Доклад анализ концепции ас сша быстрый глобальный удар

Обновлено: 05.07.2024

В результате подобного рода ограничения Конгресса военные США стали преследовать достаточно сомнительную и странную цель: создать стратегическую по дальности ракету, которая летала бы по пологой небаллистической траектории, чтобы потенциальный противник знал, что летящая ракета оснащена не ядерной, а обычной боеголовкой. Правда, при этом нет каких-либо технических ограничений для оснащения подобной гиперзвуковой планирующей ракеты ядерной боеголовкой.

Итак, в течение более десяти лет в Соединенных Штатах изучают различные технологии для дальнего, высокоточного, сверхзвукового удара, включая баллистические ракеты с настильными атмосферными траекториями полета и гиперзвуковые крылатые ракеты. Последние финансируется отдельно от программы CPGS. В классе крылатых ракет в США разрабатывается гиперзвуковая крылатая ракета X-51A Waverider. Основная цель этого проекта - сократить подлетное время высокоточной крылатой ракеты. По проекту X-51A будет развивать максимальную скорость около 6-7 Махов.

- Пентагон не имеет официальной политики, в которой излагаются конкретные военные миссии, для которых может быть приобретено и в которых использовано оружие CPGS. Сколько стоит ракета, и сколько стоит цель, которую эта ракета собирается поразить? Создается реальный риск того, что Соединенные Штаты будут разрабатывать оружие, которое с военной точки зрения не оптимизировано для миссий, для которых оно может быть использовано;

- относительные величины выгод и рисков от нового оружия для CPGS остаются неясными;

- использование оружия для CPGS создает без необходимости риски непреднамеренной ядерной конфронтации с Россией и КНР. Например, американское нападения CPGS против Северной Кореи может быть воспринято в России или Китае так, будто они подвергаются нападению. Это создает риск непреднамеренной эскалации между ядерными державами;

- высокая маневренность гиперзвуковых планирующих ракет по сравнению с баллистическими ракетами может означать, что первоначальная цель может быть изменена, что ведет к неопределенности в понимании их предполагаемого использования;

- опасения потенциального противника, что американские вооружения CPGS могут уничтожить его стратегическое оружие, могут привести к тому, что потенциальный противник будет использовать свое стратегическое оружие на упреждение, т. е. превентивно;

- высокоточностость гиперзвуковых ракет обеспечивает система GPS, которая уязвима для высокотехнологического воздействия. Кроме того, потенциальный противник может попытаться превентивно до нападения CPGS уничтожить или отключить американские спутники GPS. Это создает риск непреднамеренной эскалации;

Следует уяснить, что новый класс американских фактически стратегических вооружений, но в неядерном исполнении, создает прямую военную угрозу РФ только в том случае, если количество носителей для CPGS составит несколько тысяч единиц. Единичные ракеты, несколько десятков или даже сотен CPGS не представляет прямой военной угрозы для России, хотя и неприятны при учете общего потенциала противника. В конце 2012 года американские военные провели командно-штабные учения по отработке навыков нанесения массированных ударов высокоточными обычными вооружениями по некой вымышленной стране для причинения ей неприемлемого ущерба и принуждения к принятию политических условий, диктуемых США. Разбор учений показал, что расход высокоточных обычных боеприпасов должен составить в течение шести часов атаки 3,5-4 тыс единиц, чтобы нанести неприемлемое разрушение инфраструктуры и лишить противника способности к сопротивлению. Поэтому в случае с CPGS очень важно следить за количественным составом его потенциала.

За период развития ядерного оружия ядерные державы осознали, что массированное его применение приведет не к победе одной из сторон, а к катастрофе для всего человечества. В современных международных условиях для государств, отстаивающих свой суверенитет в отношениях с государствами, обладающими превосходством по военной мощи, ядерное оружие остается уникальным инструментом в обеспечении политики сдерживания крупномасштабной агрессии*. В данной связи США предпринимают всевозможные меры для снижения опасности ядерного оружия государств, возможных жертв агрессии США.

В качестве таких мер можно выделить договорные сокращения и ограничения ядерного оружия, гибридную войну, развертывание национальной системы ПРО США и др. Вместе с этим в отдаленной перспективе можно полагать, что США придут к стратегии внезапного применения неядерного быстрого глобального удара, который может обесценить ядерный потенциал государства - жертвы агрессии.

Анализ цели нанесения неядерного быстрого глобального удара. Современный этап развития оружия в интересах нанесения быстрого дальнего, или глобального удара неядерным оружием берет свое начало в 2001 году в четырехгодичных документах под общим названием "Обзор ядерной политики США". В них отмечается, что американские вооруженные силы должны обладать способностью проецировать силу по всему миру, что оружие неядерного быстрого глобального удара (НБГУ) предоставит более широкий спектр действий президента США в ответ на критичные ко времени глобальные вызовы национальной безопасности государства. На основе анализа указанных документов, в которых задекларированы вопросы национальной безопасности США, можно предположить об основных требованиях, предъявляемых к оружию НБГУ. Они заключаются в способности наносить удары за минимальное (установленное) время (не более одного часа после приказа на поражение объекта); поражать мобильные объекты и объекты, имеющие высокую степень инженерной защищенности, в любой точке земного шара.

Исходя из этих требований можно сформулировать цель разработки боевых систем НБГУ США: обеспечить способность наносить удары по заранее установленным объектам на больших расстояниях неядерным оружием в любых регионах мира. При успешной реализации цели у США появится новый инструмент, который можно будет использовать для срыва или задержки применения ядерного оружия государством - жертвой агрессии.

Планирование и применение НБГУ. В конце 2002 и начале 2003 года Пентагон реорганизовал стратегическое командование (STRATCOM) для планирования и применения НБГУ в выполнении боевых задач, ранее предусмотренных для ядерного оружия стратегического назначения. В июле 2006 года STRATCOM создало функциональное подразделение для планирования и нанесение глобального удара (JFCCGS) с применением ядерного и неядерного оружия стратегического назначения.

Возможные условия применения НБГУ. На основе анализа способов реализации цели, которые могут быть выполнены нанесением НБГУ, можно определить возможные условия применения этого оружия для государства - жертвы агрессии. Они могут возникнуть для достижения военно-политической цели агрессии, например, создать условия для смены режима государственной власти ядерной державы - своего политического противника и в данных интересах наносят упреждающий удар, обесценивающий ядерный потенциал жертвы агрессии.

Анализ средств реализации НБГУ. В ближайшей перспективе НБГУ можно реализовать только с помощью авиационных или морских ракет среднего или дальнего радиуса действия, крылатых ракет, размещенных на стратегических бомбардировщиках или подводных лодках, и межконтинентальных баллистических ракет (МБР), базирующихся в море или на суше в Соединенных Штатах. Самолет при размещении его в зоне досягаемости объектов поражения может нанести удар через несколько часов после выхода в зону пуска крылатой ракеты. Кроме того, он уязвим для средств ПВО жертвы агрессии, особенно если объекты поражения расположены в глубине территории государства. Точно так же крылатые ракеты, размещенные на морских носителях, могут быть удалены от объектов поражения и не обеспечат нанесение быстрого удара.

Межконтинентальные баллистические ракеты имеют уникальные критичные ко времени характеристики: время подготовки и пуска, дальность, время, надежность и точность доставки боевых средств к объектам поражения, ресурс для обеспечения возможности выполнения маневра головной частью. МБР с неядерным оснащением могут поражать объекты в любой точке мира в течение одного часа после их запуска, не полагаясь на передовые базы или поддержку других сил и средств ВС США. Исходя из этого для НБГУ наиболее предпочтительным средством в ближней перспективе будут МБР и БРПЛ. США подняли вопрос неядерного оснащения стратегических ракет в "Обзоре ядерной политики" 2001 года, когда ввели понятие "новой триады". Это понятие объединило стратегические ядерные ракеты с высокоточным обычным оружием большой дальности в категорию под названием наступательные ударное оружие.

Финансовое обеспечение создания боевых средств для НБГУ. С 2001 года конгрессом США выделяются ассигнования для разработки средств НБГУ сухопутных войск, военно-морских сил и военно-воздушных сил. С 2008 года в масштабах министерства обороны действует общая программа НГБУ, в рамках которой предусмотрены научные исследования и разработка технологий, которые могли бы обеспечить ее выполнение1.

Согласно этой программе финансируется проектирование, разработка и закупка систем наведения, боевого оснащения, способного маневрировать и планировать в атмосфере. Министерством обороны выделяется часть средств для исследований современных неядерных боеголовок.

Основные программы, получившие финансовую поддержку: ВВС - CSM, DARPA/ВВС - HTV-2; сухопутные войска - AHW.

Программа CSM. В 2008 году ВВС США начали разрабатывать неядерную ракету - CSM как ракету средней дальности по программе модификации неядерного варианта оснащения ракеты Трайдент - CTM. После отказа конгресса финансировать ее развитие принято решение остановиться на реализации варианта CSM. В данном случае предполагалось использовать CSM как средство демонстрации возможности применения боевых средств НБГУ2.

Ракетный комплекс CSM наземного базирования c ракетно-планирующей неядерной боеголовкой способен преодолевать межконтинентальные дальности и воздействовать на объекты поражения в течение от нескольких минут до нескольких часов после запуска. После отделения от ракеты-носителя боевая нагрузка в виде летательного аппарата может сколь угодно маневрировать на траектории полета к объекту поражения. Это позволит не только обеспечить ее неуязвимость системами ПВО-ПРО, но и не вторгаться в воздушное пространство нейтральных стран.

Согласно планам ВВС CSM может объединить ракету-носитель Minotaur IV с гиперзвуковым летательным аппаратом. В соответствии с программами работ по НБГУ первым летательным аппаратом с боевым оснащением был DARPA/ВВС - HTV-2. По первоначальным планам ракетный комплекс CSM в составе трех ракет должен быть развернут к 2012 году, в том числе одной ракетой на боевом дежурстве и двумя - в запасе. Позже рассматривались сроки по его развертыванию в 2015 году. В настоящее время дата развертывания этого комплекса не установлена. Министерством обороны до сих пор не завершены научные исследования, разработки и испытания гиперзвуковых планирующих летательных аппаратов. Не решен вопрос о типе боевого оснащения, пока оно не будет испытано как минимум в пяти испытательных полетах. Ожидается, что их успешные испытательные полеты начнутсяне ранее 2025 года.


Гиперзвуковой опытный летательный аппарат HTV-2. Цель программы HTV-2 - разработка летательного аппарата, способного совершать полет в верхних слоях атмосферы Земли со скоростью более 13 000 миль в час. При испытаниях он должен за 30 минут долететь с авиабазы Ванденберг до условного объекта поражения на атолле Кваджалейн в Тихом океане. Компания Lockheed Martin Corporation разрабатывала HTV-2 с использованием научно-технического задела, полученного при разработке неядерной боеголовки для ракеты Трайдент (E2). Агентство DARPA планировало приобрести и испытать два таких аппарата. ВВС заключили также контракт на приобретение у Lockheed Martin третьего аппарата для испытания в качестве боевого оснащения ракетного комплекса CSM3.

Первое испытание аппарата HTV-2 проведено 22 апреля 2010 года на базе ВВС Ванденберг в Калифорнии с использованием ракеты-носителя Minotaur IV в облегченной конфигурации. Результаты испытаний показали ожидаемые параметры полета аппарата в атмосфере в течение девяти минут после старта, пока телеметрическая информация поступала на средства контроля. Отделение аппарата от ракеты-носителя также было успешным, хотя он сам не смог пролететь требуемое расстояние 4100 морских миль в течение запланированных 30 минут. DARPA удалось собрать значительное количество данных и провести дополнительные необходимые для последующих испытаний исследования. Второе испытание аппарата HTV-2 проведено 10 августа 2011 года. Он успешно отделился от ракеты-носителя, вышел на плановую траекторию и летел со скоростью 20 Махов. Однако средства контроля DARPA потеряли контакт с аппаратом после начала планирующего полета в атмосфере.

Министерством обороны в 2011 году завершена разработка финального конструктивного облика ракетного комплекса CSM и утверждена ракета-носитель Minotaur для вывода летательных аппаратов НБГУ. Однако сочетание недостаточного количества успешных испытаний и отсутствие полноценного финансирования ставит под сомнение развертывание этой системы.

Программа AHW. Сухопутные войска также разрабатывают боевое оснащение, известное как AHW, представляющее собой гиперзвуковой летательный аппарат для доставки неядерного боезаряда к объектам поражения. Он может быть развернут на ракете с меньшей дальностью полета по сравнению с HTV-2, вследствие чего должен размещаться на передовых рубежах. При подлете к цели боеголовка специальной системой наведения сможет маневрировать и наводиться на объект поражения4.

Программа AHW изначально предназначалась для снижения рисков технической реализации в поддержку проекта ВВС. Но после неудачного испытания HTV-2 программа AHW оказалась ведущей в разработке боевого оснащения ракетных систем для неядерного быстрого глобального удара. В настоящее время летные испытания масштабированной версии AHW запланированы в 2018 и 2019 годах.

Проблемные вопросы реализации НБГУ. Главным при реализации идеи НБГУ остается вопросов снятия риска принять пуск ракеты с неядерным оснащением за пуск ракеты с ядерным оснащением. США пытаются найти решения этого вопроса, например, декларированием отдельных позиционных районов размещения неядерного ракетного оружия или оповещением других государств о траекториях полета ракет с неядерным оснащением. В настоящее время договоренности по решению этого вопроса ни одним из государств не достигнуто.

США рассматривают возможность применять для НБГУ ракеты средней дальности за пределами континентальной части страны. Если их радиус действия будет менее 5500 километров, то они подпадают под ограничения, установленные в Договоре 1987 года о нераспространении ядерного оружия, что усложнит переговоры с другими странами о развертывании этого оружия.

Таким образом, с объявлением США программы неядерного быстрого глобального удара начался современный этап развития стратегического неядерного вооружения. Несмотря на существование программы более десяти лет, достигнутые результаты весьма скромны. Испытания гиперзвукового планирующего аппарата HTV-2 завершились неудачно, другой аппарат AHW имеет шансы на успех, однако не прошел полный комплекс испытаний. Планируемые конгрессом ассигнования для данной программы с каждым годом увеличиваются, однако в сравнении с программой национальной системы ПРО США это финансирование меньше в десятки раз. Создание образца вооружения для НБГУ возможно не ранее 2025 года, а полномасштабное развертывание при успешном решении проблемных вопросов не ранее 2030 года.

Тем не менее США не отступают от идеи создания оружия НБГУ. Для создания технологий гиперзвуковых управляемых ракетно-планирующих летательных аппаратов создана международная кооперация. В перспективе после 2030 года следует ожидать дальнейшее развитие этой программы. Необходимо быть готовым к адекватному ответу на потенциальные возможности этой программы.

* Под крупномасштабной агрессией понимается агрессия, целью которой является смена государственного строя (режима) государства - жертвы агрессии.


Нужно отметить, что концепция Быстрого глобального удара родилась в США в далеком 2001 году одновременно с падением башен-близнецов. Реализация концепции должна была открыть новую эру человечества, в которой было бы безграничное доминирование США. Но не сложилось.

За истекшее время США не удалось создать ровным счетом ничего. В то же время Россия обзавелась подобным оружием, и только Москва, в настоящее время, может сделать то, о чем мечтали в Вашингтоне. Получилось так, что США затеяв гонку вооружений и сформулировав суть концепции, так и не сумели ее реализовать, даже при наличии безграничного печатного станка. Но некоторые в Вашингтоне продолжают мечтать о доминировании в мире.

В предисловии к упомянутому докладу отмечается, что Быстрый глобальный удар неядерным оружием позволит США поражать цели в любом месте на планете всего за час. Эта способность может подкрепить усилия США по сдерживанию и поражению противников, позволив атаковать важные цели в начале или во время конфликта. Впрочем, все это уже сообщалось и доводилось до мировой общественности в 2001 году. Так что сейчас все это больше напоминает фарс.

В документе уточняется и подчеркивается, что оружие Быстрого глобального удара, не заменит ядерное, оно должно дополнить боевой потенциал США в сфере обычных вооружений. Хотя при этом противники США могут неверно истолковывать запуски, принимая их за использование ядерного оружия. Это может привести к возрастанию риска ядерного реагирования на нападение со стороны США.

К слову, бюджетный запрос Пентагона на 2019 финансовый год (начался 1 октября 2018 года) увеличивает финансирование по концепции Быстрого глобального удара до $278 млн. При этом в 2018 финансовом году на это выделялось $201 млн. Всего на это дело в течение ближайших пяти лет США потратят (запланировано) $1,9 млрд.

Проиграв этот раунд, многие в США уже задумались, стоит ли активизировать свои усилия в ответ или это приведет к еще большей гонке вооружений и перерастет в опасную нестабильность. Эти мысли четко прослеживаются в докладе.

Концепция мгновенного глобального удара не только расширила ядерную триаду США крылатыми ракетами, но и стремится вывести ее на новый качественный уровень за счет разработок высокоточных систем гиперзвукового оружия

США: ставка на глобальный мгновенный удар

Глобальный мгновенный удар (Prompt Global Strike, PGS) - это стратегическая концепция армии США, согласно которой Пентагон с 2002 года начал долговременную реформу по перестройке структуры видов вооруженных сил.

Цель обозначена: поддержание американских интересов в глобальном масштабе. PGS включает в себя комплексы вооружений. Это - МБР шахтного и морского базирования, гиперзвуковое оружие воздушного, сухопутного и космического базирования, а также высокоточные крылатые ракеты воздушного и морского базирования.

None

Заявленные цели

В этом же QDR делался акцент на развертывании в течение 2-4 лет группировок подводных лодок с МБР Trident II D5 с обычными боеголовками - для обеспечения задач PGS без применения ядерного оружия.

Запуск Trident II D5 с подводной лодки.

Большинство американских аналитиков сходятся во мнении, что армия США пока не имеет возможностей для обеспечения разведывательных потребностей в интересах PGS.

Структура STRATCOM - JFCC-GS.

Сценарии

В 2009 году Defense Science Board (Совет министерства обороны США по науке, DSB) подготовил пять сценариев по применению вооруженной силы в рамках PGS. По мнению военных аналитиков, армия США может применить глобальный удар в следующих случаях.

Во-первых, когда почти равный по мощи военный противник использовал свой противокосмический потенциал для уничтожения американского спутника.

Во-вторых, когда США захотели уничтожить компоненты ядерного оружия, которые террористическая организация поставила нейтральной стране.

В-третьих, комплекс оружия массового уничтожения временно находится в сельской местности нейтральной страны.

В-четвертых, руководство террористической организации собралось в известном месте в нейтральной стране.

И в-пятых, когда государство-изгой, вооруженное ядерным оружием, угрожает применить это оружие против США или их союзника.
В этих сценариях было отмечено, что США не могут обеспечить разведданные в режиме реального времени для достижения эффективности применения оружия PGS. Поэтому ставка делалась на наиболее быстром применении этого оружия в течение нескольких минут, не дожидаясь получения уточняющей развединформации, которая может поступить в течение нескольких часов.

В качестве обоснования такого расширения QDR 2010 года приводит слова генерала Джеймса Картрайта, которые он сказал на слушаниях сената в 2006 году. В частности, генерал отметил, что повышение точности МБР приведет к более эффективному их применению по особо важным объектам противника, а высокоточные крылатые ракеты смогут поразить до 30% целей, которые раньше были закреплены за МБР.

Гиперзвуковые компоненты

В 2003 году ВВС США и DARPA инициировали программу, известную как FALCON (Force application and launch from continental United States, - применение силы и запуск с континентальной части США). Она была разработана с целью создания ракеты-носителя (РН), похожей на баллистическую ракету, и гиперзвукового спускаемого аппарата - Сommon aero vehicle (CAV), для выполнения боевых миссий в рамках PGS.

Программа FALCON.

При запуске РН (модифицированной МБР) CAV должен перемещаться со скоростью 5М (пять чисел Маха) для того, чтобы доставить боеголовку из США в любую точку Земли менее, чем за два часа. Комплекс Falcon CAV должен быть готов к запуску в течение 24 часов. Скоростной боевой блок CAV после отделения от РН должен совершать маневренный полет, поражать как стационарные, так и мобильные цели на всю глубину территории противника. Для поражения мобильных целей CAV будет получать актуальную информацию с точными координатами цели. Вероятное отклонение от точки цели для CAV составляет до 3 метров.

По замыслу командования ВВС США, пусковые установки по программе FALCON должны располагаться вне зоны базирования шахтных МБР. В качестве первых баз, на которых могут быть размещены Falcon CAV, командование ВВС США предложили базу ВВС Ванденберг на западном побережье и мыс Канаверал на восточном побережье.

22 апреля 2010 года министерство обороны провело первое испытание корабля HTV-2, запустив его на ракете Minotaur IV с авиабазы Ванденберг в Калифорнии. HTV-2 достиг заданных параметров полета в атмосфере, после чего, через девять минут после взлета, с ним была потеряна связь. Запуск признали успешным, хотя HTV-2 так и не смог пролететь расстояние в 6.600 км за планируемые 30 минут.

Запуск ракеты Minotaur IV.

Армия США разработала свой гиперзвуковой комплекс - Advanced Hypersonic Weapon (AHW). AHW имеет коническую конструкцию. Приближаясь к цели, он маневрирует и поражает ее с помощью системы точного наведения. U.S. Аrmy провела успешные летные испытания AHW 17 ноября 2011 года.

Гиперзвуковые комплексы США.

Не называется, но финансируется

В отличие от администрации Барака Обамы, команда Дональда Трампа не стала открыто рассматривать PGS ни в стратегии национальной обороны, ни в Новой ядерной доктрине, но в тексты этих документов включила все основные программные термины PGS из документов STRATCOM, ВВС США, DARPA и Defense Science Board.

Подводя итог, можно сказать следующее: PGS не только расширила ядерную триаду США крылатыми ракетами, но и стремится вывести ее на новый качественный уровень за счет разработок высокоточных систем гиперзвукового оружия.

Читайте также: