Балакирев могучая кучка доклад

Обновлено: 24.04.2024

Прекрасный пианист, видный композитор, авторитетный руководитель одного из самых известных творческих союзов – красноречивая характеристика российского музыкального деятеля XIX века Балакирева Милия Алексеевича.

Краткая биография

Родился Балакирев 2 января 1837 года в Нижнем Новгороде. Повсюду в городе мальчик слышал скорбную бурлацкую песнь, лирические протяжные и ярмарочные плясовые песни. Детская любовь к русской народной музыке, умноженная на упорные занятия с городским капельмейстером Эйзрихом, дала восхитительные результаты: уже к восемнадцати годам Милий стал самостоятельным и талантливым музыкантом.

Безусловно, значительное влияние на судьбу мальчика оказало знакомство с местным меценатом Улыбышевым. Именно он дал возможность юному музыканту ознакомиться с передовой литературой того времени, получить первые навыки дирижирования в руководстве домашним оркестром.

  • Модест Петрович Мусоргский;
  • Александр Порфирьевич Бородин;
  • Николай Андреевич Римский-Корсаков;
  • Цезарь Антонович Кюи;
  • Милий Алексеевич Балакирев – руководитель объединения.

Дирижерская деятельность

Выступая руководителем концертов воспитанников Бесплатной музыкальной школы, Балакирев активно пропагандирует лучшие произведения русских композиторов, которые не особо воспринимались аристократической верхушкой в Санкт-Петербурге. Очень лестно отзывался о его дирижерском мастерстве немецкий композитор Вагнер, называя его своим русским соперником.

Творчество

К сожалению, внезапная смерть отца, необходимость заботы о сестрах вынудили композитора на длительный срок отстраниться от музыки, устроиться чиновником на железную дорогу и не позволили завершить несколько задуманных произведений.

Последним, также незавершенным, симфоническим произведением Балакирева стала Сюита для оркестра, которую дописал русский композитор Ляпунов. Скончался Балакирев в Санкт-Петербурге 29 мая 1910 года.

Балакирев Милий Алексеевич

Детские годы

Дата рождения Милия Алексеевича Балакирева – 2 января 1837 года (21 декабря 1836-го по старому стилю). Он появился на свет в Нижнем Новгороде, в родовом дворянском особняке на Телячьей улице, в семье Алексея Константиновича Балакирева и Елизаветы Ивановны (в девичестве Ящеровой). Столь необычное имя сыну дала мать: в ее роду оно было популярным.

Позднее в семье Балакиревых родились еще трое детей: дочери Аня, Маша и Варя. Предки Балакирева были богатыми дворянами, мужчины состояли на военной службе. Однако к XIX веку род несколько обеднел, и отец Милия работал титулярным советником, получая скромное жалованье. Мать занималась детьми и хозяйством, музицировала и дала сыну первоначальные навыки игры на фортепиано. Уже в 4 года он играл на рояле, демонстрируя уникальные музыкальные способности.

В 1846 году Милий поступил в Нижегородскую губернскую в мужскую гимназию.

В 1847 году во время летних каникул мать повезла сына в Москву: ей порекомендовали показать мальчика известному педагогу, пианисту и композитору Александру Дюбюку. Всего за 10 занятий с этим наставником талантливый ребенок освоил азы и тонкости фортепианного исполнительства. Вернувшись домой в Нижний Новгород, он продолжил заниматься самостоятельно, а также под руководством Карла Эйзериха – пианиста и дирижера.

Вскоре по приезду из Москвы произошла трагедия: скончалась мать Балакирева. Подросток крайне тяжело переживал ее уход из жизни, почувствовал себя совершенно одиноким духовно – ведь во всей семье только он и Елизавета Ивановна увлекались музыкой. Стресс, пережитый мальчиком, на всю жизнь оставил отпечаток на его психике.

Образование

В 1954 году, не проучившись и двух лет, Милий бросил Университет и вернулся домой. По приглашению Карла Эйзериха Балакирев начинает дирижировать его оркестром, выступает на ярмарках, в театре и Дворянском собрании.

Важным событием в судьбе молодого музыканта стало знакомство с Александром Дмитриевичем Улыбышевым – писателем, переводчиком и музыковедом. По четвергам и субботам в его особняке проходили симфонические вечера, и Балакирев стал их постоянным участником.

Милий Балакирев в молодости

Переезд в Санкт-Петербург

С 1855 года Балакирев выступал на различных концертных площадках Санкт-Петербурга в качестве пианиста и дирижера.

Милий Балакирев в 60-ые года

Музыкально-общественная деятельность

Кризис 1870-х годов

В 1872 году, на фоне идеологических метаний и духовного кризиса, жизнь Балакирева сильно изменилась: он устранился от музыкально-общественной деятельности, кардинально сменил род деятельности – устроился служащим на Варшавскую железную дорогу в магазинную контору. Он стал затворником, жил в окружении подобранных им на улице собак и кошек, перестал есть мясо. Кроме того, он непрестанно молился и всерьез собирался постричься в монахи. Духовник Балакирева священник Иван Верховской отговорил композитора от этого шага, убедив продолжить музыкальную карьеру.

Глава Придворной певческой капеллы

С начала 1880-х годов Милий Алексеевич начал постепенно возвращаться к мирской жизни и музыкально-общественной деятельности. В 1881 году он снова стал директором Бесплатной музыкальной школы.

В 1883 году Балакирев принял предложение стать руководителем Придворной певческой капеллы. За 11 лет работы на этом посту он проявил свои качества организатора и внес существенный вклад в развитие отечественного хорового и искусства:

  • Разработал и применил на практике программу научных классов, призвав к сотрудничеству Н. А. Римского-Корсакова.
  • Расширил и углубил подготовку оркестрантов, чтобы те певцы капеллы, которые в силу потери голоса не смогли продолжить певческую карьеру, получили возможность стать музыкантами-исполнителями в оркестре.
  • Организовал масштабную реконструкцию здания Капеллы, модернизацию учебных аудиторий и концертных залов.

Последние годы жизни

В 1894 году Балакирев уволился из Капеллы, и у него появилось время для собственной композиторской деятельности. В этот период он писал много духовной музыки, занимался доработкой и редакцией своих старых сочинений, а также произведений других композиторов – в частности, М.И. Глинки.

В последние годы жизни Милий Алексеевич становился все более нетерпимым и категоричным к любому мнению, не совпадающему с его собственным. Он стал ярым славянофилом, антисемитом, мог быть крайне резким и недружелюбным в общении. Некоторые люди из его близкого окружения, шокированные подобным поведением, переставали с ним общаться.

Милий Балакирев в старости

Милий Балакирев в старости

В 1905 году Балакирев не принял революционных взглядов многих своих друзей и коллег и осудил произошедшую в России революцию. Этим он еще больше оттолкнул от себя прогрессивно настроенную общественность.

10 мая 1910 года Милий Алексеевич умер в возрасте 73 лет. Несмотря на то, что в последние годы он совсем отошел от публичной жизни, его хоронили как выдающегося деятеля отечественной культуры. Могила композитора находится в Александро-Невской лавре на Тихвинском кладбище.

Личная жизнь

Милий Балакирев никогда не был женат, детей у него тоже не было. Ничего не известно о каких-либо его романтических увлечениях. Очевидно, стресс, полученный в юности после смерти матери, религиозные метания и, в итоге, ортодоксальная набожность определили духовный мир музыканта.

Заслуги

В родном городе композитора Нижнем Новгороде работает музей Балакирева. Его именем названо множество географических и культурных объектов: улицы и площади в Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и других городах, музыкальные школы и колледжи.

Ранние годы

Милий Алексеевич Балакирев появился на свет 21 декабря 1836 года (2 января 1837 года по новому стилю) в Нижнем Новгороде, в старинном дворянском семействе с богатой историей.

Поначалу музыкальным образованием Милия занималась его мать, которая преподавала сыну основы игры на фортепиано. Когда же мальчику исполнилось 10 лет, он на все летние каникулы переехал в Москву, чтобы брать уроки у известного пианиста и композитора Александра Дюбюка.

Вернувшись в Нижний Новгород, Милий продолжил занятия с местным пианистом Карлом Эйзерихом. В краткой биографии Балакирева стоит отметить, что он так и не получил систематического музыкального образования.

Большое участие в судьбе юного музыканта принял меценат, большой знаток музыки А. Д. Улыбышев, который смог сразу разглядеть в Балакиреве талант. В доме Улыбышева Балакирев выступал в качестве пианиста, дирижировал любительским оркестром на музыкальных вечерах.

В 1853 году Милий Балакирев под влиянием семьи поступил на математический факультет Казанского университета, но уже через год бросил его, чтобы всего себя посвятить музыке.

Первое признание

В 1855 году Улыбышев, видя усердие Балакирева, решил взять его с собой в Санкт-Петербург, чтобы познакомить с выдающимся композитором М. И. Глинкой. Милий смог продемонстрировать свои вокальные сочинения мэтру, и тот высоко оценил творчество начинающего композитора. Глинка также посоветовал ему посвятить себя сочинению музыки в национальном духе.

Спустя год состоялось дебютное выступление Балакирева перед петербургской публикой в качестве виртуоза-пианиста. Не только зрители, но и искушённые музыкальные критики с восторгом приняли творчество Милия.

Популярность Балакирева быстро росла. Он стал получать приглашения выступать в знатных домах столицы, в короткие сроки его концертная деятельность стала очень насыщенной.

Несмотря на большой успех, Балакирев не зазнался. Молодой человек понимал, что самое важное для него — написание музыки. Сократив количество концертов до минимума, он с упоением принялся сочинять композиции.

Вскоре к ним присоединились такие выдающиеся композиторы как М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи.

Музыкантов объединяли поиски национальных корней и тяга к родной культуре. Они записывали и изучали образцы русского музыкального фольклора и русского церковного пения. Полученные результаты музыканты в обработанном виде воплощали в музыкальных сочинениях, чаще всего в операх.

Педагогическая деятельность

В 1870-х годах Балакирев был отстранён от руководства и очень тяжело переживал своё увольнение. Он даже хотел уйти в монастырь, но благодаря священнику Ивану Верховскому смог вновь вернуться к музыке.

В 1883 году композитор получил назначение на должность заведующего придворной певческой капеллой. На новом месте Балакирев смог проявить себя талантливым администратором и заботливым руководителем. Его усилиями была разработана программа научных классов, он много времени уделял развитию оркестровых классов при капелле.

Милий Алексеевич так и не завёл семью. Все свои силы он отдавал музыке и заботе о младших сёстрах. Стойко переносить тяжелые жизненные периоды ему помогала религия. Скончался композитор Балакирев 29 мая 1910 года.

Когда Милий был совсем еще юн, он учился игре на фортепиано у Александра Дюбюка, который и сам ныне известен как русский композитор и пианист. В свое время на него очень сильно повлиял Улыбышев.

Улыбышев

Глинка также оказал влияние на направление творческого пути молодого композитора. Когда они повстречались в 1855-м году, он убедил юношу писать музыку в национальном духе.

Но особого музыкального образования Балакирев не получил. Точнее, тому образованию, которое у него было, он был обязан исключительно своим собственным усилиям. И в том же году, в котором он повстречался с Глинкой, он дал свой первый фортепианный концерт, на котором зарекомендовал себя как пианист-виртуоз.

Пройденный путь побудил его 18 марта 1862-го года открыть Бесплатную музыкальную школу, которая работала под покровительством императора. В школе регулярно устраивались концерты, которыми дирижировал как сам Милий, так и Ломакин. Первый руководил оркестровыми пьесами, а второй – хоровыми.

Но Ломакин, который вместе с Балакиревым основывал школу, вскоре оставляет работу в ней, и Милий становится единовластным директором школы вплоть до 1874-го года.

Но в начале семидесятых годов Балакирев переживает слишком тяжелый душевный кризис, чтобы по-прежнему заниматься музыкой. Поэтому он отходит от дел. А чтобы зарабатывать на жизнь, начинает работать рядовым служащим на Варшавской железной дороге. Вновь вернуться к музыке он смог лишь в конце семидесятых.

Когда в 83-м году император назначил его заведовать придворной певческой капеллой, он смог организовать школьное дело на прочных педагогических началах. Кроме того, он собственноручно разработал программу научных классов, а в качестве инспектора музыкальных классов пригласил на должность Николая Римского-Корсакова.

За время управления Балакирева было перестроено здание певческой капеллы. Она превратилась в изящную архитектурную конструкцию с роскошными залами, кроме того, особое внимание было уделено развитию оркестрового класса. Это оказало самое благотворное влияние на певцов капеллы, которые из-за потери голоса были вынуждены прекратить занятия в хоре. Так они могли зарабатывать в привычной для себя обстановке, хоть и другим способом.

Умер Милий Алексеевич 16 мая 1910 года и похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Творческое наследие

Милий Балакирев

Особенно ярким было проявление таланта Балакирева в его ранних произведениях. В них отображалось все многообразие композиции, мелодичность… он очень тонко понимал суть оркестровки. Большое влияние на него оказало творчество Шопена и Глинки. Кроме того, он многое почерпнул , участвуя в ансамблях и дирижируя оркестром в доме Улыбышева.

Примерно в то же время он пробовал самостоятельно сочинять композиции. В связи с тем, что на математическом факультете Балакирев проучился менее двух лет, выживать ему удавалось лишь благодаря скудным заработкам от уроков музыки.

Несмотря на то, что иногда его дух оказывался сломленным, он смог возвращаться к любимому делу снова и снова, выказывая исключительную стойкость и верность своей любви сердешной.

Читайте также: