Доклад был давно готов и чуть ли не выучен наизусть

Обновлено: 28.06.2024

Человек, который пишет, а потом заучивает текст своего выступления, даром тратит и своё время, и свою энергию. Его ждет провал. Всю свою жизнь мы с вами говорим без записок. Мы не обдумываем слова, мы думаем об основной идее. Если наши мысли находятся в порядке, то слова приходят бессознательно и естественно. Мы говорим, как дышим.

Даже Уинстону Черчиллю пришлось на собственном горьком опыте усвоить эту мудрость. В молодости Черчилль писал и заучивал тексты своих выступлений наизусть. И вдруг, произнося заученную речь перед британским парламентом, он забыл текст. В его мозгу была пустота. Он был смущен, унижен, растоптан! Черчилль несколько раз повторил последнее предложение, но это ему не помогло. В голове было пусто, Щеки пылали от стыда. Он сел. С этого дня Уинстон Черчилль никогда больше не пытался учить свои речи наизусть.

Если мы запомним текст своего выступления слово в слово, то скорее всего забудем, что перед нами публика. Даже если мы не забудем ни слова из своей речи, то все равно Изложим ее чисто механически, Почему? Да потому, что она не будет идти из сердца, только из памяти. Разговаривая с людьми, мы всегда думаем о том, что хотим сказать, а затем говорим это, не обдумывая слова. И мы поступаем так всю жизнь. Зачем же изменять этой привычке, выступая публично? Если мы напишем текст и попытаемся его заучить, нас ждет то же, что и Вэнса Бушнела.

Вэнс был выпускником Школы изящных искусств в Париже, а позже стал вице-президентом одной из крупнейших страховых компаний мира. Много лет назад его попросили выступить перед собранием представителей его компании со всех концов Америки в городе Уайт-Сульфур Спрингс, штат Вирджиния. В то время он работал в сфере страхования жизни всего два года, но уже добился большого успеха, поэтому ему предложили сделать двадцатиминутный доклад.

Вэнсу предложение польстило. Он чувствовал, что это выступление поднимет его престиж в глазах окружающих. Но, к своему несчастью, он написал текст речи и выучил его наизусть. Он сорок раз репетировал свою речь перед зеркалом, отработал каждую фразу, каждое движение, жест, выражение лица. Все было безукоризненно.

Но что же случилось с оратором, злополучным Вэнсом Бушнелом? Он сам рассказывал мне, что это был самый ужасный момент в его жизни. Он чувствовал себя таким ничтожным, что написал заявление об увольнении.

Я бесчисленное количество раз слышал заученные наизусть выступления, но не помню ни одного случая, чтобы такие выступления были живыми, эффективными и человечными. Только когда оратор способен выбросить написанный текст в корзину и говорить от души, сможет он добиться успеха. В этом случае он может кое о чем забыть, может не уложиться в отведенное время, но его речь прозвучит по-человечески.

Доклад был давно готов и чуть ли не выучен наизусть, но Трубачевский все-таки волновался. Остроносый, быстроглазый, он стал читать — сперва испуганным голосом и быстро, потом все увереннее, и свободнее.

Вновь открытые строфы он прочитал во весь голос и очень хорошо, с гордостью, которую и не думал скрывать.

И он знал, что все хорошо: и то, что он сделал, и как прочитал, и как слушают — в такой тишине, что каждый шорох был бы услышан.

Но вот он кончил. Прения были открыты, и никто не сомневался в том, что единственно верный ключ к чтению загадочной рукописи был найден. Некоторые комментарии подвергались сомнениям, но у Трубачевского нашлось, что ответить. Все шло отлично — до тех пор, пока слово не взял Щепкин.

— Этот доклад, — сказал он, — напомнил мне старинный памфлет на Шамполиона, в котором египетские иероглифы предлагалось читать по такому способу: каждый иероглиф — это буква или фигура, или не буква и не фигура, а просто украшение почерка. Если смысл не выходит по буквам, следует толковать их как фигуры. Если и по фигурам не выходит — тогда можно просто пропустить строку… Так вот, не выходит-с! Ни по фигурам, ни по буквам:

Это Пушкин? Это студента Трубачевского стихи — и не очень важные, не очень!

— Они и так думают, что если ничего делать не будут, так их всех в профессоры произведут, а если хоть что-нибудь — тогда прямо в академики!

Веселый и взволнованный, Трубачевский возвращался домой после доклада. Пожилой человек в дымчатом пенсне (Трубачевский встречал его на литературных диспутах и, кажется, в университете) привязался к нему и всю дорогу толковал что-то о Шамполионе. Он назвал себя: Иваненко, гебраист и египтолог. Черный шнурок от пенсне был закинут за большое вялое ухо. Трубачевский отвечал невпопад, еще полный всем, что произошло на докладе, и чувствуя, как непонятное волнение и радость подступают к сердцу. На Тучковой мосту он вдруг перебил собеседника и показал на темные силуэты барж, стоявших вдоль берега в тихой ночной воде.

Тот посмотрел и, поправив пенсне, обернулся к нему с недоумением.

— Какие корабли! — радостно сказал Трубачевский.

У него было такое лицо, что даже сквозь дымчатое пенсне видно было, как далек он сейчас от Шамполиона. Египтолог грустно простился с ним, и Трубачевский один пошел дальше — навстречу последней светлой полосе весеннего вечернего неба.

С чувством досады прочитал он эту заметку, помещенную между отречением какого-то оппозиционера и известием о том, что в адмиралтейской игле найден серебряный ларец, заключавший портрет Александра Третьего и две старые газеты.

На игру старый кларнетист стал ходить в визитке и в жилете шалью — такие носили перед русско-японской войной. Разглаживая усы, он сидел в оркестре и посматривал на всех поверх очков с важным и снисходительным видом. Сыну он вдруг сделал подарок: маленький никелированный, перевитый цепочкой якорь, и в него вставлен компас, немного испорченный — стрелка показывала на юг. Он стал красить усы, и вообще у него в жизни многое переменилось.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тест по русскому языку

Инструкция по заполнению:

А1.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

тОрты 2) дОговор 3) щАвель 4)квАртал

А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1)Мама приготовила сытный обед.

2) Один берег луговой, а другой глиняный .

3) Эскалатор работал исправно.

4) Я одеваю сестрёнку по утрам.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1)Пара кроссовков 2) На обеих руках 3) Пять яблок 4)Оказать содействие

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Вернувшись из поездки в Москву,

вспоминается поход в музей Н. В. Гоголя

нам нужно было разобрать чемоданы

ребята бурно делились впечатлениями

всем было радостно и весело

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой( с нарушением синтаксической нормы).

Большинство участников собрания проголосовали за предложенного кандидата.

Многие учащиеся не видят отличия повести от романа.

Положение дел в фирме оставляют желать лучшего.

Мы искренне радовались их успехам.

А6. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании.

Килограмм яблок 2)Одна пара носок

3) Благодаря наставлению 4) Профессора и доктора наук

А7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Как завороже(1)ый слушал я этот удивительный концерт на пусты(2)ой песча(3)ой отмели.

1,2,3 2) 2 3)3 4) 1,2

А8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

Ф…льтровать, выр…вненный, р…петитор.

Нас…ление, сч…стливый, т…инственный.

Дост…жение, д…серт, расст…лается.

Зач…рпнуть, оц…нить, б…ндероль.

А9. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

Бе…характерный, ра…кидать, ра…росшийся.

Под…брать, запр…кинуть, поз…вчерашний.

Пр…уныл, пр…образился, гостепр…имный.

Раз…скать, без…дейный, под…грать.

А10. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

Сия…шь, скле…вший. 2)Потян…шься, опечал…вшийся.

Обним…шь, ожида…мый. 4) Налад…шь, свар…нный.

А11. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И ?

А) недоум…вать Б) памятл…вый В) услужл…вый Г) замш…вый

1) Б,В 2) В,Г 3) Б,Г 4)А,Г

А12. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

Море всегда разное, новое, (не)виданное.

Уцелели только (не)многие страницы, составляющие часть рукописи.

По берегам реки кое-где ещё (не)скошены луга.

Всех (не)приметнее в дремучих зарослях скромница- ольха.

А13. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

Где(то) (в)низу булькала струя ручья.

Скалы на другом берегу, буд(то) подкуренные густым туманом (с)низу , проступали вершинами в поднебесье.

За чайкой по откосу мотается её тень и то(же) летит, чуть(чуть) отставая от поздней одинокой чайки.

Доклад был давно готов и чуть(ли) не выучен (на)изусть .

А14. Где поставить дефис?

По…одаль 2) Из…за 3) В…отличие 4) Полу…тьма

А15. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствие в предложении:

Только иволги кричат () да кукушки наперебой отсчитывают кому- то не прожитые годы.

Сложносочинённое предложение, перед союзом ДА запятая не нужна.

Простое предложение с однородными членами, перед союзом ДА запятая не нужна.

Сложносочинённое предложение, перед союзом ДА нужна запятая.

Простое предложение с однородными членами, перед союзом ДА нужна запятая.

А16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры , на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Это озеро (1) казалось (2) огромным зеркалом в оправе из тростника. Небывалая и (3)как мне показалось (4) добрая тишина окружила нас.

1,2 2) 3,4 3) 1,2,3,4 4) 2,3,4

А17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры , на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Дремучий лес (1) в тёмной чаще (2) которого (3) уже несколько месяцев прятался от нас диковинный зверь (4) по – прежнему хранил свои тайны.

1,4 2) 1,3 3) 2,4 4) 4

А18. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.(Знаки препинания не поставлены).

Раскалённые лучи заливают круглую клумбу с цветами тёмную зелень сирени садовые аллеи.

Смелые и юркие стрижи носились над водой и хлопотливо трещали.

Среди луговых трав встречаются не только анис и ромашка но и тысячелистник и зверобой и клевер.

Получить хорошее воспитание можно не только в семье или в школе но и у самого себя.

А19. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

Теперь море сияло уже не сплошь, а лишь в двух местах: длинной полосой на самом горизонте и десятком режущих глаза звёзд, попеременно вспыхивающих в зеркале волны.

Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставляется первой.

Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Последующие части бессоюзного сложного предложения поясняют, раскрывают содержание того, о чём говорится в первой части.

А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Один читает в книге то (1) что написано (2) другой то (3) что хочет прочесть (4) третий не видит написанного потому (5) что не желает видеть.

1,3,5 2) 2,3,4 3) 1,3,4,5 4) 1,2,3,4,5

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Невежество всегда обладает большею уверенностью (1) чем знание (2) и только невежды могут с уверенностью утверждать (3) что науки никогда не будут в состоянии решить ту (4) или иную проблему.

1,2,3,4 2) 1,2,3 3) 2,3 4) 1,3,4

Краткое описание документа:

Данный тест предназначен для студентов 1 курса СПО по основным темам программы дисциплины "Русский язык". Он может быть использован на занятиях промежуточного контроля, при организации обобщающего повторения как тренировочный материал.

Тест состоит из 21 задания. К каждому заданию даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 604 531 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.11.2017 2497
  • DOCX 24.4 кбайт
  • 4 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Димитрова Алла Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

(1)Больше половины мировых запасов пресной воды содержится в ледниках и айсбергах. (2)В такой воде в десять раз меньше растворенных веществ, чем в обычной водопроводной. (3). ученые рассматривают айсберги как альтернатив-ный источник пресной воды для населения планеты.

1. Укажите предложения, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Половина мировых запасов пресной воды содержится в ледниках и айсбергах, и ученые рассматривают их как альтернативный источник пресной воды, тем более вода в них более чистая.

2) Так как вода в айсбергах содержит в 10 раз меньше растворенных веществ, учё-ные предлагают использовать ее как альтернативный источник пресной воды для населения.

3) Больше половины мировых запасов пресной воды содержится в ледниках и айсбергах, вот ученые и предлагают использовать айсберги и ледники как альтер-нативный источник пресной воды, более того, растворенных веществ в такой воде в десятки раз меньше, чем в водопроводной.

4) В воде, которая содержится в ледниках и айсбергах в десять раз меньше раство-рённых веществ, чем в водопроводной, в связи с этим ученые рассматривают айсберги как альтернативный источник пресной воды.

5) Ученые рассматривают айсберги в качестве альтернативного источника пресной воды, так как в них содержится большая часть мировых запасов, а растворенных веществ в такой воде меньше в десять раз, чем в водопроводной.


2. Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропус-ка в 3 предложении текста. Запишите это наречие.


3. В словарной статье приводятся значения слова ЗАПАС. Определите значение, в котором это слово употреблено в 1 предл. текста.

1) То, что запасено, приготовлено, собрано для чего-н. Запас топлива.

2) Природные ресурсы. Запасы нефти. Запасы полезных ископаемых.

3) перен., чего Наличие чего-л. в количестве, превышающем необходимое и обеспечивающем нормальную работу чего-л. Запас прочности. Запас сил.

4) перен., чего Накопления интеллектуального характера, совокупность имеющих-

ся у кого-л. знаний, способностей и т. п. Запас слов. Запас знаний.

5) В шитье, одежде: загнутый за шов излишек ткани для возможного припуска. Рукава с запасом.

6) Разряд военнообязанных, прошедших военную службу или освобождённых от неё (но годных к службе в военное время) и призываемых в армию при мобилиза-ции. Запас вооружённых сил. Уволить в запас.

4. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
1) кровоточАщий 2) вклЮчишь 3) крАлась 4) щавЕль 5) чЕрпать

5. В одном из предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите его.

1) После ИНФОРМАТИВНОЙ беседы с научным руководителем студент написал отличную курсовую работу.

2) ФАКТИЧЕСКОЕ изложение материала было его сильной стороной на конференции.

3) В деревне много комаров, поскольку рядом протекает БОЛОТИСТАЯ речка.

4) Когда мы принимали решение, то учитывали не только внешние характеристи-ки машины, но и ВЫГОДНОСТЬ условий кредитования.

5) К Новому году по всему городу поставили замечательные ЛЕДЯНЫЕ скульпту-ры.


6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лиш-нее слово. Выпишите это слово.

На прошлой неделе все мои коллеги по работе были приглашены на неофициаль-ную встречу, на которой лейтмотивом звучала новая установка компании: все отчеты должны быть исправлены в соответствии с внесенными начальником коррективами.

7. В одном из слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) Около СЕМИСОТ участников 2) ЕЗДИ аккуратно
3) ОБГРЫЗЕННОЕ яблоко 4) Нет БРЕЛОКА
5) Не ПРОРОНЯЯ ни слова

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложения-ми, в которых они допущены.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Неправильное употребление предлога

Б) Нарушение в построении предло-

жения с приложением.

В) Ошибка в построении предложения

с однородными членами.

Г) Нарушение связи между подлежащим

Д) Ошибка в построении СП.

1. Вопреки недочетам в плане

большинство поддержали наш проект.
2. Они вдвоём несли большой поднос

с горшками молока, тарелками, ложками,

сахаром, ягодами, хлебом.
3. В 1958 году в городе Тула был

установлен памятник Вересаеву, а в

1992 году был открыт музей писателя.
4. Роман содержит критику сословных

на родине писателя в прошлом веке.
5. Спустя 2 года после возвращения

с Кавказа Лермонтова повезли в Москву

и стали готовить к поступлению в универ-

ситетский благородный пансион.
6. В прошлом году нашу школу окончил

сорок один ученик.
7. Употребление этих выражений и

оборотов может быть показано на

наглядных примерах, взяв в качестве

иллюстраций образцы художественной

литературы.
8. Благодаря отцу, серьезно занимающе-

муся спортом, он любил футбол и плавать
9. Преподаватель сказал мне то, что я не

готов к занятию.

1) зам..рание, пос..делки, подн..маясь

2) подр..внять, притв..рить (дверь), оп..раясь
3) соч..тание, р..весник, ст..ральная (машина)
4) зап..рать, пром..кашка, прик..снуться
5) прил..гательное, пок..ситься, г..рдиться

1) правопр..емник, пр..умножить, пр..вращение
2) р..списание, нед..верчивый, пр..российский
3) вз..мать, по..скать, мед..нститут
4) двух..ярусный, ин..екция, ад..ютант
5) пр..образ, пр..славянский, пр..язык

1) Сгущ..нка, выкорч..вка 2) юрод..вый, гуттаперч..вый
3) продл..вать, выхухол..вый 4) болот..стый, обур..вать
5) дра..ть, раскашл..ться

1) брезж..щий, движ..щий
2) опостыл..ть, (он) высп..тся
3) пристрел..нное ружье, выровн..нная (тропинка)
4) обезлюд..ть (стать безлюдным), движ..мый
5) кле..вший, слыш..мый

13. В каком предложении НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1) Сериал был настолько длинным и скучным, что Иван (НЕ) ДОСМОТРЕЛ его до конца.
2) Я слушал его и думал: неужели этот человек верен сам себе, говоря все эти (НЕ) ПОДОБАЮЩИЕ ему речи?
3) Вскоре все перестали слушать учителя, так как он говорил совсем (НЕ) ПОНЯТНО.
4) Мальчик мастерил что-то из ракушек, ничего (НЕ) ЗАМЕЧАЯ вокруг.
5) (НЕ) СПРАВЕДЛИВЫ разве меры, принятые для укрепления дисциплины?

14. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти 2 слова.

1) Враг (НА) ОТРЕЗ отказался идти (НА) МИРОВУЮ.
2) Он надел фуражку (НА) БОК и (БЕЗ) УМОЛКУ начал рассказывать анекдоты.
3) Мы (ВО) ВСЕ не ожидали, что текст будет написан (ПО) ЛАТЫНИ.
4) Партия была сыграна (В) НИЧЬЮ, хотя противник играл почти (В) СЛЕПУЮ
5) Ребята во ЧТО (БЫ) то ни стало решили одержать победу и играли так, КАК (БУДТО) от результатов зависела их жизнь.


15. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Незва(1)ый гость увидел заплака(2)ую невесту, растеря(3)о рассматривающую свое прида(4)ое: стари(5)ый кова(6)ый сундук с кухо(7)ой утварью и златотка -(8)ое поноше(9)ое платье.


16. Укажите 2 предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро.
2) Ответьте телеграммой и сообщите дату выезда.
3) Всё спало крепким неподвижным сном.
4) Одни кузнечики дружно трещат и утомителен этот непрестанный звук.
5) В школе Саша стал учиться опять ни то ни сё.

17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Пораженные поэзией Пушкина (1) гимназисты не просто читали стихи (2) а (3) желая их запомнить (4) выучивали наизусть, декламировали (5) участвуя в поэтических вечерах (6) и (7) сидя на лекциях (8) записывали их в свои тетрадки.

18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Быть классиком - (1) значит (2) стоять на шкафу
Бессмысленным бюстом, топорща ключицы.
О (3) Гоголь (4) во сне ль это все, наяву?
Так чучело ставят: бекаса, сову.
Стоишь вместо птицы.

Он кутался в шарф, он любил мастерить
(5) Жилеты, камзолы.
Не то что раздеться - куска проглотить
Не мог при свидетелях - скульптором голый
Поставлен. Приятно ли классиком быть?

Быть классиком - в классе со шкафа смотреть
На школьников; им и запомнится Гоголь
Не странник, не праведник, даже не щеголь,
Не Гоголь, а Гоголя верхняя треть.

Как нос Ковалева . Последний урок:
Не надо выдумывать, жизнь фантастична!
О (6) юноши (7) пыль на лице как чулок!
Быть классиком страшно, почти неприлично.
Не слышат: им хочется под потолок. (А. Кушнер)

19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Он уверял (1) что черти любят курить (2) и пьянствовать (3) что они вострого-ловые (4) и среди них много хромых (5) потому (6) что они упали с неба.

20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Это был высокий бородатый человек в полушубке (1) который настолько замерз (2) что (3) когда я зажёг лампу и впустил его в дом (4) он не мог даже закрыть за собой дверь (5) и мне пришлось заварить ему горячего чая.

21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и

тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.


Прочитайте текст и выполните задания 22–27

(1)- Я ненавижу настоящее, страшусь будущего и люблю прошлое, - говорил Оруэлл.
(2) Когда я наконец пошел в школу, мне не рассказывали про Оруэлла, но я схо-дился с ним в неприязни к настоящему. (3) Прошлого у меня практически не было, а в будущее я, начитавшись все тех же Стругацких, стремился всеми фибрами малолетней души.
(4) Теперь все поменялось. (5) Я не люблю своего прошлого и, когда никого нет рядом, тихонько вою, вспоминая нелепые глупости, которые сделал, сказал или написал. (6) Что касается будущего, то оно перестало меня волновать, и не только потому, что от него мало осталось. (7) Перемены, которых в школе я так ждал, теперь меня тревожат, грозя оставить не у дел. (8) Я знаю, что будет, понимаю, к чему идет, и меня не утешает даже перспектива жить вечно.
(9)- Согласны ли вы на бессмертие, - спрашивал Гессе,- если его разделит с вами мерзавец-начальник и шумный сосед?
(10) Разочаровавшись в прошлом и будущем, я живу наедине с настоящим, и самое трудное - его задержать. (11) Вместо светлого будущего меня слабо греет надежда на такое же, как сегодня.
(12)- Не надо лучше, - бормочу я под нос, - пусть как сейчас, не надо лишнего, пусть будет, что есть.
(13) Лучшие дни проходят так быстро, что я уподобляюсь нашим кошкам, не умеющим отличать вчера от завтра.
(14) Может, это оно и есть? (15) И тогда не надо ловить момент, а выбрать любой, когда не страшно, и назначить его счастливым. (16) Например - этот.
(17) Я сижу в любимом кресле, изрядно потрепанном когтями, возле елки, укра-шенной небьющимися - из-за тех же котов - игрушками. (18) За окном в раннем декабрьском закате светится выпавший ночью снег. (19) У локтя столетняя чашка английского фарфора с китайским чаем. (20) По радио еле слышный прохладный джаз. (21) Вечером будут гости, а потом - наполовину прочитанная книжка про Венецию. (22) Но пока я пишу, что хочу, о том, что люблю. (23) Пишу от руки, то вдоль, то поперек линованной страницы, не для себя, не для других, а потому, что никогда ни о чем другом не мечтал.
(24) Остановись мгновение, я выхожу. (А. Генис)

22. Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера.

1) Автор всегда ненавидел прошлое.
2) Автора тревожат перемены, он хочет, чтобы все оставалось, как сейчас.
3) Оруэлл страшился будущего, любил прошлое и ненавидел настоящее.
4) Автор любил творчество Стругацких, поэтому будущее его интересовало больше, чем прошлое.
5) Автор готов жить вечно, если рядом не будет шумного соседа.


23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера.

1) В предложениях 14-16 представлено рассуждение
2) Предложение 10 является ответом на вопрос, поставленный в предл. 9.
3) В предложениях 17-20 содержится рассуждение
4) Предложения 5-6 поясняют, раскрывают смысл предложения 4.
5) Предложения 4-8 содержат повествование.

24. Из предложений 1-6 выпишите фразеологизм.

25. Среди предложений 10-22 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим при помощи вводного слова и указательного местоимения. Напишите номер(а) этого(их) предложения(ий)

1) эпитет
2) ряды однородных членов
3) лексический повтор
4) антонимы
5) противопоставление
6) парцелляция
7) метафора
8) синтаксический параллелизм
9) эпифора

Нажмите, чтобы узнать подробности

(1)Больше половины мировых запасов пресной воды содержится в ледниках и айсбергах. (2)В такой воде в десять раз меньше растворенных веществ, чем в обычной водопроводной. (3). ученые рассматривают айсберги как альтернатив-ный источник пресной воды для населения планеты.

1. Укажите предложения, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Половина мировых запасов пресной воды содержится в ледниках и айсбергах, и ученые рассматривают их как альтернативный источник пресной воды, тем более вода в них более чистая.

2) Так как вода в айсбергах содержит в 10 раз меньше растворенных веществ, учё-ные предлагают использовать ее как альтернативный источник пресной воды для населения.

3) Больше половины мировых запасов пресной воды содержится в ледниках и айсбергах, вот ученые и предлагают использовать айсберги и ледники как альтер-нативный источник пресной воды, более того, растворенных веществ в такой воде в десятки раз меньше, чем в водопроводной.

4) В воде, которая содержится в ледниках и айсбергах в десять раз меньше раство-рённых веществ, чем в водопроводной, в связи с этим ученые рассматривают айсберги как альтернативный источник пресной воды.

5) Ученые рассматривают айсберги в качестве альтернативного источника пресной воды, так как в них содержится большая часть мировых запасов, а растворенных веществ в такой воде меньше в десять раз, чем в водопроводной.


2. Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропус-ка в 3 предложении текста. Запишите это наречие.


3. В словарной статье приводятся значения слова ЗАПАС. Определите значение, в котором это слово употреблено в 1 предл. текста.

1) То, что запасено, приготовлено, собрано для чего-н. Запас топлива.

2) Природные ресурсы. Запасы нефти. Запасы полезных ископаемых.

3) перен., чего Наличие чего-л. в количестве, превышающем необходимое и обеспечивающем нормальную работу чего-л. Запас прочности. Запас сил.

4) перен., чего Накопления интеллектуального характера, совокупность имеющих-

ся у кого-л. знаний, способностей и т. п. Запас слов. Запас знаний.

5) В шитье, одежде: загнутый за шов излишек ткани для возможного припуска. Рукава с запасом.

6) Разряд военнообязанных, прошедших военную службу или освобождённых от неё (но годных к службе в военное время) и призываемых в армию при мобилиза-ции. Запас вооружённых сил. Уволить в запас.

4. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
1) кровоточАщий 2) вклЮчишь 3) крАлась 4) щавЕль 5) чЕрпать

5. В одном из предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите его.

1) После ИНФОРМАТИВНОЙ беседы с научным руководителем студент написал отличную курсовую работу.

2) ФАКТИЧЕСКОЕ изложение материала было его сильной стороной на конференции.

3) В деревне много комаров, поскольку рядом протекает БОЛОТИСТАЯ речка.

4) Когда мы принимали решение, то учитывали не только внешние характеристи-ки машины, но и ВЫГОДНОСТЬ условий кредитования.

5) К Новому году по всему городу поставили замечательные ЛЕДЯНЫЕ скульпту-ры.


6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лиш-нее слово. Выпишите это слово.

На прошлой неделе все мои коллеги по работе были приглашены на неофициаль-ную встречу, на которой лейтмотивом звучала новая установка компании: все отчеты должны быть исправлены в соответствии с внесенными начальником коррективами.

7. В одном из слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) Около СЕМИСОТ участников 2) ЕЗДИ аккуратно
3) ОБГРЫЗЕННОЕ яблоко 4) Нет БРЕЛОКА
5) Не ПРОРОНЯЯ ни слова

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложения-ми, в которых они допущены.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Неправильное употребление предлога

Б) Нарушение в построении предло-

жения с приложением.

В) Ошибка в построении предложения

с однородными членами.

Г) Нарушение связи между подлежащим

Д) Ошибка в построении СП.

1. Вопреки недочетам в плане

большинство поддержали наш проект.
2. Они вдвоём несли большой поднос

с горшками молока, тарелками, ложками,

сахаром, ягодами, хлебом.
3. В 1958 году в городе Тула был

установлен памятник Вересаеву, а в

1992 году был открыт музей писателя.
4. Роман содержит критику сословных

на родине писателя в прошлом веке.
5. Спустя 2 года после возвращения

с Кавказа Лермонтова повезли в Москву

и стали готовить к поступлению в универ-

ситетский благородный пансион.
6. В прошлом году нашу школу окончил

сорок один ученик.
7. Употребление этих выражений и

оборотов может быть показано на

наглядных примерах, взяв в качестве

иллюстраций образцы художественной

литературы.
8. Благодаря отцу, серьезно занимающе-

муся спортом, он любил футбол и плавать
9. Преподаватель сказал мне то, что я не

готов к занятию.

1) зам..рание, пос..делки, подн..маясь

2) подр..внять, притв..рить (дверь), оп..раясь
3) соч..тание, р..весник, ст..ральная (машина)
4) зап..рать, пром..кашка, прик..снуться
5) прил..гательное, пок..ситься, г..рдиться

1) правопр..емник, пр..умножить, пр..вращение
2) р..списание, нед..верчивый, пр..российский
3) вз..мать, по..скать, мед..нститут
4) двух..ярусный, ин..екция, ад..ютант
5) пр..образ, пр..славянский, пр..язык

1) Сгущ..нка, выкорч..вка 2) юрод..вый, гуттаперч..вый
3) продл..вать, выхухол..вый 4) болот..стый, обур..вать
5) дра..ть, раскашл..ться

1) брезж..щий, движ..щий
2) опостыл..ть, (он) высп..тся
3) пристрел..нное ружье, выровн..нная (тропинка)
4) обезлюд..ть (стать безлюдным), движ..мый
5) кле..вший, слыш..мый

13. В каком предложении НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1) Сериал был настолько длинным и скучным, что Иван (НЕ) ДОСМОТРЕЛ его до конца.
2) Я слушал его и думал: неужели этот человек верен сам себе, говоря все эти (НЕ) ПОДОБАЮЩИЕ ему речи?
3) Вскоре все перестали слушать учителя, так как он говорил совсем (НЕ) ПОНЯТНО.
4) Мальчик мастерил что-то из ракушек, ничего (НЕ) ЗАМЕЧАЯ вокруг.
5) (НЕ) СПРАВЕДЛИВЫ разве меры, принятые для укрепления дисциплины?

14. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти 2 слова.

1) Враг (НА) ОТРЕЗ отказался идти (НА) МИРОВУЮ.
2) Он надел фуражку (НА) БОК и (БЕЗ) УМОЛКУ начал рассказывать анекдоты.
3) Мы (ВО) ВСЕ не ожидали, что текст будет написан (ПО) ЛАТЫНИ.
4) Партия была сыграна (В) НИЧЬЮ, хотя противник играл почти (В) СЛЕПУЮ
5) Ребята во ЧТО (БЫ) то ни стало решили одержать победу и играли так, КАК (БУДТО) от результатов зависела их жизнь.


15. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Незва(1)ый гость увидел заплака(2)ую невесту, растеря(3)о рассматривающую свое прида(4)ое: стари(5)ый кова(6)ый сундук с кухо(7)ой утварью и златотка -(8)ое поноше(9)ое платье.


16. Укажите 2 предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро.
2) Ответьте телеграммой и сообщите дату выезда.
3) Всё спало крепким неподвижным сном.
4) Одни кузнечики дружно трещат и утомителен этот непрестанный звук.
5) В школе Саша стал учиться опять ни то ни сё.

17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Пораженные поэзией Пушкина (1) гимназисты не просто читали стихи (2) а (3) желая их запомнить (4) выучивали наизусть, декламировали (5) участвуя в поэтических вечерах (6) и (7) сидя на лекциях (8) записывали их в свои тетрадки.

18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Быть классиком - (1) значит (2) стоять на шкафу
Бессмысленным бюстом, топорща ключицы.
О (3) Гоголь (4) во сне ль это все, наяву?
Так чучело ставят: бекаса, сову.
Стоишь вместо птицы.

Он кутался в шарф, он любил мастерить
(5) Жилеты, камзолы.
Не то что раздеться - куска проглотить
Не мог при свидетелях - скульптором голый
Поставлен. Приятно ли классиком быть?

Быть классиком - в классе со шкафа смотреть
На школьников; им и запомнится Гоголь
Не странник, не праведник, даже не щеголь,
Не Гоголь, а Гоголя верхняя треть.

Как нос Ковалева . Последний урок:
Не надо выдумывать, жизнь фантастична!
О (6) юноши (7) пыль на лице как чулок!
Быть классиком страшно, почти неприлично.
Не слышат: им хочется под потолок. (А. Кушнер)

19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Он уверял (1) что черти любят курить (2) и пьянствовать (3) что они вострого-ловые (4) и среди них много хромых (5) потому (6) что они упали с неба.

20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Это был высокий бородатый человек в полушубке (1) который настолько замерз (2) что (3) когда я зажёг лампу и впустил его в дом (4) он не мог даже закрыть за собой дверь (5) и мне пришлось заварить ему горячего чая.

21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и

тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.


Прочитайте текст и выполните задания 22–27

(1)- Я ненавижу настоящее, страшусь будущего и люблю прошлое, - говорил Оруэлл.
(2) Когда я наконец пошел в школу, мне не рассказывали про Оруэлла, но я схо-дился с ним в неприязни к настоящему. (3) Прошлого у меня практически не было, а в будущее я, начитавшись все тех же Стругацких, стремился всеми фибрами малолетней души.
(4) Теперь все поменялось. (5) Я не люблю своего прошлого и, когда никого нет рядом, тихонько вою, вспоминая нелепые глупости, которые сделал, сказал или написал. (6) Что касается будущего, то оно перестало меня волновать, и не только потому, что от него мало осталось. (7) Перемены, которых в школе я так ждал, теперь меня тревожат, грозя оставить не у дел. (8) Я знаю, что будет, понимаю, к чему идет, и меня не утешает даже перспектива жить вечно.
(9)- Согласны ли вы на бессмертие, - спрашивал Гессе,- если его разделит с вами мерзавец-начальник и шумный сосед?
(10) Разочаровавшись в прошлом и будущем, я живу наедине с настоящим, и самое трудное - его задержать. (11) Вместо светлого будущего меня слабо греет надежда на такое же, как сегодня.
(12)- Не надо лучше, - бормочу я под нос, - пусть как сейчас, не надо лишнего, пусть будет, что есть.
(13) Лучшие дни проходят так быстро, что я уподобляюсь нашим кошкам, не умеющим отличать вчера от завтра.
(14) Может, это оно и есть? (15) И тогда не надо ловить момент, а выбрать любой, когда не страшно, и назначить его счастливым. (16) Например - этот.
(17) Я сижу в любимом кресле, изрядно потрепанном когтями, возле елки, укра-шенной небьющимися - из-за тех же котов - игрушками. (18) За окном в раннем декабрьском закате светится выпавший ночью снег. (19) У локтя столетняя чашка английского фарфора с китайским чаем. (20) По радио еле слышный прохладный джаз. (21) Вечером будут гости, а потом - наполовину прочитанная книжка про Венецию. (22) Но пока я пишу, что хочу, о том, что люблю. (23) Пишу от руки, то вдоль, то поперек линованной страницы, не для себя, не для других, а потому, что никогда ни о чем другом не мечтал.
(24) Остановись мгновение, я выхожу. (А. Генис)

22. Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера.

1) Автор всегда ненавидел прошлое.
2) Автора тревожат перемены, он хочет, чтобы все оставалось, как сейчас.
3) Оруэлл страшился будущего, любил прошлое и ненавидел настоящее.
4) Автор любил творчество Стругацких, поэтому будущее его интересовало больше, чем прошлое.
5) Автор готов жить вечно, если рядом не будет шумного соседа.


23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера.

1) В предложениях 14-16 представлено рассуждение
2) Предложение 10 является ответом на вопрос, поставленный в предл. 9.
3) В предложениях 17-20 содержится рассуждение
4) Предложения 5-6 поясняют, раскрывают смысл предложения 4.
5) Предложения 4-8 содержат повествование.

24. Из предложений 1-6 выпишите фразеологизм.

25. Среди предложений 10-22 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим при помощи вводного слова и указательного местоимения. Напишите номер(а) этого(их) предложения(ий)

1) эпитет
2) ряды однородных членов
3) лексический повтор
4) антонимы
5) противопоставление
6) парцелляция
7) метафора
8) синтаксический параллелизм
9) эпифора

Читайте также: