Легкая атлетика в вузе доклад

Обновлено: 16.05.2024

Благодаря разнообразию и доступности легкая атлетика является самым массовым видом спорта. Олимпийская программа, кроме беговых видов, включает в себя еще четыре раздела. Каждый раздел состоит из нескольких дисциплин. Рассмотрим основные легкоатлетические виды спорта.

Легкая атлетика – определение

Легкая атлетика – это комплексный вид спорта, который включает в себя множество спортивных дисциплин, разделенных на 5 групп: бег, ходьба, прыжки, метания, многоборье.

Всероссийский реестр видов спорта содержит около 100 спортивных дисциплин, отнесенных к категории – легкая атлетика. В программу Олимпийских игр входит 24 упражнения для мужчин, 23 для женщин и одна смешанная эстафета.

Краткая история легкой атлетики

История спорта началась с легкой атлетики. Первым олимпийским чемпионом стал бегун по имени Кореб из города Элиды.

Вид спорта № 1

Легкую атлетику считают родоначальником Олимпийских игр. Первые Олимпийские игры в Древней Греции прошли в 776 году до нашей эры. Согласно древнегреческим мифам, соревнования проводились только в одном виде спорта – бег. Дистанция составляла 192 метра.

Состязания в беге, оставались единственным видом соревнований на протяжении первых 13 олимпиад. Со временем концепция Игр менялась. Сначала добавились новые дистанции в беге, затем появилось пятиборье. Его основу составили легкоатлетические упражнения. Первое многоборье включало в себя: бег, прыжки в длину, метание дисков, метание копий и борьбу.

Современная история

История современной легкой атлетики началась в 1837 году. В г. Регби (Великобритания) были проведены состязания в беге среди учащихся колледжа. Инициативу подхватили другие учебные заведения (в том числе университеты Оксфорда и Кембриджа). Во многом благодаря университетскому влиянию в 1865 году был основан Лондонский атлетический клуб – первая официальная организация легкой атлетики.

В 1896 году были возрождены всемирные Олимпийские игры. Назрела необходимость организовать международный руководящий орган. В 1912 году в Стокгольме прошел первый Конгресс. Он положил начало созданию Международной ассоциации легкоатлетических федераций (International Amateur Athletics Federation, IAAF). В настоящее время членами ИААФ являются 214 стран, включая Россию. Штаб-квартира ассоциации находится в Монако.

Классификация легкоатлетических видов спорта

Классифицировать легкоатлетические виды спорта можно по различным параметрам. Приведем несколько примеров.

Классификация по половому и возрастному признаку: мужские и женские соревнования, нормативы для юношей и девушек.

По месту проведения: крытые или открытые стадионы, шоссейные дороги или пересеченная местность.

По двигательным движениям: бег, ходьба, прыжки, метания и комбинация этих упражнений (многоборье).

Отечественная педагогическая литература предполагает разделение легкоатлетических дисциплин на классические (олимпийские) и неклассические (все остальные). Такой подход соответствует разделению всех видов легкой атлетики на пять основных групп. Рассмотрим эти группы.

Олимпийские виды легкой атлетики

Легкую атлетику называют королевой олимпийского спорта. Забеги на короткие и длинные дистанции, прыжки в высоту, длину, метание молота и так далее. Олимпийские чемпионы 2021 года разыграли 48 комплектов наград. Мужчины — 24 дисциплины, женщины — 23, плюс одна смешанная эстафета.

Беговые дисциплины

В медальном зачете бег занимает первую позицию. Олимпийская программа состоит из 13 дисциплин.

Спринт – включает в себя 3 дистанции: 100, 200 и 400 метров.

Бег на средние дистанции – 800 и 1500 метров.

Бег на длинные дистанции – 5 и 10 километров.

Марафон – дистанция 42 км, 195 м. Забег проводят по дороге с твердым покрытием (шоссе).

Барьерный бег включает в себя 2 дисциплины. Мужчины соревнуются на дистанциях 110 м и 400 м. Женщины вместо 110 бегут 100 метров. Высота барьеров у женщин ниже.

Бег с препятствиями (стипль-чез) — самостоятельная беговая дисциплина. В олимпийскую программу входит бег на 3000 метров. Состязания проводят на стадионе. Атлеты бегут по кругу. Спортсмену необходимо преодолеть 35 барьерных препятствий, включая 7 ям с водой. Водная преграда находится сразу за барьером. Барьер закреплен жестко и не падает, как в барьерном беге. Поэтому бегун может напрыгивать (наступать) на препятствие.

Эстафеты – олимпийская дистанция имеет три варианта. В разделе: 4×100 и 4×400, мужчины и женщины соревнуются отдельно. На Олимпийских играх в Токио к классической эстафете прибавили соревнование смешанных команд (4 на 400 метров). В каждой команде по четыре спортсмена — двое мужчин и две женщины.

Спортивная ходьба

Спортивная ходьба – легкоатлетический вид спорта, в котором, в отличие от бега, сохраняют постоянный контакт ноги с землёй. Соревнования проводят вне стадиона (на шоссе). В этом спорте у мужчин установлено 2 олимпийские дистанции: 20 и 50 км, у женщин одна – 20 километров.

Прыжки

Легкая атлетика выделяет два вида прыжков:
вертикальные – прыжок в высоту, прыжки с шестом;
горизонтальные – прыжки в длину, тройной прыжок.

Все 4 дисциплины в 1908 году включены в Олимпийскую программу.

Метания

Метание – это упражнение в толкании или бросании специальных снарядов на дальность. В программу Олимпиады входит 4 дисциплины.

Метание копья. Упражнение выполняют с прямого разбега. Соревнования проводят на стадионе. Атлет разбегается по дорожке и совершает бросок из-за головы, над плечом. Остальные метания выполняют из специального круга.

Метание диска. Бросок производят с ограниченного пространства. Метатель находится внутри огороженного сеткой круга. Вес диска у мужчин – 2 кг, у женщин – 1 килограмм.

Метание молота. Снаряд представляет собой металлический шар. Он соединён с рукоятью стальной проволокой. Атлет, сначала, раскручивает молот над головой стоя на месте. Затем, делает 3 – 4 поворота тела и совершает бросок.

Толкание ядра – силовое упражнение с ярко выраженным взрывным характером мышечной работы. Ядро, весом 7,260 кг, толкают от плеча. На Олимпийских играх в Токио (2021 г) американец Райан Краузер установил новый рекорд. Американский атлет метнул ядро на расстояние 23 метра 30 сантиметров.

Многоборье

Многоборье – совокупность нескольких легкоатлетических дисциплин. Среди мужчин проводят состязания по десятиборью. Женщины выступают в семиборье. Олимпийские соревнования разделены на 2 дня.

Десятиборье. Первый день: бег 100 м, прыжок в длину, толкание ядра, прыжок в высоту, бег 400 м. Второй день: барьерный бег 110 м, метание копья, прыжок с шестом, метание диска, бег 1500 м.

Семиборье. Первый этап: барьерный бег 100 м, толкание ядра, прыжок в высоту, бег 200 м. Второй этап: прыжок в длину, метание копья, бег 800 м.

За каждый вид спортсмен получает определённое количество очков. Затем эти очки суммируют и определяют победителей.

Неклассические дисциплины в лёгкой атлетике

Легкоатлетические дисциплины, не входящие в программу современных Олимпийских игр, принято называть неклассическими. Многие из них нам известны с детства.

Перетягивание каната – официальный вид спорта, имеющий свою международную федерацию. В состав организации входит 51 национальная федерация, включая Россию. В период с 1900 по 1920 год перетягивание каната входило в Олимпийскую программу, как одна из дисциплин легкой атлетики.

Кросс – бег по пересеченной местности. До 1924 года являлся олимпийским видом спорта. Теперь легкоатлетический кросс, это оздоровительная пробежка среди любителей. Соревнования не имеют жесткой международной регламентации. Забег проводят через лесную зону и открытые пространства, вне стадиона. Протяженность дистанции от 4 до 12 километров.

Бег на 60 метров – не олимпийский вид спринта. Это легкоатлетическое упражнение знает каждый старшеклассник. Упражнение входит в школьную программу общей физической подготовки (ОФП) и является обязательным нормативом ГТО.

Какие качества развивает легкая атлетика

Спортивный результат в легкой атлетике, это оценочный показатель. Он имеет качественное или количественное измерение. Надо прибежать первым, дальше метнуть или прыгнуть. Соревновательный подход стимулирует физическое развитие. Физические возможности человека связаны с так называемыми кондиционными и координационными способностями организма.

Кондиционные способности (качества) – это совокупность 4 индивидуальных, физических (двигательных) особенностей: силы, выносливости, быстроты и гибкости.

Координационная способность – это способность применять двигательные качества и адекватно перестраивать двигательную деятельность в различных ситуациях. В педагогической литературе координационные способности (качества) связывают с понятием ловкость.

Легкоатлетические упражнения развивают все физические качества.

Силовые качества

Мышечная сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Силовые нагрузки решают сразу два вопроса. Во-первых, увеличивают расход энергии (молекул АТФ). Во-вторых, провоцируют гипертрофию (рост) мышечной ткани.

Выносливость

Выносливость – способность организма противостоять физической усталости. Лучше всего выносливость развивает бег на длинные дистанции. Легкоатлетический кросс увеличивает объём легких и укрепляет сердечную мышцу.

Регулярные тренировки помогают организму адаптироваться к нагрузкам. То, что вчера казалось непосильным, сегодня становится обычной нагрузкой. Так мы развиваемся, становимся сильнее.

Скоростные способности

Быстрота – способность выполнять двигательные действия, в минимальный для данных условий промежуток времени.

Чтобы развить скоростные способности, проводят тренировки, в которых происходит резкая смена интенсивности и направления движений. Приведем несколько примеров. Подвижные игры (эстафеты, футбол, баскетбол); бег с ускорением и старты из различных исходных положений (высокий старт, низкий); прыжки через скакалку и так далее.

Гибкость

Гибкость – способность выполнять двигательные действия с максимальной амплитудой. Без подвижных суставов и гибких связок невозможно развить скоростные способности. Поэтому развитию гибкости в легкой атлетике уделяют особое внимание.

Ловкость

Это физическое качество объединяет все двигательные способности: быстроту, гибкость, выносливость, силу. Ловкость – это способность точно, быстро и рационально выполнять сложные двигательные движения.

В легкой атлетике ловкость развивают такие упражнения как, прыжки в высоту, прыжки с шестом, барьерный бег, стипль-чез. Они требуют от спортсмена особой концентрации и координации движений.

Заключение

Легкая атлетика объединяет виды спорта, основанные на естественных движениях: ходьбу, бег, прыжки, метание. Разнообразие упражнений дает широкие возможности для тренировочного процесса.

Можно подобрать нагрузку любой сложности. Школьник, домохозяйка, олимпийский чемпион – каждый занимается в меру своих возможностей и целей.

Легкоатлетические упражнения, с одной стороны, способствую физическому развитию, с другой стороны, позволяют оценивать уровень физической подготовленности человека.

Постскриптум

Откройте следующею страничку. Простыми словами расскажем, откуда мышцы берут энергию , зачем нужны молекулы АТФ и чем аэробная нагрузка отличается от силовой.

Ходьба, бег, прыжки, метания и многоборье как виды легкой атлетики. Задачи и цели общей, специальной и спортивной физической подготовки. Легкоатлетические упражнения для развития быстроты движений, прыгучести, гибкости, силы и силовой выносливости.

Рубрика Спорт и туризм
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 02.10.2010
Размер файла 16,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Уральская Академия Ветеринарной Медицине

Кафедра физического воспитания

На тему: Виды легкой атлетики, её значение в общей физической подготовки студентов

Проверила: Гендина Т.

1 Виды легкой атлетики

2 Общая физическая подготовка

3 Упражнения в легкой атлетике

Список используемой литературы

Легкоатлетические упражнения имеют оздоровительное значение. Занятия производятся на воздухе, упражнения воздействуют на все группы мышц: укрепляют двигательный аппарат, улучшают деятельность дыхательных органов, сердечно - сосудистой системы.

Особенно большое значение имеет легкая атлетика для формирования растущего организма, физического воспитания подрастающего поколения.

Легкая атлетика не имеет себе равных. Качества - выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость умение преодолевать трудности. Навыки - бег, прыжки, метания. Очень широко используются в трудовой деятельности, так и военном деле.

Воспитательное значение заключается в том, что занятия легкой атлетикой формируют характер, закаляют волю человека, приучат его не бояться трудностей, а смело их преодолевать.

Занятия легкой атлетикой в коллективе, участие в командных соревнованиях воспитывает ответственность за полученное дело.

Легкая атлетика - один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющий ходьбу и бег на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания диска, копья, молота, гранаты (толкание ядра), а также легкоатлетического. многоборья -- десятиборье, пятиборье и др. В современной спортивной классификации насчитывается свыше 60 разновидностей легкоатлетических упражнений.

В программе современных Олимпийских игр легкая атлетика представлена 24 номерами для мужчин и 14 - для женщин. Основой легкой атлетики являются естественные движения человека. Занятия легкой атлетикой способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья людей. Популярность и массовость легкой атлетики объясняются общедоступностью и большим разнообразием легкоатлетических упражнений, простотой техники выполнения, возможностью варьировать нагрузку и проводить занятия в любое время года не только на спортивных площадках, но и в естественных условиях.

Легкая атлетика -- часть государственной системы физического воспитания. Легкоатлетические. упражнения входят в программы физического воспитания школьников, учащихся всех типов учебных заведений. Легкоатлетические. секции занимают ведущее место в деятельности коллективов физкультуры, спортивных клубов, добровольных спортивных обществ.

Обратимся к истории этого вида спорта. Истории, насыщенной интересными событиями, знакомство с которыми поможет вам получить представление о том, какими были физические возможности человека в древние времена и каких высот в этом отношении достигли наши современники.

В обширной летописи легкоатлетического спорта много славных имен, с которыми связаны громкие победы и выдающиеся рекордные достижения. Чемпионы и рекордсмены прошлого, покоряя время и пространство, прокладывали дорогу для своих последователей, намечали ориентиры для дальнейшего продвижения по пути физического совершенствования -- одного из слагаемых общего прогресса человечества

1. Виды легкой атлетики

Ходьба - один из способов передвижения и человека; осуществляется в результате сложной координированной деятельности скелетных мышц и конечностей.

Ходьба спортивная - вид лёгкой атлетики, от обычной ходьбы отличается обязательным выпрямлением опорной ноги в коленном суставе при вертикальном положении её, от бега - отсутствием безопорного периода (фазы) движения (за нарушение этих правил скороход снимается с дистанции). Скорость ходьбы с. в 2-2,5 раза выше обычной, что достигается как длиной (105-115 см), так и частотой (180-200 в мин) шага.

Метания легкоатлетические, упражнения в метании диска, копья, молота и других спортивных снарядов, а также в толкании ядра на дальность.

Метания способствуют развитию силы, ловкости, быстроты и координации движений, формированию навыков прикладного характера.

Прыжки спортивные, классифицируются условно на основные группы:

1) составляющие основу, содержание вида спорта (парашютный спорт, прыжки на батуте),

2) являющиеся самостоятельными упражнениями в определённом виде спорта (легкоатлетические прыжки в длину и в высоту, с трамплина и вышки в воду, с трамплина на лыжах, опорный прыжок в спортивной гимнастике, прыжковые упражнения в акробатике и др.);

3) входящие как элемент в упражнения по какому-либо виду спорта

Многоборья спортивные, установленные международными или государственными спортивными классификациями сочетания физических упражнений в одном или нескольких видах спорта.

Существующие в современной спортивной классификации многоборий в одном виде спорта условно подразделяются на 3 группы:

- неоднократное выполнение однородных упражнений (многоборья в акробатике, прыжках в воду и на батуте, фигурном катании).

- выполнение однородных упражнений на разных дистанциях или из разных положений (стрельба из лука);

- выполнение разных упражнений в разных условиях, на разных снарядах или дистанциях (в лёгкой атлетике, гимнастике, конном,

воднолыжном, горнолыжном и парашютном спорте, тяжёлой атлетике, комплексном плавании и др.).

Многоборья, состоящие из упражнений в разных видах спорта, условно подразделяются на выполняемые с одного старта (например, биатлон) и с разных стартов (лыжное двоеборье, современное пятиборье, и др.).

2. Общая физическая подготовка студентов

Общая физическая подготовка (ОФП) -- это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.

ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта. Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:

· достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;

· приобрести общую, выносливость;

· повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;

· увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;

· улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;

· научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться.

С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства -- уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни. Конкретные принципы и показатели физического совершенства всегда определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе. Но в них также всегда присутствует требование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности. При этом следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других -- силы и т.д., т.е. необходима специальная подготовка.

Специальная физическая подготовка -- это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности.

Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам:

· спортивная подготовка;

· профессионально-прикладная физическая подготовка.

Спортивная подготовка (тренировка) -- это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта -- укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых.

Цель подготовки в сфере спорта высших достижений -- добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.

Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Кафедра экономики и управления бизнес-процессами

“ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА КАК ФОРМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ”

Специальность: 38.03.03- управление персоналом. Кадровая безопасность

Бурчак Светлана Рустамовна

Мартиросова Татьяна Александровна

С 1994 года, в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, физическая культура объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного процесса. В перечень основных видов спорта физической культуры высшего учебного заведения вошла и легкая атлетика.

В программе обучения вузов физическая культура является средством становления будущих специалистов. Замечают, что студенты, занимающиеся физической культурой и спортом, зачастую отличаются лидерскими качествами, общительностью и коммуникабельностью. Такие студенты активнее проявляют себя в процессе обучения, у них наблюдается высокая стрессоустойчивость, уверенность, повышается уровень здоровья и вырабатывается определенный режим дня.

С.Г. Жестков отмечает, что уровень здоровья тесно связан с уровнем двигательной активности и физической подготовленности человека. Поэтому уроки физической культуры, которые для основной массы школьников и студентов являются единственным средством увеличения двигательной активности, приобретают большую значимость для укрепления и сохранения здоровья молодого поколения. Студенты с более высоким уровнем двигательной активности, физической подготовленности и работоспособности отличаются лучшей способностью к мобилизации памяти, эмоциональной устойчивостью, большей уверенностью в своих действиях. Известно, что наиболее эффективным для развития двигательного потенциала и укрепления здоровья учащейся молодежи является применение в процессе физического воспитания средств спортивной тренировки. Легкая атлетика обладает наиболее объемным арсеналом средств для направленной физической подготовки занимающихся.

Она объединяет в себе такие физические упражнения как: ходьба, бег, прыжки, метание. Разнообразие легкоатлетических упражнений позволяет успешно использовать их для занятий студентов разного возраста и разной степени физической подготовленности. При занятии легкой атлетикой развиваются быстрота, выносливость, силовые качества, координация и гибкость.

Основным направлением легкой атлетики является бег. Бег - это наиболее распространенный вид физических упражнений. При беге работает множество групп тела, усиливается деятельность всех систем организма, значительно повышается обмен веществ, улучшается умственная и физическая активность. В процессе занятий бегом воспитываются волевые качества, приобретается умение рассчитывать свои силы, преодолевать препятствия, ориентироваться на местности.

Легкая атлетика является одним из самых доступных видов спорта, так как многие упражнения не требуют специального оборудования. В процессе обучения в высшем учебном заведении студенты занимаются ходьбой, при длительной и ритмичной ходьбе в работу вовлекаются почти все мышцы тела, усиливается деятельность различных систем организма, повышается обмен веществ, что имеет оздоровительное значение. Занятия спортивной ходьбой оказывают значительное влияние на организм студентов, так как ходьба требует высокой интенсивности работы и повышенных энергетических затрат. Ходьба - самый легкий из всех видов спорта. На нее не нужно затрачивать много энергии, а эффект довольно высок.

О.А. Сбитнева пишет, что спортивная ходьба так же важна, как и бег, она характеризуется постоянным, быстрым контактом ноги с землей, отсутствием безопорной фазы движения. В отличие от бега отсутствует сильное давление на суставы и позвоночник.

Ходьба является хорошим средством, восполняющим недостаток двигательной активности. Ходьба представляет собой упражнения аэробной нагрузки, которые являются лучшим средством укрепления здоровья и поддержания активного жизненного тонуса. Ходьба действует на организм оздоровительно, поднимает мышечный тонус, укрепляет костную ткань, развивает координацию движений, стимулирует обмен веществ. А также она положительно влияет на внутренние органы и системы человеческого организма, улучшает их работоспособность, развиваются сила и особенно выносливость.

Метание является одним из видов легкой атлетики, характеризуются кратковременными, но максимальными усилиями мышц рук, плечевого пояса, туловища и ног. Высокий уровень развития силы, быстроты, ловкости и умение концентрировать свои усилия необходимы для метания легкоатлетических снарядов. Занятия метаниями способствуют не только развитию этих важных качеств, но и развитию мускулатуры всего тела.

Легкая атлетика является неотъемлемой частью системы физического воспитания. В своей статье А.О. Непомнящих также говорит о положительном действии легкой атлетики на организм. Легкоатлетические упражнения, говорит автор, повышают деятельность всех систем организма, способствуют закаливанию, являются действенным способом профилактики различных заболеваний.

Легкая атлетика является основной формой построения занятия физической культуры и спорта в высшем учебном заведении. Оно состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Воспитательное её значение заключается в том, что занятия легкой атлетикой формируют характер, закаляют волю человека, приучают его не бояться трудностей, а смело их преодолевать.

Легкая атлетика, направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространства ВУЗа.

Уменьшение уровня психической возбудимости и улучшение общего состояния, которые наступают в результате физически активной жизни, безусловно, положительно скажутся на выполнении своих профессиональных обязанностей. Для многих студентов и работников умственного труда это, прежде всего означает, что даже тридцатиминутная тренировка будет способствовать усилению умственных способностей и более эффективному использованию времени. Включение перерывов для выполнения физических упражнений в трудовое и учебное расписание работников сидячего труда и студентов может повысить производительность труда и академическую успеваемость.

Все вышесказанное в совокупности, определяет значимость физической культуры в высших учебных заведениях и определяет необходимость популяризации физической культуры среди студентов. Занимаясь регулярно 2-3 раза в неделю физической культурой в вузе, студенты улучшают своё физическое здоровье, у них появляются силы для длительного, усердного обучения, что помогает им достичь поставленных целей и задач. Именно легкая атлетика, а в частности бег, позволяет развивать качества, необходимые молодым специалистам: уверенность в себе, стрессоустойчивость, ясность ума, здоровье тела и духа, коммуникабельность. Обладая этими качествами, студент повышает вероятность своего успеха в дальнейшей профессиональной карьере.

Жестков С. Г., Гончаренко С. Ф., Ткачев И. В. Физическое состояние студентов в процессе систематических занятий легкой атлетикой // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. - 2015. - №2. - С. 7-12

Содержание

Введение
1. Бег
2. Ходьба спортивная
3. Прыжки
4. Метания
5. Многоборья
Список использованных источников

Введение

Одними видами спорта можно заниматься только летом, другими — зимой, для третьих постоянно нужны закрытые залы. Легкая атлетика доступна в любое время года — на стадионах или в залах, на шоссе и даже в лесу.

1. Бег

Это, по существу, последовательно связанные между собой прыжки: после толчка одной ногой следует полет до опоры на другую ногу, и в течение всего бега спортсмен находится больше в полете, чем в соприкосновении с землей.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Бег на короткие (спринтерские) дистанции (60— 100—200—400 м) проводится по отдельным дорожкам (шириной 1,25 м), размеченным белыми линиями по всему 400-метровому кругу.

На каждом повороте длина внешней дорожки естественно больше, чем длина смежной внутренней, и, чтобы у всех участников забега дистанция была одинакова, места стартов смещаются. Например, в беге на 200 м линия старта на второй дорожке будет находиться на 3 м 61 см впереди линии старта на первой дорожке, на третьей дорожке — впереди на 7 м 54 см, на четвертой — на 11 м 47 см и т. д. В беге на 400 м смещения стартов составят: на второй дорожке — 7,23 м, на третьей — 15,08 м, на четвертой — 22,93 м и т. д. Поэтому переходить во время бега с внешних дорожек на внутренние нельзя, так как этим сокращается путь, за что дисквалифицируют, т. е. снимают с соревнования.

Спринт отличается от бега на средние и длинные дистанции главным образом своим стартом.

Еще в античные времена в мраморных стартовых плитах имелись специальные углубления для упора ног. А спринтеры XIX и начала XX в. перед стартом выкапывали (каждый для себя) ямки в гаревой дорожке. И хотя они заравнивались, но тут же бегуны следующего забега вновь выкапывали ямки на том же месте, от чего дорожка сильно портилась. С появлением специальных колодок это хлопотливое занятие ушло в область предания.

Итак, все участники забега на старте.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Бег на средние (800—2000 м) и длинные (3,5 км и 10 км) дистанции проводится по общей дорожке, и старт дается с одной криволинейной черты. Поэтому каждый бегун стремится сразу занять место у бровки, чтобы не пробегать лишнего на поворотах. Разновидность бега на длинные дистанции — марафон (42 км 195 м).

Соперники поначалу, как правило, держатся плотной группой, не торопясь раскрыть своих намерений. Затем начинается тактическая игра: каждый старается навязать другим свой темп бега или занять выгодную позицию для финишного рывка.

И большинство заставляют себя продолжать бег, преодолевая волевым усилием этот кратковременный, но трудный период приспособления организма к большой физической нагрузке. Затем наступает заметное облегчение, и бежать вроде бы становится легче.

Помимо гладкого бега есть барьерный бег на 60 и 100 м (для девушек и женщин), 110, 200 и 400 м (для юношей и мужчин), а также бег на 3000 м с препятствиями, которые преодолеваются 35 раз, в том числе 7 раз — яма с водой.

Один из самых увлекательных видов бега — эстафетный. Спортсмены поочередно пробегают одинаковые или различные отрезки дистанции (этапы) и в конце каждого этапа передают партнерам по команде эстафетные палочки, тем самым, давая им старт на следующий этап.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Состязания в беге в основном проводятся на 400-метровых дорожках стадионов, против часовой стрелки, а марафонский бег — по шоссе, но начинается и заканчивается он обычно на стадионе.

В зимнюю пору соревнования проводятся в специальных легкоатлетических манежах, а также в больших залах, где могут быть оборудованы беговые дорожки.

2. Ходьба спортивная

В отличие от бега в спортивной ходьбе не должно быть моментов полета (прыжков); правила соревнований требуют постоянной опоры о грунт.

Так чередуются моменты одноопорной и двухопорной фаз.

Основные дистанции соревнований: у мужчин — 20 км (по стадиону и шоссе) и 50 км (по шоссе); у юношей 15—16 лет — 3 км; 17—18 лет — 5 км.

3. Прыжки

Даже самые отчаянные ребята вряд ли решатся на прыжок через ров, допустим, шириной 3 м. Вместе с тем они же после тренировки в легкоатлетической секции смогут прыгать в 2 раза дальше, конечно, в туфлях с шипами и на специально оборудованном месте.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Прыжок в длину выполняется с произвольного разбега, после которого спортсмен отталкивается сильнейшей ногой от врытого в землю деревянного бруска (не заступая за его передний край, иначе прыжок не зачтется) и летит вперед-вверх.

Тройной прыжок выполняется на том же месте, только брусок находится на большем расстоянии от ямы. В тройном прыжке после толчка сильнейшей ногой спортсмен сначала приземляется на ту же ногу, затем, после второго шага, на другую ногу и заканчивает прыжок приземлением в яму. Этот прыжок выполняют юноши 17—18 лет.

Прыжки совершаются в яму с песком, насыпанным вровень с дорожкой разбега, и длиной прыжка считается расстояние от переднего края бруска до ближайшего следа, оставленного на ‘ песке любой частью тела. Случается, что спортсмен, прыгнув далеко, не может сохранить равновесие и, падая назад, обопрется на руку, а то и сядет. Длину прыжка определит ближайший к бруску след на песке.

Справедливость данного правила нетрудно объяснить на примере. Представьте себе, что человек перепрыгнул глубокий ров, но не сумел удержаться на другом краю и упал назад, т. е. в ров. Ясно, что препятствие он не преодолел. Участники соревнований в обоих видах прыжков в длину имеют по три попытки, а засчитывается лучшая из них.

В высоту прыгают через деревянную планку треугольного сечения 3х3х3 см или через дюралевую трубку диаметром 23—26 мм, в оба конца которой вставляются деревянные буши треугольного или квадратного сечения. Планка опирается концами на пластины зажимов, которые перемещаются по стойкам, установленным у края приземления на рас стоянии от 366 до 402 см друг от друга.

На преодоление каждой высоты спортсмену предоставляется три попытки; если все они окажутся неудачными, Прыгун выбывает из соревнований. После завершения прыжков на одной высоте планка поднимается на 3—5 см, и так до тех пор, пока не останется один прыгун — победитель. Если последнюю высоту преодолевают несколько спортсменов, то победителем объявляют того, кто взял эту высот/ с наименьшего числа попыток.

Прыжки с шестом — самое сложное легкоатлеческое упражнение. Спортсмен разбегается с З5 — 40 м, с шестом в руках, перед планкой опускает его конец в опорный ящик и, оттолкнувшись от дорожки, повисает на шесте, выполняя всем телом мах вперед-вверх. Одновременно атлет, подтягиваясь на руках (не перенося нижнюю руку выше верхней, это запрещается делать), поворачивается на 180°, переходит в упор и, перелетев через планку, отпускает шест. Шест может быть металлическим или пластмассовым, любой толщины и длины — это зависит от роста и веса атлета.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

4. Метания

В парках, в музеях и на стадионах часто можно встретить фигуру дискобола. Это копия мраморного изваяния, которое высек знаменитый скульптор Древней Греции Мирон в середине V в. н.э. Этим он увековечил метание диска, имевшее широкое распространение в античном мире.

Современный диск размером и весом поменьше. Он имеет деревянный корпус, окантованный стальным ободом с закругленными ребрами. (На тренировках могут применяться дюралевые или резиновые диски.)

Диск, предназначенный для мужчин, весит 2 кг, для юношей — 1,5 кг, для женщин, девушек и мальчиков — 1 кг.

Диск метают из круга диаметром 250 см, ограниченного выступающим на 2 см над землей металлическим кольцом или деревянным ободом. Дискобол становится спиной к направлению метания и берет диск так, чтобы его обод держался на ногтевых фалангах согнутых пальцев. После нескольких взмахов быстро выполняется полтора поворота, и снаряд рывком руки выпускается в сектор поля в 45°, отмеченный белыми линиями.

Тысячелетия человек применял копье на охоте и на войне, и с незапамятных времен охотники и воины состязались в меткости и дальности метания копья. Этот вид состязаний дошел и до наших дней.

Современное атлетическое копье имеет деревянное или металлическое древко с веревочной обмоткой у центра тяжести и острый стальной наконечник. Длина копья для мужчин (его метают и юноши 17—18 лет) — 260 см, а вес — 800 г. Копье для женщин, девушек и юношей младшего возраста имеет длину 220 см и весит 600 г.

Метают копье от криволинейной планки (врытой заподлицо в землю) в сектор около 29°. Разбежавшись, атлет делает замах и у планки выполняет бросок.

Так же как и копье, метают гранату и теннисный мяч, только от прямой планки с места или с разбега.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Ядро — металлический шар различного веса: для мужчин — 7,257 кг; для юношей 17—18 лет — 6 кг; для юношей 15—16 лет—5 кг; для женщин, девушек 17—18 лет и мальчиков — 4 кг; для девушек 15—16 лет — 3 кг. Ядро толкают в сектор (приблизительно 45°) из круга (диаметр — 213,5 см), ограниченного металлическим кольцом или деревянным ободом. Для упора ноги у передней части кольца устанавливается деревянный брусок.

Первый молот появился в руках человека еще за пять тысячелетий до нашей эры. Это был всего лишь продолговатый камень, насаженный на деревянную палку, и применялся он для обработки руды и ковки изделий из бронзы. В средние века молот, уже металлический, неожиданно стал и оружием.

Рыцари, конечно, старались не подпускать к себе молотобойцев. Но последние раскручивали молот над головой и запускали в противника.

Готовясь к будущим сражениям, воины упражнялись в метании молота, состязались в точности и дальности бросков.

Обхватив треугольную ручку пальцами обеих рук, атлет раскручивает снаряд, затем делает два — четыре поворота и запускает его в сектор 45 градусов, размеченный в поле.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Во всех видах метаний участники соревнований делают по три попытки, а в зачет идет самый дальний бросок. Шесть или восемь спортсменов, показавших лучшие результаты, выходят в финал и получают право еще на три попытки. Призеры определяются по лучшему результату в шести попытках.

След, оставленный снарядом на грунте, отмечается колышком: он ставится в ближайшую к кругу (планке) точку следа. Результат броска, измеряется по кратчайшему расстоянию от колышка до ближайшего внутреннего края кольца (обода), бруска или планки.

Попытка считается неудавшейся, если метатель наступил на кольцо, брусок, планку, перешагнул за планку (кольцо), а также в том случае, когда снаряд упал за пределами обозначенного сектора.

5. Многоборья

Из различных видов бега, прыжков и метаний составляются многоборья.

Троеборье — для женщин, девушек, девочек и мальчиков (бег на 100 м, прыжки в высоту и толкание ядра).

В пятиборье для женщин и девушек 17—18 лет входит: бег на 100 м с барьерами, толкание ядра, прыжки в высоту, прыжки в длину и бег на 200 м.

Десятиборье считается венцом легкой атлетики. В этом труднейшем соревновании выступают только мужчины и юноши. В первый день: бег на 100 м, прыжки в длину, толкание ядра, прыжки в высоту и бег на 400 м. Во второй день: бег на 110 м с барьерами, метание диска, прыжки с шестом, метание копья и бег на 1500 м.

Результаты соревнований в каждом виде многоборья оцениваются по специальной таблице, и наибольшая сумма очков определяет победителя.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Изменять последовательность видов или количество дней многоборья правилами соревнований не разрешается.

Легкая атлетика (доклад по физкультуре)

Легкая атлетика существует почти три тысячи лет. За такой колоссальный период времени легкая атлетика не только не утратила своей популярности, но еще и завоевала титул королевы спорта! В чем секрет? Почему человечество почти три тысячелетия идет на стадионы, чтобы узнать, кто же выше, быстрее, сильнее?

Развивать быструю скорость при беге, рассчитывать дальность и высоту прыжка, метать тяжелые предметы и острые копья – все эти умения необходимы были человеку издревле, чтобы не только добыть пищу и одежду, но и просто – выжить. Поэтому сама природа человеческая, условия жизни, процессы эволюции требовали развития способностей, ставших позднее основными легкоатлетическими дисциплинами.

Первые документально зафиксированные сведения о соревнованиях легкоатлетов относятся к периоду Древней Греции. Многочисленные археологические находки: скульптуры, медальоны и монеты, вазы – много интересного рассказали современному человеку об античных спортсменах.

Рассматривая изображения атлетов, можно увидеть, что прыгуны в длину держали в руках гантели, для более дальнего и точного прыжка. Диски для метания изготавливались из разных материалов, украшались искусной резьбой. Вес этого снаряда был от полутора до шести с половиной килограммов.

Победителей Олимпийских Игр очень пышно поздравляли, награждали, прославляли, слагая в их честь гимны, высекая имена в камне.

Прошли тысячелетия, а люди все так же соревнуются в беге, метании диска и копья, прыжках. Что изменилось в легкой атлетике?

Современная легкая атлетика – это комплекс из пяти основных дисциплин:

Может, потому именно легкая атлетика достойна звания королевы спорта, что легкоатлеты должны уметь все: владеть самыми разными техниками, развиваться в разных направлениях для того, чтобы быть дальше, выше, быстрее.

Читайте также: