лет. Первые такого рода оценки были разработаны и применены западными экспертами в середине 60-х годов. В основу сопоставления была положена экспертная шкала, включавшая следующие характеристики каждой страны: законодательные условия для иностранных и национальных инвесторов, возможность вывоза капитала, состояние национальной валюты, политическая ситуация в стране, уровень инфляции, возможность использования национального капитала. Этот круг показателей был недостаточно детален для адекватного отражения всего комплекса условий, обычно принимаемых во внимание инвесторами. Поэтому дальнейшее развитие методического аппарата сравнительной оценки инвестиционной привлекательности стран пошло по пути расширения и усложнения системы оцениваемых экспертами параметров и введения количественных (статистических) показателей.

Очевидно, что создание благоприятного инвестиционного климата в России является одним из важнейших условий привлечения инвестиций и последующего экономического роста страны.

С 2003 года рейтинг инвестиционной привлекательности России постепенно вырастал, но с наступлением Мирового финансового кризиса ситуация резко поменялась. Поэтому неблагоприятный относительно многих других стран мира инвестиционный климат в России является главной причиной фатального дефицита как отечественных, так и иностранных инвестиций и бегства российских капиталов за границу в более привлекательные страны. Таким образом, тема инвестиционного рейтинга России является крайне актуальной в современных условиях.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

- провести краткий анализ методов составления инвестиционных рейтингов;

- проанализировать текущую ситуацию по рейтингу инвестиционной привлекательности РФ.

Предметом исследования в данной работе являются понятие системы рейтингов инвестиционной привлекательности. Объектом исследования является инвестиционный рейтинг РФ.

Данная контрольная работа состоит из введения, трёх параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Инвестиционный рейтинг - это оценка риска, который несет инвестор, вкладывая свои средства в те или иные обязательства. Чем выше рейтинг, тем ниже риск инвестиций и выше привлекательность данных обязательств для инвесторов[1] .

В настоящее время комплексные рейтинги инвестиционной привлекательности стран мира периодически публикуются ведущими экономическими журналами мира: Euromoney, Fortune, The Economist.

Наиболее известной и часто цитируемой комплексной оценкой инвестиционной привлекательности стран мира является рейтинг журнала Euromoney, на основе которой дважды в год (в марте и сентябре) производится оценка инвестиционного риска и надежности стран. Для оценки используется девять групп показателей:

- уровень политического риска;

- неспособность к обслуживанию долга;

- доступность банковского кредитования;

- доступность краткосрочного финансирования;

- доступность долгосрочного ссудного капитала;

- вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств.

ААА – возможности эмитента по выплате долга и процентов чрезвычайно велики;

АА – возможности эмитента по выплате долга и процентов достаточно велики;

А – возможности эмитента по выплате долга и процентов достаточно велики, но зависят от внутриэкономической ситуации;

ВВВ – возможности эмитента по выплате долга и процентов зависят от внутриэкономической ситуации на момент погашения.

ВВ – нестабильность внутриэкономической ситуации может повлиять на платежеспособность эмитента;

В – ограниченная платежеспособность эмитента, соответствующая, тем не менее, текущему объему выпущенных обязательств.

ССС – некоторая защита интересов присутствует, однако риски и нестабильность высоки;

СС – платежеспособность эмитента сильно зависит от внутриэкономической ситуации;

С – платежеспособность эмитента полностью зависит от внутриэкономической ситуации;

D – долги просрочены[2] .

Появление в России вместо одного и единственного инвестора – государства, множества самостоятельных хозяйствующих субъектов и потенциальных инвесторов, а также приход на российский рынок иностранных инвесторов обусловили потребность в оценках инвестиционной привлекательности регионов России. Но так как регион имеет существенные отличия от страны или государства в целом, то механическое перенесение известных и апробированных в международной практике методических подходов оказалось невозможным. Понимание этой специфики привело к разработке в последние 3 – 5 лет целого ряда различных оценок инвестиционной привлекательности регионов России, проведенных не только отечественными, но и зарубежными исследователями и фирмами. Наиболее распространенным методом, применяющимся в этих исследованиях, является ранжирования регионов. В результате этой процедуры составляется рейтинг, т. е. линейный ряд объектов, в котором они по сочетанию выбранных признаков находятся на равном расстоянии друг от друга. Каждому из них присваивается порядковый номер (ранг), соответствующий его месту в общем ряду. Наиболее предпочтительному объекту, как правило, присваивается первый ранг. На основе как рейтингов, так и абсолютных значений показателей составляются группировки. В этом случае каждый регион относится к определенному классу (типу) объектов, выделенному экспертами по сочетанию условий инвестирования и уровню предпочтительности для инвестора[3] .

На оценке кредитных рейтингов российских регионов специализируются уже упомянутые известные международные консалтинговые агентства, а также российский Институт экономики города. Основными недостатками исследований инвестиционной привлекательности российских регионов, на наш взгляд, являются:

2. Ограниченность набора учитываемых показателей.

3. Отсутствие учета законодательных условий инвестирования, особенно регионального законодательства.

4. Недостаточная обоснованность принципов агрегирования десятков отобранных показателей оценки.

5. Эпизодичность проведения анализа: как правило, это разовые исследования различных коллективов, проводимые на различную дату.

6. Исследования проводятся не по полному кругу 89 конституционных субъектов федерации, имеющих собственную законодательную базу и отдельные бюджеты[4] .

При этом, на наш взгляд, инвестиционный климат региона следует рассматривать как комплексную характеристику, состоящую из трех ключевых подсистем: инвестиционного потенциала – совокупности имеющихся в регионе факторов производства и сфер приложения капитала; инвестиционного риска – совокупности переменных факторов риска инвестирования; законодательных условий – правовой системы, обеспечивающей стабильность деятельности инвестора. Законодательство влияет не только на степень инвестиционного риска, но и регулирует возможности инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства – составляющих инвестиционного потенциала региона.

В общем виде процедура определения рейтинга включает следующие этапы:

1.Выбирается и обосновывается набор показателей, наиболее точно, по мнению экспертов, отражающих состояние инвестиционного комплекса региона.

2.Каждому показателю или группе однородных показателей присваиваются весовые коэффициенты, соответствующие его (их) вкладу в инвестиционную привлекательность региона.

3.Рассчитывается интегральная оценка инвестиционной привлекательности для каждого региона.

4.Полученные величины ранжируются с присвоением соответствующего номера (ранга).

Кратко рассмотрим следующие известные методы оценки инвестиционной привлекательности регионов, отраженные в работах отечественных и иностранных специалистов:

2.Рейтинг регионов РФ по их инвестиционной привлекательности подготовленный Экономическим департаментом Банка Австрии.

5.Оценка уровня инвестиционного климата региона с использованием индексов развития, предложенная И.В.Тихомировой.

Методы 1 и 2 предусматривают необходимость формирования неизменного набора показателей и регулярного расчета на его основе агрегированной оценки, характеризующей состояние инвестиционного климата регионов и их привлекательности для потенциальных инвесторов. Их преимущество состоит в возможности прослеживания динамики экономических социальных и иных региональных процессов на основании постоянного набора критериев. Этим методом пользуются известные рейтинговые агентства и в ряде случаев можно говорить о том, что использование одного и того же набора критериев оценки из года в год оправдывает себя, т.к. такие рейтинги с течением времени становятся универсальными индикаторами при оценке состояния экономик государств и региональных образований. Очевидной трудностью является подбор и обоснование эффективности использования конкретного набора критериев оценки. Также представляет известную сложность интерпретация результатов, полученных в результате оценки. Не всегда за итоговым интегральным значением можно увидеть причинно-следственные связи и тенденции развития регионального инвестиционного комплекса. Плюс ко всему значения весовых коэффициентов полученные по экспертным оценкам подвержены влиянию субъективизма[5] .

Метод 3 предполагает рассмотрение инвестиционного регионального климата во взаимосвязи с типом воспроизводства, присущим тому или иному региону. Так, расширенному типу воспроизводства соответствует благоприятный инвестиционный климат; деградационному – неблагоприятный; в отношении же сужающегося по причине структурной перестройки воспроизводства невозможно вынести однозначного решения, не рассматривая конкретной ситуации.

Отличительной особенностью первых трех методов является то, что все они используют группировку показателей оценки по инвестиционным потенциалам и рискам. Метод 3 отличается от первых двух использованием особого инструментария, а именно статистического кластерного анализа.

Основной проблемой при использовании рассмотренных методов, как нам представляется, является сложность формирования и обоснования системы индикаторов для оценки инвестиционной привлекательности региона.

Для решения задачи оценки инвестиционной привлекательности региона исследователь должен располагать более гибким и адаптируемым к требованиям конкретного заказчика или инвестора аналитическим инструментарием. Зачастую важно не только определить место региона по уровню развития инвестиционного комплекса, но и сопоставить характеристики внутрихозяйственных процессов ряда региона.

Таким образом, по результатам анализа представленных методов можно судить об основных существующих в настоящее время подходах к решению проблемы оценки инвестиционной привлекательности[6] .

В ноябре 2003 года инвестиционный рейтинг был впервые присвоен России агентством Fitch, а агентство Moody's приняло аналогичное решение еще в октябре 2003 года. Последнее повышение российского рейтинга агентством Standard & Poor's произошло в конце января 2004 года, когда он был увеличен до уровня "BB+" с уровня "ВВ".

Агентство обращало внимание на увеличение золотовалютных резервов России благодаря благоприятной конъюнктуре нефтяных цен, в результате чего к концу 2004 года Россия получила статус нетто-кредитора.

Для увеличения доверия инвесторов эксперты агентства советовали улучшить в стране политический климат и возобновить реформы. В противном случае бегство частного капитала из России в среднесрочном периоде ускорится.

В 2008 году все ведущие рейтинговые агентства понизили рейтинг РФ до неблагоприятного, что было вызвано сильным влиянием мирового финансового кризиса на экономику России.

Наконец, в июне 2009 года международное рейтинговое агентство Fitch объявило о присвоении России рейтинга на уровне “BBB-”, могло бы сделать это еще год назад, считают аналитики инвестиционных компаний.

Аналитики считают, что повышение рейтинга России, безусловно, окажет позитивное влияние на инвестиционный климат и вызовет приток средств со стороны западных фондов.

Таким образом, в связи с мировым финансовым кризисом инвестиционный рейтинг РФ понизился, но, по мнению многих экспертов, такая ситуация в условиях проведенных антикризисных мер продлится недолго и рейтинг РФ будет повышен.

Будущее России и ее статус как промышленной державы зависят от модернизации экономики на современной технологической основе. На передний план выдвигается проблема обеспечения устойчивого экономического роста. Поэтому особо остро стоит вопрос о поиске инвестиционного механизма, чтобы дать мощный импульс развитию реального сектора экономики. Отсюда вытекает необходимость масштабных притоков инвестиций - отечественных и иностранных.

Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. При этом далеко не последнюю роль для многих государств, особенно вырывающихся из экономического и социального неблагополучия, играет привлечение иностранного капитала в виде прямых капиталовложений, портфельных инвестиций и других активов.

Практическая реализация этих задач предъявляет жесткие требования к режиму функционирования экономики, направлениям и эффективности использования инвестиционных ресурсов, скорости и результативности институциональных преобразований. Поэтому очень важную роль играет внешний имидж России для инвесторов, который определяется в виде инвестиционного рейтинга.

В данной контрольной работе было рассмотрено понятие инвестиционного рейтинга, особенности и методы его формирования, а также была проанализирована текущая ситуация в условиях мирового финансового кризиса.

1. Алехин, Б.И. Рынок ценных бумаг / Б.И. Алехин. – М.: Юнити, 2006. – 301 с.

2. Бердникова, Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело / Т.Б. Бердникова. - М.: Инфра-М, 2005. - 279 с.

3. Буренин, А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов: учебное пособие / А.Н. Буренин. - М.: Финансы и статистика, 2007. – 371 с.

4. Гусева, И.А. Рынок ценных бумаг / И.А. Гусева. – М.: Экзамен, 2006. – 512 с.

5. Дегтярева, О.И. Биржевое дело: учебник для вузов / О.И. Дегтярева. – М.: Юнити – Дана, 2006. – 679 с.

6. Добрынина, Л.И. Фондовый рынок и биржевая торговля: учебное пособие / Л.И. Добрынина. – М.: Экзамен, 2005. – 376 с.

7. Каменева, Н.Г. Организация биржевой торговли: учебник для вузов / Н.Г. Каменева. – М.: Юнити, 2008. – 303 с.

8. Ковалев, В.В. Инвестиционный анализ, методы и процедуры / В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 297 с.

9. Колесников, В.И. Ценные бумаги: учебник / В.И. Колесников. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 352 с.

10. Моисеенко, О.В. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: учебник для вузов / О.В. Моисеенко. – М.: Юнити, 2006. – 436 с.

[1] Буренин, А. Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов: учебное пособие / А. Н. Буренин. - М.: Финансы и статистика, 2007. – С. 37

[2] Моисеенко, О. В. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: учебник для вузов / О. В. Моисеенко. – М.: Юнити, 2006. – С. 214

[3] Добрынина, Л. И. Фондовый рынок и биржевая торговля: учебное пособие / Л. И. Добрынина. – М.: Экзамен, 2005. – С. 117

[4] Алехин, Б. И. Рынок ценных бумаг / Б. И. Алехин. – М.: Юнити, 2006. – С. 123

[5] Ковалев, В. В. Инвестиционный анализ, методы и процедуры / В. В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2007. – С. 129

[6] Бердникова, Т. Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело / Т. Б. Бердникова. - М.: Инфра-М, 2005. - С. 148 - 149

Очередной ежегодный рейтинг инвестпривлекательности регионов, подготовленный агентством RAEX, показывает, что в мировой пандемический кризис субъекты РФ вступили с нарастающими инвестиционными рисками. Основная, если не единственная надежда для многих территорий перед лицом наступающего социально-экономического шторма – поддержка со стороны федерального бюджета.

Бюджетный вариант

Назревающие негативные тенденции вырвались на поверхность немногим позже – за первую половину нынешнего года инвестиции рухнули на 4% (падение показателя отмечено почти в половине субъектов федерации). Спад оказался бы еще заметнее, если б не спешная реализация федеральными властями пакета антикризисных мер – по оценке Минэкономразвития, рост капитальных расходов консолидированного бюджета в январе–августе составил 34,8%.

Мало не покажется

Впрочем, приведенные примеры лишь подсвечивают общую безрадостную картину. По ряду ключевых показателей, принимаемых для оценки положения дел в регионах, ситуация развивается пессимистично – причем фронтально. По данным Росстата, доля территорий, где наблюдается падение доходов населения, с 27% в 2019 году подскочила до 95% по итогам второго квартала года нынешнего (см. график 2), а в целом за 2020 год МЭР ожидает снижения реальных располагаемых доходов на 3,0%.

Это неизбежно привело к провалу в обороте розничной торговли за январь-сентябрь 2020 г. почти на 5% (см. график 3) – указанная тенденция характерна для 85% регионов.

Жизнь взаймы

Ухудшение состояния дел с экономикой на уровне регионов фиксируют и другие показатели, главный из которых – снижение ВВП, которое, по данным Росстата, во втором квартале 2020 г. составило 8,0% (год к году). Причем это падение затронуло практически все регионы, значимые с точки зрения вклада в российскую экономику. Ведь из 85 субъектов РФ более половины (52%) валового внутреннего продукта формируют всего 10, а именно: Москва (6 место по интегральному риску в нынешнем рейтинге) и Санкт-Петербург (2 место), Московская (1 место) и Свердловская области (16 место), Ханты-Мансийский (19) и Ямало-Ненецкий (29) автономные округа, Краснодарский (9) и Красноярский (36) края, республики Татарстан (7) и Башкортостан (23). Перечисленные регионы закономерно занимают верхние строчки в нашем рейтинге по потенциалу (см. таблицу 3), т.е. доле на общероссийском рынке. Но даже они вынуждены для смягчения последствий кризиса и карантинных ограничений прибегать к заимствованиям и рассчитывать на поддержку из центра. К примеру, даже в сравнительно спокойном (на нынешнем фоне) 2019 году такие экономические гиганты, как Подмосковье, Свердловская область и Башкирия входили в топ-10 регионов по дефициту консолидированного регионального бюджета с показателями соответственно 9,1%, 6,4% и 4,3% превышения расходов над собственными доходами.

Указанная тенденция только нарастает. По данным Минфина, за 10 месяцев текущего года объем государственного долга субъектов РФ вырос более чем на 100 млрд. рублей, при этом половина регионов показала прирост объема задолженности перед федеральным бюджетом. В целом за январь-октябрь текущего года объем межбюджетных трансфертов вырос на 57,3% к аналогичному прошлогоднему периоду.

График. Инвестиционный рейтинг российских регионов 2020 год

Источник: RAEX (РАЭКС-Аналитика)



Условные обозначения

Автор статьи: Евгений Смирнов

Евгений Смирнов

Лидеры рейтинга

Первые три места в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов РФ заняли Москва, Республика Татарстан и Тульская область.

  • Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2019–2020 года
  • Инвестиционная привлекательность субъектов РФ в 2020 году
  • АСИ: рейтинг инвестиционной привлекательности 2020 года
  • Двадцатка лидеров рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов РФ (2020 год)
  • Выводы

В июле этого года во время заседания Наблюдательного совета АСИ был представлен рейтинг регионов России-2020, который показал все преимущества и недостатки бизнес-среды субъектов для отечественных и иностранных инвесторов. Были также озвучены наиболее эффективные практики повышения показателя и шаги по улучшению инвестиционного климата конкретных регионов. Однако полную картину можно получить, проанализировав показатели не только текущего года, но и прошлых лет.

Под инвестиционной привлекательностью субъекта понимают определенное количество факторов, которые отличают регион от других и в полной мере характеризуют его инвестиционный климат. Данный показатель определяется двумя параметрами:

  1. Инвестиционный потенциал — насколько субъект готов к инвестиционным вливаниям и может ли он обеспечить гарантии всем участникам рынка. В этот параметр включаются так называемые частные потенциалы, среди которых ресурсы и сырье, образовательный и производственный уровень, инфраструктурные показатели, особенности оказания институционных услуг, развитие науки и техники, прибыльность основных отраслей экономики, объем налогов и прочее.
  2. Инвестиционный риск — включает финансовые, экономические, социальные, политические, криминальные и экологические риски. Данный параметр снижает индекс инвестиционной привлекательности, заставляя предпринимать определенные шаги по улучшению бизнес-ситуации в регионе.

Флаг России

Тщательный анализ инвестиционной привлекательности субъектов РФ прошедшего 2019 и текущего года позволяет не только сформировать позитивное мнение инвесторов о том или ином регионе, но также выявить причины, способствующие снижению показателей и своевременно предпринять шаги по улучшению инвестиционного климата.

Исходной информацией для оценки привлекательности инвестиций в конкретный субъект выступают законодательные акты, региональные исследования, публикации и опросы. Но самыми важными источниками для оценки являются статистические данные по развитию регионов, которые собираются уполномоченными органами. На основании полученных данных компания Эксперт РА составляет рейтинги, которые позволяют потенциальным инвесторам получить максимум информации по интересующему субъекту.

Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2019–2020 года

Существует множество методик оценки показателя бизнес-привлекательности субъектов Федерации. Они различаются между собой позициями в методологическом расчете и самими методами проведения расчетов. Национальный рейтинг субъектов Федерации базируется на официальной информации, которая собирается Росстатом и уполномоченными федеральными ведомствами. Среди них — Министерство экономического развития РФ.

За последние четыре года явно виден рост привлекательности некоторых регионов для успешной и долговременной инвестиционной деятельности. Однако в определенные периоды показатель лидирующих субъектов снижался. По данным прошлых лет, почти 80% всех иностранных инвестиционных вливаний получают лишь 16 регионов.

Чем интересны регионы РФ для инвесторов

Инвестиционная привлекательность субъектов РФ в 2020 году

На лидирующих позициях в рейтинге 2020 года оказались мощные регионы с большим ресурсно-сырьевым потенциалом. Анализ показал падение бизнес-привлекательности субъектов-аутсайдеров. Исключением является Калужская область, власти которой приложили усилия для разработки выгодных условий для инвестиционных вложений, направленных на инновационные и технологичные отрасли.

Что же касается субъектов по отдельности, то национальный рейтинг регионов России 2020 года охватил всех участников и отображает следующие результаты:

  • Два региона (Москва и Республика Татарстан) обладают отличным потенциалом и характеризуются минимальным риском для инвесторов.
  • В четырех регионах наблюдается низкий показатель и риск на экстремальном уровне.
  • Средний потенциал и высокий риск показали 10 субъектов.
  • Незначительным потенциалом с высокими рисками отличились 12 регионов.
  • У одиннадцати регионов оценка инвестиционной привлекательности выявила незначительный потенциал и риск на умеренном уровне.
  • Оставшиеся субъекты показали снижение потенциала, но умеренные риски.

На снижение показателей субъектов-аутсайдеров повлияли низкие темпы развития инфраструктуры, слабая экономика, отрицательные данные по притоку инвестиций, разработка неэффективных бюджетов и внушительная долговая нагрузка. В качестве метода создания приемлемых условий для инвесторов, регионам рекомендовано усилить государственную поддержку и расширить возможности бюджетов в данном направлении.

АСИ: рейтинг инвестиционной привлекательности 2020 года

Являясь совместным проектом АСИ (Агентства стратегических инициатив), Торгово-промышленной палаты, Российского союза предпринимателей и промышленников, а также других деловых объединений, рейтинг дает оценку предпринимаемым шагам региональных властей по улучшению инвестиционного климата субъектов. В процессе оценивания выявляются эффективные практики, а результаты рейтинга выполняют важную цель — создание конкурентоспособной инвестиционной среды и стимулирование регионов к борьбе за инвестиции.

В этом году на заседании Наблюдательного совета АСИ был представлен национальный рейтинг регионов России 2020 от АСИ. В оценке полученных данных важное место занимал не только анализ инвестиционного климата по традиционным показателям, но также критерии качества оказания различных государственных услуг. Здесь речь идет о выдаче разрешений и лицензий, регистрации юридических лиц, поддержке малого бизнеса и прочее.

Двадцатка лидеров рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов РФ (2020 год)

Первые двадцать мест в рейтинге расположились следующим образом:

  • Москва осталась на первом месте.
  • Татарстан тоже сохранил прежнюю позицию — второе место.
  • Прорыв по улучшению привлекательности бизнес-среды для инвестиций совершила Тульская область (+3 позиции, третье место).
  • Санкт-Петербург поднялся на одну позицию и стал четвертым в рейтинге.
  • В десятке лучших также оказались Московская, Белгородская, Калужская, Ярославская области, Краснодарский край и Республика Башкортостан.

Экспертами также был отмечен отличный результат Ханты-Мансийского автономного округа — Югра и Новгородской области, которые заняли 14 и 11 места соответственно в рейтинге инвестиционной привлекательности.

Рейтинг регионов РФ в 2020 году по инвестиционной привлекательности

Выводы

На основании данных рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов РФ за 2020 год, можно с уверенностью отметить — залогом первых мест в рейтинге становятся хорошие условия для ведения бизнеса, природные ресурсы и столичные преимущества.

На первых строчках по-прежнему находится Москва. Постепенно выбиваются в лидеры регионы с развивающимся ресурсным потенциалом. Важным условием для инвестиционного успеха также остается комфорт оказания институционных услуг, что доказали Белгородская и Калужская области.

В ряде регионов наблюдается повышение инвестиционного потенциала, что достигнуто поддержкой государства и разумным распределением средств между отраслевыми структурами. Многие субъекты занялись проведением реформ, включая создание системы привлечения инвесторов, снижение барьеров административного уровня, оптимизация регистрационных процедур и прочее. Появляются интенсивные иностранные вливания из Китая и других стран, что восполняет пробел от потери некоторых европейских партнеров.

Национальное рейтинговое агентство (НРА) — одно из старейших российских рейтинговых агентств, обладающее более чем 17-летним опытом компетенций на рынке рейтинговых и аналитических услуг. C 12 сентября 2019 года НРА входит в Реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России. В конце 2019 — начале 2020 года НРА качественно обновило методики по оценке надежности и качества услуг профессиональных участников рынка ценных бумаг, кредитные методологии.

Сейчас рейтинги НРА используются участниками рынка инвестиций как один из важных критериев оценки эффективности ведения бизнеса, рисков, а также являются инструментом повышения прозрачности российского финансового рынка в соответствии со Стратегией развития финансового рынка Банка России на 2019-2021 гг.

При оценке инвестиционной привлекательности региона Агентство учитывает обеспеченность природными ресурсами и выигрышность географического положения субъектов, их трудовые ресурсы, развитость инфраструктуры, потенциал внутреннего спроса, стабильность социально-политической среды, а также финансовое положение.

Методология оценки

Инвестиционная привлекательность региона определяется с учетом совокупности факторов, влияющих на целесообразность, эффективность и уровень инвестиционных рисков на территории каждого из регионов. Эти факторы являются активным фоном для всех инвестиционных проектов, влияют на риск и доходность данных проектов. Каждый из принимаемых в расчет факторов может быть оценен с помощью специального набора показателей. Агентство рассматривает семь ключевых факторов региональной инвестиционной привлекательности.

Факторы региональной инвестиционной привлекательности

1. Географическое положение и природные ресурсы: удобство географического положения региона, наличие в регионе основных видов природных ресурсов (в том числе топливно-энергетических), уровень загрязнения окружающей среды, возможности очистки стоков и переработки отходов производства, энергоемкость региональной экономики.

2. Трудовые ресурсы региона: основные характеристики трудовых ресурсов региона, в том числе численность экономически активного населения, уровень занятости и безработицы, объем предложения квалифицированной рабочей силы, а также производительность труда.

4. Внутренний рынок региона (потенциал регионального спроса): уровень развития внутреннего рынка региона (в том числе масштабы секторов розничной торговли и платных услуг), располагаемые доходы и покупательная способность населения региона.

5. Производственный потенциал региональной экономики: совокупные результаты и особенности экономической деятельности предприятий, работающих в регионе (объем и динамика производства, размер активов, их качество и эффективность их использования), отраслевая структура региональной экономики, уровень развития инновационных отраслей.

6. Институциональная среда и социально-политическая стабильность: экспертная оценка эффективности регионального законодательства, регулирующего взаимодействие органов власти и инвесторов, экспертная оценка благоприятности регионального налогового законодательства (наличие налоговых льгот и возможности их получения), уровень социальной и криминальной напряженности в регионе.

7. Устойчивость регионального бюджета и предприятий региона: состояние государственных финансов в регионе (сумма налоговых поступлений, сбалансированность бюджета, региональный государственный долг), а также аналитическая оценка положения предприятий региона (прибыльность/убыточность фирм, состояние кредиторской и дебиторской задолженности организаций, наличие инвестиционных ресурсов).

Показатели

Для оценки перечисленных семи факторов инвестиционной привлекательности использовался набор из 56 показателей. Их можно разделить на три основные группы:

1. Статистические показатели традиционно используются для оценки большинства факторов инвестиционной привлекательности регионов. Источником данных для таких показателей являются официальные публикации статистических органов, а также федеральных органов власти. В методологии НРА используются данные, предоставленные Росстатом, Банком России, Министерством финансов, Министерством экономического развития, Министерством связи и массовых коммуникаций, Министерством природных ресурсов и экологии, Генеральной прокуратурой.

2. Опросы предпринимательского сообщества позволяют оценить показатели инвестиционной привлекательности, не измеряемые количественно. В методологии НРА используются результаты опросов, проводимых Росстатом в рамках обследования инвестиционной активности организаций, а также другими организациями, в числе которых Агентство стратегических инициатив и ведущие деловые ассоциации.

3. Экспертные оценки применяются при изучении факторов инвестиционной привлекательности региона, статистика по которым не ведется или не публикуется в открытом доступе. В методологии НРА экспертные мнения используются для оценки ресурсного потенциала региона, качества институциональной среды и уровня социально-политической стабильности. Экспертные оценки выставляются аналитиками НРА и независимыми экспертами с помощью стандартизированной балльной шкалы.

При разработке методологии оценки инвестиционной привлекательности регионов был проведен опрос экспертов — представителей инвестиционного и научного сообщества (специалистов в области прямых и портфельных инвестиций, имеющих опыт работы с инвестиционными проектами в российских регионах). Целью опроса было определение относительной значимости отдельных факторов в итоговой оценке инвестиционной привлекательности. По результатам опроса факторам инвестиционной привлекательности регионов были присвоены веса, которые для обеспечения сопоставимости результатов в дальнейшем не изменялись.

Процедура оценки

Оценка уровня инвестиционной привлекательности регионов включает в себя несколько этапов:

1. Сбор данных по каждому из 56 показателей для всех 85 регионов России, рассматриваемых в рамках исследования. Исходные статистические, опросные и экспертные показатели преобразовываются в расчетные индикаторы на основе соотнесения значения показателя каждого региона с минимальным, максимальным и средним значениями среди всех рассматриваемых субъектов.

2. С использованием экспертных весов рассчитаны агрегированные оценки всех факторов инвестиционной привлекательности, а также интегральный индекс инвестиционной привлекательности для каждого региона.

3. На основе кластерного анализа и выделения пороговых значений индекса производится распределение регионов по трем укрупненным категориям и девяти группам инвестиционной привлекательности.

Шкала уровней инвестиционной привлекательности регионов

Уровень инвестиционной привлекательности региона присваивается по специальной шкале, разделенной на три большие категории, внутри каждой из которых выделяются три подуровня:

Читайте также: