Доклад человек есть тайна

Обновлено: 02.07.2024

После смерти отца Федор все чаще и чаще начал задумываться о своей дальнейшей жизни. Теперь, будучи в полной мере предоставлен самому себе, он мог решать те вопросы, которые до сих пор решал за него папенька. А он — покорный сын, приученный к повиновению, послушно следовал направлявшей его воле, не желая огорчать заботливого отца.

Федор также не был очарован светом. Но считал, что, несмотря на свои юные годы, знает о жизни и людях нечто такое, чего не дано было узнать Михаилу Андреевичу.


В. Гюго. Гравюра середины XIX в.

Всегда правдивый, в данном случае он был не совсем точен. Во французской библиотеке брал он не столько ученые сочинения, сколько не переведенные на русский язык романы Жорж Санд, Бальзака, Гюго…


Ж. Санд. Гравюра середины. XIX в.

Он не только мечтал — он поверял свои мечты бумаге, сочинял, писал много и упоенно. Ночью, в спальне своей роты, в своем любимом закутке, прикрывшись одеялом, при свете одинокой свечи не только упорно постигал инженерные науки, но и писал. И неизвестно, на что он тратил больше времени.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Человек или человек-компьютер

Человек или человек-компьютер Меня лично тюрьма тоже, несомненно, изменила, несмотря на то, что я сюда попал, будучи уже взрослым и устоявшимся человеком. Наиболее сильной переоценке подверглось понимание важности отношений с близкими людьми, семьей. Да и понимание мира

Тайна

Тайна Веселое пятно на потолке… Но – говорят – он просто не побелен, А зайчик солнечный в моей руке Неощутим, бесплотен и бесцелен. Я угадала Моцарта в сверчке, Но он на сто Сальери был поделен. И я брела сквозь время налегке, Поскольку груз мой был в пути потерян. Уже

Моя тайна

Моя тайна …Я не сразу решилась рассказать эту историю, которую я никогда никому не рассказывала. Дело в том, что ещё в семилетнем возрасте у меня проявилось кожное заболевание — псориаз. Это стало переломным моментом в моей жизни. До этого я была как все, и вдруг эти пятна

Тайна

Тайна Недалеко от дома моего, в деревне, протекала речка Нерль. Небольшая речка.Она шла, извиваясь, узкая и быстрая, в красивых берегах, то около песчаной осыпи, покрытой хвойным лесом, то у самого леса, переходила луга и большие болота, входила в большие плёсы и в глубокие

Глава вторая. Есть человек — есть проблема

Глава вторая. Есть человек — есть проблема Гончар атакует Атмосфера страха, которую Лукашенко старательно нагнетал в стране, поглотила не всех.Он знал, что есть по крайней мере один человек, который представляет для него действительно серьезную опасность. Который будет

ТАЙНА

ТАЙНА …У него были две жизни: одна явная, которую видели и знали все, кому это нужно было, полная условной правды и условного обмана, похожая совершенно на жизнь его знакомых и друзей, и другая — протекавшая тайно. И по какому-то странному стечению обстоятельств, быть

Глава 3 ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ МЕРА ВСЕХ ВЕЩЕЙ

Глава 3 ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ МЕРА ВСЕХ ВЕЩЕЙ Поражение в Египте и угроза новой войны с персами заметно ослабили позиции демократов, в народном собрании сторонники олигархии требовали возвращения Кимона и призывали к миру со Спартой. Вернувшийся в 451 году из изгнания и избранный

ТАЙНА

ТАЙНА Изменяла ли госпожа де Бальзак своему супругу?На портретных изображениях Бернар-Франсуа полон самообладания и степенности. Это благоразумный, рассудительный человек, лишенный ребяческого тщеславия, но с самодовольной улыбкой. Губы выражают обеспокоенность,

Тайна

Тайна Ему снова снилось, что он стоит один посреди пустыни, погруженный в свои мысли. Сухой ветер трепал волосы. Он чувствовал каждым позвонком чье-то присутствие. Обернулся — никого. Перед ним словно расстилалась сама бесконечность. Не было пространства, и не было

Тайна


Н. А. Бердяев. Откровение о человеке в творчестве Достоевского

По всему видно, что мучил Достоевского именно человек. И этот человек замучил в конце концов Достоевского.

Что же мучило Достоевского более всего в человеке? Написал ли он об этом где-нибудь прямо и открыто или был вынужден свою муку прятать в бесконечных моральных хитросплетениях своих романов?

Еще на заре своего писательского пути Достоевский в письме брату произнес слова, которые, являются его самым сокровенным не только творческим, но и жизненным кредо:

Все как будто правильно в этих словах: и вера Достоевского в бесконечную силу души и силу любви, и познание Бога и Богочеловека, и действительность Христа, и торжество над насилием и падением, и всепрощение, и проповедь царства правды на земле. Все это есть у Достоевского, все это многообразно представлено в различных его произведениях, письмах, дневниках, черновиках, набросках, планах. Но при этом, что-то важное все-таки остается за бортом. Каким-то слишком идеальным христианином предстает Достоевский у Соловьева.

По сути дела, Розанов говорит о нравственной тайне, которая заставляет всегда тревожиться человека, сомневаться и мучиться, оставаясь навсегда не разрытой. Не все, конечно, мучаются этим, но речь ведь идет о тех, кто стремится к истинной жизни, а не к миру иллюзий и ложных утешений, которыми всегда усыпляет человека культура. Последней истины ищет Достоевский, понимая, что именно последнее, которое могло бы реально утешить, недостижимо.

Но именно это незнание всех глубинных мотивов, которое являет Достоевский, тех мотивов, которые живут на таком инфернальном дне, что абсолютно недоступны ни для какой этики – ни светской, ни религиозной, так вот это незнание мотивов освобождает человека, ибо продвигает к самому сокровенному и заветному у Достоевского, к тайне человека. Это незнание, проникновение в которое и составляет весь тот таинственный и мрачный лабиринт произведений Достоевского, обладает ни с чем не сравнимой притягательной силой, которой, увы, не обладают прозрачные и понятные тексты Толстого, например. Да и тексты множества других авторов, которые с позиции своего авторского божества вещают человеку об истинах его бытия.

И все это бесконечно разлито во всех произведениях Достоевского, они просто перенасыщены какой-то невероятно чарующей магмой непостижимого, которое неотступно преследует всякого, кто вступает в этот страшный, но неизбежны для каждого мир Достоевского.

Кто ж такой человек, что бытие доверило ему свой тайну? И не просто доверило, радостно вручив бесценный дар, но через муки и страдания, через переживания бессмысленности жизни, раскрывающейся в такой бессмысленной, но такой нестерпимо мучительной тайне. Такое существование на гране истерики, на гране отчаяния невозможно и невыносимо. Достоевский не щадит ни героев, ни читателя, подвергая их адской пытке самыми различными испытаниями.

О Достоевского как о неприступную скалу разбиваются все человеческие представления и притязания, все человеческие истины. Разбилось все, кроме Сизифова камня, в котором и заключена вся боль и мука Достоевского, все неразгаданные загадки бытия, вся бессмысленность и абсурдность человеческих страданий и жизни, вообще все человеческое, в котором его последняя тайна. Но это мука не ради муки; она подлинна, ее нужно пережить, перетерпеть, переждать, ее нужно выстрадать. Ибо в конце концов это мука рождает надежду.

И вот, с той самой студенческой зимы, с 19 лет и на всю жизнь, вошли прямо в центр моего сердца и князь Мышкин, и Настасья Филипповна, и Парфен Рогожин, и другие персонажи бессмертного романа. И на протяжении всей моей жизни потом не один раз и роман этот, и судьба Достоевского аукались, часто определяя повороты жизни, порой очень крутые.

Вот об этом сегодня и хочу рассказать. Тем более что информационный повод есть: 10 февраля исполняется 140 лет со дня кончины Федора Михайловича, 11 ноября – 200 лет со дня его рождения, а весь нынешний год объявлен годом Достоевского.

Федор Михайлович Достоевский

Федор Михайлович Достоевский

Достоевский как вестник Христа

Идя мимо кинотеатра в редакцию, я увидел афишу фильма «Идиот. И в тот же вечер принялся писать первую в жизни рецензию

Почему герои Федора Достоевского так волнуют, несмотря на эксцентричность своих поступков?

Вспомним, как она бросает в горящий камин пакет со ста тысячами рублей, принесенными Рогожиным. Один из исследователей творчества Достоевского посчитал, что сто тысяч рублей времен Достоевского по сегодняшним ценам равняются более чем миллиону долларов США.

Все, кто видел, как играл Смоктуновский, понимали, что на их глазах происходит чудо

Спектакль ошеломлял не только меня. Все, кто видел, как играл Смоктуновский, понимали, что на их глазах происходит чудо. Его Мышкин был по-детски наивен, открыт, беззащитен – и в тоже время защищен правдой Христа-Спасителя. Вполне может быть, что актер не понимал, что он воплощает на сцене блаженного, которого окружающие его люди воспринимают как идиота. Не понимали этого и в театре. Спустя годы, перед самой кончиной, в большой передаче по ТВ актер рассказал, что он восстановил против себя весь театр, продолжая лепить роль не так, как ему говорили все, начиная с главного режиссера, а как подсказывало ему сердце. Премьеру спектакля назначили на 31 декабря. Спектакль шел 4 часа. Заранее Г. Товстоногов был готов к провалу, поэтому премьера была назначена на это время.

Вот что говорит князь Мышкин, когда Парфен Рогожин спрашивает его, верит ли он в Бога:

Когда спектакль закончился, минуты две-три стояла гробовая тишина. А потом зал взрывался аплодисментами, криками, столь бурным восторгом, который трудно описать. Это длилось минут 20–30. Мне говорили, что бывало и больше. С годами и наша, и мировая критика (спектакль показывался в Лондоне) поняла, что произошло событие громадное, масштаба столь значительного, который трудно выразить словами. Федор Михайлович Достоевский своим творением предстал перед народом – живой, подлинный, тот, которого по праву называют русским гением.

Федор Михайлович Достоевский предстал перед народом – живой, подлинный, тот, которого по праву называют русским гением

Роль князя Мышкина, думаю, была той самой, для которой и родился актер Иннокентий Михайлович Смоктуновский. В кино он сыграл около ста ролей. Очень много хороших, даже отличных работ сыграл в театрах. Но ни в одной из них не было той высоты, что в князе Мышкине. Актер не играл, а жил на сцене жизнью, повторю, человека Божьего. Он и в реальной жизни был таким – странным, непонятным для многих. И в лучших его ролях и в кино, и в театре слышались знакомые интонации князя Мышкина – паузы, выражения глаз, жесты – те же, человека не от мира сего.

Партийное руководство тоже чувствовало это. И потому спектакль не был снят на видео – сохранились лишь небольшие отрывки к передачам. Слава Богу, спектакль удалось записать на виниловые диски – вышел альбом из трех пластинок.

О чем и написал Федор Михайлович Достоевский в своем бессмертном романе.

К разгадке тайны


Семнадцатилетним юношей Достоевский в письме своему брату Михаилу написал:

– Как же ты будешь другие-то роли играть, если сделаешь операцию? – спросил Тарковский.

– А зачем мне другие роли, если я сыграю Достоевского? – ответил брат.

Операцию делать не пришлось, так как заявку Тарковского отклонили. Но все же Анатолию выпало счастье воплотить на экране образ великого писателя, хотя и в фильме совсем другого масштаба.

Анатолию выпало счастье воплотить на экране образ великого писателя

Когда я приехал в Москву, встретился с братом, прочитав сценарий, сказал ему обо всем этом.

– Думаешь, они об этом знают? Взяли-то меня как серьезного, надежного профи, вот и все.

Так и Анатолий Солоницын, против всех обстоятельств, и бытовых, и творческих, сумел силою отпущенного ему Господом таланта пробиться к тайне писателя, который жил и творил во славу Божию.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Например, в романе «Преступление и наказание" студент Раскольников - сложный и противоречивый человек.

После совершения преступления герой начинает страдать. Раскольников был уверен, что не будет испытывать угрызения совести, так как следовал своим убеждениям. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Однако начал испытывать тоску, одиночество, отвращение к себе, не мог смотреть в глаза мамы и сестры. Автор показал перелом в сознании героя. Теперь Раскольников не мог жить по-старому. Он понял, что совершил ужасный непоправимый поступок.

Соня Мармеладова призывает его к мукам ради воскрешения души и спасения. Добро и милосердие Сони противопоставлены жестокой теории Раскольникова. Соня нарушила нравственные законы, как и Раскольников. Однако он отнял жизнь у другого человека, а она пожертвовала собой ради семьи.Соня призывает Родиона к раскаянию, она готова помочь ему вынести все страдания.

Для Родиона муки совести страшнее каторги. Попав на каторгу, Раскольников не сразу раскаялся в убийстве, он раскаялся лишь в своей слабости. Спустя несколько месяцев, благодаря девушке, в душе героя произошел переворот. Родион начинает менять свое мировоззрение.

В христианстве он находит утешение и смирение. Душа его начинает возрождаться.

Читайте также: