Эффект перцептивной готовности доклад

Обновлено: 06.07.2024

О ПРИРОДЕ ВОСПРИЯТИЯ

Конечно, никто не говорит о полной неразличимости между перцептивными и понятийными умозаключениями. Во-первых, перцептивные умозаключения явно менее податливы и заменяемы, чем понятийные. Я могу узнать, что комната Эймса, которая выглядит прямоугольной, на самом деле имеет неправильную форму. Однако до тех пор, пока в эту ситуацию не введены конфликтные признаки (эти эксперименты мы обсудим ниже), комната будет видеться прямоугольной. То же относится к таким непреодолимым иллюзиям, как иллюзия Мюллера-Лайера: несмотря на то что человек знает истинное положение вещей, линия со стрелками наружу кажется более длинной, чем равная ей линия со стрелками внутрь. Но эти отличия, хотя и интересные сами по себе, не могут скрыть от нас общих свойств умозаключений, составляющих основу всякой познавательной активности.

Несомненно, читатель без труда отыщет феномены восприятия, которые не вмещаются в рамки изложенного представления, однако еще большее число классических фактов ему вполне соответствует. Это факты из области психофизических оценок, константности, перцептивного опознания, перцептивного научения и т.д. Многие из них будут разобраны в последующих параграфах. Сейчас же мы перейдем к феноменам избирательности восприятия: вниманию, установке и т. п.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ И ГОТОВНОСТЬ КАТЕГОРИЙ

Скажем проще: яблоко будет легко и быстро опознано; целый ряд предметов будет также опознан (фактически ошибочно) как яблоко, и, значит, другие правильные или более подходящие категории будут подавлены. Вот что понимается под готовностью.

Давайте проанализируем отдельные стадии этого процесса решения.

а. Первичная категоризация

б. Поиск признаков

в. Подтверждающая проверка

г. Завершение проверки

Мы уже отмечали, что готовность категории отражает частоту появления того или иного объекта в жизни субъекта. Чем чаще встречается в данном контексте данная категория, тем больше ее готовность.

Но организм должен быть готов к встрече не только с вероятными событиями внешней среды, чтобы воспринять их быстро и без лишнего напряжения. Он должен также уметь обнаруживать маловероятные объекты и явления, если они жизненно необходимы. Если, прогуливаясь по улицам незнакомого города, я начинаю чувствовать голод, мне следует найти ресторан независимо от того, с какой вероятностью он может оказаться в данном месте. Короче говоря, готовность категорий должна отражать не только вероятность появления соответствующего объекта, но и мое состояние в данный момент. Для того чтобы поиск был достаточно эффективным, структура перцептивной готовности должна быть реалистичной: она Должна отражать как вероятность того, что можно найти в данный момент в данном месте, так и то, что нужно найти.

Разрешите подытожить рассмотрение общих свойств восприятия.

Во-вторых, этот процесс принятия решения, как и все подобные процессы, основан на использовании отличительных признаков: свойства стимулов дают возможность отнести их к соответствующим категориям.

В-третьих, процесс использования признаков содержит операцию умозаключения. Переход от признака к категории является, пожалуй, самой распространенной и простой формой познавательной активности. Такое умозаключение предполагает предварительное обучение вероятностям внешней среды и инвариантным связям между признаками, а также между признаком и результатами поведения. Использование признаков включает несколько стадий: первичное выделение объекта или явления из потока внешней стимуляции; стадию поиска признаков, соответствующих отличительным свойствам имеющихся в распоряжении организма категорий; предварительную категоризацию с последующим поиском подтверждающих признаков; наконец, окончательную категоризацию с резким сокращением поиска признаков.

В-четвертых, категорию можно рассматривать как набор правил, определяющих, какие явления могут быть объединены в один класс, а также указывающих характер требуемых критических признаков, способ их комбинирования, их относительный вес, допустимые пределы их вариативности.

МЕХАНИЗМЫ, ОПОСРЕДСТВУЮЩИЕ ПЕРЦЕПТИВНУЮ ГОТОВНОСТЬ

Шесть лет назад Эдвард Толман заявил, что пришло время для пересмотра нервных механизмов восприятия. Возможно, он был прав, но возможно также, что это даже сегодня несколько преждевременно. Однако имеющиеся данные в области восприятия позволяют все же рассмотреть некоторые механизмы. Используя красочную метафору Хебба, между нейрофизиологией и психологией стоит построить мост; нам следует хорошо закрепиться на его противоположных концах, и тогда не страшно, что середина окажется пока шаткой.

ГРУППИРОВКА И ИНТЕГРАЦИЯ

УПОРЯДОЧИВАНИЕ ГОТОВНОСТИ

Как мы уже говорили, готовность категории выражается в легкости и скорости, с которой данный стимул относится к данной категории при различных условиях, определяемых инструкцией, прошлым опытом, мотивацией и т. д. Кроме того, был высказан тезис, что на готовность влияют два основных фактора: субъективная вероятность данного события и определенная направленность поиска, зависящая от потребности и ряда других причин.

Рассмотрим несколько соответствующих фактов восприятия. Первый состоит в том, что порог опознания зрительных, слуховых и других стимулов зависит не только от времени предъявления, интенсивности, четкости сигнала, но и от числа альтернатив, которые имеются у наблюдателя. Размер алфавита увеличивает порог идентификации для каждого из его элементов. Типичные примеры содержатся в работах Миллера, Хиза и Литчена [28] и Брунера, Миллера и Циммермана [7].

В своей ранней работе [5] я обсуждал некоторые факторы, усиливающие (перцептивную) гипотезу, т.е. делающие ее легко подтверждаемой. Я предположил, что одной из главных детерминант силы гипотезы является ее монополия: там, где имеется одна и только одна гипотеза без конкурирующих альтернатив, она гораздо легче подтверждается. Готовность, таким образом, должна иметь какое-то отношение к выбору из конкурирующих альтернатив.

Особенно интересны случаи изменения готовности при сдвиге субъективной вероятности, вызванной либо процессом постепенного научения (родственным процессу вероятностного научения), либо инструкцией. Биттерман и Книффин [4], исследовавшие порог опознания нецензурных и нейтральных слов, нашли, что в ходе экспериментов порог для нецензурных слов постепенно понижается, так как испытуемые начинают ждать их появления. Брунер и Постман [9] также обнаружили, что повторное предъявление материала с маловероятным сочетанием свойств приводит к заметному понижению порога опознания. В то же время Кауен и Биер [13], Постман и Кречфилд [31] показали, что если субъект заранее предупреждается о том, что ему будут предъявлены нецензурные слова, порог опознания этих слов оказывается более низким, чем порог нейтральных слов, в то время как без всяких предупреждений он всегда бывает выше. Короче говоря, преактивация клеточных ансамблей — предположим на момент, что степень этой преактивации является механизмом субъективной вероятности — может быть результатом постепенного научения или наступать сразу в результате инструкции. Кроме того, изменения в оценке вероятности могут быть связаны с общим контекстом. Это иллюстрирует последняя работа Брунера и Минтурна [8]. Испытуемым кратковременно предъявлялась заглавная буква с разрывом между ее левой и правой половинами, так что она могла восприниматься либо как буква В, либо как число 13. То, как испытуемые действительно воспринимали букву, зависело от предшествующего контекста: предъявления букв или чисел. Этот контекст активировал соответствующий набор категорий или клеточных ансамблей, который и ассимилировал данную букву.

Что же касается нервных коррелятов процесса упорядочивания готовности, то они остаются пока лишь спекулятивными предположениями. Лешли [25] отмечал, что, несмотря на все попытки, мы так и не локализовали специфические следы памяти, независимо от того, понимаются они как ревербераторные циклы, или как изменения размеров волокон (Юнг [37] и Экклс [14]), или как синаптические бляшки (Лоренте де Но [26]), или еще как-то иначе. Правда, Пенфилду [29] удалось активировать следы памяти, воздействуя на кору электрическим током, но это не очень приблизило нас к пониманию их нервных основ. Пока нам следует оперировать формальными свойствами, которыми должна обладать любая система следов, а не строить психологическую концепцию на основе одной из нейрофизиологических или анатомических моделей памяти.

ПРОЦЕССЫ УСТАНОВЛЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ

В приведенных выше примерах сигнал просто пропускается или не пропускается: на этом процесс заканчивается. Однако в наш механизм мы вводим два дополнительных свойства. Во-первых, машина будет выдавать информацию о том, насколько данный сигнал близок к эталону: она будет указывать либо сколько общих свойств у данного сигнала с эталоном, либо насколько свойства сигнала отличаются от свойств эталона. Второе относится к тому, что машина будет делать на основе этой информации: увеличивать чувствительность, если сигнал окажется в пределах заданного расстояния от эталона; уменьшать чувствительность, если это расстояние сигнала окажется больше; наконец, прекращать всякую активность, если сигнал совпадает с эталоном.

Нужно сказать, что хотя такой механизм может быть легко представлен и сконструирован, у нас нет пока сведений относительно способа решения этой задачи нервной системой. Можно сказать только, что процессы обратной связи, существующие, как показывают анатомические данные, во всей нервной системе, вполне могли бы служить основой такого механизма.

Мы сошлемся еще на две группы фактов, подтверждающих существование механизмов блокировки на более высоких уровнях интеграции. В последних работах Гранита [20] показано, что изменение зрачка, вызываемое цилиарной мышцей глаза, приводит к изменению в структуре возбуждения сетчатки: изменения в рабочем состоянии мышцы передаются через нервную систему в зрительные центры, а оттуда к сетчатке. Существуют также факты, говорящие о процессах блокировки в обратном направлении: во время бинокулярного соревнования недоминантный глаз дает менее выраженный зрачковый рефлекс, чем доминантный.

Возможно, отступление в нейрофизиологию оказалось слишком детальным. Однако значение приведенных данных для теории восприятия оправдывает подобные экскурсы. То, что нервная система обладает механизмом блокировки, ясно и без нейрофизиологических доказательств. В области поведения имеется достаточное количество таких примеров, и феномены внимания требуют для своего объяснения такого механизма.

ОБ ОШИБКАХ ГОТОВНОСТИ

Но переучивание перцептивных ожиданий — дело сложное. Ибо там, где речь идет о существенных для организма следствиях, ожидание возможного события меняется нелегко, даже при постоянной возможности исследовать среду.

НЕСООТВЕТСТВУЮ ЩИЕ КАТЕГОРИИ

НЕАДЕКВАТНОЕ УПОРЯДОЧИВАНИЕ ГОТОВНОСТИ

-Стратегии категоризации:набор правил, определяющих, какие явления могут быть объединены в один класс, характер требуемых критических признаков, способ их комбинирования, их относительный вес, допустимые пределы их вариативности;

- категории различаются по их готовности. Это зависит от двух факторов: от ожидаемой вероятности явлений и от требований, диктуемых потребностями и наличной активностью организма. Функции: минимизирует неожиданности внешней среды, и максимизирует успех в получении необходимых объектов;

- истинное восприятие требует обучения категориям и системам категорий, соответствующим объектам и связям физического мира;

Готовность категории: чем больше тем,

(а) надо меньше необхо­димой информации для отнесения объекта к этой категории,

(в) ниже вероятность других категорий соответствовать текущей сенсорной основе.

Готовность категории отражает частоту появления того или иного объекта в жизни субъекта. мотивируется инструкцией, прошлым опытом, мотивацией и т.п.

Эксп. если с помощью компьютерного тахистоскопа на очень короткое время (70—90 мс) предъявлять человеку различные картинки. Если наш испытуемый проинформирован о том, что в набор картинок включено изображение яблока, оно будет опознаваться легче и быстрее других картинок, более того, многие другие картинки будут ошибочно опознаны как яблоко.

Эксп. слова-табу опознаются намного хуже, чем нейтральные слова, однако в том случае если они предъявляются повторно или когда испытуемый предупрежден об их появлении, то точность опознания нецензурных слов становится даже выше, чем нейтральных слов.

стадии категоризации:

1) Первичная категоризация. Процесс, обеспечивающий перцептивную изоляцию объекта или явления. Присвоение явлениям простран­ственных, временных и количественных характеристик.

Перцептивная готовность – готовность категорий к восприятию. Чем больше готовность, тем меньше информации необходимо для отнесения объекта к категории.

Готовность зависит от:

· Вероятности появления объекта (частоты появления).

Пр.: за окном мелькнула какая-то тень, человек не видел, что это было, но он скорее подумает, что это была кошка, чем то, что это был Карлсон.

Механизмы, опосредствующие перцептивную готовность:

-группировка и интеграция (анатомические процессы или что-то еще, непонятно)

-упорядочивание готовности (зависит от мотивации, потребности, опыта, инструкции, контекста…)

-установления соответствия (непонятно, как работают)




Несоответствующие категории. Негр в лондоне принял патрулей за очень доброжелательных людей (они поднимали руки машинам же!). Обучение новому языку с сохранением своего акцента (слова понятны, отнесены к категории, другие признаки нивелируются)

Разделил мнение Брунера, что восприятию нужно учиться. Но есть и врожденные навыки.

· Эксперимент Котята в карусели. Активный научается видеть, пассивный нет.

· Случай С.Б. человек прозрел в 52 года, но все равно не мог воспринимать объекты зрительно без ощупывания. Рисовал автобус всегда без передней части, т.к. никогда не трогал ее. Научение произошло в детстве, перестроиться полностью не смог на зрительное восприятие.

· Эксп. Элеоноры Гибсон. Врожденная реакция на глубину. Дети не ползут по прозрачному настилу над пропастью. дети-ползунки могут зритель­но оценивать глубину.

- восприятие есть акт категоризации;

- отличительные (сигнальные) признаки - свойства стимулов дают возможность отнести их к соответствующим категориям;

- умозаключения необходимы для перехода от признака к категории;

-Стратегии категоризации:набор правил, определяющих, какие явления могут быть объединены в один класс, характер требуемых критических признаков, способ их комбинирования, их относительный вес, допустимые пределы их вариативности;

- категории различаются по их готовности. Это зависит от двух факторов: от ожидаемой вероятности явлений и от требований, диктуемых потребностями и наличной активностью организма. Функции: минимизирует неожиданности внешней среды, и максимизирует успех в получении необходимых объектов;

- истинное восприятие требует обучения категориям и системам категорий, соответствующим объектам и связям физического мира;

Готовность категории: чем больше тем,

(а) надо меньше необхо­димой информации для отнесения объекта к этой категории,

(в) ниже вероятность других категорий соответствовать текущей сенсорной основе.

Готовность категории отражает частоту появления того или иного объекта в жизни субъекта. мотивируется инструкцией, прошлым опытом, мотивацией и т.п.

Эксп. если с помощью компьютерного тахистоскопа на очень короткое время (70—90 мс) предъявлять человеку различные картинки. Если наш испытуемый проинформирован о том, что в набор картинок включено изображение яблока, оно будет опознаваться легче и быстрее других картинок, более того, многие другие картинки будут ошибочно опознаны как яблоко.

Эксп. слова-табу опознаются намного хуже, чем нейтральные слова, однако в том случае если они предъявляются повторно или когда испытуемый предупрежден об их появлении, то точность опознания нецензурных слов становится даже выше, чем нейтральных слов.

стадии категоризации:

1) Первичная категоризация. Процесс, обеспечивающий перцептивную изоляцию объекта или явления. Присвоение явлениям простран­ственных, временных и количественных характеристик.

Перцептивная готовность – готовность категорий к восприятию. Чем больше готовность, тем меньше информации необходимо для отнесения объекта к категории.

Готовность зависит от:

· Вероятности появления объекта (частоты появления).

Пр.: за окном мелькнула какая-то тень, человек не видел, что это было, но он скорее подумает, что это была кошка, чем то, что это был Карлсон.

Механизмы, опосредствующие перцептивную готовность:

-группировка и интеграция (анатомические процессы или что-то еще, непонятно)

-упорядочивание готовности (зависит от мотивации, потребности, опыта, инструкции, контекста…)

-установления соответствия (непонятно, как работают)

Несоответствующие категории. Негр в лондоне принял патрулей за очень доброжелательных людей (они поднимали руки машинам же!). Обучение новому языку с сохранением своего акцента (слова понятны, отнесены к категории, другие признаки нивелируются)

Разделил мнение Брунера, что восприятию нужно учиться. Но есть и врожденные навыки.

· Эксперимент Котята в карусели. Активный научается видеть, пассивный нет.

· Случай С.Б. человек прозрел в 52 года, но все равно не мог воспринимать объекты зрительно без ощупывания. Рисовал автобус всегда без передней части, т.к. никогда не трогал ее. Научение произошло в детстве, перестроиться полностью не смог на зрительное восприятие.

· Эксп. Элеоноры Гибсон. Врожденная реакция на глубину. Дети не ползут по прозрачному настилу над пропастью. дети-ползунки могут зритель­но оценивать глубину.

Таким образом, в арсенале нашего восприятия есть определенные схемы, которые способны направлять исследование: мы, в каждый момент времени, сами не замечая того, выбираем определенные информационные сигналы, очерчивая границы нашему восприятию. Что вы видите на этой картинке? Пожилую женщину, молодую девушку или пожилого мужчину?

2

Почему сначала мы видим один образ, а потом уже находим остальные? Не только эта картинка, но и все предметы, что нас окружают, могут быть восприняты множеством способов, однако мы вырабатываем определенную готовность к их восприятию.

3
4

Например, взгляните на центральный символ. Что же вы видите? 13 или B? Все зависит от того, в каком контексте вы посмотрели на знак — в ряду букв мы, предугадывая, воспринимаем как букву, в ряду цифр — как цифру.

Что вы видите в центральной фигуре на следующей картинке?

5

Если вы изучаете картинку слева на право — лицо, справа налево — женскую фигуру.Наша перцептивная готовность и процесс принятия решения основаны на использовании отличительных признаков, категоризации и группировке, проверке информации.

56

Перцептивную готовность легко можно назвать главной виновницей того, что мы зачастую не замечаем опечатки и ошибки в словах. Даже переставленные буквы в словах не мешают нам понять смысл прочитанного. Мы не вчитываемся в каждую букву, а предугадываем всю надпись на основе опыта. Огромное влияние на наше восприятие имеет опыт, тренировка и привычка. Можно привести огромное количество примеров из нашей жизни, когда мы примерно представляем, что можно ожидать в той или иной ситуации, предвосхищая информацию, которую еще не видим или не слышим.

К примеру, мы можем свободно передвигаться по нашей неосвещенной комнате, не совсем видя какие-то предметы, но зная, чего ожидать.

6

7

Интересно, что мы вырабатываем способность не замечать субъективных явлений, даже когда они могут быть заметны. К примеру надоедливых летающих мух.

Некоторые люди приспосабливаются не замечать трещины на экране телефона, когда другие не понимают, как им можно пользоваться.

8

Многое зависит от того, как наблюдатель распределяет внимание, от его эмоций и состояния. Например, как говорят, что оптимист видит бублик, а пессимист — дырку от бублика. И оба могут быть правы, имея лишь разные способы видения. Вся информация, просто при разных обстоятельствах, имеет разное значение, скрывая в себе огромное количество возможных значений.

9

Вы будите не правы, если все еще думаете, что перцептивная готовность связана со стимуляцией только одной сенсорной системы. С вами случалось, что вы сидите напряженно работаете и вдруг слышите шаги. Наверняка вы сразу думаете, кто же это может быть? У вас есть определенный перечень вариантов.

Или другой пример — часто отталкиваясь от цвета еды или напитков, мы заранее предугадываем, какой вкус они могут иметь. Были проведены эксперименты с одним и тем же напитком, цвет которого изменили с розового на зеленовато желтый.

Люди, пробовавшие напитки, утверждали, что зеленый напиток менее сладкий, хотя на самом деле вкус напитков был одинаковый.

Что касается цвета, он всегда дает нам определенные стимулы.

желтый синий оранжевый

Цвет дает нам определенный стимул, поэтому так сложно это читать. Существует множество двусмысленных рисунков, которые наглядно иллюстрируют, как один и тот же набор стимуляций глаза является источником различных по содержанию восприятий.

10
11
12

В жизни каждого человека нет такого момента, когда бы он был полностью лишен схем. Даже играя в какую-то спортивную игру, как мы ударяем по мячу, зависит от связи некоторых впечатлений, которые мы получаем в данный момент времени.

Так, например, водители-новички, у которых мало опыта с машиной, не могут понять из того, что видят, достаточно ли места на стоянке для и машины. С практикой это становится проще простого.

55

Дизайнеры и разработчики всегда стараются учитывать аспекты восприятия.

Наша система восприятия и перцептивная готовность позволяют нам увидеть в этом наборе символов пунктуации и букв лица, изображающие эмоции.

14

Перцептивная готовность может оказывать нам огромную услугу. Представьте, что вы в другой стране. Вы ищите выход и, видя зеленую табличку, неважно на каком языке, вы предугадываете, что это выход.

Однако перцептивная готовность может нас путать. Видим вдалеке расплывчатым знак — мы заранее предвосхищаем надпись, а она может оказаться другой. Так называемый эффект ожидания может подвести нас.

Следующие картинки как пример того, что вы можем не замечать изменены деталей в перевернутых объектах.

16

И последнее, что я хотела бы продемонстрировать — следующий ролик, в котором создатели играют с нашими ожидания и нашим восприятием.

Перцептивная готовность — феномен в когнитивной психологии, отражающий готовность использования определенных категорий, к которым будут отнесены воспринимаемые объекты. Готовность категорий определяется субъективной вероятностью возникновения определенного события, которая может зависеть от прошлого опыта человека, его мотивации или данной инструкции. Перцептивная готовность упрощает процесс перцепции, так как сокращает время восприятия и количество информации, требуемой для отнесения воспринимаемого объекта к категории, а также минимизирует степень неожиданности событий окружающей среды за счет приведения в соответствие доступности категорий с вероятностью событий внешнего мира.

Понятие перцептивной готовности было разработано Джеромом Брунером, создавшим теорию восприятия как процесса категоризации.

Теория перцептивной готовности Дж. Брунера

По мнению Дж. Брунера, акт перцепции (восприятия) представляет собой процесс отнесения объекта к определенным категориям, формирующимся в процессе обучения. Воспринимая объекты, человек ежеминутно решает задачи, выполняя операцию умозаключения, то есть категоризации. При этом в самом процессе категоризации выделяются 4 стадии:

Механизмы, опосредующие готовность категорий

Брунер предложил выделять 4 механизма, опосредующих формирование и функционирование систем категорий: группировка и интеграция, упорядочение готовностей, установление соответствия и фильтрация.

Группировка и интеграция

Упорядочение готовностей

Установление (отбор) соответствия

Механизм фильтрации похож по функциям на механизм установления соответствия. Он регулирует степень открытости информационных каналов на различных уровнях нервной системы в зависимости от адекватности поступающих сигналов. Последняя в свою очередь определяется энергетическими характеристиками самого сигнала и командами, подающимися из центра и более низких уровней нервной системы.

Негативные эффекты перцептивной готовности

Тот же эффект проявляется у людей, изучающих иностранный язык. Зачастую, несмотря на хорошее владение структурой языка, его лексикой и морфемами, человек всё равно сохраняет привычный ему акцент и проще понимает людей, говорящих с таким же акцентом, из-за сохранности и большей готовности фонетических категорий своего родного языка.

Перцептивная готовность может также опосредовать имплицитное социальное познание, порождая не всегда справедливые установки и стереотипы при восприятии других людей.

Наконец, у человека может произойти неадекватное упорядочивание категорий вследствие наложения на вероятностное освоение среды желаний и страхов. Некоторые люди готовы больше ожидать и потому быстрее воспринимать наименее желаемое событие среди множества ожидаемых событий, а другие, наоборот, — наиболее желаемое.

Дружба

Что такое перцептивная сторона общения?

Перцепция характеризует собой восприятие одного человека другим, когда участники коммуникации получают возможность сформировать представление о себе и собеседнике. Это стало возможным благодаря пониманию целевых установок и мотивов, что не менее важно, чем слова, сказанные вслух. Человек в рамках диалога осуществляют объективную оценку собеседника, внутренние качества которого могут не соответствовать его собственным качествам. Такой формат позволяет людям понимать друга и обозначать возможности и перспективы коммуникации на основе совпадения интересов, взглядов и мировоззрения.

В психологии перцепция рассматривается, как способность человека отображать на познавательном уровне предметы окружающего мира, с которыми он сталкивается на протяжении всей своей жизни. Среди проявлений перцепции можно выделить понимание и принятие. Эта особенность позволяет людям находить общий язык и выстраивать прочную коммуникацию.

Примеры социальной перцепции

Навыки перцептивного общения начинают формироваться с первых лет жизни, когда ребенок начинает различать мимику родителей и распознавать их эмоции. Чем сложнее механизмы восприятия, тем больше факторов воспринимает человек в рамках коммуникации с другими людьми. С их помощью он получает возможность для формирования полноценного впечатления о собеседнике и его характеристиках на основании полученной информации.

Если у человека проявляется интерес к новому знакомому, то предпринимает активные действия для получения как можно большего количества информации о нем посредством вопросов — такой подход позволяет лучше понять его внутренний мир и взгляды. Перцептивное общение заметно ускоряет адаптацию индивида в новой социальной группе, потому что в процесс коммуникации человек доносит до других сведения о себе и получает обратную связь от других участников группы.

Компоненты перцептивной стороны общения

Перцептивная сторона включает в себя совокупность процессов, среди них можно выделить:

  • Оценка невербальных сигналов, транслируемых собеседником;
  • Наблюдение за поведенческими установками;
  • Формирование на основе полученной информации представлений о внутреннем мире собеседника;
  • Формирование восприятия субъекта на эмоциональном уровне;
  • Создание эффективной и прочной коммуникации.

Практическая реализация перцепции

Рассматриваемый элемент позволяет человеку грамотно интерпретировать внешний вид и поведение собеседника. На основе полученных сведений человека формирует собственное заключение об отличительных чертах личности, мотивах поступков. Перцепция оказывает большое влияние на результативность коммуникации. С ее помощью анализируется внутреннее состояние собеседника.

Социальная перцепция позволяет правильно воспринимать окружающие объекты, налаживать коммуникацию с ними. Эффективность социальной перцепции напрямую зависит от того, насколько человек не подвержен влиянию стереотипов, они оказывают негативное влияние на объективное оценивание собеседника, результатом является формирование искаженного образа в сознании.

Механизмы социальной перцепции

Перцептивная сторона коммуникации состоит из совокупности инструментов, с их помощью человек может наладить эффективное взаимодействие с собеседником.

    – это способность человека к самоанализу. С ее помощью человек может понять то, каким его видит собеседник. В рамках коммуникации нам важно знать, как мы выглядим в глазах собеседника, какое впечатление произвели на него, и как он воспринимает наши слова;
  • Идентификация – это механизм, за счет которого человек может поставить себя на место собеседника с целью формирования взгляда на проблему с позиции. Это дает возможность полностью или частично разделить мнение собеседника и его взгляды; – это способность к неподдельному сочувствию и сопереживанию другому человеку, базируется на полном понимании и принятии переживаний и внутреннего мира собеседника;
  • Аттракция – это механизм, с помощью которого формируется предварительное отношение к человеку. Позитивный формат мышления выступает в качестве фундаментальной основы для создания эффективной и прочной коммуникации. Аттракция строится на общих интересах, ценностях. – это механизм, с помощью которого человек может формировать представление о поведении и словах собеседников, опираясь на собственные предположения и данные, полученные в ходе наблюдения.

Функции социальной перцепции

Существует несколько основных функций, которые реализуются в рамках перцептивной стороны общения:

  • Развитие взаимопонимания. Эта функция выступает в качестве обязательного условия для построения продуктивной коммуникации между индивидами. Наличие общих интересов, разделение одинаковых ценностей и убеждений – это фундамент для получения пользы от общения. Также это дает возможность для поиска компромиссов в спорных ситуациях;
  • Развитие эмоционального взаимодействия. Неотъемлемой частью отношений являются чувства и эмоции. Положительные чувства и эмоции формируют симпатию, негативные чувства и эмоции приводят к враждебности.
  • Формирование представлений о себе. Участник коммуникации может получать информацию о себе с помощью выводов, полученных в ходе диалога с другими людьми. В рамках взаимодействия с собеседником, человек может ретранслировать его установки и взгляды на себя. В результате человек может самостоятельно выявить то, что было скрыто в его сознании.
  • Формирование представлений о собеседнике. Это проявляется в понимании взглядов, мировоззрения людей из ближайшего социального окружения. В таких условиях человек может формировать полноценное представление о собеседнике. Альтернативных путей нет. Коммуникация выступает в качестве фундаментальной основы для любого вида отношений;
  • Организация совместной деятельности. Если люди, вступающие в коммуникацию, понимают и принимают друг друга, то это помогает им вести совместную деятельность с ориентацией на качественный результат. Знания о собеседнике дают возможность выстроить стратегию общения с ним в любых ситуациях. Перцепция приобретает новое значение, когда речь заходит о коммуникации в масштабах целой социальной группы. Продуктивная совместная деятельность может осуществляться только при наличии полного понимания и принятия между членами группы.

Заключение

Уровень перцептивных навыков у личности оказывает прямое влияние на ее способность к формированию продуктивной коммуникации с другими членами социума, социальными группами и объединениями. Понимание особенностей субъектов коммуникации позволяет налаживать качественное взаимодействие.

Среди особенностей этого процесса можно выделить зависимость от возрастных, профессиональных, половых, эмоциональных и психологических факторов. Перцептивная сторона общения оказывает большое влияние на коммуникацию между людьми. Чем лучше один человек понимает другого, тем крепче будут их отношения.

Читайте также: