Производство города балаково доклад

Обновлено: 19.05.2024

Балаково – город в Саратовской области, административный центр Балаковского района, крупный промышленный центр Саратовского региона, крупнейший промышленно-энергетический центр Поволжья, город энергетиков, химиков, строителей, металлургов. Балаково считается родиной первого в мире гусеничного трактора и русского дизеля, является единственным городом в России, где проходили пять Всесоюзных комсомольских ударных строек. В последние годы Балаково называют маленьким сердцем Поволжья из-за его нахождения практически в центре европейской части Российской Федерации.

Город расположен на границе Нижнего и Среднего Поволжья, на левом берегу реки Волга, в 180 км к северо-востоку от областного центра – города Саратов. Балаково территориально поделен на 3 части: центральную, островную и заканальную. Географически выгодное положение города на пересечении главной реки Европейской части с магистральной железной дорогой предопределило присутствие в городе крупного речного порта. Численность населения – 193 533 человека (2015 г.). Площадь территории – 7 900 га.

История города

Первое упоминание о Балакове, как о месте поселения людей относится ко второй четверти XVII века. На месте современного Балакова располагались рыбные станы. Через неполных сто лет - в 1738 году в двух верстах от Волги было образовано казачье луговое владение Балаков Юрт.

14 декабря 1762 года вышел манифест Екатерины II, призывающий старообрядцев вернуться из заграницы в Россию. Дата выхода манифеста является точкой отсчета для города Балаково. Указом императрицы было создано поселение на бурлацком переходе со своей хлебной пристанью, которая притягивала купцов, крестьян, да и вообще всякий люд. Основателями села Балаково стали старообрядцы Ветской общины, приехавшие из Польши.

Выгодное географическое положение на историческом торговом пути определило его дальнейшее развитие. С самого начала существования Балаково считалось селом удельным, т.е. государевым. Удельным крестьянам помимо хлебопашества разрешалось вести свободную торговлю, что привело к притоку стороннего населения. Удобное расположение на судоходных путях помогло селу быстро вырасти за счёт торговли пшеницей. С развитием хлебной торговли рос грузооборот пристаней, увеличивался флот грузовых и пассажирских судов. Для их ремонта создавалась судоремонтная промышленность.

В конце XIX - начале XX вв. село Балаково стало настоящим хлебным и промышленным центром Поволжья. Развивался завод нефтяных двигателей братьев Маминых, производил пожарные насосы завод Федора Блинова. На Нижегородской выставке балаковские промышленники продемонстрировали первые модификации парового гусеничного трактора и трактора с двигателем внутреннего сгорания. Именно на этот период истории города Балаково приходится и строительный бум. Строятся храмы, крупные усадебные комплексы и домовладения, торгово-гостиные дворы, торговые дома, лавки, мельницы, учебные заведения, общественные и промышленные здания и комплексы.

В плане территориальной принадлежности Балаково долгое время входило в состав Малыковской волости, а в 1780 г., когда с. Малыковка стала городом Волгском (Вольском), - Волгского (Вольского) уезда Саратовского наместничества. В 1893 г. Балаково со своими землями вошло в Николаевский уезд (г. Николаевск – нынешний г. Пугачёв), который сначала находился в составе Саратовской губернии, а с 1850 г. – Самарской. До 1928 года Балаково входил в состав Самарской губернии (в 1919—1924 годах существовал Балаковский уезд), после — Нижне-Волжского края, с 5 декабря 1936 года — в Саратовскую область.

Современный Балаково

В городе Балаково действует крупный грузовой порт, железнодорожный вокзал, имеются автомобильный и железнодорожные переезды через Волгу по плотине Саратовской ГЭС.

Главный фактор инвестиционной привлекательности – в Балаково сконцентрированы мощные энергетические комплексы: Балаковская АЭС, Саратовская ГЭС, городская теплоцентраль. Те производства, которые испытывают потребность в энергоресурсах, могли бы здесь расположиться с наименьшими для себя затратами. Кроме энергетики у нас развита химическая промышленность, машиностроение. Город гордится научным и кадровым потенциалом. В Балакове живут люди, обладающие навыками и опытом работы на крупных промышленных предприятиях. В городе одна из самых мощных строительных баз в регионе, позволяющая возводить крупные объекты гражданского и промышленного назначения. Для развития региональной экономики в Балаково есть все.

Центр всей Иргизской стороны - Балаково (199 тыс. жителей), формально третий, а фактически второй город Саратовской области (так как более крупный Энгельс образует с Саратовом единое целое). Собственно, Балаково и стало преемником Иргизов: известное с 1738 года как Балаков Юрт, с появлением здесь староверов оно стало их крупнейшим селом. Статус города Балаково получило лишь в 1911 году, но к тому времени здесь жило 15 тысяч человек, действовали несколько заводов, в том числе такой хай-тек, как нефтеперегонный и дизелестроительный, а местная хлебная пристань по обороту уступала на Волге только портам Саратова, Самары, Казани и Астарахани. Здесь был изобретён гусеничный движетель, впервые в России налажено серийное производство дизелей и тракторов, а два здания построены Шехтелем.
В 1960-80-е годы, Балаково обзавелось ещё и химическими заводами, Саратовской ГЭС, крупнейшей в России АЭС, и в целом, оно напомнило мне Тольятти - большой промышленный город широких проспектов и высоких домов, но при этом без той суровости и остервенения, характерных для индустриального гигантов Урала и Сибири: хаер или дреды здесь видишь чаще, чем наколки; воздух относительно чист и свеж благодаря волжским ветрам, а балаковцы смотрят свысока даже на Саратов. В общем, мне здесь понравилось.

Рассказывая о Балакове, не обойтись без карты - город устроен чрезвычайно сложно:

С постройкой ГЭС старый город оказался на острове, отделённом от нового центра судоходным каналом, и в сущности представляет собой район на окраине. Настоящий же центр - именно Новый город, который делит пополам Саратовской оросительный канал (он же Сарканал) от Большого Иргиза. Здесь очень ощущается индустриальная суть: как где-нибудь в Новокузнецке, сама повседневная жизнь кажется тут частью производственных цепочек. Только если в Новокузнецке, закрывая глаза, видишь прокатные станы и плавильные печи, здесь представляются скорее турбины, пульты и генераторы. Правят бал здесь три электростанции - ГЭС, ТЭС и АЭС.

Саратовская ГЭС - одна из самых молодых (1956-71, моложе только Чебоксарская) и маленьких (1360 МВт, меньше только Нижегородская, Рыбинская и Угличская) на Волге. Её дамба невысокая (не более 40 метров), но зато длиной 14 километров, из которых на собственно ГЭС приходится десятая часть. Автодорога же выглядит так - проходит в нижней части плотины почти на уровне воды, а над ней железнодорожный виадук:

Гораздо серьёзнее выглядит Балаковская АЭС, пущенная в 1985 году. Это крупнейшая АЭС в России (4000 МВт), а среди всех электростанций страны она пятая - после Саяно-Шушенской, Красноярской и Братской ГЭС и Сургутской ГРЭС, причём все перечисленные находятся за Уралом. Впрочем, в бывшем СССР есть атомная станция покрупнее - Запорожская в украинском Энергодаре.

АЭС находится где-то в 10-15 километрах от города, за огронмым прудом охлаждения, и к ней не ходит рейсовый транспорт - только ведомственные автобусы. Возможно, ближе к ней можно подъехать проходящим загородным автобусом, а брать такси я не захотел - в общем, пришлось довольствоваться видами с маршрутки через Волгу. У АЭС 4 энергоблока, строится пятый - в каждой из этих штуковин ядерный реактор:

А вообще-то, в Балакове много заводов, промзона охватывает город с юга. Там же крупная ТЭС (1962), резинотехнический завод (наследник ещё дореволюционного нефтезавода), завод волоканных материалов (типа целофана), вагоностроительный завод, и где-то уж совсем далеко - завод фосфатный удобрений:

Железная дорога в Балакове появилась позже многих заводов - впрочем, до революции её отсутствие городу не мешало, ведь Волга сама была главной магистралью страны. В 1957 году к заводам подвели железную дорогу из Пугачёва, соединив Балаково с линией Саратов-Уральск, а в 1972 дорогу проложили по ГЭС до Вольска и Сенной, соединив Балаково с магистралью Москва-Самара. Ныне из столицы сюда есть прямой поезд, в пути 20 часов. Пассажирская станция довольно пустынна, а огромный вокзал построен в 1997 году, и по совместительству служит автовокзалом - внутри находятся автобусные кассы, и с привокзальной площади здесь ездят куда активнее, чем с платформ.

В зале висит и вот такое табло - город атомщиков всё-таки. Большая часть автобусов и маршруток тут не государственные, а компании "Ной", о которой я уже писал в посте про Хвалынск - в этой округе частная, но официальная контора изрядно потеснила государственные АТП.

Расстояния здесь также огромны, но маршрутки и троллейбусы бегают часто. Главная улица Нового города носит неожиданное название Трнавская (в честь города-побратима, и тоже индустриального гиганта в Словакии) - ведь все эти неизбежные Ленина, Кирова и Советская остались в Старом городе. Трнавская ведёт от вокзала через Сарканал на безымянную главную площадь, где находится администрация:

И небезыинтересный для любителей соварха кинотеатр "Мир":

Впрочем, я сюда ехал в первую очередь посмотреть на Рождественскую церковь (2003), которую olster28 в шутку назвал "храм коттеджного типа". Действительно, одна из самых необычных церквей-новостроек в России, и как мне кажется, здесь пытались создать что-то вроде переклички с шехтелевской Троицкой церковью в старом городе.

Церковь принадлежит РПЦ, а вот у старообрядцев, насколько я понимаю, пока есть только молельный дом, разрешение на постройку храма община получила недавно. Тем не менее, батюшка Михаил присутствует в ЖЖ - mrodine .
Внутри Рождественской церкви - светлый минималистический зал, а в пластиковом иконостасе пока ещё нет половины икон:

Ещё из балаковских особенностей - вот такие вот киоски в виде зажигалок. Почему сфотографировал так - теперь сам не знаю:

Остров со Старым городом, как уже говорилось, отделён от Нового города судоходным каналом, и единственный мост проходит над шлюзами гидроузла:

Довольно впечатляющая мозаика:

На берегу канала, где-то в километре от гидроузла, находится остановка "Космос" - это небольшая площадь, с одной стороны которой драмтеатр, а с другой - гостиница "Чайка". В последней я и ночевал: гостиницы в Балакове, как и во многих индустриальных гигантах, или неадекватно дорогие, или очень посредственные. В общем-то, "Чайка" и снаружи, и изнутри больше похожа на общагу, в номере душно и неуютно, да и вдобавок не было горячей воды (хотя обычно она есть, просто мне не повезло - попал на плановое отключение во всём городе). Тем не менее, обычно все удобства в наличии, а одноместный номер стоит 650 рублей.

Но всё это - Новый город. Старый город занимает от силы 1/10 часть Балакова, ту сторону круглого острова, что выходит к Волге выше ГЭС. У него есть чёткая граница - улица Братьев Захаровых, с одной стороны которой ещё купеческие лавки, а с другой многоэтажки:

Основная связь с другими районами - через односторонние улицы Ленина (въезд) и 20 лет ВЛКСМ (выезд). На перекрёстке последней с Захаровых - впечатляющее пожарное депо (1915):

Над районом довлеют опоры ЛЭП, перекинутой через Волгу:

Есть в Старом Балакове и явный центр - рынок и ТРЦ "Старград", вполне достойный крупных городов Подмосковья. Напротив "Старграда" по 20 лет ВЛКСМ - его дальний предок, самое красивое гражданское здание Балакова, Торговый дом Шмидта (1911):

Особенно хороши его барелеьфы:

А улица Чернышевского, на которой он стоит, примечательна ещё и тем, что на ней, в доме №112, провёл детство и юность Василий Чапаев, позднеее отличившийся в этих краях. Ну например бывший Никольск был переименован в Пугачёв в 1918 году именно Василь-Иванычем.
Вообще же, Старое Балаково сейчас всё-таки глухая окраина, и выглядит куда люмпенизированнее и запущеннее, чем Новый город. Но гуляя по его улицам, даже не подумаешь, что когда всё это строилось, Балаково было селом:

31. Кстати, это местный музей.

Главная из улиц, параллельных Волге - Коммунистическая, и на её перекрёстке с улицей Ленина стоит дом Мальцевых (1880). В 1911-14 годах его перестраивал (в первую очередь изнутри) Фёдор Шехтель, законодатель русского модерна, а в 2000 году отреставрировали для приёмной губернатора, но в будние дни с 8:00 до 17:00 он открыт для посещения, в том числе эскурсий (фотографии есть, например, здесь).

Вид с другой стороны - на самом деле это целая усадьба на пол-квартала с липовым садом:

И кем же они были, эти Мальцевы, что приглашали сюда самого Шехтеля? Купцы-староверы, "хлебные короли", братья Анисим и Паисий во второй половине 19 века во многом и вывели село Балаково на уровень лучших городов Российской империи. Причём младший брат Анисим был более деловым, а старший Паисий прославился скорее как меценат, собиратель книг, среди его знакомых были Чехов и Гиляровский. Свою библиотеку он хотел вывезти в Москву, но так и не успел, и при Советах она стала основой Саратовской государственной библиотеки. И как нетрудно догадаться, именно Паисий зазвал в Балаково Шехтеля. Последний вообще много сотрудничал со староверами, в Москве построил знаменитый дом Рябушинского с молельней. ну а в Балакове на деньги Мальцевых он построил уже целый храм. Троицкая церковь (1906-12) видна издалека, и стоит в квартале от дома Мальцевых:

В короткий "золотой век" 1905-1917 годов, когда староверы наконец вышли из тени, они начали стремительно навёрстывать упущенное за века гонений. А так как составляя к тому времени всего 2% населения империи, они держали 60% её купеческого капитала, в том, что и как строить они были практически не ограничеы. Иногда говорят даже о "старообрядческом модерне" как отдельной архитектурной школе - большинство их церквей того времени (коих немало и в Москве) очень необычны. Но Троицкая церковь в Балакове - пожалуй, лучший их образец:

Ныне она принадлежит РПЦ, остаётся главным храмом города и, вместе с рынком и заводом - тем, что не даёт балаковцам окончательно забыть про этот район:

Но Мальцевы были не единственным выдающимися людьями этого сверх-села. В 1877 году местный мужик Фёдор Блинов, в прошлом бурлак, а затем машинист парохода, сконструировал и запатентовал "вагон на бесконечном рельсе" (пруф из англовики), то есть изобрёл гусеничный движетель - а как гусеничные машины повлияли на судьбу ХХ века, думаю, пояснять не надо. В 1881-82 годах он сконструировал уже первый в мире трактор с паровым двигателем, а в 1896 даже представил его на Нижегородской ярмарке. Но как водится, до серийного производства дело не дошло, а дальше трактор начали один за другим изобретать американцы и англичане. Была, впрочем, тому и объективная причина: паровой двигатель для трактора был слишком громоздким, на нём в принципе могли работать лишь пароходы да паровозы, а дизель изобрели где-то в 1896-1900 годах. В общем, побежал русский мужик впереди паровоза. Тем не менее, дом Блинова ещё стоит по Пролетарской, 123:

Блинов умерл в 1902 году, но отнюдь не в забвении и бедности - его сын к тому времени открыл в Балакове небольшой машиностроительный завод. А главное - нашлись тут и продолжатели его дела - также бывшие крестьяне Яков и Иван Мамины, в 1899 году основавшие первый в России дизельный завод. Дело в том, что Рудольф Дизель своё изобретение проталкивал тоже достаточно трудно, но в России оно оказалось востребовано - в 1898 году лицензию у него купил легендарный Эммануэль Нобель - ведь он добывал нефть, и двигатель, работающий на нефти был для него даром богов. Серийное производство дизелей в России независимо друг от друга началось в 1899 году в двух местах - на заводе Нобеля в Петербурге и на заводе братьев Маминых в селе Балаково. И там, и там оригинал был усовершенствован (в Балакове в 1906 году) - оба завода претендуют на изобретение "русского дизеля", как стали называть в Европе новый тип двигателя внутреннего сгорания. Завод этот действует по сей день, называется теперь "Волжский дизель имени Маминых", и расположен в дальней части Коммунистической:

По соседству с заводом - видимо, бывший ДК, а ныне городской центр искусств:

А у проходной - замечательный скверик под лозунгом "От нефтянки до современного дизеля":

Историей тут явно очень гордятся, что так нетипично для России:

Стенды с историей дизелестроения, памятник, современный дизель и реплика той самой "нефтянки" - первого дизеля Маминых, работавшего на сырой нефти.

Мамины были знакомы с Блиновым, и в 1910 году здесь был налажен и первый в России серийный выпуск тракторов. Трактор собственной разработки назывался "Карлик", особого распространения за пределами Иргизского края видимо не получил, а образец установлен не здесь, а в городке Маркс, который я покажу несколько позже. Вообще же, история Маминых этим заводом не началась и не кончилось - ещё в 1890е они изоберли двухлемешевый плуг и пожарный насос (которые в серийное производство запустил как раз-таки Блинов-младший), в 1920-30-е годы продолжали разработку тракторов и моторов уже на советских заводах, в 1937-55 годах Яков Мамин работал в Челябинске, где и умер уважаемым человеком.

Такой вот чудной город. Но помните: трактор придумали староверы! Да и правда: а кто ещё мог первым придумать машину, которая пройдёт везде?

. а вообще, "борьба с космополитизмом" нанесло российской самооценке колоссальный вред. Братья Черепановы свой паровоз сконструировали через 20 лет после Стефеннсона, да ещё и съездив в Англию на стажировку; Иван Фёдоров придумал печатный станок через сто лет после Гутенберга и через пятьдесят после Франциска Скорины. Ну зачем было представлять их как первооткрывателей?! Ведь после такой откровенной дезинформации действительно трудно поверить, что в России изобрели хоть что-то. Хотя хороший список есть на английской вики.

Почти напротив Балакова через Волгу стоит не менее эпический Вольск - несостоявший губернский город, едва ли не лучшая на Волге "купеческая республика", старый центр цементной промышленности. О Вольске, который мне показал volskcement - в следующих 3 частях.

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ-2012
Вступление.
Старообрядческий край
Иргизы и Черемшаны.
"Дом со львом" в Поповке.
Хвалынск. Город над вечным покоем.
Балаково.
Вольск. Разное.
Вольск. Старый город.
Вольск. Цементные заводы.
Немецкое Поволжье
Зоркино. Цюрих-на-Волге.
Маркс. Баронск, Екатериненштадт, Марксштадт.
Энгельс (Покровск). Столица АССР Немцев Поволжья.
2008. Сарепта в Волгограде.
.

Коннова Наталья Борисовна

ВложениеРазмер
balakovo-gorod_himikov_energetikov_stroiteley.doc 804 КБ

Предварительный просмотр:

Балаково – город химиков, энергетиков, строителей !

БАЛАКОВУ – 250 лет!

Хочется рассказать о городе, который мне стал родным и близким почти с рождения. С ним связана моя судьба, моя семья, мои родные и близкие люди.

БИТТУ – Балаковский институт техники, технологии и управления

Храм Святой Троицы

С этих исторических упоминаний и начинается Балаково. Дальнейшему его развитию послужил изданный 4 декабря 1762 года Екатериной Второй Манифест, разрешающий старообрядцам вернуться из-за границы в Россию. Новые поселенцы положили начало многим слободам, в том числе и селу Балаково. Его росту и развитию способствовало выгодное географическое положение. Река Балаковка и большие рукава Волги образовывали здесь заливы, удобные для причала судов во время навигации и зимней стоянки.

В конце XIX - начале XX веков село Балаково стало настоящим хлебным и промышленным центром Поволжья. Изобретатели-самоучки Федор Абрамович Блинов и Яков Васильевич Мамин прославили Балаково как родину первого в мире гусеничного трактора, колесного самохода и русского дизеля. С развитием хлебной торговли рос грузооборот пристаней, увеличивалось количество судов. В Балаково появились судоремонтные мастерские, затем небольшие заводы: чугунолитейный Ф. Блинова (судоремонтный) и нефтяных двигателей братьев Маминых.

В 1913 году село Балаково преобразовали в город. К тому времени здесь было 6 церквей, земская больница, почтово-телеграфная контора, две неполные школы, библиотека с 5000 книг.

Свою лепту в формирование ныне старого города внесли такие известные зодчие, как Шехтель, Мейер. Достаточно посмотреть на такие здания, как храм Святой Троицы. Особняк усадьбы купца Паисия Мальцева (сейчас - дом-музей ), бывшее коммерческое училище, ныне ГПТУ-6, чтобы понять: балаковские купцы и промышленники того времени не страдали отсутствием архитектурного вкуса. Тем не менее, Балаково так и оставался тихим провинциальным городком вплоть до середины ХХ века, когда настала эпоха масштабного строительства, начало которому положило возведение Саратовской ГЭС.

Это событие ознаменовало рождение нового, промышленного Балакова. За 40 лет, прошедших после Великой Октябрьской революции население Балакова выросло лишь на 6 тысяч человек и составляло 26 тысяч. Зато в последующие 2 десятилетия население увеличилось на 120 тысяч.

Благодаря этим факторам город стал известен не только у нас в стране, но и за ее пределами. Сегодня иностранные делегации на предприятиях перестали быть в диковинку и воспринимаются только лишь как показатель ее значимости в экономической составляющей региона.

История Балаковской АЭС началась 28 октября 1978 года. Первый промышленный ток Балаковская АЭС выдала 24 декабря 1985 года. Город Балаково с этого момента стал энергетическим центром Поволжья.

Сейчас на Балаковской АЭС работают 4 реактора общей мощностью 4 миллиона. Это предприятие не только бюджето, но и градообразующее. Несколько огромных микрорайонов с развитой инфраструктурой заселены в основном работниками станции. Только жилья по титулу АЭС в городе было построено 602 тысячи квадратных метров.

Крупный промышленный город немыслим без культурной жизни. Несколько сезонов подряд в Балакове работает драматический театр имени Евгения Лебедева, имеется прекрасный музей истории города, филиал художественного музея имени А.Н. Радищева, городской выставочный зал (картинная галерея), в котором демонстрируются произведения местных художников.

Сегодня Балаково – крупнейший промышленный и культурный центр, где проживает более 200 тысяч человек. В городе насчитывается 125 образовательных учреждений, в числе которых 11 вузов, 3 десятка школ, гимназий, лицеев, 6 профессиональных и 2 среднепрофессиональных учебных заведения. В городе работает 22 редакции газет, 3 канала телевидения и 2 канала волнового радио.

Лицо нового Балакова – оригинальная архитектура и стилизованный дизайн магазинов, гостиниц, ресторанов. Водный стадион, открытие которого состоялось в 1999 году, и было приурочено к Европейскому чемпионату, настоящий подарок балаковцам. Новый железнодорожный и автовокзал не только ворота города, но и его украшение, визитная карточка Жители Балакова и гости города не случайно называют его Волжской Венецией: неспешное течение Волги, мосты делают этот город похожим на настоящую Венецию, но с более просторными, утопающими в зелени улицами. Уникальность ландшафта Балакова дает прекрасную возможность отдохнуть у водоемов в тени деревьев. Любимыми местами отдыха балаковцев и гостей города являются городские пляжи и летние кафе.

Балаково – город интересный, уникальный и красивый, поэтому балаковцы с полным на то основанием гордятся им, городом химиков, энергетиков и строителей.

Саратовская ГЭС

Город Балаково — крупный промышленный центр Саратовской области — расположен на левом берегу Волги, на границе Среднего и Нижнего Поволжья , в 181 км от г.Саратова, 260 км от г.Самары. Численность постоянного населения на 01.01.2009составляет 198,00 тыс.чел.

Город поделен на три части: островную, заканальную и центральную. Деловой Балаково представлен двумя десятками предприятий химии, машиностроения, энергетики, строительной индустрии, пищевой промышленности.

На гербе города изображена символизированная ладья с пшеничным снопом, плывущая по Волге. Поволжье – хлебный край. А современными символами города считаются химическая ретора, строительный мастерок и мирный атом. Балаково – город химиков, энергетиков, строителей.

Географическая близость Балакова к ряду крупных региональных центров обеспечивает устойчивые экономические связи города с соседними регионами и способствует расширению ассортимента отраслевых рынков.

Город расположен на железнодорожной линии Сенная-Вольск-Пугачев, связан с городами и близлежащими населенны­ми пунктами автомобильными маршру­тами.

Выгодное географическое положение г. Балаково на пересечении магист­ральной железной дороги с главной рекой Европейской части предопределило размещение в городе крупного речного порта. Продолжительность навигации составляет 7-8 месяцев. Водная акватория составляет 31,9 тыс.га.

Климат Балакова умеренно континентальный, засушливый. Характер­ной особенностью климата является преобладание в течение года ясных и ма­лооблачных дней, умеренно холодная и малоснежная зима, непродолжительная засушливая весна, жаркое сухое лето. В последнее время климат имеет тенден­цию к потеплению в зимний период. Число безморозных дней в г.Балаково дос­тигает 150-160 в году, что обусловлено близостью широкой водной поверхно­сти Волги. Количество осадков неравномерно, в течение года бывает от 50 до 230% от нормы, в среднем в год выпадает от 340 до 570 мм.

Для района характерно довольно большое разнообразие ландшафтов. Ос­новным источником хозяйственно-питьевого и производственного водоснаб­жения служат в г. Балаково воды р. Волги.
Историческая справка.

Историческая справка

Известные уроженцы

Культура

Экономический потенциал

Главный фактор инвестиционной привлекательности – в Балаково сконцентрированы мощные энергетические комплексы: Балаковская АЭС, Саратовская ГЭС, городская теплоцентраль. Те производства, которые испытывают потребность в энергоресурсах, могли бы здесь расположиться с наименьшими для себя затратами. Кроме энергетики у нас развита химическая промышленность, машиностроение. Город гордится научным и кадровым потенциалом, В Балакове живут люди, обладающие навыками и опытом работы на крупных промышленных предприятиях. В городе самая мощная строительная база в России, позволяющая возводить крупные объекты гражданского и промышленного назначения. Для развития региональной экономики в Балаково есть все.

Социальная сфера

Читайте также: