Доклад для молодых специалистов

Обновлено: 21.07.2024

Молодой учитель пришел в школу. Подготовлен ли он к работе с учащимися? Совершенно ясно, как бы хорошо ни готовил вуз, решающее становление мастерства происходит в школе, в живой работе с детьми, на практике. Именно в первые годы, с первых дней начинается наиболее интенсивное формирование тех качеств, которые и определяют степень мастерства будущего учителя.

Содержимое разработки

Молодой учитель пришел в школу. Подготовлен ли он к работе с учащимися? Совершенно ясно, как бы хорошо ни готовил вуз, решающее становление мастерства происходит в школе, в живой работе с детьми, на практике. Именно в первые годы, с первых дней начинается наиболее интенсивное формирование тех качеств, которые и определяют степень мастерства будущего учителя.

Какие трудности встречаются в работе молодого учителя? Прежде всего в области обучения молодой учитель недостаточно владеет конкретным материалом по теме. Он знает, например, творчество Л.Н. Толстого или историю французской революции, законы Ньютона, но ему очень сложно отобрать конкретные факты биографии писателя или популярно раскрыть сущность законов Ньютона. Молодой учитель испытывает колоссальные трудности в подборе материала, в подготовке уроков и т.д. Как правило, он не владеет методами работы. "Опрос для меня настоящая пытка, — признается одна начинающая учительница. — Что делать тридцати ребятам, пока тянется эта "канитель" с вытягиванием ответа? А какую ставить оценку?".

Объяснение материала — любимая часть урока для начинающего педагога. Он старательно и чаще всего хорошо рассказывает. В классе тишина, слушают с интересом. Но урок — это не только пассивное восприятие, это еще работа по формированию знаний, навыков, умений, и вот здесь наибольшие опасности подстерегают новичка: он теряет управление, класс шумит, урок срывается. Не владея арсеналом методов обучения, молодой учитель спешит еще и еще что-то интересное рассказать, занять учеников, успокоить, развлечь. Сложно с осуществлением дифференцированного подхода к учащимся. Молодой учитель еще не в состоянии разобраться в характере способностей своих учеников, установить диагноз отставания, степень запущенности, своеобразие памяти, мышления, внимания отдельных учеников, поэтому он лишен возможности регулировать формирование знаний. Молодой учитель избегает вызывать слабых учеников, он боится их, он старается иметь цело с сильными, не знает как помочь отдельным учащимся. В результате, отставание уряда учащихся усиливается, их развитие в процессе обучения проходит стихийно.Не меньше трудностей в воспитательной работе. Молодой учитель, как правило, неплохо проводит с учащимися досуг: играет с ними, ходит в походы, на экскурсии, но как сложно для него провести собрание, диспут, конференцию, организовать дежурства, трудовые дела. Центральное звено в организации помощи молодому преподавателю — это предварительная работа с ним. Нет надобности читать ему лекции, проводить теоретические занятия. У него достаточно свежи сведения, полученные в институте. Молодой учитель нуждается в практических советах. Такая помощь может носить: а) предварительный характер и охватывать всю группу молодых учителей; б) помощь может быть индивидуально-предупредительной, связанной с конкретной подготовкой к урокам и различным мероприятиям; в) помощь оказывается в результате ознакомления с работой молодого учителя.

С молодыми учителями проводят беседы и опытные учителя. В первую очередь даются самые простые доступные советы: как проводить классный час, организовать дежурство, распределить обязанности, подобрать актив и т.д.

С чего начинать молодому учителю? С тщательной подготовки к уроку. Необходимо так подготовиться к уроку, чтобы у учащихся не было ни минуты свободного времени, чтобы в течение всего урока ученик думал, работал, был предельно занят. Самое страшное, если молодой учитель вырабатывает "штамп" комбинированного урока. Во время опроса он выступает в роли бездушного контролера (а класс не работает), во время объяснения — в роли бесстрастного информатора, закрепление проводит формально, задание на дом дается наспех. На таких уроках все сводится к усвоению готовых знаний и их воспроизведению, не происходит включения учеников в мыслительную деятельность, они не развиваются, не растут интеллектуально и духовно.

Большое внимание следует уделить вопросам педагогической этики и развития педагогической техники. Молодые учителя, не имеющие опыта работы с детьми, очень прямолинейны, легко возбуждаются, обижаются по пустякам, кричат, угрожают. То и дело слышно: "Последний раз тебе говорю", "Марш из класса!", "Без родителей не приходи" и т.д. Дети отвечают неприязнью, стараются задеть учителя, возникает так называемый эмоциональный барьер, мешающий нормальной работе. Нелегко научиться искусству первой реакции, общению с учениками, терпению. При любых обстоятельствах учитель не должен взрываться, терять "педагогическое лицо".

Успех молодого учителя зависит часто от "пустяков": от одежды, голоса, жестов, случайно сделанных замечаний.Очень удачно сказал А.С Макаренко: "Для меня. такие "пустяки" стали решающими: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть".

Подготовка, полученная в институте, не может решить проблемы формирования мастерства. Только путем самообразования и творческих поисков придет учитель к своему мастерству. Помочь ему в этом в самый ответственный период его становления должны руководители школы. От них в значительной степени зависит, каким будет он, молодой учитель!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие образования делает сегодня все более актуальным решение проблемы профессионализма педагога, уровня его компетентности. Это обусловлено тем, что общество осознает необходимость качественного улучшения образования, его направленности на расширение возможностей личности. Эти ожидания в зависимости от общественных потребностей и новые возможности реализации личности, обуславливают необходимость создания эффективного механизма, позволяющего осуществить выявление конкретных профессиональных возможностей каждого учителя и перспектив его роста.

Профессиональный рост учителя – это процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему оптимальным образом реализовать свое предназначение; решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников.[1]

Профессиональный рост определяется в литературе как процесс изменения, преобразования педагогической деятельности, приводящей к устойчивому развитию профессионализма, в основе которого лежит компетенция личностного саморазвития. Исследователи выделяют три уровня профессионального роста: уровень изменений, уровень преобразований, уровень устойчивого развития.[1]

На уровне изменений учитель ищет и осваивает новые знания, осваивает новые способы выполнения профессиональных задач.

На уровне преобразований учитель совершенствует качество своей работы не за счет привлечения новых сведений и освоения новых педагогических технологий, а за счет структуризации и переструктуризации своей деятельности.

Одним из форм методической работы с молодыми специалистами, проводимых в нашей школе является стажировка. Она призвана решить ряд задач, связанных с адаптацией молодого специалиста к новым для него условиям труда. Стажировка помогает выявить профессионально значимые личностные качества молодых специалистов в целях наиболее рационального использования этих качеств в образовательном процессе.

Деятельность методического объединения молодых учителей школы строится в соответствии с планом работы школы и направлена на решение методической проблемы: повышение методической и профессиональной компетентности молодых педагогов.

Основной целью деятельности нашего методического объединения является организация условий для повышения квалификации, подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.

Педагогами МО были определены следующие задачи:

- совершенствование методической работы, рациональное использование возможностей для повышения квалификации;

- развитие инновационного поведения молодых педагогов и их нового педагогического мышления;

- развитие и повышение уровня научно-исследовательской и методической культуры молодых учителей;

- повышение статуса молодого учителя и престижа педагогической профессии;

- освоение и внедрение ИКТ в учебный и воспитательный процесс;

- постоянное самосовершенствование, поиск новых технологий обучения;

внедрение в практическую деятельность современных образовательных технологий для повышения качества обучения.

Методическая работа с молодыми учителями основывается на следующих принципах:

- принцип интерактивного обучения, состоящего в том, что основная задача заключается не только в передаче знаний и умений, но и в изменении личности обучаемого, развития новых ценностей, интересов, устремлений;

- принцип партнерства, предполагающий, что общение в группе строится на основе партнерских отношений между участниками, уважения мнения другого, признания его самоценности, что обеспечивает создание атмосферы сотрудничества;

- принцип исследовательской позиции, заключающийся в том, что в процессе работы не только происходит передача готовой информации, но каждый участник готов к поиску путей совершенствования, предполагающий создание творческой среды, совместного поиска решения проблемы;

- принцип взаимосвязи обучения и практики, учитывающий насущные потребности в решении вопросов профессиональной деятельности.

Основными формами работы по повышению педагогического мастерства являются:

прохождение курсовой подготовки;

участие во внутришкольных, улусных, республиканских семинарах; международных вебинарах;

выступление с докладами на улусных, республиканских педчтениях;

участие на профессиональных конкурсах педагогического мастерства;

систематическая работа над индивидуальной методической темой;

изучение современных образовательных технологий;

изучение опыта работы других учителей;

- изучение новых требований к результатам освоения, структуре и условиям реализации основных образовательных программ;

- апробация разработок современного урока;

- корректировка учебных планов и программ ( в связи с введением ГИА в 9 классе, с изменениями ГИА и ЕГЭ );

- систематическая работа с одаренными детьми, их сопровождение в течение всего периода обучения и становления личности: занятия в кружках, дополнительные индивидуальные консультации (по индивидуальной образовательной траектории), привлечение к научно-исследовательской деятельности учащихся (учитывая возрастную группу и интересы детей), активное и результативное участие на предметных олимпиадах, творческих конкурсах, дистанционных конкурсах и олимпиадах.

Портфолио может рассматриваться как метод "…оценки уровня профессиональной компетентности учителя…" и форма прохождения аттестации.[5]

С первых же дней работы в коллективе мы знакомим молодых специалистов с требованиями к оформлению портфолио и принципами работы. Прежде чем приступить к построению портфолио, учитель должен проанализировать свою работу, собственные успехи, обобщить и систематизировать педагогические достижения, объективно оценить свои возможности и увидеть способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов. Портфолио даёт возможность увидеть динамику профессионального роста молодого учителя, свидетельствует о его способностях, самоорганизации, коммуникативных навыках, отвечает его потребности в практической самореализации.

Огромную роль в повышении профессионального уровня молодых педагогов играет их самообразование. Профессиональное развитие и становление педагога без грамотно построенного самообразовательного процесса невозможно. Педагог должен постоянно совершенствоваться, потому что высокая мобильность, сложность и многогранность современного мира, требуют от педагога более практичных, разносторонних научных знаний, умений, навыков и подходов. Ни в коем случае не навязывать тем самообразования и жестко контролировать составление всевозможных планов и отчетов. Самообразование для педагога – процесс творческий и не может быть жестко регламентирован. В личной беседе (консультации) с руководителем определяется, какая тема вызывает интерес у молодого педагога или в чем он испытывает определенные трудности. Главное – убедить его в актуальности выбранной или предложенной им темы.

Быть учителем для учителя нелегко. Здесь существуют своего рода правила успешного сотрудничества, эффективного взаимодействия. В центре внимания руководителя должна быть личность молодого специалиста, а не его профессиональные качества, знания и умения. Поэтому считаю, что задачи руководителя заключаются в следующем:

всячески помогать молодым коллегам, реализовать себя как личность, содействовать развитию способностей;

оказание методической помощи своим молодым коллегам; помощи в адаптации в социуме школы, наслега;

помочь достичь определенного уровня личного удовлетворения и признания коллег;

научить применять на практике полученные педагогические знания с учетом конкретных педагогических ситуаций;

формировать мотивацию достижения профессионального успеха.

Молодого педагога следует убеждать, что определять его успех должны не случайные удачи, а кропотливый повседневный труд, целенаправленная системная работа над собой, объективный самоанализ результатов своего труда. В то же время не следует забывать и том, что нужно выявлять и развивать сильные стороны (качества) своего подопечного.

Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009

Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие. М.: Просвещение,2006

Михайлова Н.А. Калейдоскоп методических идей //Методист - №1, 2008, с. 43-46.

Пунина Н.В. Учебно-методическое обеспечение инновационной деятельности образовательного учреждения//Методист- №1, 2008, с. 46-49.

Травин В.В. Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента, М., 1995

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Доклад Курмаева.docx

ДОКЛАД молодого специалиста

МКОУ Покровской СОШ

Сейчас в образовании - время модернизации, время перемен. От стандартов, содержащих образовательный минимум с указанием только предметных результатов, осуществляется переход на новые Федеральные государственные стандарты, где совершенно иные требования к программам, к универсальным учебным действиям (предметным, метапредметным, личностным). Да и сам учитель теперь должен соответствовать профессиональному стандарту.

Современной школе нужен профессионально компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, способный к реализации ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Все эти профессиональные умения и свойства характера присущи в первую очередь учителю с многолетним опытом работы. Но ему приходится менять устоявшиеся принципы работы. И это не всегда проходит безболезненно.

У молодого специалиста ситуация проще. Он менее консервативен, готов к нововведениям и стремится перенимать передовой педагогический опыт, не скован стереотипами и свободен от шаблонов обучения и воспитания, обладает высоким уровнем компьютерной грамотности и нацелен на достижение ощутимых результатов.

Стандарт предполагает, что к моменту поступления на работу в образовательное учреждение молодой специалист уже обладает набором базовых навыков, а это позволит ему успешно выполнять свои обязанности. Приступив к работе, молодой педагог быстро осознаёт, что знания, полученные им в университете, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни - всё иначе.

В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определёнными трудностями. Во-первых , отбор содержания образования. Я, как учитель математики и физики, могу привести простой пример. 9-й класс. Введение понятия вектора. С одной стороны, мы показываем его математический смысл ( вектор — это направленный отрезок , обычно определяемый точками своего начала и конца ), с другой - есть физический смысл ( под векторами обычно понимаются величины , имеющие направление в трёхмерном пространстве ). Подкрепляем объяснение примерами из реальной жизни. Для того, чтобы разрабатывать такие метапредметные, интегративные уроки, надо обладать широкими знаниями в содержании различных предметов, следить за достижениями в разных науках.
Вторая трудность - поиск форм и методов обучения. Простыми педагогическими технологиями не достигается метапредметный результат.
Третья трудность - учет возрастных особенностей ребенка.

Повезёт тому молодому педагогу, которому будет оказана своевременная методическая помощь, у кого рядом окажется опытный педагог-наставник, желающий передать свои опыт и знания, помогающий адаптироваться к новой роли, вызывая тем самым готовность молодого педагога грамотно и качественно делать своё дело и желание уметь делать его по-своему, оригинально, творчески.

Наставник молодого педагога должен обладать высоким уровнем компьютерной грамотности, быть современником молодого педагога с точки зрения использования педагогических технологий. Только в этом случае взаимодействие опытных и начинающих коллег можно будет считать успешным.

Таким образом, если молодому специалисту не помогать, то только через 5-10 лет он станет грамотным специалистом соответствующим профессиональному стандарту педагога.

Но этот процесс можно ускорить, и помощью в этом, я думаю, может стать компьютерная грамотность молодого педагога.
У каждого учителя должен быть свой открытый образовательный ресурс, причем его создание надо начинать еще со времени обучения в вузе. Это эффективная среда общения учителя не только с учениками и родителями, но и с другими педагогами города и страны.
Можно отметить и возрастающую роль профессиональных сообществ в становлении молодых педагогов.

Необходимо практическое обучение молодого специалиста. Я думаю, что предпочтительной формой практического обучения молодых учителей являются открытые уроки и мастер-классы лучших учителей.

Подготовку к этим конкурсам может осуществлять районный Совет молодых педагогов. Кроме того, совет способен решить вопрос консолидации молодого педагогического сообщества через создание сети взаимопомощи.
Тогда молодому педагогу, чтобы стать профессионалом, будет нужно не 10 лет, а те самые 3 года, определенные статусом молодого специалиста.

Таким образом, можно сформулировать три посыла молодому специалисту:

Будьте мобильны, двигайтесь быстрее!

Если вы обладаете высоким уровнем компьютерной грамотности - применяйте новые инструменты на уроке!

Если вы амбициозны - решайте учебные задачи комплексно (с учетом содержания, методов, возрастных особенностей учащихся)!

В заключении хочу сказать, что какие бы хорошие знания по методике не давали в высшем учебном заведении, стать высококвалифицированным специалистом можно только в реальной педагогической деятельности. И определяющей здесь является та атмосфера, в которую погружается молодой учитель после окончания учебного заведения.

Оценить 1129 0

Выступление директора МКОУ Роговская ООШ

Бальсуновой Елены Александровны

Руководство профессиональным ростом учителя имеет немалое значение для коллектива, в который он приходит. Адаптация молодого специалиста создает предпосылки к объединению всех его членов, к созданию единой педагогической платформы, к повышению творческого потенциала педагогов и развитию учащихся.

Одним из приоритетных направлений своей деятельности я считаю организацию индивидуальной работы с молодыми специалистами и их наставниками, в которой оптимально соединены аналитико-диагностическая, экспертная, организационно-методическая и консультативная работа. С молодыми педагогами обсуждаются вопросы организационного плана, проводятся индивидуальные консультации, связанные с составлением тематических планов, разработкой планов воспитательной работы, оптимизацией выбора методов и средств обучения при организации различных видов уроков. В ходе семинара мы хотим представить опыт работы МКОУ Роговская ООШ по реализации Программы работы с молодыми специалистами: выявление причин затруднений в работе, определение сильных и слабых сторон деятельности каждого педагога, прогнозирование оптимальных путей дальнейшего становления, нахождение способов преодоления трудностей.

Практика работы показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительное время. Анализ и итоги проводимых нами социально-педагогических исследований показывают, что наибольшие сложности у начинающих учителей вызывают вопросы дисциплины и порядка на уроке, методические аспекты урока, оформление школьной документации, организация взаимодействия с родителями школьников, осуществление классного руководства. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него еще не сформированы профессионально значимые качества, поэтому является необходимостью оказания постоянной методической помощи учителям-стажерам. Исходя их вышесказанного, мы строим свою работу по следующим направлениям: решение организационных вопросов; планирование и организация работы по предмету; организация воспитательной работы; работа со школьной документацией; работа по самообразованию учителей; контроль за деятельностью молодых специалистов, их проблемами и успехами.

Организуя работу с молодыми специалистами, мы проводим диагностику поразличным направлениям. К ним относятся: тесты по выявлению тенденций к стилям педагогического общения; диагностика определения уровня педагогического сотрудничества в процессе обучения; диагностика предрасположенности к конфликтному поведению, к конфликту интересов и др.

Важное значение также имеют собеседования с молодыми специалистами по различным методическим вопросам. Для более эффективной и результативной работы мы ввели в практику работы составление учебного плана стажера и учителя-наставника, разработали карту наблюдения уроков молодых специалистов. В нашей школе трудятся 3 молодые специалиста. Работе с ними уделяется большое внимание. Организовать работу молодого педагога для более быстрого и безболезненного привыкания к новым условиям, сопровождать его в работе, быть рядом, суметь вовремя помочь, оказать моральную поддержку на двух этапах своего профессионального развития: предварительном этапе (первый год работы) и на этапе вхождения в профессию (2- 5 лет работы).

Молодым учителям надо целенаправленно помогать. Мне, как руководителю, важно знать отношение педагога к занятиям, в частности, ходит ли он на уроки с радостью или же работа с учениками вызывает у него боязнь, тревогу, неудовлетворенность. В нашем коллективе работают молодые специалисты по различным учебным предметам. Среди них Виноградова Н.Ю.– учитель русского языка и литературы Бережная С.Б. - учитель математики и информатики Борисова А.В. - учитель истории и обществознания. Посещая занятия молодых учителей, беседуя с ним, мы определяем первоочередные задачи, составляем программы анализа, всегда отмечаем, что изменилось в деятельности с учениками, в классе. Стараемся все крупицы нового, интересного, полезного в деятельности молодого специалиста донести до всего коллектива − это моральное стимулирование. Но наряду с этим при анализе говорим и об ошибочных, неправильных действиях, пробуждая у молодого учителя критически относиться к себе.

– Проблема, о которой стоит сказать сразу – недооценённость труда, – начинает молодой педагог, внимательно осматривая окружающих. – Но проблема заработной платы в системе образования является центральной!


Фото: ссылка

Выходит молодой парень неторопливо, встаёт за кафедру и начинает рассказывать с чувством и толком. Пристально глядит на него Алла Кузьминична Никитина – председатель райкома профсоюзов педагогических работников ОАО. Этот известный работник профсоюза возлагает надежды на тех, кто стоек и смел. А я наблюдаю – учитель английского языка, который никогда не читал доклад для столь крупной и значимой аудитории. Степан Владимирович – невысокий парень приятной внешности, ему 25 лет. В школе работает два года, ведёт себя основательно, словно учёный, информацию преподносит громко, на вопросы отвечает, не колеблясь. Интеллект, сила и серьёзность в нём чувствуются на расстоянии.

Степан Владимирович вместе с командой коллег проводят опрос среди молодых специалистов образовательных учреждений, соотносят их учебную нагрузку и заработную плату. Для начала докладчик приводит данные специалистов, работающих в дошкольных учреждениях:

– Минимальная зарплата составляет 8500 рублей, а максимальная – 15000. Средняя же зарплата – всего лишь 10 000. Среди молодых педагогов школ ситуация немного иная, хотя отличается не особо. Минимальная заработная плата – 9000 рублей при нагрузке в 22 часа и наличии общественных поручений. Максимальная – 24 000 рублей при нагрузке в 29 часов, классном руководстве и общественных поручениях. Средняя заработная плата среди опрошенных учителей составила 13 700 рублей.

Обратимся к официальной статистике. Омскстат (в своей статистике за январь-декабрь 2016 года) указывает среднюю заработную плату в образовательной отрасли 22 311 рублей. При том, что официально средняя заработная плата в Омской области по данным Росстата (за 2016 год) составляет 26 988 рублей. Даже здесь мы видим, что средняя заработная плата в образовательной среде недотягивает до средней по области. И судя по результатам нашего опроса, средняя зарплата молодых педагогов значительно недотягивает до официальных данных.

– Коллеги, заработная плата – это индекс ценности труда, – объясняет Степан. – Оценивание одной педагогической ставки такой смешной суммой – это обесценивание труда педагога в глазах общества и государства. Куда циничнее это выглядит тогда, когда мы обратимся к величине прожиточного минимума Омской области. Согласно постановлению Правительства Омской области прожиточный минимум для трудоспособного населения составляет 8 955 рублей. Получается, что одна ставка учителя оценивается в меньшей степени, чем та величина, которая необходима для минимального выживания. Я не говорю, о каком-либо развитии человека и личности.

– И этот человек прав, – комментирует парень. – Но стоит оговориться, что в таком случае мы говорим не о повышении заработной платы, а об увеличении нагрузки. Все же увеличение заработной платы, это когда увеличивается заработок за выполнение одного и того же объёма работы. Плюс ко всему, одна ставка – это нормальный рабочий режим, при котором молодой педагог может заниматься профессиональным развитием. Переработка же вызывает, в длительной перспективе эмоциональное выгорание, проблемы со здоровьем, а как следствие снижение качества преподавания.

Что такое работа учителя в целом?

– Работа учителя — это не только сами уроки, но и подготовка к ним. И это один из важнейших элементов профессиональной жизни молодого педагога. Для того чтоб качественно подготовить один урок в соответствии со всеми требованиями федерального государственного стандарта, требуется, в среднем, от часа до трёх. Можно представить насколько это трудоемкий процесс. Я не говорю о дополнительной работе с одаренными учениками, которые выступают на различных олимпиадах и конкурсах, и учащимися, которые имеют проблемы в учёбе.

Вспомним указанную вначале проблему, с которой сталкиваются молодые педагоги. Она вытекает из центральной, то есть из недооценённости труда.

– Чтоб чему-то научить и воспитать подрастающее поколение, педагог должен быть морально и духовно богат и развит, самодостаточным, быть примером для подражания и примером возможности достижения успеха для детей, – комментирует учитель. – Но в современном мире быть хорошим человеком мало. В нашей стране сложилась порочная практика, когда уважение к человеку, уважение к профессии строится и на денежном достатке, в том числе. То есть, то, что мы называем престижностью в современной России, часто становится эквивалентом денег. По мнению части наших граждан, если человек много зарабатывает он – успешен, вот на кого стоит ровняться. Если же мало, то он, своего рода, неудачник. И уважение, как и у детей, так и у многих родителей, не вызывает профессия педагога, так как она не считается престижной.
Молодым людям, которые приходят на работу в образовательные учреждения, приходится сталкиваться с предвзятым отношением, недоверием. Дети сомневаются в том, что учитель может научить чему-то полезному, что пригодится в жизни.

– К сожалению, в СМИ, да и не только, дети видят другие примеры успеха, зачастую, напрямую не связанные с образованием в школе и честным трудом. Чтоб не быть голословным, мы с коллегами провели опрос среди учащихся, чтоб выяснить их отношение к учительской профессии. В нашем исследовании приняло участие 180 человек, это все ученики старших классов. Ребят просили назвать наиболее престижные профессии, по их мнению. Наиболее престижными оказались профессии: юриста (63 человека), врача (87 человек), госслужащего (43 человека), инженера (43 человека), военного (47 человек). Профессию учителя назвали всего 13 раз.

Затем, просили ребят назвать не престижные профессии, по их мнению:

– Уборщик, техничка, дворник (114 человек), учитель, воспитатель (59 человек), продавец (61 человек), кондуктор (44 человека), таксист (35 человек). Вдумайтесь по уровню престижности, а точнее непрестижности профессия педагога стоит в одном ряду с низкоквалифицированным трудом.

– Я молодой человек, который думает о своем будущем, о создании семьи, – признаётся Степан Кошкарёв. – Но я не могу найти ответ, как при зарплате в 12 тысяч, которую хватает, лишь от получки до получки, при условии экономии, заработать себе на жилье или обеспечить достойной жизнью свою семью. И с такой проблемой сталкивается каждый.

Остается несколько вариантов выбора:

 работать на одну ставку и голодать;
 или работать гораздо больше – получать среднюю заработную плату, но при этом, времени на развитие личности и профессиональных навыков не остается. Я уже не говорю ни о какой личной жизни;
 Ну и, конечно, никто не отменял возможности смены вида деятельности, а то и смены региона проживания.

По данным федеральной Службы Статистики, в 2016 году из Омской области уехали почти 6 тысяч человек. При этом отметим, что происходит нарастание количества тех, кто уезжает от года к году. Это только по официальным данным. Неофициально город покинули в два-три раза больше человек, причем 60–70% уехавших это молодёжь до 30 лет.

Среди регионов Сибирского федерального округа наибольший спад рождаемости был зафиксирован в Омской области, спад составил 7,4 %. Это данные Новосибирскастата.

И наконец, Омскстат опубликовал данные по численности пенсионеров по состоянию на 1 января 2017 года. Оказалось, что каждый третий житель региона – это пенсионер, их количество составляло 588,6 тысячи человек.

Как мы видим по этой статистике из нашего региона - молодежь уезжает, падает рождаемость, появляется тенденция к убыли населения, все это происходит на фоне старения населения.

– Коллеги, но не все так печально, – заключает молодой учитель. – Многие молодые люди, даже которые уехали или те, которые собираются уехать, готовы и хотят работать в нашем регионе, но при условии, что в нас заинтересованы, нас поддержат и создадут условия для роста. Это наш регион, и мы хотим, чтоб он процветал и обеспечивал достойную жизнь своим гражданам, а не был поводом для шуток в сети интернет и по телевидению.

На мероприятии, где обсуждается уровень заработной платы педагога, интересны выступлениях многих докладчиков. Рассказывая эмоционально, они, как говорится, бьют не в бровь, а в глаз. Не один Степан Владимирович Кошкарёв отличается мощностью и точностью суждений. По реакции известных в омском образовании деятелей, восседающих за длинным столом, было понятно, что работать нужно сейчас и решения принимать немедленно. Тем временем, я брал номера мобильных телефонов у людей, которые выступали также здорово и всегда приводили примеры. Собранные сведения нуждаются в огласке немедленно.

Читайте также: