Доклад библиотека образовательного учреждения как развивающая среда нового поколения

Обновлено: 04.07.2024

НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
IV Межрегиональные библиотечные юниор чтения
25-27 ноября 2008 г.

Составитель: О. С. Мищенко

Художник: И. И. Касилова

Ответственный за выпуск: О. А. Винниченко
Библиотека как развивающая среда нового поколения: материалы IV межрегиональных библиотечных юниор чтений, Сыктывкар, 25-27 ноября 2008 г. / отв. за вып. О.А. Винниченко; Коми республиканская юношеская библиотека. – Сыктывкар, 2009. – 100 с.

Содержание
Винниченко О. А.

Муниципальные библиотеки РК в свете

реализации Концепции информационного

обслуживания молодежи 7

Комышева Н. И.

Информационные технологии и расширение

возможностей информационного обслуживания

и библиотечной работы с молодежью 17

Завгородняя Л. Г.

Читательская аудитория современной

вузовской библиотеки 20

Некрасова Н. А.

пользователя в век информационных технологий

(об итогах социологического исследования) 28

Киселева Т. В.

Развитие читательских интересов, приобщение

подростков к книжной культуре 35

Бицадзе В. А.

Проблемы чтения молодежи сельской глубинки 42

Безносикова И. В.

Проект Центральной библиотеки г. Печора

Панкратова Т. Г.

PR-сопровождение и реклама проекта

Митягина Л. Н.

Ценностные ориентации молодежи

в современном информационном пространстве 57

Библиотека как необходимый элемент в

воспитании молодежи 63

Березюк Е. А.

Место и роль библиотеки в формировании

мировоззрения учащихся 68

Касаткина Ю. А.

Библиотека и формирование нравственных

основ молодой личности

(гражданственность, патриотизм, семейные

Терентьева Л. С.

Роль библиотеки учебного заведения в воспитании

нравственных основ молодой личности 88

Койгородской Центральной библиотеки

в содействии профессиональной ориентации учащихся 92

Потапова С. Ю.

Новые русские племена 96

Резолюция IV Межрегиональных библиотечных

юниор чтений «Библиотека как развивающая

Муниципальные библиотеки

Республики Коми в свете реализации

директор ГУ «Коми республиканская


  • Обратить внимание специалистов муниципальных библиотек на молодёжную аудиторию, как приоритетную группу пользователей;

  • Упорядочить структуру библиотечного обслуживания молодёжи в республике, закрепить её документально;

  • Определить основные стратегические направления библиотечного обслуживания молодёжи;

  • Обозначить позиции Коми республиканской юношеской библиотеки, как республиканского методического и ресурсного центра по обслуживанию молодёжи.

  • 2004г.-2005г. – 123 тыс.;

  • 2006г. – 114,4 тыс.;

  • 2007г. – 110 тыс.

Анализируя статистические данные по муниципальным библиотекам Республики Коми, следует отметить общее снижение количества читателей в т.ч. молодых в 50% ЦБС республики. Тем не менее, в ряде ЦБС (Прилузская, Эжвинская, Усть-Вымская, Ухтинская, Удорская) отмечается рост числа молодых пользователей. В Усть-Вымской ЦБС в 2007г. количество читающей молодёжи на селе увеличилось вдвое.


  • Три специализированные юношеские и детско-юношеские библиотеки.

  • Восемь специализированных структурных подразделений (отделы, сектора, кафедры, абонементы).

  • Приоритетное обслуживание запросов молодёжной аудитории без создания специализированных структурных подразделений (5 ЦБС).

Положительной тенденцией становится разработка муниципальными библиотеками проектов и программ, направленных на молодёжь.

Важным фактором реализации концепции являются библиотечные исследования, которые позволяют лучше узнать молодёжную аудиторию и её ожидания от библиотеки.

Эти исследования подтвердили сложившуюся ситуацию с чтением в районе: подростки, уходя из детской библиотеки, не приходят во взрослую.

Концепция сыграла свою положительную роль при организации республиканской Недели молодёжной книги. В 2003г. мы впервые провели её в конце апреля, отделившись от Недели детской и юношеской книги. В 2005г. Неделя получила статус республиканской, её проведение поддержали ряд городов и районов республики, была сформирована общая афиша мероприятий. В 2007г. об участии в Неделе молодёжной книги заявили большинство ЦБС республики. Множество интересных и социально-значимых мероприятий прошли в ЦБС Воркуты, Сыктывкара, Прилузья, Корткероса, Ижмы, Эжвы, Усинска, Троицко-Печорска, Усть-Кулома. В 2008г. проведение Недели получило финансовую поддержку министерства национальной политики РК.

Мы пришли к осознанию необходимости этого профессионального форума в момент работы над концепцией, когда искали способы повышения престижа библиотеки как методического центра. Была очевидна профессиональная разобщённость библиотек, обслуживающих молодёжь. Библиотекари ВУЗов, ССУЗов, УНПО, муниципальных публичных библиотек очень мало знали о деятельности друг друга. Библиотечные юниор чтения способствовали созданию системы профессиональных коммуникаций между специалистами, объединёнными поиском решений вопросов оперативного, полного и качественного предоставления молодым пользователям необходимой информации. Мы благодарны коллегам из г.Кирова, г.Вологды, г.Казани, г.Волгограда, Архангельской обл., которые откликнулись на приглашения и поделились своими инновационными наработками.

Картина библиотечного обслуживания юношества и молодёжи в Республике Коми в целом оптимистична, но требует ещё большей консолидации усилий библиотечных специалистов сообщества.

Библиотека востребована молодыми в качестве информационного, образовательного и культурно-досугового учреждения.

Современный школьник должен знать простейшие способы поиска информации по ключевым словам, уметь находить главное в собранной информации, оценивать, представлять, моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе собственную индивидуальную работу, используя доступные современные средства информационных и коммуникационных технологий. Способствовать формированию этих компетенций в современном образовательном пространстве может современная школьная библиотека, которой с введением ФГОС отводится немаловажная роль.

ВложениеРазмер
statya_model_sovremennoy_biblioteki.doc 58 КБ

Предварительный просмотр:

Модель современной школьной библиотеки в условиях реализации ФГОС

Модернизация школы и введение ФГОС направлены на изменение подхода к обучению ребенка. Новые стандарты образования направлены, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

Но главное, новая система образования должна ориентироваться не только на усвоение учащимися универсальных знаний, умений и навыков, сколько на

-развитие личности школьника, способного творчески применять полученные знания в практической деятельности;

-умение быстро ориентироваться в информационном пространстве;

-способность находить, анализировать и обобщать информацию.

Таким образом, большая роль в формировании личности ребенка отводится ИКТ-компетенциям. Современный школьник должен знать простейшие способы поиска информации по ключевым словам, уметь находить главное в собранной информации, оценивать, представлять, моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе собственную индивидуальную работу, используя доступные современные средства информационных и коммуникационных технологий. Способствовать формированию этих компетенций в современном образовательном пространстве может современная школьная библиотека, которой с введением ФГОС отводится немаловажная роль.

Поэтому ключевыми задачами современной школьной библиотеки становятся:

1)информационная поддержка образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников

2)формирование потребности в систематическом чтении

3)обучению поиску информации

Современный школьный библиотекарь:

1)обеспечивает доступ обучающихся к информационным ресурсам

2)участвует в их духовно-нравственном воспитании, профориентации и социализации

3)содействует формированию информационной компетентности обучающихся

В соответствии с поставленными новым образовательным стандартом задачами одно из требований к школьной библиотеке – её обязательное техническое оснащение. Библиотека должна постоянно обеспечивать широкий и устойчивый доступ к любой информации для всех участников образовательного процесса.

Это говорит о том, что в библиотеке, как и в учебных кабинетах, должно быть достаточное количество рабочих мест (компьютеров), локальная сеть и доступ к Интернету для всех пользователей.

Таким образом, одним из материально-технических условий, необходимых для освоения и реализации ФГОС является наличие библиотеки, укомплектованной традиционными и электронными информационно-образовательными ресурсами и оснащённой современной техникой.

Автоматизация библиотечных процессов, создание локальной сети, позволяет максимально полно, оперативно и точно удовлетворять информационные потребности читателей школьной библиотеки, повышать их информационную культуру. Это и есть основная цель современной школьной библиотеки

Новый статус школьной библиотеки в контексте ФГОС рассматривается с разных точек зрения, определяются ключевые задачи новой школьной библиотеки. Организация работы современной школьной библиотеки представляется в модели, где будет меняться спрос на библиотечные услуги и этот спрос будет направлен на реализацию ФГОС. Главное – научить детей работать с различными источниками информации, правильно подбирать материал, учить их читать и выбирать из разных источников знания необходимые при подготовке к урокам. Добиться, чтобы полезную библиографическую информацию ученики воспринимали с интересом.

Но, конечно, существует немало проблем, связанных с автоматизированным обслуживанием читателей. Самая большая проблема – это нехватака современной техники и средств на ее приобретение.

Для того, чтобы обеспечить доступ к информационным ресурсам, способствовать формированию информационной грамотности читателей необходимо наличие в школе современной библиотеки. По мнению некоторых исследователей сейчас наметилось три ведущих подхода, три взгляда педагогической науки и практики на роль школьных библиотек и деятельность школьного библиотекаря. Исходя их имеющихся возможностей, школьная библиотека, во-первых, может выступать в роли медиацентра, во–вторых, школьная библиотека может стать информационным центром и, в-третьих, школьная библиотека рассматривается как педагогическое структурное подразделение образовательного учреждения, имеющая свои специфические функции.

Рассмотрим первую модель школьной библиотеки – создание на ее базе медиатеки.

компьютерных презентаций , а также техническое обеспечение для создания и

современное название публичных библиотек , фонды которых содержат

различные типы документов и книг: печатные , электронные , мультимедийные , а также имеют оборудование , необходимое для их хранения и воспроизведения , и доступ к ним через компьютерные сети , включая Интернет .

Медиатеки позволяют ориентировать деятельность библиотек на самостоятельную работу школьников и способствуют активному внедрению современных педагогических технологий.

Вторая модель современной школьной библиотеки – это создание в школе библиотечно-информационных центров. В это случае школьная библиотека становится информационным центром, местом не только получения информации, но и центром общения, где мы создаем условия, благоприятные для содержательного проведения различных мероприятий: праздников, вечеров поэзии, классных часов, библиотечных уроков, виртуальных экскурсий, выставок, конкурсов, выполнения проектов.

Эта модель предполагает введение следующих инновационных технологий:

  • Создание и ведение электронного каталога библиографических карточек.
  • Создание электронного каталога книг и учебников.
  • Автоматическое заполнение формуляра читателя и сохранение его в базе данных.
  • Подключение к электронным библиотекам, расположенным в сети Интернет.
  • Пополнение абонемента аудиокнигами.
  • Пополнение медиатеки новыми материалами.

Основные направления деятельности информационно-библиотечного центра:

  • пополнение банка педагогической информации;
  • оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации из библиотечно-информационного центра;
  • создание условий для учителей в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения через объединенный электронный каталог (локальную сеть, Интернет);
  • оказание практической помощи учителям при проведении занятий на базе библиотечно-информационного центра с использованием различных информационных средств обучения;
  • создание (на основе имеющихся в информационно - библиотечном центре) методических описаний, обучающих программ для интеллектуального развития школьников;
  • формирования навыков и умений самостоятельной, творческой, поисково-исследовательской работы с различными источниками информации;
  • осуществление посреднических услуг по удовлетворению запросов пользователей по доставке информации, заказанной литературы по МБА;
  • создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг, периодики, работы с компьютерными программами и CD-ROM- технологиями;
  • развитие информационной грамотности учащихся.

Еще один подход к роли школьной библиотеки – это формирование ее как особой педагогической среды, где всеми библиотечными формами и методами осуществляется педагогическая деятельность. Такого рода деятельность обозначена как основная задача современной школьной библиотеки. Однако школьные библиотеки все еще рассматриваются , в основном, как учебно-вспомогательные подразделения, обеспечивающие литературой и информацией образовательный процесс.

Библиотекарь - участник педагогического процесса, так как он взаимодействует с учащимися с целью передачи социального опыта. Формы взаимодействия могут быть разными: индивидуальными, групповыми, урочными, внеурочными.

Личностный подход реализуется в форме диалога и требует от библиотекаря как от педагога владения методами межличностного общения, речевой культуры, педагогической компетенции.

Библиотекарь, как и педагог, осваивает различные технологии и методы обучения. Владение методами обучения необходимо при:

- объяснении нового материала или его повторении, закреплении. Здесь необходимо владеть вербальными методами - рассказ, объяснение, беседа (диалог), консультирование, работа с книгой;

- выработке учебных умений и навыков. Для этого используются упражнения, практические работы - показ техники пользования справочно-библиографическим аппаратом книги, библиотеки, умений и навыков пользования энциклопедическими и справочными изданиями и т.д.;

- организации общения читателя и библиотекаря, используются определенные модели педагогического общения, применение различных его стилей;

- формировании ответственности и обязательности у читателей-учащихся, развитии критического мышления важен и собственный пример, и организация обсуждения действий литературных персонажей, и изучение жизни и творчества писателей.

Через подготовку квалифицированного читателя выполняется основная цель педагогической деятельности школьной библиотеки - формирование духовно богатой личности.

В своей практике библиотекарь использует и разрабатывает не только методы, но и технологии, которые трактуются как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами.

Методы и процессы становятся технологиями, если четко сформулирована цель и методы контроля ее достижения; определен конечный результат; имеется обратная связь.

Роль школьной библиотеки в создании условий реализации ФГОС заключается не только в профильном комплектовании фонда, развитии у учащихся надпредметных, общеучебных умений и навыков, но и в постоянном общении с педагогами школы, сотрудничестве с методическими объединениями учителей. Выявляя и обеспечивая информационные потребности учителя, библиотекарь становится его консультантом при составлении Рабочей программы педагога по реализации ФГОС в части программного и учебно-методического обеспечения реализации ФГОС.

Таким образом, все вышесказанное позволяет констатировать образовательно-развивающую функцию школьной библиотеки и рассматривать ее сотрудников как профессиональных партнеров педагогов, а саму библиотеку - как важный компонент педагогической системы образовательного учреждения.

Таким образом, необходимо определить следующие направления в процессе создания современной модели школьной библиотеки в условиях реализации ФГОС:

4 Электронный каталог ЭК создан на основе программного обеспечения Senayan. ЭК организован как совокупность баз данных по отдельным видам документов, полученных библиотекой: Учебники, учебные пособия; Художественная литература; Периодика и аналитика. Штрих-код на каждый экземпляр + считыватель штрих-кода Электронная картотека читателей вместо бумажной Поиск по каталогу (школьный и Лит Рес) Работа с не электронным фондом Работа с электронным фондом Должники не электронной и электронной части фонда

6 Школа цифрового века (ШЦВ) В рамках данного проекта работники образовательных организаций получают широкий спектр учебных и методических материалов, которые помогают педагогам повысить свою эффективность и достичь более высоких результатов при обучении и воспитании детей и подростков. Каждый педагог, психолог, дефектолог или любой другой специалист, работающий в системе образования, нуждается в обновлении, пополнении своего методического инструментария, в расширении знаний в области психологии, педагогики, менеджмента. Поиск методических материалов к уроку или внеклассному мероприятию, как правило, занимает много времени, т.к. не все, что можно найти на книжных прилавках или в сети Интернет, соответствует высокому качеству. Мы предоставляем комплекс материалов, которые можно использовать при организации учебного процесса в школе или детском саду. Целью данного проекта является комплексное обеспечение работников образовательной организации предметно- методическими материалами по всем учебным дисциплинам и направлениям школьной жизни. Главная особенность данного проекта в том, что заявка подается от образовательной организации, а работники получают все материалы без ограничений.

10 Литературный марафон Цель: формировать универсальные учебные действия по литературному чтению, русскому языку и развитию речи; прививать интерес детей к чтению книг; укреплять позиции педагогов в освоении систем развивающего обучения; углублять и закреплять знания и умения обучающихся по предметам гуманитарного цикла; выявлять наиболее способных обучающихся для сохранения интеллектуальных способностей и дальнейшего их развития. Участниками марафона являются обучающиеся начальных классов, желающие пройти конкурсные испытания. Марафон проводится поэтапно: I этап по итогам тура, проведенного в классе, на основе оценок по всем критериальным показателям отбираются наиболее успешно справившиеся с заданиями ученики из всех желающих принять участие в марафоне; II этап выявляет из числа победителей тех, кто готов наиболее достойно отстаивать честь своего класса в школьной параллели; III этап финал марафона. По итогам участия в течение года выявляются победители в каждой параллели, которые участвуют в итоговом литературном марафоне.

11 Будем читать вместе Цель конкурса способствовать распространению и популяризации идей развивающего обучения; формирование образа современного человека, конкурентоспособного, функционально грамотного в условиях развития общества; развитие устойчивого интереса школьников к книге; формирование потребности субъектов образовательного процесса в интеллектуальном поиске. Конкурс проводится поэтапно: I этап по итогам тура, проведенного в параллели 5-х, 6-х классов, на основе оценок по всем критериальным показателям отбираются наиболее успешно справившиеся с заданиями ученики из всех желающих принять участие в конкурсе; II этап финал конкурса по итогам участия в течение года, отбираются победители каждого класса, которые участвуют в итоговом конкурсе..

12 НПК Книги-юбиляры Цели и задачи читательской конференции: приобщение детей и подростков к чтению классической и современной литературы; пропаганда общекультурных и морально-этических ценностей среди школьников; развитие навыков исследовательской деятельности школьников. 2. Участники конференции. В конференции могут принять участие обучающиеся 5 – 11 классов как индивидуально, так и группой (до 3 человек). Доклады заслушиваются в трёх возрастных номинациях: классы классы классы.

14 Викторина За страницами учебника химии Цель школьной химической викторины – выявление талантливых обучающихся интересующихся предметом, расширение их кругозора и содействие развитию интереса к предмету и творческих способностей. Задачи школьной химической викторины: 1) повышение общего уровня культуры и интеллекта обучающихся, стимулирование интереса участников к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию; 2) развитие интереса школьников к предмету химии и пониманию её роли для изучения природы, закономерностей её развития и окружающего мира; 3) содействовать углублению знаний, умений и навыков в области химии, приобретению опыта работы в химической лаборатории, с дополнительной научно-популярной литературой; 4) способствовать расширению кругозора участников викторины, творческому развитию знаний школьников; 5) активизация положительной учебной мотивации по предмету; 6) привитие познавательного интереса обучающихся к чтению научно-популярной литературы по химии.

15 Проект Язык земли родного края Цель этого проекта: Заинтересовать обучающихся к изучению марийского языка через историю родного края. Задачи: формирование у учащихся чувства гордости, патриотизма и национального самосознания; совершенствование содержания, методов и технологий патриотического воспитания; выявление новых исторических фактов.

16 Копилка творческих работ 1. Проба пера 2. Творческая мастерская 3. Выставки Мир глазами детей 4. Внеклассная работа с применением ИКТ в начальных классах 5. Сделано нашими руками

17 Педагог-библиотекарь в информационно-развивающей среде школьной библиотеки 1.Медисапециалист, обеспечивающий доступ участников образовательного процесса к учебно-методическим материалам, собственным и внешним информационным ресурсам для развития индивидуальных образовательных способностей, связанных с индивидуальными особенностями мыслительной работы; 2.информатор, работающий как навигатор в ресурсах, интернете, для того, чтобы обеспечивать индивидуальное развитие образовательной программы самого учителя, который прокладывает индивидуальный образовательный маршрут учащегося; 3. Эмиссар культуры, соединяющий учеников и сотрудников с самыми последними и лучшими новинками книг, веб-сайтов, видео, ссылками на различные ресурсы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель и задачи деятельности школьной библиотеки - привить у детей интерес к книге, чтению, желание посещать библиотеку. А оно появится у читателя только тогда, когда в библиотеке будет интересно.

Создание комфортной развивающей среды библиотеки для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования

Цель и задачи деятельности школьной библиотеки - привить у детей интерес к книге и чтению, желание посещать библиотеку.

Желание посетить библиотеку появится у читателя только тогда, когда там будет интересно. Поэтому современный интерьер помещения библиотеки, оформление библиотеки дело первостепенное и важное.


Огромное значение для библиотеки имеет ее благоприятный образ - имидж. Придя работать в библиотеку, сразу принялась за оформление. Хотелось иметь свой собственный стиль. Был выбран единый цвет, который способствовал созданию определенного зрительного образа – зеленый. Заменены шторы. Постепенно создавались комфортные условия для пользователей.

Удобство расстановки стеллажей, заметные полочные разделители, указатели, таблички – все это позволяет читателям быстро выбрать нужную книгу, делает библиотеку доступной для пользователей.

Своевременное освобождение фондов от устаревшей и ветхой литературы позволило книжным полкам приобрести опрятный вид. Фонды библиотеки удалось еще больше раскрыть путём расширения зон открытого доступа, в первую очередь, к справочно-библиографическим изданиям и наиболее активно спрашиваемой литературе, а также путём организации большого количества книжных выставок.

Появилась зона для досуга. Приобретены развивающие настольные игры, пазлы с иллюстрациями из русских народных сказок.

Была специально оформлена зона для чтения самых маленьких читателей библиотеки – учеников начальной школы. Для них появился книжный теремок

Рядом с деревом мудрости стоит сундук,вкотором хранится сокровище – книга. Каждый может открыть его и взять содержимое, но есть одно условие: если открыл сундук, обязательно нужно взять то, что там находится. Сундук никогда не остается пустым, ведь в библиотеке так много сокровищ!





С появлением библиотечной странички на сайте школы были предприняты меры, направленные на оповещение пользователей о ее существовании. Поэтому в помещении библиотеки появился еще один QR-код с прямым выходом на страничку сайта. Ссылка на страничку сайта печатается на буклетах.


Два раза в год организуем в библиотеке День добрых дел. С удовольствием ребята приходят оказать посильную помощь: подклеивают испорченные книги, изготавливают полочные разделители, книжные закладки для посетителей библиотеки, старшие ребята оказывают помощь в составлении электронного каталога.

Участие в различных конкурсах способствует развитию интереса детей к чтению. Информацию о конкурсах размещаю на мобильной доске объявлений. Она может находиться в любом месте: в коридоре школы, в самой библиотеке. Объявления оформляю всегда красочно, доступно для чтения и обязательно, чтобы привлекало внимание ребят.

Читайте также: