Отраслевой доклад роспечати 2021

Обновлено: 05.07.2024

Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития
Отраслевой доклад Роспечати (июнь 2020)

Определяющее влияние на российский рынок печатных СМИ в настоящее время оказывают ряд неблагоприятных для него глобальных трендов, которые в течение одного десятилетия кардинально изменили роль печатной прессы в современном мире. Причем их воздействие не ослабевает, а усиливается. Очередную порцию проблем индустрии печати в 2020 году добавили пандемия коронавируса, девальвация рубля и беспрецедентное в новейшей истории ограничение экономической активности населения.

Информационное и политическое значение печатной прессы падает, продажи тиражей периодических печатных изданий населению сокращаются, а реклама из них перетекает в другие медиа. Традиционные модели издательского бизнеса чем дальше, тем больше перестают работать с прежней эффективностью. Объективную конкуренцию прессе со стороны средств цифровых коммуникаций в России кардинально обостряют системные проблемы рынка дистрибуции печатных СМИ в розницу и по подписке. В итоге финансовые и интеллектуальные ресурсы для создания и распространения качественного контента, модернизации и дальнейшего развития индустрии печатных СМИ сократились до критически опасной черты. Издательский бизнес становится все менее привлекательным и для его собственников, и для потенциальных инвесторов.

Настоящий ежегодный доклад Роспечати преследует цель дать комплексный анализ состояния российской индустрии печатных СМИ и смежных с ней рынков в 2019 году с учетом процессов, происходящих на аналогичных зарубежных рынках в тот же период времени.

Доклад подготовлен Управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии
Под общей редакцией В.В. Григорьева

Авторы доклада выражают искреннюю признательность за предоставленную информацию и помощь в его подготовке и рецензировании:

  • Аналитическому центру НСК;
  • Ассоциации коммуникационных агентств России;
  • Ассоциации независимых региональных издателей России;
  • Всемирной газетной и новостной ассоциации WAN-IFRA;
  • Группе исследовательских компаний Mediascope (TNS Россия);
  • Совету при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека;
  • Содружеству бумажных оптовиков;
  • Союзу предприятий печатной индустрии ГИПП;
  • Межрегиональной ассоциации полиграфистов;
  • Национальному рекламному альянсу.

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Общие тенденции развития рынков прессы в России и за рубежом
Глава 2. Медиакомпании: стратегии развития, активы, доходы, слияния и поглощения
Глава 3. Газетный рынок: доминирующие тенденции и практика развития
Глава 4. Журнальный рынок России
Глава 5. Рынок распространения печатных СМИ
Глава 6. Реклама в печатной прессе
Глава 7. Рынок полиграфических услуг (работ)
Глава 8. Интернет, социальные сети и новые медиа
Глава 9. Законодательные новации, господдержка и нормативно-правовое регулирование рынка печатных СМИ в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Источник: Федеральное Агентство по печати и массовым коммуникациям – Роспечать

11.02.2022
Глава Республики Карелия Артур Парфенчиков посетил Кондопожский ЦБК
Виктор Толстов рассказал об итогах 2021 года и новых видах продукции

31.01.2022
Кондопожский ЦБК наращивает объем производства потребительской бумаги
Ввод новой листорезательной машины в эксплуатацию намечен на конец февраля

31.01.2022
Российская целлюлоза в 2021 году подорожала в полтора раза
Цены производителей на внутреннем рынке выросли на 42%, экспортные цены – на 70%

21.01.2022
О создании Подкомитета по развитию упаковочной и печатной индустрии ТПП РФ
Председателем Подкомитета назначен Александр Бойко, генеральный директор НКПак

На развитие российского рынка печатных средств массовой информации определяющее влияние в настоящее время оказывает ряд глобальных трендов, под воздействием которых роль печатной периодики в современном мире кардинально изменилась и продолжает меняться. Комфортные условия для газетно-журнальной индустрии закончились где-то на рубеже XX и XXI веков, когда печатная пресса ещё была одним из ведущих рекламных носителей и могла конкурировать с телевидением по охвату аудитории. Теперь ситуация иная – информационное значение прессы падает, продажи тиражей сокращаются, реклама перетекает в другие медиа, традиционные модели издательского бизнеса перестают работать с прежней эффективностью или вовсе утратили актуальность. Особенно проблемной в силу ряда причин стала традиционная дистрибуция печати в розницу и по подписке. Как следствие, приток финансовых и интеллектуальных ресурсов для модернизации и дальнейшего развития индустрии печатных СМИ снизился до критически опасной черты. Издательский бизнес стал трудно предсказуем с точки зрения конечного результата и в этой связи перестал вызывать прежний интерес и у его собственников, и у инвесторов…

Доклад подготовлен Управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии
Под общей редакцией В. В. Григорьева

Авторы доклада выражают искреннюю признательность за предоставленную информацию и помощь в его подготовке и рецензировании:

  • Аналитическому центру НСК;
  • Ассоциации коммуникационных агентств России;
  • Ассоциации независимых региональных издателей России;
  • Всемирной газетной и новостной ассоциации WAN-IFRA;
  • Группе исследовательских компаний Mediascope (TNS Россия);
  • Совету при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека;
  • Содружеству бумажных оптовиков;
  • Союзу предприятий печатной индустрии (ГИПП);
  • Межрегиональной ассоциации полиграфистов;
  • Национальному рекламному альянсу.

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Общие тенденции развития рынков прессы в России и за рубежом
Глава 2. Медиакомпании: стратегии развития, активы, доходы, слияния и поглощения
Глава 3. Газетный рынок: доминирующие тенденции и практика развития
Глава 4. Журнальный рынок России
Глава 5. Распространение печатной прессы
Глава 6. Реклама в печатной прессе
Глава 7. Рынок полиграфических услуг и бумаги
Глава 8. Интернет, социальные сети и новые медиа
Глава 9. Законодательные новации и нормативно-правовое регулирование рынка печатных СМИ в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Adindex начинает серию публикаций с выдержками из доклада Роспечати о состоянии и перспективах отрасли российской периодической печати в 2016 году. Первая публикация посвящена общему описанию рынка и его ключевых показателей

image

Основные показатели рынка

Из 79786 наименований средств массовой информации, включенных в реестр Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по состоянию на 17 апреля 2017 года, две трети составляют периодические печатные издания. Из них 37% – журналы, 28% – газеты и около 5% – бюллетени, альманахи и прочие. Еще 11% – онлайн СМИ, в значительной части представленные сайтами и другими цифровыми продуктами периодических печатных изданий. 10% пришлось на ТВ, 7% – на радио, 2% – на информагентства и 3% – на прочие СМИ.

В 2016 году Роскомнадзор зарегистрировал 3665 новых СМИ, в том числе 2149 периодических печатных изданий – 1199 журналов, 897 газет, 7 альманахов, 12 бюллетеней и 34 сборника.


По-видимому, всплеск регистраций СМИ во второй половине 2015 года и начале прошлого года был спровоцирован Федеральным законом от 14.10.2014 №305-ФЗ, который с 1 февраля 2016-го ограничивал предельный объем долей иностранного капитала в бизнесе российских СМИ 20%, что и привело к массовой их перерегистрации.

Российские печатные СМИ представляют собой огромную индустрию, в которой, по подсчетам экспертов, занято никак не меньше 180–200 тысяч одних только журналистов. А если добавить к ним технический персонал и смежников (распространителей печати и полиграфистов), то количество людей, так или иначе занятых в этой индустрии, скорее всего, приблизится к полумиллиону человек.

Состояние и перспективы развития отрасли печатной прессы

Российский рынок печатных СМИ в 2016 году продолжал испытывать давление кризиса. Сократились тиражи изданий и выручка от их реализации, упали рекламные поступления. Хронической болезнью стали неплатежи распространителей печати – издателям за проданную печатную продукцию, издателей – полиграфистам за оказанные услуги, полиграфистов – производителям бумаги.

Ведущие эксперты рынка из числа руководителей медийных организаций страны считают, что причины кризисного неблагополучия в сегменте печатной периодики прежние. В их числе общие экономические и валютно-финансовые трудности, переживаемые сегодня Россия, а также конкуренция со стороны интернета, мобильных технологий приема-передачи информации, способствующие замещению бумажных носителей различными цифровыми продуктами.

Сказывается и падение потребительского спроса на газетно-журнальную продукцию. Причем часто не столько в силу бурного развития технического прогресса, сколько по более прозаическим причинам. Таким, как резкое удорожание за последние годы производства периодической печати из-за роста цен на бумагу, типографские материалы и услуги, продолжающейся деградации систем распространения газет и журналов в розницу и по подписке, что делает печатную прессу менее доступной для потенциального покупателя. Особенно на фоне сокращения реальных доходов населения и общего падения интереса к чтению в стране, прежде всего у молодежи.

Все отраслевые эксперты также отмечают необходимость дополнительных мер государственной поддержки бизнеса печатных СМИ. Особенно в части оптимизации обременительного налогового бремени, мало отличающегося от налогообложения гораздо более успешных и доходных отраслей экономики. А также по пресечению очень распространенной на муниципальном уровне практики постоянного сокращения количества специализированных торговых точек по реализации печатной прессы. При этом происходит ежегодный рост цен на бумагу печатных сортов, почтовых подписных тарифов и тарифов на магистральные перевозки подписных тиражей.

По сравнению с 2015 годом Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) оценивает падение российского рынка продаж периодики за 2016 год на 6% в денежном выражении и на 14% по объему реализованных тиражей.

Стремительно сокращается и рынок рекламы в печатных СМИ. По данным компании Media Intelligence, озвученным на Международном пресс-саммите в Москве 27 апреля 2016 года, доля рекламных денег в российской прессе сократилась с 25% в 2008 году до 7% в 2015 году и до 5,47% в 2016 году. А объем рекламы в газетах и журналах за это время уменьшился почти в три раза (с 57,6 млрд. руб. до 19,7 млрд. руб.). Тогда как аудитория печатных СМИ за тот же период времени снизилась куда как менее драматично – на 11%, и это наводит на мысль, что индустрия печатных СМИ России в плане позиционирования своего рекламного потенциала явно недорабатывает. О том же говорят и показатели зарубежных рынков, особенно германского и австрийского, где доля печатной прессы на национальных рекламных рынках выше российских показателей более чем в 5 раз.

Надо отметить, что схожая картина, хотя и в меньших масштабах, сегодня наблюдается почти на всех других рынках – в Европе, Северной Америке, Австралии, наиболее развитых странах Азии, Латинской Америки и Африки. При этом WAN – IFRA и Distripress в своих докладах последних лет отмечают преобладание в структуре глобальных доходов издателей газет выручки от продаж тиражей периодических печатных изданий в розницу и по подписке над выручкой от рекламы.


Одновременно газеты и журналы становятся дороже, качество их дизайна, бумаги и полиграфии улучшается, но главное внимание уделяется актуальности, краткости и информативности контента, поскольку нынешние потребители информации испытывают острую нехватку времени и не имеют возможности читать многостраничные издания с пространными текстами. По этой причине рынок журналов становится более фрагментарным, с большим количеством специализированных изданий, выходящих малым тиражом.

Меняется и периодичность выхода изданий. Все большее количество ежедневных газет в России, США и Европе переходят на еженедельный режим выпуска. Причем ряд крупных игроков рынка ежедневной и еженедельной прессы все больше склоняются к отказу от газетного формата в пользу журнального. Однако в целом традиционная периодика, как показывает статистика, продолжает сохранять достаточно большую популярность среди всех возрастных категорий населения.

Взаимоотношения отрасли печатных медиа с государством – законодательство, регулирование и господдержка

В 2015–16 годах были выпущены нормативные документы о порядке и особенностях уплаты экологического сбора – порядок расчета сбора, нормативы утилизации отходов, форма для расчета сбора и его ставка (утверждены постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073, от 04.12.2015 № 2491-р, от 22.08.2016 № 488 и от 09.04.2016 № 284). Рассчитать и уплатить в федеральный бюджет экологический сбор следовало до 15 апреля 2017 года. Причем, как выяснилось, уплачивать его должны и производители бумаги, и полиграфисты, и издатели, и даже распространители печати, что само по себе нонсенс.

Утилизировать отходы компания может самостоятельно, через уполномоченную организацию на договорной основе, или став членом Союза производителей/импортеров, которому тоже разрешено заниматься сбором и утилизацией отходов. Как фактически реализовать эти возможности, особенно в случае с проданными газетами и журналами, пока неясно, поскольку нормативная база подготовлена еще не вся. Тем не менее, обязанность уплачивать налог и сдавать отчетность уже установлена.

К сожалению, эта законодательная новелла, а также соответствующие постановления и распоряжения правительства РФ по ее реализации рождалась не очень публично, без должного информирования представителей индустрии печати, а также без участия Роспечати и Минкомсвязи России. По факту издатели, полиграфисты и распространители периодики просто были поставлены перед необходимостью его уплаты. Что такое утилизация газет тоже не совсем ясно, поскольку их основная масса сразу перерабатывается в макулатуру, а дальше преимущественно используется для производства картона. Индустриальные эксперты предлагают вернуться к этой проблеме и рассмотреть еще раз, насколько такой сбор нужен для периодической печати вообще.

Сейчас в Российской Федерации полностью запрещена реклама табака, табачной продукции и курительных принадлежностей. Реклама алкоголя ограничена – она не может размещаться в печатных СМИ и в интернете, но на телевидении и радио допускается реклама отечественного вина и шампанского с 23:00 до 7 часов утра по местному времени. В печатных СМИ такая реклама не может размещаться на первой и последней странице или полосе, а также на обложке.

К необходимости внесения поправок в этот пакет законов склоняются и в Минкомсвязи России, о чем публично заявил журналистам Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров в ноябре 2016 года.

5 декабря 2016 года указом № 646 Владимир Путин утвердил новую Доктрину информационной безопасности Российской Федерации. Из Доктрины следует, что все участники системы информационной безопасности Российской Федерации, включая СМИ должны соответствующим образом скорректировать стратегические цели своей деятельности и бизнес-планы.
Общие принципы государственной поддержки печатных средств массовой информации и объем финансирования на эти цели в 2016 году по сравнению с 2015 годам не претерпели существенных изменений.

В 2016 году Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) осуществляло на конкурсной основе поддержку социально значимых проектов в печатных СМИ на злободневные для общества и государства темы. За прошлый год в Роспечать поступило более 1150 заявок от редакций газет и журналов на выделение соответствующих субсидий. Средства федерального бюджета в объеме 318,5 млн. руб. были направлены на поддержку 848 социально значимых проектов в 659 печатных СМИ из 69 субъектов РФ.

– поддержано 734 проекта в 553 региональных и муниципальных изданиях на сумму 265,0 млн. рублей, что составило 86,5% от общего числа проектов и 83% от общего объема субсидий;

– 106 федеральных изданий получили поддержку в объеме чуть более 53,5 млн. рублей на реализацию 114 социально значимых проектов.

По сравнению с 2015 годом общий тираж социально значимых материалов, выпущенных в рамках проектов при государственной поддержке, составил более 11,4 млн экземпляров.

Работа с редакциями городских и районных газет и изданиями для инвалидов в 2016 году подтвердила важность и эффективность принятого решения. Средства федерального бюджета, предусмотренные на вышеуказанные цели, были освоены в полном объеме. Редакции СМИ малых городов и районных центров, не обладающие необходимой технической базой для установки специального программного обеспечения для казначейского сопровождения, смогли избежать сложных и длительных процедур и получили субсидии, которые, по мнению самих издателей, помогли им выжить.

В начале 2017 года Роспечать и Минкомсвязи России обратились в Минфин России с просьбой вновь освободить субсидии Роспечати на поддержку печатных СМИ, реализующих социально значимые проекты, и печатным изданиям для инвалидов от казначейского сопровождения по аналогии с 2016 годом. победителей конкурсного отбора.

Прежде всего, редакции региональных и муниципальных изданий столкнутся с большими организационно-техническими сложностями при подключении к программе СУФД-online (казначейское сопровождение), что подтвердил опыт работы с казначейством региональных книжных издательств в 2016 году. Более 30-ти из них так и не смогли пройти процедуру подключения, поэтому были вынуждены отказаться от субсидий. С региональными СМИ ситуация более сложная, поскольку количество региональных и местных газет и журналов в общем числе получателей субсидии в области печатных СМИ намного выше: из 659 региональных и местных СМИ – получателей субсидий – порядка 250 составляли газеты малых городов, районных центров и сел.

Кроме того, даже пройдя всю процедуру подключения к казначейскому сопровождению, издатели получают субсидию не сразу в полном объеме, а по мере предоставления в казначейство первичных документов о произведенных расходах по проекту.

В последний день работы ММКЯ совместными усилиями Минцифры и Российского книжного союза прошла внушительная отраслевая конференция с участием ведущих игроков отрасли

Выступает Евгений Капьёв

Выступает Евгений Капьёв

Текст: Михаил Визель

На стульях перед началом конференции для участников были разложены пухлые папки, основную толщину которых создавал подробный 90-страничный отраслевой доклад, традиционно подготавливаемый Роспечатью, а в этом году, естественно, - принявшей на себя ее функции Минцифрой. И это оказалось не единственное отличие. Вопреки обычному, введение его "звучит в миноре":

"Ситуацию на книжном рынке 2020 года вряд ли можно считать типичной и показательной в плане оценки поступательного развития книгоиздательской отрасли, наблюдавшейся в последние годы.

Число выпущенных российскими издательствами названий книг и брошюр в 2020 г. сократилось по сравнению с 2019 г. на 13,3%. Совокупный тираж выпущенной книжной продукции снизился почти на 20%. В 2020 г. почти половина (47,5%) выпущенных в стране книг и брошюр была отпечатана тиражом менее 500 экз. Количество издательств, действовавших в Российской Федерации в 2020 г., сократилось по отношению к 2019 г. на 8,8%.

Традиционное книгораспространение, на протяжении ряда последних лет демонстрировавшее положительную динамику роста рублевых продаж, в 2020 г. показало снижение. Оборот книжной отрасли по печатной книге в России по отношению к 2019 г. сократился на 9,8% (против 3,4% прироста годом ранее) до отметки 69,8 млрд рублей. Основная причина отрицательной динамики – значительные потери розничного рынка книгораспространения (-12,6%). При этом основным драйвером рынка печатной книги, как и ожидалось, стал интернет-канал, показавший годовой рост оборота на уровне 26% (против 19% прироста годом ранее), что, правда, не заместило потери от продаж в офлайн-каналах. Определённую роль в сглаживании негативной ситуации на рьнке, вызванной пандемией, сыграли меры, предпринятые Правительством Российской Федерации по защите предприятий книжной отрасли.

Впрочем, докладчики один за другим рисовали все более и более оптимистичную картину.

Исполнительный директор ассоциации "Растим читателя" Анжела Лебедева напомнила о недавнем успешном проведении в Москве Конгресса IBBY, прошедшем, несмотря на жесткие ковидные ограничения и неимоверные организационные сложности, благодаря слаженной работе в первую очередь команды РГДБ. "Мы бы хотели, чтобы детские издатели активнее продвигали [свою продукцию] за рубежом", - прокомментировал ее выступление ведший конференцию Владимир Григорьев.

Выступивший следом генеральный директор "Эксмо" Евгений Капьёв, отвечающий в Российском книжном союзе за международное сотрудничество, подтвердил, что зарубежные коллеги остались в восторге от прошедшего Конгресса, и затем представил развернутый доклад о состоянии отрасли, в котором обозначил следующие тенденции:

  • постепенное восстановление книжного рынка до показателей 2019 года, в первую очередь - за счет Дальнего Востока;
  • дальнейший рост онлайн-продаж;
  • рост доли художественной литературы - в которую, впрочем, включаются комиксы и мангу;
  • рост в сегментах 16-19 и 24-26 лет.

"Мы традиционно жалуемся, что дети не читают, а подростки и "молодые взрослые" - главные драйверы рынка", - не без юмора заметил Евгений Капьёв. Его прогноз - 361 млн экземпляров в 2021 году и 368 - в 2022-м. "Это феноменальные числа - люди стали больше читать". Но при этом он признал, что большинство традиционных каналов распространения не восстановили уровень 2019 года.


Не менее насыщенным цифрами оказался доклад генерального директора издательства "Просвещение" Дмитрия Климишина. Помимо цифр, он также обратил внимание, что в новых учебниках, печатаемых сейчас, уже заложены qr-коды, ведущие на дополнительные материалы.

Иван Камаев, отвечающий за продажи раздела "Книги и образование" крупнейшего интернет-ритейлера Ozon, подчеркнул, что, хотя Ozon давно стал универсальной площадкой, книги, с которых он начинал, остаются важной и в какой-то степени имиджевой категорией. И не только имиджевой: продажи выросли на 25% за прошедший год за счет именно этой категории.

Анурьев с места ответил, что надо было просто вовремя напомнить разработчикам, но Макаренков уже говорил про то, что стали формировать отдельный параллельный рынок. И то же можно сказать про самиздат. Впрочем, это слово, по мнению выступавшего, некорректно: нынешний самиздат - это профессиональные авторы, которые выбрали сами управлять авторскими правами, не передоверяя это менеджерам издательств. И в ближайшие 10 лет именно контент, а не бренды будут определять, с кем окажется пользователь-читатель.

Завершил двухчасовой форум член правления Ассоциации по защите авторских прав в интернете Максим Рябыко. Который начал с того, что признал: не всегда те механизмы и подходы, что работали в законодательстве по авторскому праву еще десять лет назад, работают сейчас. Появилась необходимость фильтровать контент, в том числе используя нейросети.

Читайте также: