Доклад на тему формирование ууд на уроках русского языка в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный;
3) познавательный;
4) коммуникативный.

Обратим внимание только на 3 группу: познавательные УУД.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения. сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблем:

  • формирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Упражнения и задания для развития общеучебных универсальных действий

“Составь слово”

Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.

В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока.

1. Глухой – ф, звонкий -…

2. Предпоследняя буква в слове “ветер”.

3. Стоит за буквой Р. 4. Суффикс в слове “речной”.

5. Первая буква алфавита.

“Четвёртое лишнее”

Задание: в каждом ряду три слова по определённому основанию связаны между собой, а четвёртое – отличается. Найдите его, ответ обоснуйте.

1. Корова, медведь, лиса, заяц.

2. Дуремар, Мальвина, Айболит, Пьеро.

3. Вычитаемое, уменьшаемое, сумма, разность.

4. Делимое, множитель, делитель, частное.

5. Произведение, сумма, разность, слагаемое, частное.

“Развиваем логику”

По определению назови слово:

  • хрустящий, зелёный, пупырчатый;
  • маленькая, пугливая, компьютерная;
  • интересная, толстая, библиотечная.

Придумай два аналогичных примера.

Кроме быстроты реакции тренирует произвольное внимание.

Обозначим следующие буквы цифрами:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 А Б В К М Н О Л Д Т

Какие слова кроются под номерами: 2780 37281 4756101

Этот вид работы можно использовать на уроках русского языка при введении словарных или новых слов. Выписанные с затруднением, они намного лучше запоминаются.

“Какография”

Детям предлагается неправильно решённая проблема: текст с ошибками, неверно записанная информация, задача, перепутана последовательность действий и т.д.

Условие: найди все ошибки. Мотивируй свой ответ.

“Альтернативные задания”

1. Вспомните 5 литературных произведений А.С.Пушкина, в названии которых встречаются имена прилагательные.

2. Подберите сложные антонимы, например, умная девочка – глупый мальчик

Хороший друг - Слабый мороз

Поздний вечер - Грустная старость

Короткий день - Радостная встреча

3. Вставьте пропущенные прилагательные в пословицы и поговорки:

Лучше _____ правда, чем______ ложь.

_______мир лучше _______ войны.

Приведите свои примеры.

4. Если в следующих парах второе слово – синоним первого, замените его антонимом и наоборот:

  • Грусть – тоска
  • Ложь – вымысел
  • Мрак – темнота
  • Жара – холод
  • Близко – рядом
  • Работать – трудиться.

Развиваем и обогащаем речь.

5. В крылатых выражениях вставьте пропущенные одинаковые слова, составьте предложения:

  • Из … вон плохо.
  • Сидеть сложа … .
  • Мастер на все … .
  • Золотые … .

“Найди соответствие”.

1. Определите каждое слово 3-4 прилагательными. Например: дробь – десятичная, свинцовая, правильная.

  • Звук –
  • Речь –
  • Предложение –
  • Словарь –

2. Вставьте в текст прилагательные:

После ____, __ зимы с её ____ ненастьем, наконец – то, наступила ____,____весна. ______стаи ____ воробышков с _____чириканьем наслаждались _____ погодой.

Из данных предложений составь рассказ, запиши его.

Она собрала тонкие веточки. Настя шла из школы домой. В школьном саду обрезали деревья. Скоро заблестели зелёные листочки. Дома девочка поставила их в воду.

Составление предложений из данных слов с добавлением любых других слов: снегурочка сочинение писать

Мы всей семьёй пошли гулять.

Сочинение на тему "Что бы я рассказал африканскому мальчику о зиме"

Редактирование текста

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

Самая умная из моих собак -это Жалька. Жалька всё ученье прошла, как будто её родители всему Жальку научили. Жалька играла со льдинкой. Вдруг Жальке что-то показалось и Жалька эту льдинку не подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твёрдом состоянии.

Определение границ предложений.

Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.

1. По реке плывёт лодка. И плот.
2. Когда деревья качали ветвями. Они тихо поскрипывали.
3. Бобры перегородили протоку среди леса появилось красивое озеро.

Составление рассказа по его началу.

1) Охотник в густой траве наткнулся на маленького зайчика. Охотник позвал своих друзей посмотреть находку.
2) Сережа и Коля гуляли в лесу. На дереве мальчики увидели гнездо. Они решили взять птенчиков…

“Кто быстрее”

Этот блок заданий, вызывающий дух здоровой соревновательности, очень хорошо помогает отработать автоматизм необходимых умений и навыков.

1. Выбери из слов лишь те, которые относятся к именам прилагательным: красота, красивый, краска, красный, красить…

2. Составьте как можно больше слов по конструкции: с- - о (село, сено, сало…)

3. Составьте ряд слов, в котором обозначена лишь первая и последняя буквы, а их число не имеет значения: с…г…а…з…т… (снег, - гора – алмаз – зима).

Такая форма подачи нового материала как сказка всегда интересна детям, а как известно, то, что интересно, усваивается радостнее, прочнее, глубже.

Словарные диктанты и орфографические минутки тоже стараюсь всегда проводить разнообразно. Например, словарный диктант, когда учащимся предлагается текст с пропущенными словами. Нужно прочитать, записать, вставляя слова.

Не велик…. да краснеет нос. (Мороз)

….любит чистоту. (Посуда)

Чужбина – калина, родина -…. (Малина)

…. человек добро помнит. (Русский)

Упражнения и задания на развитие знаково-символических действий

Соотнесение модели с картинкой.

- Сколько букв в первом слове? (5) Какая вторая? (о) последняя? (а)

- Подберите слова, которые подходят к этой схеме (горка, корка, бочка)

- Подберите слова ко второй схеме (замок, забор)

Графические диктанты:

1. Письмо печатных букв идёт группами, предваряется вопросами: - Что общего? Чем различны? (письмо заглавных, строчных)

В прописях на клетчатой разлиновке отведено место для графических диктантов.

2. Составить предложения к схемам.

3. Составь схему предложения: Весеннее солнце осветило лесную поляну.

4. Подбери и запиши 3 слова –о—о-- , -- о—о--, --о—о--.

1. Разбери по составу слова

Метро, вынуть, окружность, листочки.

2. Какое слово лишнее? Подчеркни его

а) носок, мозоль, георгин, помидор;
б) ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки;
в) подлежащее, глагол, существительное, наречие;
г) брюки, хлопоты, дверцы, вилы.

3. Раздели слова на 3 группы, исходя из значения суффикса. Объясни значение суффикса -ИСТ-

Медалист, лесистый, волокнистый. золотистый, хоккеист, серебристый, лесистый, холмистая.

1. Составь анаграммы.

Анаграммы – это слова, которые получаются путем перестановки букв какого-нибудь слова. Например: рост-сорт

Анаграммы - буквосочетания, из которых необходимо составлять осмысленные слова. Начать можно с 3 букв, постепенно доведя количество до 6-7, а может быть, и 8 и даже 9 букв.

Доклад по теме "Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе".

ВложениеРазмер
formirovanie_uud_na_urokah_r.yaz_._v_nach.sh_.odt 35.47 КБ
formirovanie_uud_na_urokah_r.yazyu_.pptx 3 МБ

Предварительный просмотр:

межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения. А универсальные учебные действия являются психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:1) регулятивный ; 2) коммуникативный ; 3) познавательный ; 4) личностный .

Регулятивные универсальные учебные действия

обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

· поиск информации в предложенных источниках;

· заучивание материала наизусть в классе

Со второго класса вводится такая форма работы, как взаимооценивание письменных работ . Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания. Для ребят не составляет особого труда объективно оценить, например, словарный диктант одноклассника.

Часто использую на уроках русского языка различные диктанты, которые способствуют лучшему усвоению материала, заставляют внимательно слушать, учат самоконтролю. По особенностям самоконтроля можно выделить диктанты:

3. Диктант с обоснованием.

Предполагает самостоятельное объяснение орфограмм письменно. Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, затем обосновать.

4. Диктант с постукиванием (не контрольный).

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.

Учитель диктует несколько предложений, даёт задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова с проверяемой безударной гласной и со звонкой и глухой согласной.

7. Выборочный диктант.

Желательно применение сигнальных карточек, обеспечивающих обратную связь.

Это вид диктанта, при котором:

- текст перед записью зрительно воспринимается детьми, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом;

Пишу букву, т.к. могу доказать. Не пишу букву, т.к. не могу доказать.

лёд (ледяной) жит . ль

за горой (горы) козл . к

пятёрку (пять) за мор . м

11. Зрительный диктант.

12. Знаковые диктанты.

Использую данные диктанты в своей работе, т.к. они позволяют экономить время.

У учеников в тетрадях:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Это значительно облегчает работу обучающихся, но этим приемом не стоит злоупотреблять, так как нам необходимо развивать речь учеников. А учащиеся могут следовать алгоритму, при этом не составляя целостного рассказа.

Многие ученики в начальной школе любят рисовать, поэтому можно дать задание в конце урока, нарисовать свое настроение. Возможно, дети нарисуют смайлы, это творческое задание, но тем не менее следует внимательно проследить за выполнением задания.

Коммуникативные УУД предполагают владение всеми видами речевой деятельности, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета.

Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в школе. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность, на уроках русского языка, формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании.

Коммуникативные УУД успешно формируются, если правильно организована на уроках работа в паре или групповая работа. Применение коллективной формы обучения дает возможность трудиться всем ребятам. Учащиеся в процессе работы учатся оценивать свою работу, работу соседа, общаться, помогать друг другу. Очень широко в учебниках представлены задания для выполнения в парах и группах, используются различные игровые ситуации, в которых дети учатся правилам общения. Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность высказывать свою точку зрения.

Наиболее целесообразно применять работу в парах на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют определенный багаж знаний по пройденным темам или разделу. Однако работу в парах можно применять и на уроках усвоения новых знаний, на уроках контроля.

Здесь можно привести пример деятельности детей, приводящей к развитию коммуникативных УУД: ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проверить правильность выполненного задания. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем, становится контролером, а контролер – исполнителем.

Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными.

Плюсы использования групповой работы на уроках для формирования коммуникативных УУД:

1. Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают.

2. Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты.

3. Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу.

4. Знания усваиваются лучше.

5. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Для данных видов работы ребята выработали свои правила:
1. Вы свободно обмениваетесь мнениями. Вы имеете право на ошибку. Не критикуйте, а предлагайте.
2. Вы уважаете мнение каждого участника.
3. Шум может быть только рабочим.

Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у обучающихся формируются познавательные универсальные учебные действия . Работа с текстом открывает возможности для формирования познавательных логических действий: анализа, сравнения, установление причинно-следственных связей.

Для этого:
1.На уроках русского языка широко использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы.

2.Ещё одним эффективным средством считаю работу со справочными материалами . Частое обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД. Найти то или иное слово позволяют, например, размещённые в конце учебника по русскому языку словари (орфоэпический, орфографический, толковый). Систематическое применение на любом этапе урока заданий, требующих обращения к словарю, выработает у детей привычку постоянно обращаться к ним и вне урока. Хорошо, когда словарей в классе много и они представлены не только в учебниках, но и отдельными изданиями. В 3 (4) классе необходимо организовать деятельность учащихся по разработке алгоритма действий в процессе поиска нужной информации в сети Интернет.

1.Работа над проектами. Использование проектной деятельности на уроках в начальных классах имеет свою специфику:

Например, можно использовать метод проектов при работе со словарными словами. Сначала работаем совместно на уроках, потом – самостоятельно дома.

Работа идет по схеме, которая по мере накопления знаний дополняется новыми заданиями.

1. Запиши слово, поставь ударение.

2. Определи количество букв, звуков, слогов в слове.

3. Отметь, где написание расходится с произношением.

5. Составь предложение со словом.

6. Выпиши из словаря или подбери сам родственные слова.

7. Подбери слова, обозначающие действие этого предмета.

8. Подбери слова, обозначающие признак этого предмета. Или – подбери слова, которые можно употреблять вместе с данным словом.

9. Найди в художественной литературе предложение или отрывок из стихотворения с этим словом.

10. Найди пословицы, поговорки с этим словом.

2.Творческие задания на уроках.
Ребята очень любят эти задания. Творчество их безгранично.
1. Написать мини-сочинение.
2. Придумать загадку, четверостишье
3.Составить тест, кроссворд

4. Допиши начало (середину, конец, рассказа).

На уроках русского языка личностные УУД развиваются благодаря текстам, данным в учебниках, в презентациях, на заранее подготовленных карточках, при написании сочинений и изложений и т.д. Эти тексты могут быть нравственного, морального, патриотического, этического и другого содержания. Тем самым развиваются и формируются личностные действия, направленные на осознание и принятие жизненных ценностей, которые позволяют найти свое место в жизни, сориентироваться в моральных нормах. Благодаря этим текстам ученики приходят к пониманию необходимости сохранять и защищать свой родной язык как часть русской национальной культуры, а также работать над развитием своей собственной речи. Приступая к выполнению этих упражнений, к анализу данных текстов, учитель вместе с детьми (а вернее дети с помощью учителя) дает нравственную оценку содержанию этих упражнений (дети определяют идею данных текстов).

Предмет «Русский язык воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи.

Я думаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Когда возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках русского языка формируются следующие УУД:
-установление связи между учебной деятельностью и мотивом;
-умение определить границы знания и незнания;
- выстраивание алгоритма действий;
-построение логической цепи рассуждений;
-построение речевого высказывания в устной и письменной речи;
-участие в диалоге;
-аргументация своего мнения;
-учет разных мнений;
-контроль, оценка и коррекция своей деятельности.

Формирование у учащихся личностных УУД.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

На уроках русского языка личностные УУД развиваются благодаря текстам, данным в учебниках, в презентациях, на заранее подготовленных карточках, при написании сочинений и изложений и т.д. Эти тексты могут быть нравственного, морального, патриотического, этического и другого содержания. Тем самым развиваются и формируются личностные действия, направленные на осознание и принятие жизненных ценностей, которые позволяют найти свое место в жизни, сориентироваться в моральных нормах. Благодаря этим текстам ученики приходят к пониманию необходимости сохранять и защищать свой родной язык как часть русской национальной культуры, а также работать над развитием своей собственной речи. Приступая к выполнению этих упражнений, к анализу данных текстов, учитель вместе с детьми (а вернее дети с помощью учителя) дает нравственную оценку содержанию этих упражнений (дети определяют идею данных текстов).

Предмет «Русский язык воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи.

Формирование у учащихся регулятивных УУД.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Материал в учебнике, презентациях, на уроках подается так, чтобы ученики оказались в обстановке творческого поиска, умственного напряжения: даются различные проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов.

Формирование у учащихся познавательных УУД.

Развитию познавательных интересов и эрудиции детей уделено особое внимание. Содержание текстового и иллюстративного материалов учебников и рабочих тетрадей вызывает у учащихся эмоциональное положительное отношение к изучаемому материалу (удивление, сопереживание, радость открытия).

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование у учащихся коммуникативных УУД.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- управление поведением партнера;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Формирование коммуникативных УУД обеспечивается через обучение правильному и умелому использованию речи в различных жизненных ситуациях, при передаче другим своих мыслей и чувств, при построении диалога с другими учащимися и учителем.

Коммуникативные УУД успешно формируются, если правильно организована на уроках работа в паре. Применение коллективной формы обучения дает возможность трудиться всем ребятам. Учащиеся в процессе работы учатся оценивать свою работу, работу соседа, общаться, помогать друг другу. Очень широко в учебниках представлены задания для выполнения в парах и группах, используются различные игровые ситуации, в которых дети учатся правилам общения. Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность высказывать свою точку зрения.

Наиболее целесообразно применять работу в парах на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют определенный багаж знаний по пройденным темам или разделу. Однако работу в парах можно применять и на уроках усвоения новых знаний, на уроках контроля.

Здесь можно привести пример деятельности детей, приводящей к развитию коммуникативных УУД: ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проверить правильность выполненного задания. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем, становится контролером, а контролер – исполнителем.

Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными.

Плюсы использования групповой работы на уроках для формирования коммуникативных УУД:

1. Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают.

2. Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты.

3. Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу.

4. Знания усваиваются лучше.

5. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Одним из важных компонентов при формировании УУД является самостоятельная работа. Во время самостоятельной работы создаются условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы. При этом урок должен быть обучающим, интересным, деятельным и результативным. Самостоятельная работа с учебником помогает становлению ученика как будущего исследователя. Умение самостоятельно учиться, добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное - это то, чему ученик должен научиться в школе.

На уроках русского языка также используется моделирование. К концу обучения в начальной школе дети должны не только уметь использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), но и уметь самостоятельно строить схемы, модели, таблицы. Например, на этапе обучения грамоте это модели предложения, затем звуковые модели слова, которые затем преобразуются в буквенные.

Формированию универсальных учебных действий у учащихся способствует включение в урок проблемных ситуаций.

Построение урока в технологии деятельностного подхода обучения, даёт возможность детям понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.

Я думаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Когда возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению.

Начальная школа играет исключительно важную роль в системе общего образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта. Определить современные требования к качеству начального образования - основная задача федерального государственного образовательного стандарта.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, на первое место выходит развитие личности обучающегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий (далее - УУД).

УУД – это обобщенные действия, обеспечивающие умение учиться. В соответствии со стандартом предусмотрена отдельная программа формирования УУД.

Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте освоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. Каждый учебный предмет в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Вместе с тем этот же предмет с помощью другой группы линий развития обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у обучающихся формируются познавательные универсальные учебные действия. Работа с текстом открывает возможности для формирования познавательных логических действий: анализа, сравнения, установление причинно-следственных связей.

Учебный курс “Русский язык” занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки по другим предметам.

Начальный курс русского языка в УМК “Школа России ” представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Содержание программы по русскому языку в данном учебно-методическом комплекте обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Метапредметными результатами изучения курса “Русский язык” является формирование универсальных учебных действий(УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Рассмотрим формирование УУД на примере урока русского языка в 4-м классе

Тема урока: “Правописание не с глаголами”.

Урок начинается с этапа чистописания, цель которого не только работа над каллиграфией, но и актуализация знаний, необходимых при изучении новой темы.

Бб Бб бу бл бр об аб Бу Бл Бр

Бьет, бежит, большой, разбудил

Учащиеся комментируют встретившиеся в данных словах орфограммы и повторяют правила, которые надо было вспомнить, чтобы правильно их написать. Учитель просит назвать слово, которое можно считать лишним (большой). Учащиеся поясняют, что это слово является прилагательным, а остальные – глаголы. Дети дают определение, какие слова называют глаголами и вспоминают, что они уже знают об этой части речи.

На данном этапе формировались познавательные УУД: умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Осуществлять подведение под понятие.

На следующем этапе урока – изучении нового материала, проводимого с опорой на интерактивную доску, учащимся дается группа слов:

Говорил-
Пишет-
Сказали-
Поем-

Детям предлагается записать глаголы с такой же основой, но придать им противоположное значение. Одного ученика просим записать полученные слова за створкой доски, а остальные дети работают на местах. После самостоятельной работы сравниваем полученные результаты. Выясняется, что кто-то написал глаголы в таком виде: неговорил, непишет и т.д. А часть детей так: не говорил, не пишет. Возникает вопрос:” Кто же прав? И что такое не?”

Проблемная ситуация, возникшая на уроке, позволяет учащимся сформулировать тему урока: “Правописание глаголов со словом не” .А цели урока они назвали следующие:

1. Научиться писать глаголы со словом не.

2.Узнать, к какой части речи относится это маленькое слово.

На этом этапе урока формировались коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения, учитывать разные мнения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

А также регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; планировать действия с учетом поставленной учителем задачи.

Вывод после прочтения текстовой информации сделан следующий:“ Не – это частица и пишется она с глаголами отдельно.”

На данном этапе формировались познавательные УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, строить рассуждения.

Регулятивные УУД: вносить коррективы в действие после его завершения; определять степень успешности своей работы и работы других людей.

На этапе закрепления полученных знаний ученикам предлагается дифференцированная самостоятельная работа.

(Дети в классе разделены на 2 группы. В 1-ю группу входят учащиеся с высоким уровнем ЗУН по данному предмету, а во 2-ю группу – все остальные дети класса.)

Учащиеся 1-й группы выполняют упражнение повышенной трудности из учебника (или дополнительной литературы), где им предложено списать текст, раскрыв скобки. Выполняя это упражнение, учащимся надо будет не только помнить правило, изученное на данном уроке, но и вспомнить ранее изученный материал о правописании глаголов с приставками и предлогами.

Остальные дети выполняют упражнение из Рабочей тетради, входящей в учебный комплект УМК “Школа России” по русскому языку. Им надо будет в практической работе с текстом закрепить правописание частицы не с глаголами.

Проверка самостоятельной работы также дифференцирована.

1-я группа проверяет работу по готовому результату, проектируемому на интерактивную доску, экран или компьютер. А 2-я группа комментирует свою работу вслух.

Средства обратной связи (красно– зеленые сигналы) помогают выявить детей, не усвоивших новый материал и именно с ними поработать при подведении итогов работы.

На этом этапе урока формировались регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью; учитывать правило в планировании и способе решения поставленной задачи; осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Коммуникативные УУД: слушать и слышать других; задавать вопросы, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Подводя итог урока, учитель ставит перед учениками следующие вопросы:

– Какова была тема урока?
– Соответствовала ли наша работа теме урока?
– Чему должны были научиться?
– Достигли ли мы своей цели?

Докажите, что достигли – расскажите, как пишутся глаголы с частицей не ?

Дома детям предлагается повторить новое правило, вспомнить правило о правописании приставок и предлогов с глаголами и выполнить упражнение из учебника.

На заключительном этапе урока шло формирование коммуникативных УУД: оформлять свои мысли в устной форме; строить монологическую речь; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные УУД: осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить анализ работы.

Средством формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка являются тексты учебников, его методический аппарат; технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Кроме метапредметных результатов (формирования УУД), содержание рабочей программы по русскому языку позволяет достичь и высокий уровень предметных результатов, обеспечивающих учащимся возможность успешного обучения на следующей ступени общего образования.

Личностными результатами изучения курса “Русский язык” являются следующие умения и качества:
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.

1.Разбери по составу слова.

Метро, вынуть, окружность, листочки.

2.Какое слово лишнее? Подчеркни его.

а) носок, мозоль, георгин, помидор;
б) ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки;
в) подлежащее, глагол, существительное, наречие;
г) брюки, хлопоты, дверцы, вилы.

3.Раздели слова на 3 группы, исходя из значения суффикса. Объясни значение суффикса -ИСТ-.

Медалист, лесистый, волокнистый. таксист, золотистый, хоккеист, серебристый, журналист, холмистый.

1.Составь анаграммы. Анаграммы – это слова, которые получаются путем перестановки букв какого-нибудь слова. Например: рост-сорт

Кулон-(уклон)

Автор-

Коршун-

2.Разгадай шараду, запиши слово, разбери его по составу. Придумай и запиши еще два слово с таким составом.

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали.

Вся же – в дневнике я и в журнале

3.Составь предложение из слов, вставь пропущенные буквы.

1) Это, длин..ая, в, р. ка, (Е,е)вропе, самая

2) б. рёт, . на, н. ч. ло, св. ё, гор. да, (Т,т)в. ри

3) вп..дает, в, (В,в)олга, море, (К,к)аспийское

4.Собери пословицу:

Чему, не выучит, Ваня не научился, Иван того.

5. Разгадай ребусы:

Ш1А, 2Д, 1УМ, ЗА1КА, О5, Ш3Х, 1ОЧКА, 1БОР

6.Из букв слова ВТОРОКЛАССНИК составь другие слова.

Есть упражнения, в которых анализ и синтез тесно переплетаются. Это все виды диктантов, списывания, комментированное письмо.

С выбором основания и критериев для сравнения дети сталкиваются при выполнении заданий, в которых требуется разбить слова на группы без указания основания. Такие задания предусматривают несколько вариантов решения.

Распредели слова на две группы:

Добрый, белила, солнечный, темнота, доброта, солнышко, беленький, тёмный

Лошадка, весна, олень, колесо, карета, трава, якорь

Построение логического пути рассуждений используется при написании объяснительных диктантов, при выполнении заданий, требующих обоснований и доказательств.

Больно прикусил язык.

Язык до Киева доведёт.

Разведчики взяли языка.

Без языка и колокол нем.

Прикуси язык!

Язык под чесночным соусом.

2.Составьте предложения со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.

Невежа – невежда.

3.Запиши, что означают данные фразеологизмы.

Задать головомойку –

Язык проглотить -

Повесить нос –

Через час по чайной ложке-

4.Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.

Заварить кашу-

Жить душа в душу-

На ночь глядя-

Повесить нос-

Водой не разольешь –

5.Поставь ударения в словах:

Гусеница, магазин, документ, хвоя, столяр, алфавит, портфель

Ориентация в морфологической и синтаксической структуре и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта – замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). В учебниках по русскому языку достаточно часто используется графическая символика, схемы для проведения различного вида анализа слов (выделение гласных, согласных, слогов) и текста (выделение членов предложения). Формированию знаково–символических действий способствуют графические диктанты.

Составь схему предложения:

Весеннее солнце осветило лесную поляну.

Особое значение для формирования познавательных универсальных учебных действий имеют нестандартные олимпиадные задания. Усвоение приема решения олимпиадных заданий базируется главным образом на сформированности логических операций – умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), установление аналогии.

1.Поставь существительные в родительный падеж множественного числа. Килограммы, помидоры, апельсины, чулки, сапоги, ботинки.

2.Прочитай зашифрованную фразу и запишите её правильно

3.Подбери и запиши 3 слова –о-о--, -о-о--, -о-о- -

4.Запиши 3 имени существительных, которые не изменяются по падежам

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Уроки русского языка способствуют формированию таких коммуникативных УУД, как умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации и владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Эти умения формируются при создании различных типов текстов: повествования, описания и рассуждения, и при написании различных видов изложения: по отношению к объекту исходного текста - подробное и сжатое, по отношению к содержанию исходного текста - полное и выборочное. Овладению данных коммуникативных умений способствуют такие виды заданий, как творческое списывание, списывание с изменением текста, свободный диктант, творческий диктант.

Овладение коммуникативными учебными действиями, на наш взгляд, является ключевым моментом в процессе обучения. Известно, что развитие коммуникативной компетентности учащихся может реализовываться лишь в ситуации общения, точнее, в речевой ситуации. Необходимо дидактически точно определить эффективность применения речевых ситуаций на уроке, частотность их использования, способы введения в контекст урока.

Большое значение имеет организация отдельных учебных заданий совместного типа, специфика которых естественным образом предполагает активное взаимодействие учеников, сотрудничество, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения. Наблюдение за совместным выполнением школьниками заданий, например, разбор слова или предложения показывает, что в этой форме работы детей привлекает в первую очередь то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать, — словом, действовать естественно, раскованно. В частности, очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. Такие формы работы тесно связаны с регулятивными универсальными учебными действиями.

Важно чтобы при самопроверке ребёнок не просто находил и исправлял ошибки, но и постепенно овладевал таким УУД, как коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Таким образом, используя на уроках русского языка в начальной школе перечисленные выше формы, методы, способы и виды работы, учитель обеспечивает формирование УУД, предусмотренные ФГОС НОО.

Сущностные характеристики познавательных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников. Возможности уроков русского языка по формированию УУД средствами заданий творческого характера. Педагогический опыт на уроках русского языка у школьников.

Рубрика Педагогика
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 25.04.2014
Размер файла 4,5 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание работы

1. Психолого-педагогические основы формирования познавательных универсальных действий младших школьников на уроках русского языка

1.1 Сущностные характеристики познавательных универсальных действий младших школьников

1.2 Возможности уроков русского языка в начальной школе по развитию познавательных задач средствами заданий творческого характера

2. Формирование познавательных УУД на уроках русского языка

2.1 Технологии, способствующие формированию познавательных УУД на уроках русского языка

2.2 Приемы работы, формирующие познавательные УУД на уроках русского языка

2.3 Опытно-экспериментальное исследование формирования познавательных универсальных действий младших школьников на уроках русского языка

Введение

Практическая актуальность темы

Согласно стандартам второго поколения очень важно развивать у младших школьников умение учиться, т.е. формировать универсальные учебные действия. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщённые способы действий. Важная роль отводится использованию познавательных задач, под которыми понимают осмысление явлений и формулировку целей. Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, выполняя в нём самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности, удерживая ход процесса учения на высоком уровне, являясь инструментом для выявления результатов учения. От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений и навыков и уровень развития способностей ребёнка.

Проблема развития познавательной активности учащихся особенно актуальна в настоящее время для построения учебного процесса, т.к. школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям расширять свой общий и специальный кругозор. Забота о создании, поддержании и развитии интереса к предмету, процессу познания - важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. Вклад в её изучение внесли: П.Я.Гальперин, Г.А. Цукерман, Л.А.Венгер, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др. Для младшего школьника ведущей является учебная деятельность, поэтому состоятельность в ней так необходима ребёнку. Успех - это положительный результат деятельности, достойный признания как самой личностью, его достигшей, так и значимыми для неё людьми. Важен личный вклад человека в достижение успеха, считают учёные. Необходимость формирования познавательных универсальных действий заставляет учителя искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельностью. познавательный учебный школьник русский

На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, Н.А. Лошкарева, А.А. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьяченко, А.В. Усова и др.

Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменский, И.А. Володарской, О.А. Карабановой и др.

Цель работы: доказать что использование специальных приемов работы на уроках русского языка будет способствовать формированию познавательных УУД.

Объект исследования: учебный процесс, направленный на формирование познавательных УУД.

Предмет исследования: приемы работы, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка в третьем классе

Задачи работы:

1. Рассмотреть сущностные характеристики познавательных универсальных действий младших школьников;

2. Раскрыть возможности уроков русского языка по формированию познавательных универсальных действий средствами заданий творческого характера

3. Доказать что при использовании специальных приемов работы формируются познавательные УУД.

4. Описать собственный педагогический опыт по формированию познавательных универсальных действий младших школьников на уроках русского языка

Методы исследования: анализ литературных источников; тестирование, наблюдение.

1. Психолого-педагогические основы формирования познавательных универсальных действий младших школьников на уроках русского языка

1.1 Сущностные характеристики познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные действия.

1. К общеучебным универсальным действиям относятся: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; действие со знаково-символическими средствами [3].

В начальной школе общеучебные действия могут быть представлены следующим образом: формулирование цели; поиск и анализ информации; моделирование; структурирование знания; составление устных и письменных высказываний; оценка своих действий; смысловое чтение; формулирование проблемы [5].

2. Логические универсальные учебные действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной) [3].

В начальной школе логические универсальные учебные действия могут быть представлены следующим образом: выделение признаков предмета, сравнение, классификация, рассуждение, гипотеза, доказательство [5].

Формирование познавательных универсальных действий составляет важную задачу современного начального образования. Умение составлять устные и письменные высказывания относится к сфере познавательных и коммуникативных действий. Формирование у младшего школьника умения строить речевые высказывания в устной и письменной форме (в том числе и создавать письменные тексты различных типов) способствует более успешному усвоению различных учебных предметов [5].

Одно из условий формирования познавательных УУД развитие познавательного интереса. Особым видом интереса является интерес к познанию, т.е. познавательный интерес. Его область - познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов, а также умениями и навыками, при помощи которых обучаемый получает образование. Ценность познавательного интереса для развития личности учащегося состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъёму, так что познавательный интерес выступает как важный мотив активности личности, её познавательной деятельности. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных процессов, проявляются активный поиск, догадка, готовность к решению поставленной задачи. Важной особенностью познавательного интереса является также то, что центр его - познавательная задача, требующая от человека активной поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность. Пытливость, любознательность, готовность к познанию, жажда знаний - всё это различные выражения познавательной деятельности, в основе которой лежит познавательный интерес личности, определяющий её активное отношение к миру и процессу его познания. Таким образом, педагогический подход к решению проблемы формирования-познавательных УУД должен состоять в том, чтобы возбуждать и постоянно поддерживать у учащихся состояние активного интереса к изучаемым явлениям, целенаправленно формировать познавательный интерес как цельное свойство личности [6].

1.2 Возможности уроков русского языка в начальной школе по развитию познавательных задач средствами заданий творческого характера

Русский язык обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий.

Изучение языка идёт не путём механического запоминания определений, а через целенаправленный анализ и синтез языкового материала. Каждый урок русского языка строится в соответствии с принципами целесообразности и логичности, т.е. все этапы должны отвечать поставленной цели и вытекать один из другого. Очень важен начальный этап, на котором учащиеся формулируют тему и цель урока. Необходимо сразу задать высокий уровень вовлечённости школьников в учебную деятельность.

Возможности уроков русского языка по развитию познавательных задач безграничны. Основными целями таких уроков становятся:

- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика; стимулирование учащихся к высказываниям;

- использование различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрений и других положительно направленных коммуникативных воздействий;

- использование на уроках материала, позволяющего ученику проявить свой субъектный опыт;

- оценка деятельности ученика не только по результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика находить способ решения задачи, анализировать его у других;

- создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

2. Формирование познавательных УУД на уроках русского языка

В настоящее время одно из первостепенных значений приобретает проблема формирования и развития познавательных универсальных действий. Соотношение обучения и развития является основной проблемой образовательного процесса.

Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся, создать ситуацию заинтересованности. Одним из наиболее значимых мотивов учебной деятельности является формирование познавательного интереса. Основным источником стимуляции познавательного интереса является содержание учебного материала, которое несёт учащимся неизвестную ранее информацию, вызывающую чувство удивления, позволяющую по-новому взглянуть на уже известные явления, открыть новые грани в знаниях. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Ещё К.Д.Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. Он считал, что обучение, лишённое всякого интереса, убивает охоту учиться[6].

Интерес к изучаемому можно сформировать, если использовать творческие задания. (Вот некоторые виды познавательных заданий творческого характера). Такие задания и приемы позволяют учителю: сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживая внимание детей

Данные задания развивают положительную мотивацию к изучению русского языка. Такие задания создают условия для поиска путей решения поставленной проблемы. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, предпоносимая на фоне познавательного материала.

В процессе использования творческих заданий формируются познавательные УУД: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким признакам, выявлять сходство и различие объектов), получать информацию на основе разных источников: слова, рисунки, схемы. Выбирать и дифференцировать, систематизировать полученную информацию.

В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное отношение к теме урока.

1) Звонкий согласный [в]., а глухой?

2) Эта буква начинает слова окна, ослик, овощ

3) Последняя буква в слове ,,ветер''

4) Эту букву нужно проверить в словах весна, осень.

5) Эта буква есть в словах лень, пень, конь, а в слове рука ее нет.

6) Этой буквой заканчиваются день и ночь.

· Что такое корень? (Корень - это общая часть родственных слов).

· Как вы думаете, какое отношение это слово имеет к нашему уроку?

Какая подсказка содержится в этом рисунке? Что общего в этих словах?

Дается толкование лексическое значение каждого из однокоренных слов. Отдельные слова из предложенных дети объясняют, опираясь на имеющиеся знания. В случае затруднения обращаются к словарю. Это способствует развитию умения работать с разными источниками информации. Формируется привычка обращаться к словарю как одному из видов справочной литературы.

Задание: Постройте свои схемы - деревья.

Формирует умение переводить информацию из одного вида в другой, умение обобщать полученные знания в форме таблиц, схем.

домашний домовой рыбачок рыбный

“Четвёртое лишнее”

Задание: в каждом ряду три слова по определённому основанию связаны между собой, а четвёртое - отличается. Найдите его, ответ обоснуйте.

1. Корова, медведь, лиса, заяц.

2. Дуремар, Мальвина, Айболит, Пьеро.

3. Вычитаемое, уменьшаемое, сумма, разность

4. Делимое, множитель, делитель, частное.

5. Произведение, сумма, разность, слагаемое, частное.

Чтобы выполнить это задание, необходимо использовать такие приемы как сравнение, анализ представленной информации.

Для тренировки быстроты реакции, сообразительности, внимания на этапе изучения нового материала используются ребусы и анаграммы

Ребусы. Этот вид задания является подготовительным к решению логически-поисковых задач, если в слове присутствуют такие его части, как В, ПОД, НА, НАД, числа и т. д., то можно научить детей подбирать варианты их чтения и разгадывания:

Анаграммы. Как можно быстрее поменяйте буквы в слове местами и получите…Пример: ЛГУО - угол, РЗОЕО - озеро, ОРУК - урок и др.

Прием “Развиваем логику”

По определению назови слово:

- хрустящий, зелёный, пупырчатый;

- маленькая, пугливая, компьютерная;

- интересная, толстая, библиотечная.

Придумай два аналогичных примера

Прием“ Закодированное слово”

Кроме быстроты реакции тренирует произвольное внимание, способствует формированию умения перекодировки информации, учат работать со знаково-символическими средствами, развивают логику.

Обозначим следующие буквы цифрами:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

А Б В К М Н О Л Д Т

Какие слова кроются под номерами:

2780 37281 4756101

Этот вид работы можно использовать на уроках русского языка при введении словарных или новых слов. Выписанные с затруднением, они намного лучше запоминаются.

Еще один прием - “Какография”

Детям предлагается неправильно решённая проблема: текст с ошибками, неверно записанная информация, задача, перепутана последовательность действий и т. д.

Условие: найди все ошибки. Мотивируй свой ответ.

“Буквенный диктант”

Упражнение используется на этапе проверки домашнего задания для тренировки внимания и быстроты реакции.

Ученики не отвечают вслух на вопрос учителя, а молча записывают в тетрадь первую букву ответа. При правильном выполнении задания у детей получается какое-либо слово. (С этим словом можно потом поработать: дать ему определение, составить предложение…).

1. Как называется часть суток после ночи? (утро - У)

2.Часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол - Г)

“Развивающий канон”

Творческое задание целесообразно использовать на этапе рефлексии. Необходимо определить вид логической связи и на этом основании вместо знака вопроса написать ответ.

1 Дикие животные.

2 Род имени существительного.

Следует отметить, что многие каноны - это сложные и подлинно творческие задания. Развивающие каноны могут легко и органично вписаться во все методики обучения, направленные на активацию творческого потенциала школьников. Решение многих канонов требует привлечения целого комплекса знаний и умений, извлечение необходимой информации из различных отраслей знаний, умения сопоставлять, анализировать, и, таким образом, позволяет гораздо более полно создавать условия для развития творческих способностей учащихся.

,,Найди соответствие”

1. Определите каждое слово 3-4 прилагательными. Например: дробь - десятичная, свинцовая, правильная.

2. Вставьте в текст прилагательные:

После ____, __ зимы с её ____ ненастьем, наконец - то, наступила ____,____весна. ______стаи ____ воробышков с _____чириканьем наслаждались _____ погодой.

Такие задания связывают разрозненные факты в единую картину, систематизируют имеющуюся информацию, развивают умение прислушиваться к другому мнению, активизируют мышление детей, а самое главное вызывают у школьников желание изучать предмет, видеть в нём необходимость, развивают интерес, потребность в знаниях, а значит, любовь и понимание родного языка.

2.1 Технологии формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка

Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщенные способы действий. Они списаны в работах В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконина.

Рассмотрим технологии, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий.

Читайте также: