Доклад формирование экологической культуры личности

Обновлено: 06.07.2024

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.

Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Это происходит оттого, что всегда очень мало уделялось внимания экологическому воспитанию, и привело к тому, что люди стали относиться к природе только как к источнику сырья, жизни и т. д.

Вырубка лесов разрушает экосистемы и приводит к исчезновению многих видов животных и растений, некоторые растения относятся к незаменимым видам, из которых получают лекарственные препараты.

Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время.

Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком, а ведь дошкольное детство - это период бурного роста и интенсивного развития ребёнка, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Достижением первых семи лет является становление самосознания. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение и труд в природе.

В практической работе исследователи и воспитатели уделяют, прежде всего, внимание организации наблюдений за объектами природы.

Их психологическая структура представляет собой сложный механизм, включающий многостороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоциональные переживания наряду с активной двигательной воспроизводящей деятельностью.

Именно в дошкольном возрасте важно создавать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано.

И это возможно сделать посредством наблюдения. Наблюдения в природе способствуют накоплению у детей запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.

Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного, бережного отношения к природе.

Особое внимание при работе с детьми старшего дошкольного возраста следует уделять воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:

— формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

развитие познавательного интереса к миру природы:

• уточнение и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях;

• формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие);

• формирование элементарных представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;

— формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

- развитие чувства эмпатии к объектам природы;

— формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

— формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

— освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

— формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

— формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

- формирование эстетического отношения к окружающему миру.

Для реализации данных задач необходимо следовать следующим принципам: научности, доступности, целостности, системности, сезонности, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для ознакомления детей с природой : в групповой комнате, уголке природы, на территории детского сада.

Работа по данному направлению осуществляется на занятиях, в процессе наблюдений, рассматриваний, целевых экскурсий, чтения художественных произведений, игровой, трудовой и продуктивной деятельности. Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как интегрированные занятия, экспериментирование, просмотр видеофильмов и телепередач и т. д.

Труд и наблюдения детей за растениями и животными в уголке природы организуют в течение всего года.

Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных. Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время

Особая роль в формировании экологической культуры принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в дошкольном учреждении. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды.

Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь явлений.

Итак, современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.

Новогодние поделки

Новогодние поделки Ю. Настя 4,6 лет; "Домик Деда Мороза" МБДОУ №15 "Дюймовочка" комбинированного вида г. Старый Оскол Белгородской обл. Ш. Лиза 4,6 лет "Сладкая.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Человек является неотъемлемой частью природы и важно научиться жить в согласии с ней. В современном обществе необходимо уделять достаточное внимание формированию экологической культуры личности.

На сегодняшний день, формирование экологической культуры, является одним из наиболее динамично развивающихся компонентов образования, и рассматривается в мировой практике как важнейшая мера преодоления экологической опасности.

Основной целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой. Экологическая культура вбирает в себя практический и духовный опыт обеспечения выживания и социального прогресса личности и общества.

Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности. В него входит осознание сущности экологических законов; понимание причин противоречий; осознание опасности глобальных эко катастроф и локальных экологических кризисов; познание себя и отношение к себе и окружающему миру как части самого себя. Если для сохранения себя человек должен сохранить природу, то для охраны природы он должен развить себя.

Составной частью экологической культуры является экологическое мировоззрение. Оно представляет систему обобщенных взглядов на отношения людей к окружающей среде. Для того чтобы мыслить глобально, надо знать мир, его природу, глобальные биологические, географические, социально-экономические и политические процессы в их интеграции и пространственной дифференциации. Экологическое образование должно быть сориентировано на изучение законов функционирования окружающей среды и сохранения её экологических качеств.

Современные нормы экологической нравственности и морали базируются на глубоком осознании экологической необходимости, экологически обоснованных ограничений потребления и производства. Эти ограничения обусловлены тем

обстоятельством, что человечество в своем потреблении природных ресурсов неизбежно ухудшает экологические свойства природной среды.

Экологическая культура – это качественно новое образование личности, часть ее общей культуры.

Информационная среда – самая насыщенная часть средового влияния. Но чтобы она выполняла функции фактора личностного развития, по мнению Н. Е. Щурковой, необходимо условие: уровень интеллектуального напряжения студентов должен быть всегда таков, чтобы восприятие информации требовало интеллектуального и духовного усилия.

Этническая культура Донского края требует от жителей, особенно молодого поколения, сохранение природных и духовных ценностей, и так же ответственности за решение экологических проблем. Использование экологического материала о своем родном крае позволит раскрыть пути рационального природопользования и охраны окружающей среды, что послужит важным условием формирования глубокого и сознательного отношения к экологическим проблемам не только своего края, но и всей Земли в целом.

Экологическое мировоззрение, культура, мышление во все периоды жизни человека формируется через воспитание личной ответственности за экологическое

состояние природы и собственного здоровья. Экологические знания устанавливают правильное отношение человека с окружающей средой, окружающими людьми и самим собой.

В подготовке квалифицированных специалистов, которым в той или иной области человеческой деятельности предстоит решать экологические проблемы, особое значение приобретает экологический аспект.

Первоначальное просвещение и воспитание экологического характера формирует семья. Начиная, еще с дошкольного возраста, в игровой форме знакомят детей с понятиями живой и неживой природы, с многообразием растительного и животного мира, воспитывают эстетическое отношение к природе, прививают навыки поведения в природе. У школьников педагоги расширяют и обогащают знания по экологии. Знакомят с основными условиями возможности жизни человека на нашей планете. Учащихся среднего и старшего звена должны быть ориентированы на активное экологическое поведение, направленное на сбережение и приумножение природных богатств, побуждать к действиям по защите окружающей среды, осознавая свою роль в биосфере.

В ГБПОУ РО ПУ № 46 с 2015 года по всем профессиям учебным планом введён курс общеобразовательного предмета экологии, которая признана формировать у студентов экологическое мировоззрение, экологическую грамотность, воспитание способности оценивать свою профессиональную деятельность с точки зрения охраны биосферы.

При работе со студентами следует использовать доступные им мотивы охраны природы, соответствующие уровню их развития. Велико значение в экологическом воспитании гуманистических мотивов, развивающих чувство доброты и заботы о живом. Определенное значение имеют также научно-познавательные мотивы (охрана редких растений, животных, памятников природы), патриотические мотивы (природа и Родина неотделимы и через любовь к родной природе формируется любовь к Родине), эстетические мотивы охраны природы, воспитывающие чувство красоты. Практическая природоохранная деятельность студентов по охране природы

и улучшению природной среды организуется нашем училище в многообразных специализированных формах: защита леса, охрана пресных вод, очистка окружающей среды и профилактика ее загрязнения. Экологические знания являются основой для практической природоохранной деятельности студентов. При этом экологическое образование рассматривается как образовательный процесс, формирующий у студентов определенную систему ценностей, поведения, умения принимать осознанные решения в отношении к окружающей среде. Формирование экологической культуры подрастающего поколения предусматривает воспитание убежденности и готовности действовать в направлении рационального природопользования, что, в конечном итоге целью своей имеет реализацию стратегии эволюции человека и природы.

Современный личностно-ориентированный подход к обучению заставляет преподавателя не только требовать от студентов усвоения определенной суммы знаний, но и умения применить их в творческих ситуациях.

В современном образовании должно стать приоритетным свободное творческое развитие личности. Необходимо помочь подрастающему поколению перевести знания в личностные ориентиры. Осознанное включение подростков в экологическую деятельность есть лучшее подтверждение развитости их экологической культуры.

Главным условием формирования экологической культуры является комплексный подход, непрерывность и преемственность образовательных и просветительских программ. Формирование и развитие экологической культуры личности необходимо рассматривать педагогическому коллективу нашего учреждения в 3-х аспектах:

Взаимодействие человека с природой.

Сфера межличностных отношений.

Взаимоотношение человека с собственным организмом.

Данные аспекты образования экологической культуры студентов осуществляются:

через предметы естественнонаучного цикла - биологии, географии, физики, химии, где функционирования природа и человек осуществляется на основе общих законов природы взаимодействия человека с природой;

через цикл специальных предметов по культуре экологического образования;

через экологизацию учебных дисциплин путем включения в их содержания экологической проблематики. По географии и биологии в темах о климате, ландшафте, флоре и фауне добавлена информация о местных климатических условиях, природном ландшафте, окружающей флоре и фауне.

через работу внеклассных мероприятий, на которых идет углубление экологической культуры образования и воспитания студентов.

Такие формы работы помогают студентам более глубоко осознать многообразие экологических проблем микрорайона, города, почувствовать экологическую опасность, убедиться в необходимости личного участия в деле охраны природы.

Показателями экологической воспитанности студентов являются:

знания объектов природы;

знания о единстве природы, взаимосвязях природных объектов и явлений;

знания о взаимосвязях человека и природы;

знания норм и правил поведения в природной среде.

экологические умения, навыки и привычки:

умения и навыки по изучению окружающей среды;

умения, навыки и привычки соблюдения норм поведения в природе;

умения и навыки природоохранной деятельности;

постоянные привычки бережного отношения к животным, объектам природы;

качества личности, связанные с отношением к природе:

интеллектуальные: любознательность, познавательный интерес к объектам природы, к труду природоохранительного характера;

нравственные: гуманность (доброта, любовь ко всему живому, сострадание, доброжелательность); бережливость, прилежание (как основа конкретной ответственности);

эстетические: эстетическая заинтересованность природными объектами и явлениями; реакция на красоту природы, переживания от созерцания прекрасного; выражения в речи эмоционально-эстетической оценки восприятия природы;

трудолюбие, дисциплинированность и добросовестность;

стремление к природоохранительному труду;

активность и самостоятельность в работе по охране и приумножению природных богатств.

Содержание экологической культуры включают взаимосвязанные компоненты:

когнитивный (экологически значимые знания, от восприятия к их пониманию, осознанию и использованию) экологический стиль мышления;

нормативный (нравственный и экологический императив, этические нормы, правила, экологические традиции);

творческо - деятельностный (опыт созидательной, проективной эколого-оправданной деятельности);

- поведенческий (природосообразные поступки в отношении природы);

Таким образом, экологическая культура личности представляет собой целостную систему, функционирование которой основано на гармоничном взаимодействии всех сфер сознания личности.

Целостное освоение предметного окружающего мира и природы требует овладения различными методами познания. На основе опыта взаимодействия индивида с окружающей средой происходит гармонизация его отношений с природой, и он поднимается на более высокий уровень экологической культуры.

Экологически образованный и воспитанный студент должен обладать навыками правильного поведения при общении с природой, сознательно заботиться о сохранении экологической ситуации в пределах нормы, понимать сущность основных экологических взаимосвязей, необходимость предвидеть последствия воздействия человека на природу.

Формирование экологической культуры и воспитание новой ментальности личности возможно во многом благодаря экологическому образованию, поскольку именно оно предполагает, с одной стороны, целостное осознание мира, а с другой - развитие нового стиля мышления, основанного на интеллектуально личностных качествах, на способности видеть экологические проблемы и на умении решать их.

Воспитательное направление ставит целью научить студентов быть личностями, способными ориентироваться и активно воздействовать на окружающий мир, нести ответственность за свои поступки, быть любознательными и самостоятельными, уважающими окружающий нас мир, осознающими личную роль в нашем обществе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены его ценностных ориентиров.

Формирование экологической культуры личности как составная часть современного обучения и воспитания

Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены его ценностных ориентиров. Человек должен научиться соблюдать законы природы, изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности. То есть, с одной стороны, должны быть учтены интересы людей, их желание создать для себя приемлемые условия существования, с другой — человеческие устремления следует ограничить рамками природных законов. Чтобы реализовать эти принципы на практике, в повседневной жизни, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды. Ведущая роль в этом процессе принадлежит экологическому воспитанию и образованию, целью которого является формирование такого интегративного качества личности как экологическая культура. Экологическая культура формируется в системе непрерывного экологического образования и воспитания, основными звеньями которой, являются: семья, дошкольное заведение, школа, внешкольные воспитательные учреждения, средства массовой информации. Формируя экологическую культуру личности, необходимо учитывать особенности каждого структурного компонента образовательного пространства, а также специфику их взаимосвязи и взаимодействия при управлении данным процессом. Экологическое образование и воспитание осуществляется не в рамках одного урока, лекции, темы и даже не учебного года, а осуществляется постоянно, причем на всех ступенях образования, лишь немного меняя свою специфику.

Экологическое образование — это непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей.

Экологическое образование характеризуется:

историчностью – продолжает то, что инстинктивно закреплено и культурно продолжено;

адаптивностью – поддерживает адаптацию общества к природе;

Экологическое воспитание формирует ответственное отношение обучающихся к человеку как природному существу, к природе как среде его обитания, к деятельности по ее охране.

В процессе экологического воспитания важно учитывать три основных компонента:

интеллектуальный (экологические знания и интеллектуальные умения мировоззренческого порядка);

личностный (мотивация, отношения и оценки);

внутреннюю готовность (желание, намерение, потребность реализовать свои позиции в деятельности по охране природной среды).

Целью экологического образования и воспитания является формирование ответственного отношения к природной среде на основе подлинных и глубоких знаний о ней.

Процесс экологического образования и воспитания проходит несколько этапов.

На I этапе происходит усвоение экологических знаний и ценностных ориентаций (на уровне фактов, представлений, идей, законов), а также навыков и умений интеллектуального, практического и поведенческого характера.

На II этапе обучающиеся оперируют накопленными знаниями, умениями, навыками в учебных и игровых ситуациях: на семинарах, диспутах, конференциях, сюжетно-ролевых играх, экскурсиях.

На этом этапе осуществляется выдвижение экологических проблем, гипотез, накапливается опыт оценок экологических ситуаций и принятия решений; выполняются интеллектуальные, практические операции в реальной действительности.

III этап характеризуется применением экологических знаний, умений, навыков, развитием эмоционально-волевых качеств в реальных ситуациях по разработке природоохранительных проектов, в организационной работе, в процессе отдыха в природном окружении.

Экологизация образования несет в себе следующие педагогические функции:

- способствует становлению и развитию единой картины мира в сознании ребенка;

- является существенным компонентом гуманизации школьного образования, поскольку рассматривает деятельность человечества с позиций той пользы (в широком смысле), которую эта деятельность несет отдельному человеку;

- формирует общеучебное и общечеловеческое умение прогнозировать собственную деятельность и деятельность других людей и коллектива;

- расширяет возможности нравственного воспитания в процессе обучения;

- позволяет раскрыть социальную сущность образования в целом.

В систему экологического образования заложены следующие принципы: гуманизация, научность, интеграция, непрерывность, систематичность и взаимосвязанность раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии.

В мировой и отечественной практике рассматриваются три возможные модели экологического образования:

Однопредметная — вводится интегрированная учебная дисциплина экологической направленности.

Многопредметная — осуществляется экологизация традиционных учебных курсов и дисциплин.

Смешанная — вводится новый курс экологической направленности с одновременной экологизацией традиционных учебных предметов.

Сегодня большинство ученых и педагогов-практиков определяют цель экологического образования и воспитания как формирование экологической культуры личности и общества. В научной литературе встречаются различные определения сущности данного качества, однако все чаще предпочтение отдается подходу, в рамках которого экологическая культура рассматривается как культура отношений человека к природе, другим людям и к самому себе.

С точки зрения психологов отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Только в этом случае образуется система психологических установок личности. Следовательно, реализация задач экологического образования требует пересмотра не только содержания образования, но и форм и методов обучения. Необходимо отдавать предпочтение таким методам, формам и методическим приемам обучения, которые будут:

- стимулировать обучающихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;

- способствовать развитию творческого мышления, умение предвидеть последствия природообразующей деятельности человека;

- обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить принимать экологически целесообразные решения и приобретать новые знания;

- вовлекать обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного и регионального значения.

Воспитывая детей, педагоги должны уделять особое внимание следующим вопросам:

пониманию самоценности природы;

осознанию ребенком себя как части природы;

воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;

формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;

формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить);

усвоению азов экологической безопасности;

усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;

формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Структура системы всеобщего комплексного и непрерывного экологического воспитания, и образования может быть представлена следующими основными взаимосвязанными звеньями:

- дошкольное экологическое воспитание в семье и в сᴨециализированных воспитательных учреждениях;

- школьное экологическое образование и воспитание, внешкольные воспитательные учреждения;

- экологическое образование специалистов среднего звена (подготовка в техникумах, высших профессиональных и ᴨедагогических училищах);

- экологическое образование в высшей школе, а также экологическая подготовка педагогических и научных кадров;

- неформальное экологическое воспитание и образование, самообразование детей и взрослых.

В системе непрерывного образования началом формирования экологической направленности личности дошкольное воспитание является его первой ступенью. На этой ступени у дошкольников происходят формирование привычек гигиенического характера, выработка простейших практических навыков, осознание элементарных проблем окружающей среды, закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь, остаются в памяти человека.

На данной ступени нужно решить, по крайней мере, три задачи:

1. Доказать детям, что в природе все взаимосвязано.

2. Помочь детям понять, для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие последствия (и для природы, и для человека), зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно.

3. Помочь детям научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно относиться к природе своего края, своей Родины.

Экологическое образование и воспитание в школе

Центральным звеном экологического образования и воспитания является школа. Школьный курс естественнонаучных дисциплин, помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа — основной источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного отношения к ней. Развитию ценностных ориентаций способствует выполнение учащимися практических работ оценочного характера. Для экологического воспитания важное значение имеют работы на местности по оценке характера воздействия человека на окружающую среду, предусмотренные программой. На их основе у школьников вырабатывается привычка правильно, критически оценивать свое поведение в природе, поступки других людей, выбрать линию поведения, соответствующую законам природы и общества. Знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе во время экскурсий, туристических и краеведческих походов свидетельствуют о степени сформированности их нравственного облика.

В начальных классах поощряется интерес к природе, сообщаются первичные сведения об экологических системах организмов, взаимовлиянии человека и природы, о естественных ресурсах, происходит закрепление и развитие знаний об окружающей природной и социальной среде, полученных школьником в семье и в дошкольных учреждениях. Преподавание ведется систематически и последовательно, обязательны также образные формы обучения, обращение к искусству и художественной литературе. В этом возрасте закладываются основы экологической культуры, целостного представления о природе, формируется научное отношение к природной среде, сознается необходимость ее охраны, усваиваются нормы поведения в окружающей среде и навыки элементарных экологически грамотных действий. Каждый предмет, изучаемый в начальной школе (родной язык, изобразительное искусство, музыка, трудовая подготовка и др.), по-новому раскрывает природоведческий материал, обогащает и помогает развивать навыки общения с природными объектами.

В среднем школьном звене главная роль в экологическом образовании отводится предметам естественнонаучного цикла. Также должна осуществляться экологизация всех учебных дисциплин – привнесение в практику преподавания различных дисциплин элементов экологического подхода, ориентирующего в первую очередь на исследование и отражение отношений и взаимодействия организмов, в частности человека с окружающей средой методами конкретной дисциплины. Путем экологизации учебных предметов у учащихся можно сформировать обобщенные представления о сущности экологических проблем, привитие экологической культуры должно проводиться средствами всех предметов.

Структура образовательной программы построена по блочно-модульному принципу, что позволяет спроектировать новый учебный план с экологической доминантой.

Экологическое образование и воспитание в вузе

Соответствующее школьное образование и воспитание, их прогрессивность и современность зависят, в первую очередь, от постановки обучения будущего педагога в стенах педагогического вуза.

Введение системы непрерывного экологического образования требует формирования практических навыков по оценке качества окружающей среды. Основной вклад в практическую экологическую деятельность обучающихся вносят экологические исследования и работы по оценке состояния окружающей среды, которые являются важной частью содержания образования и широко внедряются в практику экологического образования школьников.

Экологические исследования позволяют учащимся обобщить полученные знания, применять сведения, приобретенные при изучении других предметов, высказывать собственную точку зрения и предлагать решения той или иной экологической проблемы.

В то же время в структурной модели образовательной среды выделяют три базовых компонента: физическое окружение (пространственно-предметный компонент), человеческие факторы (социальный) и программу обучения (организационно-технологический).

При организации и управлении процессом формирования (или развития) экологической культуры личности необходимо придерживаться следующих общепедагогических и специальных принципов:

единство познания, переживания и действия (формирование экологической культуры заключается в органическом единстве усвоения научных знаний о взаимодействии человека, общества и природной среды с развитием эмоционально-чувственной сферы личности, а также упражнение в практической деятельности в природно-социальной среде);

принцип плюрализма, многообразия и вариативности педагогического процесса (как его содержательной, так и процессуальной сторон);

междисциплинарный подход на основе интеграции фундаментальных естественнонаучных дисциплин с гуманитарными знаниями;

принцип системности, как при рассмотрении различных сторон окружающей действительности, так и в организации самого педагогического процесса;

взаимосвязь глобального, локального (краеведческого) и личностного уровней экологических проблем;

принцип прогностичности (ознакомление учащихся с вариантами перспективного развития окружающего (природно-социального) мира, в котором им предстоит жить, причем ознакомление не только с негативными сценариями развития).

На всех ступенях системы образования необходимо целенаправленно осуществлять переход от информационно-пассивной к рефлексивно-деятельностной парадигме обучения: к продуктивным, интерактивным педагогическим технологиям. Характер и содержание взаимоотношений между субъектами образовательного пространства в процессе осуществления различных видов деятельности являются одним из ведущих факторов формирования экологической культуры личности воспитанника. Следует так организовывать учебно-воспитательный процесс, чтобы

основные функции педагога заключались в организации взаимодействия с учащимися, создании условий развития самостоятельности и субъектности в их деятельности;

учащийся находился в позиции субъекта деятельности, исследователя, самостоятельного приобретения знаний, создателя условий своего развития во взаимодействии с педагогами, одноклассниками и другими;

в процессе обучения доминировали проблемные, частично-поисковые и исследовательские методы;

главными приоритетами являлись деятельность, общение, диалог, творчество, право выбора, возможность самовыражения, самореализации и развития всех участников педагогического процесса; а так же рефлексия ими собственного опыта деятельности;

отношения между основными участниками педагогического процесса строились на сотрудничестве, взаимном уважении и доверии;

основной образовательный результат был представлен не только в виде материального продукта деятельности, но и в изменениях самого субъекта взаимодействия.

Для того, чтобы образовательное пространство стало средством формирования экологической культуры личности, необходимо сделать его личностно значимым для ребенка. Следует помнить о том, что и само специально организуемое педагогическое пространство должно поддаваться влиянию личности. В этом случае будет проявляться активная, деятельная позиция учащегося как субъекта своего жизненного пространства – той части окружающей (природной и социальной) действительности, которая находится в непосредственном взаимодействии с ним. Формирующаяся личность должна осознавать, что, действуя (проявляя внешнюю активность), она тем самым преобразовывает окружающую среду, которая в свою очередь так же влияет на нее. Именно это и составляет основу динамического взаимодействия человека и среды его обитания, основу формирования экологической культуры личности.

Анисимова, Т.В. Становление экологической культуры будущего учителя в учебно-воспитательном процессе в вузе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01./ Т.В. Анисимова. – М., 2002. – 143 л

Залесская, Ю.И. Управление процессом формирования экологической культуры личности / Ю.И. Залесская // Кіраванне ў адукацыі. – 2008. – №4. – С. 12 - 16.

Хусаинов, З.А. Основы формирования экологической культуры учащихся / З.А. Хусаинов // Инновации в образовании. – 2005. – №2. – С. 66-72.

Экологическое образование школьников. / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравчиной. – М., 1983.

Ясвин, В.А. Психологическое моделирование образовательных сред / В.А. Ясвин // Психологический журнал. – 2000. – ТОМ 21. – № 4. – С. 79-88.

В современном, сложном, полном противоречивых тенденций мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Они угрожают самим основам цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества. Осознание школьниками экологических проблем составляет важный аспект современности. Система целенаправленного воздействия на человека по формированию чувства гражданского долга и моральной ответственности за состояние окружающей среды, бережного отношения к природе и ее ресурсам - важнейшая мера преодоления экологической опасности.

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

Итоговая Курсовая работа.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Челябинский государственный педагогический университет

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

Экологическая культура личности и пути ее формирования

Гайнетдинова Гульшат Ринатовна

кандидат педагогических наук, доцент

Корнеева Наталья Юрьевна

Глава I. Теоретические аспекты формирования экологической культуры личности …………………………………………………………………. ….…6

Выводы по перовой главе…………………………………………… ………….25

Глава II. Опытно – экспериментальная работа по формированию экологической культуры старшеклассников……….………………………… 26

Констатирующий этап эксперимента………………………………………. . 26

Формирующий этап эксперимента…………………………. …………… …. 27

Контрольный этап эксперимента…………………….……………………… …28

В современном, сложном, полном противоречивых тенденций мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Они угрожают самим основам цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества. Осознание школьниками экологических проблем составляет важный аспект современности. Система целенаправленного воздействия на человека по формированию чувства гражданского долга и моральной ответственности за состояние окружающей среды, бережного отношения к природе и ее ресурсам - важнейшая мера преодоления экологической опасности.

Формирование экологической культуры подрастающего поколения осуществляется в различных социокультурных институтах - дошкольных образовательных учреждениях, школах, колледжах, вузах и других.

Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает недостаточно большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Сейчас жизнь ставит перед воспитателями и учителями задачу развития личности ребенка, школьника как непрерывный процесс. Проблема личностного развития дошкольника, школьника, как единого, целостного процесса может быть реализована, когда воспитатель и учитель будут иметь ясную картину основных линий развития экологической культуры. Перспективным направлением экологического образования и воспитания учащихся считают интеграцию естественнонаучных знаний и нормативно-целостных ориентаций школьников, наиболее полно отвечающих им природным наклонностям и потребностям. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует экологически целостных ориентаций.

Проблема формирования экологической культуры школьников занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической работы с детьми. Феномен экологической культуры рассматривают Н.Н.Вересов, Л.И.Грехова, Н.С.Дежникова, А.П.Сидельковский, И.Т.Суравегина и другие исследователи. Я.И.Габаев, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Б.Г.Иоганзен, Е.Е.Письменная, И.Т.Суравегина и другие разработали принципы экологического образования средней школы. Н.Н.Вересов С.А.Дерябо, В.А.Ясвин в своих исследованиях рассматривают психологические аспекты формирования экологической культуры. В психолого-педагогических исследованиях Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна показано, что только человек, который осознал себя частью Вселенной, психологически готов к экологически целесообразной антропогенной деятельности.

Методологические аспекты формирования экологической культуры анализировались в исследованиях А.И. Борисенко, С.Н.Глазачева, Л.В.Романенко, Н.М.Романенко, В.В.Серикова, А.П.Сидельковского и др., где внимание направлялось на изучение внутренних механизмов этого процесса, делались попытки рассматривать экологическое образование в системе факторов развития личности.

Цель исследования: выявить эффективные пути формирования экологической культуры личности.

Объект исследования: процесс формирования экологической культуры личности.

Предмет исследования: пути формирования экологической культуры личности.

Задачи по I главе:

Задачи по II главе:

  1. Провести практическую работу по формированию экологической культуры личности учащихся экспериментального класса.

Для достижения цели и решения поставленных задач использовался комплекс методов:

- теоретические методы: теоретический анализ литературы;

- эмпирические методы: наблюдение, тестирование, эксперимент, беседа.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлся десятый класс МОБУ СОШ №1 с.Малояз.

Глава I. Теоретические аспекты формирования экологической культуры личности

В философии культура определяется как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей и природы, между собой и к самим себе.

Как отмечает Э. В. Гирусов, культуру принято определять через противопоставление ее природным явлениям, поскольку одним из важнейших проявлений культуры является отпечаток сознательной деятельности субъекта в отличие от естественного бытия природных тел. Однако в действительности в процессе эволюции общества возникает нарастающее их взаимопроникновение и взаимообусловленность. Культура - это проявление сознательной деятельности, она характеризует степень свободы субъекта по отношению к природной и социальной необходимости. [10]

В настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой - экологической культуры.

Поэтому важнейшим показателем уровня культуры общества следует полагать не только степень его духовного развития, но и то, сколь нравственно население, насколько внедрены экологические принципы в деятельности людей по сохранению и воспроизводству природных богатств.

С позиций культурологии экологическая культура представляет собой компонент культуры общества в целом и включает в себя оценивание средств, которыми осуществляется непосредственное воздействие человека на природную среду, а также средств духовно-практического освоения природы (соответствующие знания, культурные традиции, ценностные установки и т.д.). [1]

Мы определяем экологическую культуру как нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, характеризующую своеобразие его взаимодействия с природой и включающую в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность. В качестве особого элемента выступают экологические институты, призванные поддерживать и развивать экологическую культуру на уровне общественного сознания в целом и конкретного человека в частности.

В условиях усугубляющегося экологического кризиса выживание человечества полностью зависит от него самого: и он может устранить эту угрозу, если сумеет трансформировать стиль своего мышления и своей

деятельности, придать им экологическую направленность. Только преодоление в общественном плане антропоцентризма и в личностном плане эгоцентризма может дать возможность избежать экологической катастрофы. На это у нас осталось не так много времени: по оценке такого специалиста, как председатель комитета по охране окружающей среды В. И. Данилов-Данильян, к концу 70-х годов наступающего века будет поздно даже обсуждать экологическую проблему. При этом нельзя забывать: культура консервативна и мы уже сейчас нуждаемся в революционном переходе к новому типу экологической культуры. Очевидно, что такой переход может состояться только при том условии, что законы сохранения и воспроизводства природных ресурсов будут осознаны человеком и станут законами его практической деятельности. К сожалению, материальное производство и экологическая культура все еще противоречат друг другу, и нам необходимо обостренно воспринимать серьезнейшие трудности на пути преодоления - и в сознании и на практике - этого гибельного противоречия. Скажем, на сколько еще велик для нас соблазн принять к реализации технически совершенное производственное новшество, не учитывая содержащегося в нем экологического риска. [13]

Читайте также: