Доклад декоративно прикладное искусство в детском саду

Обновлено: 30.06.2024

Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и мастерами, создающими их, впитывают уважение к труду. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства.

Одной из основных задач, решаемых коллективом, является воспитание любви к своей малой Родине.
В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними - это прикосновение к красоте и народной мудрости. По верованиям всех народов, символы, используемые при оформлении того или иного предмета, их расположение и цветовая гамма имели важное обрядовое и магическое значение.

Ознакомление дошкольников с народным – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Мы даем детям не только определенный объем знаний о промыслах, но и учим их видеть и понимать красоту, воспитываем уважение к труду народных мастеров, знакомим с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

Академик Д. С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему.

Цель: Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с народно- декоративно-прикладным искусством, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.

Задачи:
Главными задачами ознакомления детей с народным декоративно – прикладным искусством являются следующие: 1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного дек – прикл. искусства; понимание его особенностей; желания знать искусство местного края.
2. Формирование у детей желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослых и по собственной инициативе.
3. Формирование умений различать стили наиболее известных видов декоративной росписи (хохломской, Городецкой, жостовской). Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.
4. Умение составлять выразительные узоры на бумаге, объёмных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
5. Воспитание активности. Самостоятельности, инициативы и творчества при создании выразительных узоров.
Задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров хохломской или другой росписи, а приобщение ребенка к истокам народного искусства, в результате которого дети усвоив некоторые навыки, могут составить узор и почувствовать радость народного творчества. Создать условия для активации творческого мышления детей.

Направление: Первоначально процесс приобщения детей к художественной культуре своего народа необходимо строить на хорошей эмоциональной основе. Удивление. Восхищение, радость от общения с таким искусством – чувства , которые необходимо вызвать у детей.

Начала свою работу с составления перспективного плана. При этом определила наличие в детском саду подлинных предметов народного искусства, учла возможность посещения детьми выставочных залов и музеев с родителями.

На первом этапе большое внимание уделяла знакомству с народно-прикладным искусством и культурой, природой, с литературным краеведением. Дети с рождения слышат от своей мамы колыбельные песни, потешки, сказки, поэтому значительно легче, опираясь на определенные знания детей, поддерживать их активность на занятиях. Одновременно дети получают общее представление о нашем городе, стране, углубляют знания о своей семье.

На втором этапе особенности своего края мы изучали более детально, подробно. Продолжала формирование познавательного интереса к историческому прошлому, к народно-прикладному искусству ближайшего Подмосковья. Дошкольники знакомятся с традиционной одеждой, предметами старины, ремеслами.

Форма и каждый элемент орнамента, украшавшего изделия народных мастеров, несли определенную информацию. Волнистая линия символизировала воду; две параллельные линии с расположенными между ними точками - землю и зерна; капли, наклонные линии - дождь; спираль - ход солнца; ромб - плодородие, крест - веру. Значение того или иного элемента узора зависело и от его цвета. Например, в росписи дымковской игрушки оранжевый круг символизировал солнце, а красный - дом.

При ознакомлении дошкольников с каким-либо народным промыслом я использую следующие формы работы:
- организация выставок;
- беседы по ознакомлению с искусством;
- занятия по декоративному рисованию, лепке и аппликации;
- проведение праздников и досугов.

При посещении выставок дети получают некоторые сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию). При этом задача - научить дошкольников рассматривать изделия народных мастеров так, чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства. Для этого используется прием сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративного искусства, его традиций и средств выразительности. Например, в начале учебного года старшие дошкольники рассматривают фигурки птиц, сделанных дымковскими мастерами, сравнивают их, выявляя сходства и отличия. На следующем занятии воспитатель показывает им тверские глиняные игрушки, также изображающие птиц, и предлагает не только сравнить их между собой, но и сказать, чем они похожи и чем отличаются от дымковских.

В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации использую следующие методы и приемы:
- создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;
- сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;
- использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);
- показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;
- сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью).

Сделать занятие интересным и разнообразным мне помогает использование музыки, литературного материала, элементов театрализованной деятельности.

Вся работа проводится при активном участии родителей, которые пополняют предметами старины, предметами народно-прикладного искусства уголок познавательного развития. Взрослые должны осознать, что они воспитывают детей прежде всего своим примером, каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его познавательную сферу, его личность. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях внимание родителей обращается на необходимость повседневного внимания к детским занятиям, на поддержание познавательного интереса детей, их стремление узнать новое.

В ходе диагностики выявилась положительная динамика развития детей по теме опыта к концу обучения (дети 6-7 лет).

К концу обучения дети много знают о народно декоративно-прикладном творчестве:
- умеют различать разные виды народно-прикладного творчества;
- владеют навыками и умениями расписывания игрушки;
- у детей сформировано позитивное отношение к своей малой Родине.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания декоративного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Консультация для родителей детского сада "Значение и роль декоративно-прикладного искусства в жизни дошкольника".



В первые годы ребенка начинают развиваться те черты характера, чувства, которые незримо связывают ребенка со своей страной, с ее историей, с ее традициями. Детям такого возраста еще не доступны понятие Родина, страна, традиции, поэтому главная задача родителей заложить и подготовить в детях почву, чтобы ребенок вырос в семье, в которой создана атмосфера, которая насыщена живыми образами, яркими красками той страны, в которой мы живем.
А мы родились и живем в сложное время больших перемен, это то время, когда происходит оскудение духовных ценностей, оскудение личности, Оскудение народных традиций, обычаев, теряются нравственные ориентиры.
Во все времена главной задачей старшего поколения была передача подрастающему поколению добрых традиций своего народа, сохранение и укрепление духовного опыта, предыдущих поколений.
Жизнь наша и жизнь наших детей изменилась до неузнаваемости, телевизионные экраны наводнила жестокость. На смену народным играм, забавам, пришел век компьютерных технологий, со своими непонятными героями в мультфильмах и фильмах.



Но наша задача во чтобы, то не стало воспитать гражданина и патриота достойного нашей великой страны, у которой очень большая история.
Поэтому любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: развивать личность ребёнка посредством игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей. У каждого без исключения ребенка есть свои способности и таланты, у каждого есть свои задатки, которые надо увидеть во время, постараться их развить. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача педагога - развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.



Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.
Народное искусство богато и разнообразно. Сегодня почти в каждой семье есть произведения народных мастеров — русские матрешки, гжельская посуда, хохломские миски и ложки, павлопосадские платки, тканые полотенца. Интерес к этому виду искусства усиливается.
И хорошо, что сегодня происходит возвращения к народным традициям, ценностям, но наша задача поддерживать и приобщать детей к народному исскуству.
Изделия народных мастеров и умельцев сегодня есть почти в каждом доме, будь то матрешка, или изделия из различных материалов - керамическая посуда, украшения, напольные ковры, вышитые руками мастеров скатерти, деревянные игрушки, которые так притягивают своей красотой и яркостью исполнения.
Современные дети, даже порой и взрослые, которые живут в городах, селах, порой не знакомы, или знают поверхностно, как жили люди раньше, как работали, с помощью чего обслуживали себя в быту, как украшали себя, свой дом.



Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, в результате которого у детей формируется эстетический вкус, формируется интерес к прекрасному в окружающей их жизни, и окружающему миру в целом. Помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость помогает ребенку расти и развиваться, как творческая личность, развивает умственную активность, эстетический вкус, ребенок замечает и радуется чему-то прекрасному и красивому, ребенок развивается всесторонне.
Ребенок узнает, что были и есть в наше время такие умельцы и мастера, которые одарены богатой фантазией, даром, создавать своими руками необыкновенную красоту, радующую глаз.
Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества.
Таким образом, народное искусство в детском саду способствует всестороннему воспитанию личности ребенка, развитию его творческих способностей и заложенного потенциала; активно воздействует на духовное развитие дошкольника, на формирование патриотических чувств.



Встатье представлено содержание работы по развитию творческих способностей дошкольников средствами ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством. Представлен опыт предметно-развивающей среды, непосредственной образовательной деятельности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Статья адресована воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений.

Ключевые слова: творческие способности, декоративно-прикладное искусство, предметно-развивающая среда, непосредственная образовательная деятельность.

The article presents the project scope on the development of preschoolers’ creative abilities by means of familiarization with the decorative and applied arts. The experience of the subject-developing environment, direct educational activities by means of decorative and applied arts is presented. The article is addressed to educators, methodologists of preschool educational institutions.

Keywords: creative abilities, decorative and applied arts, subject-developing environment, direct educational activities.

В соответствии с Приказом № 1155 от 17.11.2013 Минобрнауки России был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования (ДО), который вступил в силу с 1 января 2014 года. Настоящий ФГОС ДО (далее — Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к организации дошкольного образования. Одной из его главных задач является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром [2].

Для развития творческих способностей у дошкольников нередко в дошкольном образовательном учреждении используют народное декоративно-прикладное искусство. Когда говорят о народном декоративно-прикладном искусстве в детском саду, особое внимание обращают на предметы традиционных видов народного искусства. Действительно, изделия народных умельцев, такие, как резьба и роспись по дереву, лаковая миниатюра и чеканка, стекло и керамика, тканые, кружевные и вышитые изделия, народная игрушка, — это проявление таланта, мастерства и неиссякаемого оптимизма художников-творцов из народа.

Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, Родине, своему краю, развивают творческие способности детей. Для проявления творческой активности детей дошкольного возраста в групповой комнате можно создать небольшой творческий центр, в котором будут находиться: открытый стеллаж для красивых вещей и изделий народного декоративно-прикладного искусства, шкаф для изобразительных материалов, дидактических игр, литературы который доступен детям, мольберт, магнитная доска, доска для рисования маркером и мелом.

Предметная среда групповой комнаты детского сада позволит сформировать у детей стремление узнать новое, привлечь внимание к народному декоративно-прикладному искусству. Очень важно, чтобы дети имели возможность знакомиться с предметами народного декоративно-прикладного искусства: скульптурой, народными куклами, посудой, материалом, который используется для изготовления данных предметов. Такое знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства сопровождается положительными эмоциями и развивает познавательный интерес у детей, так как воспитанники могут потрогать их руками, неоднократно возвращаясь к тому, что их заинтересовало [1].

Развитие творческих способностей у детей развиваются, когда им постоянно доступны материалы для творчества: цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, кисти и т. д.; гуашь для самостоятельной деятельности; пластилин в наборах с досками стеками и другим необходимым материалом.

В дошкольном образовательном учреждении, в специально отведенном помещении, можно организовать мини-музей народного творчества, посещая который, дети могут более углубленно знакомиться с изделиями народных художественных промыслов, узнать символику русского народного декоративно-прикладного искусства. В мини-музее можно представить коллекции русских народных костюмов, головных уборов, глиняной посуды, народной игрушки, изделий из соломы, тканые изделия, вышивка, предметы быта и т. д., которые воспитанники создали своими руками.

В музейной комнате также важно использовать видео и аудио технику, тем самым воспитатели могут использовать аудиозаписи для пассивного слушания произведений народного творчество, включать спокойную музыку или прослушивать литературные произведения; организовывать просмотр тематических видеофильмов [3].

Для организации непосредственной образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей средствами ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством можно изготовить демонстрационный и практический материал. Подобрать дидактические и развивающие игры, папки с силуэтным моделированием, таблицы с элементами народных росписей. Подготовить художественный материал для творчества (глина, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги и т. д.), различный иллюстрированный материал. Прибрести подлинные изделия народного декоративно-прикладного искусства, модели-плакаты для формирования умения планировать работу по реализации творческого замысла [1].

Всю работу необходимо построить так, чтобы развитие творческих способностей ребенка было действительно гармоничным. Формы организации непосредственной образовательной деятельности можно выбрать различные: путешествия (изготовление карты путешествия по городам России) по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, экскурсии в мини-музей, художественный музей, превращение в мастеров художников, гончаров и т. д.

При четко организованном взаимодействии детей и воспитателей творческие способности воспитанников при применении декоративно-прикладного искусства могут развиваться в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

Знакомя детей с народным декоративно-прикладным искусством, нельзя забывать и про применение в работе всех видов народного фольклора: песни, пословицы, поговорки, потешки, колядки, хороводы, игры, считалки, частушки, дразнилки. Слушая, исполняя, заучивая произведения народного творчества дети эмоционально, чувственно воспринимают содержание произведений, сравнивают с тем, что они видели, что рисовали, лепили [3].

У ребят мало возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством — подержать в руках изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т. д., поэтому цель воспитателя состоит в том, чтобы подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приемы лепки и работы с кистью, познакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

Важным направлением всей работы, обеспечивающей эффективное развитие творческих способностей дошкольников, считается интеграция. Под этим термином воспринимается более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей. Такая связь обеспечивает более глубокое и разностороннее познание предметов и явлений действительности, формирование ассоциаций и их активизацию в процессе творчества в разнообразных формах изобразительной деятельности.

Интеграция разных видов деятельности для развития творческих способностей объясняется возможностью образно передавать объекты и явления действительности в разных видах декоративно-прикладного искусства, с использованием специфичных средств изображения и выражения. Важно при этом выбрать такое содержание, которое интересно детям, вызывает у них положительное эмоциональное отношение, позволяет проявлять воображение, фантазию, вызывает творческую активность. Интеграция позволяет варьировать формы работы с детьми (свободная самостоятельная деятельность, прогулка, кружковые, студийные и др.) и методы организации работы (вся группа, подгруппы, индивидуально) [3].

Используя интегративный подход в развитии творческих способностей у детей средствами народного декоративно-прикладного искусства появляются возможности: для расширения ассоциативных связей; для творческого осмысления темы; для наиболее полного её отражения с помощью средств выразительности специфичных для проявления творчества; обеспечило глубокое познание и эмоциональное переживание ребенком созданных образов.

Итоги изученной темы по развитию творческих способностей у дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства, позволяют сделать выводы о том, что внедрение данного процесса в образовательную деятельность может сказаться благоприятным образом для воспитанников, проявлению интереса к сравнению предметов окружающего мира, познанию их особенностей и назначения.

  1. Вакуленко Е. Г. Народное декоративно-прикладное творчество: Теория, история, практика. Издательство: Феникс, 2007 г., 380 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155.
  3. Леонова Н. Н. Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Русская матрешка. ФГОС. Издательство: Детство-Пресс, 2015 г., 192 с.

Основные термины (генерируются автоматически): народное декоративно-прикладное искусство, декоративно-прикладное искусство, ребенок, непосредственная образовательная деятельность, изделие, народное творчество, развитие, групповая комната, детский сад, дошкольное образование.


Встатье представлено содержание работы по развитию творческих способностей дошкольников средствами ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством. Представлен опыт предметно-развивающей среды, непосредственной образовательной деятельности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Статья адресована воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений.

Ключевые слова: творческие способности, декоративно-прикладное искусство, предметно-развивающая среда, непосредственная образовательная деятельность.

The article presents the project scope on the development of preschoolers’ creative abilities by means of familiarization with the decorative and applied arts. The experience of the subject-developing environment, direct educational activities by means of decorative and applied arts is presented. The article is addressed to educators, methodologists of preschool educational institutions.

Keywords: creative abilities, decorative and applied arts, subject-developing environment, direct educational activities.

В соответствии с Приказом № 1155 от 17.11.2013 Минобрнауки России был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования (ДО), который вступил в силу с 1 января 2014 года. Настоящий ФГОС ДО (далее — Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к организации дошкольного образования. Одной из его главных задач является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром [2].

Для развития творческих способностей у дошкольников нередко в дошкольном образовательном учреждении используют народное декоративно-прикладное искусство. Когда говорят о народном декоративно-прикладном искусстве в детском саду, особое внимание обращают на предметы традиционных видов народного искусства. Действительно, изделия народных умельцев, такие, как резьба и роспись по дереву, лаковая миниатюра и чеканка, стекло и керамика, тканые, кружевные и вышитые изделия, народная игрушка, — это проявление таланта, мастерства и неиссякаемого оптимизма художников-творцов из народа.

Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, Родине, своему краю, развивают творческие способности детей. Для проявления творческой активности детей дошкольного возраста в групповой комнате можно создать небольшой творческий центр, в котором будут находиться: открытый стеллаж для красивых вещей и изделий народного декоративно-прикладного искусства, шкаф для изобразительных материалов, дидактических игр, литературы который доступен детям, мольберт, магнитная доска, доска для рисования маркером и мелом.

Предметная среда групповой комнаты детского сада позволит сформировать у детей стремление узнать новое, привлечь внимание к народному декоративно-прикладному искусству. Очень важно, чтобы дети имели возможность знакомиться с предметами народного декоративно-прикладного искусства: скульптурой, народными куклами, посудой, материалом, который используется для изготовления данных предметов. Такое знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства сопровождается положительными эмоциями и развивает познавательный интерес у детей, так как воспитанники могут потрогать их руками, неоднократно возвращаясь к тому, что их заинтересовало [1].

Развитие творческих способностей у детей развиваются, когда им постоянно доступны материалы для творчества: цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, кисти и т. д.; гуашь для самостоятельной деятельности; пластилин в наборах с досками стеками и другим необходимым материалом.

В дошкольном образовательном учреждении, в специально отведенном помещении, можно организовать мини-музей народного творчества, посещая который, дети могут более углубленно знакомиться с изделиями народных художественных промыслов, узнать символику русского народного декоративно-прикладного искусства. В мини-музее можно представить коллекции русских народных костюмов, головных уборов, глиняной посуды, народной игрушки, изделий из соломы, тканые изделия, вышивка, предметы быта и т. д., которые воспитанники создали своими руками.

В музейной комнате также важно использовать видео и аудио технику, тем самым воспитатели могут использовать аудиозаписи для пассивного слушания произведений народного творчество, включать спокойную музыку или прослушивать литературные произведения; организовывать просмотр тематических видеофильмов [3].

Для организации непосредственной образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей средствами ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством можно изготовить демонстрационный и практический материал. Подобрать дидактические и развивающие игры, папки с силуэтным моделированием, таблицы с элементами народных росписей. Подготовить художественный материал для творчества (глина, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги и т. д.), различный иллюстрированный материал. Прибрести подлинные изделия народного декоративно-прикладного искусства, модели-плакаты для формирования умения планировать работу по реализации творческого замысла [1].

Всю работу необходимо построить так, чтобы развитие творческих способностей ребенка было действительно гармоничным. Формы организации непосредственной образовательной деятельности можно выбрать различные: путешествия (изготовление карты путешествия по городам России) по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, экскурсии в мини-музей, художественный музей, превращение в мастеров художников, гончаров и т. д.

При четко организованном взаимодействии детей и воспитателей творческие способности воспитанников при применении декоративно-прикладного искусства могут развиваться в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

Знакомя детей с народным декоративно-прикладным искусством, нельзя забывать и про применение в работе всех видов народного фольклора: песни, пословицы, поговорки, потешки, колядки, хороводы, игры, считалки, частушки, дразнилки. Слушая, исполняя, заучивая произведения народного творчества дети эмоционально, чувственно воспринимают содержание произведений, сравнивают с тем, что они видели, что рисовали, лепили [3].

У ребят мало возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством — подержать в руках изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т. д., поэтому цель воспитателя состоит в том, чтобы подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приемы лепки и работы с кистью, познакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

Важным направлением всей работы, обеспечивающей эффективное развитие творческих способностей дошкольников, считается интеграция. Под этим термином воспринимается более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей. Такая связь обеспечивает более глубокое и разностороннее познание предметов и явлений действительности, формирование ассоциаций и их активизацию в процессе творчества в разнообразных формах изобразительной деятельности.

Интеграция разных видов деятельности для развития творческих способностей объясняется возможностью образно передавать объекты и явления действительности в разных видах декоративно-прикладного искусства, с использованием специфичных средств изображения и выражения. Важно при этом выбрать такое содержание, которое интересно детям, вызывает у них положительное эмоциональное отношение, позволяет проявлять воображение, фантазию, вызывает творческую активность. Интеграция позволяет варьировать формы работы с детьми (свободная самостоятельная деятельность, прогулка, кружковые, студийные и др.) и методы организации работы (вся группа, подгруппы, индивидуально) [3].

Используя интегративный подход в развитии творческих способностей у детей средствами народного декоративно-прикладного искусства появляются возможности: для расширения ассоциативных связей; для творческого осмысления темы; для наиболее полного её отражения с помощью средств выразительности специфичных для проявления творчества; обеспечило глубокое познание и эмоциональное переживание ребенком созданных образов.

Итоги изученной темы по развитию творческих способностей у дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства, позволяют сделать выводы о том, что внедрение данного процесса в образовательную деятельность может сказаться благоприятным образом для воспитанников, проявлению интереса к сравнению предметов окружающего мира, познанию их особенностей и назначения.

  1. Вакуленко Е. Г. Народное декоративно-прикладное творчество: Теория, история, практика. Издательство: Феникс, 2007 г., 380 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155.
  3. Леонова Н. Н. Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Русская матрешка. ФГОС. Издательство: Детство-Пресс, 2015 г., 192 с.

Основные термины (генерируются автоматически): народное декоративно-прикладное искусство, декоративно-прикладное искусство, ребенок, непосредственная образовательная деятельность, изделие, народное творчество, развитие, групповая комната, детский сад, дошкольное образование.

Читайте также: