Доклад для коррекционной школы

Обновлено: 25.06.2024

Коррекционные учреждения VIII вида создаются для обучения детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а так же социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

Умственно отсталым (с нарушениями интеллекта) называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга. Умственно отсталые дети - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они отличаются рядом особенностей, таких, например, как пониженная работоспособность, неустойчивость внимания, импульсивность, слабость речевой регуляции и т. п.

Исходя из патогенеза, М. С. Певзнер выделяет четыре формы олигофрении с их подробной характеристикой (на этих характеристиках останавливаться долго, поэтому не затронем этот вопрос).

С учетом всех параметров выделяются группы учащихся, по-разному относящихся к учению:

- дети с положительным устойчиво продуктивным отношением;

- дети с неустойчиво продуктивным отношением;

- дети с малопродуктивным отношением;

- дети с индифферентным отношением.

Они все сидят в одном классе, к ним нужен необходимый подход с учётом всех их данных и возможностей, учителю надо знать специфику обучения глубже.

Помимо привития умственно отсталым детям навыков, умений и знаний, необходимо обратить внимание на их социальное и психическое развитие, приспособиться к особенностям личности каждого такого ребенка.

Школа VIII вида не ориентирована на цензовое образование, поэтому содержание учебных программ разработано с учетом возможностей умственно отсталых школьников и отличается от содержания, изучаемого учащимися массовых школ.

Все учебные предметы в коррекционном учреждении группируются в два блока: образовательный блок и коррекционно-развивающий. Базисный план включает в себя общеобразовательные предметы: родной язык (чтение, письмо), математика, биология, география, история Отечества, изобразительное искусство, пение и музыка, физическое воспитание, трудовое и профессиональное обучение, обществоведение.

К коррекционному блоку относятся: логопедическая коррекция, ЛФК, развитие психомоторики и сенсомоторных функций.

Коррекционная работа в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида эффективна только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем:

Это предполагает участие в педагогическом процессе разных специалистов: врачей, учителей-дефектологов различного профиля, психологов, специально подготовленных воспитателей, музыкальных и физкультурных руководителей, учителей труда. Следует отметить, что создание такой целостной педагогической системы - сложная задача, которая наиболее успешно решается именно в специальных (коррекционных) школах.

В коррекционной школе используются те же принципы обучения, которые практически не отличаются от обычных дидактических принципов, но специфика обучения детей с умственным недоразвитием вносит в них свои коррективы. (Здесь перечисляются 10 принципов с характеристикой для обучения в коррекционной школе).

В коррекционной школе восьмого вида объем общеобразовательных предметов меньше, чем в обычной общеобразовательной школе. Программа обучения представляет собой систему естественных и гуманитарных знаний, а трудовое обучение позволяет применять полученные знания на практике. Преподавание ряда предметов построено на концентрическом принципе, то есть дети изучают тему или раздел последовательно в нескольких классах, с постепенным расширением и углублением предлагаемого материала. Получаемые детьми сведения значительно меньше в объеме, ограничиваются в глубине раскрытия причинно-следственных связей, упрощены по структуре и содержанию предлагаемой информации, даётся значительно меньше специальных терминов.

Наполняемость классов не более 12 человек.

Подготовка урока в школе VIII вида - ответственный и кропотливый труд.

Готовиться необходимо к каждому уроку, сколько времени на это уйдет, зависит от опыта и мастерства педагога.

Готовясь к уроку, зная тему урока, учитель определяется с типом урока. Существует много классификаций типологий уроков. Помимо традиционных (стандартных) типов уроков существует более 30 видов различных нетрадиционных форм проведения урока: урок-семинар, урок-диспут, урок-дискуссия, урок-лекция и т.п. Большинство из них не подходит для коррекционных школ. Ряд нестандартных типов уроков лучше использовать не как целый урок, а как этап урока. Дозировка времени связана с психофизическими и интеллектуальными особенностями учащихся.

Готовясь к уроку, учитель формулирует три блока задач: образовательные, коррекционно-развивающие и воспитывающие.

коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения. ;

коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение. ;

коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом). ;

коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) . ;

коррекция и развитие зрительных восприятий. ;

развитие слухового восприятия. ;

коррекция и развитие тактильного восприятия. ;

коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений). ;

коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления). ;

Продолжительность урока 40- 45 минут, а для 1 классов 30-35 минут. Для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.

На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:

проведение физкультминуток (начальные классы - 2 физкультминутки, старшие классы - 1 физкультминутка);

- соответствие мебели возрасту детей;

- соответствие дидактического материала по размеру и цвету;

- соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;

- соблюдение санитарно-гигиенических требований.

В течение урока учитель должен охватить каждого ученика в нескольких видах заданий, к каждому необходим индивидуальный подход, иначе ленивый может просидеть пассивно, слабый не освоит материала, и по отношению ко всем требуется ступенчатое повторение и закрепление материала. Учитель должен знать каждого ребёнка, фазы работоспособности каждого ученика.

Урок строится по смешанному и комбинированному типу, это объясняется тем, что дети с отклонениями в развитии не могут усвоить материал большими порциями. Каждая порция нового материала требует незамедлительного его закрепления. На всех этапах урока необходимы пошаговый, часто индивидуальный контроль усвоения материала, выявление возникающих затруднений.

Как и учитель массовой школы, учитель коррекционной школы должен хорошо знать и представлять, какой тип урока наиболее эффективен для контингента. Должен знать, на каком этапе урока акцентировать внимание определённых учеников, какой этап повторить на следующем уроке.

Подробно стоит акцентировать внимание на некоторых этапах и моментах урока, присущих для коррекционной школы.

При составлении плана урока педагогу следует предусмотреть рациональное сочетание слова, наглядности, действия. Особое внимание следует обратить на использование проблемных ситуаций. Самую трудную работу необходимо планировать на первые 10-25 минут. Это время, когда достигается наиболее высокая работоспособность учащихся. После этого времени наступает снижение работоспособности. У умственно отсталого ребенка фаза пониженной работоспособности растянута, а фаза повышенной сильно сокращена. Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.

На этапе объяснения нового материала необходимо обеспечить правильное соединение методов и средств обучения. Рассказ учителя должен быть четким, лаконичным, изложение материала требует эмоциональности и выразительности. В беседе очень важно чётко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребёнку. Темп речи учителя особый - замедленный постепенно переходящий к среднему. Замедленный темп создаёт благоприятные условия для понимания учебного материала. Если учитель говорит быстро, ученик теряет нить рассказа и запутывается.

Хотя дети являются обучающимися коррекционных учреждений, но требования в системе образования к педагогу столько же серьёзные, как и в массовых общеобразовательных школах. От правильно организованного педагогического процесса, как и от воспитательного процесса, зависит интеграция особого ребёнка в общество.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из главных условий, без которых невозможно успешное овладение образовательными программами в коррекционной школе, а так же мероприятий направленных на личностное развитие школьников является систематическая и целенаправленная коррекционная работа.

Коррекционная работа на уроках трудового обучения детей с ОВЗ.

Одним из главных условий, без которых невозможно успешное овладение образовательными программами в специальной коррекционной школе, а также мероприятий направленных на личностное развитие школьников является систематическая и целенаправленная коррекционная работа. Задачами этой работы являются:

- формирование нравственно-культурных ценностей;

-развитие коммуникативной компетенции;

-активизация эмоционально-мыслительных процессов.

Ведущую роль в познавательной деятельности школьника играют мыслительные процессы запоминания, внимания, также важную роль играют наличие или отсутствие у ребенка речевых дефектов; уровень его работоспособности. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отведено свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимы операции мышления.

При организации учебного процесса необходимо учитывать закономерности динамики умственной работоспособности ребенка, т. К. она зависит от функционального состояния и внешних условий организма.

На своих уроках использую разнообразные коррекционные упр., задания, а также разнообразные формы и приемы, направленные на:

-двигательную активность (эффективный способ предупреждения и своевременного снятия утомления);

-оздоровительные минутки (один из компонентов здоровьесберегающих технологий для улучшения психоэмоционального состояния).

-дыхательные, глазодвигательные, коммуникативные упр., а также упр. для развития мелкой моторики.

Коррекция познавательных процессов урока тесно перекликается с усвоением программного материала. Почти на каждом уроке к уже имеющимся знаниям и представлениям добавляются новые слова, активизируются эмоционально-волевые процессы.

Вся работа в коррекционном учреждении направлена на достижение следующих целей:

1.Обучение и воспитание детей с недостатками умственного развития с целью коррекции отклонения в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в обществе.

2.Рациональная организация трудовой деятельности, изготовление объектов труда с учетом эстетических и экологических требований.

3.Всеобемлющая психолого-педагогическая реабилитация и социальная адаптация учеников, осуществляемая на принципе дифференцированного подхода к детям.

4.Получение основ технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности.

5.Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности. Целеустремленности, ответственности за результаты своего труда.

6.Коррекция недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания детей с ОВЗ в процессе овладения предметом.

7.Развитие познавательного интереса, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей учащихся.

8.Обеспечение гарантий прав каждого ребенка, а также сохранение и укрепление здоровья детей.

Занятия по трудовому обучению направлены на изучение школьниками теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков по изготовлению простейших изделий.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. В процессе обучения используются словесные, наглядные и практические методы обучения. В условиях коррекционной школы повышенную значимость имеют игровые методы обучения и используются на уроках в различных его частях для введения, объяснения, закрепления, упражнения и контроля. Широко применяется метод презентаций, как способ эффективно и своевременно преподать учебную информацию. А также метод проектов, как способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Ведущей структурной моделью для организации занятий по швейному делу является комбинированный урок. В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Учащиеся коррекционного учреждения 8 вида с самого начала нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребенка, коррекционное учреждение 8 вида нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном и социальном окружении. Поэтому коррекционная задача по развитию интеллектуальных функций теснейшим образом связана с общесоциальной задачей трудового воспитания в школе VIII вида. Ее решение позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полноценному включению в производительный труд.

В статье рассматривается проблема социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного и инклюзивного образования. Даются формы и способы для того, чтобы дети, перешагивая порог школы, были уверенными в завтрашнем дне и чувствовали, что их ждут.

Содержимое публикации

Формирование социальных навыков у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Основной контингент нашей школы составляют учащиеся с олигофренией в степени дебильности, имеющие, как правило, различные осложнения:

общее недоразвитие речи;

расстройство эмоционально - волевой сферы;

Из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития.

Такие дети в основном:

не готовы взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми;

у них не хватает самостоятельности;

низкий уровень знаний об окружающей среде;

специфические потребности в общении;

у них не хватает уверенности в своих силах;

наши дети не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию из-за их эмоционально - поведенческих особенностей;

им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных поступков;

не способны применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;

у них завышенная самооценка.

Социальная адаптация учащихся – основное направление воспитательной работы, один из механизмов позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.

Социальная адаптация – это непрерывный коммуникативный процесс, в котором участвуют личность и общество. Но общество в целом недостаточно готово к милосердию по отношению к нашим детям. В связи с этим особенно велика роль школы. Успех подготовки школьников к самостоятельной жизни возможен только при соблюдении ряда условий. Главное из них – наличие единой системы взаимодействия на учащихся. Специальные коррекционные занятия по социально – бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

В школе определена система психолого-педагогического воздействия, направленная на формирование познания, опыта поведения, организацию и мотивацию деятельности воспитанников с нарушением интеллекта.

Использование данных методов помогает воздействовать на интеллектуальную, эмоциональную, мотивационно - потребностную сферу учащихся. А также на поведение, общение и здоровье. Результатом может быть:

Повышение уровня сформированности познавательной деятельности

Наличие жизненной перспективы

Нормализация самооценки, рост самостоятельности

Формирование опыта общественного поведения

Повышение ответственности и дисциплинированности

Готовность к самообеспечению на основе труда

Развитие нравственных качеств

Продуктивность социальных контактов

В школе создана гуманная лечебно- педагогическая среда, сообразная природе ребенка, его психофизическим данным.

Образовательно-воспитательный процесс организован с учетом ряда приоритетов:

включение воспитанников в совместную продуктивную деятельность;

расширение круга общения за счет вхождения во внешнюю социокультурную среду;

нормализация самооценки и гармонизация внутреннего мира ребенка с проблемами в развитии;

Коррекционно-развивающее сопровождение образовательного процесса направлено на формирование жизненной компетентности у воспитанников школы.

Основные направления деятельности педколлектива:

Максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребенка.

Практическая направленность обучения с ориентацией на востребованность знаний в жизни.

Оказание индивидивидуальной помощи ребенку на основе комплексного наблюдения за его развитием, знания индивидуально-типологических и психических особенностей.

Адаптационная и коррекционная направленность обучения воспитания в соответствии с возможностями каждого ребенка.

Социальное становление детей создание деловой и социальной ориентации в образовательном процессе.

Разнообразная личностно-значимая деятельность.

Большое значение в воспитательной работе с учащимися имеют внеклассные мероприятия. Вся система внеклассных мероприятий направлена на воспитание у детей инициативы, самостоятельности, привычки правильного, дисциплинированного поведения в коллективе, в труде, в учёбе. При проведении мероприятия каждый педагог продумывает его сценарий, учитывая возможности наших учеников, подбираются конкурсы, загадки, интересные игры. Ведь играя, выполняя разнообразные задания, ученики осмысливают значимость правильной речи для понимания друг друга.

В организации воспитательной работы большое место уделяется работе кружков, где дети используют и закрепляют умение и навыки петь, играть и мастерить. Результатом такой деятельности является участие в мероприятиях не только внутри школы, но и на районном, областном и всероссийском уровнях.

Формирование социальных навыков ребенка начинается с момента поступления его в школу. Ведь зачастую приходится иметь дело с такими детьми, которые не имеют элементарных навыков самообслуживания. В этом направлении ведётся большая, кропотливая работа по привитию конкретных навыков самообслуживания:

-как правильно пользоваться иголкой, ножницами;

-как правильно застегивать пуговицы, замки на одежде;

-выполнять обязанности дежурного по классу, столовой;

-навыки гигиены и т.д.

Огромное значение при социализации учащихся коррекционных школ имеет взаимодействие школы с социокультурной средой.

Центр занятости населения

Центр социальной защиты населения

Районное общество инвалидов

Центральная районная библиотека

Районный дом культуры

ПТУ №11 г.Мариинско-Посад ,ПТУ №23 г.Чебоксары

Историко-краеведческий музей г.Цивильск

Пожарная часть г.Цивильск ПЧ40

Центральная районная больница

Центр детско-юношеского творчества

Издательский дом г.Цивильск

Женский Тихвинский монастырь

Формирование жизненной компетентности у воспитанников школы- интерната проходит по нескольким направлениям.

1. Становление жизненной перспективы:

а) Конструирование микросреды на индивидуализацию личности воспитанника:

коррекция активно-волевых дефектов, страхов, рассеянности, застенчивости;

рациональная организация детского коллектива и самокоррекция;

б) Психологические тренинги \моделирование различных жизненных ситуаций:

Как построить дом.

Под крышей дома твоего.

Достаток или нищета.

Мое будущее после школы.

Выработка мотивов действий, развитие самообладания.

Уход от размытости жизненной перспективы.

Раскрутка механизма компенсации и коррекции.

2. Умение учиться

а) Коррекционно-развивающее сопровождение образовательного процесса в школе:

определение коррекционной задачи урока , ее реализация на уроке и внеклассном занятии;

реализация принципов коррекционно-развивающего обучения.

в) Предметные недели.

Формирование общеучебных умений и навыков (ОУУН):

навыки смыслового чтения;

навыки самостоятельной работы;

навыки грамотной устной речи.

Формирование готовности к профессиональному образованию

3. Умение общаться.

а) Разнообразная личностно - значимая деятельность:

участие в школьных, городских, республиканских, всероссийских выставках детского творчества;

участие в городских мероприятиях наравне с учащимися общеобразовательных школ;

организация занятий детей в секциях, кружках, клубах вне стен школы - интерната;

КТД и общешкольные праздники.

в) Встречи с интересными людьми.

г) Организация встреч с городскими волонтерскими движениями.

4. Умение зарабатывать себе на жизнь

а) Формирование устойчивых навыков самообслуживания.

б) Занятия экономического практикума на уроках трудового обучения:

составление плана – проекта своего будущего приусадебного участка;

технология выращивания овощей;

ремонт школьной мебели;

плотничные работы в быту.

г) Производительный труд:

участие в озеленении закрепленного за классом участка;

участие в работе временных трудовых бригад;

выращивание овощей для школьной столовой

Формирование способности к индивидуальной трудовой деятельности.

Формирование навыков жизнеобеспечения на основе труда

Преодоление иждивенчества, формирование чувств хозяина.

5. Умение обустраивать себя в личном плане.

а) Занятия СБО \социально - бытовой ориентиров.\

практические работы и упражнения;

сюжетно - ролевые игры;

моделирование реальных жизненных ситуаций по разным направлениям.

б) Система внеклассных занятий и социокультурное сопровождение индивидуального развития каждого ребенка: обычаи и традиции Чувашского края, знакомство с народными праздниками.

г) Уроки нравственности.

е) Оздоровительный режим в школе.

ж) Развитие механизмов социальной интеграции каждого воспитанника.

Главным результатом такой системы деятельности является:

создание в школе развивающей среды, которая способствует социальному становлению детей на всех этапах обучения;

Более тесные и доверительные отношения с учащимися, усиление воспитательного влияния на ребенка.

Наличие у старшеклассников таких качеств и умений как самостоятельность, наличие реальной жизненной перспективы, готовность к самообеспечению на основе труда, продуктивность социальных контактов.

Самое главное, чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для детей, вокруг них должна быть создана такая атмосфера, где им будет хорошо, комфортно, уютно, где их будут любить, ценить. Нужно приложить немало усилий, чтобы дети, перешагивая порог школы, чувствовали, что их ждут.

Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

Девяткова Т.А., Кочеткова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя./Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях 8 вида: Новые учебные программы и методические материалы. - Кн. 1,2/ под ред. А.М. Щербаковой. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.

(коррекционная )общеобразователь ная школа - интернат 8 вида.

Данная работа показывает значимость игры, игровых ситу аций, игровых з аданий в

организации учебного процесса для детей с наруше нием и нтеллекта. Тема подсказана

Что представляет собой игра в жизни человека? Ответ на этот вопрос найдём в работах

психологов и педагогов. Обратимся к труду выдающегося учёного - психолога Л.С.

исследование педагогического значения игры. «. уже давно обнару жено, - пи шет Л. С.

Выготский , что игра не представляет из себя чего - либо случайного, она неизменно

возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет

неустраниму ю и естест венную особенность человеческой природы. . Они [игры]

организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разреше нием довольн о

сложных задач поведения, треб у ют от играющего напряжения, сметливости и

находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и

. В игре усилие ребёнка все гда ограничивается и регулируется мно жеством усилий

других играющих. Во всякую задачу - игру входит, как у мение координировать своё

поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и

защищаться, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совоку пности всех

играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом

отношении она представляет из себя соверше нно незаменимое орудие воспитани я

Иными словами, игра есть разум ная и целесообразная, планомерная, социально -

координированная, подчинённая известным пра вилам система поведения или затрата

энергии. Этим она обнаруживает свою полну ю аналогию с трудовой з атратой энергии

взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за

исключением только результатов. Таким образом, при всей объективной разнице,

существующей между игрой и тру дом, которая позволяла даже считать их полярно -

противоположными к друг другу, психологическая природа их совершенно совпадает. Это

указывает на то, что игра является естественной формой труда ребёнка, прису щей ему

формой деятельности, приготовлением к будущей жизни.

Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра - характерная и своеобразная

форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Шуман

указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке сам ые высокие эмоциональные

переживания и активизирует его самым глу боким образ ом. Согласно Шуману, игру

можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобра зным образом на

формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.

Этого, я думаю, достаточно, чтобы понять, на сколько серьёзны научные рассуждения о

роли игры в жизни ребёнка(да и взрослого человека тоже) . Вывод таков:

1) игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации

2) правильно организованная с учётом с пецифики материала игра тренир у ет память,

помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

3) игра стимулирует умственну ю деятельность учащихся, развивает внимание и

4) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

5) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый

заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее

Игры, предложенные специалистами в области коррекционной педагогики, можно

использовать в готовом или изменённом виде на уроках ру сского языка.

Некоторые из них упомяну ты в методической части данн ой работы.

Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество

вариантов, но обязательно, на мой взгляд, соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;

Кроме того, в рамках темы я бы выделила такие виды уроков:

2) игровая организация у чебного проц есса с использованием игровых заданий(у рок -

соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

3) игровая организация у чебного проц есса с использованием заданий, которые обычно

предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов

4) использование игры на определённом этапе урока(начало, середина, конец; знакомство

с новым материалом, закрепление знаний, у мений, навыков, повторени е и систематизация

5) различные виды внеклассной работы по русскому язык у(лингвистиче ский КВН,

экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могу т проводиться межд у у чащимися

разных классов одной параллели. Эти виды работы описаны в книге Л.Т.Григорян «Язык

Приведу фрагменты уроков в 5 - ом классе. Почему именно этот год обучения? Пятый

класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых

учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителя на данном этапе - сделать

так, чтобы встреча с незнакомым не испу гала, не разочаровала, а, наоборот -

способствовала возникновению интереса к учению, к открытию. Учит елям русского языка

и литературы приходится решать таку ю задачу почти каждый день. Программа

предусматривает 4 часа русского языка в неделю (больше, ч ем отводится на другие

дисциплины), обилие новых тем и орфограмм. Как же сделать почти ежедневные вс тречи

с фонетикой, морфологией, синтаксисом не ску чными и обыденными, а радостными и

интересными. Вот здесь на помощь уч ителю прид у т уроки - игры, уроки - п у тешествия в

страну Русского Языка. Разумно и у местно использ у я подобного рода уроки наряду с

традиционными формами, учитель у влекает де тей и тем самым создаёт почву для лучшего

Читайте также: